Научная статья на тему 'Семья как культурный источник имагинального развития личности'

Семья как культурный источник имагинального развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / КУЛЬТУРА ОБРАЗА / ОБРАЗ СОЗНАНИЯ / ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ИСТОЧНИК / IDEAL IMAGE / CULTURE OF IMAGE / IMAGE OF CONSCIOUSNESS / VALUES / FAMILY AS A CULTURAL SOURCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александровская Валентина Николаевна

Данная статья исследует сущность идеального образа как психического отражения, который имеет культурно-историческую детерминанту. Автор утверждает, что семья является культурным источником идеального образа. В рамках семьи формируется представление человека о жизни, реальности, обществе. Основные аспекты статьи систематизированы и расположены в таблицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family as a cultural source of the imaginal development of personelity

The article reseachers an essence of the ideal image as a psychic reflect, which has cultural historic determinante. Author maintains, that family is a cultural source of ideal image. Ideal of a man about life, reality, society forms in the family frame works. Main aspects of article are syctemated and placed in the tables.

Текст научной работы на тему «Семья как культурный источник имагинального развития личности»

УДК 159.923.2 : 316.356.2

В. Н. Александровская

Семья как культурный источник имагинального развития личности

Данная статья исследует сущность идеального образа как психического отражения, который имеет культурно-историческую детерминанту. Автор утверждает, что семья является культурным источником идеального образа. В рамках семьи формируется представление человека о жизни, реальности, обществе. Основные аспекты статьи систематизированы и расположены в таблицах.

The article reseachers an essence of the ideal image as a psychic reflect, which has cultural - historic determinante. Author maintains, that family is a cultural source of ideal image. Ideal of a man about life, reality, society forms in the family frame works. Main aspects of article are syctemated and placed in the tables.

Ключевые слова: идеальный образ, культура образа, образ сознания, ценности, семья как культурный источник.

Key words: ideal image, culture of image, image of consciousness, values, family as a cultural source.

Актуальность. В научной теории познания есть замечание Э.В. Ильенкова о том, что идеальное - это слишком важная категория, чтобы с нею обращаться бездумно [1, с. 232]. Идеальное - это отражение действительности в формах духовной деятельности, а идеальный образ - это способность человека духовно-мысленным образом воспроизводить окружающий мир. Кроме того, духовно-мысленное состояние сознания - это сфера культуры сознания. Сознание и культура взаимообусловливают друг друга на всех уровнях их взаимодействия. В научной литературе исследователи оперируют термином «культура образа», что подразумевает «детерминированные культурой способы организации и построения образа, интериоризируемые и усваиваемые посредством общения и совместной деятельности с носителями культуры и освоения в ходе этой совместной деятельности культурных кодов». И далее: «в норме для структуры и динамики образа сознания культурная принадлежность субъекта имеет решающее значение» [2, с. 173]. Однако «культурная принадлежность» начинается с семьи, именно там формируется «духовно-мысленное наполнение» идеального образа личности, ее имагинальное развитие. То есть измерение идеального образа задается культурой, которая изначально формируется в се-

© Александровская В. Н., 2013

мье. Там же формируются и личностные особенности как формы измерения образа сознания (идеального образа). В связи с этим цель нашего исследования - показать, что идеальный образ - это упорядоченная структура, отражающая степень целостности «Я-концепции» личности, препятствующая развитию «психической энтропии», формирующая «личностное начало» («Единое»), «реальность в себе». Задача работы - доказать, что все эти качественно-смысловые характеристики закладываются и формируются в семье и в дальнейшем обусловливают место и положение человека в обществе.

Историография исследуемого вопроса. Идеальный образ - это полифункциональный и полиструктурный феномен, рассматриваемый не только разными видами знаний, но и разными психологическими направлениями. Кроме классиков (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов) в наше время идеальный образ рассматривается с самых разных сторон: Ф.Е. Василюк (структура образа); А.А. Гостев (образная сфера человека); М. Коул (культурно-историческая психология); Д.А. Леонтьев (личностный смысл и трансформация психического образа); А.Д. Малахова (диалектика образных и вербальных компонентов мышления); М. Мид (культура и мир детства); Е.А. Петрова (визуальная психосемиотика общения); В.М. Розин (визуальная культура восприятия); В.В. Сидорова (культура образа сознания) и др.

Исследуя с самых разных сторон идеальный образ, все авторы детерминируют его культурно-исторически. Кроме того, культура образа указывает и ни культуру сознания, в рамках которой идеальный образ и формируется. В свою очередь, культура сознания формируется социально-гуманитарными знаниями и технологиями и находит свое выражение в мировоззрении как в комплексной своей форме. Комплексная форма сознания представлена системой ценностей личности, системой ее взглядов, системой норм и принципов поведения, мотиваций поступков и за каждой этой системой стоит идеальный образ.

Несмотря на субъективный характер наших ценностей, они придают нашей жизни объективность существования, «направленность и смысл» (В. Франкл). Ценности формируются в детстве и на их основе человек входит в общество и живет в нем сообразно сформированным представлениям.

И. Госковец структурировал систему ценностей и дал им определение. Так, он пишет: «Ценностная ориентация формируется в процессе приобретения социального опыта и проявляется в виде целей, идеалов, убеждений, интересов и других проявлений личности. Ценностную ориентацию может сформировать как отдельный человек, так и группа. Как правило, она служит для сплочения груп-

пы людей. Классические ценности - это доброта, красота, правда и справедливость» [3, с. 83].

В своих исследованиях мы использовали разработанную им систему ценностей, которая закладывается еще в детские годы и формирует в сознании ребенка образ жизненного смысла. Это ценностные детерминанты, которые лежат в основе культуры образа и культуры сознания. Приводим ее в табл. 1 в соответствии с авторской версией И. Госковец [3, с. 83-84].

Таблица 1

Перечень ценностей

Ценность Определение

Альтруизм Поддержка людей, попавших в сложную ситуацию

Автономия Самостоятельное (независимое) принятие решений, достижение целей, согласно собственным представлениям и суждениям

Авторитет Влияние на других людей и управление ими

Экономическое Прибыль, богатство

вознаграждение

Эстетика Любовь к красивым вещам и к природе

Физический тонус Развитие (тренировка) своего тела и приобретение навыков

Культурная Чувство принадлежности к определенной культуре

идентичность (к группе ее представителей)

Религия Духовная тяга к трансцендентному

Личностные качества Личностное развитие, саморазвитие, личностный рост

Социальные Брак, партнерство, дружба

отношения

Окружающий мир Приемлемые условия дома и на работе

Развитие и карьера Профессиональный и карьерный рост, повышение уровня жизни

Потомство Забота о детях

Престиж Общественное положение, гарантирующее признание

Предки Интерес к своим корням, к традиции

Риск Волнение, острые ощущения из-за принятия рискованных решений, поведения, поступков

Семья Совместная жизнь и забота о семье

Творчество Придумывание или создание чего-то оригинального

Образование Накопление знаний

Стиль жизни Организация жизни, согласно собственным представлениям

Как отмечает И. Госковец, представленная им система ценностей формирует и базовые критерии оценки личности, образ личности в социуме. Представляем и этот вопрос в разработке И. Госковец в табл. 2 [3, с. 77-78].

Таблица 2

Базовые критерии оценки личности (по И. Госковец)

Высокие показатели Общая характеристика Низкие показатели

Любознательный Имеет разносторонние интересы Оригинальный С богатым воображением Креативный Либеральный Умный Установки по отношению к познанию: интеллект. Определяют, насколько интенсивно человек ищет новые переживания, стремится открыть неизвестное, насколько он «терпим» к неопределенности Индифферентный Ограниченный Равнодушный Поверхностный Нетворческий Консервативный Глупый

Надежный Старательный, усердный Дисциплинированный Добросовестный Точный Порядочный, аккуратный Высокие требования к самому себе Терпеливый, упорный Добросовестность, Работоспособность Определяет уровень самоорганизации человека, его мотивации, целеустремленности. Определяет надежных людей, которые ставят по отношению к себе высокие требования, и отличает их от равнодушных и небрежных Не имеющий четких целей Ненадежный Ленивый Медлительный Не способный к воодушевлению Слабовольный, податливый Ориентированный на удовольствие, потребительское мышление

Контактный Активный Разговорчивый Оптимист Жизнерадостный Ориентация на личность Экстраверсия Определяет вид и частоту межличностной коммуникации, уровень активности, потребность в стимуляции Замкнутый, скрытный Серьезный Молчаливый Ориентированный на задачи Тихий

Добродушный Любезный Достойный доверия Готовый помочь Искренний/откровенный Доверчивый Уживчивость Определяет качество склонности человека к участию (вплоть до враждебности в мыслях, чувствах и действиях.) Циничный Озлобленный Недоверчивый, подозрительный Не склонен к сотрудничеству Мстительный Бессовестный

Спокойный Эмоциональная Напряженный

Невозмутимый стабильность. Слишком чувствительный

Уравновешенный Определяет степень Раздражительный

Постоянный, адаптивности или Неуверенный

Стрессо-устойчивый эмоциональной Нервный

Уверенный стабильности. Выделяет Неуравновешенный

Удовлетворенный людей, склонны к Жалостливый

Расслабленный психическому

истощению, нереальным

идеалам,

противопоставляя им

уравновешенных людей,

которые резистентны к

психическому истощению

Как еще раньше отмечали Л.С. Выготский, В.П. Зинченко и др., для изучения идеального образа необходимо изучить ту культурно-историческую среду, где он формировался изначально. Таким культурно-историческим источником формирующегося идеального образа является семья. Именно в семье формирующийся идеальный образ воспитывает восприятие реальности и окружающего мира в имагинальном формате, образ участвует в самосоздании индивида, личности. Как отмечает В.В. Сидорова, «образ - молекула сознания», «единица психического отражения» с «невероятно сложной организованностью» [2, с. 9,].

В семье формируются навыки общения в социуме, модели взаимоотношений в семье и за её пределами, пути развития внутреннего образа семьи и окружающего мира, представления членов семьи о своей семье, развиваются профили личности каждого члена семьи, а также этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования, а вместе с ним и пути семейно обусловленных психотравмирующих состояний, нарушения семейной интеграции.

Указывая на базовое значение образа семьи в развитии личности Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис отмечают что идеальный образ воспитывается, как и всё остальное. «И эта задача, - считают они, - не простая: способность продуцировать развернутые картины возникает при наличии благоприятных для этого условий, и не «само собой», и не сразу, без усилий - люди учатся этому так же, как и многим другим вещам. Общее развитие представлений происходит на протяжении всей жизни семьи: когда человек учится осознавать происходящее в семье, понимать взаимосвязь различных сторон ее жизни, взаимоотношения, чувства всех ее членов. Происходит это, во-первых, благодаря социализации (ребенок учится этому у родителей в ходе повседневного общения и переносит полученные

67

навыки в семью, которую создает сам); во-вторых, благодаря культуре и средствам массовой информации (о том, как «по-разному несчастливы» несчастливые семьи, человек узнает из художественной литературы и кинофильмов; в последние годы все большую популярность приобретают литература о семье и публицистика, в которой поднимаются и обсуждаются самые различные семейные проблемы); в-третьих, благодаря межличностному общению, «межличностной сети», в которую включена семья ... Все это на протяжении многих лет жизни семьи питает представления семьи о себе самой, делает их все более емкими, многосторонними, конкретными» [4, с. 98].

Авторы считают, что немалую роль в развитии представлений семьи о себе играют и особенности самой семьи. Они указывают на четыре вектора в развитии семьи, которые и формируют идеальный образ у каждого ее члена:

1. Развитие процессов коммуникации. Чем интенсивнее и эффективнее члены семьи обсуждают жизнь своей семьи, чем интенсивнее обмениваются эмоциональным опытом, тем более многосторонни их представления о своей семье. В случае интернального локуса контроля члены семьи верят, что от их усилий зависит дальнейшая жизнь семьи, они стараются понимать ее и направлять. Семья с экстернальным локусом контроля, напротив, «плывет по течению». В обоих случаях имеет место своеобразный замкнутый круг: чем более развито представление о семье, тем эффективнее коммуникация (члены семьи лучше понимают друг друга, шире круг тем, которые они могут обсуждать), тем вероятнее интернальный локус контроля, тем лучше воспринимаются сведения о жизни различных семей, идущие через средства массовой информации. И наоборот, чем менее развито представление о семье, тем менее эффективны коммуникации в ней, тем скорее локус контроля приобретает характер экстернального. В этом случае меньше предпосылок для развития представления о себе.

2. Чрезмерно выраженная «нормативность» жизни семьи и взаимоотношений в ней. Отношения в такой семье построены на словах «должен», «обязан». Не важно, что тот или иной член семьи чувствует или думает, - важно, как он обязан поступить в данной ситуации. Ответ на вопрос «Как решить проблему?» члены такой семьи ищут не в осознании своих потребностей, а в морали или в религии, и он автоматически заменяется вопросом «Как мы обязаны решить проблему?». В этом случае ни у кого нет стимула представлять себе будущие обстоятельства, чувства и мысли членов семьи.

3. Устойчивость уклада семьи. Речь может идти о семье с неизменным образом жизни в небольшом городе, где сегодня происходит то же, что вчера, а завтра будет то же, что сегодня.

4. Низкий уровень семейной и психологической культуры. Семья формировалась в таких условиях, что просто негде было учиться думать о семейных взаимоотношениях и чувствах друг друга, так как отношения построены на соотношении сил между членами семьи и всегда «прав сильнейший» [4, с. 98-99].

Иными словами, представление семьи о себе - это сложное образование, формирующееся на протяжении длительного времени под влиянием самых различных факторов.

Основное содержание исследования. Мы также исследовали культурную матрицу семьи, лежащую в основе формирования идеального образа как психического отражения реальности. По нашим данным, культурный уровень семьи лежит в основе культурных качеств личности и формирует то, что Л.С. Выготский в свое время назвал «культуральной психикой». Эта «культуральная психика» в концентрированном виде (в идеальном образе) воспитывает и представляет личность обществу с ее соответствующим когнитивно-поведенческим уровнем развития. То есть культура образа сознания, культура образа восприятия окружающего мира, культура образа представления о людях и своем месте в социуме развивается на базе культурного образа семьи. Используя подход к данному вопросу российского ученого А.Б. Холмогоровой, мы составили систему условий благоприятного влияния семейной культуры на становление образа личности подростка (см. табл. 3.)

Таблица 3

Условия благоприятного влияния семейной культуры на становление идеального образа личности ребенка

№ Социально-психологические условия Характеристика и обоснование значимости

1 Наличие позитивного эмоционального фона Развитие ребенка в среде радости формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым

2 Личность значимого взрослого Биофильная ориентация (Э. Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию у него ориентации на жизнь. «Самое лучшее, что могут сделать родители для своих детей - быть счастливым»

3 Выдвижение требований к воспитанию с учетом возрастных и индивидуальных изменений Не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требования значимых взрослых «погружают» ребенка в ситуацию неуспеха, которая при длительном хранении приводит к деформации личности

4 Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением Ситуация «напряжение» побуждает к преодолению действия, формируя активную жизненную позицию, веру в свои силы, накопления успешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации « расслабления » создают возможности для отдыха, постановки новых целей

5 Строго продуманная и соблюдаемая система поощрения и наказания Прогнозируемость ситуации - отсутствие оснований для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение системы поощрений формирует мотивацию достижения

Именно семейная культура формирует идеальные образы у детей с девиантными отклонениями, с трудными характерами, с иррациональным мышлением.

Наши исследования показывают, что проблемные подростки -это педагогически запущенные дети, это системный социокультурный, педагогический и медико-психологический феномен с неразвитой ценностно-смысловой структурой личности и отличительными особенностями образа жизни и социально-психологической адапти-рованности.

Само понятие «проблемный» подросток - это социокультурный образ, стереотип. Исследования показали, что в основе когнитивно-поведенческой системы проблемных подростков лежат и определенные идеальные образы, формирующиеся семейной социокультурной идеологией. В гештальт-психологии идеальные образы - это сконструированная психикой целостность (или гештальт). Ссылаясь на Х. Эренфельса, Е.Е. Соколова отмечает, что он сформулировал «Гештальт-качество» или «качество целостности», которое представляет собой еще один смысл сознания. По его мнению «целостность психического образа - это, пожалуй, результат работы самого сознания». В свою очередь А. Мейнонг считал гештальт-качество результатом специального, «продуктивного» духовного акта... Таким

образом, восприятие не является зеркальным отражением физической реальности; восприятие есть результат специальной «целостно создаваемой духовной деятельности» [5, с. 205]. В контексте нашего исследования очень важно дополнение Е.Е. Соколовой по свойствам образа-гештальта. Она пишет, что «целое дано в восприятии испытуемого раньше, чем любая его часть» [5, с. 205]. Это подтверждает наши предположения о том, что целостность психического образа личности формируется в семье и обществе. Состояние семейной социокультурной идеологии и инфраструктуры детерминирует количество и качество идеальных образов проблемных подростков.

Наши исследования коррелируют с этими выводами, и мы можем указать на то, что идеальный образ - это упорядоченная структура, иначе - это образное содержание психики, которое представлено в воображении и соответствует количеству наших органов чувств, формирующих образы - визуальные, звуковые, тактильные, моторные, вкусовые и обонятельные.

Кроме того, идеальный образ - это на функциональном уровне уход от энтропии, обеспечивающий целостность «Я-концепции» личности. То есть вместе и на базе системы чувств идеальный образ поддерживает целостную конструкцию психики личности с ее процессами, состояниями и свойствами. Этот механизм работает и на уровне целостности социума, культуры, нации и т. д. По нашему мнению, идеальный образ - это то самое «Единое», «реальность в себе», «точка отсчета» всего онтогенеза личности, а учитывая «стрелу времени» и подражание идеальным образам из поколения в поколение, это еще и филогенетическое подражание человечеству. Психический образ попадает под власть субъекта, под власть человеческого «Я». Этот уровень саморегуляции и является высшим проявлением психосемантический регуляции, уровнем, на котором основную регулятивную функцию выполняет субъект, человеческое «Я», как наиболее сложное психосемантическое образование.

Человеческое «Я» управляет «образными выражениями», становясь образами, моделями, знаками в «психосемантическом поле субъекта». То есть, и образ, и модель, и знак оказываются субстратом гносеологического порядка. Сфера психосемантики - это та сфера активности человеческого мозга, где происходит формирование новой информации (благодаря интеграции той информации, которая уже была онтогенетически зафиксирована в мозге («старой» информации). Современный ученый С.Д. Максименко утверждает, что «психика является способом моделирования будущего» [6, с. 107].

Физиологи считают, что наша способность моделировать и обозначать будущее формируется эволюцией для того, чтобы человек мог осуществлять свою жизнедеятельность.

По результатам наших исследований мы можем назвать социально-психологические детерминанты имагинальных характеристик проблемных подростков (см. табл. 4.).

Таблица 4

Социально-психологические детерминанты имагинальных характеристик

I

Интраперсональные

I

Интерперсональные

- высокий уровень тревожности и сензитивности, эмоциональная неуравновешенность;

- неуверенность, ощущение неполноценности и вины;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышенная ригидность и конформность;

- несоответствие разных аспектов Я (целостности, интегрированности);

- неадекватная самооценка;

- нестабильность психологического базиса автономности;

- низкие адаптационные возможности; снижение способности к ролевого взаимодействия;

- уязвимость в стрессогенных ситуациях;

- снижение гибкости

и мобильности социального поведения

- недостаточная поддержка и принятие,

неудовлетворительные эмоциональные отношения, которые связаны с психологическим симбиозом «мать-ребенок» с раннего онтогенеза;

- неблагоприятная семейная обстановка, недостаточная эмоциональная близость с родителями, родительская критика;

- психотравмирующие события (стрессоры);

- низкий социометрический статус («изолированные», «отброшенные»);

- неблагоприятный социально-психологический климат подростковой группы;

- низкий уровень развития социального окружения группы («формирование новой группы», «выяснение форм деятельности», «распределение на группы»)

Эмпирическим путем нам удалось установить имагинальные источники деформации характеров у трудных подростков - семейные и общественные факторы. На основе полученных нами от экспериментальной группы данных мы создали «модель семейной системы имагинальных расстройств», которые оказались многовекторным источником в жизнеобеспечении подростка - психосоматическим, характерологическим, эмоциональным, когнитивно-поведенческим и др.

В эту модель вошли: 1) семейная структура (взаимосвязи, тип и качество семейной иерархии, семейные подсистемы и типы границ); 2) семейная макродинамика (семейный нарратив, семейные идеалы и образы, семейные паттерны, накопления имагинальный модельного ряда в течение трех поколений); 3) семейная микродинамика (семейные роли, поведенческие стереотипы членов семьи, качество семейных коммуникаций, модели выхода из семейных проблем); 4) семейная идеология (образы и модели поведения в семье и за ее пределами, ритуалы, общий культурный контекст данной родословной) [6, с. 110-111].

Таблица 5

Семейная модель культурных факторов, обусловливающих имагинальные основания проблемных подростков

Группы Семейная Семейная Семейная

микродинамика макродинамика идеология

1 Эмоциональное Тревожность, Депрессия,

выгорание, невротическое дисфункция

социальная состояние, семейных правил

дезадаптация, сопротивление и убеждений,

конфликты, высокий изменениям, семейные некультурные

уровень критики, переломные моменты паттерны и

негативные и кризиса; деструкции неадекватные

отношения и в отношениях требования

коммуникации двух поколений и ожидания

II Слабая Психические травмы, Дисфункция

социализация, тревожность, семейных правил

социальная невротические и норм; вредные

дезадаптация, состояния, привычки как

повышенная сопротивление некультурные

эмоциональность, изменениям и семейные нормы; депрессия,

чувство переломные моменты деструктивные

неполноценности, и кризиса; деструкция убеждения;

враждебность, в отношениях некультурные,

эмоциональное двух поколений паттерны,

выгорание неадекватные требования и ожидания

III Слабая Психические травмы, Депрессия,

социализация, тревожность, дисфункция

социальная невротические семейных правил,

дезадаптация, состояния, норм и убеждений;

повышенная сопротивление некультурные

эмоциональность, изменениям; семейные паттерны

чувство переломные моменты неадекватные

неполноценности, и кризиса; деструкция требования

враждебность, в отношениях и ожидания

эмоциональное двух поколений

выгорание,

негативные

отношения и

коммуникации

IV Социальная Тревожность, Вредные привычки

дезадаптация, невротическое как некультурные

эмоциональное состояние, нормы, депрессия,

выгорание, сопротивление некультурные

негативные изменениям; семейные паттерны,

отношения и переломные моменты неадекватные

коммуникации и кризиса требования и ожидания

V Слабая Психические травмы, Дисфункция

социализация, тревожность, семейных правил

социальная невротические и норм; вредные

дезадаптация, состояния, привычки как

повышенная сопротивление некультурные

эмоциональность, изменениям, семейные нормы; депрессия

враждебность, переломные моменты неадекватные

эмоциональное и кризиса; деструкции требования

выгорание в отношениях двух поколений и ожидания

Учитывая глубину социокультурных проблем подростков, по аналогии с работами А.Б. Холмогоровой мы сформировали для работы с пятью экспериментальными группами программу психологической их коррекции. В эту программу мы включили ряд принципов -системного подхода, перспективности, динамичности, принцип дифференцированного прогнозирования.

Содержание социально-психологической Программы коррекции образа семейной культуры проблемных подростков

№ Принципы программы Психокорекционное пространство Психокоррекционные мишени

1. Принцип системного подхода - семья; - близкое окружение, друзья; - учебная академическая группа - формирование знаний, умений и навыков социальной адаптации; - снятие напряжения; - раскрытие наиболее качественных характеристик студента; - умение общаться; - формирование навыков взаимопомощи и форм совместной деятельности

2. Принцип перспективности - семья, дом; - микрогруппа; - факультет; - мировоззрение - формирование Я-образа и социального статуса; - эмоциональная поддержка в семье; - формирование своей референтной группы; - работа с ценностями, мотивацией поступков, нормами и принципами поведения

3. Принцип динамичности - как, когда, где данное явление (социально- психологический фактор) возникло; какие этапы социально-психологические факторы прошли; какие черты и характерные признаки со-циально-психоло-гические факторы сформировали; - в которых социально-психологических условиях (противоречиях) факторы психо-соматозов продолжают свое развитие; - чем стали (или степень глубины) социально- психологические факторы на момент их диагностирования - психокоррекция семейных дисфункций; - работа с дошкольными и школьными проблемами (травмами) - психокоррекция когнитивно-поведенческих проблем; - психокоррекция эмоциональной неадекватности; - стрессы; - напряжение; - тревога; - агрессия; - вражда; - нездоровая конкуренция; - отрицательный микроклимат; - семейные и личностные проблемы

4. Принцип - разновидности со- - эмоциональное состояние;

дифференци- циально- - уровень социальной адаптации;

рованного психологических фак- - индивидуальные особенности сту-

прогнозиро- торов; дента

вания - социометрический

статус;

- система социальных

связей

Таким образом, анализ представленной нами проблемы и полученные результаты позволили нам сделать ряд выводов. Во-первых, в основе социального поведения проблемных подростков лежат социокультурные факторы воспитания. Во-вторых, проблемное поведение как в фокусе концентрируется в психическом образе-гештальте, фиксируя «культурное качество» личности. В-третьих, актуальность данной проблематики и ее теоретико-практическое значение не вызывают сомнения и требуют своего дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 229-274.

2. Сидорова В.В. Культура образа. Кросс-культурный анализ образа сознания. - Харьков: Гуманитарный центр, 2012. - 220 с.

3. Госковец И. прикладная психология в повседневной жизни. - Харьков: Гуманитарный центр, 2012. - 124 с.

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

5. Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011. - 688 с.

6. Завацька Н.С., Клевець Л.М. Со^ально-психолопчы чинники психосо-матичних розладiв у студентськоТ молодк - Луганськ-Алчевськ, 2013. - 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.