Научная статья на тему 'Семья как объект библиотековедческих исследований'

Семья как объект библиотековедческих исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern state of a family was described. The main factors influencing a crisis in family were indicated. The degree of investigation concerning the interaction of two social institutions, a library and a family was analysed.

Текст научной работы на тему «Семья как объект библиотековедческих исследований»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2005. № 3. С. 72-75. © Е.А. Бухтиярова, 2005

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Е.А. Бухтиярова

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, кафедра библиотечно-информационной деятельности 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 15 марта 2005 г.

Modern state of a family was described. The main factors influencing a crisis in family were indicated. The degree of investigation concerning the interaction of two social institutions, a library and a family was analysed.

Анализ публикаций последнего десятилетия свидетельствует о том, что семья находится в состоянии кризиса. По мнению ряда специалистов, ценностный конфликт личности и общества, невыполнение репродуктивной и социапизацион-ной функций семьи, ослабление семьи как союза родственников (родителей и детей, супругов), процесс индивидуализации, автономизацгш Я, ослабление триединства родства—родительства— супружества, совместной деятельности родителей и детей и может быть назван кризисом семьи [1, с. 111-112].

Сегодняшний кризис института семьи обусловливается следующими факторами, обозначенными Е.М. Римашевской: расслоение общества; снижение физического и психического здоровья; снижение работоспособности; криминализация и люмпенизация молодежи; осложнение жилищной проблемы и др. [14, с. 8-28]. Сходной оценки придерживаются и ее коллеги, В.Н. Архангельский, В.И. Бестужев-Лада, А. Кузьмин, В.М. Медков.

Результатом явилось снижение рождаемости, демографический кризис, отчуждение молодежи от семьи, разрушение регулятивной функции семьи в отношении семейной жизни и воспитания своих новых членов, разрушение института брака, разрыв традиционных связей между поколениями по линии родства, потеря веками сложившегося ореола святости брака, девальвация ценностей «семейного очага» [2, с. 9].

Семья, несмотря на кризисное состояние, остается, пожалуй, единственным институтом воспитания и социализации детей и подростков.

Одной из составляющих в преодолении кризиса может стать поддержка со стороны различных

общественных структур.

В частности, специфическое место в системе социальных институтов, влияющих на социализацию личности и формирование мировоззрения, занимают библиотеки. Семья в условиях кризиса не в состоянии самостоятельно организовать семейные чтения, и в этом может помочь библиотека.

Большинство общедоступных библиотек ведут работу с семьей, но видят ее лишь как организацию досуга, что явно обедняет деятельность библиотеки по взаимодействию с семьей.

Вместе с тем, семейное чтение как вид деятельности воспитывает настоящего читателя, развивает потребность в чтении, закладывает фундамент читательского развития, тем самым формирует личность.

По утверждению A.C. Павловой, «в современной социокультурной ситуации необходим новый, научно обоснованный подход к изучению семьи как социального института, роли семейного чтения в процессе социализации, и уже на основе полученных данных необходимо строить гибкую политику библиотечно-информацнонного обслуживания семьи и организации в ней семейного чтения» [11, с. 40].

Нуждается в разработке собственно теория семейного чтения.

Сегодня требует уточнения содержание термина «семейное чтение». Определения семейного чтения давались многими учеными (В .А. и Е.А. Невскими, A.M. Цыганковой и др.). Например, «семейное чтение - это добровольная, систематическая и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, стоя-

щих на разных ступенях социализации, в которой преобразуются и используются произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи» [12, с. 61].

Семейное чтение рассматривали и как процесс, и как деятельность. Существовавшее долгое время представление о семейном чтении как домашнем или чтении вслух не раскрывало сущности данной дефиниции.

В середине XX в. был проведен ряд фундаментальных исследований, изучающих чтение разных социальных групп, в том числе и семьи. В исследовании «Книга и чтение в жизни небольших городов» [7] 1969-1972 гг. одной из целей было выявить роль семьи в руководстве чтением детей. В работе анализировались следующие моменты: 1) в чем проявляется руководство чтением в семье; 2) как велико влияние семьи на чтение школьников разного возраста; 3) каково субъективное отношение родителей к чтению детей; 4) от чего зависит уровень руководства чтением в семье.

В результате исследователями были сделаны следующие выводы: во-первых, роль семьи в руководстве чтением невысока, большее влияние семья оказывает на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Во-вторых, роль библиотеки значительнее, нежели роль семьи. По мере взросления читателей влияние библиотеки уменьшается. Следовательно, семья является элементом среды, формирующим в ребенке его отношение к основным видам деятельности, в том числе и к чтению, несмотря на различные взгляды семей. Существенно не влияют на руководство чтением в семье такие факторы, как социально-профессиональный ее состав, квалификация и возраст родителей, доходы семьи, культурно-бытовые условия. Влияние оказывает уровень образования родителей. Безразлично относятся к руководству чтением ребенка родители с образованием ниже среднего, значительная потребность в этом у родителей с высшим образованием.

В 1978 г. вышла монография «Книга и чтение в жизни советского села (1973-1975)», подготовленная Государственной библиотекой Ленина. Она подвела итог исследования распространенности чтения на селе. Одна из глав монографии М.Д. Афанасьева «Межчитательское общение в малых социальных группах (на примере сельской семьи)» посвящена изучению «путей приобщения личности к печатному слову под воздействием семьи и выявлению факторов, способствующих повышению читательской активности» [8, с. 72].

В исследовании констатируется, что ситуация на селе в сфере распространения чтения отличается от ситуации, сложившейся в городе. 87%

сельского населения (старше 7 лет) обращаются к печатному слову, лишь 7 % сельских семей ответили, что они не читают. Чтение - явление массовое, как отмечается в исследовании, оно создает почву для читательского общения (сюда были включены беседы о книгах, пересказ прочитанного, чтение вслух, рекомендация книги для прочтения) .

Роль читательского общения в сельской семье выше, это связано прежде всего с особенностями сельского образа жизни и ориентацией на семейные способы проведения досуга, а также ограниченным набором на селе учреждений культуры.

Это подтверждают следующие данные: 62 % сельских семей беседуют о прочитанном, 53 % читают книги вслух. Эффективность читательского общения можно подтвердить косвенным показателем: межличностные контакты являются основным источником информации и побудительным мотивом для выбора литературы (35 % обратились к конкретной книге по совету друзей, родных) [8, с. 73].

Так же, как и в исследовании «Книга и чтение в жизни небольших городов», обнаружена зависимость между возрастом ребенка и уровнем руководства семьи. В семье, имеющей ребенка младшего школьного возраста (6-11 лет), преобладают процессы руководства чтением со стороны родителей (из 97 семей 54 руководят детским чтением), что вполне совпадает с вышеобозначен-ными тенденциями в руководстве чтением городских детей. Поощряется самостоятельное громкое чтение детей, беседы, в которых родители выявляют содержание чтения и уровень понимания ребенком прочитанного текста.

На руководство чтением подростка и юношества влияют уровень образования родителей, с одной стороны, и читательская активность и образование ребенка - с другой. Ведущая роль школьника проявляется раньше в том случае, когда уровень образования родителей низок. В такой ситуации руководство чтением детей заметно ослабевает, общение становится равноправным. «Цифры выборочного анализа дают следующую картину общения: из 27 семей с детьми 12-18 лет родительское влияние на чтение детей сохраняется лишь в 8 семьях, в 14 отмечена большая активность детей и в 5 - дети и взрослые равноправные партнеры читательского общения» [8, с. 77].

К вопросам руководства чтением в семье активно стали обращаться в конце 1970 гг. XX в., об этом свидетельствует ряд работ, например диссертационное исследование 1978 г. З.И. Кадынце-вой [6]. Автором была предложена система взаимодействия библиотеки и семьи, предполагающая не только единство целей и задач воспитания де-

74

Е.А. Бухтиярова

тей средствами печатного слова, но и взаимообогащение методики воздействия на ребенка.

Проблема взаимодействия библиотеки и родителей юных читателей рассматривалась и в 1980-1990 гг. (речь идет о работе с родителями, а не с семьей). Примером тому может служить исследование О. Кабачек [5], в котором уделяется особое внимание поиску причин ослабления контактов библиотеки с семьей. В качестве основных причин были названы: самоустранение родителей от руководства чтением детей, несмотря на увеличение возможности (материальный достаток, образовательный уровень и т. д.), перекладывание ими своих обязанностей на различные социальные институты (школу, детский сад, библиотеку). За этим, по мнению О. Кабачек, скрывается, во-первых, педагогическая неграмотность, во-вторых, изменившиеся формы потребления информации в семье, проживающей в городских условиях (чтение книг из домашней библиотеки, пользование телевизором, магнитофоном...). Была определена готовность родителей к руководству чтением детей, а также мотивация такого руководства.

Этой же проблеме посвящены методические рекомендации, составленные О.Л. Кабачек [3], а также учебное пособие Г.А. Ивановой и З.И. Кадын-цевой [4], куда вошли некоторые теоретические разработки 1978 г.

Большое значение для теории и практики организации семейных чтений имеет пособие «Семейное чтение», составленное И.Я. Линковой [10], в котором специалисты РГДБ излагают опыт организации цикла занятий с родителями. Данное методическое пособие на сегодняшний день достаточно активно используется в библиотечной практике.

В учебном пособии Л.М. Цыганковой [15] содержатся теоретические и практические материалы об особенностях и специфике современной семьи, условиях взаимосвязи библиотеки и семьи, подчеркивается актуальность формирования семейного «читательского поля», особое внимание уделяется определению термина «семейное чтение», возрастным и психологическим особенностям детей, что в дальнейшем будет способствовать формированию в семье совместного чтения.

В статье A.C. Павловой «Социальные, психолого-педагогические и библиотековедческие проблемы семейного чтения» была предложена модель организации семейного чтения с указанием конкретных этапов:

1) круг чтения (данный этап включает отбор литературы для семейного чтения);

2) процесс чтения (подготовительный этап: выбор книги, постановка задач чтения и его методическая разработка; и смысловое восприятие

текста: предварительная беседа, выразительное чтение, объяснение неясных слов);

3) обсуждение прочитанного (беседы о прочитанном, пересказ, повторное чтение);

4) послечтение(рисование, лепка, инсценировки, сочинительство) [13, с. 112—113].

Автором проанализирована готовность семьи и библиотеки в организации процесса семейного чтения. По мнению A.C. Павловой, семейное чтение целесообразно рассматривать на двух уровнях:

1) как совместную читательскую деятельность членов семьи;

2) как совместную деятельность семьи и библиотеки по организации чтения и формирования читательской деятельности. Подчеркивается, что «эти два уровня должны протекать в тесном взаимодействии, причем первый уровень обусловлен вторым: чем профессиональнее будут подготовлены родители к организации семейных чтений, тем выше уровень развития читательской культуры ребенка» [13, с. 119].

Вопросы и проблемы семейного чтения, как наиболее сложные в педагогике, до сих пор находятся в процессе теоретического изучения, а также практических разработок и поисков.

Основными разработчиками программ семейного чтения в России в основном являются библиотеки. За рубежом существуют различные модели программ, которые сильно отличаются, как и состав их исполнителей. Одни программы рассчитаны на ресурсы домашней среды (семьи), другие на реализацию и использование в библиотеках, школах, тюрьмах и т. д. Разработкой и внедрением программ занимаются Ассоциации чтения, в которых обязательно есть родительские комитеты. Например, в США получил свое развитие проект «Час чтения», программа прежде всего нацелена на приобщение к чтению детей и взрослых. Подобные проекты существует в Швеции, Британии. За рубежом также функционируют различного рода коммерческие и некоммерческие организации и фонды, например фонд Барбары Буш, Национальный центр семейной грамотности в Лиусвилле, нацеленные прежде всего на решение проблемы семейной неграмотности, в том числе и через организацию семейного чтения. В эту работу включены больницы (библиотеки налаживают связь с департаментом здравоохранения и сотрудничают в данном направлении), школы. Активное участие в работе по воспитанию традиций семейных чтений принимают средства массовой информации.

С 90-х гг. XX в. в России библиотеками (как на базе общедоступных, так и специализированных, например библиотек семейного чтения) создаются программы семейного чтения. Они носят

комплексный, целевой, территориальный характер и посвящены различным направлениям библиотечного обслуживания детей и взрослых. Любая программа призвана помочь организаторам и руководителям семейных чтений составить конкретный алгоритм работы с учетом определенной группы читателей. Это направление является актуальным, так как на данном этапе развития потеряны традиции семейного чтения.

Ряд библиотек, всерьез не занимаясь читательским развитием детей в семье, подменяют это направление работы организацией досуга семьи, что в современных условиях явно недостаточно. Необходима серьезная работа комплексного характера по формированию читательской культуры семьи, привлечению ее к чтению.

В России был разработан проект концепции общенациональной программы «Чтение», призванной мобилизовать усилия государственных и общественных структур федерального и регионального уровней в организации чтения. Цель программы: всемерная поддержка чтения, важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала нации, роста творческой и социальной активности российского общества [9, с. 14].

В программе были обозначены тревожные тенденции, складывающиеся на сегодняшний день в российском обществе: 40 % взрослого населения не читает книг, тираж издаваемых книг за последние 10 лет упал в 4 раза, журналов и газет в 5 раз, тревожная ситуации складывается в области детского и подросткового чтения и т. д. В связи с этим был предложен комплекс мер по решению вышеназванных проблем. Отдельной строкой обозначено актуальное направление «Семейное чтение», но на данный момент пока детально не проработаны мероприятия, не обозначены пути решения проблем семейного чтения, несмотря на их очевидность.

В 2004 г., в рамках принятой программы прошел Конгресс в поддержку чтения. Одной из главных тем выступления стала необходимость приучения детей к чтению через различные формы координации между государством, общественностью и бизнесом.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда о существующей программе знают лишь узкие круги, которые непосредственно занимаются данным вопросом: книгопродавцы, библиотекари, писатели, педагоги. На основе имеющегося проекта и детальных мероприятий следует в дальнейшем активно разрабатывать программы семейного чтения, ведя согласованную работу с организациями, библиотеками. Необходимо предпринять конкретные шаги по реализации национальной программы «Чтение», привлекая обще-

ственность, различные социальные институты.

В связи с этим, важно заниматься этой проблемой как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

[1] Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. 304 с.

[2] Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб., 1999. 320 с.

[3] Детская библиотека и родители юных читателей: методические рекомендации / ГБЛ; сост. О.Л. Ка-бачек, ред. Ю.В. Просалкова. М., 1990. 26 с.

[4] Иванова Г.А., Кадынцева З.И. Работа библиотеки с родителями. М., 1991. 69 с.

[5] Кабачек О. Проблемы взаимодействия библиотеки и родителей // Сов. библиотековедение. 1981. №1. С. 44-50.

[6] Кадынцева З.И. Пути взаимодействия библиотеки с семьей в руководстве чтением школьников младшего возраста: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1978. 155 с.

[7] Книга и чтение в жизни небольших городов: По материалам исследования / ГБЛ. М., 1973. 327 с.

[8] Книга и чтение в жизни советского села: Проблемы и тенденции / ГБЛ. М., 1978. 180 с.

[9] Концепция национальной программы «Чтение»: принята 7 сентября 2001 года Всероссийским конгрессом в поддержку чтения // Чтение. Общество. Государство: Материалы к Всерос. совещанию. М., 2002. Кн. 2. С. 14-17.

[10] Линкова И.Я. Семейное чтение. М., 1989. 39 с.

[11] Павлова A.C. Биографический метод в изучении семейного чтения: теоретико-методологический аспект // Современное библиотечно-ин-формационное образование: Учеб. тетради. СПб., 2004. Вып. 7. С. 39-51.

[12] Павлова A.C. Семейное чтение и его организация // Психология и социология библиотечно-информационной деятельности и подготовки библиотечных кадров: Материалы Второй региональной науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2001. С. 61— 62.

[13] Павлова A.C. Социальные психолого-педагогические и библиотековедческие проблемы семейного чтения // Современное библиотечно-информа-ционное образование: Учеб. тетради. СПб, 2000. Вып. 5. С. 108-122.

[14] Римашевская П.М. Сочинения. М., 1998. 320 с.

[15] Цыганкова .П.М. Семейное чтение. Барнаул, 1996. 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.