Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine
architecture, art history and philosophical sciences. International Academy of Science and Higher Education. -London: Published by IASHE, 2012. - С. 29-31.
2. Шевырев С. П. История русской словесности: Лекции. - ч. 1-2. - М.: Тип. Бахметева, 1859.
3. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.
4. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М.: Ладомир, 1995.
5. Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV века. - М.: Наука, 1993. - 336 с.
6. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. - т. 1. - М.: «Гнозис» - Школа «Языки русской культуры», 1995.
7. Григорян А. Первочеловек и Первослово (к истокам мифа о Прометее)//Знаки Балкан: сб. статей. - М.: Радикс, 1994. - ч. 1.
8. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику.//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Наука, 1988.
9. Флоренский П. А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1994.
10. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры.//Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси. - М., 2000.
11. Шевырев С. П. История русской словесности: Лекции. - ч. 1-2. - М.: Тип. Бахметева, 1859
12. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica - т. 2. - М.: Российские пропилеи, 1999.
13. Буслаев Ф. И. История русской литературы: Лекции. - М.: Синод. Типогр., 1904.
Yakovlev Alexander Viktorovich, Ph. D., National Academy of Managerial Personnel of Culture and Art, doctoral E-mail: yalik1971@yandex.ru
Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine
Abstract: This article investigates the local characteristics of the cultural space of Ukraine. Semiotics is proposed as a methodology of studying the cultural landscape, the parameters of its application in a cultural discourse. Keywords: semiotics, cultural landscape, cultural space.
Яковлев Александр Викторович, кандидат исторических наук, доцент, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, докторант E-mail: yalik1971@yandex.ru
Семиотика в исследовании культурного ландшафта Украины
Аннотация: В статье исследуются локальные характеристики культурного пространства Украины. Предлагаются: семиотика как методология изучения культурного ландшафта, параметры ее применения в культурологическом дискурсе.
Ключевые слова: семиотика, культурный ландшафт, культурное пространство.
Исследование культурного пространства постсоветской Украины, в разрезе географического, экономического и культурного ландшафта, побуждает к осмыслению понятия пространства и пространственных явлений. Так, по исследованиям Юрия Лотмана, в сознании человека картина мира выстраивается на основе определенной пространственной модели организации ее структуры на всех уровнях — такое
видение вселенной является универсальной особенностью человеческой культуры [6].
В пространственной структуре страны регион является основной единицей распределения пространства, одновременно выступает как целостность и часть целого, как субъект и объект, позволяющий рассматривать культурное пространство региона как дифференцированно от других аналогичных
45
Section 5. Cultural studies
фрагментов, так и интегрировано в зависимости от того, какую позицию занимают отдельные регионы на карте общенационального культурного пространства, с учетом степени их культурной насыщенности, уровня взаимодействия, контрастности и общности региональных признаков, условной самодостаточности или взаимозависимости. Таким образом, каждый фрагмент культурного пространства занимает свое место в иерархии, которая присуща любой пространственной модели. Регионы, которые занимают высшие ступени в данной иерархической структуре, являются источником ценной культурной информации, оказывают значительное влияние на формирование общей картины национальной культуры и поэтому привлекают особое внимание исследователей.
Тенденция слияния и интеграции человечества по многим важнейшим жизненным аспектам была отображена В. И. Вернадским в его концепции ноосферы и полиэтносферы. Ноосфера трактовалась ученым как сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность является определяющим фактором развития. Во взаимодействии «макрокосмос — микрокосмос» В. И. Вернадский придавал большое значение как геополитическим процессам, так и этнонациональным измерениям [2].
Рассматривая макрокосмос как духовно-энергетическое поле, которое содержит такой духовный элемент как информация, можно определить этот феномен как духовно-энергетическое информационное поле, которое содержит всю накопленную человечеством космическую информацию, то есть размещено во всем пространстве. Через призму формирования новой научной парадигмы информационное пространство рассматривается как духовно-энергетическое информационное пространство, которое обеспечивает вхождение человека в новое социокультурное поле на принципах совместимости, соучастия и взаимообогащения этнокультур.
По исследованиям Дж. Розенау, основной приметой глобализации является потеря привязки социальных процессов к физическому пространству. Географический ландшафт (landscape) заменяется или расширяется за счет включения етношафта (ethnoscape), идентишафта (identiscape), финансо-шафта (financescape), идеошафта (ideoscape), ме-диашафта (mediascape), техношафта (technoscape). Теряются линии географически ограниченных пространств в процессе утверждения новой социокультурной архитектоники человеческого общества. Глобальное культурное пространство распределяется
условно на символические пространства-потоки: ет-нопространство и идентпространство, изменяющиеся в условиях увеличения иммиграции, развития общемирового финансового пространства, формирование медиа- и технопространств, связанных с быстрым распространением новых технологий и идеологем.
Формирование новых коммуникационных технологий способствует интенсификации культурного обмена в информационном обществе благодаря развитию новых знаковых систем. Знаково-символический аппарат коммуникации ориентирован на освоение пространства, в котором время-пространство предстает в новом виде компьютерного информационно-символического мира. Виртуализируется интернет-пространство, где стираются временно-пространственные границы, ускоряется коммуникация, изменяясь с вербальной на знаково-символическую.
Обращаясь к семиотике как методологии исследования культурного ландшафта, определим параметры ее применения в культурологическом дискурсе. По определению Ю. Степанова, предметом семиотики как науки является «информационная система, то есть система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система» [7, 5]. Развитие семиотической мысли имеет такую последовательность: высказывания — текст — дискурс — интертекст и инфосфера. Связная совокупность высказываний расширяется до текста, дискурс характеризуется как линейным, так и парадигмальным аспектом. В понятиях интертекст и инфосфера отражено единство культурного пространства — художественного и научно-технического. В своей эволюции инфосфера достигает ноосферы. По Ю. Лотману, процесс перехода биосферы к ноосфере связан с появлением семиосферы.
Ю. Лотман определяет область семиотики в трех ипостасях: как научная дисциплина, объектом которой является сфера знакового общения, как метод гуманитарных наук, как «своеобразие научной психологии исследователя, его сознания, познающего» [6, 153]. В исследовании особенностей культурного развития региональных идентичностей средствами семиотики расширяется многомерность культурного пространства, разнообразие ее изучения в терминах знака и смысла, отношения между знаком и его смыслом, включая прагматику контекста знаковой деятельности.
Под семантикой культуры предлагаем понимать образно-смысловое содержание культурного артефакта; эстетическую личную концепцию автора; сочетание образов-смыслов в сознании человека в соответствии с определенным драматургическим
46
Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine
рядом [8, 11]. Итак, семантика как культурологическая категория — это система знаковых форм, совокупность артефактов культуры и способов их создания, воплощающая определенные эстетические идеи, ведущие образы-смыслы, методы художественного творчества и речевые функции искусства.
В термин «семиосфера» Ю. Лотман вкладывает способность культуры создавать вокруг человека социальную сферу, «которая подобно биосферы, делает возможной жизнь, правда, не органической, а общественной» [6, 487]. Ю. Лотман разрабатывает определенную модель культуры как грандиозную систему с разнообразием структур и элементов и как пространство, для которого характерны континуальность и динамизм. Семиосфера предстает как «пересечение, сообщения, инкорпорированные вложения друг в друга огромного числа монад... Это огромный организм организмов » [6, 644].
Неоднородность семиотического пространства обусловлена гетерогенностью и гетерофункциональностью языков. Функционирование языков в семи-осфере имеет определенную иерархию, вершиной которой является метаязык, который создает Метатекст (тексты о текстах). По мнению М. Тимошенко, семантическая плоскость культуры обнаруживает многоязычие, как выраженное многоголосие, многообразие человеческих способов общения, пеструю картину накопленных разноязычных сообщений. Поэтому и возникает возможность рассмотрения культуры как совокупности текстов, действующих наиболее простым путем для построения культурологических моделей. Механизм коммуникации обеспечивает функционирование семиосферы, благодаря коммуникации тексты актуализируются и генерируют новую информацию, а процесс чтения текста выступает как акт коммуникации [9].
Информационное общество предполагает существование сетей трансляции разноуровневой информации и развитие системы знаково-символических средств. необходимых для ее передачи. А. Астафьева отмечает, что «электронное письмо преодолевает время», а письменная культура преодолевала лишь пространство; следовательно вербальные тексты уступают визуальным в передаче информации, а «коммуникативные формы обрастают новыми ритуальными текстами» [1, 208].
Способность распространяться в коммуникативном пространстве культуры с достаточной скоростью становится одной из главных характеристик сообщения — не только с пространственными, но и
временными критериями. Единство широты и скорости передачи информации в коммуникативном пространстве является критерием успешности осуществления коммуникативного процесса [8, 109]. Способность семиотических систем в трансформации информации в новые тексты составляет основу смыслообразования в семиотике культуры. Понятие семиотической монады, введенное Ю. Лотманом для определения смыслосозидающей структуры, охватывает культуру в целом, каждый достаточно сложный текст и действительность, в том числе человеческую личность, которая понимается как текст.
Семиосфере как продукту культуры присуща определенность в категориях пространства. «Одной из особенностей человеческой культуры, возможно связанной с антропологическими свойствами сознания человека, является то, что картина мира неизбежно истолковывается на основе определенной пространственной структуры, организующей все другие ее уровни» [6, 466]. Семиотическое пространство «с одной стороны, включает в себя идейные представления, семиотические модели, с другой — воспроизводящую деятельность человека, поскольку мир, создаваемый людьми, коррелирует с семиотическими моделями. Связь эта взаимна: с одной стороны, архитектурные сооружения копируют пространственный образ универсума, а с другой, — этот образ универсума строится по аналогии с созданным человеком миром искусственных сооружений » [6, 334].
Ю. Лотман вводит понятие «абстрактное пространство»: «Если при выделении какого-либо определенного признака образуется множество элементов, непрерывно примыкающих друг к другу, то мы можем говорить об абстрактном пространстве по этому признаку» [6, 276]. Такая типология пространства предлагает: пространство, в котором живут, то есть физическое, и пространство, которым мыслят, — «концептуализированное». Происходит детерриторизация физического пространства, в котором формируется «глобальный культурный поток», распадающийся на пять культурно-символических пространств-потоков: этнопространство, технопространство, финансовое пространство, идеопространство. Аналогичного мнения придерживается Дж. Розенау, добавляя к географическому ландшафту кроме указанных, медиашафт и идентишафт. Для современных культурологических исследований типичным является использование понятия пространства как «модели для изучения культуры» [3].
Считаем целесообразной концепцию С. Зуева относительно понятия культуры как семиосферы:
47
Section 5. Cultural studies
«Инфосфера и интертекстуальность, из которых образуется семиотическое пространство; языки первичные и вторичные, текст; понятие семиотической монады...; пространство физическое и «концептуализированное» [3, 15]. Рассматривая культуру как семиотическое пространство и семиотическую монаду, целесообразно подходить с позиций взаимодействия и взаимовлияния пространства физического и концептуализированного, которое составляет новую целостность высшего порядка на уровне ноосферы.
Семиотика пространства перекликается с теорией ландшафтной герменевтики В. Каганского. Ландшафт толкуется как текст, одним слоем которой является культура [4, 134]. Пространству ландшафта присуща дифференцированность, в частности «центр — периферия», и перемещение в ландшафте приобретает семантическое значение: «это изменение мест, каждое из которых является точкой зрения, контекстом, смысловой позицией» [4, 137]. «Ландшафт — среда, где соотносительность обязательно рождает смысловые, вещественные, утилитарные, символические взаимодействия, потоки ресурсов и конфликты» [4, 136]. Для периферии характерны не самодостаточность, а жестокая зависимость от центра, отмечает С. Зуев [3, 19]. По мнению Ю Лотмана, система периферийных связей «реконструирует
картину мира, в которой господствует случай, неупорядоченность. Эта группа текстов также оказывается способной перемещаться на определенный метауровень, однако сведению в единый и организованный текст она не поддается. Поскольку сюжетными элементами, составляющими эту группу текстов, будут эксцессы, аномалии, общая картина мира окажется крайне де-зорганизованой ... хаотичной и трагической» [6, 288]. Противоречия центра и провинции Ю. Лотман объясняет следующим образом: «ситуация возмущения и бунта возникает при столкновении двух способов кодирования: когда соционально-семиотическая структура описывает данного индивида как часть, а сам он себя осознает автономной единицей, семиотический субъектом, а не объектом » [6, 264].
Можно прийти к выводу, что фрагменты ландшафта ведут борьбу за повышение своего позиционного уровня, а сам этот процесс можно описать как изменение центра и периферии. Аналогичный процесс наблюдается на современном культурном ландшафте Украины, когда регионы борются с центром за свой самостоятельный экономический и культурный статус. Теория семиосферы Ю. Лотмана и теория ландшафтной герменевтики может быть положена в основу методологии исследования украинского культурного пространства в контексте синергии региональных идентичностей.
Список литературы:
1. Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика (в соавторстве с Аванесовой Г. А.)/О. Н. Астафьева, Г. А. Аванесова. Издание второе, расш. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 424 с.
2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление./В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 270 с.
3. Зуев С. П. Сучасний культурний проспр та семютика музичного фестивалю (на матерiалах Харкова): дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.01/С. П. Зуев. - Х., 2006. - 190 с.
4. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство./В. Л. Каганский. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.
5. Лотман Ю. О метаязыке типологических описаний культуры.//Семиосфера/Ю. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусство - СПБ, 2001. - 650 с.
6. Степанов Ю. В мире семиотики.//Семиотика: Антология/Сост. Ю. С. Степанов/Ю. С. Степанов. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.
7. Тарасенко А. А. Мiфологiчнi мотиви i образи в образотворчому мистецтвi Одеси останньо! третини XIX - початку XX столггтя: дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.05/Андрш Андршович Тарасенко. - X., 2007. - 209 с.
8. Тимошенко М. О. Мiжнароднi гумангтарт стратеги в сучаснш УкраШ як системний культуротворчий феномен: автореф. дис. ... канд. культурологи/М. Тимошенко/26.00.01: теорш та юторш культури. - К.: Нацюнальна академш керiвних кадрiв культури i мистецтв, 2012. - 17 с.
9. Черниш М. О. Збереження культурного розма'гття в добу глобалiзацй (середина XX - початок XXI ст.): дис. ... канд. культурологй'/26.00.01: теорш та юторш культури/М. О. Черниш. - К.: НАККК1М, 2014. - 198 с.
10. Шульгша В. Д., Яковлев О. В. Памятки ютори культури i мистецтва Украши XVIII - першо! третини XX столггтя: монографiя/Валерiя Шульгша, Олександр Яковлев. - К.: НАККЮМ, 2011. - 354 с.
11. Rosenau J. N. The Challenges and Tensions of a Globalized World. - American Studies Intern., Vol. XXXVIII.
48