© Панфилова Т.Н., Медведева О.В., 2009 УДК 614.1:362.17
СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ
Т.Н. Панфилова, О.В.Медведева
Правительство Рязанской области Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
В работе обсуждаются проблемы репродуктивного поведения и сохранения репродуктивного потенциала населения с позиции трансформации функции семьи. Отмечается, что для преодоления неблагоприятной демографической ситуации, среди основных приоритетных направлений демографической политики особое значение имеет стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.
Ключевые слова: семья, демографическая политика.
2008 год, объявленный в Российской Федерации Годом семьи, положил начало новой семейной политике, в которой приоритет отдан семейным ценностям.
В Концепции демографической политики на период до 2025 года объединены политика денежных доходов, семейная политика, программы действий на рынке труда, политика охраны здоровья и охраны труда, а общей целью определено снижение темпов естественной убыли и стабилизация численности населения (к 2015 г. - на уровне не менее 140 млн. человек), создание условий для постепенного перехода к ее росту в последующие годы.
В связи с этим сохранение репродуктивного потенциала населения России становится важной стратегической задачей демографической политики, при том, что сложившаяся демографическая ситуация в значительной мере определяет режим воспроизводства населения.
Рождаемость находится в сильной зависимости от репродуктивного поведения, в то же время само репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях.
При современном типе репродуктивного поведения населения внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в важную составляющую образа жизни, становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости.
Характеризуя рождаемость, следует отметить, что 1999 г. в России был годом абсолютного минимума, однако с 2000 г. наметилась положительная тенденция в сторону некоторого увеличения показателя. К 2007 г. уровень рождаемости в России увеличился с 9,8%о до 11,3%о, однако его уровень продолжает оставаться низким, а естественный прирост отрицательным. Низкая рождаемость усугубляется тем, что семьи в Российской Федерации по составу продолжают оставаться преимущественно однодетными (а, как известно, одного ребенка недостаточно для того, чтобы обеспечить простое воспроизводство населения), и эта тенденция приняла настолько выраженные формы, что угроза депопуляции все еще достаточно реальна.
В Рязанской области ситуация менее оптимистична: в 1995 г.
коэффициенты рождаемости и смертности составляли 7,8%о и 17,9%о соответственно, а показатель естественного прироста - (-10,1%о). Самые низкие показатели рождаемости зафиксированы в 2000 г. (7,0%о), это ниже, чем в Российской Федерации (7,7%о) и в Центральном Федеральном округе (8,7%о). И хотя в последние годы в Рязанской области также отмечается положительная динамика показателя, его значение в 2007 г. (9,4%о) все же ниже, чем в целом по России.
Следует заметить, что отмеченная положительная динамика обусловлена объективными факторами. Во-первых - это позитивные изменения в репродуктивной структуре населения, во-вторых, некоторое улучшение материального положения семей, в связи с чем отмечаются изменения репродуктивных установок. Кроме того, в период с 1999 г. по 2003 г. возросло количество заключенных браков (на 180.000), а это, в свою очередь, положительно повлияло на состояние рождаемости
- появление первенцев и вторых детей в семьях, которые были созданы за последние несколько лет.
Ситуация с рождаемостью существенно усугубляется тем, что в настоящее время имеет место тенденция к росту гинекологической и соматической патологии среди женщин репродуктивного возраста, частоты осложнений беременности и родов, а также повышение заболеваемости новорожденных.
Из 35 млн. абортов, производимых в мире около 2,5 млн. приходится на Россию, выдвигая ее тем самым на одно из первых мест по количеству абортов, а прямой экономический ущерб от них, по оценке некоторых специалистов, составляет не менее 5% от общего бюджета здравоохранения [3,6].
По данным социологических исследований почти около 40% мужчин считают аборт вполне приемлемым при наступлении не планируемой беременности; более 40% - возлагают ответственность только на женщину. Подавляющее большинство подростков (71,4%) считают вполне естественным прерывание первой беременности для девушки, не состоящей в браке [2].
Большая частота абортов, обусловлена низкими репродуктивными установками у современных девушек: идеальным числом детей они называют 2,0, а желаемых детей - 1,8 [8].
Прогрессирование такой тенденции обусловлено сохранением четко выраженной установки современных семей на малодетность [1]. Так, согласно вероятным прогнозам из тысячи человек населения, состоящего из двухдетных семей, через тридцать лет остается 621 человек, через шестьдесят - 386, через девяносто -240, а через триста лет - всего 8 человек [6].
Из года в год растет число женщин, которым из-за серьезных нарушений детородной функции требуется ее сохранение и восстановление в максимально короткие сроки. В связи с этим для них важна доступность к современным методам профилактики, диагностики и лечения, своевременное получение качественной акушерско-гинекологической помощи, которые в сочетании с адекватной социальной поддержкой в большинстве случаев способны обеспечить женщине возможность реализации материнской функции. Разработка комплексного подхода к решению столь актуальной задачи в области рождаемости и охраны материнства и детства возможна только на государственном уровне на основе целенаправленной деятельности федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти [1,2].
В репродуктивном поведении населения в последние годы отмечаются определенные закономерности: снижение возраста начала половой жизни в добрачном периоде; беспорядочные половые контакты и распространение ИППП; достаточно низкие показатели брачности и нестабильность семейно-брачных отношений; снижение мотивационной потребности женщин генеративного возраста в рождении детей [7,8].
Изменение репродуктивного поведения российских семей - есть следствие трансформации функции семьи, в том числе и репродуктивной, а проблему низкой рождаемости невозможно успешно решить без изменения отношения общества к семье и ее ценностям.
Важную роль в формировании государственной политики в России по улучшению охраны здоровья женщин сыграли международные конференции ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и положению женщин [3].
Еще на первой национальной конференции «Проблемы планирования семьи в России» (1994) отмечалось, что в современных социально - экономических условиях проблема планирования семьи чрезвычайно актуальна для России. Сегодня совершенно очевидна необходимость комплексного подхода со стороны государства и общества к решению проблем абортов и планирования семьи. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить население информацией по вопросам планирования семьи и развивать программы поддержки семьи на государственном и муниципальном уровнях [4,7].
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию России 2006 года обозначен комплекс существенных мер по поддержке молодых семей и стимулированию рождаемости. При этом всесторонняя помощь семьям будет оказываться на этапах планирования, рождения и воспитания ребенка.
В связи с этим, следует представлять, в чем заключается разница между планированием семьи и семейной политикой.
Планирование семьи используется в двух основных смысловых контекстах:
- на уровне государства понимается деятельность, направленная на создание условий для реализации ответственного родительства и для достижения каждой семьей желаемого числа детей (на практике, она бывает направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ограничение деторождения);
- на уровне семьи понимается принятие семейной парой решение о величине семьи, числе детей и т.д. (в этом случае, планирование семьи осуществляется через внутрисемейное регулирование деторождения).
Семейная политика используется как термин для обозначения мер по социальной поддержке института семьи вообще и конкретных семей в частности. То есть семейная политика - это область и социальной, и демографической политики одновременно.
В структуре семейной политики можно выделить следующие направления деятельности:
- половое воспитание детей в семье и школе;
- материальная и правовая поддержка молодой семьи (пособия, кредиты и
т.д.);
- развитие многопрофильных «служб семьи» (психологическая поддержка, диагностика отношений между супругами и т.д.);
- развитие служб планирования семьи;
- содействие вступлению в брак одиноких и разведеных, служба знакомств;
- создание благоприятных условий для семейного отдыха и досуга;
- пропаганда семейных ценностей через средства массовой информации.
На Международном Конгрессе «Российская семья» были подведены итоги
десятилетнего участия России в реализации решений, принятых в ходе Международного года семьи, объявленного Организацией Объединенных Наций. Создан и работает Национальный общественный комитет «Российская семья», учредителями которого выступили крупнейшие политические деятели, высшие учебные заведения, общественные организации, проводится государственная и общественная работа с семьями в субъектах Российской Федерации, усилено внимание к проблемам семьи со стороны ученых, средств массовой информации и самих граждан.
Но, прежде всего, следует преодолеть неблагоприятную демографическую ситуацию. Среди основных блоков приоритетных направлений демографической политики особое значение имеет стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.
Что касается мер по повышению рождаемости, то приоритетными направлениями в этом случае становятся: увеличение социальной поддержки материнства и детства; пропаганда борьбы с абортами; информационная политика по утверждению семейных ценностей, материнства и многодетности.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в Рязанской области разработана областная целевая программа «О дополнительных мерах по реализации Концепции демографического развития Рязанской области на 2008-2010 годы». Программа утверждена областной Думой в качестве Закона Рязанской области № 159 от 1 ноября 2007 года и, помимо прочих, в нее включены следующие разделы:
• Стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства.
• Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализация программы в 2008-2010 годах позволит сделать первые шаги на пути достижения стабилизации темпов убыли населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, повышения суммарного коэффициента рождаемости, заложить основы для формирования позитивного общественного мнения о ценностях семьи, здоровой, долгой и деятельной жизни как необходимого условия преодоления кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрюшина Е.В. Здоровье россиянок на рубеже веков / Е.В. Андрюшина, И.П. Каткова, Н.М. Римашевская. - М.,2004. - 249 с.
2. Гаврилова Л.В. Репродуктивное поведение населения Российской Федерации в современных условиях / Л.В.Гаврилова. - М., 2000. - 160 с.
3. Кулаков В.И. Охрана материнства и детства как национальная проблема России / В.И Кулаков // Материалы I Всерос. форума «Мать и дитя». -М.,2001.- С. 8-14.
4. Николаев М.Е. Поддержка семьи и материнства - путь выхода из демографического кризиса / М.Е. Николаев // Духовно-нравственные основы демографического развития России: материалы церковно-общественного форума (18-19 октября 2004 г.). - М.,2005. - С.34-37.
5. Проект Концепции демографической политики Российской Федера-
ции на период до 2025 г. // Рязан. мед. вестн.- 2007. - № 10.- С.13.
6. Шемаринов Г.А. Анализ социально-гигиенических факторов и ресурсного обеспечения службы родовспоможения и их роль в укреплении здоровья женщин репродуктивного возраста: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Г.А. Шемаринов. - М.,2005. - 48 с.
7. Щепин В.О. Здоровье населения и структурные преобразования в здравоохранении Российской Федерации в 90-е годы / В.О.Щепин // Вестн. Рос. акад. мед. наук. - 2001. - № 5.- С.40-45.
8. Юрьев В.К. Методология оценки и состояние репродуктивного потенциала девочек и девушек / В.К.Юрьев // Пробл. социал. гигиены и истории медицины. - 2000. - № 4. - С.3-5.
ТОЕ FAMILY AS AN OBJECT OF THE MODERN DEMOGRAPHIC POLICY
T.N.Panfilova, O.V.Medvedeva
The problems of reproductive behaviour and preservation of reproductive potential of the population from a position of transformation of function of the family are discussed. It is marked, that for overcoming an adverse demographic situation, among the basic priority directions of a demographic policy special value has the stimulation of birth rate and strengthening of institute of family.