Научная статья на тему 'Семья как культурно-политический концепт — на материале Посланий Президента Владимира Путина (2014–2022 гг.)'

Семья как культурно-политический концепт — на материале Посланий Президента Владимира Путина (2014–2022 гг.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концептосфера / культурно-политические концепты / семья / политическая идеология / идеологическое воздействие / политический дискурс / демографическая политика / политические программы / восточное православие / политическая риторика / российские президенты / политические речи / политические тексты / послания президентов / языковая личность / лингвоперсонология / conceptosphere / cultural-political concepts / family / political ideology / ideological impact / political discourse / political discourse / demographic policy / political programs / Eastern Orthodox church / political rhetoric / Russian presidents / political speeches / political texts / Presidents’ Messages / linguistic personality / linguopersonology

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ван До, Ма Цзюнь

В политической идеологии, которой руководствуются государственные деятели, важную роль играют культурно-политические концепты, как правило, неосознаваемые представления, коренящиеся в национальной культуре и разделяемые всем обществом, имеющие политическое измерение. Культурно-политические концепты могут исследоваться на основании текстов политического дискурса. Означенные концепты служат самоидентификации личности, воплощая национальную историю, культурную принадлежность и связь с определенным государством, тем самым могут способствовать легитимизации политической деятельности, в свернутом виде представлять совокупность ценностей и знаний, присущих конкретному обществу. В статье рассматривается культурно-политический концепт «Семья», актуализировавшийся в выступлениях В. Путина, в которых он обращался к теме «традиционных семейных ценностей». Материалом исследования стали ежегодные Послания Президента РФ Федеральному собранию. Методы включали обзор литературы, корпусный лингвистический анализ, критический дискурс-анализ, сравнительно-сопоставительный анализ 2014–2022 гг. В результате удалось отобразить содержание и прагматическую семантику концепта «Семья» в данных текстах в виде облака ключевых слов. Его сравнение с материалами «Славянского ассоциативного словаря» подтвердило культурно-политическую сущность вы-бранного концепта в выступлениях В. Путина. Затем концепт рассматривается как инструмент политики, необходимое средство для формулировки конкретных политических предложений в демографической сфере. В заключи-тельной части статьи анализируются источники «традиционных семейных ценностей», восходящих, с одной стороны, к религиозной православной традиции, с другой — к консервативному направлению в политике. Верная трактовка культурно-политического концепта «Семья» в России может послужить культурологической базой для правильного понимания стратегии России в политической и экономической сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ван До, Ма Цзюнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family as a Cultural-Political Concept — Based on the Material of President Vladimir Putin’s Messages (2014-2022)

In the political ideology, abided by statesmen, an important role is played by cultural-political concepts, which, as a rule, have a political dimension and represent unconscious ideas rooted in the national culture and shared by the whole society. Cultural-political concepts can be studied on the basis of texts of political discourse. These concepts facilitate self-identification of the individual, embodying national history, cultural background and connection with a particular na-tion, thereby contributing to the legitimization of political activity and representing all values and knowledge inherent in a particular society in a compressed and concise way. The article examines the cultural-political concept of “family”, actual-ized in V. Putin's speeches, in which he addresses the topic of “traditional family values”. The practical research material includes the annual Messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. The research methods include literature review, corpus linguistic analysis, critical discourse analysis, and comparative analysis of the 2014-2022 messages. As a result, the study has managed to demonstrate the content and the pragmatic semantics of the concept “fami-ly” in these texts in the form of a keyword cloud. Its comparison with the materials of the “Slavic Associative Dictionary” has confirmed the cultural-political essence of the chosen concept in V. Putin's speeches. Then the concept is considered as a policy tool, as a necessary instrument for formulating specific policy proposals in the demographic sphere. The final part of the article analyzes the sources of “traditional family values”, going back, on the one hand, to the religious Orthodox tradi-tion, and on the other — to the conservative trend in politics. The correct interpretation of the cultural-political concept of “family” in Russia can serve as a cultural basis for a correct understanding of Russia's strategy in the political and econom-ic spheres.

Текст научной работы на тему «Семья как культурно-политический концепт — на материале Посланий Президента Владимира Путина (2014–2022 гг.)»

Политическая лингвистика. 2023. № 5 (101). Political Linguistics. 2023. No 5 (101).

УДК 8П1611'42:8П1611'38

ББКШ14112-51+Ш14112-55 ГРНТИ 16.21.27; 16.21.51 Код ВАК5.9.8

Ван До1н, Ма Цзюнь2н

1,2 Даляньский университет иностранных языков, Далянь, Китай

1 duflduo [email protected]

2 [email protected], https://orcid.org/0009-0003-2991-4092

Семья как культурно-политический концепт — на материале Посланий Президента Владимира Путина (2014-2022 гг.)

АННОТАЦИЯ. В политической идеологии, которой руководствуются государственные деятели, важную роль играют культурно-политические концепты, как правило, неосознаваемые представления, коренящиеся в национальной культуре и разделяемые всем обществом, имеющие политическое измерение. Культурно-политические концепты могут исследоваться на основании текстов политического дискурса. Означенные концепты служат самоидентификации личности, воплощая национальную историю, культурную принадлежность и связь с определенным государством, тем самым могут способствовать легитимизации политической деятельности, в свернутом виде представлять совокупность ценностей и знаний, присущих конкретному обществу. В статье рассматривается культурно-политический концепт «Семья», актуализировавшийся в выступлениях В. Путина, в которых он обращался к теме «традиционных семейных ценностей». Материалом исследования стали ежегодные Послания Президента РФ Федеральному собранию. Методы включали обзор литературы, корпусный лингвистический анализ, критический дискурс-анализ, сравнительно-сопоставительный анализ 2014-2022 гг. В результате удалось отобразить содержание и прагматическую семантику концепта «Семья» в данных текстах в виде облака ключевых слов. Его сравнение с материалами «Славянского ассоциативного словаря» подтвердило культурно-политическую сущность выбранного концепта в выступлениях В. Путина. Затем концепт рассматривается как инструмент политики, необходимое средство для формулировки конкретных политических предложений в демографической сфере. В заключительной части статьи анализируются источники «традиционных семейных ценностей», восходящих, с одной стороны, к религиозной православной традиции, с другой — к консервативному направлению в политике. Верная трактовка культурно-политического концепта «Семья» в России может послужить культурологической базой для правильного понимания стратегии России в политической и экономической сферах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концептосфера, культурно-политические концепты, семья, политическая идеология, идеологическое воздействие, политический дискурс, демографическая политика, политические программы, восточное православие, политическая риторика, российские президенты, политические речи, политические тексты, послания президентов, языковая личность, лингвоперсонология.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Ван До, аспирант, Даляньский университет иностранных языков; 116044, Китай, провинция Ляонин, г. Далянь, Люйшуньское шоссе, 6; email: [email protected].

Ма Цзюнь, магистр, Даляньский университет иностранных языков; 116044, Китай, провинция Ляонин, г. Далянь, Люйшуньское шоссе, 6; email: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Ван, До. Семья как культурно-политический концепт — на материале Посланий Президента Владимира Путина (2014-2022 гг.) / Ван До, Ма Цзюнь. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2023. — № 5 (101). — С. 189-201.

Wang Duo1H, Ma Jun2H

1,2 Dalian University of Foreign Languages, Liaoning, Dalian, China

1 duflduo1998@gmailxomH

2 [email protected], https://orcid.org/0009-0003-2991-4092

Family as a Cultural-Political Concept — Based on the Material of President Vladimir Putin's Messages (2014-2022)

ABSTRACT. In the political ideology, abided by statesmen, an important role is played by cultural-political concepts, which, as a rule, have a political dimension and represent unconscious ideas rooted in the national culture and shared by the whole society. Cultural-political concepts can be studied on the basis of texts of political discourse. These concepts facilitate self-identification of the individual, embodying national history, cultural background and connection with a particular nation, thereby contributing to the legitimization of political activity and representing all values and knowledge inherent in a particular society in a compressed and concise way. The article examines the cultural-political concept of "family", actualized in V. Putin's speeches, in which he addresses the topic of "traditional family values". The practical research material includes the annual Messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly. The research methods include literature review, corpus linguistic analysis, critical discourse analysis, and comparative analysis of the 2014-2022 messages. As a result, the study has managed to demonstrate the content and the pragmatic semantics of the concept "family" in these texts in the form of a keyword cloud. Its comparison with the materials of the "Slavic Associative Dictionary"

© Ван До, Ма Цзюнь, 2023

has confirmed the cultural-political essence of the chosen concept in V. Putin's speeches. Then the concept is considered as a policy tool, as a necessary instrument for formulating specific policy proposals in the demographic sphere. The final part of the article analyzes the sources of "traditional family values ", going back, on the one hand, to the religious Orthodox tradition, and on the other — to the conservative trend in politics. The correct interpretation of the cultural-political concept of "family" in Russia can serve as a cultural basis for a correct understanding of Russia's strategy in the political and economic spheres.

KEYWORDS: conceptosphere, cultural-political concepts, family, political ideology, ideological impact, political discourse, political discourse, demographic policy, political programs, Eastern Orthodox church, political rhetoric, Russian presidents, political speeches, political texts, Presidents' Messages, linguistic personality, linguopersonology.

AUTHOR'S INFORMATION: Wang Duo, Post-Graduate Student, Dalian University of Foreign Languages, Liao-ning, Dalian, China.

Ma Jun, Post-Graduate Student, Dalian University of Foreign Languages, Liaoning, Dalian, China.

FOR CITATION: Wang Duo, Ma Jun. (2023). Family as a Cultural-Political Concept — Based on the Material of President Vladimir Putin's Messages (2014-2022). In Political Linguistics. No 5 (101), pp. 189-201. (In Russ.).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Важным аспектом исследований по лин-гвокультурологии является взаимосвязь между реальной картиной мира, культурно-концептуальной картиной мира и языковой картиной мира. Этот фактор актуален и для политической лингвистики. На Международной конференции по политической лингвистике в 2018 г. ученый Лю Хун в своем докладе отметила: «...культурно-политические концепты являются важной составляющей

связи между людьми, сознанием, мышлени-

1

ем, познанием и политическим дискурсом» . Лю Хун и др. (2021) полагают, что ключевым аспектом исследования политического дискурса с точки зрения языка и культуры является анализ культурно-политических концептов, совокупность которых составляет языковую картину политического мира, а каждый культурно-политический концепт в отдельности представляет собой фрагмент, необходимый для описания языковой картины политического мира. Любая политическая партия и политический лидер осуществляют свое правление на основе политической программы, в базе которой лежат культурно-политические концепты. Это ясно демонстрирует связь между культурно-политическими концептами и политическим дискурсом: смысл каждого культурно-политического концепта обусловлен языком. Продолжая тему взаимосвязи между реальной картиной мира, культурной картиной концептуального мира и языковой картиной мира, можно отметить, что введение в эту систему взаимосвязей такого ключевого элемента, как фрагмент реальной картины политического мира в условиях политической коммуникации, позволяет проследить, как интерпретация сторонами политической коммуни-

кации одной и той же политической реальности базируется на культурно-политических концептах, относящихся к средствам политического языка и выступающих в роли распространенных символов, ассоциируемых с определенными представлениями. Соотношение трех указанных аспектов представлено ниже на схеме (рис. 1).

Реальная картина политического мира

Культурно-концептуальная политическая картина мира

1 I

Языковая картина политического мира

Рис. 1

Политическая идентичность (Political Identity), т. е. восприятие и признание индивидом политической системы, является базовым элементом в системе идентификации в политической сфере и определяет источник легитимности политической власти. Политическая идентичность в рамках формирования и установления современной концепции государственного управления конкретно направлена на оценку и принятие гражданами политической системы государства на четырех уровнях: институциональном, идентификационном, властном и ценностном [Сюе Жие 2017]. Одним из способов установления политической идентичности является усвоение и употребление традиционных культурных концептов. Российский ученый А. П. Чудинов ввел понятие «языковая картина политического мира» со следующим определением: языковая картина политического мира представляет собой

1 «В 2018 году ученый Лю Хун провела открытую лекцию на Четвертой Международной конференции по политической лингвистике в Даляне, провинция Ляонин, под названием „Культурно-политическая концепция и языковая картина политического мира", где был разъяснен конкретный смысл культурно-политического концепта» [https://www.dlufl.edu.cn/info/1046/6820.htm].

190

сложную совокупность духовных элементов (культурных представлений, стандартов, образов, сцен, полей культурных представлений и ценностей), присутствующих в политической коммуникации и политическом дискурсе [см.: Чудинов 2006: 43]. Компоненты, образы, ценности, эмоции и ассоциации, сконцентрированные в культурно-политических концептах, проистекают из реальной картины политического мира, но влияние политической реальности на политические концепты и обратное воздействие политических концептов на политическую реальность осуществляется через политический дискурс. Культурные концепты, заключенные в языке, часто имеют национальные особенности, такие как аллюзии, национальные ценности и стандарты. Исследование культурно-политических концептов основывается на данных языка как метода и способа выражения идей и нацелено на изучение того, как под влиянием языка формируются знания о реальном политическом мире, а также как после появления соответствующих концептов языковая политическая картина мира воздействует на политическую реальность.

Ли Минхуэй [Ли Минхуэй 2021] определяет культурно-политические концепты как систему содержательных символов и дискурса, выстраивающих контекст идентификации личности, национальной истории, определения культурной принадлежности и гражданско-государственной идентичности, а также служащих для легитимизации моделей политического поведения. Такие концепты являются устойчивой системой представлений, имманентно присущих политической культуре, исторической памяти и ценностным установкам членов сообщества, а также совокупностью ценностей, убеждений и знаний, определяющих когнитивно-психологические особенности познания и эмоциональную оценку политических отношений внутри конкретного сообщества. Любой символ, способный поддерживать легитимность политического управления, будь то определенный идиом или указание на конкретный объект, мы рассматриваем как культурно-политический концепт. Культурно-политические концепты служат утверждению конкретной политической реальности, и эмоции и когнитивные процессы, связанные с этими представлениями, зависят от политического дискурса. Указанные выше закономерности проявляются в использовании культурно-политического концепта «Семья». С точки зрения исторической памяти, культурно-политический концепт «Семья» в России относится к национально-специфичным, и для

его понимания следует обратиться к историческим традициям православной церкви. «Семья» как культурно-политический концепт может предоставить идеологические ресурсы для формирования единого национального сообщества России и вызывать у российского народа осознание своей национальной идентичности и принадлежности к стране. С этой точки зрения обоснованно рассмотрение концепта «Семья» как культурно-политического. Логично анализировать культурно-политический концепт на примере выступлений первого лица государства.

В течение последних десятилетий президент России В. В. Путин в соответствии с меняющейся политической ситуацией конкретизировал и расширял в своих ежегодных посланиях содержание и значение «традиционных семейных ценностей». Послания Федеральному собранию, как средство языкового выражения на основе описания политической реальности формируют культурно-политические концепты. Можно сказать, что «традиционные семейные ценности» являются ядром культурно-политического концепта «Семья». Культурно-политический концепт «Семья» воплощает «традиционные семейные ценности», а «традиционные семейные ценности», для раскрытия которых в дискурсе политиков характерна определенная динамика изменений, являются содержанием этого культурно-политического концепта.

Для анализа концепта в данной работе были использованы методы обзора литературы, корпусного лингвистического анализа, критического дискурс-анализа, сравнительно-сопоставительного анализа и другие. Мы сочетали исследовательский потенциал количественного и качественного анализа: основывались на корпусных данных и через анализ содержания «традиционных семейных ценностей» в политическом дискурсе В. Путина реконструировали компоненты и семантику культурно-политического концепта «Семья». Структура статьи следующая: вначале мы провели анализ динамики раскрытия «традиционных семейных ценностей» в ежегодных посланиях В. Путина на текстовом уровне, чтобы определить содержание и значение культурно-политического концепта «Семья», представив его в виде облака ключевых слов, и сравнить их с ассоциациями, репрезентирующими культурный концепт «Семья», из «Славянского ассоциативного словаря»; это подтвердило отнесение концепта «Семья» к разряду культурно-политических. Затем мы рассмотрели культурно-политический концепт «Семья» как инструмент осуществления политической власти и проанализировали, как этот

концепт обеспечивает ресурсы для реализации политики В. Путиным демографической политики. В заключение мы перешли на уровень онтологии и проанализировали культурные источники «традиционных семейных ценностей» в годовых посланиях В. Путина. Это позволило установить приверженность В. Путина к реализации концепта «политический консверватизм» через динамично меняющийся культурно-политический концепт «Семья» и политические документы, включая законы и другие нормативно-правовые акты.

2. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ В КИТАЕ И ЗА РУБЕЖОМ

В Китае исследования культурно-политического концепта в основном делаются с точки зрения лингвокультурологии. Они главным образом фокусируются на выстраивании теоретической базы [Li Minghui 2021], теоретическом моделировании культурно-политического концепта и проверке этих моделей на эмпирическом материале [Liu Hong et al., 2021], а также на исследовании языковой реализации политических культурных представлений [Yue Xue 2021]. Особого упоминания заслуживает, что Сунь Юхуа и соавторы [Sun Yuhua, Liu Hong, Peng Wen-zhao 2016] исследовали в русле политической лингвистики единицу «Крым» как языковой образ. Языковой образ — сумма внешних образов, которые были воплощены с помощью лексических единиц, свободных словосочетаний, фразеологических выражений, предложений, текстов и ассоциаций [Тарасов 2000: 26]. По сути исследование языковых образов является исследованием культурно-политических концептов. Пэн Вэн-чжао [Peng Wenzhao 2001] указывает, что единицами языковой и культурной лингвистики являются культурный концепт, прецедентный феномен, лингвокультурема, языковые информационные единицы и социокультурный стереотип.

Исследования китайских ученых, рассматривающие культурно-политический концепт «Семья» в российской культуре, крайне малочисленны. Анализ концепта «Семья» в лингвокультурологическом аспекте в основном осуществляется с учетом единицы русской ментальности «Соборность» [Пэн Вэнь-цзяо, 2005], анализа представлений русской литературы о семье и браке [Ви Фэй Шаповалов и др. 2013], в рамках анализа представлений о семье на основе фольклорных текстов [Сю Пэй, Чан Ин 2017], анализа структуры российской семьи [Жэн Гуоинь 2003] и анализа семейной структуры и категории родителей-одиночек в России в 1990-е гг. [Ван Сяофэн 2001]. На данный момент ис-

следований, в которых бы понятие «Семья» изучалось в качестве культурно-политического концепта с позиции политической лингвистики, нет. При этом российские ученые уделяют значительное внимание рассмотрению культурного концепта «Семья». С культурологической точки зрения, Н. В. Розенберг [Розенберг 2008] определяет семью как «культурную единицу, способ сохранения и передачи культурных традиций» и анализирует современную семью как один из важнейших культурных элементов, подчеркивая значение семейных традиций в формировании духовно-культурного облика современного человека. Г. М. Гимашева [Гимашева 2021] провела когнитивно-языковой анализ понятия «Семья» как культурно-языковой единицы в башкирском языке. С. В. Белков-ский [Белковский 2013] проанализировал концепцию семьи в массмедиа. В статье Н. Г. Барышниковой и других авторов [Барышникова, Белокурова, Двоежанова, Карагодин... 2017] разобрано понятие «Семья» в языковой культуре народов Большого Алтая. Также есть исследователи, которые избираются в качестве объекта литературные произведения: так, П. М. Омарова и З. Г. Ахмедова [Ома-рова, Ахмедова 2018] проанализировали концепт семьи в романе Марио Пьюзо «Крёстный отец», О. С. Фисенко, С. В. Лазарев и Н. В. Чернова проанализировали концептуальные аспекты семьи в произведениях В. В. Розанова. Однако слишком мало исследований было посвящено понятию семьи в качестве культурно-политического концепта, рассматриваемого с точки зрения политического дискурса.

3. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫБОР ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

«Семья» как культурно-политический концепт может вмещать множество значений, что формирует «политико-культурный домен». Таким образом, этот концепт может использоваться как средство контроля над идеологией: власть может использовать концепт как «инструмент» и объединять, основываясь на истории, культуре, религии, внутренней и международной социальной ситуации, вокруг концептуального центра «Семья» большое количество идеологических ценностей. Например, во время военного времени можно тесно связать государство и семью, перенеся концептуальные элементы государственности на семейный уровень. Затем в результате использования приемов приближения кризис переносится с далекого от человека понятия «государство» на близкую, знакомую по повседневному опыту «семью», что придает концепту «семья» поли-

тико-культурное значение, связанное с государством. В данной работе исследуется динамика содержания и ассоциаций, связанных с концептом «Семья», с учетом представлений о семье в православной вере, которая широко распространена в России. Анализируется, как В. Путин использует речевые средства ежегодного послания, чтобы формировать указанные содержание и ассоциации в свете изменяющихся во времени задач политико-идеологического контроля. Выбор культурно-политического концепта в речи политика не является случайным, а основывается на культуре, религии, искусстве и других важных для народа и близких ему сферах, а также на легко воспринимаемых им символах.

Цель данного исследования — выявление роли культурно-политического концепта «Семья» в контексте проводимой В. Путиным политики в сфере государственного управления на основе частотности и сочетаемости языковых единиц из восьми Посланий Федеральному собранию (за период 2014-2023 гг.)1. В качестве представителя российского консерватизма В. Путин в своих выступлениях и демографической политике демонстрирует ряд консервативных ценностей, которые оказались в фокусу настоящего исследования, а именно «традиционные семейные ценности». В Посланиях В. Путина о состоянии дел в государстве важнейшими компонентами культурно-политического концепта «Семья» являются именно «традиционные семейные ценности». При написании статьи были поставлены следующие исследовательские задачи.

1. На основе данных В. Путиным в посланиях «традиционным семейным ценностям» характеристик проследить динамику культурно-политического концепта «Семья», изменение вкладываемых в него смыслов.

2. Описать, каким образом речевые конструкции В. Путина, связанные с культурно-политическим концептом «Семья», соотносятся с политическими мерами, особенно в сфере взаимоотношений между полами, с выдвижением законов, утверждением правил и инструкций, информацией в СМИ.

3. Описать взаимодействие между эволюционирующими политическими мерами, культурно-политическим концептом «Семья», ключевым термином «традиционные семейные ценности» и не меняющейся консервативной стратегической направленностью по-

литики. Установить базовые источники и факторы оправданности консервативного культурно-политического концепта «Семья».

4. ДИНАМИКА РАЗВЕРТЫВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ»

Для анализа формирования и развития культурно-политического концепта «Семья» в посланиях В. Путина автор выбрал в качестве анализируемого периода последовательные десять лет, начиная с 2014 г. и заканчивая 2022 г. Перечислим причины выбора данного периода.

1. В 2014 г. В. Путин объявил о разводе со своей женой Людмилой, с которой он провел в браке 30 лет. Консервативная концепция семьи полностью отвергает такие действия, как развод, которые разрушают целостность семьи. Поэтому развод В. Путина несомненно должен был повлиять на его высказывания и действия.

2. В 2014 г. Крым, который долгое время находился в составе Украины, официально возвратился под юрисдикцию России. В сознании российских граждан это отразилось в следующих метафорах: Российская Федерация — это «мать», «семья», а Крым — это «ребенок». Этот метафорический перенос отношений между «матерью» и «ребенком» обязательно отразится в речи В. Путина.

3. В 2010 г. Государственная дума России приняла федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»2. В статье 5, пункте 4 данного закона установлено запрещение распространения среди детей сведений, отрицающих семейные ценности. В 2013 г. этот пункт был изменен на запрещение распространения информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения. В то же время в 2013 г. в Федеральном законе об административных правонарушениях была добавлена статья 6.21, предусматривающая наказание за распространение информации, отрицающей семейные ценности (за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних). В 2022 г. область применения данного закона была расширена на всех людей независимо от возраста.

Можно сказать, что 2014 год стал историческим для традиционной концепции семьи и гендерных отношений в России. Это

1 Языковой материал данной статьи взят с официального сайта Кремля [http://www.kremlin.ru].

2 Данные о законах и нормативных актах, приводимые в статье, взяты с веб-сайта платформы «Сборник законодательства Российской Федерации» [https://www.consultant.ru] (период обращения к сайту — с 15 марта 2023 г. по 15 апреля 2023 г.).

проявилось как в личной жизни высшего руководителя государства, так и в изменении государственной территории, а также совпало с первой годовщиной внедрения «новой семейной политики» в 2013 г.

Поэтому в данной статье в качестве исследуемого материала были выбраны послания В. Путина о состоянии дел в стране с 2014 по 2023 г. Все тексты были взяты с официального сайта Президента Российской Федерации. Исключение составили 2018 и 2022 гг., когда посланий не было. Таким образом, было проанализировано 8 посланий, содержащих в общей сложности 69 665 словоформ и 13 654 леммы. Автор статьи импортировал соответствующие тексты по го-

дам в программу «Lancsbox» и использовал ключевое слово «сем*» (начальный элемент сем- с последующим произвольным символом — регулярное выражение, позволяющее извлечь как начальную форму слова «семья», так и все ее падежные формы). Результаты статистического анализа приведены на рис. 1.

Во всех текстах с использованием ключевого слова «сем*» обнаружено 160 вхождений. Из них 12 вхождений представляют различные изменения формы слова «семь». Слово «семья» встречается 148 раз. Частотность его употребления по годам схематично представлена в графике на рис. 2.

Рис. 1. Единицы с корневым элементом «сем-»

Рис. 2. Статистические данные по употреблению слова «семья»

194

В исследуемых документах за последние десять лет с помощью системы «Mystem» была осуществлена лемматизация слов. По статистике, «семья» оказалась в числе наиболее употребляемых существительных. Перед словом «семья» оказались следующие существительные: Россия, страна, человек, гражданин, работа, задача, ребенок, экономика, жизнь, президент, проблема. Это говорит о том, что, помимо определенного интереса к российской экономике, президент В. Путин больше всего заботится о семейных вопросах, особенно о рождаемости. Это также отражается в часто употребляемых словах: ребенок встречается 139 раз, а дети (детский) — 37 раз.

В 2014 г. в ежегодном послании В. Путин упоминает следующую идею: «.здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремленностью в будущее, стабильность как условие развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание ее законных интересов — вот наши приоритеты». Здесь упоминается понятие «здоровая семья и здоровая нация», а также «традиционные ценности». Однако В. Путин в дальнейшей речи не раскрывает их содержание.

В 2015 г. В. Путин говорил о другой концепции, цитируя Д. И. Манделеева: «Разрозненных нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, в благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия». В. Путин в своей речи тем самым предложил моральные стандарты для понятия «семья».

В 2016 г. В. Путин снова упомянул семью: «Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи...» Содержание концепта «Семья» ограничивается «традиционными ценностями».

В ежегодном послании 2017 г. специально не выделял традиционные ценности, связанные с концептом «Семья». Однако, судя по контексту, в данном послании наиболее частотными с сочетаниях со словом «семья» были существительные дети, люди, рождаемость. Например: «Повторю: считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях», «В предыдущие годы за счет активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции», «Это прежде всего снижение рождаемости, так как семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов», «За пять лет свыше полу-

миллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки». Также упоминались «охрана детства» и «свое жилье», которым требуется обеспечить семьи. Видно, что хотя В. Путин непосредственно не раскрывает содержание традиционных семейных ценностей в России, семья в его выступлениях всегда тесно связана с детьми и жилищными условиями. Стремление к гармоничной семейной жизни и рождению следующего поколения является важной составляющей консервативной политики В. Путина.

В 2019 г. В. Путин еще раз подчеркнул: «Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей». Это предложение особенно красноречиво звучит на фоне предшествующего ему: «Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом». В. Путин провозглашает традиционные семейные ценности моральной опорой Российского государства, заявляет о нравственном звучании этих ценностей, т. е. не сводит их только к поощрению рождаемости, предлагает рассматривать внутрисемейные отношения, историю и бытовые условия жизни каждой семьи как конкретную демонстрацию традиционных семейных ценностей.

В 2020 г. содержание традиционных семейных ценностей представлено следующим образом: «Очень важно, чтобы они (дети) восприняли подлинные ценности многодетной семьи, что семья — это любовь, счастье, радость материнства и отцовства, что семья — это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищенности, надежности». Следует отметить, что В. Путин впервые говорит о «подлинных ценностях многодетной семьи», что содержательно дополняет понятие «традиционные семейные ценности». Кроме того, далее в том же выступлении В. Путин указывает: «Поддержка семьи, ее ценностей — это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке». В. Путин связывает традиционные семейные ценности с воспитанием следующего поколения, что соотносится с популярным в России утверждением о «семье — малой церкви, где формируется отношение детей к себе, обществу и государству».

В 2021 г. В. В. Путин снова обращается к традиционным семейным ценностям. Одна-

ко, в отличие от предыдущего выступления, в ежегодном послании 2021 г. В. Путин определяет «семью» через «духовно-нравственные ценности России»: «И сейчас для нас на первый план вышли семья, дружба, взаимовыручка, милосердие, сплоченность. Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать». В ежегодном послании В. Путин возвышает семейные ценности до ранга базовых духовно-нравственных ценностей России, подчеркивая их важность.

В 2023 г. в своем послании, приуроченном к первой годовщине российско-украинского конфликта, В. Путин делает следующие заявления относительно семьи и традиционных ценностей России: «Но хочется им сказать: но посмотрите, извините меня, священные писания, главные книги всех других мировых религий. Там все сказано, в том числе то, что семья — это союз мужчины и женщины, но и эти священные тексты подвергаются сейчас сомнению. Как стало известно, англиканская церковь, например, планирует — планирует, правда, пока только еще — рассмотреть идею гендерно-нейт-рального бога». Следование заветам Библии в России противопоставляется положению семьи и детей в западных странах: «Посмотрите, что они делают со своими собственными народами: разрушение семьи, культурной и национальной идентичности, извращения, издевательства над детьми, вплоть до педофилии, объявляются нормой, нормой их жизни, а священнослужителей, священников принуждают благословлять однополые браки». Уже в 2013 г. Россия утвердила законодательство, запрещающее пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений». По прошествии десяти лет, делая заявление в контексте российско-

украинского конфликта, В. Путин утверждает следующее: «Но они также не могут не отдавать себе отчет в том, что победить Россию на поле боя невозможно, поэтому ведут против нас все более агрессивные информационные атаки. Целью выбирают прежде всего, конечно, молодых людей, молодые поколения. И здесь опять лгут постоянно, извращают исторические факты, не прекращают нападки на нашу культуру, на Русскую православную церковь, другие традиционные религиозные организации нашей страны». В. В. Путин говорит, что «традиционные семейные ценности» становятся целями атак западных стран, которые предпринимаются ими с целью создать угрозы угрозы национальной безопасности России, и тем самым еще больше укрепляет роль православно-христианских традиционных семейных ценностей России: они обеспечивают национальную безопасность и стабильность в национальном сообществе.

Проведенный анализ и лемматизация единиц контекстов, в которых раскрываются политические и культурные представления о «семье», позволили нарисовать «облако слов» (см. рис. 3).

5. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

5.1. Формирование представлений о традиционных семейных ценностях

Для уточнения содержания культурно-политического концепта «Семья» мы обратились к «Славянскому ассоциативному словарю», составленному Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черкасовой, Ю. Н. Карауловым и Е. Ф. Тарасовым, где представлены реакции на соответствующее слово [Уфимцева, Черкасова, Караулов, Тарасов 2004: 212]. Данные «Славянского ассоциативного словаря» обобщенно представлены в таблице 1.

традиииоиныи

Рис. 3. Облако слов, связанных с концептом «Семья»

Таблица 1

Ассоциативные связи слова «семья» (согласно «Славянскому ассоциативному словарю»)

моя (®Й) 57 крепкая (М0Й), мама ячейка (Й^) 9

большая (*Й) 50 уют (Ж4) 8

дети (Ш^ПП) 48 добро (#Ё), тепло (ЁШ) 7

дом (Щ^) 42 брак (ШЯ), мать ячейка (Й^), общества 6

дружная (ЯШ) 33 родная (^ЙЙ), родня (Й^), хорошо 5

любовь (Й) 21 вместе (^й), дружба радость родные (^ЙЙ) 4

счастье 15 близкие (^ЖЙ), жизнь (^Й), крепость (М@), маленькая (7ЬЙ), отец ребенок (Ш^), родственники (^А), хорошая (^Й) 3

родители (£#) 12 близкие люди (^ЖЙА), богатая (ш^Й), брат (й^), дочь (£Д), жена (Й^), заботы идиотов (®Ж), квартира (Щ^), коллектив люди (АПП); мама (Ш5), папа (®®); муж муж и жена (^^ПЙ^), мы (®ПП), нет (й^), обязанность ответственность (ЙЧ£), понимание (ЯМ), работа (!№), свято сын (Д^), я (®) 2

счастливая 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очаг (И±) 10

Как видно из таблицы, теснее всего с представлениями о семье связаны единицы мой, большой, дети, дом, гармоничный, любовь, счастье, родители, счастливый, печь и др. Они в основном относятся к описанию внутреннего состояния семьи. Образы «родины» и «семьи» должны быть тесно связаны, но это практически не отражено в таблице. Очевидно, вследствие особой значимости рассматриваемого концепта В. Путин в своих политических выступлениях неоднократно подчеркивает важную роль семейных ценностей, базирующихся на традиционных русских семейных ценностях и связанных с культурно-политическим концептом «Семья». Это позволяет обогатить современным содержанием культурно-политический концепт «Семья», способствовать пробуждению национальной памяти и осознанию текущей политической реальности.

С использованием лингвокультурологи-ческих подходов изучение политического дискурса основывается на анализе культурно-политических концептов, которые представляют собой совокупность понятий, знаний, ассоциаций и эмоций, существующих в сознании людей. Культурно-политический концепт — объект исследования, находящийся на пересечении культурологии, ког-нитивистики и политической риторики, и относящийся к ментальной сфере. Такие концепты составляют основное содержание политической культуры и выражаются и отражаются в политической риторике [Лю Хун и др. 2021].

С точки зрения лингвистического и культурологического анализа, единицу «Семья» можно рассматривать как «концепт культуры». Если подключить политологические подходы, данный концепт также можно рассматривать как «культурно-политический», т. е. такой, что связанные с ним представления,

ценности, ассоциации, эмоции, образы и т. д. могут быть использованы в качестве «стиму-ляционного средства», обусловливающего оцениваемую положительно идентификацию с реальным миром, представленным в дискурсе. Иначе говоря, культурно-политические концепты могут использоваться как средство идеологического манипулирования, поскольку связанные с ними ассоциации, ценности и значения способны влиять на восприятие упоминаемого в одном контексте с концептами явления. Применительно к теме нашей статьи, а именно концепту «Семья», можно отметить, что в религиозном аспекте она изначально содержит ассоциации с гармонией, многодетностью, отцовством, неравенством между полами и связью между семьей и государством. Это делает концепт «Семья» не «простым», а комплексным. Таким образом, концепт «Семья» в политических выступлениях, школьном образовании или религиозных обрядах может вызывать широкий спектр ассоциаций и положительно оцениваться с точки зрения разных вариантов персональной идентификации.

В речи В. Путина на основе высказываний о российской семье можно проследить динамику развития культурно-политического концепта «Семья». У понятия семьи постепенно меняется значение в направлении от традиционных семейных отношений к идеологически нагруженному сопоставлению «семья — государство», от идеи поддержки традиционных семейных отношений, повышения рождаемости и увеличения численности населения к использованию в качестве орудия самообороны для поддержания национального единства и целостности России. Разрушение традиционных представлений о семье рассматривается как важный элемент попыток США и других западных стран разделить Россию.

В высказываниях В. Путина о традиционных семейных ценностях культурно-политический концепт «Семья» предстает в виде следующих конкретных концептуальных вариантов, которые апеллируют к традиционному концепту русской культуры «Семья». 1. Защита традиционных семейных ценностей — поддержка традиционных браков между мужчиной и женщиной и противодействие нетрадиционным формам брака. 2. Защита традиционных семейных ценностей — многодетность, защита и поддержка будущих поколений, формирование позитивного мировоззрения у следующего поколения. 3. Защита традиционных семейных ценностей — сохранение стойкости и единства российского народа. 4. Защита традиционных семейных ценностей — семья является не только основной, но и важнейшей ячейкой государства.

В целом культурно-политический концепт «Семья» как важная единица выражения политической риторики В. Путина играет существенную роль в пробуждении патриотического энтузиазма у российского народа, стимулировании рождаемости в России и поддержании политической стабильности государства. Тем самым это демонстрирует позитивное значение концепта «Семья» как политического символа, получающего языковое воплощение как инструмент воздействия в контексте политической реальности.

5.2. Консервативный вектор политики В. Путина в демографической сфере в свете употребления культурно-политического концепта «Семья»

В конце 2013 г. В. Путин в своем послании Федеральному собранию процитировал известную фразу русского философа Н. Бердяева: «.смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию». Президент подчеркнул, что российский консерватизм основывается на исторических традициях и направлен в будущее, представляя собой разумное сочетание традиций и инноваций, а его основное содержание заключается в препятствии «возврату к первобытному состоянию». Консерватизм для В. Путина — это результат рефлексии о печальных последствиях различных известных по истории революционных событийи о хаосе, вызванном во многих странах популизмом в духе западного либерализма после «холодной войны». Такой консерватизм имеет два основных аспекта. В. Путин считает, что сейчас многие государства пересматривают моральные и этические нормы своих народов,

уничтожают традиционные национальные особенности своей культуры, акцентируя внимание на свободе морального выбора каждого человека. Политик считает, что такое разрушение традиционных ценностей противоречит демократии, так как происходит против воли большинства населения, которое не желает перемен в духовно-нравственной сфере. Этим процессам В. Путин противопоставляет традиционные семейные ценности в России, суть которых в своем послании 2013 г. излагает следующим образом: «.мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира». Можно сказать, что 2013 год стал поворотным для В. Путина как этап «возвышения голоса» за традиционные семейные ценности в России. В последующие годы президент России упоминал семейные ценности в каждом послании и постепенно делал концепт «Семья» частью политической культуры.

С 2013 г. в России идеи ЛГБТ (сокращение, обозначающее лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей) было запрещено пропагандировать только среди несовершеннолетних. За нарушение данного запрета предусмотрены наказания в соответствии со статьей 6.21 Административного кодекса Российской Федерации, которая касается распространения информации, являющейся «пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола». В 2020 г. была изменена Конституция, в результате чего была запрещена любая пропаганда идей ЛГБТ и однополые браки, за что предусмотрены наказания.

1 июля 2020 г. проводилось всенародное голосование по важным поправкам в Конституцию России. Согласно результатам, опубликованным Центральной избирательной комиссией России 2 июля, около 80 % избирателей поддержали поправки. Согласно установленным процедурам, новая Конституция вступила в силу 4 июля.

Статья 72, пункт 1, подпункт «ж» Конституции России определяет, что на федеральном Правительстве и правительствах субъектов Федерации лежат следующие обязанности: «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в се-

мье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях». Статья 114, пункт 1, подпункт «в» Конституции устанавливает, что федеральное Правительство «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды». Задача защиты традиционных семейных ценностей была повышена до уровня Конституции, что является беспрецедентным.

С особым вниманием к семье связано и включение понятия «Бог» в Конституцию; это значительный акт возврата в историческое прошлое для страны, которая долгое время находилась в процессе секуляризации. Утверждение на законодательном уровне «правильной формы» брака и семейной политики, основывающейся на «защите брака как союза между мужчиной и женщиной» и пропаганде «традиционных семейных ценностей», также соответствует религиозным взглядам, воплощающимся в концепте «Бог»1, и отражает явное преобладание консервативных взглядов.

Самым полным изложением и комментированием идей российского консерватизма в выступлениях В. Путина считается речь на дебатах Валдайского клуба 21 октября 2021 г. В своем обращении президент подробно раскрыл и пояснил обсуждавшиеся выше аспекты. Это показывает, что консерватизм для В. Путина во время его правления всегда являлся основной идеологией и ценностным ориентиром, в результате чего консервативные идеи стали доминировать во всех аспектах государственной политики России, от политики до экономики, от внутренней политики до внешней.

В ходе обсуждения новой редакции Конституции новая статья 67.1, второй пункт которой гласит: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». При этом и в Советском Союзе, и в России до принятия поправок в Конституцию светский характер госу-

дарства был важным принципом (и он до сих пор закреплен в Конституции, ср. ст. 14: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»).

Политика В. Путина, демонстрирующая консервативный тренд, стала ответом на 1990-е гг., когда Россия испытывала значительное влияние западного «либерализма», что в итоге привело к массовому оттоку государственного капитала, острым противоречиям между традициями русского народа и западноевропейскими традициями, а также разбитым мечтам о вступлении в «западный мир». Эти процессы сопровождались большими потрясениями внутри страны. В то время В. Путин осознал, что для обеспечения стабильности государства необходимо придерживаться традиционных ценностей России и учитывать в политике религиозные требования. Россия также столкнулась с другой сложной проблемой — демографической. Россия — это «рассеянная» страна с низкой плотностью населения. Высокие показатели разводов, абортов, низкие показатели заключения браков и рождаемости являются самыми серьезными проблемами, с которыми Россия сталкивалась за последние 30 лет с момента распада СССР. Правительство В. Путина пыталось стимулировать рождаемость с помощью различных государственных программ, таких как материнский капитал, возвращение звания «Мать-героиня» и других мер для повышения благополучия населения, но эффект от них оказался ниже ожидаемого. Уровень рождаемости в России оставался незначительным, что привело к быстрому старению населения и нехватке трудоспособного населения. В результате в России актуализировалась консервативная политическая повестка, которая черпает ряд представлений о семье из православия, нацелена на возрождение среди верующих консервативной концепции семьи как средства решения демографических проблем России.

Консерватизм, основанный на православии, является важной характеристикой российской консервативной идеологии. Уже известный идеолог консерватизма XIX в. С. Уваров выдвигал в качестве одного из главных принципов уклада жизни в России

1 При написании статьи использовалась русскоязычная версия Библии, взятая с веб-сайта «Онлайн Библия России» [https://bible.by] (период обращения к материалам сайта — с 15 марта по 15 апреля 2023 г.), а также китайская версия Библии, взятая с веб-сайта «Онлайн Библия Китая» [https://shengjing.supfree. net/baichi.asp?id=].

«православие». Это нашло продолжение в утверждениях В. Путина, свидетельствующих о доминирующем положении православия в государственной политике, а также во включении православных идей в конституцию страны. Ключевую роль для российского консерватизма православия демонстрирует и приведение восприятия концепта «Семья» в политической культуре в соответствие с православными семейными ценностями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белковский, С. В. Концепт «Семья» в современной массовой российской прессе / С. В. Белковсктий. — Текст : непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2013. — № 4. —С. 193-199.

2. Ван, Сяофэн. Анализ семейной структуры и состояния одиноких родителей в 90-х годах в России / Ван Сяофэн. — Текст : непосредственный // Журнал демографии. — 2001. — No 3. — С. 32-35. — (На кит. яз.).

3. Барышникова, Н. Г. Лингвокультурологическая реконструкция концептосферы народов Большого Алтая (на примере концепта «семья») / Н. Г. Барышникова, С. М. Белокурова, Н. Г. Двоежанова, А. А. Карагодин, И. А. Карагодина, О. А. Киба. — Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов, 2017. — N° 12 (78). — Ч. 4. — С. 65-69.

4. Гимашева, Г. М. Концепт как лингвокультурная единица в когнитивной лингвистике: концептосфера <^аилэ (Семья)» в башкирском языке / Г. М. Гимашева. — Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. —2021. — Т 23. — Вып. 1. — С. 202-210. — DOI 10.21603/2078-8975-2021-23-1-202-210.

5. Лю, Хун. Исследование политического языкового мира и политических культурных представлений / Лю Хун, Юэ Сюэ, Янжоу. — Текст : непосредственный // Исследования восточноазиатского языкознания. — 2021. — No 2. — С. 3-8. — (На кит. яз.).

6. Ли, Минхуэй. Исследование «понятия» с точки зрения политической лингвистики / Ли Минхуэй. — Текст : непосредственный // Исследования восточноазиатского языкознания. — 2021. — No 2. — С. 17-22. — (На кит. яз.).

7. Омарова, П. М. Концепт «Family (Семья)» в романе М. Пьюзо «Крестный отец» / П. М. Омарова, З. Г. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Современные исследования социальных проблем. — 2018. — Т. 10, № 4. — С. 12-23. — DOI 10.12731/2077-1770-2018-4-12-23.

8. Пэн, Вэньчжао. Проблема базовой единицы в лингво-культурологических исследованиях / Пэн Вэньчжао. — Текст : непосредственный // Язык и обучение иностранным языкам. — 2001. — No 5. — С. 14-18. — (На кит. яз.).

9. Пэн, Вэньчжао. Лингвокультурологический анализ понятия «община» в России / Пэн Вэньчжао. — Текст : непосредственный // Преподавание русского языка в Китае. — 2005. — No 3. — С. 24-29. — (На кит. яз.).

10. Розенберг, Н. В. Семья как культурная единица, способ сохранения и трансляции культурных традиций / Н. В. Ро-зенберг. — Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2008. — № 4. — С. 45-53.

11. РМУК «Ипатовская МЦБ». Малая Церковь: православие о семье / РМУК «Ипатовская МЦБ». — Текст : непосредственный // Ипатово : [б. и.], 2012. — Текст : непосредственный.

12. Сунь, Юхуа. Политическое лингвистическое исследование «Крыма» как языкового образа сознания: на примере текста «Послания Президента Путина о положении дел в стране» / Сунь Юхуа, Лю Хун, Пэн Вэньчжао. Текст : непосредственный // Язык и обучение иностранным языкам. — 2016. — No 6. — С. 1-11. — (На кит. яз.).

13. Сюэ, Жие. Исследование представлений о семье в России на основе текстов народных сказок / Сюэ Жие. — Текст : непосредственный // Журнал иностранных языков. — 2017. — No 5. — С. 117-122. — (На кит. яз.).

14. Сюэ, Цзы. Политическая идентичность: психологические основы современного государственного представления / Сюэ Цзы. — Текст : непосредственный // Фронт социальных наук — 2017. — No 11. — С. 172-180. — (На кит. яз.).

15. Тарасов, Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е. Ф. Тарасов. — Москва : ИЯ РАН, 2000. — Текст : непосредственный.

16. Уфимцева, Н. В. Славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н. В. Уфим-цева, Г. А. Черкасова, Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов. — Москва : [б. и.], 2004. — Текст : непосредственный.

17. Фисенко, О. С. «Дом», «Жена», «Дети», «Мать» и «Родители» как когнитивные компоненты концепта «Семья» в позднем творчестве Василия Васильевича Розанова / О. С. Фи-сенко, С. В. Лазарев, Н. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 4. —С. 4-8.

18. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика / А. П. Чуди-нов. — Москва : Флинта : Наука, 2006. — 254 с. — Текст : непосредственный.

19. Чан, Ицзюнь. Четыре основных столпа политической идентичности: историческая память, текущие интересы, ценностные установки и дискурсивная система / Чан Ицзюнь. — Текст : непосредственный // Новый взгляд. — 2014. — No 6. — С. 84-87. — (На кит. яз.).

20. Шаповалов, В. Ф. Семья и брак в России / В. Ф. Шаповалов, Ван Цзясин, Ван Лэй. — Текст : непосредственный // Преподавание русского языка в Китае. — 2013. — No 3. — С. 103-109. — (На кит. яз.).

21. Юе, Сюе. Исследование языковой реализации политических культурных представлений / Юэ Сюэ. — Текст : непосредственный // Исследования восточноазиатского языкознания. — 2021. — No 2. — С. 9-16. — (На кит. яз.).

REFERENCES

1. Belkovsky, S.V. (2013). Kontsept «Sem'ya» v sovremennoy massovoy rossiyskoy presse [The Concept of Family in the Modern Mass Russian Press]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 04, 193-199. (In Russ.)

2. Wang, Xiaofeng (2001). Analysis of Family Structure and the Situation of Single Parents in Russia in the 1990s. Journal of Demography, 03, 32-35. (In Chinese)

3. Baryshnikova, N.G., Belokurova, S. M., Dvoezhanova, N. G., Karagodin, A. A., Karagodina, I. A., & Kiba, O. A. (2017). Lin-gvokul'turologicheskaya rekonstruktsiya kontseptosfery narodov Bol'shogo Altaya (na primere kontsepta «sem'ya») [Linguo-culturological Reconstruction of the Conceptual Sphere of thePeoples of Greater Altai (Based on the Example of the Concept "Family")]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 72(78), 65-69. (In Russ.)

4. Gimasheva, G.M. (2021). Kontsept kak lingvokul'turnaya edinitsa v kognitivnoy lingvistike: kontseptosfera «Fails (Sem'ya)» v bashkirskom yazyke [Concept as a Linguacultural Unit in Cognitive Linguistics: Conceptual Framework Fails (Family) in the Bashkir Language]. The Bulletin of Kemerovo State University, 23(1), 202-210. (In Russ.). https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-202-210

5. Liu Hong, Yue Xue, & Yang Zhou (2021). Study of the Political Linguistic World and Political Cultural Representations. Studies in East Asian Linguistics, 12, 65-69. (In Chinese.)

6. Li Minghui (2021). Study of "Concepts" from the Perspective of Political Linguistics. Studies in East Asian Linguistics, 02, 17-22. (In Chinese.)

7. Omarova, P.M., & Akhmedova, Z. G. (2018). Kontsept «Family (Sem'ya)» v romane M. P'yuzo «Krestnyy otets» [The Concept of Family in the Novel "The Godfather" by M. Puzo]. Contemporary Studies of Social Issues, 04, 12-23. (In Russ.). DOI: 10.12731/2077-1770-2018-4-12-23

8. Peng Wenzhao (2001). The Problem of the Basic Unit in Linguocultural Studies. LanguageTeaching and Learning Foreign Languages, 05, 14-18. (In Chinese)

9. Peng Wenzhao (2005). Linguocultural Analysis of the Concept of "Obshchina" in Russia. Chinese Teaching of Russian Language, 03, 24-29. (In Chinese)

10. Rosenberg, N.V. (2005). Sem'ya kak kul'turnaya edinitsa, sposob sokhraneniya i translyatsii kul'turnykh traditsiy [Family as a Cultural Unit for Preserving and Transmitting Cultural Tradi-

tions]. News of Higher Educational Institutions, 04, 45-53. (In Russ.)

11. RMUK"Ipatovskaya MCB" (2012). Malaya Tserkov': pra-voslavie o sem'e [Small Church: Orthodoxy about the Family]. Moscow. (In Russ.)

12. Sun Yuhua, Liu Hong, Peng Wenzhao (2016). Political Linguistic Study of "Crimea" as a Linguistic Image of Consciousness: A Case Study of President Putin's Address on the State of Affairs in the Country. Language and Foreign Language Teaching, 06, 1-11. (In Chinese)

13. Xue Jie (2017). Study of Family Representations in Russia Based on Texts of Folk Tales. Journal of Foreign Languages, 05, 117-122. (In Chinese)

14. Sui Zi (2017). Political Identity: Psychological Foundations of Modern State Representation. Frontiers of Social Science, 11, 172-180. (In Chinese)

15. Tarasov, E. F. (2000). Aktual'nye problemy analiza yazykovogo soznaniya [Current Issues in the Analysis of Linguistic Consciousnes]. Moscow: Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences. (In Russ.)

16. Ufimtseva, N.V. Cherkasova, G.A. Karaulov, Yu.N. Tara-sov, E.F. (2004). Slavyanskiy assotsiativnyy slovar': russkiy,

belorusskiy, bolgarskiy, ukrainskiy [Slavic Associative Dictionary: Russian, Belarusian, Bulgarian, Ukrainian]. Moscow. (In Russ.)

17. Fisenko, O.S., Lazarev, S.V., & Chernova, N.V. (2015). «Dom», «Zhena», «Deti», «Mat'» i «Roditeli» kak kognitivnye komponenty kontsepta «Sem'ya» v pozdnem tvorchestve Vasiliya Vasil'evicha Rozanova [Dom Zhena Deti Mat' i Roditeli Kak Komponent Kontsepta Sem'ya v pozdnem tvorchestve Vasiliya Vasil'evicha Rozanova]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 04, 4-8. (In Russ.)

18. Chudinov, A.P. (2006). Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics]. Moscow: Flinta, Nauka. (In Russ.)

19. Chang, Yizhun (2014). Four Key Pillars of Political Identity: Historical Memory, Current Interests, Value Orientations, and Discursive System. New Perspective, 06, 84-87. (In Chinese.)

20. Shapovalov, V. F., Wang Jiaxin, & Wang Lei. (2013). Family and Marriage in Russia. Chinese Teaching of Russian Language, 03, 103-109. (In Chinese)

21. Yue Xue (2021). Study of the Linguistic Realization of Political Cultural Representations. East Asian Linguistics Research, 02, 9-16. (In Chinese)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.