Научная статья на тему 'SEMiSTART. Плавный пуск — проще простого'

SEMiSTART. Плавный пуск — проще простого Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
122
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ермаков Михаил

Жесткая конкуренция на рынке силовых полупроводниковых приборов заставляет производителей силовых компонентов постоянно улучшать параметры компонентов, совершенствовать технологию, разрабатывать совершенно новые поколения элементов с уникальными характеристиками. Производители постоянно борются за снижение габаритов силовых модулей, повышение степени интеграции и их «интеллекта». У современного разработчика нет времени на схемотехнику, он хочет иметь максимально законченный силовой блок и заниматься только отработкой алгоритмов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SEMiSTART. Плавный пуск — проще простого»

SEMiSTART.

Плавный пуск — проще простого

Жесткая конкуренция на рынке силовых полупроводниковых приборов заставляет производителей силовых компонентов постоянно улучшать параметры компонентов, совершенствовать технологию, разрабатывать совершенно новые поколения элементов с уникальными характеристиками. Производители постоянно борются за снижение габаритов силовых модулей, повышение степени интеграции и их «интеллекта». У современного разработчика нет времени на схемотехнику, он хочет иметь максимально законченный силовой блок и заниматься только отработкой алгоритмов управления.

Михаил ЕРМАКОВ

Michael.Ermakov@semikron.com

Новый силовой тиристорный модуль 8ЕМ18ТЛКТ разработан инженерами компании 8ЕМ1КК0Ы и представляет собой готовую силовую часть одной фазы системы плавного пуска — тиристорный ключ по встречно-параллельной схеме. Новый силовой компонент разработан специально для применения в таких устройствах, как системы пуска асинхронных электродвигателей и имеет низкую стоимость. Основное преимущество нового решения — компактность. Модули 8ЕМ18ТЛИТ уже доступны для разработчиков и серийных поставок.

Асинхронный электродвигатель (АД) с короткозамкнутым ротором — самый распространенный тип электродвигателей, применяемых в промышленности. На среднем промышленном предприятии парк приводов с использованием асинхронных электродвигателей достигает порой сотен, а то и тысяч единиц. И если у двигателей малой мощности проблем с пуском обычно не бывает, то для электромоторов средней и большой мощности (от 75 кВт и выше) прямое включение приводит к возникновению значительных пусковых токов, а момент двигателя при

этом может превысить допустимое значение. Кроме того, резкое изменение момента при наличии люфта и зазоров приводит к динамическому удару в трансмиссии привода.

Величина пускового тока для большинства асинхронных двигателей лежит в пределах 4-7 1ном и зависит от множества параметров электродвигателя (активное сопротивление обмоток, количество полюсов двигателя, величина зазора между ротором и статором, количество и форма пазов для укладки обмоток, конструкция «беличьей клетки», обмотки ротора и т. д.).

Недостатки прямого пуска очевидны:

1) снижение срока службы коммутационных аппаратов;

2) снижение срока службы самого двигателя;

3) перегрузка питающей сети (трансформатора подстанции), особенно если есть вероятность одновременного запуска двигателей, питающихся от одного трансформатора;

4) падение напряжения в сети, что негативно влияет как на сам процесс запуска двигателя, так и на остальных потребителей электрической энергии;

5) резкое изменение момента двигателя приводит к дополнительному износу трансмиссии привода, динамическим ударам в технологическом оборудовании. Тиристорное устройство плавного пуска или так называемый «плавный пускатель» является самым распространенным решением проблемы прямого пуска.

Новый силовой тиристорный модуль 8ЕМ18ТЛИТ разработан инженерами компании 8ЕМ1КК0Ы и представляет собой готовую силовую часть одной фазы системы плавного пуска — тиристорный ключ по встречно-параллельной схеме. Новый силовой компонент разработан специально для применения в таких устройствах, как системы пуска асинхронных электродвигателей.

Конструкция модуля очень проста. Два тиристорных кристалла, включенных встречно-параллельно, зажаты между двумя массивными алюминиевыми радиаторами с двойным оребрением, имеющими хорошо развитую поверхность. Радиаторы позволяют эффективно отводить выделяющееся тепло и быстро охлаждают кристаллы тиристоров в паузах между пусками, а также одновременно являются силовыми выводами модуля.

Прижимная технология, используемая в производстве новых модулей, обеспечивает повышенную стойкость к термоциклирова-нию, а следовательно, надежность и долговечность системы в тяжелых условиях эксплуатации при частых пусках электродвигателей. Очень низкое тепловое сопротивление наделяет тиристорные модули небывалой перегрузочной способностью и объясняет высокую эффективность и компактность готовой системы плавного пуска. Тепловое сопротивление модулей 8ЕМ18ТЛИТ более чем в два раза меньше стандартных тиристорных модулей 8ЕМ1РЛСК с аналогичными кристаллами.

КОМПОНЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ • № 6 '2008

Таблица. Основные характеристики модулей вЕМівТАРТ

SKKQ 560 SKKQ 800 SKKQ 1200 SKKQ 1500 SKKQ 3000

1ОТ| (20 с), А 560 800 1225 1500 3080

I ТБМ, А 5700 5 700 9500 17 000 30 000

Кцп (гб), К/Вт 0,106 0,106 0,066 0,037 0,026

Модули 8ЕМІ8ТЛИТ выпускаются на пять номиналов пусковых токов и в трех различных корпусах (рисунок). Следует специально отметить тот факт, что данные модули нормируются на кратковременный (пусковой) ток в течение 20 с. Это обусловлено применением модулей вЕМівТЛИТ — системы плавного пуска асинхронных двигателей. Сразу после успешного пуска электродвигателя тиристорные ключи шунтируются контактами пускателя. Основные характеристики модулей ЗЕМівТЛИТ приведены в таблице.

Основные преимущества при использовании вЕМівТЛИТ очевидны:

• высокий максимальный ток перегрузки (низкое тепловое сопротивление);

• долговечность благодаря прижимной технологии;

компактность и самодостаточность конструкции, простота использования (нет необходимости в дополнительных радиаторах);

низкая цена: по цене обычного тиристорного модуля разработчик получает готовые к использованию тиристорные ключи с радиаторами охлаждения; ключи уже нормированы на пусковые токи для использования в системах плавно-

го пуска, нет необходимости в дополнительных расчетах.

Все вышеперечисленные особенности новых модулей 8ЕМ18ТЛЯТ позволяют российским производителям не только поднять свои устройства на новый уровень эффективности и компактности, но и сэкономить время (и деньги) на разработку тиристорных устройств плавного пуска нового поколения. ■

КОМПОНЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ • № 6 '2008

www.kit-e.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.