Научная статья на тему 'Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии'

Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
казаки / Казахстан / Киргизия / семиреки / Cossacks / Kazakhstan / Kyrgyzstan / semireki

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин А.В.

В рамках обеспечения национальной безопасности республик Центральной Азии, входящих в ОДКБ и имеющих тесную систему кооперации со странами ШОС, исторически особое место занимает семиреченское казачество, чей потенциал до сих пор не раскрыт. Автор в рамках исследования актуализирует данную лакуну, направленную на вовлечение в существующую систему национальной безопасности казаков Казахстана и Киргизии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semirechensk Cossacks in the security system of Central Asian countries

Within the framework of ensuring the national security of the Central Asian republics that are members of the CSTO and have a close system of cooperation with the SCO countries, the Semirechensk Cossacks, whose potential has not yet been revealed, historically occupies a special place. Within the framework of the study, the author actualizes this lacuna aimed at involving the Cossacks of Kazakhstan and Kyrgyzstan in the existing national security system.

Текст научной работы на тему «Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии»

Бредихин А.В.

Кандидат исторических наук. научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», Институт Китая и современной Азии Российской академии наук.

Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии

Территория современных Казахстана и Киргизии была заселена казаками по царскому указу о прохождении воинской службы. Указ императора Александра II от 25 марта 1857 г. подразумевал следующее: «Дозволить в Семиреченском и Заилийском округах поселиться охотникам из крестьян Зап. Сибири... с зачислением их в казаки Сибирского казачьего войска»1.

История возникновения Семиреченского казачьего войска неразрывно связана с усилением влияния Российской империи в регионе. В 1840-е гг. возникают первые казачьи станицы на территории нынешнего восточного Казахстана, а в 1867 г. 9-й и 10-й сибирские казачьи полки были преобразованы в Семиреченское казачье войско с сохранением старшинства от 1582 г. Войско получило название от названия области в Центральной Азии Семиречья, по территории которой протекает реки Каратал, Или, Аксу, Биен, Лепса, Саркан и Баскан. Столицей войска стал город Верный, впоследствии — Алма-Ата, столица Казахской ССР.

По вероисповедному составу казаки Семиречья не были однородной массой: они делились на православных, католиков, лютеран, магометан и буддистов. Искренняя вера в благонадежное будущее и общую безопасность помогала им и в мирной жизни, и в бою. Первые священники приходили на эту землю вместе с казаками, обживали ее и освещали. Эта земля становилась для них второй родиной, прививала чувство ответственности за кров и приобретенные запасы пищи, дарующие энергию и жизненные силы. Благодаря казачеству в Семиречен-ском крае был создан форпост, который ограждал огромные Казахстанские степи от разбойничьих банд кокандцев, нередко заглядывавших на территорию чужих владений с одной единственной целью: ограбить и поживиться вопреки тяжелому казачьему труду и грубой силе.

Основными причинами возникновения семиреченского казаче-

1 Лещев Е.Н. Охрана государственной границы Российской Империи Се-миреченским казачьим войском (1867-1917 гг.) / Е.Н. Лещев: Дис. ... канд. ист. наук. - М.: 2004. 189 с.

■ ства, сыгравшими ключевую роль в укреплении безопасности цен-

тральноазиатского региона Российской империи, стали следующие факторы:

- внешняя политика, где в системе межнациональных отношений заключалось распределение территории с Китаем, установление и закрепление земельных границ под конкретный клочок земли без преднамеренного вмешательства на чужую местность. Китайцы претендовали на львиную часть территорий, очерченных границей Семиречья, взывающих к планомерному решению вопроса о грамотном размежевании земли. В категории заинтересованных лиц находилась Британская империя, с которой Россия вела соперничество за сферы влияния в Центральноазиатском регионе;

- экономический: следовало заменить дорогостоящую внешнюю службу сотен Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск, принимавших непосредственное участие в утверждении безопасности и сохранности новой границы России, местным — Семи-реченским казачьим войском.

Указом царя Александра II 13 июля 1867 г. было учреждено Се-миреченское казачье войско. До середины XVIII в. четко выделенной границы между Россией и Китаем в Центральной Азии не существовало, поскольку на местах оставалось Джунгарское ханство — лимитроф, выступающий ключевым звеном в концепции контроля над территорией двумя крупными империями, каждая из которых преимущественно отстаивала свои геополитические интересы.

В первых рядах гарнизонной службы соотносились по численности казачьи населения в общей численности более 20 тысяч служилых казаков. В более крепких и устойчивых в конструировании укреплениях располагалась пехота, к которой прикреплялись драгунские полка. На важных пунктах оборонительную позицию занимала артиллерия. В начале XIX века местные народы, не страшась ответственности и не подстрекая наказания, беспорядочно осуществляли регулярные набеги на русские границы, прокладывали дорогу сквозь выстроенную оборонительную линию фронтовой зоны и действовали беспокойно, скрытно: угоняли крупный рогатый скот и мелкие запасы зерна. Без наведения порядка и просящейся к установления сильной правящей власти в регионе Семиречья позитивных изменений не предвиделось.

С возникновением самодостаточного Семиреченского казачьего войска, не зависящего от посторонних вмешательств и влияний, роль казаков в построении межнациональных отношений значительно возросла. В 1871 г. совершился первый боевой поход в фиксирующем

составе войск, состоящих из русских солдат, принимающих участие _

в Кульджинском походе. Летом 1871 г. русский отряд из числа заин- ■

тересованных в сражении под предводительством семиреченских и сибирских казаков, захватили городской уезд Кульджа. В 1873 г. казаки Семиречья зарекомендовали себя крайне положительно: стали участниками похода на Хиву (город в современном Узбекистане). Их вклад в общий успех русских войск был значителен и оценен по достоинству с большим великодушием. В 1875-1876 гг. Семиреченское войско в составе отряда Колпаковского было направлено прямым маршрутом на Коканд. В результате похода независимость Коканд-ского ханства была подорвана.

Теперь очередь простилалась за «фланговыми» землями: Туркменией - на западе и Памиром - на юго-востоке Средней Азии. Их присоединение произошло в 80-х - первой половине 90-х гг. XIX в. Во всех этапах присоединения Средней Азии к России, колонизации Семиречья и Туркестанского края активное участие принимало казачество Семиречья и Сибири2. Продвижение России на центральноа-зиатских просторах было обусловлено целым комплексом межнациональных задач в составе национальной безопасности, стоявших перед государством в XIX в. Отличились семиреки и в походе в Китай для усмирения повстанцев-ихэтуаней в 1900 г. Во многих проводимых мероприятиях, имеющих непосредственное отношение к вопросам, обсуждающим присоединение Средней Азии, принимали участие сибирское, а затем семиреченское казачество. Этот важный шаг сыграл ключевую роль в незаменимой исполнительности казаков в пределах политики Государства Российского по освоению новых земель, охране и защите государственной границы в Центральной Азии.

Общее количество лет службы семиреченского казака укладывались во временной промежуток совершеннолетия, который затем дополнительные десять лет входил в станичное ополчение. Восемнадцатилетний юноша, по статистическим данным любого цент-ральноазиатского государства, уже был состоятелен в военных делах и мог полноценно уделять время наверстыванию навыков военного ремесла. Один год после достигнутого возраста юноша проводил в подготовительном лагере. Перед ним стояла цель пройти курс начальной военной подготовки и обзавестись транспортом на время службы - лошадью. Юный казак должен был обладать навыками владения верховой ездой как на открытой местности, так и в полевых условиях, требующих повышенной концентрации внимания. В

2 Анисимова И.В. Роль Сибирского и Семиреченского казачьих войск в решении геополитических задач России в Центральной Азии // Востоковедные исследования на Алтае, 2016. № 10. С. 72-75. .

да

_

двадцать один год возмужавшим казак попадал в строевой разряд на двенадцать лет. В тридцать три года казак отправлялся на пять лет в запас. С этого времени его почтительно называли «стариком».

Оборачиваясь к истории непоправимого надлома привычной казачьей жизни, выпал период яростной борьбы против советской власти в годы Гражданской войны 1917-1922 гг. Эти события вызвали коренные трансформации в преобразовании семиреченского казачества и внесли глобальные изменения в ход совершенствования и преобразования межнациональных отношений и национальной безопасности. В 1917 г. в привычку размеренного уклада жизни вошла постоянная защита своего права на существование. В первом полку основополагающее место заняли войска, поведенные в бой под командованием генерала Колпаковского.

Из-за неспокойных большевистских настроений в составе советской стороны, казаки направили все свои силы на осуществление прямого сопротивления, выступили против новой власти, отказывавшейся принимать казачьи порядки и уклад. Во всех станицах поднялся шум из-за интенсивных приемов в состав «белых» отрядов казаков, добровольно выразивших желание пойти на открытый конфликт против нового врага.

Большевики в отношении семиреченского казачества в июне

1918 года приняли целый ряд документов: 2 июня — приказ больше-вицкого командующего войсками области Л.П. Емелева об упразднении Войскового Правления и всех станичных правлений Семиреченского казачьего войска; 3 июня — декрет № 1 Семиреченского облисполкома об аннулировании навсегда сословия казаков, должности Войскового атамана, Войскового Правления и прочих казачьих учреждений и должностных лиц, конфискации принадлежащего им имущества, инвентаря и денежных сумм; 6 июня — постановление Семиреченского облисполкома о конфискации пенсионных земель казачества и лишении казачества избирательных прав.

После ликвидации Семиреченского казачьего войска советскими властями была проведена политика «территориального геноцида», а само слово «казаки» было запрещено употреблять. Новая власть практически целиком истребила память о казачьем Семиречье, с географических карт пропадали исконные названия поселков, станиц и городов. Исторические факты искажаются, из памяти народа вытравливается все связанное с пребыванием не только казаков, но и русских на той земле, где творилась и создавалась их история.

После подписания Директивы о расказачивании от 24 января

1919 г. семиреченские казаки, как и все казачество России, признанное

«опорой царской власти», было лишено сословных привилегий и подлежало ликвидации как класс. Земли уральских, сибирских, оренбургских казаков были переданы в состав республики, до 1936 г. носившей название Казакской ССР (впоследствии «к» был законодательно заменено на «х»). Начала исчезать казачья топонимика. В 1968 г. В Казахстане была переименована последняя казачья станица Иссыкская.

После тотального разгрома «белого» движения, война в Семиречье не закончилась, в ней видоизменились цели, формы и планомерные масштабы указанных назначений. На смену крупномасштабных сражений действия свелись к подпольной работе казачьих групп и мелким вылазкам партизанских отрядов. Новая власть заигрывала с киргизами, уйгурами, дунганами, попыталась создать национальные части из мусульманского населения. Все это при непрекращающихся реквизициях продовольствия и зачистках станиц послужило поводом к брожению среди русского населения, вылившегося в Вернен-ский мятеж 1920 г.

Часть эмигрировавших казаков-семиреков отправилась дальше на Дальний Восток, другая - осела в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Вскоре оставшиеся казаки возобновили вооруженную борьбу с большевиками. Они совершали стремительные набеги на территорию России, громя и уничтожая небольшие отряды «красных». Граница между Западным Китаем и Семиречьем стала напоминать линию фронта. Большевики проводили среди эмигрировавших казаков пропагандистские кампании за возвращение, неоднократно подкупали власти Синьцзяна, чтобы получить разрешения на ввод в провинцию крупных карательных отрядов, совершающих рейды по казачьим поселениям. В 1921 г. во многих городах Синьцзяна появились торговые представительства СССР, а под их прикрытием страну наводнили агенты ЧК, начавшие охоту за руководителями «белого» движения. Недооценив работу советских спецслужб, погибли главные лидеры сопротивления: атаман Оренбургского казачества Александр Дутов и полковник П.И. Сидоров, был заманен в ловушку и вывезен в СССР на казнь Борис Владимирович Анненков. Семире-ченский атаман Николай Щербаков, не дожидаясь прихода наемных убийц, двинул с небольшим отрядом на восток. В пустыне Гоби он подхватил пятнистый тиф и умер в сентябре 1922 г. Казаки из его отряда дошли до Шанхая, где основали Семиреченскую казачью станицу. После отступления в Синьцзян семиреки стали участниками местной войны за независимость 1933 г.

Возрождение казачества в Центральной Азии начнётся, как и на всем постсоветском пространстве с 1980-х гг. Позиция руко-

водства молодых ценральноазиатских республик в отношении возрождающего казачества звучала более чем настороженно. В СМИ появлялись мнения о том, что казаки мешают Казахстану «модернизироваться», идти по демократическому пути развития. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так оценивал феномен казачества в республике: «Казаки — наши земляки. Пусть они возрождают свои традиции и обряды. Но по законам нашей суверенной республики недопустимы автономизм, экстремизм и территориальные претензии. И в случае их возникновения надо следовать закону»3. При этом в стране действует запрет на создание казачьих вооружённых формирований и доступен исключительно этнокультурный компонент.

Семиреки, будучи разделенными между независимыми Казахстаном и Киргизией, стали отвечать на политические вызовы. С 1990-х гг. казаки начинают носить форму. В 1992 г. создаётся Союз казаков Восточного Казахстана. В 1994 г. возникает первый «Союз казаков Семиречья», тогда же семиреченский атаман Николай Гунькин попытался провести в Алма-Ате митинг за объединение России и Казахстана и придание русскому языку статуса государственного, а в 1995 г. им были организованы другие митинги и несанкционированные шествия казаков. В 2006 г. образуется «Союз казачьих общественных объединений Казахстана», из которого в 2008-2009 гг. образовались «Союз казаков Семиречья» и «Союз казаков Степного края». Семиреки стали активными участниками вооружённых конфликтов в Приднестровье, в Донбассе4.

Семиреченские казаки и сегодня сохраняют тесные связи с Россией, принимают участие во Всемирном конгрессе казаков в Но-вочеркасске5, состоят в международных казачьих организациях. В большинстве своём они не противопоставляют себя органам власти Казахстана и Киргизии. Стремятся сохранить свой уклад жизни и идентичность, что удаётся не всегда.

Библиографический список

1. Анисимова И.В. Роль Сибирского и Семиреченского казачьих войск в решении геополитических задач России в Центральной Азии // Востоковедные исследования на

3 Ковалева О.В. Политическое поведение казачества в сфере межнациональных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2001. № 3. С. 159-165.

4 Бредихин А.В. Семиреченские казаки в Казахстане и Киргизии: современный аспект. // URL: eadaily.com/s/ru/news/2020/05/25/semirechenskie-kazaki-v-kazah-stane-i-kirgizii-sovremennyy-aspekt (Дата обращения: 1.06.2023).

5 Бредихин А.В. Всемирный конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связей российского казачества // Культура: управление, экономика, право, 2017. № 1. С. 13-17.

Алтае, 2016. № 10. С. 72-75.

2. Базарбаев К.Б. Процесс институционализации стран Центральной Азии // Архонт, 2023. № 2 (35). С. 66-69.

3. Базарбаев К.Б. Социальная напряженность в странах Центральной Азии // Архонт, 2023. № 2 (35). С. 70-72.

4. Бредихин А.В. Всемирный конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связей российского казачества // Культура: управление, экономика, право, 2017. № 1. С. 13-17.

5. Бредихин А.В. Семиреченские казаки в Казахстане и Киргизии: современный аспект. // URL: eadaily.com/s/ru/news/2020/05/25/semirechenskie-kazaki-v-kazahstane-i-kirgizii-sovremennyy-aspekt (Дата обращения: 1.06.2023).

6. Ковалева О.В. Политическое поведение казачества в сфере межнациональных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2001. № 3. С. 159-165.

7. Лещев Е.Н. Охрана государственной границы Российской Империи Семиреченским казачьим войском (1867-1917 гг.) / Е.Н. Лещев: Дис. ... канд. ист. наук. - М.: 2004. 189 с.

8. Михайлов Н.В. Политический ислам: реформизм как возможный ответ на вызов радикализма // Этносоциум и межнациональная культура, 2022. № 8 (170). С. 91-94.

9. Сидоренко Н.В. Русский язык как связующее звено государств Центральной Азии и Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура, 2022. № 5 (167). С. 43-50.

10. Трофимова Г.П. Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе // Миссия конфессий, 2022. Т. 11. № 6 (63). С. 73-78.

11. Шашок Л.А. Религиозный аспект влияния политики движения «Талибан» на террористическое организации Южной Азии // Миссия конфессий, 2023. Т. 12. № 1 (66). С. 56-68.

12. Ян Х. Авторы детской эмигрантской периодики Харбина первой половины ХХ века, 2023. Т. 9. № 1 (43). С. 36-40.

References

1. Anisimova I.V. The role of the Siberian and Semirechensky Cossack troops in solving Russia's geopolitical problems in Central Asia // Oriental Studies in Altai, 2016. № 10. Р. 72-75.

2. Bazarbaev K.B. The process of institutionalization of the countries of Central Asia // Ar-chon, 2023. № 2 (35). Р. 66-69.

3. Bazarbaev K.B. Social tension in the countries of Central Asia // Archon, 2023. № 2 (35). Р. 70-72.

4. Bredikhin A.V. World Congress of Cossacks in the system of ethnocultural and international relations of the Russian Cossacks // Culture: management, economics, law, 2017. № 1. P. 13-17.

5. Bredikhin A.V. Semirechensk Cossacks in Kazakhstan and Kyrgyzstan: modern aspect. // URL: eadaily.com/s/ru/news/2020/05/25/semirechenskie-kazaki-v-kazahstane-i-kirgizii-sovremennyy-aspekt (06.1.2023).

6. Kovaleva O.V. Political behavior of the Cossacks in the sphere of interethnic relations // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Political Science, 2001. № 3. P. 159-165.

7. Leshchev E.N. Protection of the state border of the Russian Empire by the Semirechensk Cossack army (1867-1917) / E.N. Leshchev: Dis. ...cand. ist. Sci. - M.: 2004. 189 p.

8. Mikhailov N.V. Political Islam: reformism as a possible response to the challenge of radicalism // Ethnosocium and interethnic culture, 2022. № 8 (170). Р. 91-94.

9. Sidorenko N.V. Russian language as a connecting link between the states of Central Asia and the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture, 2022. № 5 (167). Р. 43-50.

10. Trofimova G.P. Specifics of ethno-confessional interactions in a border city // Mission of Confessions, 2022. Vol. 11. № 6 (63). Р. 73-78.

11. Shashok L.A. The religious aspect of the influence of the policy of the Taliban movement on the terrorist organization of South Asia // Mission of Confessions, 2023. Vol. 12. № 1 (66). Р. 56-68.

12. Yang H. Authors of children's emigrant periodicals in Harbin in the first half of the twentieth century, 2023. Vol. 9. № 1 (43). Р. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.