Научная статья на тему 'Съемка подкрановых путей с применением электронного тахеометра и программного продукта Credo-dat'

Съемка подкрановых путей с применением электронного тахеометра и программного продукта Credo-dat Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
2283
723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Новоселов Д. Б.

A new approach is demonstrated as concerns surveying of crane tracks with a total station and automated processing of materials (Creo-dat program) in order to receive horizontal and vertical position of crane tracks. While processing the materials of the admissible deviations from the planned range-line the crane tracks can be displayed so that X-coordinates between outer columns are equal up to 1mm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURVEYING OF CRANE TRACKS WITH TOTAL STATIONS AND Credo-dat PROGRAM PRODUCT

A new approach is demonstrated as concerns surveying of crane tracks with a total station and automated processing of materials (Creo-dat program) in order to receive horizontal and vertical position of crane tracks. While processing the materials of the admissible deviations from the planned range-line the crane tracks can be displayed so that X-coordinates between outer columns are equal up to 1mm.

Текст научной работы на тему «Съемка подкрановых путей с применением электронного тахеометра и программного продукта Credo-dat»

УДК 528.48 Д.Б. Новоселов НГАСУ, Новосибирск

СЪЕМКА ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ТАХЕОМЕТРА И ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА CREDO-DAT

D.B. Novosyolov

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering

SURVEYING OF CRANE TRACKS WITH TOTAL STATIONS AND CREDO-DAT PROGRAM PRODUCT

A new approach is demonstrated as concerns surveying of crane tracks with a total station and automated processing of materials (Creo-dat program) in order to receive horizontal and vertical position of crane tracks. While processing the materials of the admissible deviations from the planned range-line the crane tracks can be displayed so that X-coordinates between outer columns are equal up to 1mm.

Съемка подкрановых путей производится с применением традиционных методов. Например, боковое нивелирование головок рельсов с несколькими косыми створами, веерообразное нивелирование головок рельсов и измерение расстояний между осями рельсов очень трудоемка и продолжительна по времени. Предлагается применить новый подход съемки подкрановых путей с применением тахеометра и обработке материалов на компьютере в современных программах.

Для равномерного распределения нагрузки от массы кранов и поднимаемых ими грузов на подкрановые конструкции, подкрановые пути должны соответствовать следующим требованиям:

1. Подкрановые балки должны быть горизонтальны и взаимно параллельны.

2. Рельсы должны быть горизонтальны, прямолинейны, параллельны и лежать в одной горизонтальной плоскости.

3. Расстояние между осями рельсов должны соответствовать номинальным расстояниям между вертикальными осями колес крана.

Допустимые отклонения параметров крановых путей, регламентируемые нормативными документами [1, 2, 3], приведены в табл. 1.

Съемка подкрановых путей была произведена в главном корпусе Кузнецкой ТЭЦ г. Новокузнецка. Трудность измерений состояла в протяженности путей (320 м) и отсутствии прохода по подкрановым балкам.

При геодезической съемке подкрановых путей применена следующая программа работ:

1. Рекогносцировка и технический осмотр подкрановых путей;

2. Закрепление (точная маркировка центров головки рельса) четырех опорных пунктов;

3. Геодезическая съемка подкрановых путей.

Перед началом полевых работ была выполнена рекогносцировка и технический осмотр путей. Были определены места установки инструмента на кранах, выбрано наиболее удобное положение для ведения работ, выполнены зарисовки кранового пути, местоположения кранов и колонн.

Таблица 1. Допустимые отклонение параметров крановых путей

№ п/п Наименование допуска Допустимое значение для мостовых кранов, мм

1 Разность отметок головок в одном поперечном сечении: на опорах 40

2 Разность отметок крановых рельсов на соседних колоннах при расстоянии между колоннами: менее 10 м свыше 10 м 15 20

3 Отклонение в расстояниях между осями крановых рельсов 15

4 Отклонение рельса от прямой линии на участке 40 м 20

Геодезическая съемка путей была выполнена электронным тахеометром (Мкоп ЫРЬ-632, точность угловых измерений 2 сек., линейных измерений по призме - (3+2 ppm*D)мм), в шаблоне измерений угловых и линейных величин.

Отражатели были установлены точно на центр рельса с помощью специально выполненного приспособления, обеспечивающего принудительную установку отражателя на центр рельса.

Съемка выполнялась с крана т1 (рис. 1), на втором кране двое замерщиков устанавливали отражатели на головку рельса напротив опор и на опорных пунктах. Затем съемка выполнялась со второго крана т2 (рис. 1). Зона перекрытия (двойные измерения) составила 70 процентов от длины всего пролета (рис. 1).

Рис. 1. Схема подкрановых путей

Съемка на каждой колонне (в зоне перекрытия) была выполнена дважды, и затем результаты измерений усреднялись.

Вся обработка результатов измерений была выполнена в программе Сгеёо^а1 Исходными для вычислений координат послужили четыре опорных пункта.

Для удобства вычислений плановых отклонений от проектного створа в программе Credo-dat развернули подкрановые пути, чтобы координаты по оси Х между крайними колоннами были равны друг другу до мм. Проектные координаты концов второго рельса вычислялись путем отнимания проектного расстояния от конца первого рельса, затем вычислялись уклонения от створа.

Смещению рельса в плане был присвоен знак “+”, если рельс уклонился на внешнюю сторону пролета и “-“, если рельс уклонился внутрь кранового пути.

Продольные профиля по каждому рельсу были выполнены в программе Microstation в горизонтальном масштабе 1:200 и вертикальном - 1:2.

Предложенная методика съемки подкрановых путей с помощью тахеометра экономически выгоднее и затрачиваемое время на выполнение измерений меньше чем при применении традиционных методов съемки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. (Минстрой России). - М.,- 1997. - 44с.

2. СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства. Госстрой России. - М.: ГУП ЦПП, 2002. -70с.

3. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, ПБ 10-38200. - М.: ПИО ОБТ, 2000.

4. Жуков, Б.Н. Геодезический контроль сооружений и оборудования промышленных предприятий. Министерство образования Российской федерации. Новосибирск: СГГА, 2003.

5. Жуков, Б.Н. Руководство по геодезическому контролю сооружений и оборудования промышленных предприятий при их эксплуатации. Министерство образования Российской федерации: Новосибирск: СГГА, 2003.

© Д.Б. Новоселов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.