Научная статья на тему 'Семья - как основа воспитания здорового образа жизни человека'

Семья - как основа воспитания здорового образа жизни человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СЕМЬЯ / ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTHY LIFESTYLE / FAMILY / THE BODY OF THE CHILD / YOUTH SPORT / HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович А.П.

Творческий потенциал ребенка, психоэмоциональная составляющая формируются в дошкольный период и основы физической культуры, здорового образа жизни, взаимоотношение его с внешним миром, представления о нем закладываются в семье. Основная задача физического воспитания дошкольников использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному развитию и совершенствованию детского организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья - как основа воспитания здорового образа жизни человека»

Попович А.П.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания и спорта Уральский государственный лесотехнический университет (Екатеринбург),

Россия

Семья - как основа воспитания здорового образа жизни человека

Аннотация.

Творческий потенциал ребенка, психоэмоциональная составляющая формируются в дошкольный период и основы физической культуры, здорового образа жизни, взаимоотношение его с внешним миром, представления о нем закладываются в семье. Основная задача физического воспитания дошкольников - использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному развитию и совершенствованию детского организма.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, семья, организм ребенка, детско-юношеский спорт, здоровьесбережение.

Key words: healthy lifestyle, the family, the body of the child, youth sport, health preservation.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция повышения роли государства в развитии массового детско-юношеского спорта, активной пропаганды здорового образа жизни. Принятые законы в области физической культуры и программы такие, как Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007г., Федеральный закон об образовании в России от 9 декабря 2012 г., Концепция развития физической культуры в России от 2009г., статьи Конституции РФ №41 и №72 и многие другие документы говорят и подтверждают, что государство с пониманием и решимостью готово содействовать повышению «качества жизни» россиян. Здоровье, физическая культура становятся приоритетными направлениями социальной политики.

Проблема снижения уровня здоровья детей всех возрастных групп приобрела в настоящее время большую социальную значимость. На фоне произошедших социально-экономических преобразований в стране дети оказа-

© Попович А.П. / Popovich A.P., 2014

лись одной из самых уязвимых групп населения. Автор не считает необходимым говорить о проблемах сегодняшнего дня, с которыми сталкивается современный человек и которые он должен преодолевать, неся «вечное и доброе», реализуя свое предназначение в жизни. Конечно, речь идет о человеческой гармонии, когда все прекрасно - «и тело, и душа, и мысли». Как воспитать именно такого человека, кто должен внести основной вклад в его «гармонизацию» - государство, посредством дошкольных учреждений, школ, вузов или семья? Каковы их обязательства, каков их «баланс» в роли воспитания» гармоничной личности? Автор данной публикации уверен, что основы «физического воспитания», как и воспитание ребенка, человека в целом, закладываются в семье. Это аксиома. Тем не менее, для убедительности приведу примеры. Мы с вами знаем посредством СМИ об уникальных и трагических судьбах детей-«маугли», которые в раннем возрасте (от 2-6 лет) находились под опекой четвероногих «родителей». Вернувшись в социум и, несмотря на титанические усилия социальных служб, педагогов, психологов, эти дети навсегда утеряны для полноценной адаптации в обществе, отставая в своем интеллектуальном, психологическом, культурном развитии. На таком примере мы убеждаемся, что внутренний мир ребенка во всех его проявлениях, творческий потенциал, психоэмоциональная составляющая формируются в дошкольный период и зависят целиком от родителей, в том числе, и основы физической культуры, здорового образа жизни, пространственно-временные характеристики взаимоотношения малыша с внешним миром, представления о нем закладываются в семье. В этот период государство оказывает влияние на своих юных граждан опосредованно, через «физическую культуру» родителей. Вот именно к вам, папы и мамы, обращается автор с целью оказания методической помощи в нелегком процессе «физического воспитания» наших «дошколят». К данной публикации меня подтолкнули размышления после знакомства со статьей коллег из Томского государственного педагогического университета Даниловой Т.Е и Нарзулаева С.Б., которые утверждают, что «ведущая роль в формировании и сохранении здоровья школьников

должна отводиться школе». Позволю себе не согласиться с коллегами. Безусловно, никто не умаляет значения и значимости роли школы. Педагоги, специалисты, программы, разработанные учеными, разнообразные формы обучения и многое другое предполагают максимальное развитие наших детей именно в рамках общеобразовательных учреждений, но хотелось бы обратить внимание на дошкольный период. Именно в этом возрасте закладываются внутренние основы «человека с большой буквы» или формируются проблемы воспитательного характера, преследующие человека на протяжении его жизни. Если школа получает «субъект», в работе с которым требуется прилагать существенную «коррекцию», а не «развивать» и «совершенствовать» его, предпочтительнее второе и третье. «Учить правильно» намного проще, чем «переучивать», «воспитывать», а не «перевоспитывать». С этой аксиомой, уверен, коллеги согласны. Психологическое состояние и уровень развития ребенка в полной мере закладывается в семье, а дошкольное учреждение несет дополнительную развивающую и подготовительно-образовательную функцию, а не воспитательную. Не буду отрицать ребенок, посещавший детский сад, отличается от «домашних» детей, к сожалению, не всегда в позитивную сторону.

Наука о человеке говорит о наличии в нем двух основополагающих частей. Первая - «природное существо», человек - биологический вид, имеющий свои особенности, закрепленные в наследственных факторах, в генофонде, как одном из факторов здоровья человека. Вторая особенность, которая выделяет человека из многообразия живого мира - будучи биологическим объектом, он является социальным существом и своим появлением на Земле изменил окружающий мир, нарушив, к сожалению, экологическое равновесие в природе, что повлияло на здоровье самого человека.

То, что человек при рождении получает от природы, его способности, одаренность, талант, может реализоваться только в обществе. Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром.

В своей публикации хотел бы обратить внимание на родителей, которые непосредственно сами занимаются воспитанием детей дошкольного возраста. Именно эта часть родителей, предпочитающих самим заниматься со своими детьми, к сожалению, уделяют основное внимание другим «направлениям» воспитания, но не «физическому», нарушая баланс гармоничного развития ребенка. С пониманием относясь к тому, что «за окном» третье тысячелетие, время современных технологий, каждый из родителей пытается заложить в своих детях «фундамент» их успешного будущего, основываясь на своем жизненном опыте. Какой же он, «жизненный опыт» у большинства россиян в отношении физической культуры и спорта? Относительно небольшой, надо признать, не беру во внимание, родителей, которые сами профессионально занимались спортом или работают в этой сфере. Итак, прежде чем приступить к процессу физического воспитания детей, считаю необходимым обратить внимание мам и пап, что в дошкольный период важнейшими для воспитания факторами являются рефлексы познания, подражания, действия, общения и самоутверждения. Поэтому содержательная обстановка обеспечит успех, формирует эмоционально-положительное отношение у детей к физическим упражнениям. Необходимо использовать разнообразие форм и методов в воспитании. Методы и средства физического воспитания в семье могут быть самые разнообразные. При различных средствах, формах и методах, используемых в физической культуре детей, заслуживают особое внимание подвижные игры, туризм, закаливание. Подвижные игры в России имеют давние традиции и могут оказывать колоссальное позитивное влияние на физическое развитие ребенка, его духовное, нравственное, интеллектуальное развитие, формирование его эстетической культуры, искусства самовыражения. Родителям необходимо знать, что педагогическая деятельность строится на принципах систематичности, последовательности, сознательности, самостоятельности и творческой активности воспитуемого «субъекта», оптимального сочетания наглядных, вербальных, практических приемов обучения. Взрослые должны создавать условия для организации самостоятельной

деятельности ребенка, использования им двигательного опыта, знаний при занятиях подвижными играми с учетом возрастных особенностей ребенка. Особенно подчеркну то, что важнейшим фактором при разучивании подвижных игр у дошкольников, определяющим эффективность двигательных действий, являются зрительные анализаторы изучаемого движения, эталон, на который должен ориентироваться ребенок. Доминирующим методом при этом является «наглядный». В народе говорят - «ребенок слышит глазами». И вот здесь особое внимание к родителям. Занимаясь со своими детьми, зная, что именно вы являетесь для них «наглядным пособием», эталоном, вы сами должны совершенствоваться в сфере двигательной деятельности, т.е. активно, систематически заниматься физической культурой, выполнением физических упражнений, вести здоровый образ жизни, оставаясь для своих детей, внуков достойным примером для подражания. Существует большое количество подвижных игр для детей различного возраста, начиная от таких, как «Ладушки», «Гуси-лебеди», «Воробьи-вороны», «Бега раков», «Катание на тройке». Но применить их, разучивать с детьми необходимо при своем непосредственном участии. Несмотря на потраченное время, оно вернется к вам, папы и мамы, большим бонусом, в виде счастливых, здоровых, жизнерадостных лиц ваших детей.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному развитию и совершенствованию детского организма. Одной из таких форм оздоровления и физического развития является туризм. Его особую значимость и воздействие на детей дошкольного возраста отмечают в своих исследованиях Л.В.Карманько, Н.И.Бочаров. Конечно, начинать с малолетними детьми необходимо с прогулок, крайне желательно в лесопарковой зоне, постепенно увеличивая и дистанцию маршрута, и время пребывания на свежем воздухе. Прогулки, туристические маршруты необходимо планировать таким образом, чтобы в них входили следующие составляющие:

- ходьба по грунтовой дороге;

- ходьба по лесной тропе;

- подъем в гору и спуск с горы;

- преодоление естественных препятствий;

- тренировка равновесия (на бревне); рассказы, беседы о природе, чтение литературы;

- традиционные и народные подвижные игры.

Согласитесь, воздействие на организм ребенка, двигательная активность, общение во время таких походов, самое благоприятное. Сложность для родителей заключается в подборе оптимального маршрута - длина дистанции, сложность «тропы» и время в пути должны быть составлены таким образом, чтобы ребенок, проявив определенные психологические качества, успешно его преодолел.

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения для нашей страны особенно актуальна. По данным Минздрава России почти 95% новорожденных имеют различного рода отклонения в состоянии здоровья. И за счет компенсаторных возможностей к трехлетнему возрасту организм ребенка частично справляется с имеющимися недостатками. К сожалению, буквально каждый ребенок дошкольного возраста страдает от недостатка двигательной активности и пониженного иммунитета.

Закаливание, при условии, активного использования, занятий подвижными играми, пешими прогулками, походами, туризмом, является прекрасным средством физического воспитания, что в комплексе представляет собой многообразное воздействие на организм. Наибольший эффект, как отмечают специалисты, имеют водные процедуры, обливание ног, тела, влажное обтирание. Считается, что именно они активизируют иммунную систему детского организма. Как описал Ганс Селье (1936г.), действие иммуномоду-ляции происходит в итоге активизации работы подкоркового слоя надпочечников и увеличения выброса глюкокартикоедов в кровь. Механизм этих срочных адаптивных перестроек обусловлен развитием стрессогенных реак-

ций. Силу воздействия закаливающих процедур необходимо подбирать индивидуально, систематично и постепенно. На мой взгляд, описанные выше средства, методы, формы физического воспитания детей дошкольного возраста, а именно: подвижные игры, туризм, закаливание, могут претендовать на оптимальную программу воспитания в ребенке здорового образа жизни, адаптировать его к последующей учебе в общеобразовательных и профессиональных учреждениях, заложить устои будущих отношений, что и будет основой создания семьи, как ячейки общества. Только лишь в сочетании выполнения своих функций и в семье, особенно, в дошкольный период, и в государственных структурах, родители вправе рассчитывать на заботу, уважение и внимание со стороны своих детей, достойное продолжение семейных традиций, а государство - пополнением рядов достойных граждан Великой России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Материалы VII Международной научно-практической конференции 25-26 марта 2004г., Томск: Центр учебно-методической литературы Томского политехнического университета, 2004. -242с.

2. Биленко А. Г. Основы спортивной метрологии. Учебное пособие / А. Г.Биленко, Л. П.Говорков. - СПб.: ГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. - 138с.

3. Ендальцев, Б. В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях. Монография / Б. В. Ендальцев. - СПб. : МО РФ, 2008. - 198 с.

4. Современные проблемы теории и практики физической культуры: Научно-практическая конференщя, посвященная 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ Николая Ивановича Пономарева : Сб. науч. Тр. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2012. - 317 с.

5. Спортивная и физкультурно-оздоровительная деятельность в современном вузе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры физического воспитания УГТУ-УПИ. -Екаткеринбург : УГТУ-УПИ, 2009. - 166 с.

A.P. Popovich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of the Physical Education and Sport Ural State Forest Engineering University (Ekaterinburg), Russia

Family - education as a basis of a healthy way of life

Abstract. Creativity of the child, psycho-emotional makeup - formed those reflected in the preschool period and the basics of physical education, healthy lifestyles, its relationship with the outside world, the representation - tion of it laid in the family. The main objective of physical upbringing ofpreschoolers, - use of various forms of work with children, which contribute to the functional development and improvement of the child's body.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.