Бредихин А.В.
Кандидат исторических наук. научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», Институт Китая и современной Азии Российской академии наук.
Семиреченское казачество в системе безопасности стран Центральной Азии
Территория современных Казахстана и Киргизии была заселена казаками по царскому указу о прохождении воинской службы. Указ императора Александра II от 25 марта 1857 г. подразумевал следующее: «Дозволить в Семиреченском и Заилийском округах поселиться охотникам из крестьян Зап. Сибири... с зачислением их в казаки Сибирского казачьего войска»1.
История возникновения Семиреченского казачьего войска неразрывно связана с усилением влияния Российской империи в регионе. В 1840-е гг. возникают первые казачьи станицы на территории нынешнего восточного Казахстана, а в 1867 г. 9-й и 10-й сибирские казачьи полки были преобразованы в Семиреченское казачье войско с сохранением старшинства от 1582 г. Войско получило название от названия области в Центральной Азии Семиречья, по территории которой протекает реки Каратал, Или, Аксу, Биен, Лепса, Саркан и Баскан. Столицей войска стал город Верный, впоследствии — Алма-Ата, столица Казахской ССР.
По вероисповедному составу казаки Семиречья не были однородной массой: они делились на православных, католиков, лютеран, магометан и буддистов. Искренняя вера в благонадежное будущее и общую безопасность помогала им и в мирной жизни, и в бою. Первые священники приходили на эту землю вместе с казаками, обживали ее и освещали. Эта земля становилась для них второй родиной, прививала чувство ответственности за кров и приобретенные запасы пищи, дарующие энергию и жизненные силы. Благодаря казачеству в Семиречен-ском крае был создан форпост, который ограждал огромные Казахстанские степи от разбойничьих банд кокандцев, нередко заглядывавших на территорию чужих владений с одной единственной целью: ограбить и поживиться вопреки тяжелому казачьему труду и грубой силе.
Основными причинами возникновения семиреченского казаче-
1 Лещев Е.Н. Охрана государственной границы Российской Империи Се-миреченским казачьим войском (1867-1917 гг.) / Е.Н. Лещев: Дис. ... канд. ист. наук. - М.: 2004. 189 с.
■ ства, сыгравшими ключевую роль в укреплении безопасности цен-
тральноазиатского региона Российской империи, стали следующие факторы:
- внешняя политика, где в системе межнациональных отношений заключалось распределение территории с Китаем, установление и закрепление земельных границ под конкретный клочок земли без преднамеренного вмешательства на чужую местность. Китайцы претендовали на львиную часть территорий, очерченных границей Семиречья, взывающих к планомерному решению вопроса о грамотном размежевании земли. В категории заинтересованных лиц находилась Британская империя, с которой Россия вела соперничество за сферы влияния в Центральноазиатском регионе;
- экономический: следовало заменить дорогостоящую внешнюю службу сотен Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск, принимавших непосредственное участие в утверждении безопасности и сохранности новой границы России, местным — Семи-реченским казачьим войском.
Указом царя Александра II 13 июля 1867 г. было учреждено Се-миреченское казачье войско. До середины XVIII в. четко выделенной границы между Россией и Китаем в Центральной Азии не существовало, поскольку на местах оставалось Джунгарское ханство — лимитроф, выступающий ключевым звеном в концепции контроля над территорией двумя крупными империями, каждая из которых преимущественно отстаивала свои геополитические интересы.
В первых рядах гарнизонной службы соотносились по численности казачьи населения в общей численности более 20 тысяч служилых казаков. В более крепких и устойчивых в конструировании укреплениях располагалась пехота, к которой прикреплялись драгунские полка. На важных пунктах оборонительную позицию занимала артиллерия. В начале XIX века местные народы, не страшась ответственности и не подстрекая наказания, беспорядочно осуществляли регулярные набеги на русские границы, прокладывали дорогу сквозь выстроенную оборонительную линию фронтовой зоны и действовали беспокойно, скрытно: угоняли крупный рогатый скот и мелкие запасы зерна. Без наведения порядка и просящейся к установления сильной правящей власти в регионе Семиречья позитивных изменений не предвиделось.
С возникновением самодостаточного Семиреченского казачьего войска, не зависящего от посторонних вмешательств и влияний, роль казаков в построении межнациональных отношений значительно возросла. В 1871 г. совершился первый боевой поход в фиксирующем
составе войск, состоящих из русских солдат, принимающих участие _
в Кульджинском походе. Летом 1871 г. русский отряд из числа заин- ■
тересованных в сражении под предводительством семиреченских и сибирских казаков, захватили городской уезд Кульджа. В 1873 г. казаки Семиречья зарекомендовали себя крайне положительно: стали участниками похода на Хиву (город в современном Узбекистане). Их вклад в общий успех русских войск был значителен и оценен по достоинству с большим великодушием. В 1875-1876 гг. Семиреченское войско в составе отряда Колпаковского было направлено прямым маршрутом на Коканд. В результате похода независимость Коканд-ского ханства была подорвана.
Теперь очередь простилалась за «фланговыми» землями: Туркменией - на западе и Памиром - на юго-востоке Средней Азии. Их присоединение произошло в 80-х - первой половине 90-х гг. XIX в. Во всех этапах присоединения Средней Азии к России, колонизации Семиречья и Туркестанского края активное участие принимало казачество Семиречья и Сибири2. Продвижение России на центральноа-зиатских просторах было обусловлено целым комплексом межнациональных задач в составе национальной безопасности, стоявших перед государством в XIX в. Отличились семиреки и в походе в Китай для усмирения повстанцев-ихэтуаней в 1900 г. Во многих проводимых мероприятиях, имеющих непосредственное отношение к вопросам, обсуждающим присоединение Средней Азии, принимали участие сибирское, а затем семиреченское казачество. Этот важный шаг сыграл ключевую роль в незаменимой исполнительности казаков в пределах политики Государства Российского по освоению новых земель, охране и защите государственной границы в Центральной Азии.
Общее количество лет службы семиреченского казака укладывались во временной промежуток совершеннолетия, который затем дополнительные десять лет входил в станичное ополчение. Восемнадцатилетний юноша, по статистическим данным любого цент-ральноазиатского государства, уже был состоятелен в военных делах и мог полноценно уделять время наверстыванию навыков военного ремесла. Один год после достигнутого возраста юноша проводил в подготовительном лагере. Перед ним стояла цель пройти курс начальной военной подготовки и обзавестись транспортом на время службы - лошадью. Юный казак должен был обладать навыками владения верховой ездой как на открытой местности, так и в полевых условиях, требующих повышенной концентрации внимания. В
2 Анисимова И.В. Роль Сибирского и Семиреченского казачьих войск в решении геополитических задач России в Центральной Азии // Востоковедные исследования на Алтае, 2016. № 10. С. 72-75. .
да
_
двадцать один год возмужавшим казак попадал в строевой разряд на двенадцать лет. В тридцать три года казак отправлялся на пять лет в запас. С этого времени его почтительно называли «стариком».
Оборачиваясь к истории непоправимого надлома привычной казачьей жизни, выпал период яростной борьбы против советской власти в годы Гражданской войны 1917-1922 гг. Эти события вызвали коренные трансформации в преобразовании семиреченского казачества и внесли глобальные изменения в ход совершенствования и преобразования межнациональных отношений и национальной безопасности. В 1917 г. в привычку размеренного уклада жизни вошла постоянная защита своего права на существование. В первом полку основополагающее место заняли войска, поведенные в бой под командованием генерала Колпаковского.
Из-за неспокойных большевистских настроений в составе советской стороны, казаки направили все свои силы на осуществление прямого сопротивления, выступили против новой власти, отказывавшейся принимать казачьи порядки и уклад. Во всех станицах поднялся шум из-за интенсивных приемов в состав «белых» отрядов казаков, добровольно выразивших желание пойти на открытый конфликт против нового врага.
Большевики в отношении семиреченского казачества в июне
1918 года приняли целый ряд документов: 2 июня — приказ больше-вицкого командующего войсками области Л.П. Емелева об упразднении Войскового Правления и всех станичных правлений Семиреченского казачьего войска; 3 июня — декрет № 1 Семиреченского облисполкома об аннулировании навсегда сословия казаков, должности Войскового атамана, Войскового Правления и прочих казачьих учреждений и должностных лиц, конфискации принадлежащего им имущества, инвентаря и денежных сумм; 6 июня — постановление Семиреченского облисполкома о конфискации пенсионных земель казачества и лишении казачества избирательных прав.
После ликвидации Семиреченского казачьего войска советскими властями была проведена политика «территориального геноцида», а само слово «казаки» было запрещено употреблять. Новая власть практически целиком истребила память о казачьем Семиречье, с географических карт пропадали исконные названия поселков, станиц и городов. Исторические факты искажаются, из памяти народа вытравливается все связанное с пребыванием не только казаков, но и русских на той земле, где творилась и создавалась их история.
После подписания Директивы о расказачивании от 24 января
1919 г. семиреченские казаки, как и все казачество России, признанное
«опорой царской власти», было лишено сословных привилегий и подлежало ликвидации как класс. Земли уральских, сибирских, оренбургских казаков были переданы в состав республики, до 1936 г. носившей название Казакской ССР (впоследствии «к» был законодательно заменено на «х»). Начала исчезать казачья топонимика. В 1968 г. В Казахстане была переименована последняя казачья станица Иссыкская.
После тотального разгрома «белого» движения, война в Семиречье не закончилась, в ней видоизменились цели, формы и планомерные масштабы указанных назначений. На смену крупномасштабных сражений действия свелись к подпольной работе казачьих групп и мелким вылазкам партизанских отрядов. Новая власть заигрывала с киргизами, уйгурами, дунганами, попыталась создать национальные части из мусульманского населения. Все это при непрекращающихся реквизициях продовольствия и зачистках станиц послужило поводом к брожению среди русского населения, вылившегося в Вернен-ский мятеж 1920 г.
Часть эмигрировавших казаков-семиреков отправилась дальше на Дальний Восток, другая - осела в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Вскоре оставшиеся казаки возобновили вооруженную борьбу с большевиками. Они совершали стремительные набеги на территорию России, громя и уничтожая небольшие отряды «красных». Граница между Западным Китаем и Семиречьем стала напоминать линию фронта. Большевики проводили среди эмигрировавших казаков пропагандистские кампании за возвращение, неоднократно подкупали власти Синьцзяна, чтобы получить разрешения на ввод в провинцию крупных карательных отрядов, совершающих рейды по казачьим поселениям. В 1921 г. во многих городах Синьцзяна появились торговые представительства СССР, а под их прикрытием страну наводнили агенты ЧК, начавшие охоту за руководителями «белого» движения. Недооценив работу советских спецслужб, погибли главные лидеры сопротивления: атаман Оренбургского казачества Александр Дутов и полковник П.И. Сидоров, был заманен в ловушку и вывезен в СССР на казнь Борис Владимирович Анненков. Семире-ченский атаман Николай Щербаков, не дожидаясь прихода наемных убийц, двинул с небольшим отрядом на восток. В пустыне Гоби он подхватил пятнистый тиф и умер в сентябре 1922 г. Казаки из его отряда дошли до Шанхая, где основали Семиреченскую казачью станицу. После отступления в Синьцзян семиреки стали участниками местной войны за независимость 1933 г.
Возрождение казачества в Центральной Азии начнётся, как и на всем постсоветском пространстве с 1980-х гг. Позиция руко-
водства молодых ценральноазиатских республик в отношении возрождающего казачества звучала более чем настороженно. В СМИ появлялись мнения о том, что казаки мешают Казахстану «модернизироваться», идти по демократическому пути развития. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так оценивал феномен казачества в республике: «Казаки — наши земляки. Пусть они возрождают свои традиции и обряды. Но по законам нашей суверенной республики недопустимы автономизм, экстремизм и территориальные претензии. И в случае их возникновения надо следовать закону»3. При этом в стране действует запрет на создание казачьих вооружённых формирований и доступен исключительно этнокультурный компонент.
Семиреки, будучи разделенными между независимыми Казахстаном и Киргизией, стали отвечать на политические вызовы. С 1990-х гг. казаки начинают носить форму. В 1992 г. создаётся Союз казаков Восточного Казахстана. В 1994 г. возникает первый «Союз казаков Семиречья», тогда же семиреченский атаман Николай Гунькин попытался провести в Алма-Ате митинг за объединение России и Казахстана и придание русскому языку статуса государственного, а в 1995 г. им были организованы другие митинги и несанкционированные шествия казаков. В 2006 г. образуется «Союз казачьих общественных объединений Казахстана», из которого в 2008-2009 гг. образовались «Союз казаков Семиречья» и «Союз казаков Степного края». Семиреки стали активными участниками вооружённых конфликтов в Приднестровье, в Донбассе4.
Семиреченские казаки и сегодня сохраняют тесные связи с Россией, принимают участие во Всемирном конгрессе казаков в Но-вочеркасске5, состоят в международных казачьих организациях. В большинстве своём они не противопоставляют себя органам власти Казахстана и Киргизии. Стремятся сохранить свой уклад жизни и идентичность, что удаётся не всегда.
Библиографический список
1. Анисимова И.В. Роль Сибирского и Семиреченского казачьих войск в решении геополитических задач России в Центральной Азии // Востоковедные исследования на
3 Ковалева О.В. Политическое поведение казачества в сфере межнациональных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2001. № 3. С. 159-165.
4 Бредихин А.В. Семиреченские казаки в Казахстане и Киргизии: современный аспект. // URL: eadaily.com/s/ru/news/2020/05/25/semirechenskie-kazaki-v-kazah-stane-i-kirgizii-sovremennyy-aspekt (Дата обращения: 1.06.2023).
5 Бредихин А.В. Всемирный конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связей российского казачества // Культура: управление, экономика, право, 2017. № 1. С. 13-17.
Алтае, 2016. № 10. С. 72-75.
2. Базарбаев К.Б. Процесс институционализации стран Центральной Азии // Архонт, 2023. № 2 (35). С. 66-69.
3. Базарбаев К.Б. Социальная напряженность в странах Центральной Азии // Архонт, 2023. № 2 (35). С. 70-72.
4. Бредихин А.В. Всемирный конгресс казаков в системе этнокультурных и международных связей российского казачества // Культура: управление, экономика, право, 2017. № 1. С. 13-17.
5. Бредихин А.В. Семиреченские казаки в Казахстане и Киргизии: современный аспект. // URL: eadaily.com/s/ru/news/2020/05/25/semirechenskie-kazaki-v-kazahstane-i-kirgizii-sovremennyy-aspekt (Дата обращения: 1.06.2023).
6. Ковалева О.В. Политическое поведение казачества в сфере межнациональных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2001. № 3. С. 159-165.
7. Лещев Е.Н. Охрана государственной границы Российской Империи Семиреченским казачьим войском (1867-1917 гг.) / Е.Н. Лещев: Дис. ... канд. ист. наук. - М.: 2004. 189 с.
8. Михайлов Н.В. Политический ислам: реформизм как возможный ответ на вызов радикализма // Этносоциум и межнациональная культура, 2022. № 8 (170). С. 91-94.
9. Сидоренко Н.В. Русский язык как связующее звено государств Центральной Азии и Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура, 2022. № 5 (167). С. 43-50.
10. Трофимова Г.П. Специфика этноконфессиональных взаимодействий в приграничном городе // Миссия конфессий, 2022. Т. 11. № 6 (63). С. 73-78.
11. Шашок Л.А. Религиозный аспект влияния политики движения «Талибан» на террористическое организации Южной Азии // Миссия конфессий, 2023. Т. 12. № 1 (66). С. 56-68.
12. Ян Х. Авторы детской эмигрантской периодики Харбина первой половины ХХ века, 2023. Т. 9. № 1 (43). С. 36-40.
References
1. Anisimova I.V. The role of the Siberian and Semirechensky Cossack troops in solving Russia's geopolitical problems in Central Asia // Oriental Studies in Altai, 2016. № 10. Р. 72-75.
2. Bazarbaev K.B. The process of institutionalization of the countries of Central Asia // Ar-chon, 2023. № 2 (35). Р. 66-69.
3. Bazarbaev K.B. Social tension in the countries of Central Asia // Archon, 2023. № 2 (35). Р. 70-72.
4. Bredikhin A.V. World Congress of Cossacks in the system of ethnocultural and international relations of the Russian Cossacks // Culture: management, economics, law, 2017. № 1. P. 13-17.
5. Bredikhin A.V. Semirechensk Cossacks in Kazakhstan and Kyrgyzstan: modern aspect. // URL: eadaily.com/s/ru/news/2020/05/25/semirechenskie-kazaki-v-kazahstane-i-kirgizii-sovremennyy-aspekt (06.1.2023).
6. Kovaleva O.V. Political behavior of the Cossacks in the sphere of interethnic relations // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Political Science, 2001. № 3. P. 159-165.
7. Leshchev E.N. Protection of the state border of the Russian Empire by the Semirechensk Cossack army (1867-1917) / E.N. Leshchev: Dis. ...cand. ist. Sci. - M.: 2004. 189 p.
8. Mikhailov N.V. Political Islam: reformism as a possible response to the challenge of radicalism // Ethnosocium and interethnic culture, 2022. № 8 (170). Р. 91-94.
9. Sidorenko N.V. Russian language as a connecting link between the states of Central Asia and the Russian Federation // Ethnosocium and interethnic culture, 2022. № 5 (167). Р. 43-50.
10. Trofimova G.P. Specifics of ethno-confessional interactions in a border city // Mission of Confessions, 2022. Vol. 11. № 6 (63). Р. 73-78.
11. Shashok L.A. The religious aspect of the influence of the policy of the Taliban movement on the terrorist organization of South Asia // Mission of Confessions, 2023. Vol. 12. № 1 (66). Р. 56-68.
12. Yang H. Authors of children's emigrant periodicals in Harbin in the first half of the twentieth century, 2023. Vol. 9. № 1 (43). Р. 36-40.