Научная статья на тему 'Семья - институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии'

Семья - институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1084
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / FAMILY / INSTITUTE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрищев В. И., Грасс Т. П., Алексеенко И. В.

В статье анализируется семья, являющаяся институтом первичной социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и Новой Зеландии. Авторы отмечают, что стабильность семьи и увеличение ее воспитывающего потенциала заключается в доверительных отношениях между членами семьи и демократическом стиле воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Петрищев В. И., Грасс Т. П., Алексеенко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family is an institute of socialization of youth in the UK, the USA and New Zealand

The article analyses the family which is an institute of primary socialization of youth in the UK, the USA and New Zealand. The authors point out that the stability of family and increase in its educational potential is in trustful relationships among its members and democratic style of children's upbringing

Текст научной работы на тему «Семья - институт социализации подрастающих поколений в Великобритании, США и в Новой Зеландии»

РАЗДЕЛ IX СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 32

В. И. Петрищев, Т. П. Грасс, И. В. Алексеенко

СЕМЬЯ-ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ*

В современной педагогической науке сложилась устойчивая тенденция рассматривать различные проблемы социализации подрастающих поколений под углом зрения их отношений в семье.

Анализ многих педагогических, психологических, культурологических и других явлений, связанных с семьей предполагает ее характеристику в социальном контексте.

Как в отечественные, так и зарубежные исследователи дают достаточно большое количество определений семьи, которые отражают их взгляды на саму сущность этого феномена.

Так, А. Г. Харчев рассматривает семью как «исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными, родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [1].

П. Сорокин под семьей понимает “легальный союз (часто пожизненный) супругов, с одной стороны, союз родителей и детей, с другой, союз родственников и свойственников” [2].

Американский исследователь А. Бочер считает семью как организованную систему взаимодействия [3].

Ряд других исследователей, занимаясь анализом семьи, также отмечают, что в основе семьи заложено тесное взаимодействие между ее членами. Не случайно, Л. Галвин и Б. Броммель видят в семейной системе совокупность характера общения, влияющего на сплоченность и приспособляемость ее членов [4].

По И. Голдбергу и Г. Гольдбергу, «семья - это естественная социальная система со всей ее собственностью и порядком правил, наполненных как предназначенными, так и предписанными ролями для ее членов, имеющая организованную властную структуру, которая развивает сложную откры-

* Статья подготовлена при финансовой поддержки авторов Российским гуманитарным научным фондом ( РГНФ) - проект № 08-06-00704а.

тую и скрытую форму коммуникации, выработывает способы преодоления и решения проблем, позволяющих эффективно выполнять многочисленные задачи» [5].

Обобщая имеющиеся в отечественной и зарубежной научной литературе определения семьи, можно утверждать, что «семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии» [6].

Уникальную значимость семьи исследуемых англоязычных стран как института первичной социализации детей трудно переоценить, хотя в ней произошли огромные изменения за последние десятилетия.

Семья как институт социализации является одним из древних, включающий в себя:

1. совокупность семейный ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2. общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическое развитие, семейные правила и обязательства);

3. переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.) [7].

В целом британские, американские и новозеландские семьи имеют как много общего, так и определенные различия в стилях социализации и воспитания подрастающих поколений.

Социальные функции семьи отражают характер общественных потребностей в ее жизнедеятельности как социального института, а также индивидуальные потребности членов семейной группы. Под влиянием социально-экономических изменений, происходящих в Великобритании, США и в Новой Зеландии, меняется не только сам характер социальных функций семьи, но и характеристики семьи как малой группы. Эти изменения играют весьма существенную роль в развитии детей, подростков и юношей, ибо семья по-прежнему остается не только первичным, но и важнейшим институтом социализации подрастающих поколений.

Современная семья выполняет многочисленные функции, основные из которых отражены в иерархической структуре, которую можно применить, по мнению А. Н. Елизова, как к отечественной, так и к зарубежной семье. На его взгляд, такая условная структура достаточно полно отражает основные функции семьи.

1. рождение и воспитание детей;

2. сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

3. удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

4. создание условий для развития личности всех членов семьи;

5. удовлетворение сексуально-этических потребностей;

6. удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

7. организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

8. удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении коммуникативных связей с ними;

9. удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми;

10. организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

11. рекреативная функция- охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д. [8].

Как видно из предложенной структуры, одной из важнейших функций семьи в современных условиях выступает воспитательная функция. Это не случайно, поскольку семья продолжает оставаться воспитывающей микросредой, ибо именно в ней закладывается фундамент тех ценностных ориентаций, которые способствуют успешной социализации подрастающих поколений.

Не случайно, семья характеризуется как хранилище культурных ценностей и традиций. Известно, что воспитание является сложным и многогранным феноменом, существующим в рамках процесса социализации во всех обществах. В целом, воспитание - это создание условий для целенаправленного и планомерного развития человека, осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности в системе социальных институтов. Воспитание должно создавать благоприятные возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (умениями, убеждениями, нормами, отношениями, образцами поведения) [9].

Как отмечалось ранее, современная семья исследуемых западных стран во многом изменилась в последнее время. Одни ее функции перешли к другим институтам социализации, некоторые трансформировались, наметился ряд тревожных признаков ее дезорганизации, способствующих увеличению числа разводов.

Опираясь на исследования зарубежных ученых, а также на свои собственные наблюдения и материалы проведенных нами опросов во время пребывания в Великобритании, США и Новой Зеландии, выделим основные тенденции развития, изменения и функционирования современной семьи в исследуемых странах как ведущего социального института первичной социализации.

Права была антрополог Маргарет Мид, отмечая, что «мы можем столкнуться в некоторых сообществах с очень ленивыми мужчинами или, наоборот, с женщинами, ненормально свободными от каких-то обязанностей, как в бездетном городском доме в Америке, но принцип сохраняется повсюду. Мужчина-наследник традиций, должен обеспечивать женщин и детей.

У нас нет никаких оснований считать, что мужчина, оставшийся животным и не прошедший школу социального обучения, смог бы сделать что-нибудь подобное. От социального устройства общества зависит, каких женщин и каких детей будет обеспечивать мужчина, хотя главное правило здесь, по-видимому, предполагает, чтобы он обеспечивал женщины, с которой находится в половой связи» [11].

Поэтому, несомненно, одной из функций семьи является обучение подростка будущим родительским ролям, правильным обязанностям, чтобы мужчина сознательно брал на себя ответственность за семью в целом. В этой связи чрезвычайно важными остаются прочность семейных отношений, которые, по сути дела, являются базисом самого брака. По данным нашего опроса, проведенного по выявлению престижности брака в современных условиях, оказалось, что он является одной из значимых социальных ценностей западного общества.

Подтверждение этому могут служить данные, свидетельствующие о том, что несмотря на определенные изменения в семье, ценность брачных отношений достаточно высока (табл. 1).

Таблица 1

Отношение представителей исследуемых англоязычных стран к институту брака ( в % отношении). В каждой из стран опрошено по 25 молодых людей

Вопрос Великобритания США Новая Зеландия

Брак является устаревшим институтом 1. да 14,3 15,8 17.6

2. нет 61,8 64,9 55.7

3. не знаю 23.9 19.3 26,7

Брак сменяется длительным внебрачным сожительством 1. да 43,4 46,5 52,6

2. нет 42,9 36,8 25,1

3. не знаю 13,7 16,7 22,3

Для того, чтобы быть счастливым, ребенку нужна семья с обоими родителями 1. да 72,6 75,2 69,3

2. нет 7.2 6.2 12,5

3. не знаю 20,2 18,6 18,2

Для успешного брака очень важно следующее А)верность 12,4 14.5 11,5

Б) взаимное уважение 34,5 36.1 29,3

В) понимание и 39,8 42,5 35,4

терпимость Г) финансовое 13,3 6.9 23.8

благополучие семьи

Явное большинство - 75,2% опрошенных молодых людей в США; 72,6% - в Великобритании и 69,3% - в Новой Зеландии практически единодушны в том, что для нормального развития ребенку нужна семья. 14,3% опрошенной молодежи в Великобритании, 15,8% - в США и 17,6% - в Новой Зеландии признали институт брака устаревшим. Современная семья в западных странах представляет собой как институт интимной социализации подрастающих поколений, так и социально-психологическую нишу для ее членов.

Особую роль в формировании прочности семейных уз и ценностей играет ритуальность семейных обычаев, которая в условиях жизни в этих англоязычных стран приобретает особый смысл. Значимость ритуальной стороны семейной жизни имеет свои религиозно-исторические корни, с ее образом жизни, обеспечивающим теснейшую преемственность поколений. Конечно, ритуальные обычаи прошлого не следует идеализировать, однако, они и поныне выполняют определенные социализирующие функции в семье.

Взглянем на семейные обычаи в современных англоязычных странах, постараемся понять их ценность, разобраться, являются ли они символом сильной семьи?

В Великобритании, США и в Новой Зеландии существует определенный культ домашних добродетелей, которые, по нашему мнению, позволяют детям ощущать безопасность и стабильность, обеспечивают не только отдых членам семьи, но и способствуют устранению многих острых внутрисемейных проблем.

К домашним добродетелям, возведенным в семейную культурную традицию, можно отнести совершено обыденные вещи от регулярного посещения церкви, проведения традиционных семейных обедов, праздников рождества, Пасхи, до празднования дней рождения членов семьи, окончания школы или университета. В таких семьях, при ежедневных встречах за обеденным столом, у ребенка формируется устойчивое ощущение общности интересов членов семьи, поскольку в течение обеда предоставляется возможность поговорить, обсудить те или иные проблемы. Правда, взрослея молодежь (главным образом в Великобритании и США, в меньшей степени в Новой Зеландии) уезжает в другие города и, значит, семейный обед, как традиция, перестает быть ритуалом общения между родителями и детьми. Для детей, приезжающих домой на каникулы, обеденный стол в кругу семьи продолжает оставаться ритуальной стороной жизни, нередко служит для них моделью. По мнению зарубежных специалистов, традиционное празднование национальных и домашних торжеств в семейном кругу создает благоприятную атмосферу для подростков: здесь они обретают психологическую устойчивость на случай стрессовых ситуаций.

Необходимо разобраться с мифом об ужасающей нестабильности современной семьи исследуемых англоязычных стран в новом тысячелетии.

По нашему мнению, эти слухи сильно преувеличены. Хотя следует признать, что семьи в этих странах, как впрочем, многие семьи в других странах, продолжают испытывать определенные психологические трудности в характере взаимоотношений между супругами, что приводит к изменению института семьи в целом, выражающее в увеличении числа разводов. Важно отметить, что удельный вес разводящихся пар в 2000 г. в США уменьшился с 22,3 до 16,4 процента. В то время как в европейских странах в последнее время он начал постепенно увеличиваться. В настоящее время в США приходится 4,95 разводов на 1000 человек, в Великобритании 3,08, а в Новой Зеландии 2,63.

Что же является причиной разводов в этих экономически благополучных странах? Наряду с многочисленными факторами, присущими каждой паре индивидуально, можно условно вычленить несколько основных факторов, способствующих этому: 1) изменения в законодательстве, сделавшие развод более простым. Сейчас развод не считается чем-то предосудительным и постыдным, как раньше; 2) увеличение достаточно большого количества работающих женщин, которые становятся практически экономически независимыми от мужчин. Ведь не случайно, именно в семьях, где женщины работают, занимая менеджерские позиции, зарабатывая больше мужчин, чаще возникают семейные конфликты, разногласия, неудовлетворенность семейной жизнью; 3) снижения влияния родителей на выбор супруга. Правда, все еще существуют некоторые семьи (в основном, это связано с определенной политико-религиозной и деловой деятельностью родителей и их детей), где влияние родителей на выбор супруга очень велико; 4) увеличение так называемого альтернативного вида брака, к которому можно отнести внебрачное сожительство.

Хотя, совершенно очевидно, что спектр этих факторов может быть более обширным.

В последнее время во всех исследуемых англоязычных странах все большее значение приобретает тенденция внебрачного сожительства или, как сейчас принято говорить, гражданский брак (табл. 2).

Как видим, количество гражданских браков в исследуемых англоязычных странах за последнее время резко возрастает. Интересно отметить, что в отличие от Европы, где подобные браки существовали еще даже в средние века, пока католическая церковь не предала их анафеме, в США ничего подобного не наблюдалось вплоть до 60-х годов прошлого столетия, когда произошла так называемая сексуальная революция. В 1987 г. около 33%. женщин экспериментировали данный вид брака, а в 2002 г. уже свыше 50% женщин в возрасте от 19 до 44 лет жили в гражданском браке [12].

Таблица 2

Количество людей, находящихся в гражданском браке, в %

Страна Предыдущий год опрос Процентное отношение Последний год опрос Процентное отношение Изменение ситуации в процентах

Великобритания 1995 10.1 2004 15.4 52.5

США 1995 5.1 2005 7.6 49.0

Новая Зеландия 1996 14.9 2006 23.7 59.1

Если раньше население этих стран выражало достаточно негативное отношение к такому виду совместного проживания, то сегодня это воспринимается очень спокойно. Семейные отношения - это чрезвычайно тонкая гамма взаимоотношений и совместимости между партнерами, требующая определенной проверки и адаптации друг к другу. Молодые люди не женятся, а пребывают в ситуации «смотрин», нередко, длящейся годами. Отношение молодежи к подобной форме совместного проживания можно выразить словами 19 летней британской девушки: «Я бы не вышла замуж за мужчину, если бы не жила с ним до этого, поскольку именно таким образом можно понять, что он из себя представляет».

Однако, современному молодому человеку в этих англоязычных странах присуще чувство не только любви, но и разума. Ведь не случайно, у большинства молодежи (как у средних слоев населения, так и у некоторой части рабочих) практически отсутствует скоропалительность в оформлении браков.

Считается, что есть браки формализованные, т. е. официальные и браки неофициальные, представляющие собой своеобразную притирку перед будущим официальным браком. Любопытно отметить, что данные американских ученых свидетельствуют о том, что те пары, которые жили в гражданском браке перед вступлением в официальный брак, имеют достаточно высокий уровень риска разводов. Исследователи связывают это явление с рядом факторов.

1. Избирательность, т. е. пары, живущие в гражданском браке, как ни странно, но они более склонны к разводам.

2. Эти пары лишь в незначительной степени связывают себя с традиционными семейными ценностями, их личностные характеристики делают их менее приспособленными для брака.

3. Реальный опыт гражданского брака, т. е. отношения, поведение, которые они приобретают в период такого союза, делает их мало приспособленными для долгосрочной семейной жизни.

4. Вместе с тем, если сравнивать пары, которые живут в гражданском браке с теми, которые еще только дружат, т. е. пока назначают свидания друг другу, то первым слишком сложно из-за материальных и эмоциональных причин разорвать свой союз. Другими словами, в этом случае гражданский брак может выступать даже в качестве позитивного фактора долгосроч-

ных взаимоотношений. В США, например, растущий уровень гражданских браков, зачастую выступает положительным фактором, ибо они существенно снижают количество разводов [13].

В Великобритании, например, англиканская церковь, учитывая такую многолетнюю тенденцию, несколько изменившую общественный имидж брака, вынуждена признать «сожительство» как определенную форму брака. Вместе с тем она все же рекомендует рассматривать брак как социальный институт и способствовать в современных условиях жизненному союзу мужа и жены как пропаганде христианского идеала.

Следует отметить еще одну негативную сторону гражданских браков, которая заключается в следующем. С увеличением общего количества гражданских браков, отмечается резкое снижение количество пар, заключающих официальные браки, что не может не вызывать озабоченности общественности этих стран. Так, в новом тысячелетии в Великобритании к 2005 г. количество людей, решивших жениться, снизилось до самого низкого уровня за последние 100 лет.

Семья, как уже говорилось ранее, выступает в роли первичного института социализации подрастающих поколений. Именно в ней должно идти половое просвещение и воспитание подростков, являющееся важной стороной их социальной жизни. Резкое увеличение внимание к такому интимному вопросу было не случайно, ибо он представляет целый комплекс проблем, связанный с взрослением подростков и юношей. К данной проблеме добавилось быстрое распространение ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), поражающий все большее количество молодых людей. Известно, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависит от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его детство. Доверительное отношение с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы. Все это облегчает ребенку формирование здорового отношения к сексуальности. Они, в свою очередь, зависят от общих ценностей культуры, на которые имплицитно или эксплицитно равняются семейно-бытовые отношения. Каково место родителей в этой специфической сфере в современной семье англоязычных стран? Хотя многие родители исследуемых англоязычных стран понимают, что они несут всю ответственность за половое просвещение своих детей, что бы в будущем они были здоровы, тем не менее, не все родители находят общий язык по этому вопросу со своими детьми. Так, опросы показывают, что 2/3 юношей и девушек считают, что они не могут говорить с родителями на эту тему [14].

Особую неловкость испытывают отцы, затрагивая в разговоре со своими дочерьми столь деликатную тему Они искренне хотят, чтобы их дочери удачно вышли замуж, нарожали детей и жили нормальной жизнью, но

обсуждать вопросы секса с дочерьми является неприемлемым, «выше их сил». Вместе с тем, в англоязычных странах существует достаточно большое количество семей, где не возводят барьера из наставлений и угроз, не читают скупых и сухих лекций о том, что секс - это нечто ужасное и предосудительное, а пытаются учить молодых людей разумным подходам к этой сфере человеческих взаимоотношений.

В США достаточно большое внимание этой проблематике уделяют всевозможные образовательные и медицинские центры, которые стараются помочь родителям найти правильный и современный подход к обсуждению этой деликатной темы.одителям советуют в разговоре с подростками быть честными, стараться отвечать на все вопросы, касающиеся секса. По мнению организаторов, откровенный разговор с детьми поможет им преодолеть неловкость, будет способствовать лучшему пониманию полового просвещения.

Интересно, что в США и Новой Зеландии половое образование включено в учебные программы, а в Великобритании оно не является обязательным предметом учебной программы. Тем не менее, несмотря на разный подход к этой щекотливой теме, родители всех этих стран стараются акцентировать внимание на вопросах морали, на здоровье своих детей, на правильном употреблении концептративов.

Несомненно, успешность выполнения семьей ведущей функции по воспитанию детей в огромной степени зависит от внутрисемейного общения.

В семейной жизни доброжелательные отношения между родителями и детьми могут сложиться, если родители в основном придерживаются демократического стиля воспитания. Дети с самого раннего детства обучают быть самостоятельными и независимыми. Очень важно, что в этих странах детей приучают одинаково уважать разные виды профессий, будь-то профессия уборщика или банкира. Там не увидишь пренебрежительного отношения со стороны подрастающих поколений ни к одной профессии. Семейная система на Западе воспитывает индивидуалистов, готовых к конкуренции, рассчитывающих только на свои собственные силы, ориентируя их на выполнение основной задачи не только выжить, но и стремиться развивать свое дело, быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия, не терять веру в себя. Другими словами, психология в семье априори закладывает готовность подростка идти на разумный риск.

Сама среда, по крайней мере, многих англоязычных семей способствует ориентации детей на будущее, стремясь развивать и поддерживать у подростков целый комплекс принятых в обществе канонов. На наш взгляд, среди качеств, которые воспитывают эти семьи, можно выделить главные: честность, хорошие манеры, терпимость, бескорыстие, дисциплинированность, лояльность, решительность, вежливость, патриотизм, ответственность, независимость, трудолюбие, веру, бережливость, предприимчивость и т. д.

Таким образом, как видно из данной работы, семья англоязычных стран, несмотря на существенные в ней изменения и некоторую деформацию, про-

должает достаточно успешно формировать личность подростка, оставаясь при этом, ведущим институтом социализации подрастающих поколений.

Библиографический список

1. Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР. [Текст] / А. Г. Харчев - М. 1979. - С. 75.

2. Сорокин, П. Система социологии. [Текст] / П. Сорокин - М., 1989. -С. 126.

3. Bocher, A. Conceptual Frontiers in the Study of Communication in Families. Human Communication Research. № 2. 1971. P. 381-397.

4. Galvin, K., Brommel, B. Family Communication: Cohesion and Change. Glenview, Il. 1986. - P. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Goldberg, I., Goldberg, H. 1991. Family Therapy: An Overview ( 3d) Belmont, CA: Brooks Cole.

6. Cоциология. [Текст] - М. 1990. - С. 28.

7. Социальные исследования. Методологические проблемы исследованиябыта. Выпуск, 7. [Текст] - М., 1972. - C. 32.

8. Елизов, А. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи. [Текст] / А. Н. Елизов. Вести Моск. Ун-та. - Сер. 14. - Психология. -1996. - № 1. - C. 43-44.

9. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений [Текст] / А. В. Мудрик. - М., 1990. - С. 289.

10. Социология. [Текст] - М., 1990. - P. 12.

11. Мид, М. Культура и мир детства [Текст] / М. Мид. - М., 1988. - С. 48.

12. Popenoe, D. Cohabitation, Marriage and Child Wellbeing ( A Cross-National Perspective) / D. Popenoe. - 2008 Rudgers. The State University of New Jersey. - P. 14.

13. Ibidem. - P. 15.

14. McCormack, M. The Generation Gap / M. McCormack. - L., 1985. - P. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.