УДК 316.4
СЕМЬЯ И РАБОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ СПЕЦИФИКА (на материале социологических исследований)
А.В. Поляков
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» кафедра философии, права и социально-гуманитарных дисциплин Армавир, Россия, 352900
Аннотация. В статье анализируется социальный капитал как ключевой материал при формировании механизма социального взаимодействия. Рассматривается профессиональная деятельность как источник построения долгосрочных отношений, с одной стороны и семья как традиционный институт, который подвержен трансформации в современных северо-кавказких реалиях. Исследуется нетворкинг как деятельность, направленная на максимально быстрое и эффективное решение сложных задач при помощи круга друзей и знакомых, его влияние на выстраивание доверительных и долгосрочных отношений между людьми.
Ключевые слова: социальный капитал, социальное взаимодействие, работа, нетворкинг, доходы.
Социальный капитал трудно определить, но его можно описать как «социальный клей», который соединяет людей в семьях и сообществах, и дает им чувство принадлежности в мире фраг-ментированности и неопределенности. Социальный капитал — это связи между людьми, на основании которых создается механизм социального взаимодействия.
Работа является важной частью человеческой жизни. Некоторые люди живут своей работой, не мысля себя без нее. Другие работают только потому, что надо зарабатывать на жизнь и оплачивать счета. Зачастую люди приобретают близких друзей или находят свою вторую половину на рабочем месте. С работой, как правило, связывают карьерный и личностный рост. В современном ритме жизни бывает затруднительно разделить частную, профессиональную и общественную стороны жизни.
Трудовой коллектив является сообществом, где между людьми выстраиваются доверительные отношения, основанные на взаимопомощи. Во время выполнения профессиональных обязанностей складываются отношения, в том числе, и за пределами собственного офиса или предприятия. Таким образом, можно утверждать, что рабочее место выступает важным источником формирования социального капитала.
В современном обществе возрастает количество людей, не удовлетворенных своими взаимоотношениями в семье или в своем привычном кругу общения. Для них именно место профессиональной деятельности становится островком надежности, стабильности, защищенности и источником построения долгосрочных отношений [2]. В работе многие ищут забвения от проблем в отношениях с супругами, детьми или просто от бытовой рутины. Люди на работе проводят вместе
—--—
~ 783 ~
по многу часов в день, вместе принимают пищу, проходят совместное обучение, отправляются в командировки. Это во многих случаях создает благоприятную почву для развития дружеских или хотя бы приятельских отношений. Но при этом существует одна проблема: насколько люди удовлетворены своей работой. Ведь данный фактор будет влиять на формирование и уровень сложности социального капитала. Проведенные социологические исследования на территории СКФО вывили следующие тенденции (табл. 1).
Только 25% опрошенных так или иначе не удовлетворены своим положением в семье. Семья как институт и более того, большая семья — род — клан — тейп остается в северокавказском
сообществе одним из основных источников социального капитала.
А вот с работой и степенью ее удовлетворенности видится несколько иная ситуация (табл. 2).
Более 35% респондентов оказались так или иначе недовольны работой. Можно сделать вывод о том, что работа как социальный институт в северокавказском обществе в незначительной степени способствует формированию социального капитала.
О незначительной степени влияния работы на формирование социального капитала в северокавказском сообществе говорит тот факт, что только половина опрошенных видят какие-то перспективы своей трудовой карьеры (табл. 3).
Таблица 1
Удовлетворенность семейным положением
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо удовлетворен 635 52,7 55,7 55,7
скорее удовлетворен, чем не удовлетворен 195 16,2 17,1 72,7
скорее не удовлетворен, чем удовлетворен 112 9,3 9,8 82,6
не удовлетворен 134 11,1 11,7 94,3
затрудняюсь ответить 65 5,4 5,7 100,0
Всего 1 141 94,8 100,0
Пропущенные Системные 63 5,2
Всего 1 204 100,0
Таблица 2 Удовлетворенность работой
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо удовлетворен 304 25,2 28,2 28,2
скорее удовлетворен 356 29,6 33,1 61,3
скорее неудовлетворен 170 14,1 15,8 77,1
неудовлетворен 132 11,0 12,3 89,3
затрудняюсь ответить 115 9,6 10,7 100,0
Всего 1077 89,5 100,0
Пропущенные Системные 127 10,5
Всего 1204 100,0
—--—
~ 784 ~
—--—
Таблица 3
Удовлетворенность перспективами профессиональной карьеры
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо удовлетворен 296 24,6 26,6 26,6
скорее удовлетворен, чем не удовлетворен 306 25,4 27,5 54,0
скорее не удовлетворен, чем удовлетворен 212 17,6 19,0 73,1
не удовлетворен 156 13,0 14,0 87,1
затрудняюсь ответить 144 12,0 12,9 100,0
Всего 1 114 92,5 100,0
Пропущенные Системные 90 7,5
Всего 1 204 100,0
Интересна зависимость между удовлетворенностью доходами и положением в обществе. Эта зависимость так же показывает то, что положение в обществе в большей степени ассоциируется не с материальным статусом, а социокультурным, в том числе и семейным. Причем семейным в широком понимании.
Ниже представлены итоги ответов респондентов на вопросы: «Как Вы оцениваете свое положение в обществе»? (табл. 4) и «Как Вы оцениваете степени удовлетворенности своими доходами»? (табл. 5).
Таблица 4
Как Вы оцениваете свое положение в обществе?
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо высокое 79 6,6 6,9 6,9
скорее высокое, чем низкое 224 18,6 19,5 26,3
среднее 633 52,6 55,0 81,3
скорее низкое чем высокое 162 13,5 14,1 95,4
низкое 53 4,4 4,6 100,0
Всего 1151 95,6 100,0
Пропущенные Системные 53 4,4
Всего 1204 100,0
Удовлетворенность доходом Таблица 5
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо удовлетворен 193 16,0 16,6 16,6
скорее удовлетворен 242 20,1 20,8 37,3
скорее неудовлетворен 272 22,6 23,3 60,6
не удовлетворен 406 33,7 34,8 95,5
затрудняюсь ответить 53 4,4 4,5 100,0
Всего 1166 96,8 100,0
Пропущенные Системные 38 3,2
Всего 1204 100,0
—--—
~ 785 ~
Около 80% опрошенных жителей СКФО свое положению в обществе оценивают как среднее, выше среднего и высокое, притом, что только 36% оценивают свое материальное положение как удовлетворительное и скорее удовлетворительное, что, по нашему мнению, доказывает превалирование традиционных социальных институтов, в том числе семьи — рода — клана — тейпа в их жизни и формировании социального капитала.
Хотя, мировая тенденция свидетельствует об обратном: что именно во время профессио-
Отсутствие стабильности связано с переходом северокавказского традиционного сообщества к иному социальному состоянию, состоянию, в котором семья как традиционный институт будет трансформирована.
Даже в стабильные времена, не говоря уже о кризисных периодах, большое количество людей сталкиваются с необходимостью искать новое место работы. В эпоху перемен и неопределенности карьера даже успешных людей и крупных специалистов может в любой момент оказаться под угрозой ввиду воздействия рыночных механизмов, слияний или реструктуризации предприятий и компаний. Социальные психологи отмечают, что безработные демонстрируют более низкий уровень психологической устойчивости, физического здоровья и уровня удовлетворенности жизнью по сравнению с работающими гражданами.
В 70-е г. г. XX столетия американский социолог Марк Грановеттер провел исследование, в хо-
нальной деятельности генерируется социальный капитал. Однако социальный капитал также активно используется людьми, которые стоят перед проблемой поиска работы.
Нами в ходе проведения социологического исследования была выявлена следующая тенденция: семья как институт, в большей степени гарантирующий социальный капитал человеку в северокавказском обществе начинает девальвировать. Только 36% опрошенных видят будущее своих детей стабильным (табл. 6).
де которого он брал интервью у жителей одного из предместий Бостона, недавно поменявших место работы. Он обнаружил, что большинству опрошенных удалось получить работу через так называемые «слабые связи» — не при помощи людей из своего близкого круга общения, а через дальних знакомых, которых они видели, возможно, всего один раз в жизни. На первый взгляд кажется, что те, с кем мы близко знакомы и часто контактируем, больше мотивированы помочь нам в поиске работы. Однако Грановеттер выдвинул следующий аргумент: «те, с кем мы связаны слабо, с большей вероятностью входят в те круги, в которые не входим мы сами, и тем самым они имеют доступ к информации, которой мы не располагаем» [1].
В конце 1960-х г. г. американским социологом Стенли Милгрэмом и психологом Джеффри Трэ-версом была выдвинута «теория шести рукопожатий», которая доказывала, что каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем
Таблица 6
Удовлетворенность будущим своих детей
Частота Проценты Процент допустимых Накопленный процент
Допустимо удовлетворен 218 18,1 19,9 19,9
скорее удовлетворен, чем не удовлетворен 215 17,9 19,6 39,5
скорее не удовлетворен, чем удовлетворен 161 13,4 14,7 54,2
не удовлетворен 213 17,7 19,4 73,6
затрудняюсь ответить 288 23,9 26,3 99,9
6,00 1 ,1 ,1 100,0
Всего 1096 91,0 100,0
Пропущенные Системные 108 9,0
Всего 1204 100,0
—--—
~ 786 ~
планеты через цепочку общих знакомых. Эти идеи вместе с выводами М. Грановеттера впоследствии легли в основу такого явления как нетворкинг.
Под нетворкингом понимается деятельность, направленная на максимально быстрое и эффективное решение сложных задач при помощи круга друзей и знакомых. Эти задачи могут быть как жизненными (устроиться на работу, найти репетитора для ребенка, хорошего врача для кого-то из членов семьи и т.д.), так и деловыми (поиск клиентов или новых сотрудников, увеличение продаж, географическая экспансия и т.д.). Сущность нетворкинга состоит в выстраивании доверительных и долгосрочных отношений между людьми.
Важность нетворкинга в поиске нового места работы в современной жизни трудно переоценить.
Весь рынок труда можно разделить на видимый и невидимый. К видимому или визуализированному рынку можно отнести объявления о вакансиях в СМИ и сети Интернет, деятельность кадровых агентств, публичные бюллетени и т.д. Но существует и так называемый скрытый рынок труда, где информация о вакансиях не распространяется публично. Компании не всегда обращаются к открытому рынку, поскольку он связан с дополнительными финансовыми затратами (на публикацию объявлений, оплату услуг посредников
и т.п.), временными потерями (анализ резюме, проведение интервью), а также в этом случае велика вероятность принять на работу «темную лошадку», случайного человека, адекватность и надежность которого может оказаться под вопросом.
В случае же, когда работодатель подбирает работника путем рекомендаций, через короткую цепочку с минимумом посредников, эти недостатки нивелируются. В этом случае и сам потенциальный кандидат приобретает преимущество перед теми, до кого информация дошла через пятые руки или кто почерпнул ее на формальном рынке труда: у него, в отличие от них, есть протекция реко-мендателя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной экономике труда поиск работы через личные «слабые связи» в процессе нетворкинга обладает рядом преимуществ по сравнению с другими каналами. Особенно это касается традиционных обществ, в том числе и северокавказского сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. Сентябрь 2009. Т. 10. № 4. С. 41.
2. Bettertogether: Work and Social Capital // IHRIM Journal. , June 2012. Vol. 3. No. 2. P. 38.
FAMILY AND WORK AS SOCIAL INSTITUTE IN THE CONTEXT OF FORMING SOCIAL CAPITAL: WORLD TENDENCIES AND NORTH CAUCASIAN SPECIFIC (based on the social researches)
A. V. Polyakov
Armavir State Pedagogic University Armavir, Russia, 352900
Annotation. Social capital is analyzed in the article as key material in forming of the mechanism of social interaction. Professional activities are reviewed as the source of building of long-term relations from one side and the family as traditional institute, which is subject to transformation in the modern North Caucasian realities. Networking is examined as activity directed on the fastest and effective solving of the complex tasks with help of the circle of friends and acquaintances, its influence on building of trustful and long-term relations between people.
Key words: Social capital, social interaction, work, networking, income.
REFERENCES
1. Granovetter M. The Strength of Weak links. Economic Sociology, September 2009, vol. 10, no. 4, p. 41.
2. Bettertogether: Work and Social Capital. IHRIM Journal, June 2012, vol. 3, no. 2, p. 38.