Научная статья на тему 'Семья и демография: гендерный аспект'

Семья и демография: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
609
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушакова В. Г.

Статья посвящена гендерному анализу демографической и семейной проблематики в России и Санкт-Петербурге. Оригинальное эмпирическое исследование раскрывает значимость семьи, родительско-детских отношений в процессе гендерной социализации детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family and Demography: Gender Aspect

The article is devoted to the gender analysis of demographic and family problems in Russia and Saint-Petersburg. An original empiric research shows the importance of family relations between parents and children during the gender socialization of children and youngsters.

Текст научной работы на тему «Семья и демография: гендерный аспект»

В. Г. Ушакова

СЕМЬЯ И ДЕМОГРАФИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Решение проблем демографии и семьи становится приоритетным направлением деятельности современной России. Обоснованию этого положения уделено достаточное внимание в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. под № 1351 Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. 1

Гендерный анализ этого важнейшего документа позволяет перейти от сугубо абстрактных демографических показателей к реальной характеристике мужской и женской социальнодемографических общностей, а также отношений между ними.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 г. ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 лет, в том числе мужчин — 60,6 лет, женщин — 73,1 года. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 % из них — мужчины. Таким образом, для российских мужчин характерны высокая смертность и короткая продолжительность жизни. Демографические характеристики женщин также отличаются негативными тенденциями. Женщин в России на 10 миллионов больше, чем мужчин. Если в 1992 г. численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 % всего населения, то в 2006 г. — 20,4 %. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 лет. Более чем на 18 % уменьшится численность женщин репродуктивного возраста. Значительная часть работающих женщин (около 15 %) занята тяжелым физическим трудом 2.

По данным переписи 2002 г. в возрастных когортах от 20 до 39 лет численность женщин и мужчин одинакова. Все остальные когорты характеризуются преобладанием численности женщин: среди 40-49-летних женщины составляют 52 %, 50-59-летних — 55 %, 60-69-летних — уже 60 %. Среди пожилых граждан России женщины составляют 69 %, а среди старых — 81 %. При этом, следует обратить внимание на явное противоречие. Большую часть трудоспособного населения нашей страны в возрасте от 16 до 59 лет составляют мужчины, в частности — городского трудоспособного населения (71 %). В то же время мужчины, получая большую заработную плату, чем женщины, среди пенсионеров уступают по численности женщинам. Мужчины в меньшей степени, чем женщины, используют пенсионную систему, способствуя снижению уровня жизни пенсионеров.

В целом социальный процесс в современном российском обществе характеризуется устойчивой феминизацией. Этот вывод следует учитывать при разработке адекватной социальной, демографической, семейной политики.

К числу наиболее острых проблем демографического развития Санкт-Петербурга1 относится проблема низкой продолжительности жизни мужчин, во многом обусловленная исключительно высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в 2005 г. составила всего 61 год (примерно на 5 лет меньше,

© В. Г. Ушакова, 2008

чем в 1984-1985 гг.), женщин — 74 года (соответственно на 1 год меньше). В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Санкт-Петербурге примерно на 15 лет, а женщин — на 10 лет ниже, чем в наиболее развитых странах мира. Такое сравнение с данными зарубежных стран свидетельствует о том, что по показателям ожидаемой продолжительности жизни Санкт-Петербург отстает от территорий с близким ему уровнем экономического развития и доходов населения.

На протяжении последних лет наблюдается некоторое снижение смертности и рост ожидаемой продолжительности жизни: мужчин с 60 лет в 2000 г. до 61 года в 2005 г., женщин, соответственно, с 72,2 до 74 лет.

Значения средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин в Санкт-Петербурге в 2004 г. превышали среднероссийский показатель на 2,1 года, женщин — на 1,4 года. Это во многом связано с высоким образовательным уровнем населения города. Данные по России свидетельствуют о том, что ожидаемая продолжительность жизни населения выше в тех регионах страны, где больше доля лиц с высшим образованием. Кроме того, результаты ряда выборочных исследований показывают, что смертность мужчин трудоспособного возраста (прежде всего, от травм, отравлений и других «внешних» причин) наиболее высока в группах населения с низким образовательным уровнем.

Общий коэффициент смертности (показатель, который, в отличие от ожидаемой продолжительности жизни, зависит от возрастной структуры населения) по сравнению с 1990 г. увеличился на 32,8 % и в 2005 г. составил 16,0 на 1000 человек, что отчасти объясняется продолжающимся старением населения города.

На общем неблагоприятном фоне смертности в последние годы положительно выделяется устойчивая тенденция снижения младенческой и материнской смертности. В Санкт-Петербурге показатель младенческой смертности снизился по сравнению с 1990 г. на 67 % и составил в 2005 г. 6,0 в расчете на 1000 родившихся (в целом по России — 11,0). Уровень младенческой смертности в Санкт-Петербурге является самым низким в России, приближаясь к значениям, характерным для наиболее развитых стран Европы (Финляндия — 3,1; Франция — 3,9; Германия — 4,3), также он близок к уровню США (6,6).

Крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин (61 год) и огромный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин — 13 лет (в наиболее развитых странах мира этот разрыв составляет от 4 до 7 лет) приводят к существенной деформации структуры населения по полу. В Санкт-Петербурге численность женщин на начало 2005 г. на 473,4 тыс. превысила численность мужчин. Превышение численности женщин над численностью мужчин отмечается во всех возрастных группах старше 35 лет и достигает наибольших значений в старших возрастных группах. Так, на 100 мужчин в возрасте 65 лет и старше на начало 2005 г. приходилось 220 женщин. Создавшаяся ситуация обостряет многие социальные проблемы, делает необходимым учет гендерных аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, борьбу с преждевременной смертностью, а также при организации социального обслуживания пожилых людей.

Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении города постоянно увеличивается. С 1990 по 2005 гг. она выросла на 14,5 %. Доля лиц в возрасте старше 65 лет в Санкт-Петербурге в 2004 г. составила 15,7 %, тогда как по России в целом — 13,4 %. Средний возраст жителей Санкт-Петербурга выше, чем в целом по России. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., значения этого показателя для обоих полов в Санкт-Петербурге достигли 40 лет, тогда как в среднем по России — 37,1 лет, у мужчин

соответственно — 36,2 и 34,1 года, у женщин — 43 и 39,8 лет. В условиях низкой продолжительности жизни основными причинами старения населения являются низкая рождаемость и рост смертности лиц молодого возраста, в результате чего младшие поколения уступают по своей численности старшим поколениям.

В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры пожилых людей в сторону увеличения доли населения старших возрастных групп (75 лет и старше) в общей численности лиц в возрасте от 60 лет. Так, если на начало 2001 г. этот показатель был равен 47,3 %, то на начало 2004 и 2005 гг. — соответственно 51,1 % и 51,6 %. По России значение данного показателя ниже (47,9 % в 2004 г.).

На основании анализа данных о демографической ситуации в Санкт-Петербурге Росстат составил прогноз основных показателей демографического развития Санкт-Петербурга до 2026 г. В соответствии с данным прогнозом на протяжении двух ближайших десятилетий будет отмечаться рост суммарного коэффициента рождаемости, составлявшего 1,15 в 2004 г., до уровней: в 2006 г. — 1,196; 2007 г. — 1,214, 2008 г. — 1,2324; 2015 г. — 1,358 и 2025 г. — 1,504. Реализация мер по стимулированию рождаемости, намеченных в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г., будет способствовать увеличению суммарного коэффициента рождаемости до уровней, превышающих указанные прогнозные оценки Росстата.

Численность умерших в расчете на 1000 жителей, согласно прогнозу Росстата, будет иметь тенденцию к медленному росту, обусловленному старением населения города. Ввиду старения населения, несмотря на рост суммарного коэффициента рождаемости, прогнозируется снижение численности родившихся на 1000 жителей, начиная с 2020 г. Это, в свою очередь, приведет к увеличению естественной убыли населения. Основные показатели прогноза, сделанного Росстатом, приведены в таблице 1 Приложения. Начиная с 2005 г. показатель нагрузки населения пожилыми людьми будет постепенно повышаться. По прогнозным расчетам Росстата, в 2010 г. доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения составит 25,1 %, на 1000 трудоспособных будет приходиться 408 пожилых людей; в 2026 г. уровень этих показателей достигнет, соответственно, 28,9 % и 535.

По прогнозам Росстата, в течение ближайших двух лет число женщин, приходящихся на 1000 мужчин, останется на уровне 2004-2005 гг., а начиная с 2008 г. возрастет и достигнет: в 2010 г. — 1235, в 2016 г. — 1245, в 2026 г. — 1273.

В основу демографической политики как в Российской Федерации, так и в Санкт-Петербурге положены следующие принципы:

1. комплексность решения демографических задач;

2. концентрация на приоритетах;

3. своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

4. учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

5. взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

6. координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. являются:

1. сокращение уровня смертности;

2. сохранение и укрепление здоровья населения;

3. повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

4. укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

5. привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Следует подчеркнуть, что решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей.

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовнонравственных традиций семейных отношений включает в себя:

• развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

• пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Информационное обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований.

В 2007 г. Институтом гендерных исследований факультета социологии СПбГУ под руководством автора при активном участии студентки магистратуры Д. Касьяновой было проведено эмпирическое пилотажное исследование проблемы гендерных аспектов ценностных ориентаций детей и молодежи.

Объектом исследования являлись учащиеся школ — дети в возрасте 10-17 лет и студенты 2-3 курсов гуманитарных, технических и творческих факультетов СПбГУ и Художественно-Промышленной Академии им. В. Мухиной.

Целью исследования являлось изучение гендерных аспектов ценностных ориентаций детей и молодежи.

Задачи заключались в следующем:

• проанализировать социальные ценности детей и молодежи;

• выяснить, как социальные ценности влияют на гендерную социализацию;

• проанализировать условия формирования гендерных стереотипов детей и молодежи.

Основная гипотеза исследования: гендер влияет на процесс социализации, а процесс гендерной социализации формирует гендерные роли. Объективно семья и школа должны быть союзниками в процессе формирования социальных ценностей и в процессе гендерной социализации.

Гипотезы-следствия:

• на развитие гендерного сознания личности большое влияние оказывает опыт той социальной общности, к которой она принадлежит;

• гендерные отношения детей и современной молодежи зависят от личности родителей и от качества их воспитания;

• как результат в качестве «проекции» гендерных отношений в семье возникают соответствующие модели гендерных отношений детей и современной молодежи и определенные гендерные стереотипы относительно будущего супруга или супруги.

Инструментарий исследования. Методы. В ходе исследования были использованы количественные и качественные методы: проведение анкетного опроса и контент-анализ сочинений школьников по темам, которые они сами выберут из предложенного им списка.

Логическая структура социологического исследования:

1. Основополагающие ценности детей и молодежи.

2. Семья. Родители, дети. Конфликты. Проблемы, методы их решения.

3. Гендерные отношения. Взаимоотношения в группе. Особенности вербального и невербального общения мужчин и женщин.

4. Школа. Ценность образования. Проблемы взаимодействия учителя и ученика.

5. Социальные связи. Дружба как ценность. Женская и мужская дружба. Дружба между полами. Любовь. Лидерство во взаимоотношениях.

6. Профессиональная карьера. Путь становления. Мужские и женские профессии. Профессии, которые мы выбираем. Достоинства и недостатки. Возможные пути самореализации мужчин и женщин.

7. Современные представления о предназначении мужчины и женщины в обществе.

Методики исследования:

1. Исследование ценностей подростков, их отношения к семье, родителям, образованию, значимой группе людей, профессиональной карьере, творчеству и современным взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

2. Анализ гендерных отношений в семье, в школе со сверстниками и учителями.

3. Включенное наблюдение, интервью с преподавателями, с детьми на заданные

темы.

Методики опроса, которые были использованы в исследовании:

• собственная анкета;

• опросник Д. В. Ярцева;

• опросник Т. А. Гурко (проработка вопросов);

• экспертное интервью с психологами и учителями школ.

Анализ результатов исследования

В марте, апреле, мае 2007 г. в трех школах и двух вузах Санкт-Петербурга было проведено авторское эмпирическое пилотажное исследование по теме «Гендерные аспекты ценностных ориентаций детей и молодежи». Данное исследование было проведено на базе двух государственных, одной частной школы и двух государственных вузов.

В исследовании приняли участие 214 человек. Среди них — школьники разных классов — 183 человека, родители школьников — 14, студенты — 16, один школьный психолог и еще ряд школьных учителей, которые рассказывали об учебном процессе. Наглядно ознакомиться с распределением участвовавших в исследовании школьников по классам можно по таблицам, приведенным ниже.

Исследования по младшим классам

Таблица 1

Класс Школа Количество мужчин Количество женщин Всего человек

4 Школа-лицей № 95 14 10 24

5 Частная школа «Взмах» 8 9 17

Итоги: 2 класса 22 19 41

Таблица 2

Исследования по 7-8 классам

Класс Школа Количество мужчин Количество женщин Всего человек

7 Школа-лицей № 95 9 13 22

8 Частная школа «Взмах» 7 7 14

8 Гимназия № 32 12 13 25

Итоги: 3 класса 28 33 61

Таблица 3

Исследования по 10-11 классам

Класс Школа Количество мужчин Количество женщин Всего человек

10 Школа-лицей № 95 4 13 17

10 Частная школа «Взмах» 8 11 19

Итоги: 2 класса 12 24 36

Для реализации поставленных целей предполагалось исследовать школьную среду: как мальчики и девочки реагируют на те или иные проблемы, как они относятся к образованию, что им интересно в учебном процессе, какие проблемы возникают в ходе учебы, каким они видят свое будущее. Ставилась задача проанализировать сочинения школьников на тему рассуждений о ценностях семьи, о предназначении мужчины и женщины в обществе, о мужской и женской дружбе, образовании, профессии. Также был проведен анкетный опрос школьников и студентов с целью анализа гендерных стереотипов.

Обратимся к результатам пилотажного исследования.

Мы благодарны ученикам 4а, 7в и 7б, 10б классов школы-лицея № 95, 8б гимназии № 32 и 5, 8, 10 классов частной школы «Взмах» в Санкт-Петербурге.

Проанализировав социальные ценности школьников 7 и 8 классов, мы пришли к выводу о том, что для современных детей значимыми являются основные ценности: любовь, дружба, образование и семья. В качестве примеров приведем цитаты из сочинений школьников: «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага» (Аристотель). «Дружба — это, прежде всего, примирение и великое духовное общение, вопреки ничтожным мелочам»

(А. Экзюпери). «Самая неразрывная дружба есть та, которая начинается в юности, неразрывная и приятнейшая» (Н. М. Карамзин).

42 % школьников имеют хорошие отношения с учителями в школе, 27 % — нормальные, 23 % — разные и 8 % — отличные. Это говорит о высокой ценности школы в сознании современных подростков.

8 %

Ц Нормальные — 7 [7] Хорошие — 11

І I Разные — 6 ЕД Отличные — 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 %

Рис. 1. Оценка учащимися своих отношений со школьными учителями

Приведем результаты ответа учеников 8 класса государственной школы на вопрос о том, гордятся ли они своей школой. Некоторые не просто гордятся школой, но и подчеркивают, что уважают учителей и хотят, чтобы школой гордились все ученики.

Таблица 4

Ответы учеников на вопрос о том, гордятся ли они своей школой

Вариант ответа Мальчики Девочки Общее количество

Гордятся своей школой 5 8 13

Испытывают чувство любви к школе 8 11 19

В основном поддерживают теплые отношения с учителями 4 6 10

Относятся к школе спокойно, хорошо 9 5 14

Нейтральное отношение 1 1 2

Недолюбливают школу 1 0 1

Другое 0 2 2

Таблица 5

Отношение к школе по шестибалльной шкале учеников 7 класса школы-лицея № 95

Оценка Мальчики Девочки Полная семья Неполная семья Общее количество ответов

2 балла 1 0 0 1 1

3 балла 3 3 1 5 6

4 балла 3 9 8 4 12

5 баллов 1 1 0 2 2

6 баллов 1 0 1 0 1

Поражает рефлексия некоторых школьников: «Все подростки рано или поздно совершают ошибки: в своем поведении, в отношениях с родителями, учителями и друзьями, в учебе, в постановке своей речи, в правильности ее произношения и во многом другом. И кто, кроме членов семьи скажет мне о том, конкретно что, где и когда я делаю неправильно?! Либо я сразу делаю так, как они говорят, и больше не стану совершать подобных ошибок, либо я сделаю по-своему, но все равно с течением времени пойму, что была не права и, разумеется, в следующий раз сделаю все, как надо, правильно» (см. анализ сочинений).

Дети осознают важность теплых и гармоничных семейных взаимоотношений и, как правило, испытывают чувство благодарности по отношению к своим родителям. Например, посмотрим на ответы учеников 8 класса государственной школы на вопрос:

Как Вы считаете, верно ли утверждение: « Главным фактором формирования личности является семья...». Аргументируйте Ваше мнение.

Таблица 6

Отношение учащихся к семье

Наиболее распространенное мнение Мальчики Девочки Всего

«Я считаю, что это верно, потому что какое воспитание у родителей, такой будет и ребенок» 11 12 23

«Я считаю, что семья — это не самый важный фактор, немаловажным являются общество и друзья» 1 1 2

2 точки зрения 12 13 25

Отличается мудростью совет ученицы 8 класса: «Если бы у меня кто-то спросил единственный совет, я бы сказала: ‘‘Учитесь любить и прощать людей’’». (анализ сочинений).

Проиллюстрируем основные ценностные ориентации девочек и мальчиков 13-14 лет на примере сравнения двух школ: частной и государственной.

Таблица 7

Распределение ответов учеников 7-8 классов на вопрос: «Что для Вас в жизни самое главное?»

Ценность Мальчики Девочки Общее количество

Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа

Образование 4 6 8 5 12 11

Любовь 2 3 9 7 11 10

Дружба 5 4 10 6 15 10

Семья 4 3 10 4 14 7

Дети 0 1 4 3 4 4

Работа 1 2 3 2 4 4

Деньги 3 1 2 2 5 3

Творчество 3 2 2 4 5 6

Здоровье 5 3 6 2 11 5

Другое* 3 1 4 1 7 2

Примечание: *Среди ответов в графе «другое» мальчиками и девочками были названы ценности счастья и благополучия.

Таблица 8

Распределение ответов учеников 10 классов на вопрос: «Что для Вас в жизни самое главное?»

Ценность Мальчики Девочки Общее количество

Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа

Образование 1 2 5 1 6 3

Любовь 1 5 6 6 7 11

Дружба 0 3 3 4 3 7

Семья 1 0 7 1 8 1

Дети 0 0 2 3 2 3

Работа 1 1 3 3 4 4

Деньги 1 2 1 1 2 3

Творчество 2 2 5 0 7 2

Здоровье 1 2 6 1 7 3

Другое 2 2 1 4 3 6

Примечание: **Среди ответов в графе «другое» мальчиками были отмечены: активный отдых, гармония, жизненная цель, но в то же время девочки отметили значимость материального благополучия и успешности в карьере.

Если в традиционном российском обществе был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей. Очень мало семей, имеющих двоих или троих детей. Причинами этого являются распространение городского образа жизни, массовая занятость женщин, рост культурного уровня людей, увеличение потребностей, ухудшение материального положения основной части населения, сложности с приобретением жилья. Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. Сокращение среднего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственных отношений.

Среди родителей, заполнивших анкеты, было 12 женщин и всего лишь 2 мужчины. Наше исследование только подтвердило проблему отчуждения отцов от семьи и от воспитания детей. Между тем, самая первая и важная школа общения для сына или дочери — школа семейного общения. От того, как ребенок чувствует себя в «домашнем море связей и контактов», насколько интенсивно общаются с ним взрослые, во многом зависят темпы его умственного, эмоционального и языкового развития, вся система межличностных отношений в будущем4. Об этом должны знать и отцы, и матери в равной степени. Однако, как правило, интенсивность отцовского общения с детьми значительно ниже материнского. И чем меньше ребенок, тем чаще отец может игнорировать его вопросы. При дефиците семейного общения восприятие ребенком окружающего мира оказывается крайне суженным, обедненным и неполноценным.

В определенной мере дефицит семейного общения в дошкольный период развития личности ребенка может компенсироваться интенсивностью общения в условиях яслей и детского сада, но этого общения явно недостаточно. Никакой детский сад никогда не сможет заменить содержательность и эмоциональность контактов ребенка с родителями и родными.

Мир изменился: семьи отказались от авторитарных методов воспитания, когда родители отвечали за все, решения не обсуждались, а дети соблюдали установленные правила, почти не противясь им. Л. Д. Каплан подчеркивает: «Когда эмоциональная структура семьи была более определенной, дети признавали родительский авторитет из чувства долга и преданности. Они перенимали от родителей четкие и незыблемые идеалы, которые позволяли им действовать уверенно и авторитетно в отношении своих собственных детей» 5.

В современной детоцентристской семье родители пытаются взять на себя руководство, но многим непонятно, как именно это сделать. Правила, даже если они есть, неизбежно нарушаются. Родители вынуждают своих детей слишком рано делать выбор, устанавливают слишком смутные и неясные границы возможного и пределы допустимого и, более того, сами бывают непоследовательны в соблюдении установленных правил.

Таблица 9

Участие отца в принятии решений учениками 7-8 классов

Шкала от 1 до 9 по степени увеличения участия Мальчики Девочки Общее количество

Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа

1 балл 0 1 2 0 2 1

2 балла 1 0 0 3 1 3

3 балла 1 0 2 2 3 2

4 балла 2 2 3 2 5 4

5 баллов 1 1 1 0 2 1

6 баллов 0 1 2 1 1 2

7 баллов 3 - 3 - 6 -

9 баллов - 1 - 0 - 1

Подросток отличается от взрослого человека только объемом жизненного опыта, далеко не всегда положительного. Как показало наше исследование, глубина переживаний, тонкость и сложность чувств в подростковом возрасте ничуть не меньше, чем у взрослых. Можно отметить, что в этом возрасте человек надевает на себя много разных масок, но за ними все равно выглядывает ребенок со всем многообразием кризисов его развития.

В ходе исследования были получены следующие результаты. В подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками выходит на первый план, а интимно-личностное общение становится ведущим видом деятельности. Кроме того, для большинства опрошенных группа сверстников является и источником социального опыта, и местом, где этот опыт может быть реализован.

У отца и матери появляются новые воспитательные задачи: гендерное просвещение и профессиональная ориентация детей. Несомненно, ни один самый талантливый воспитатель или учитель не может сделать того, что могут сделать родители, готовя сына или дочь к выполнению ими ролей мужчины и женщины, отца и матери. Мы придерживаемся мнения, что на определенном жизненном этапе роль отца должна возрастать как для сына, так и для дочери. К сожалению, в современной системе семейного воспитания аспекту

гендерного просвещения уделяется мало внимания. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать, как проводят свое свободное время сегодняшние родители и какую его часть они уделяют детям.

Необходимость и важность проведения отцами своего свободного времени вместе с детьми трудно переоценить. Общность интересов (познавательных, художественных, игровых) не только помогает тем и другим более рационально и увлекательно проводить свой досуг, но и цементирует их отношения, укрепляет дружбу и взаимопонимание. И чем раньше начинается дружба, тем больше вероятность того, что она будет на всю жизнь.

Авторитет отца во многом зависит от его морального облика, от его честности и принципиальности. В процессе воспитания младшего и старшего подростка одними беседами уже не обойтись. Здесь нужен конкретный положительный пример отца, его своевременное умное вмешательство. Важно отметить, что одним из главных условий завоевания авторитета отца у сына или дочери является отцовская способность помочь им осознать свою вину в случае совершения какого-либо проступка. Отцы загнаны нашей культурой в ловушку и вынуждены жертвовать сыновьями во имя карьеры. Большинство современных отцов ищут дорогу назад, к семье. И это очень важный момент.

Отношения матери с дочерью характеризуются меньшей психологической сложностью, чем отношения матери с сыном. Тем не менее, и они нередко полны взаимного непонимания и отчуждения друг от друга. Чаще это происходит в неполных семьях.

Жилищные условия наряду с материальной обеспеченностью являются существенным фактором, оказывающим влияние на жизнь семьи. Более половины респондентов недовольны условиями проживания своей семьи. Важно подчеркнуть, что неустроенность быта, жилищных условий, низкий материальный уровень вызывают постоянный психологический дискомфорт у супругов и членов их семей и не могут не сказаться на всем микроклимате семьи.

Большая часть мальчиков, которые приняли участие в исследовании, — из неполных семей и, как правило, живут с матерью и не общаются со своими отцами. Все это не может не повлиять на становление и развитие будущего молодого человека. Большинство школьников из неполных семей не хотят иметь собственную семью, потому что не усваивают положительные семейные роли. Ценность семьи не обозначается ими как одна из важных в жизни. Более значимыми оказываются ценности профессиональной карьеры и материального благополучия.

Таким образом, от родителей зависит в определенной мере выбор жизненного пути сыном и дочерью. Чем лучше отец и мать научат своих детей принимать самих себя, тем вероятнее, что они решатся построить свою собственную жизнь так, чтобы оставить добрую память о себе в обществе. «Если есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены — так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их, и не предавать их. Мир детей — благородный и отзывчивый — к нему идем всю жизнь...»6.

Сегодня в распоряжении родителей находится большое количество книг по психологии, воспитанию, развитию детей, но недостаточно внимания уделяется процессу «перехода» мальчика от матери к отцу. Чтобы вырасти здоровым мужчиной, мальчик должен развиваться в тесной связи с матерью, тогда он познает свою человеческую сущность, а потом его должен принять отец, чтобы мальчик постиг, что значит быть мужчиной. Это требует времени и жертв. Нужно очень захотеть дать мальчику все необходимое для того, чтобы он вырос здоровым мужчиной, несмотря на наш страх потерять выгодную службу и те материальные преимущества, которые приносит успешная карьера.

Итак, периодизация семейной жизни и типичные проблемы показывают, что семейные отношения не могут быть установлены сразу. Семья не статичное образование, она постоянно развивается. Поэтому необходимо знать особенности ее развития, потребности и возможные проблемы. Однако очень мало родителей среди тех, кто заполнил анкету, обращаются к помощи научной литературы по педагогике, по гендерной проблематике. В основном респонденты отмечали, что полагаются на свой собственный опыт и стараются жить в соответствии с собственными представлениями. Это касается как женщин, так и мужчин. Лишь небольшая часть опрошенных — 4 человека из 14 — сказали, что стараются постоянно пополнять свои знания по проблемам семьи, детства, внутрисемейных отношений.

Мужчины мало говорят об отношениях с детьми и зачастую дети оказываются больше привязанными к матери. В результате возникает отчужденность от отца, плохо осознаются мужские роли и половая идентификация.

Таблица 10

Участие матери в принятии решений учениками 7-8 классов

Шкала от 1 до 9 по степени увеличения участия Мальчики Девочки Общее количество

Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа Гос. школа Частная школа

1 балл — 0 — 1 — 1

2 балла — 2 — 0 — 2

3 балла — 2 — 1 — 3

4 балла 0 2 1 1 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 баллов 1 0 1 3 2 3

6 баллов 2 — 2 — 4 —

7 баллов 3 1 4 0 7 1

8 баллов 2 — 5 — 7 —

9 баллов 1 — 0 — 1 —

Если обратиться к распределению ответов на вопрос о том, какие проблемы принято обсуждать в семье, то мы увидим, что доминируют проблемы образования, семейного досуга и материальные вопросы. Второе место занимают воспитание детей, профессиональная деятельность, взаимопонимание, взаимоотношения между членами семьи. Многие отметили в качестве тем для обсуждения в семье привязанности и интересы каждого члена семьи, нравственные ценности, политику, книги, науку, искусство, спорт, анекдоты. Лишь некоторые пытаются открыто обсуждать проблемы предназначения мужчины и женщины в обществе, распределение гендерных ролей в семье.

Интересы и потребности детей зачастую диктуют взрослым необходимость изменить образ жизни. Матери обязательно должны иметь возможность сочетать семейные и профессиональные роли, иначе им придется жертвовать карьерой на определенный период времени или найти альтернативу полной занятости. Отцам также необходимо искать возможность уделять больше времени семье, изменив структуру приоритетов.

40

35

30

25

20

15

10

5

:хх>4

ххх

1. Семейный досуг — 35

2. Материальные вопросы — 30

3. Взаимопонимание, взаимоотношения между членами семьи — 22

4. Предназначение

мужчины и женщины в обществе----5

5. Предназначение мужчины и женщины в семье — 6

6. Воспитание детей —

23

7. Проблемы образования— 37

8. Профессиональная деятельность — 23

9. Другое — 14

Рис. 2. Проблемы, обсуждаемые в семье Ответы учащихся на вопросы об отношениях в семье и школе

Таблица 11

3

1

6

5

9

7

8

0

Вариант ответа Результаты опроса учеников 4-5 классов школы-лицея № 95 Результаты опроса учеников 5 классов частной школы «Взмах»

Мальчики Девочки Общее количество Мальчики Девочки Общее количество

1 2 3 4 5 6 7

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?

Да 12 8 20 8 8 16

Нет 0 0 0 0 1 1

Иногда 2 2 4 0 0 0

Не знаю 0 0 0 0 0 0

2. Рассказываешь ли ты своей семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах?

Да 8 6 14 3 4 7

Нет 1 2 3 1 1 2

Иногда 4 2 6 4 3 7

Не знаю 0 0 0 0 1 1

3. Рассказываешь ли ты своей маме о твоих успехах и личных достижениях?

Да 11 8 19 6 7 13

Нет 2 0 2 2 1 3

Иногда 1 2 3 0 0 0

Не знаю 0 0 0 0 0 0

1 2 3 4 5 6 7

4. Рассказываешь ли ты своему папе о твоих успехах и личных достижениях?

Да 9 4 13 3 6 9

Нет 3 3 6 4 0 4

Иногда 2 3 5 1 3 4

Не знаю 0 0 0 0 0 0

5. Чувствуешь ли ты уверенность в семейном кругу?

Да 8 9 17 5 5 10

Нет 2 0 2 2 1 3

Иногда 2 1 3 1 2 3

Не знаю 2 0 2 0 1 1

6. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от матери ?

Да 7 9 16 4 4 8

Нет 1 1 2 2 2 4

Иногда 5 0 5 2 3 5

Не знаю 1 0 1 0 0 0

7. Много ли времени вы проводите вместе с мамой?

Да 9 7 16 5 7 12

Нет 2 3 5 1 1 2

Иногда 2 0 2 2 0 2

Не знаю 1 0 1 0 1 1

8. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от отца?

Да 8 5 13 4 4 8

Нет 2 2 4 3 2 5

Иногда 4 3 7 0 3 3

Не знаю 0 0 0 1 0 1

9. Много ли времени вы проводите вместе с папой?

Да 3 6 9 3 4 7

Нет 11 7 4 5 1 6

Иногда 4 0 4 0 4 4

Не знаю 0 0 0 0 0 0

10. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?

Да 7 5 12 6 4 10

Нет 4 3 7 1 3 4

Иногда 3 2 5 1 1 2

Не знаю 0 0 0 0 1 1

1 2 3 4 5 6 7

11. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?

Да 8 5 13 7 5 12

Нет 2 1 3 1 4 5

Иногда 4 3 7 0 0 0

Не знаю 0 0 0 0 0 0

12. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от учителя?

Да 4 3 7 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет 6 4 10 4 5 9

Иногда 4 1 5 3 4 7

Не знаю 0 2 2 1 0 1

13. Хотел (а) бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги?

Да 1 0 1 3 2 5

Нет 9 7 16 3 5 8

Иногда 2 1 3 2 1 3

Не знаю 2 2 4 0 1 1

14. Хотел (а) бы ты после окончания школы учиться в институте?

Да 13 10 23 4 6 10

Нет 1 0 1 1 1 2

Иногда 0 0 0 0 1 1

Не знаю 0 0 0 3 1 4

15. Тебе н >авится получать в школе знания по предметам

Да 9 10 19 6 4 10

Нет 2 0 2 0 0 0

Иногда 3 0 3 1 5 6

Не знаю 0 0 0 1 0 1

16. Используешь ли ты знания, полученные по предметам, в своей реальной жизни?

Да 11 10 21 8 8 16

Нет 0 0 0 0 0 0

Иногда 3 0 3 0 1 1

Не знаю 0 0 0 0 0 0

17. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников?

Да 3 5 8 5 6 11

Нет 3 2 5 0 0 0

Иногда 8 3 11 3 3 6

Не знаю 0 0 0 0 0 0

1 2 3 4 5 6 7

18. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?

Да 7 5 12 4 5 9

Нет 4 2 6 0 1 1

Иногда 1 2 3 4 2 6

Не знаю 2 1 3 0 1 1

В заключение следует отметить, что формирование ценностных ориентаций у российской молодежи претерпевает соответствующие изменения в связи с резкими поворотами в политической и социально-экономической жизни. Для настоящего времени хаактерна свобода выбора образа жизни, стилей поведения, профессиональной деятельности, гендерных отношений и т. д.

В современной реальной жизни людям оказывается довольно сложно строить отношения с противоположным полом в рамках доминантно-зависимой модели отношений. Известно, что нередко можно встретить женщину с выраженными доминантными маскулинными качествами личности, а мужчину — с феминным набором личностных черт.

В ходе пилотажного эмпирического исследования подтвердилась основная гипотеза о том, что гендер влияет на процесс социализации, а процесс гендерной социализации формирует гендерные роли. Таким образом, объективно семья и школа должны быть союзниками в процессе формирования социальных ценностей и в процессе гендерной социализации.

Исследования влияния взаимоотношений со сверстниками на гендерные характеристики личности показали, что сфера взаимоотношений с противоположным полом является одной из самых важных, где формируются представления подростков о мужчине и женщине. Мы придерживаемся мнения, что чувство идентификации со своим полом формируется на основе знаний о противоположном поле. Главным для подростка является его собственное мнение о самом себе, в том числе и о мужских или женских чертах, достоинствах, недостатках. Формирование адекватной самооценки должно начинаться в раннем детстве. Именно самооценка задает направление развитию личности, ее мировоззренческим и поведенческим особенностям. Причем в процессе формирования самооценки подросток все меньшее значение придает оценке родителей и педагогов и все большее — оценке ближайших друзей-сверстников.

Гендерные аспекты ценностных ориентаций детей и молодежи необходимо рассматривать в соответствии с состоянием «здоровья семьи». В обществе, где брак и семья имеют ценностное значение, брачные узы придают смысл существованию, вызывают чувство благополучия и являются источником социальной и эмоциональной поддержки.

Большая часть семей не справляется с важнейшими функциями: репродуктивными, воспитательными, рекреационными. Критика в адрес семьи должна сопровождаться позитивной поддержкой семейно-брачного образа жизни людей. Собственные усилия современной семьи необходимо подкреплять и поддерживать целым рядом адресных программ (федеральных и местных) и общегосударственных юридических актов, направленных на конкретную помощь различным типам семьи: нормальным, полным и неполным, обеспеченным и малообеспеченным, многодетным и попавшим в беду и др.

В современных условиях возрастает роль гендерного просвещения, воспитания будущих мужчин и женщин, ориентированных на создание брачной семьи с детьми.

«Профессия» отца и матери — первейшая, древнейшая и важнейшая для мужчин и женщин. Она освящена многовековыми традициями и обычаями. Способности детей, их будущие успехи в большой степени зависят от интенсивности позитивного общения с обоими родителями в период младенчества и раннего детства. Поэтому отцу нужно начинать общаться с ребенком как можно раньше. Человеческое предназначение женщины и мужчины, матери и отца, в том числе и в сфере воспитания детей, должно состоять в том, чтобы дополнять друг друга, создавать единое целое. Семья, представляющая собой единое целое, во много раз более жизнеспособна, чем та, которая состоит из фрагментов нормальной семьи.

Было бы неверным считать, что возрождение семьи, воспитание в ее лоне настоящих мужчин и женщин зависит только от желания родителей, от уровня их культуры и глубины педагогических знаний и навыков. Главное заключается в том, что обновление семьи, ее нравственных ориентиров и духовных устоев должно происходить на фоне кардинальных изменений политики государства. Только на этой основе можно рассчитывать на устойчивые повсеместные положительные сдвиги в мироощущении семьи, в эффективности отцовского и материнского воспитания.

Анализ динамики отношений семьи и общества показывает, что на протяжении многих десятков лет родительство и детство находились под пристальным вниманием государства. Хотя практики государственного воздействия на поведение родителей варьировались в зависимости от идеологического контекста того или иного периода, суть государственных ожиданий оставалась неизменной: семейная социализация детей только тогда считается эффективной и правильной, если ребенок усваивает все социально одобряемые предписания и следует им в своей жизни. На сегодняшний день наряду с ответственностью родителей возрастает и ответственность общеобразовательного школьного и высшего образований в процессе социализации детей и молодежи и, в частности, в процессе гендерной социализации.

В этой связи следует подчеркнуть важность контроля, нормализации, профессионализации родительства со стороны государства. Таким образом, в числе приоритетов помощи семье в России оказываются такие направления, как совершенствование системы подготовки детей и подростков к семейной жизни; развитие разнообразных форм социологического и психологического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня; а также внедрение в учебный процесс учебных заведений занятий по гендерным отношениям и формированию здорового образа жизни.

Для эффективного решения задач демографической политики следует также активно развивать гендерные исследования и гендерную статистику.

Таблица 12

Основные показатели демографического прогноза Росстата для Санкт-Петербурга

Год Численность населения, тыс. человек Количество человек На 1000 человек населения

родив- шихся умер- ших естественный прирост (+), убыль (—) родив- шихся умер- ших естественный прирост (+), убыль (-)

1 2 3 4 5 6 7 8

2006 4577,1 42524 75266 -32741 9,3 16,5 -7,2

2007 4554,1 43114 74931 -31817 9,5 16,5 -7,0

2008 4533,8 43784 74583 -30799 9,7 16,5 -6,8

1 2 3 4 5 6 7 8

2009 4514,1 44448 74381 -29933 9,9 16,5 -6,6

2010 4495,6 44902 74449 -29547 10,0 16,6 -6,6

2015 4401,1* 45053 74097 -29034 10,2 16,8 -6,6

2020 4335,4** 40284 73342 -33058 9,3 16,9 -7,6

2025 4259,6*** 33306 72665 -39359 7,8 17,0 -9,2

Примечания: *2016 г.,** 2021 г.,*** 2026 г.

1 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Ы*р:/Моситеп^ kremlin.ru/doc.asp?ГО=4l94l&PSC=1&PT=1&Page=1.

2 Там же.

3 Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года // Сайт Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга: http://www.gov.spb.ru/goy/admin/ otrasl/trud/demogr/2006_05_11.

4Махов Ф. С. Кого и как мы растим? Ступени воспитания ребенка. Теория и практика. СПб., 2002. С. 68.

5 Элиум Д. Воспитание сына. Как вырастить настоящего мужчину. СПб., 2003. С. 9.

6Махов Ф. С. Указ. соч. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.