УДК 37 ББК 74
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10052
Семья и брак в системе ценностных ориентаций современной молодежи
Family and Marriage in the System of Modern Youth Values-Based Orientation
Елена Викторовна ФИЛИМОНОВА,
кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета
Юлия Николаевна КОСТИНЕКОВА,
старший преподаватель
Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данное исследование базируется на категориях и личностных смыслах семейных ценностей студентов. Готовность к браку анализируется как необходимый фундамент успешной функции семьи.
Ключевые слова: ценность, готовность к браку, семья, молодежь, семейно-брачные ценности
Социально-экономические, психологические и культурные преобразования, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, не смогли не сказаться на преобразовании семейно-брачного института. Как никогда ранее мы имеем возможность наблюдать множественные тенденции, свидетельствующие о том, что современное общество породило новые модели брака, что в свою очередь повлекло за собой необходимость более глубокого осмысления места семьи в системе жизненных ценностей людей в целом и молодежи в частности.
Традиционно данная проблема изучалась в рамках народной педагогики, но в силу того, что традиции и ценности семейно-брачных отношений постепенно стали терять свой смысл и значение, данная проблема стала активно разрабатываться не только с точки зрения педагогической науки, но и в рамках социологических и психологических исследований. Многочисленные исследования уровня сформированности брачно-семейных установок у современных молодых людей подтверждают тот факт, что в современном обществе нарушена культура психолого-пе-
Abstract. This study is based on the categories and personal meanings of students' family values. Marriage readiness is analyzed as a necessary foundation for a successful family function.
Key words: value, readiness for marriage, family, youth, marital values
дагогической подготовки молодежи к созданию семьи. Следствием такого положения дел и является искажение брачно-семейных представлений у современной молодежи, что в свою очередь непосредственно влияет на качество семейных отношений в последующем.
Но прежде чем говорить о месте и роли семьи для современного молодого человека, необходимо дать определение понятию «семья». Так, А.И. Антонов определяет понятие «семья» как основанную на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1].
С понятием «семья» тесно связано и такое понятие, как «брак». «Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу» [4].
Говоря о браке, мы должны помнить, что желание выйти замуж и степень готовности к браку имеют разные значения. По мнению ученых, морально-психологическая готовность человека к браку означает восприятие всего комплекса заказов и социальных норм поведения, которые регулируют семейную жизнь. Внебрачная учебно-оперативная подготовка молодежи является очень актуальной проблемой.
Существует еще один момент среди различных аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни: правильное понимание роли семьи. В идеале семья должна обеспечивать психолого-физиологический комфорт, человек должен чувствовать свою полезность и значимость в ней, что ведет к приобретению способности чувствовать свою особость.
В то же время важным моментом в готовности к браку является интерлабиальная культура мужа и жены. Основным элементом в готовности к семейной жизни является концентрация договоренности мужа и жены на деторождение. Ребенок дает своим родителям возможность проявления любви и самореализации, заставляет родителей повышать свой уровень образованности, сдержать негативные эмоции, контролировать речь, манеры поведения и т.д.
Учитывая все перечисленные проблемы и сложности в формировании семейно-брачных установок у современной молодежи, в 2017 / 18 учебном году на базе Ставропольского филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности семейно-брачных установок у современной молодежи. Контингент испытуемых составили студенты 1 — 4-го курсов высшего образования специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция».
Обобщив результаты, полученные на основе проведенных методик и анкетирования (тест Сандры Бем «Феминность — маскулинность», позволяющий определить психологический пол испытуемых; тест М. Рокича «Ценностные ориентации», выявляющий иерархию ценностей личности; методика А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), адаптированная к условиям нашего эксперимента; анкета «Ожидание от серьезных отношений»), мы выделили три уровня сформированности семейно-брачных установок у молодежи:
1) высокий — характеризуется положительной ориентацией на брак, видение семейной жизни, с позиции открытой человеку возмож-
ности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований;
2) средний — характеризуется положительной ориентацией на брак, частично правильным представлением о функциях семьи и обязанностях супругов, но недооцениванием некоторых составляющих счастливого брака, таких как, например, любовь, верность и взаимопонимание;
3) низкий — характеризуется негативным либо попустительским отношением к браку, неимением представления об обязанностях супругов и основных функциях семьи.
На основании полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
■ среди опрошенных студентов контрольной группы с высоким уровнем сформирован-ности семейно-брачных установок — 44,4% и 33,3% — экспериментальной группы. Данные респонденты отмечают, что значительное влияние на их представление о браке оказали родители (большинство из них выросли в полных семьях) и указывают, что главным в выборе партнера для них является поиск родственной души;
■ средний уровень показали 55,5% студентов контрольной группы и 72,2% респондентов экспериментальной группы. Большая часть из них важную роль придают финансовому аспекту в отношениях с партнером. У данной группы опрошенных отмечается также бомльшая значимость внешних характеристик будущего партнера, чем каких-либо личностных качеств;
■ с низким уровнем сформированности се-мейно-брачных отношений в контрольной и экспериментальной группах не было выявлено ни одного человека.
По результатам проведенных методик мы можем судить, что далеко не у всех респондентов сформированы брачно-семейные установки на должном уровне. Необходимо отметить, что при соотнесении результатов методик можно проследить взаимосвязь гендера с уровнем сфор-мированности семейно-брачных установок. Так, девушки маскулинного типа проявляют низкие результаты по семейным ценностям, их ориентации на брак значительно отличаются от анд-рогинных и феминных девушек. Феминный юноша хоть и имеет положительную ориентацию на брак, но не придает должного значения обязанностям мужа, допускает случайные связи и положительно относится к гражданским бракам.
Для повышения успешности формирования семейно-брачных установок у студентов в условиях вуза на формирующем этапе эксперимен-
2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
201
тального исследования нами была разработана и внедрена программа «Я — семьянин», которая была направлена повышение престижа семьи и брака среди молодежи. Цель программы заключалась в воспитании личности, интегрированной в современное общество и обладающей определенным набором семейных духовно-нравственных ценностей, готовой к освоению роли будущего супруга и родителя с учетом гендер-ной принадлежности.
Анализ результатов, полученных нами на контрольном этапе экспериментального исследования, убедил в результативности нашей программы. Так, в экспериментальной группе произошли существенные изменения, к которым можно отнести следующие:
■ повысилась компетентность в вопросах се-мейно-брачных отношений;
■ наметилась готовность большинства испытуемых сознательно принимать на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру;
■ участники программы усвоили социальные нормы и эталоны взаимоотношений, в том числе и полоролевых;
■ у большинства молодых людей повысилась мотивация к постоянному пополнению своих знаний об особенностях семейной жизни;
■ большее число респондентов продемонстрировали положительное отношение к браку;
■ часть молодых людей стали рассуждать о семейной жизни с позиции открывающихся возможностей для личностного роста и счастья;
■ главными критериями, определяющими основу крепкой и счастливой семьи, молодежь стала считать любовь, здоровье, детей, взаимопонимание, взаимоуважение;
■ большое значение для создания счастливой молодежной семьи стали иметь общность интересов, психологическая совместимость, добрые и доверительные взаимоотношения между супругами, любимая работа и профессиональная карьера.
Анкетирование также показало, что в иерархии семейных ценностей помимо денег и здоровья одно из первых мест стали занимать семья и дети.
Таким образом, подготовка молодежи к созданию семьи — многоаспектная и многосторонняя психолого-педагогическая проблема. Она предусматривает комплексное решение задач нравственного, физического, гигиенического воспитания, психического и репродуктивного здоровья. Ведущее место в подготовке молодежи к созданию семьи занимают вопросы формирования брачно-семейных отношений, развития нравственно-этических качеств, воспитания ценностного и ответственного отношения юношей и девушек к будущей семейной жизни и формирования здорового образа жизни.
Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.
2. Гнусина А.Г., Филимонова Е.В. Семья и брак в системе ценностных ориентаций современной молодежи // Ценности современной молодежи: ориентация образования в контексте устойчивого развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред., сост. H.H. Сот-никова. Ставрополь: РИО Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, ИД «ТЭСЭРА», 2014.
3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. 3-е изд. СПб.: Речь, 2009.
4. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М., 2009.
5. Malisa M., Kostinekova J. Educating for nonviolence in a modern world: youths and 21st century dilemmas // Молодежь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Междунар. форума. Ч. 2. Ставрополь: ИД «ТЭСЭРА», 2018.