Научная статья на тему 'Семиотический анализ периодического издания (на примере Новгородского глянцевого журнала «Сферы»)'

Семиотический анализ периодического издания (на примере Новгородского глянцевого журнала «Сферы») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2901
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / КОД / ЗНАК / СИМВОЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Базикян Станислава Александровна

В статье анализируется глянцевый журнал как набор кодов: визуальных, вербальных. Рассматривается денотативный и коннотативный (скрытый) смысл текстов журнала. Выявляются основные механизмы выстраивания женских образов, раскрывается значение символов в издании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семиотический анализ периодического издания (на примере Новгородского глянцевого журнала «Сферы»)»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 070

С.А. Базикян

Новгородский государстеенныйуниеерситет имени ЯрослаеаМудрого,

Великий Новгород

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОГО ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА «СФЕРЫ»)

В статье анализируется глянцевый журнал как набор кодов: визуальных, вербальных. Рассматривается денотативный и коннотативный (скрытый) смысл текстов журнала. Выявляются основные механизмы выстраивания женских образов, раскрывается значение символов в издании.

Ключевые слова: семиотика, код, знак, символ.

До недавнего времени тексты СМИ анализировались с помощью традиционных количественных методик (контент-анализ, например), но автору представляется более актуальным в сегодняшних реалиях разбор конкретного медийного продукта как знаковой системы, чтобы понять степень его воздействия на аудиторию. В современном информационном обществе повестку дня формируют именно СМИ: специфика подачи одних и тех же новостей различными медиа, специфика построения визуального ряда, соотношение картинки и текста - все это формирует у читателя-обывателя особую виртуальную картину мира, зачастую в корне отличающуюся от реальности. Семиотический разбор журналистских текстов призван дешифровать, демифологизировать контент СМИ, дабы читатели принимали подавляющее большинство из них не как данность, а как миф.

Семиотика - это наука, изучающая все явления мира как знаки, символы. Только человек способен придавать каждому предмету, явлению окружающего мира смысл, в отличие от животных, руководствующихся лишь инстинктами. Например, число 666 само по себе не обладает никаким смыслом, определенной семантикой оно обрастает в Библии: это «число зверя», под которым скрыто имя зверя Апокалипсиса - ставленника Сатаны.

Текст - ключевое понятие семиотики - здесь это не только и не столько языковое явление -он может воплощаться в любой материальной форме, например: рисунок, фотография, публикация, одежда и т. д. Таким образом, текст в семиотике - это определенного рода сообщение. Сообщение в семиотике понимается как «комплекс знаковых средств, построенных на основе одного или более кодов с целью передачи определенных смыслов, и поддающихся интерпретации и интерпретируемых на основе этих же или других кодов» [11].

Ключевым в данном определении является термин код (от лат. codex - «свод законов») как комбинация вербальных и невербальных (иконических) символов, образующих в разных контекстах разный смысл. Например, У. Эко приводит в качестве примера образ крылатого мальчика в поэтическом контексте: его семантика будет интерпретироваться, декодироваться людьми по-разному - все будет зависеть от лексикона интерпретатора. Человек, владеющий мифологическим лексиконом, узнает в крылатом мальчике мифологического Эроса. Человек же не знающий древнегреческую мифологию, но активно интересующийся библией, увидит в нем серафима.

Особое значение приобретает анализ СМИ как системы кодов, т. к. именно этот институт является ключевым инструментом формирования общественного мнения в современном информационном обществе. Материалы СМИ представляют собой своеобразное средоточие определенных смыслов, кодов, которые различные целевые аудитории прочитывают по-разному. В свою очередь, периодическая печать, телевидение, радио, интернет различаются по своему доминирующему коду - вербальному (лингвистическому, по Умберто Эко), иконическому, звуковому. Большое значение имеет правильное прочтение аудиторией сообщения СМИ, для этого коды должны быть общими и для отправителя медиатекста, и для получателя, а также необходимо учитывать

контекст. Семиотический анализ медиа предполагает, таким образом, выявление намерений (зачастую скрытых) отправителя сообщений СМИ, интерпретацию неявного смысла (коннотаций) этих посланий.

Для семиотического анализа СМИ автором взят единственный печатный глянцевый журнал Великого Новгорода «Сферы». Журнал имеет четко определенную целевую аудиторию, призван формировать определенный стиль жизни. Неоднозначна семантика на первый взгляд однозначного понятия глянцевый (так редакторы журнала его позиционируют). Если обратиться к толкованию этого прилагательного в словарях, можно констатировать, что оно трактуется в большинстве из них как чисто техническая, нейтральная характеристика. Например, в Толковом словаре Ожегова термин глянцевый определяется как «очень блестящий» [7. С. 300], а в Большом энциклопедическом словаре как «лоснящийся», «отполированный» [4]. Но в Словаре синонимов русского языка в ряду синонимичных понятий к этому термину мы находим прилагательное гламурный (от англ. glamour - «шарм, обаяние; очарование; привлекательность, роскошь, шик») [10]. В Викисловаре помимо своего прямого значения термин глянцевый трактуется и в переносном смысле, как «светский, относящийся к развлечениям для состоятельных людей» [4]. Интересны также определения самого термишглянцевый журнал: данный феномен достаточно планомерно анализируется в культурологии. Например, Слепцова и Ромах делают акцент на том, что глянцевый журнал - это «продукт массовой культуры, который рассчитан на отдых читающего, поэтому он полностью избегает серьёзных тем, аполитичен и создает иллюзию вечного праздника жизни. Избираются наиболее выигрышные темы, из поля зрения удалены все проблемы и сложности, таким образом, у читателя создается иллюзия о собственной "глянцевой " жизни» [9. С. 16].

Таким образом, характеристика глянцевый для журнала «Сферы» является не просто явной отсылкой к качеству полиграфического оформления издания, но и негласным указанием на специфику подачи материала, что более существенно в контексте нашего семиотического анализа.

Как мы уже упоминали, семиотический анализ прежде всего призван расшифровывать коды. Медиатекст - это креализованное сообщение, которое основывается на использовании вербальных (естественный язык, слова) и невербальных знаков (иконических). К иконическим знакам в медиатексте относятся фотографии, рисунки, схемы, диаграммы. «Взаимодействуя друг с другом, вербальный и тонический тексты обеспечивают целостность и связность семиотического текста, его коммуникативный эффект, поскольку сочетание разнокодовых сообщений дополняют и поясняют друг друга» [5].

Таким образом, печатное издание представляет собой разнокодовое сообщение: сочетание вербального и иконического (или лингвистического, по Эко) кодов. Начнем расшифровку кодов с «лица» издания - с обложки.

Иконический код. На первых полосах журнала - исключительно женские образы, соответственно целевая аудитория абсолютно ясна - это женщины от 30 до 50 лет. Судя по макияжу, прическе, одежде - это преуспевающие, довольные собой и жизнью женщины (перед глазами невольно возникают образы-антиподы женщин-трудяг из советских журналов «Крестьянка»). Найдут ли отклик подобные глянцевые образы респектабельных барышень в душе новгородских провинциалок? Складывается ощущение несоответствия презентуемых журналом образов региону распространения (так называемой, информационной среде): образы дам в меховых манто, леди на мотоцикле больший отклик, по-видимому, вызовут у жительниц мегаполисов.

Необходимо отдельно остановиться на цветовой гамме: на обложках преобладают красный, синий и белый цвета, имеющие мощную культурную семантику (вспомним расцветку российского флага). Обратимся далее к символике данных цветов, к литературным, религиозным и другим культурным ассоциациям, которые они вызывают.

Красный цвет. Это символ любви, мечты (алые паруса из романа А. Грина), застенчивости, девственной чистоты (вспомним выражение «красная девица» - незамужняя молодая девушка, излюбленный русский сказочный персонаж), жертвенной крови Христа.

Синий цвет. Наиболее традиционная ассоциация, связанная с данным цветом - это образ моря, неба, космоса. В православии синий цвет символизирует Богоматерь. В литературе синий цвет ассоциируется с мечтой, недостижимой целью («Синяя птица» - произведение Метерлинка).

Белый цвет. Это символ чистоты (белое платье невесты), неординарности («белая ворона»). В православии это символ Божественного света, это цвет священников, святых, ангелов.

Итак, символика красного, синего и белого цветов в журнале призвана, на наш взгляд, презентовать основные функции «Сфер»: раскрыть секреты успеха, осуществить исполнение самых заветных желаний (в каждом номере журнала, например, происходит чудесное превращение «гадких утят» в «лебедей» посредством эффектного мейк-апа, дорогой стильной одежды и т. д.), дать настойчивые рекомендации о том, как надо жить, дабы стать самой успешной, любимой и неординарной.

Как же прорисовывается образ женщины в журнале? В номере за 2016-й год превалируют образы сказочных персонажей: стереотипные золушки, белоснежки. Но присутствуют здесь и «незаезженные» образы красавицы-убийцы из голливудского мюзикла «Чикаго», любительницы непростых путешествий на фоне горных хребтов и снежных склонов, женщины-наездницы (всё героине «Сфер» по плечу - она способна оседлать и железного, и вороного коня). Согласно справедливому утверждению австрийского философа О. Вейнингера, женщина может быть одновременно и матерью, и обольстительницей, и хозяйкой - в зависимости от душевного настроения. Видимо такого же постулата придерживается и редакция «Сфер», но вот только в отличие от Вейнингера, они пропагандируют мысль о том, что многоликость женщине дана не от природы, а формируется лишь посредством общественного вмешательства: салоны красоты, тренажерные залы, магазины дорогой одежды способны раскрыть истинный потенциал читательниц «Сфер»: «5 жизни человеку нельзя быть одинаковым. А женщине - тем более! И вот происходит неожиданная встреча, которая дает тебе шанс узнать о себе то, что не открывается само по себе. Ты начинаешь нащупывать свое новое "Я". То, что дано от природы - лишь вариант. Один из многих, дающиймало шансов проявиться душе и телу!» [8, С. 16].

Присутствуют в этом женском журнале и мужские образы. Но мужчина в «Сферах» оттеснен на второй план, в отличие от реальной жизни, где он все же, по мнению автора, занимает основные выигрышные позиции. Образ мужчины в «Сферах» также презентуется нестереотипно. Это спортсмены, активно посещающие фитнес-клубы, байкеры, маркетологи, советующие слушать аудиокниги, если некогда читать, так как это «дает шанс поумнеть», новгородские актеры, сценаристы («Сферы» - одно из немногих местных СМИ, рассказывающих о негламурных, «своих» кинодеятелях), шеф-повары изысканных ресторанов. Нужно отметить, что мужские образы здесь также выгодно отличаются от пропагандируемых в рекламной индустрии сексуальных ловеласов. Пожалуй, символом идеального мужчины «Сфер» является регби - спорт «скоростной, силовой, динамичный», как позиционирует себя на страницах «Сфер» новгородский регбийный клуб.

Вербальный код. Как мы уже упоминали, журнал представляет собой галерею женских типажей: от актрисы до спортсменки. Подобная типология представлена посредством девизов на первой полосе каждого номера, например, «быстрее, выше, сильнее», «как в кино», «дело техники» и т. д. Вербальный код усиливается иконическим: лозунг «быстрее, выше, сильнее» сопровождает образ женщины в спортивном платье с мячом в руках; «как в кино» и романтичный образ леди в красном; «дело техники» - рыжеватая девушка в деловом костюме, на каблуках и на дорогом мотоцикле. Нужно отдать должное редакции журнала - на страницах «Сфер» не пропагандируются образы домохозяек или женщин-вамп, которые являются излюбленными штампами рекламных сюжетов.

Но реклама в этом журнале все же оказалась достаточно предсказуемой. Стоит женщине приодеться, как жизнь ее сказочным образом преобразится - чтобы стать уверенной в себе, счастливой, не нужно прилагать никаких дополнительных усилий, как заверяют рекламные призывы новгородского магазина одежды La Danza: «Купите в магазине шубку из норки цвета лаванды. Она поднимет самооценку, добавит нежности, ласки и любви» [6. С. 6]. Таким образом, шуба наделяется дополнительными мифическими чудодейственными коннотациями, дабы «усыпить» бдительность и отвлечь от отталкивающей многих дороговизны этого столь желанного для многих женщин предмета одежды. Подобная семантика чуда реализуется посредством присутствия практически на каждой полосе журнала таких слов, как «сказка», «фантастичность», «волшебство», «диковина», «мечта», «волшебная страна».

Заголовки публикаций в анализируемом журнале отражают ценности, идеалы, которые он продвигает среди женской аудитории: «Яподарю тебе любовь», «Радость материнства каждой семье», «Красота может быть спортивной», «Возраст техники боится», «Всегда в форме»,

«Открой себя», «Хватит "болеть"лишним весом», женщина-модельер сравнивается, например, с «птицей, шьющей свое гнездо».

Ориентация на «продвинутую» женскую аудиторию сказывается на особенностях языка журнала. Здесь активно используются такие «новомодные» иностранные термины, как ОВЕРСАЙЗ (стиль в одежде, отличающийся свободным покроем, объемностью), LED-ТЕХНОЛОГИИ (светодиодная подсветка), БРЮКИ-БОЙФРЕНДЫ (джинсы, выполненные в мужском стиле), ОТ-ТЮНИНГОВАННАЯМАШИНА (внешне улучшенная), ПОКОЛЕНИЕ «АЙ» (поколение, отличающееся, глобальной зависимостью от техники).

Чарльз Пирс, основоположник семиотики, создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-подобия (иконы), которые репрезентуют вещи, просто копируя их (фотографии, рисунки);

2) знаки-указатели (индексы) физически связаны с вещами, которые они репрезентуют, во времени или в пространстве (например, дорожные знаки, указывающие направление пути);

3) знаки-символы носят значения, о которых имеется предварительная договоренность. Например, дорожный знак, на котором изображен «перевернутый» треугольник или роза как символ любви.

Выше мы уже проинтерпретировали функцию иконических знаков в журнале «Сферы», рассмотрим теперь смысловую нагрузку знаков-указателей и знаков-символов, имеющихся здесь.

Указатели в журнале играют функцию украшения, привлечения внимания к тексту. Активно используются здесь дорожные знаки, например перечеркнутый красный круг, обозначающий запрет (в журнале он выражает запрет на вредные привычки, уныние, старение, болезни) или значки национальных флагов в традиционных для «Сфер» рубриках о путешествиях.

Символы. Автор позволит себе не согласиться с Пирсом относительно отождествления знака и символа. Все же знак однозначен, прагматичен, утилитарен. Символ же является понятием многозначным, всегда относящимся к области непознанного, мистического, сакрального. Таких символов в журнале «Сферы» оказалось достаточно мало, причем многие из них связаны с животным миром. Так, например, на страницах журнала с заметным постоянством появляются образы черного ворона и коршуна. Черный ворон сидит на руке у молодого жениха, готовящегося к свадьбе. Хищный коршун же оказывается в руках хрупкой женщины в сказочном лесу.

Но наиболее активно в журнале репрезентуется золото, имеющее богатые культурные коннотации. Золото является символом красоты, богатства, власти. Множество мифов посвящено этому волшебному металлу - о золотом руне, легенда об Эльдорадо, мистические оттенки оно приобретает в контексте алхимии. Показательно, что редакция «Сфер» вычленяет и выдвигает на первый план осовремененные «интересные» именно ее политике значения золота. «Золото - это символ победы. Им награждают героев. Золото - символ успеха. Им измеряют богатства. Золото - символ красоты. Им одаривают женщин» [1. С. 17]. GOLDEN НОВГОРОД - специальный проект «Сфер», который предлагает принять участие в эксклюзивной фотосессии. «Мы попробуем с помощью творческой фотосессии взглянуть на вас со свежей, возможно, неожиданной стороны». Необходимо отметить, что данное стремление редакции к сказочному преобразованию Золушки и превращению ее в Принцессу прослеживается во всех номерах журнала. Подобная ориентация журнала подтверждается и вербальным кодом: слово обновление - одно из наиболее часто встречающихся на страницах издания.

Итак, журнал позиционирует себя нейтрально - как «информационно-рекламное издание», но семиотический анализ показал, что этой скромной ролью «Сферы» явно не ограничиваются - журнал имеет явно более сложные функции, чем заявленные ими информирование и рекламирование. Буквальное явное сообщение здесь надстраивается над символическим, завуалированным, идеологическим смыслом. Это так называемые денотативное и коннотативное сообщения, согласно семиотической теории Ролана Барта. По Барту, «чисто денотативное или "буквальное" сообщение (фраза, фрагмент текста, текст) - это сообщение, сведенное к своим сугубо предметным значениям, очищенным от любых коннотативных смыслов и тем самым чреватым любыми возможными смыслами». Что же касается коннотативных, или, по Барту, «символических» смыслов, то они «могут иметь форму ассоциаций (например, описание внешности персонажа, занимающее несколько фраз, может иметь всего одно коннотативное означаемое

"нервозность " этого персонажа, хотя само слово "нервозность " и не фигурирует в плане дено-тации); они могут представать также в форме реляций, когда устанавливается определенное отношение между двумя местами текста, иногда оченьудаленными друг от друга» [2. С. 10].

Журнал «Сферы» имеет четко выраженную целевую аудиторию - женщины 30-50 лет, очень активно задействован (как и в любом глянцевом журнале) иконический код (яркие иллюстрации, фото ухоженных привлекательных женщин в определенных контекстах) с целью пропаганды определенного стиля жизни, таких ценностей, как культ тела, семейное «гнездо», подкованность в сфере стиля и моды, укрепление здоровья, «всегда быть на высоте и выглядеть дорого».

В заключение хотелось бы высказать рекомендацию редакции журнала «Сфера»: желательно дополнить контент издания визуализацией богатой символики Великого Новгорода. Это позволит приобщить целевую аудиторию журнала к новгородской истории, к корням, выявить свою идентичность, а редакции журнала, в свою очередь, это даст возможность привлечения большего внимания к себе за счет обращения к «местным», «родным» глубинным смыслам.

Список литературы

1. Golden Новгород [Текст] // Сферы. - Великий Новгород, 2015. -№2,- С. 1-64.

2. Барт, P. S/Z [Текст] / Р. Барт; Под ред. Г. К. Косикова. - 2-е изд., испр. - М. : Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.etextlib.ru/ Book/Details/28156.

4. Викисловарь [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/rraH4eBbrn.

5. Елина, Е. А. Семиотика рекламы [Электронный ресурс] / Е. А. Елина. - URL: http://www. libma.ru/delovaja_literatura/semiotika_reklamy/index.php.

6. Модный сезон [Текст] II Сферы. - Великий Новгород, 2016. -№3,- С. 1-64.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова II Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М. : Азбуковник, 1999. - 944 с.

8. Открой себя [Текст] II Сферы. - Великий Новгород, 2016. -№ 1.-С. 1-64.

9. Слепцова, А. Глянцевый журнал как жанр современной массовой культуры [Текст] / А. Слепцова, О. Ромах II Аналитика культурологии. - 2008. - №12. - С. 15-19.

10. Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/15180.

11. Эко, У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения [Электронный ресурс] / У. Эко. - URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/eco.htm.

SEMIOTIC ANALYSIS OF PERIODICALS (ON THE EXAMPLE OF THE NOVGOROD GLOSSY MAGAZINE «SPHERE»)

Bazikyan S. A., Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod,

Stanislava83@yandex. ru

The article examines a glossy magazine as a set of codes: 'visual, 'verbal. We consider the denotative and connotative (hidden) meaning of the texts of the magazine. Identify key mechanisms of alignment of female images, revealed meaning ofthe symbols in thepublication.

Keywords: semiotics, code, sign, symbol.

References

1. Golden Novgorod (2015) [=Golden Novgorod], in: Sfery [=Sphere], Velikiy Novgorod, pp. 1-64. (In Russ.).

2. Bart, R. (2001) S/Z, Moscow, 232 p. (In Russ.).

3. Bolshoy enciklopedicheskiy slovar [=Big encyclopaedic dictionary], available at: http://www. etextlib.ru/Book/Details/28156, accessed 10.11. 2016. (InRuss.).

4. Wikislovar [=Wiki dictionary], available at: https://ru.wiktionary.org/wiki/rraH4eBbrn, accessed 10.11.2016. (InRuss.).

5. Elina, E. A. Semiotika reklami [=Semiotics of advertising], available at: http://www.libma.ru/ delovaja_literatura/semiotika_reklamy/index.php, accessed 24.12.2016. (In Russ.).

6. Modniy seson (2016) [=Fashion season], in: Sfery [=Sphere], Velikiy Novgorod, pp. 1-64 (In Russ).

7. Ogegov, S. I. and Shwedova, N. U. (1999) Tolkoviy slovar russkogo yazika: 80000 slov i frazeologicheskich vyrageniy [=Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions], Moscow, 944 p. (In Russ.).

8. Otkroy sebya (2016) [=Open yourself], in: Sfery [=Sphere], Velikiy Novgorod, pp. 1-64. (In Russ).

9. Slepcova, A. and Romach, O. (2008) Glyanceviy gurnal как ganr sovremennoy massovoy kulturi [=Glossy magazine as a genre of modern mass culture], Moscow, pp. 15-16. (In Russ.).

10. Slovar inostrannich slov russkogo yasika [=Dictionary of foreign words of Russian language], available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/15180, accessed 25.12.2016. (In Russ.).

11. Eko, Y. К semioticheskomu analizu televisionnogo soobcheniya [=To the semiotic analysis of the television messages], available at: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/eco.htm, accessed 20.12.2016. (InRuss.).

Базикян Станислава Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики филологического факультета, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.