social group. The degree of acceptance by young people of social ideas affects the nature of the manifestation of civic engagement. The article presents sociological approaches to the study of civic activity of Russian youth, on the basis of a sociological study, the attitude of young people to specific forms and methods of civic activity is determined.
Keywords: civic engagement, global and national challenges, civic engagement of Russian youth
Shinyaeva Olga Viktorovna, doctor of social sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University,
Merkulov Victor Valerievich, postgraduate, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University
УДК 316.4 001: 10.24412/2071-6141-2023-3-113-125
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЛИГИОЗНОСТИ МОЛОДЕЖИ: НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ Г. МОСКВЫ
Т. С. Неробеева, Н. С. Зимова
Религия является неотъемлемой частью мировоззрения многих людей, в том числе и молодежи. Важную роль в формировании религиозной идентичности молодежи играет семья. Однако то, какие именно факторы семейного воспитания оказывают наибольшее влияние на формирование религиозности молодежи и как эти факторы могут быть использованы в работе с молодежью, - все еще недостаточно изученные проблемы. Актуальность данного исследования обусловлена следующим. С одной стороны, отсутствием знания о том, что именно влияет на религиозный выбор сегодняшней молодежи как социально-демографической группы, наиболее открытой социальным трендам. С другой стороны, необходимостью получения массива данных, который сможет дополнить исследования на тему факторов, влияющих на религиозную идентичность молодежи. Цель исследования - выявление факторов, влияющих на религиозную идентичность молодежи на примере студентов г. Москвы. В статье представлены и проанализированы результаты социологического опроса, проведенного в г. Москве среди молодежи. Исследование показало, что основными факторами, оказывающими влияние на религиозную идентичность молодежи, являются факторы, связанные с институтом семьи, а именно: уровень религиозности семьи, степень вовлеченности семьи в религиозную жизнь, степень религиозности матери, степень религиозности прародительского поколения, характер межличностных взаимоотношений сложившийся в семье, степень участия религиозных членов семьи в жизни молодого
человека, степень активности членов семьи в процессе религиозного воспитания. Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, празднование религиозных праздников оказывают решающее воздействие на уровень религиозности молодежи, их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности. Основываясь на полученных данных, авторы предложили методы, направленные на повышение религиозности молодежи.
Ключевые слова: религиозность, молодежь, семья, социальный институт, конфессиональный выбор
На протяжении длительного времени религия играла ключевую роль в жизни социума: как система мировоззренческих установок, помогавших каждому отдельному человеку в его быту, и как социальный институт, способствующий разрешению проблем, возникающих в сообществах. Несмотря на то что в советский период истории нашей страны считалось, что религия утрачивает свои позиции, и с ней велась активная борьба, сегодня мы можем наблюдать процесс религиозного возрождения, религия в разных проявлениях снова играет важную роль в общественной жизни. Религиозные практики и догматы становятся неотъемлемой частью мировоззрения многих слоев населения, в том числе и молодежи. Религия служит основой их мировоззрения, ценностей и поведения, помогая формировать личность и определять путь в жизни. В то же время религиозность молодежи во многом отличается хаотичностью, неопределенностью и требует социологического изучения в силу противоречивости её трансформаций в современном социуме. Результаты зарубежных и отечественных социологических исследований показывают первостепенную значимость института семьи в процессе религиозного выбора молодежи. Однако то, какие именно факторы семейного воспитания оказывают влияние на формирование религиозности молодежи, и как эти факторы могут быть использованы в работе с молодежью, все еще недостаточно изученные проблемы. В данной статье мы представляем результаты нашего исследования, посвященного изучению роли семьи в формировании религиозности молодежи на примере московского студенчества.
Особенности процесса формирования религиозности личности достаточно подробно изучены как в зарубежной, так и в отечественной социологии. В зарубежной научной практике данная проблема анализировалась в работах Ф. Шлейермахера [21], В. Триллхааса [16], Д. Батсона и Л. Вендса [1] и др. Проблемой выделения факторов религиозности занимаются такие современные отечественные ученые, как В. Г. Безрогов [2], Л.П. Ипатова [6], В.Б. Исаева [7], Я.Б. Моравицкий [11], Г.А. Сабирова [13], Ю.Ю. Синелина [14], Т.В. Склярова [15], Е.И. Уфимцева [17], В.Ф. Чеснокова [20] и др.
Основываясь на положениях работ представленных авторов, под религиозностью мы будем понимать качество индивида и группы, выража-
ющееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений, которое формируется взаимодействием личности с религиозным опытом и окружающей социокультурной средой. При определении религиозности того или иного человека мы будем использовать такой критерий, как «самоопределение», то есть самоидентификацию человека в религиозном отношении (отнесение себя к определенной конфессии, причастность к сакральному, знание священных текстов, посещение святых мест и мест богослужений и тому подобное).
Религиозность представляет собой сложный феномен, который включает в себя не только веру и религиозную практику, но и культурные, этические и моральные установки, связанные с конкретной религиозной традицией.
Обобщая результаты зарубежных и отечественных исследований, посвященных религиозности индивида, можно выделить несколько групп факторов, оказывающих влияние на религиозный выбор личности: социально-психологические - особенности социально-психологической структуры личности, микросоциальные - особенности взаимодействия в первичных социальных группах, макросоциальные особенности религиозно-государственных отношений. К основным средствам формирования религиозности личности относятся: институт семьи, институт религиозного лидерства (священства), институт религиозной обрядовости, институт религиозной общины. В данном исследовании мы концентрируем внимание на таком микросоциальном факторе, как семья, и подробнее рассматриваем институт семьи в контексте анализа его значения и роли в процессе формирования религиозности личности.
Методология и методы
Целью нашего исследования являлось выявление факторов, влияющих на религиозность молодежи, на примере студентов г. Москвы.
На основе проведенного теоретического анализа, в ходе работы была выдвинута следующая гипотеза: на религиозное сознание и религиозное поведение студентов московских вузов в большей степени влияют факторы, связанные с институтом семьи.
Теоретико-методологическими основаниями исследования являлись следующие концепции.
Основами в определении понятий религия и религиозность послужили теории религии К. Маркса [9], М. Вебера [4], Э. Дюркгейма [5], а также Т. Парсонса [12], Р. Мертона [10], П. Бергера и Т. Лукмана [3].
При изучении типологий религиозности мы основывались на концепциях Э. Шпрангера [22] (ценностной ориентировки на идеальные типы, созвучные идеальным типам М. Вебера и восходящие к теоретической раз-
работке Г. Риккерта), теоретической типологизации религиозности Д. Ленски [8] и Д. Фихтера [18], а также концепции двух типов «религиозной ориентации личности» Г. Олпорта. При определении типа религиозности мы придерживались взглядов отечественной социологии религии (В. Ф. Чеснокова, Ю. Ю. Синелина, З. Г. Пейкова), согласно которым главным критерием религиозности является самоопределение.
При определении факторов религиозности мы основывались на психологической (Д. Юм, Э. Тайлор и Дж. Фрэзер) и социологической (Э. Дюркгейм, Ф. Шлейермахер, В. Трилльхааз, Д. Бэтсон и Л. Вентис, А. Ол-ланд и В. Хайн) концепциях происхождения религии. При выделении основных факторов религиозности мы опирались на факторы формирования религиозности личности, выделяемые советскими учеными (В. Р. Букин, Д. М. Угринович, Ю. Н. Сафронов, В. В. Павлюк, М. Г. Писманик и А. А. Лебедев) и современными отечественными социологами (М.Б. Калашникова, Н.А. Кобзева и О. Ф. Лобазова).
Для выявления влияния факторов, связанных с институтом семьи, влияющих на религиозность студентов московских вузов, весной 2022 года было проведено социологическое исследование «Религиозность студентов Москвы».
Объектом исследования являлись студенты и аспиранты московских вузов в возрасте от 16 до 35 лет как представители молодежи.
Число респондентов, входящих в выборочную совокупность, - 306 человек в возрасте от 16 до 35 лет.
Для того чтобы выборочная совокупность удовлетворяла критериям репрезентативности, необходимо было соблюсти численное соотношение по ступени образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура), а также полу и возрасту.
После проведения процедуры постстратификации, расхождение между долями страты в выборочной и генеральной совокупностях составило не более 1-3 %, которое, в рамках настоящего исследования, мы приняли за незначительное.
Научные результаты и дискуссия
Исходя из полученных данных, лишь 36 % респондентов считают себя религиозными людьми, напротив, большинство опрошенных (51 %) не являются религиозными (рис. 1).
■ Да ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя
религиозным человеком?», %
При этом гораздо большая доля опрошенных респондентов (62 %) заявили о своей принадлежности к православию, что говорит о том, что молодежь различает понятие религиозности и принадлежности к определенной конфессии.
С помощью опроса удалось сделать вывод о том, что значительная часть молодежи считает религию значимой частью своей жизни (35,3 %) (рис. 2).
ЗАТРУДНЯЮСЬ АБСОЛЮТНО АБСОЛЮТНО СКОРЕЕ НЕ СКОРЕЕ ИМЕЕТ ОТВЕТИТЬ НЕ ИМЕЕТ ИМЕЕТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЯ ЗНАЧЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Какое значение в Вашей жизни имеет религия?», %
Анализ влияния фактора возраста, с которого респонденты, считающие себя религиозными, стали определять себя таковыми, показал, что большинство из них с детства считают себя религиозными (до 10 лет - 81,8 %), остальные респонденты указали на более поздний возраст (17-23 года - 15,6%). Интересно, что возрастные периоды от 10-16 лет и от 23-35 лет не были отмечены религиозными респондентами. Таким образом, большинство респондентов сделали религиозный выбор в детском возрасте под влиянием родителей, возможно неосознанно, и только незначительная часть респондентов пришли к выбору религии самостоятельно в молодом возрасте.
Основным фактором религиозного выбора респондентов оказалась семья (93,1 %), что подтверждают данные на диаграмме, представленной ниже (рис.3).
160
140 1 120 1 100 1
го
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, что повлияло на Ваш религиозный выбор?», кол-во
Наиболее популярным источником информации о религиозной жизни у респондентов является семья (50 % ответов респондентов), что также подтверждает важность этого фактора (рис. 4).
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о религиозной жизни, событиях и
праздниках?», %
На представленной диаграмме видно, что вторым по популярности у респондентов в качестве источника информации о религии являются СМИ (10 %). Дальнейший анализ выявил следующую зависимость: чем выше уровень использования средств массовой информации в качестве источника получения религиозной информации, тем выше степень информированности индивида о вероучении. Данная зависимость подтверждается статистически (рис. 5): среди людей, которые знают основные молитвы и священные писания, а также религиозную историю, на 34-50 % больше тех, кто использует средства массовой информации в качестве источника получения религиозной информации. Также среди тех, кто ничего из перечисленных источников не знает и не читает, на 34-50 % больше тех, кто не использует СМИ в качестве источника получения информации о религиозной жизни, событиях и праздниках. Полученные данные позволяют сделать вывод о важности использования СМИ в качестве источника информации о религиозной жизни.
Рис. 5. Взаимосвязь между использованием СМИ и информированности индивида о вероучении, %
Дальнейший анализ фактора семьи в формировании религиозности молодежи позволил выявить зависимость между участием в религиозных обрядах семьи респондента и религиозным поведением самого респондента, что представлено на диаграмме ниже (рис. 6).
Рис. 6. Взаимосвязь между личным и семейным участием в религиозных праздниках (на основе ответов респондентов)
Среди респондентов, которые регулярно посещают религиозные праздники и участвуют в религиозных обрядах, на 68,3 % больше тех, чьи родители также регулярно участвуют в обрядах и праздниках. Также среди тех, кто практически не участвует в религиозной жизни, на 5,2 % больше тех, чьи родители не участвуют в религиозной жизни. Таким образом, во многих семьях родители являются образцом религиозности для молодежи.
Данная зависимость подтверждается корреляционным коэффициентом связи Спирмена, который равен 0,854. Как показывает диаграмма, обнаружена прямая сильная связь. Таким образом, чем выше степень вовлеченности семьи в религиозную жизнь, тем выше уровень участия студентов московских вузов в религиозных обрядах и праздниках.
Большинство респондентов охарактеризовали свою семью как частично религиозную, в которой лишь некоторые члены семьи - верующие (45,1 % ответов респондентов). Немного меньше респондентов определили свои семьи как полностью нерелигиозные (38,5 %), остальные респонденты определили свою семью как полностью религиозную, в которой верующими являются все члены семьи (17,2 %). При самоопределении типа семьи респондента была выявлена взаимосвязь, показывающая, что респонденты из полностью религиозных семей чаще определяют себя верующими.
Сопоставление ответов на вопрос о самоопределении типа семьи с ответами на вопрос об участии семьи в религиозных обрядах показало, что 75,3 % респондентов, определившие свои семьи как религиозные, указали, что их семья учувствует в религиозных обрядах и праздниках. Такое распределение ответов может свидетельствовать о формальной религиозности семей респондентов.
По данным опроса, большинство респондентов сохраняет конфессию родителей, так 92 % респондентов, определивших себя как православные, сохранили вероисповедание своих родителей.
При ответе на вопрос о том, кто из членов семьи оказал влияние на религиозный выбор респондентов, было обнаружено большее влияние матери (76 %) и бабушки (14 %). Степень влияния отцов на религиозность молодежи достаточно низкая (8 %).
К наиболее распространенным элементам религиозного воспитания респонденты отнесли: беседы о вере (60 %), научение религиозным обрядам (48,6 %), наставления о правилах поведения согласно религиозной нравственности (42,9 %), приучение к посту (30,2 %). Менее распространенными у респондентов стали: совместное чтение религиозной литературы (12,7 %), совместная домашняя молитва (11,6 %), совместные паломнические поездки (7 %).
На основе полученных данных мы пришли к выводам, что молодежь считает, что наибольшее влияние на их религиозный выбор оказала семья и в первую очередь мать; наиболее часто источником информации о рели-
гиозной жизни, событиях и праздниках являются близкие родственники, образцом религиозности являются родители. Религиозное воспитание происходит в основном в ходе бесед о вере, обсуждения религиозных практик и празднования религиозных праздников. Была выявлена зависимость, подтверждающая связь между участием в религиозных обрядах семьи и религиозным поведением молодого человека. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о преобладающем влиянии семьи в формировании религиозности молодежи подтвердилась.
Заключение
Проведенное нами исследование показало, что семья как один из основных институтов религиозной социализации индивида играет важную роль в процессе формирования его религиозности. Результаты исследования позволяют выделить следующие значимые факторы влияния семьи на религиозность молодежи:
- уровень религиозности семьи;
- степень вовлеченности семьи в религиозную жизнь;
- степень религиозности матери;
- степень религиозности прародительского поколения;
- характер межличностных взаимоотношений, сложившийся в семье;
- степень участия религиозных членов семьи в жизни молодого человека;
- степень активности членов семьи в процессе религиозного воспитания.
Взаимодействие в семье путем обсуждения религиозных практик, празднование религиозных праздников оказывают решающее воздействие на уровень религиозности молодежи, их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности.
Результаты исследования позволяют рассматривать религиозность московской студенческой молодежи преимущественно как формальный тип религиозности. При таком состоянии нормы соблюдаются скорее традиционно и не имеют того эмоционально-духовного значения, которое в них вкладывается изначально. Религиозность молодежи в большей степени является следствием их этнической принадлежности и конфессиональным выбором их семьи, выражается в соблюдении религиозных традиций и обычаев на уровне обыденного сознания и бытовом уровне. Формальная религиозность молодежи обладает неустойчивостью, может чрезмерно легко изменяться в зависимости от жизненных ситуаций и, скорее, являться способом адаптации, а не способом разрешения внутренних моральных дилемм и личностного роста.
Тип подлинной религиозности преобладает среди меньшей части московских студентов. Их религиозность характеризуется средней степенью доминирования религиозной установки, является следствием осознанного выбора личности и религиозного воспитания в семье.
Доминирование формальной религиозности среди московского студенчества отчасти объясняется сокращением числа семей, в которых дети воспитываются в религиозном духе и неэффективной передачей ценностных ориентиров из поколения в поколение, а также связано с деструктивным информационным воздействием на молодежь посредством СМИ и сетевых сообществ. В этой связи для повышения уровня религиозности молодежи, возможно, не только необходимо вести работу, направленную на поддержку семей и религиозного воспитания, но и обратить внимание на другие факторы религиозности. Религиозным организациям и общинам необходима большая ориентация на молодежь, что позволит увеличить интерес к религиозному учению, повысит авторитет церкви и доверие к священнослужителям среди молодежи.
Как показало исследование, средства массовой информации являются важным инструментом формирования мнения молодежи относительно религиозных вопросов. Именно поэтому через передачу информации о вероучении, религиозной архитектуре, освящение религиозных событий и праздников, а также трансляцию выступлений священнослужителей возможно распространение ценностей конкретной религии и привлечение молодежной аудитории.
В условиях глобальной реорганизации общественной жизни социальные сети становятся новыми площадками трансляции религиозных ценностей. С помощью соцсетей поддерживается коммуникация между членами религиозных сообществ, распространяется религиозное знание, что, в конечном счете, влияет на уровень религиозного сознания молодого человека. Таким образом, одним из направлений молодежной политики в сфере религиозности может стать распространение религиозных сетевых сообществ и повышение активности их пользователей.
Список литературы
1. Batson Ch. D. , Ventis W. L. The Religious Experience: A Social-psychological Perspective. Oxford University Press, 1982. 356 p.
2. Безрогов В.Г. Социальное пространство личности. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива // Развитие личности. 2002. № 4. С. 115-136.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд и др., 1995. 323 с.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.
5. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания / Религия и общество: хрестоматия по социологии религии; под общей ред. В.И. Гара-джи. М.: «Наука», 1996. С. 111-144.
6. Ипатова Л.П. Современные особенности освоения православной традиции / Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М., 2008. С. 414.
7. Исаева В.Б. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 1. С. 127-146.
8. Lenski G. E. The religious factor: a sociological study of religion's impact on politics, economics, and family life. N-Y.:Doubleday, 1961. 381 p.
9. Маркс К. Религиозное отчуждение // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 80-86.
10. Merton R. Science, Technology and Society in Seventeenth Century England // Osiris, Vol. 4 (1938) pp. 360-632.
11. Моравицкий Я.Б. Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4. 447 с.
12. Parsons T., Bales R. F. Family, Socialization and Interaction Process. Glencoe, Ill., Free Press, 1955. 456 p.
13. Сабирова Г. А. Мусульманские идентичности и дискурсивная традиция ислама в постсоветской России / Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: РОССПЭН, 2008. С. 462.
14. Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. С.89-96.
15. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009. № 15. С. 7-16.
16. Trillhaas W. Basics of the psychology of religion. Munich, 1946.
17. Уфимцева Е. И. Религиозное образование: основные подходы к определению и типологизации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. № 3. С. 289-296.
18. Fichter J. H. Sociological Measurement of Religiosity // Review of Religious Research. Vol. 10. №. 3. (Spring, 1969), P. 169-177.
19. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии: разреш. авт. пер. с фр. Киев: Киевское религ.-филос. о-во, 1913. С. 6.
20. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005. 297 с.
21. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / пер. с нем. и пред. С.Л. Франка / СПб.: АО «АЛЕ-ТЕЙЯ».1994. 432c.
22. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузы-рея. М., 1982. С. 55-60.
Неробеева Татьяна Сергеевна, магистр, nertatata@,gmail. com, Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Зимова Наталья Сергеевна, канд. социол. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
FAMILY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF YOUTH RELIGIOSITY: ON THE EXAMPLE OF STUDENTS IN MOSCO W
T. S. Nerobeeva, N. S. Zimova
Religion is becoming an integral part of the worldview of many people, including young people. In this process, the family plays an important role in shaping the religious identity of young people. However, which factors of family education have the greatest influence on the formation of the religiosity of young people, and how these factors can be used in working with young people, are still insufficiently studied problems. The relevance of this study is due, on the one hand, to the lack of knowledge about what exactly influences the religious choice of today's youth, as a socio-demographic group that is most open to social trends. On the other hand, the need to obtain an array of data that can complement research on the factors affecting the religious identity of young people. The purpose of the study: to identify factors influencing the religious identity of young people on the example of students in Moscow. The article presents and analyzes the results of a sociological survey conducted in Moscow among young people. The study showed that the main factors influencing the religious identity of young people are factors associated with the institution of the family, namely: the level of religiosity of the family; the degree of involvement of the family in religious life; the degree of religiosity of the mother; the degree of religiosity of the ancestral generation; the nature of interpersonal relationships that have developed in the family; the degree of participation of religious family members in the life of the young the degree of activity offamily members in the process of religious education. Interaction in the family by discussing religious practices, celebrating religious holidays, etc. have a decisive impact on the level of religiosity of young people, their attitude towards the church and the behavioral religious practices of everyday life. Based on the data obtained, the authors proposed methods aimed at increasing the religiosity of young people.
Key words: religiosity; the youth; family; social institution; confessional choice
Nerobeeva Tatyana Sergeevna, master, [email protected], Russia, Moscow, State University M.V. Lomonosov,
Zimova Natalya Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State UniversityM.V. Lomonosov