Научная статья на тему 'СЕМИНАР «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КУЛЬТУРА» НА VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ'

СЕМИНАР «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КУЛЬТУРА» НА VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Александрова Ольга Аркадьевна, Ярашева Азиза Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМИНАР «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КУЛЬТУРА» НА VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ»

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ T. 26. № 2.2023 -

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ИСЭПН ФНИСЦ РАН

ЩЦ DOI: 10.19181/popul.ation.2023.26.216 EDN: GJMLFR

СЕМИНАР «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА: ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, КУЛЬТУРА» НА VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ

31 марта 2023 г. сотрудники ИСЭПН ФНИСЦ РАН выступили с докладами на Семинаре «Экономика для человека: образование, здравоохранение, культура», организованном совместно Институтом социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН) и Институтом экономики РАН в рамках работы VIII Санкт-Петербургского международного экономического конгресса. Модераторами семинара, посвящённого социальной тематике, выступили О. А. Александрова, д.э.н., зам. директора по научной работе ИСЭПН ФНИСЦ РАН; проф. Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ (далее - Финуниверситет) и Т. В. Чубаро-ва, д.э.н., главный научный сотрудник, зав. Центром экономической теории социального сектора Института экономики РАН. На заседании прозвучали доклады, затрагивающие ситуацию в трёх важных сферах жизни современного российского общества: образовании, здравоохранении и культуре. Участники семинара подготовили для обсуждения материалы, касающиеся новых тенденций в данных секторах социальной жизни, сформировавшихся в условиях нынешних вызовов глобальной трансформации и необходимости поиска ответов на актуальные вопросы.

В своём выступлении на тему «Социальное государство в контексте задачи ускоренного промышленно-технологическо-го развития: исторический опыт и российские реалии» О. А. Александрова отрази-

ла результаты анализа эволюции социального государства в постсоветской России. Данный анализ востребован двумя обстоятельствами: во-первых, в 2023 г. исполняется 30 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации, седьмая статья которой провозглашает Россию социальным государством, соответственно, есть основания для подведения определённых итогов; во-вторых, в настоящий момент задача ускоренного промышленно-технологи-ческого развития страны стоит как никогда остро, причём ситуация, в которой её необходимо решать, существенно осложнена наложенными на Россию санкциями. По мнению докладчика, на этом фоне представляется важным показать, что вопреки неолиберальной парадигме, являвшейся руководством к действию российских властей весь постсоветский период, социальное государство не только не является тормозом экономического развития, но, напротив, способно выступать как один из его драйверов. Данный тезис был раскрыт О. А. Александровой как на теоретическом уровне - через описание экономического механизма, посредством которого социальное государство воздействует на такие ключевые факторы экономического развития как массовый (эффективный) платежеспособный спрос, объём инвестиций в производительный сектор экономики; качество трудовых ресурсов, так и в рамках исторического экскурса в период становления социальных государств в ряде западных стран. Такой экскурс призван показать, что, во-первых, строительство социального государства начиналось и реализовывалось там отнюдь не

в условиях экономического благополучия, и, во-вторых, что, при наличии адекватного целеполагания и политической воли впечатляющие результаты не только социального, но и промышленно-технологического развития могут достигаться в сжатые сроки. Кроме того, в докладе на основе межстра-новых сравнений было показано: вопреки тому, что открыто декларировалось и делалось в 1990-е гг. и подспудно реализовы-валось в 2000-е и 2010-е гг., универсальная модель социального государства оказывается более эффективной, нежели селективная (в сторону которой весь последний период двигалась Россия), как в части формирования конкурентной национальной экономики и научно-технологического лидерства страны, так и в части развития человеческого потенциала.

Н. В. Аликперова, к.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН, доцент Департамента социологии Финуниверси-тета, в докладе: «Развитие экосистемы социальных услуг для населения: возможности безопасного для граждан финансового консультирования» подчеркнула, что отсутствие стабильности в экономическом секторе нашей страны влечёт за собой и социальные последствия, что может привести к череде неблагоприятных явлений для всех сфер общественного развития, в частности, негативным образом отразиться на финансовых установках, и в целом на экономическом поведении населения. По мнению Н. В. Аликперовой, на сегодняшний день встаёт вопрос о необходимости формирования определённой безопасной среды, в которой пользователю финансовых продуктов и услуг, было бы безопасно формировать положительный опыт, который качественным образом отражался бы на будущем благосостоянии и жизнедеятельности человека. И такую среду можно сформировать силами государства. В роли организационной площадки могут выступить многофункциональные центры «Мои документы», которые сегодня на наших глазах превращаются из места, где человек просто может решить вопросы, связанные с получением документов и справок, в экосистему, значитель-

но повышающую качество жизни граждан. Роль оказания социальных услуг выходит на первый план в концепции центров «Мои документы», как государственной структуры, действующей согласно Федеральному закону, где четко прописаны требования к соглашениям о взаимодействии. Таким образом, центры «Мои документы» становятся привлекательной площадкой для расширения возможностей по оказанию гражданам помощи самого широкого спектра действия, включая и финансовые услуги, в частности, услуги финансового консультирования. Подобные услуги, по мнению докладчика, могли бы оказывать профессионально обученные специалисты по самым разным аспектам управления личными финансами. В частности, они могли бы касаться вопросов, связанных с необходимостью разъяснения ситуаций, возникающих при оказании населению услуг кредитных (в первую очередь банковских) организаций, страховых и инвестиционных компаний, а также решения сложных для определённых категорий населения вопросов в сфере назначения пенсий, выплаты налогов, возврата налогов, открытия малого бизнеса. При этом предполагается постоянное расширение спектра услуг в рамках такого безопасного получения качественных, а, главное, неангажированных консультаций по самому широкому кругу вопросов. Для населения это могло бы служить важным условием формирования положительного опыта в финансовой сфере, определённым вкладом в «копилку» своей финансовой грамотности. Важно подчеркнуть: консультации специалистов центра «Мои документы» должны представлять собой именно информационно-консультационную поддержку, а не финансовые рекомендации как готовые решения. Пользователь такой услуги должен получить информацию по конкретному вопросу с разъяснением как потенциальных рисков, так и возможной финансовой выгоды; а уже на основе такой информации индивид должен самостоятельно принять то или иное решение. Докладчиком подчёркивалось, что финансовая безопасность и благополучие - это, прежде всего, прерогати-

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ Т. 26. № 2. 2023

ва самого человека, его зона ответственности за свои действия на финансовом рынке (будь то оформление вклада или кредита, инвестиции в ценные бумаги и другое), за способность анализировать информацию, влияющую на оценку последствий своего поведения, а задача центров «Мои документы» состоит только в помощи с получением достоверной информации.

Ю. В. Бурдастова, к.э.н., старший научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН в докладе «Высшее профессиональное образование в России: 2023 vs 2013. Что изменилось?» подчеркнула, что на протяжении длительного периода система образования в России считалась одной из лучших в мире. Тем не менее, с приходом рыночных отношений эта сфера была подвержена процессу реформирования, который продолжается до сих пор. В связи с этим важно понимать современные тенденции в образовании -какие технологические тренды появляются и используются, какое влияние оказала пандемия на образовательный процесс, как меняются требования на рынке труда к соискателям вакансий, и могут ли образовательные организации отвечать на этот и другие вызовы, а также отслеживать динамику изменения уровня образования населения, соответствие работы полученной специальности, удовлетворённость деятельностью образовательных организаций. Докладчиком были представлены результаты сравнительного анализа процессов, протекавших в сфере российского образования в период с 2013 по 2023 годы. В частности, рассмотрены данные: по уровню образования россиян (выделено преобладание среднего профессионального), по наличию профессионального образования у разных возрастных групп (лидеры - представители когорт: 30-34 года, 45-54 года и 25-29 лет), по формам обучения (очная - 80,1%). Ю. В. Бур-дастова сделала акцент на удовлетворённости работой образовательных организаций высшего профессионального образования; выявлено, что наименьшую удовлетворённость выразили качеством практической подготовки в ВУЗах. Среди основных проблем современного российского выс-

шего образования названы: недостаточное финансирование со стороны государства, слабое взаимодействие с работодателями, проявление коррупции в ВУЗах, слабость научной и экспериментальной базы. Среди современных трендов докладчиком выделены: 1) новая технологическая реальность (распространение моделей гибридного и смешанного обучения; общий рост использования технологий в образовании); 2) серьёзная конкуренция ВУЗов с образовательными онлайн-платформами; 3) снижение мотивации получения высшего образования среди молодых людей.

В докладе «Телемедицина: современная реальность здравоохранения в России» С.В. Крошилин, к.тех.н., ведущий научный сотрудник ИСЭПН ФНИСЦ РАН, научный сотрудник НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы, доцент Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова подчеркнул, что в настоящее время в России информационные технологии всё чаще применяются при оказании медицинских услуг населению. Особенно востребованными телекоммуникации в медицинской сфере оказались в период жёстких ограничений в самый разгар пандемии новой коронавирусной инфекции для сохранения работоспособности первичного звена здравоохранения (перевод взаимодействия с пациентами в дистанционный формат). На тот момент уже существовали готовые технические решения в области телемедицины, которые эффективно применялись. В России под телемедициной понимается оказание медицинских консультаций с помощью дистанционных технологий (в современных условиях трактовка значительно шире). В настоящее время телемедицина в российском здравоохранении находит всё большую поддержку со стороны Правительства и Президента России. В 2022-2023 гг. произошли существенные изменения в вопросах законодательной и практической поддержки телемедицинских технологий. Докладчик привёл хронологию событий: в конце апреля 2022 г. Президент России дал

поручение правительству по развитию телемедицины; Министерству здравоохранения и Министерству по развитию цифро-визации совместно с Фондом обязательного медицинского страхования (ОМС) было поручено проработать вопрос целесообразности использования телемедицины в качестве отдельной услуги в системе ОМС, а также расширения возможностей её применения. Многие эксперты высказались в поддержку таких решений: включение телемедицины в систему ОМС логично, потому что она должна оплачиваться так же, как и все остальные медицинские услуги. Пока в разрешённый Минздравом перечень включено 20 видов услуг, которые врачи могут оказывать дистанционно в рамках ОМС. Согласно приказу Министерства по развитию цифро-визации об утверждении методик расчёта целевых показателей «Цифровой трансформации», количество медицинских консультаций в онлайн-формате должно достичь 50% к 2030 г. Таким образом, телемедицина становится современной реальностью для здравоохранения в России.

А. В. Ярашева, д.э.н., проф., проф. РАН, зав. лабораторией ИСЭПН ФНИСЦ РАН выступила с докладом «Здоровьесберегающее поведение населения: ЗОЖ и биохакинг», в котором выделялась важная государственная задача (определённая в национальном проекте «Здравоохранение»): увеличение ожидаемой продолжительности жизни россиян до 78 лет к 2024 г. и до 80 лет к 2030 году. В докладе было подчёркнуто, что помимо совершенствования функционирования системы здравоохранения, большое значение имеет поведение человека - его индивидуальный подход к сохранению собственного здоровья через здоровьесбере-гающие практики. В этой связи теоретический и практический интерес представляет сравнение двух векторов поведения - соблюдения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) и биохакинга. В сравнительном анализе (по федеральным округам России в период 2019-2022 гг.) рассмотрены значения показателей ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), ожидаемой продолжительности здоровой жизни рос-

сиян; ожидаемой продолжительности жизни граждан, достигших 55-ти летнего возраста, выделены наиболее и наименее благополучные территории по этим показателям. За четырёхлетний период проведён количественный и качественный анализ тенденций распространения ЗОЖ (по методике Росстата) среди россиян. Докладчиком показаны более сложные для реализации индивидуумом принципы биохакинга как более современной здоровьесберегаю-щей модели поведения. Продемонстрировано, что биохакинг, при наличии множества общих черт с принципами ЗОЖ, представляет собой надстройку над ЗОЖ, но требует оценки рисков применения у населения. А. В. Ярашевой был сделан вывод: не только уровень развития медицины и доступность (в том числе, финансовая) медицинских услуг влияют на качество жизни человека и состояние его организма, важна и ответственность самих граждан за профилактику заболеваний, которая связана с соблюдением здорового образа жизни в физическом, психологическом и социальном аспектах. Поведение населения в отношении сбережения собственного здоровья оказывает прямое воздействие на ожидаемую продолжительность здоровой жизни, как демографического и социального индикатора, отражающего общее состояние развития человеческого потенциала в стране, а также возможности активного долголетия и трудоспособности; при этом здоровье как вид социальной гигиены выступает важным условием успешного экономического развития страны.

Представители научных и образовательных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов также выступили с докладами, посвящёнными тенденциям в развитии образовательных процессов, трансформации системы здравоохранения в России, подходам к формированию и развитию основ культуры в российском обществе, особенно в молодёжной среде. Основная масса докладов была посвящена проблемам современного образования:

О. Н. Смолин, д.филос.н., проф., первый заместитель председателя Комитета Госу-

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ Т. 26. № 2.2023

дарственной Думы Российской Федерации по науке и высшему образованию, академик Российской академии образования, член Президиума Вольного экономического общества России, член Президиума Международного союза экономистов в докладе «Политика в области высшего образования: кадры для новой индустриализации» выявил актуальные направления современной трансформации образовательной системы России, а также сформулировал первоочередные антикризисные меры в условиях нынешних санкций (противодействие «утечки умов», решение кадровых задач, дебюрократизация образования).

Н. С. Григорьева, д.полит.н., проф., зав. кафедрой социологии управления факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова в выступлении на тему: «Трансформация интернационализации высшего образования в современных условиях в теории и на практике» обозначила основные проблемы в данном секторе развития российских ВУЗов: возможности и необходимости привлечения иностранных студентов.

М. А. Арзуманян, научный сотрудник Института экономики РАН выступила с докладом «Уровень развития человеческого потенциала как важная характеристика социально-экономического развития страны: вызовы перед сферой образования», в котором выделила важную роль системы образования для формирования государственной политики в деле повышения человеческого потенциала России.

Е. К. Климова, к. психол. н., доцент, доцент Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, руководитель психологического центра «Успех» в выступлении на тему «Проблемы и задачи российской системы образования при переходе к новому индустриальному обществу» систематизировала современные вызовы образовательной сфере России, требующие поиска эффективных решений.

Ю. В. Котелевская, к.э.н., доцент, заместитель директора Севастопольского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова выступи-

ла с докладом «Механизм взаимодействия вузов и организаций бизнеса как система сохранения и развития интеллектуального потенциала страны», в котором отметила важность совпадения целей работодателей, учебных заведений и обучающихся.

Н. Г. Яковлева, д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник «Центра институтов социально-экономического развития» Института экономики РАН, доцент Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в докладе «Социально-ориентированная модель образования: противоречия трансформации в постсоветской России» проследила эволюцию национальной системы образования и выделила такие проблемы высшей школы как сверх-ком-мерциализация, менеджеризация и бюрократизация. Отмечено, что на смену этой парадигме, непродуктивной с точки зрения развития человеческого потенциала, должна прийти социально-ориентированная модель, опыт реализации которой в нашей стране есть.

С. В. Кошкарев, помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации в выступлении на тему «Учителей нет и не будет. Кадровый кризис в региональном образовании» обозначил острую проблему серьёзной нехватки учителей в российских регионах (на примере Омской области) и постоянно снижающуюся мотивацию выпускников педагогических ВУЗов поступать на работу в школы. Ключевой причиной дефицита педагогических кадров докладчик назвал сохраняющийся небольшой размер заработной платы, не соответствующий трудовой нагрузке и уровню ответственности учителей.

И. Н. Молчанов, д.э.н., проф., проф. МГУ имени М. В. Ломоносова, проф. Финунивер-ситета в докладе «Образование и профессиональная подготовка как ключевой вектор формирования человеческого капитала (эпоха НИО.2)» остановился на показателях эффективности работы учреждений высшего образования, в частности, на месте, которое в различных рейтингах вузов занимают финансовые показатели.

Б. И. Соколов, д.э.н., профессор, профессор Санкт-Петербургского государственно -го экономического университета представил доклад «Импортозамещение образовательной программы - фундаментальная проблема российской экономической науки», в котором сделал акцент на необходимости отхода от возникшей в 1990-е годы ситуации доминирования в экономическом образовании так называемого «мейнстри-ма» и соответствующих учебников.

Т. Е. Чернышева, к.социол.н., доцент, доцент кафедры общественных наук Калужского филиала Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана в докладе «Роль общественных объединений в формировании образовательной политики в постсоветской России» осветила характерную для российского социума проблему разрозненности усилий профессиональных сообществ и гражданского общества при противодействии реформам, негативно сказывающейся на сфере образования.

Актуальные проблемы российского здравоохранения были затронуты в выступлении Т. В. Чубаровой д.э.н., главного научного сотрудника, зав. Центром экономической теории социального сектора Института экономики РАН. В докладе «Воспроизводство человеческого потенциала современной России: вызовы для системы здравоохранения» она обозначила наиболее острые вопросы, связанные с финансированием и организацией медицинской помощи населению.

Тему влияния неравномерности развития социальной инфраструктуры на миграционные процессы и человеческий потенциал территорий раскрыла в докладе «Социально-демографические проблемы регионального развития» А. А. Шабу-нова, д.э.н., профессор, директор Вологодского научного центра РАН. Сокращение численности и усиление неравномерности распределения населения по территориям обусловлено ситуацией на рынке труда и региональной дифференциацией в социальном обеспечении. Отток более молодых и мобильных граждан ведет к ухудше-

нию качества остающегося на территории населения.

По вопросам развития культурной сферы российского общества выступили: Б. И. Пружинин, д.филос.н., главный редактор журнала «Вопросы философии», руководитель сектора «Философия естественных наук» Института философии РАН. В докладе «Экспертиза как фактор развития науки и образования» он обозначил главные риски для текущего состояния и будущего процесса формирования культурного ландшафта России. Т. Г. Щедрина, д.филос.н., профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета, ответственный секретарь журнала «Вопросы философии» совместно с И. О. Щедриной, к.филос.н., руководителем гранта Президента Российской Федерации для молодых учёных, руководителем гранта Экспертного института социальных исследований по проблемам исследования мотивации студенчества на научный успех представили доклад на тему «Исследовательское образование: мотивация, интерес, исторический опыт». Проведённые докладчиками исследования выявили тревожные тенденции, распространённые среди российской молодёжи, в частности среди студентов-историков, философов, представителей других направлений, состоящие в низком уровне мотивации к изучению предшествующего научного и исследовательского опыта, овладению информацией и знаниями, содержащимися в архивных материалах, слабых навыках работы с архивными документами. Такие «провалы», по мнению докладчиков, оказывают негативное влияние на формирование не только в целом уровня культуры молодёжи, но и культуры научного исследования.

Материал подготовили:

Александрова О. А., д.э.н., зам. директора по научной работе ИСЭПН ФНИСЦ РАН, проф. Департамента социологии Финансового университета при Правительстве РФ; Ярашева А. В., д.э.н., проф., проф. РАН, зав. лабораторией ИСЭПН ФНИСЦ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.