Научная статья на тему 'Семья и государство: социально-правовой аспект'

Семья и государство: социально-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7643
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пьянов А. И.

В статье рассматриваются методологические проблемы исследования взаимоотношений семьи и государства в социальном пространстве современной России. Анализируются правовые аспекты социальной деятельности государства по защите социального института семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья и государство: социально-правовой аспект»

А.И. Пьянов

СЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются методологические проблемы исследования взаимоотношений семьи и государства в социальном пространстве современной России. Анализируются правовые аспекты социальной деятельности государства по защите социального института семьи.

Ключевые слова: государство, семья, социально-правовой аспект, социальный институт, государственная защита семьи.

Одной из важнейших составляющих функционирования государства является его стремление регулировать весь спектр общественных отношений, облекая их в установленные правовые нормы. Занимая прочное место в системе этих отношений, семья всегда была объектом особого внимания со стороны государства. В связи с этим большой интерес представляет исследование правовых аспектов социальной деятельности государства в отношении семьи.

В современной науке существует множество определений понятия «семья», содержание которых зависит от принадлежности автора к той или иной отрасли социально-гуманитарных знаний. Нас интересует понятие «семья» в двух смыслах: социологическом и юридическом.

Семья в социологическом смысле традиционно понималась как «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [1, с. 75].

Исходя из этого определения семью создает отношение «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Однако данное определение характеризует семью как малую социальную группу и специфическую социально-психологическую общность. Между тем семья - это одновременно и социальный институт, т.к. выполняет важнейшие социальные функции по отношению к обществу. Следовательно, определение понятия «семья» должно быть расширено. Раскрывая институциональную сущность семьи, А.Г. Харчев указывает, что «:семья... есть общественный механизм воспроизводства человека, в том или ином виде (права, религии, обычаев) установленный обществом, и в этом смысле семья-отношение развивается в семью-социальную общность» [2, с. 24].

Кроме того, для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду: 1) пространственную локализацию семьи - жилище; 2) собственность как экономическую основу семьи; 3) общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие рамки быта и потребительства.

Таким образом, с социологической точки зрения семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения, социальную преемственность поколений и поддержание существования членов семьи [3, с. 44].

Лишь наличие триединого отношения «супружество-родительство-родство» позволяет вести речь о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт отсутствия одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или

легитимном браке без детей. Для них, по мнению А.И. Антонова, лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством либо родительством или супружеством [3, с. 45].

В то же время многие социологи полагают, что суть современной семьи можно свести к любому из трех отношений, чаще всего к супружеству или партнерству.

В отечественном правоведении указывается, что семья в социологическом и юридическом смыслах понимается по-разному, поскольку для этого необходимо законодательное признание данного союза семьей. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару -основной критерий различных семейных классификаций (на основе добавления к «ядру» детей, родителей, родственников) [5, с. 53].

Семья как таковая становится объектом российского права, когда отношения между мужчиной и женщиной узаконены браком. Институт брака легализует семейные отношения, определяя взаимные права и обязанности членов семьи. Известный российский специалист в области семейного права А.М. Нечаева предлагает следующее определение семьи: «Семья -это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством» [6, с. 73]. Однако носителями прав и обязанностей, предусмотренных нормами семейного права, иногда могут быть лица, не проживающие вместе. Так, при определенных условиях раздельное проживание супругов, а также бывших супругов не влечет за собой утраты прав и обязанностей по взаимному содержанию детей. Анализ определений семьи, имеющих место в юридической литературе, привел нас к выводу: само понятие семьи в российском праве является настолько неопределенным, что его, по-видимому, невозможно закрепить в законодательстве.

Большое влияние на понимание семьи в странах - участницах Римской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года (Россия ратифицировала указанную Конвенцию 20 февраля 1998 г.) оказала интерпретация понятия «семейная жизнь» в решениях Европейского суда по правам человека по применению ст. 8 данной Конвенции. Европейский суд констатирует наличие семейной жизни не только при наличии формальных семейных связей (брака), но и в случае сожительства. Согласно этому положению важнейшим критерием для определения принадлежности лиц к одной семье являются фактические семейные отношения между ними. Европейский суд ставит на первое место не законодательное признание государством тех или иных отношений семейными, а наличие фактической семейной связи, существование которой налагает на государство обязанность обеспечивать защиту и уважение этих отношений.

К числу общепризнанных норм международного права относится положение о необходимости защиты семьи со стороны общества и государства. В пункте 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» [7, с. 16]. В отечественном законодательстве это положение впервые приобрело значимость конституционного принципа в Основном законе СССР 1977 г. (ст. 53). Ныне действующая Конституция России также закрепляет этот принцип в п. 1 ст. 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В пункте 2 статьи 7 Конституции подчеркивается, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» [8, с. 4]. Семейный кодекс РФ в качестве одного из основополагающих принципов семейного законодательства воспроизводит содержащиеся в Конституции положения о том, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» (ч. 1, п. 1 ст. 1 СК РФ) [4, с. 11].

Здесь следует подчеркнуть, что защита семьи может непосредственно осуществляться не только с помощью правовых средств. Защита семьи - это, в первую очередь, социальное явление. Как всякое сколько-нибудь значимое социальное явление, она хотя и представляет объект правовой регламентации, однако во всем многообразии своего содержания полностью в правовую форму облечена быть не может.

Какое же содержание следует вкладывать в понятие «защита семьи»? Суть ее состоит в том, что это одна из разновидностей социальной деятельности. Как и любая социально значимая деятельность, она осуществляется определенными субъектами, складывается по поводу определенного объекта, имеет конкретные цели и задачи, способы осуществления, выбор соответствующих приоритетов и др. Специфика данных характеристик позволяет под защитой семьи понимать особую разновидность социальной деятельности. Очевидно, что защита семьи - это всегда социально полезная, т.е. необходимая для существования и развития общества, деятельность, что обусловлено самим объектом такого рода деятельности.

Итак, объектом защиты является фундаментальная структурообразующая часть общества -семья. Семья, будучи одновременно своеобразной микросоциальной общностью и социальным институтом, в этой своей субстанциональной совокупности образует «несущую конструкцию» социума в силу исключительности выполняемых ею социальных функций. Никакая другая общественная структура не способна и не предназначена для их выполнения. Семья - единственная социальная система, разрастающаяся не столько благодаря приему новых членов извне, сколько путем рождения детей. Другие ее функции - социализация и содержание детей - заключаются в передаче социального опыта и культурного наследия последующим поколениям и поддержание существования своих членов. В выполнении этих функций, направленных на поддержание биологической и социальной непрерывности общества, заключается историческая миссия семьи как социального института. Поэтому защита семьи в обществе, стремящемся к самосохранению и развитию, должна осознаваться не просто как социально полезная, но и как социально необходимая деятельность.

Многогранность влияния социального института семьи на жизнь общества указывает и на необходимость обеспечивать защиту семьи в разных аспектах, на различных уровнях. Разумеется, разграничения здесь носят чисто условный характер, поскольку абсолютные грани между протекающими в обществе явлениями и процессами провести вряд ли возможно.

Правовая защита социального института семьи отличается большим своеобразием. Именно на этом уровне общество через особые институциональные структуры, осуществляющие функции управления социальными процессами, должно четко осознавать долговременные интересы своего развития, значимость института семьи для их достижения, определение приоритетов в поддержке тех или иных групп семей, задачи, цели, основные параметры и требования управления процессами, протекающими в семейной сфере, принятие конкретных организационных мер адекватно складывающейся социально-экономической и политической ситуации и др. Особое место среди таких структур занимает само государство.

В социальном пространстве действуют различные субъекты социального управления. Учитывая, например, территориальный критерий, можно говорить об особенностях защиты семьи на уровне местного самоуправления, в различных субъектах Российской Федерации, России в целом. Особенности защиты семьи связаны и с субъектами, осуществляющими эту деятельность, и с их социальным предназначением. Деятельность социально-управленческих структур, занимающихся данными вопросами, может приобретать самые разнообразные формы, регулироваться различными актами: от законов до уставов конкретных

общественных объединений. Это могут быть не только органы государственной власти, как уже отмечалось, но и органы местного самоуправления, а также отражающие интересы

различных групп и слоев населения общественные организации и объединения: политические партии, профсоюзные, женские, молодежные, религиозные и иные. Представляя разные слои общества, они располагают особыми возможностями в осознании проблем, связанных с семейной сферой. Степень участия общественных организаций в формировании и реализации семейной политики служит индикатором действия (или бездействия) демократических начал в саморегуляции общества.

Особенности субъектов защиты определяют форму защиты (особый порядок ее осуществления). Специальные требования общество должно выработать применительно к государственной форме защиты, поскольку государство имеет мощный аппарат, располагает всеми необходимыми рычагами и ресурсами, чтобы оказывать воздействие на семейную сферу. Функция защиты семьи осуществляется через органы, принадлежащие всем ветвям государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. В частности,

законодательные органы формируют нормативную базу для защиты семьи, принимают решения о финансировании из соответствующих бюджетов целевых социальных программ. Органы государственного управления непосредственно разрабатывают эти программы и практически реализуют их. Защитная деятельность управленческих структур упорядочивается законодательной ветвью власти. Судебная власть в силу своей компетенции осуществляет защиту семьи как социального института путем применения норм отраслевого законодательства: гражданского, уголовного, семейного и др., т.е. опосредованно.

Непосредственно - через механизм разноотраслевой защиты субъективных прав -осуществляется защита прав и интересов конкретных членов семьи, а значит, по общему правилу, каждой конкретной семьи. Проявление здесь многоуровневой защиты семьи еще раз подчеркивает взаимосвязь социальных процессов, а также подтверждает тезис о том, что правовая защита семьи может рассматриваться как один из реальных механизмов действия конституционного принципа ее защиты государством.

Специфика защиты семьи на общегосударственном уровне предполагает использование приемов управленческого воздействия на семейную сферу, среди которых в первую очередь необходимо указать правовое регулирование, а значит, и весь набор правовых инструментов, взаимодействие которых принято называть механизмом правового регулирования. Как уже отмечалось, защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесена ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, возникает вопрос о разграничении полномочий в этой области между Российской Федерацией и ее субъектами.

Разумеется, следует иметь в виду, что нормы, касающиеся защиты семьи, выходят далеко за рамки семейного права. Государственная защита семьи обеспечивается посредством норм разноотраслевого характера, поэтому, на наш взгляд, буквальное толкование ст. 71 и 72 Конституции РФ дает основание полагать, что они в определенной мере коррелируют друг с другом. Однако согласно ст. 71 гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное законодательство находятся в исключительной компетенции Российской Федерации, а к вопросам совместного ведения ст. 72 отнесены, в частности, социальная защита, жилищное, административное, семейное законодательство и одновременно защита семьи в целом. Тем самым в Основной закон заложено противоречие относительно реализации принципа защиты семьи государством, а возможности многоотраслевого правового регулирования по защите семьи субъектов Федерации носят ограниченный характер. Кроме того, оценивая положения ст. 71 и 72 Конституции РФ, но не рассматривая глубоко проблему целесообразности такого решения вопроса, можно сделать вывод о том, что Конституция фактически разграничила компетенцию Российской Федерации в целом и ее субъектов в части осуществления правовой защиты семьи.

Однако нельзя преуменьшать значимость и иных приемов управления социальными процессами в рассматриваемой нами сфере общественной жизни, в первую очередь тех, с помощью которых напрямую формируются общественное сознание, установки и стереотипы поведения людей (в том числе и в семейной сфере), а также материальная культура. В конечном счете законодательство, так или иначе, всегда следует за ними, констатируя и легализуя происходящие изменения. Ведь культура общества в единстве его материального и духовного начал определяет формы существования в нем человека, а следовательно, и историческое своеобразие такого уникального социально-культурного феномена, как семья.

Особую важность представляет вопрос о соотношении понятий «защита семьи государством» и «государственная семейная политика». Под политикой в первую очередь понимается социальная деятельность по управлению процессами, протекающими в обществе. Г оворя о государственной политике, заметим, что эту деятельность осуществляют не любые структуры, занимающиеся управлением общественными процессами, а лишь те, которые включаются в систему организации государственной власти.

Государственная политика в сфере управления социальными процессами, связанными с семьей, должна быть сопряжена, отождествлена с ее защитой, ибо только это отвечает стратегическим интересам общества. Семейная политика - это не только формализация накопленного опыта социального управления, результат познания его закономерностей и выработанные на его основе ориентиры будущей деятельности, в том числе правотворческой (идеология управления), но и сама управленческая деятельность - неотъемлемая часть политики, предпосылка дальнейшего совершенствования социального управления в области семейных отношений.

Поскольку речь идет о государственной семейной политике, то разумно ограничить круг ее субъектов лишь органами государственной власти, причем не только законодательной и исполнительной, но и судебной.

Важной в настоящее время проблемой представляется разработка оптимальной для российского общества модели семьи с позиций его долговременного позитивного развития, а не только с учетом требований текущего момента. Такую модель необходимо оформить законодательно и использовать как основу дальнейшего совершенствования нормативной базы, регулирующей отношения в семейной сфере.

Вышесказанное позволяет сформулировать следующие методологические положения:

1) конституционный принцип защиты семьи государством конкретизируется в нормах различных отраслей права, связанных с моделированием поведения людей в семейной сфере общественной жизни;

2) несмотря на сходство в терминологии, защиту семьи государством не следует отождествлять с семейно-правовой защитой, т.е. с защитой семьи в узком, брачно-семейном правовом значении, поскольку последняя есть правоприменительная деятельность, обеспечивающая осуществление субъективных семейных прав и достижение охраняемых законом интересов участников конкретных семейных правоотношений, ликвидацию правовой неопределенности в их взаимоотношениях;

3) защита семьи государством - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по управлению социальными процессами, протекающими в семейной сфере. Она направлена на их оптимизацию и создание условий, необходимых для эффективного функционирования социального института семьи в обществе и конкретных семей, нуждающихся в социальной защите со стороны государства. Защита семьи должна осуществляться с позиций долговременных интересов развития общества путем реализации комплексной системы государственных мер в рамках, определяемых законом.

Литература

1. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.

2. Харчев А.Г. Исследования семьи на пороге нового этапа // Социологические исследования. 1986. № 3.

3. Антонов А.И. Социология семьи: Учебник. М.: ИНФА-М, 2007.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2009.

5. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.

6. Нечаева А.М. Брак, семья, закон. М., 1984.

7. Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. // Сборник нормативно-правовых документов. М., 2005.

8. Конституция Российской Федерации. М.: Айрис-Пресс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.