Научная статья на тему 'Семиотика в исследовании культурного ландшафта Украины'

Семиотика в исследовании культурного ландшафта Украины Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
331
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семиотика / культурный ландшафт / культурное пространство / cultural space. / semiotics / cultural landscape

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлев Александр Викторович

В статье исследуются локальные характеристики культурного пространства Украины. Предлагаются: семиотика как методология изучения культурного ландшафта, параметры ее применения в культурологическом дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine

This article investigates the local characteristics of the cultural space of Ukraine. Semiotics is proposed as a methodology of studying the cultural landscape, the parameters of its application in a cultural discourse.

Текст научной работы на тему «Семиотика в исследовании культурного ландшафта Украины»

Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine

architecture, art history and philosophical sciences. International Academy of Science and Higher Education. -London: Published by IASHE, 2012. - С. 29-31.

2. Шевырев С. П. История русской словесности: Лекции. - ч. 1-2. - М.: Тип. Бахметева, 1859.

3. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

4. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М.: Ладомир, 1995.

5. Рыбаков Б. А. Стригольники. Русские гуманисты XIV века. - М.: Наука, 1993. - 336 с.

6. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. - т. 1. - М.: «Гнозис» - Школа «Языки русской культуры», 1995.

7. Григорян А. Первочеловек и Первослово (к истокам мифа о Прометее)//Знаки Балкан: сб. статей. - М.: Радикс, 1994. - ч. 1.

8. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику.//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Наука, 1988.

9. Флоренский П. А. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1994.

10. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры.//Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси. - М., 2000.

11. Шевырев С. П. История русской словесности: Лекции. - ч. 1-2. - М.: Тип. Бахметева, 1859

12. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica - т. 2. - М.: Российские пропилеи, 1999.

13. Буслаев Ф. И. История русской литературы: Лекции. - М.: Синод. Типогр., 1904.

Yakovlev Alexander Viktorovich, Ph. D., National Academy of Managerial Personnel of Culture and Art, doctoral E-mail: yalik1971@yandex.ru

Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine

Abstract: This article investigates the local characteristics of the cultural space of Ukraine. Semiotics is proposed as a methodology of studying the cultural landscape, the parameters of its application in a cultural discourse. Keywords: semiotics, cultural landscape, cultural space.

Яковлев Александр Викторович, кандидат исторических наук, доцент, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, докторант E-mail: yalik1971@yandex.ru

Семиотика в исследовании культурного ландшафта Украины

Аннотация: В статье исследуются локальные характеристики культурного пространства Украины. Предлагаются: семиотика как методология изучения культурного ландшафта, параметры ее применения в культурологическом дискурсе.

Ключевые слова: семиотика, культурный ландшафт, культурное пространство.

Исследование культурного пространства постсоветской Украины, в разрезе географического, экономического и культурного ландшафта, побуждает к осмыслению понятия пространства и пространственных явлений. Так, по исследованиям Юрия Лотмана, в сознании человека картина мира выстраивается на основе определенной пространственной модели организации ее структуры на всех уровнях — такое

видение вселенной является универсальной особенностью человеческой культуры [6].

В пространственной структуре страны регион является основной единицей распределения пространства, одновременно выступает как целостность и часть целого, как субъект и объект, позволяющий рассматривать культурное пространство региона как дифференцированно от других аналогичных

45

Section 5. Cultural studies

фрагментов, так и интегрировано в зависимости от того, какую позицию занимают отдельные регионы на карте общенационального культурного пространства, с учетом степени их культурной насыщенности, уровня взаимодействия, контрастности и общности региональных признаков, условной самодостаточности или взаимозависимости. Таким образом, каждый фрагмент культурного пространства занимает свое место в иерархии, которая присуща любой пространственной модели. Регионы, которые занимают высшие ступени в данной иерархической структуре, являются источником ценной культурной информации, оказывают значительное влияние на формирование общей картины национальной культуры и поэтому привлекают особое внимание исследователей.

Тенденция слияния и интеграции человечества по многим важнейшим жизненным аспектам была отображена В. И. Вернадским в его концепции ноосферы и полиэтносферы. Ноосфера трактовалась ученым как сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность является определяющим фактором развития. Во взаимодействии «макрокосмос — микрокосмос» В. И. Вернадский придавал большое значение как геополитическим процессам, так и этнонациональным измерениям [2].

Рассматривая макрокосмос как духовно-энергетическое поле, которое содержит такой духовный элемент как информация, можно определить этот феномен как духовно-энергетическое информационное поле, которое содержит всю накопленную человечеством космическую информацию, то есть размещено во всем пространстве. Через призму формирования новой научной парадигмы информационное пространство рассматривается как духовно-энергетическое информационное пространство, которое обеспечивает вхождение человека в новое социокультурное поле на принципах совместимости, соучастия и взаимообогащения этнокультур.

По исследованиям Дж. Розенау, основной приметой глобализации является потеря привязки социальных процессов к физическому пространству. Географический ландшафт (landscape) заменяется или расширяется за счет включения етношафта (ethnoscape), идентишафта (identiscape), финансо-шафта (financescape), идеошафта (ideoscape), ме-диашафта (mediascape), техношафта (technoscape). Теряются линии географически ограниченных пространств в процессе утверждения новой социокультурной архитектоники человеческого общества. Глобальное культурное пространство распределяется

условно на символические пространства-потоки: ет-нопространство и идентпространство, изменяющиеся в условиях увеличения иммиграции, развития общемирового финансового пространства, формирование медиа- и технопространств, связанных с быстрым распространением новых технологий и идеологем.

Формирование новых коммуникационных технологий способствует интенсификации культурного обмена в информационном обществе благодаря развитию новых знаковых систем. Знаково-символический аппарат коммуникации ориентирован на освоение пространства, в котором время-пространство предстает в новом виде компьютерного информационно-символического мира. Виртуализируется интернет-пространство, где стираются временно-пространственные границы, ускоряется коммуникация, изменяясь с вербальной на знаково-символическую.

Обращаясь к семиотике как методологии исследования культурного ландшафта, определим параметры ее применения в культурологическом дискурсе. По определению Ю. Степанова, предметом семиотики как науки является «информационная система, то есть система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы — знаковая система» [7, 5]. Развитие семиотической мысли имеет такую последовательность: высказывания — текст — дискурс — интертекст и инфосфера. Связная совокупность высказываний расширяется до текста, дискурс характеризуется как линейным, так и парадигмальным аспектом. В понятиях интертекст и инфосфера отражено единство культурного пространства — художественного и научно-технического. В своей эволюции инфосфера достигает ноосферы. По Ю. Лотману, процесс перехода биосферы к ноосфере связан с появлением семиосферы.

Ю. Лотман определяет область семиотики в трех ипостасях: как научная дисциплина, объектом которой является сфера знакового общения, как метод гуманитарных наук, как «своеобразие научной психологии исследователя, его сознания, познающего» [6, 153]. В исследовании особенностей культурного развития региональных идентичностей средствами семиотики расширяется многомерность культурного пространства, разнообразие ее изучения в терминах знака и смысла, отношения между знаком и его смыслом, включая прагматику контекста знаковой деятельности.

Под семантикой культуры предлагаем понимать образно-смысловое содержание культурного артефакта; эстетическую личную концепцию автора; сочетание образов-смыслов в сознании человека в соответствии с определенным драматургическим

46

Semiotics in the study of the cultural landscape of Ukraine

рядом [8, 11]. Итак, семантика как культурологическая категория — это система знаковых форм, совокупность артефактов культуры и способов их создания, воплощающая определенные эстетические идеи, ведущие образы-смыслы, методы художественного творчества и речевые функции искусства.

В термин «семиосфера» Ю. Лотман вкладывает способность культуры создавать вокруг человека социальную сферу, «которая подобно биосферы, делает возможной жизнь, правда, не органической, а общественной» [6, 487]. Ю. Лотман разрабатывает определенную модель культуры как грандиозную систему с разнообразием структур и элементов и как пространство, для которого характерны континуальность и динамизм. Семиосфера предстает как «пересечение, сообщения, инкорпорированные вложения друг в друга огромного числа монад... Это огромный организм организмов » [6, 644].

Неоднородность семиотического пространства обусловлена гетерогенностью и гетерофункциональностью языков. Функционирование языков в семи-осфере имеет определенную иерархию, вершиной которой является метаязык, который создает Метатекст (тексты о текстах). По мнению М. Тимошенко, семантическая плоскость культуры обнаруживает многоязычие, как выраженное многоголосие, многообразие человеческих способов общения, пеструю картину накопленных разноязычных сообщений. Поэтому и возникает возможность рассмотрения культуры как совокупности текстов, действующих наиболее простым путем для построения культурологических моделей. Механизм коммуникации обеспечивает функционирование семиосферы, благодаря коммуникации тексты актуализируются и генерируют новую информацию, а процесс чтения текста выступает как акт коммуникации [9].

Информационное общество предполагает существование сетей трансляции разноуровневой информации и развитие системы знаково-символических средств. необходимых для ее передачи. А. Астафьева отмечает, что «электронное письмо преодолевает время», а письменная культура преодолевала лишь пространство; следовательно вербальные тексты уступают визуальным в передаче информации, а «коммуникативные формы обрастают новыми ритуальными текстами» [1, 208].

Способность распространяться в коммуникативном пространстве культуры с достаточной скоростью становится одной из главных характеристик сообщения — не только с пространственными, но и

временными критериями. Единство широты и скорости передачи информации в коммуникативном пространстве является критерием успешности осуществления коммуникативного процесса [8, 109]. Способность семиотических систем в трансформации информации в новые тексты составляет основу смыслообразования в семиотике культуры. Понятие семиотической монады, введенное Ю. Лотманом для определения смыслосозидающей структуры, охватывает культуру в целом, каждый достаточно сложный текст и действительность, в том числе человеческую личность, которая понимается как текст.

Семиосфере как продукту культуры присуща определенность в категориях пространства. «Одной из особенностей человеческой культуры, возможно связанной с антропологическими свойствами сознания человека, является то, что картина мира неизбежно истолковывается на основе определенной пространственной структуры, организующей все другие ее уровни» [6, 466]. Семиотическое пространство «с одной стороны, включает в себя идейные представления, семиотические модели, с другой — воспроизводящую деятельность человека, поскольку мир, создаваемый людьми, коррелирует с семиотическими моделями. Связь эта взаимна: с одной стороны, архитектурные сооружения копируют пространственный образ универсума, а с другой, — этот образ универсума строится по аналогии с созданным человеком миром искусственных сооружений » [6, 334].

Ю. Лотман вводит понятие «абстрактное пространство»: «Если при выделении какого-либо определенного признака образуется множество элементов, непрерывно примыкающих друг к другу, то мы можем говорить об абстрактном пространстве по этому признаку» [6, 276]. Такая типология пространства предлагает: пространство, в котором живут, то есть физическое, и пространство, которым мыслят, — «концептуализированное». Происходит детерриторизация физического пространства, в котором формируется «глобальный культурный поток», распадающийся на пять культурно-символических пространств-потоков: этнопространство, технопространство, финансовое пространство, идеопространство. Аналогичного мнения придерживается Дж. Розенау, добавляя к географическому ландшафту кроме указанных, медиашафт и идентишафт. Для современных культурологических исследований типичным является использование понятия пространства как «модели для изучения культуры» [3].

Считаем целесообразной концепцию С. Зуева относительно понятия культуры как семиосферы:

47

Section 5. Cultural studies

«Инфосфера и интертекстуальность, из которых образуется семиотическое пространство; языки первичные и вторичные, текст; понятие семиотической монады...; пространство физическое и «концептуализированное» [3, 15]. Рассматривая культуру как семиотическое пространство и семиотическую монаду, целесообразно подходить с позиций взаимодействия и взаимовлияния пространства физического и концептуализированного, которое составляет новую целостность высшего порядка на уровне ноосферы.

Семиотика пространства перекликается с теорией ландшафтной герменевтики В. Каганского. Ландшафт толкуется как текст, одним слоем которой является культура [4, 134]. Пространству ландшафта присуща дифференцированность, в частности «центр — периферия», и перемещение в ландшафте приобретает семантическое значение: «это изменение мест, каждое из которых является точкой зрения, контекстом, смысловой позицией» [4, 137]. «Ландшафт — среда, где соотносительность обязательно рождает смысловые, вещественные, утилитарные, символические взаимодействия, потоки ресурсов и конфликты» [4, 136]. Для периферии характерны не самодостаточность, а жестокая зависимость от центра, отмечает С. Зуев [3, 19]. По мнению Ю Лотмана, система периферийных связей «реконструирует

картину мира, в которой господствует случай, неупорядоченность. Эта группа текстов также оказывается способной перемещаться на определенный метауровень, однако сведению в единый и организованный текст она не поддается. Поскольку сюжетными элементами, составляющими эту группу текстов, будут эксцессы, аномалии, общая картина мира окажется крайне де-зорганизованой ... хаотичной и трагической» [6, 288]. Противоречия центра и провинции Ю. Лотман объясняет следующим образом: «ситуация возмущения и бунта возникает при столкновении двух способов кодирования: когда соционально-семиотическая структура описывает данного индивида как часть, а сам он себя осознает автономной единицей, семиотический субъектом, а не объектом » [6, 264].

Можно прийти к выводу, что фрагменты ландшафта ведут борьбу за повышение своего позиционного уровня, а сам этот процесс можно описать как изменение центра и периферии. Аналогичный процесс наблюдается на современном культурном ландшафте Украины, когда регионы борются с центром за свой самостоятельный экономический и культурный статус. Теория семиосферы Ю. Лотмана и теория ландшафтной герменевтики может быть положена в основу методологии исследования украинского культурного пространства в контексте синергии региональных идентичностей.

Список литературы:

1. Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика (в соавторстве с Аванесовой Г. А.)/О. Н. Астафьева, Г. А. Аванесова. Издание второе, расш. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 424 с.

2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление./В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 270 с.

3. Зуев С. П. Сучасний культурний проспр та семютика музичного фестивалю (на матерiалах Харкова): дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.01/С. П. Зуев. - Х., 2006. - 190 с.

4. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство./В. Л. Каганский. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.

5. Лотман Ю. О метаязыке типологических описаний культуры.//Семиосфера/Ю. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусство - СПБ, 2001. - 650 с.

6. Степанов Ю. В мире семиотики.//Семиотика: Антология/Сост. Ю. С. Степанов/Ю. С. Степанов. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 702 с.

7. Тарасенко А. А. Мiфологiчнi мотиви i образи в образотворчому мистецтвi Одеси останньо! третини XIX - початку XX столггтя: дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.05/Андрш Андршович Тарасенко. - X., 2007. - 209 с.

8. Тимошенко М. О. Мiжнароднi гумангтарт стратеги в сучаснш УкраШ як системний культуротворчий феномен: автореф. дис. ... канд. культурологи/М. Тимошенко/26.00.01: теорш та юторш культури. - К.: Нацюнальна академш керiвних кадрiв культури i мистецтв, 2012. - 17 с.

9. Черниш М. О. Збереження культурного розма'гття в добу глобалiзацй (середина XX - початок XXI ст.): дис. ... канд. культурологй'/26.00.01: теорш та юторш культури/М. О. Черниш. - К.: НАККК1М, 2014. - 198 с.

10. Шульгша В. Д., Яковлев О. В. Памятки ютори культури i мистецтва Украши XVIII - першо! третини XX столггтя: монографiя/Валерiя Шульгша, Олександр Яковлев. - К.: НАККЮМ, 2011. - 354 с.

11. Rosenau J. N. The Challenges and Tensions of a Globalized World. - American Studies Intern., Vol. XXXVIII.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.