Научная статья на тему 'СЕМЬЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ'

СЕМЬЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СЕМЬЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Д.В.

В статье анализируется значение семьи в развитии ребенка с аутизмом, показана взаимосвязь проблем семьи с выраженностью симптомов аутизма у ребенка, обосновывается необходимость оказания психолого-педагогической помощи семье в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Казанцева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY OF A CHILD WITH AUTISM: FEATURES, PROBLEMS, HELP DIRECTIONS

The article analyzes the importance of the family in the development of a child with autism, shows the relationship of family problems with the severity of autism symptoms in a child, and substantiates the need for psychological and pedagogical assistance to the family as a whole.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ»

Поскольку при изучении дисциплины: «Математика» студенту важно не только осваивать учебный материал, но и овладевать культурой умственного труда, то умения овладевать знаниями поделим на две группы:

- специфические умения (специфически предметные), которые являются основой профессиональных умений;

- общие умения, включающие в себя, умение работать с первоисточниками, находить нужную информацию; пользоваться справочниками; конспектировать; правильно описывать наблюдаемый процесс; выделять главное в лекции, тексте, эксперименте; воспринимать главное на слух; отстаивать свои взгляды; кратко излагать свои мысли, идеи; систематизировать и квалифицировать явления; анализировать факты; делать обобщения и выводы и т.п.

Информационно-образовательная среда Алтайского ГАУ позволяют организовывать индивидуальные консультации по дисциплине, через которую студент может задать преподавателю вопрос в любое время. Особенностью таких консультаций является их открытость для всех посетителей сайта. Ответить на вопрос студента при этом может как преподаватель, так и любой посетитель сайта, владеющий нужной информацией; индивидуальные, групповые консультации, что позволяют участникам находиться в разных местах проживания (городах, селах).

Информационные технологии могут быть использованы и при контроле знаний студентов. Для его осуществления преподаватель готовит различные виды заданий и разрабатывает вопросы для тестирования.

Основой для организации эффективного контроля являются следующие положения:

- самостоятельное освоение знаний невозможно без осознания каждым студентом целей обучения и методов учебной работы;

- самостоятельное изучение теоретических вопросов, выполнение индивидуальных заданий должны заканчиваться для каждого студента написанием отчетного материала (прохождение тестирования);

- контрольные задания должны охватывать весь проверяемый материал;

- студенты должны четко знать о времени, месте, форме проведения контроля;

- каждому студенту необходимо предоставить возможность ознакомиться с оценкой его отчетных материалов и ответов, узнать, где он допустил ошибки; получить информацию о том, какими средствами воспользоваться, чтобы исправить ошибки; организовать дополнительную самостоятельную работу по овладению учебным материалом.

Библиографический список:

1. Бельчикова. О. Г. Формирование культуры познавательной самостоятельности студентов при изучении математики / О. Г. Бельчикова, М. В. Кокшарова // Вестник научных конференций. - Тамбов : Консалтинговая компания Юком. - 2017. - № 4. - С. 26-28.

2. Кокшарова, М. В. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов на лекциях по математике / М. В. Кокшарова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'19 : сборник научных трудов № 11. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2019. - С. 202-203.

УДК 159.9

СЕМЬЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ FAMILY OF A CHILD WITH AUTISM: FEATURES, PROBLEMS, HELP DIRECTIONS

Казанцева, Д. В., магистрант ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск nodarika88@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется значение семьи в развитии ребенка с аутизмом, показана взаимосвязь проблем семьи с выраженностью симптомов аутизма у ребенка, обосновывается необходимость оказания психолого-педагогической помощи семье в целом.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, семья ребенка с аутизмом, психолого-педагогическая помощь.

Abstract. The article analyzes the importance of the family in the development of a child with autism, shows the relationship of family problems with the severity of autism symptoms in a child, and substantiates the need for psychological and pedagogical assistance to the family as a whole.

Key words: autism, autism spectrum disorders, family of a child with autism, psychological and pedagogical assistance.

Система помощи детям с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) в нашей стране постоянно совершенствуется, в практику внедряются признанные во всем мире психолого-педагогические подходы. Однако подавляющее большинство реализуемых психолого-педагогических

программ демонстрируют детоцентрированный подход, не охватывая психолого-педагогической помощью семьи детей с аутизмом [1]. Тогда как, по нашему мнению, в качестве адресата психолого-педагогической помощи следует рассматривать всю семью, в которой воспитываются дети с РАС.

Семья является важнейшим ресурсом развития любого ребенка, но особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Она не только обеспечивает удовлетворение большинства возникающих потребностей, но и способствует формированию духовно-нравственных основ личности, самореализации, предоставляет первый опыт социального взаимодействия и влияет на дальнейшую социализацию и социальную адаптацию [2].

Семья ребенка с РАС существенным образом влияет на динамику его развития, эффективность проводимых реабилитационных и коррекционно-развивающих мероприятий [2]. Родители ребенка с РАС выполняют не только все функции, которые возлагаются на семьи нейротипичных детей, но и ряд специфических, обусловленных заболеванием ребенка. Они ответственны за выбор эффективных стратегий помощи, поиск специалистов и координацию их усилий, становятся сами участниками психолого-педагогической коррекции, обеспечивая необходимый интенсивный режим занятий, осуществляют генерализацию навыков ребенка и множество других.

Потенциально семья ребенка с РАС обладает широкими возможностями для создания благоприятных условий для его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество, однако на практике сталкивается с большим количеством трудностей и из положительного может стать деструктивным фактором развития ребенка [1].

Проблемы семьи ребенка с РАС многообразны и затрагивают все сферы жизни: это финансовые трудности, связанные с возрастанием экономических потребностей и сокращением доходов; целый спектр медицинских проблем, связанных с постановкой диагноза, отсутствием стандартизированного маршрута помощи, коммерциализацией медицинских услуг; проблемы воспитания, обучения и ухода, включающие отсутствие соответствующих знаний и навыков у родителей, зачастую формальный характер услуг, оказываемых в государственных центрах; психологические проблемы: пролонгированный стресс, отсутствие моральной поддержки, конфликты с членами семьи и окружающими, «аутизация» семьи в целом, и соматические, включая, повышенный риск смерти.

Названные проблемы, накладываясь на личностные особенности родителей, создают неблагоприятный психологический климат в семье, порождают неправильные модели воспитания, тем самым, усиливая выраженность нарушений развития у ребенка с РАС.

Все это обусловливает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семье ребенка с РАС. Такая помощь должна быть направлена на повышение родительской компетентности, нейтрализацию психологических проблем, гармонизацию отношений в семье, активацию ресурсов семьи, обеспечение максимально возможной самостоятельности и независимости детей с РАС и их семей, носить комплексный, адресный и систематический характер и включать в себя консультационные услуги, психокоррекционные мероприятия и коррекционно-развивающую работу, как с ребенком, так и с членами его семьи.

Библиографический список:

1. Захарова, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом / Е. В. Захарова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. -№ 45. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semey-vospityvayuschih-detey-s-autizmom (дата обращения: 07.05.2020) - Текст: электронный.

2. Аптикиева, Л. Р. Семья как фактор личностного развития ребенка / Л. Р. Аптикиева, А. Х. Аптикиев, М. С. Бурсакова // Вестник ОГУ. - 2014. - № 7 (168). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/semya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 25.04.2020). - Текст: электронный.

УДК 37.063

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ ORGANIZATION OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS RESIDENTIAL INSTITUTIONS IN AN URBANIZED ENVIRONMENT

Гонохова Т. А., канд. психол. наук, доцент Благовская Е. В., канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск tgonohova@yandex.ru, e9236646707@yandex.ru

Аннотация. В статье подчеркнута роль специально организованной работы по социализации воспитанников школ-интернатов и формированию уровня социальной готовности выпускников к урбанизированной среде. Представлены направления, психологические и социально-педагогические ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.