Научная статья на тему 'Семинар "администрирование, управление и внедрение программ аккредитации для тренеров последипломного образования" (сентябрь 2011 г. )'

Семинар "администрирование, управление и внедрение программ аккредитации для тренеров последипломного образования" (сентябрь 2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семинар "администрирование, управление и внедрение программ аккредитации для тренеров последипломного образования" (сентябрь 2011 г. )»

АЛКАЛЫ ЖИЫН

СЕМИНАР «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММ АККРЕДИТАЦИИ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (сентябрь 2011 г.)

МЗ РК 12-13 сентября 2011 г. в городе Астане был организован семинар для тренеров последипломного образования по вопросам администрирования, управления и внедрения программ аккредитации последипломного образования, который проводили представители от Западной Европы доктор Ник Бьюзик по программам семейной медицины и Северной Америки (Канада) доктор Джин Грей по программам резидентуры и непрерывному медицинскому развитию (НПР). Более 20 слушателей приняли участие в работе семинара, в основном ответственные работники за послевузовские программы и непрерывное медицинское образование медицинских университетов со всего Казахстана. В первый день семинара проведены 2 сессии, соответственно прослушаны лекции по стандартам аккредитации, основным её принципам для национальной системы аккредитации по программам резидентуры, основным требованиям и условиям системы аккредитации. В этот же день прошла работа в малых группах по обсуждению ресурсов для реализации образования в резидентурах, стратегии оценки знаний резидентов. Второй день был посвящен роли комитетов по управлению образованием в резидентурах, по концепции успеваемости и оценки, соотношения клинической практики и обучающей теоретической части в программах резидентуры. В итоге в малых группах обсужден проект по требованиям к программам резидентуры на национальном и местном уровнях, что послужит основой в разработке казахстанских стандартов.

При обсуждении вопросов семинара выявлены некоторые особенности в программах резидентуры в Канаде и действующих в нашей стране с 2009 года. Основным является то, что ППС в Северной Америке должен иметь сертификат для подготовки резидентов, Большую роль играет мнение резидента о преподавателе. По всем специальностям выбираются квалифицированные специалисты в качестве директоров программ резидентов по определенной специальности, которые подчиняются декану последипломного образования и заведующим отделений клиники. При освоении программы резидентуры обязательно учитывается ресурс - количество пациентов (мужского и женского пола, этнический компонент), лабораторные препараты. На клинической кафедре создается тандем из ППС, несущий полную ответственность за лечение и уход за больным на всех уровнях госпитализации. Создается команда - представитель от ППС и старший резидент (3-ий год обучения); они имеют под собой 2-х младших резидентов (2 и 1 года обучения), которые осуществляют курацию больных, разделив контингент больных отделения по ЛА; соответственно под ними 2 интернов, функциональное назначение которых заключается в ведении первичных записей по приему и первичном осмотре пациентов. Данная команда работает в течение 8 недель, после чего проводится ротация, что позволяет вхождению участников команды в другие структуры с различной ответственностью. Старшие резиденты по нарастающей приобретают независимость от ППС. На последнем году обучения выделяется 1 месяц для подготовки научной презентации. Резиденты дают анонимные комментарии своим руководителям, что может продвинуть его по службе или наоборот. Компетенции обучаемых оцениваются путем наблюдения за резидентом и собеседования с ним, оценки выставляются формативная и суммативная. При оценке компетенций резидентов огромную роль имеет оценка психологических и коммуникативных навыков, большая часть информации о резиденте собирается от пациентов. В Канаде создаются локальные комиссии по специальностям (вуз, НЦ) и комитеты, членами которых являются представители от разных провинций, а также не более 2 представителей от резидентов. Комитеты по специальностям резидентуры формируют стандарты, которые должны рассматриваться образовательным и аккредитационным комитетом, последний по параметрам стандарта может с замечаниями и рекомендациями вернуть предложенный стандарт на доработку обратно в комитет по специальности. Стандарты резидентуры пересматриваются по необходимости и меняются. Резидентские программы в Канаде возможны только в вузах, в США же в вузах и в НЦ.

Программа по семейной медицине обсуждена с участием доктора Ника Бьюзика. Данная программа расчитана на два года. Семейные врачи оказывают первичную помощь, а затем больные поступают к специалистам. Система подготовки семейных врачей развита в Великобритании, Ирландии, Австрии, но более сильно в ЮАР и Бразилии. В США из-за достаточно большого количества узких специалистов развита первичная помощь, среди которых первичная по общей хирургии, по общей терапии. В течение первых 6 месяцев первого года резидент программы семейной медицины вместе с преподавателем осматривает больного, на эту процедуру резиденту выделяется 1 час, после опроса и осмотра вместе с

124 Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. / ' '

__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г.

НАУЧНЫЕ СЪЕЗДЫ И КОНФЕРЕНЦИИ

наставником проводится обсуждение. Вторые 6 месяцев этого же года резидент работает с больным по 30 минут, но в присутствии преподавателя. На 2 году обучения резидент самостоятельно ставит диагноз, проводит лечение. Уже на последние 6 месяцев 2 года ППС решает, каких пациентов резидент может самостоятельно вести. В отделении семейной медицины не более 25 больных. Здесь также предусмотрен командный метод: 1 ППС; 2 старших резидента; 2 младших и определенное количество студентов.

Непрерывное профессиональное развитие (НПР) осуществляется в Канаде путем организации рабочих групп из 6-8 врачей, в группе находится один обученный преподаватель, который концентрирует усилие для подготовки врачей-тренеров. Сбор группы проводится 1 раз в неделю, это позволяет обсудить до 150 клинических ситуаций, в Канаде действуют 4000 групп по НПР Другой вид НПР - концепция проверки практической деятельности врача. Отрабатываются проблемы практики: обученные эксперты посещают врача-практика и по историям болезни обсуждают диагноз и лечение болезни. При выявлении несоответствий врач дает свое обоснование и по необходимости эксперт повторно проверяет его деятельность. В США система НПР схожа с казахстанской.

Действующие стандарты в Казахстане 2009г. и Типовые учебные программы по специальностям 2010г. являются основными нормативными документами по образовательным программам резидентуры. В 2012 году планируется первый выпуск из резидентуры по 6 специальностям.

Нам на протяжении 2 дней семинара не приходилось быть пассивными слушателями, поскольку постоянно возникающий диалог между ведущими и участниками указывал на общность конечных результатов наших и канадских резидентских программ - самостоятельность в практическом здравоохранении. Нам было предложено в малых группах составить самим себе рекомендации, они были следующими: обеспечение коррекции госстандартов резидентуры по ходатайствам вузов; финансирование командирования резидентов в ведущие НЦ и НИИ; создания локальных комиссий по программам с утверждением директоров по специальностям резидентуры, которые бы координировали реализацию образования резидента внутри каждой специальности.

Руководитель ОППО и МС, д.м.н. Р.Е. Нургалиева

О XII ВСЕРОССИЙСКОМ НАУЧНОМ ФОРУМЕ «МАТЬ И ДИТЯ»

Россия, Москва

С целью совершенствования научно-клинической и педагогической работы 27-30 сентября 2011 я участвовала на XII Всероссийском научном форуме в Москве. Организаторами форума были министерство здравоохранения и социального развития РФ ФГУ, «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова» Минздравсоцразвития России.

На форуме были обозначены задачи и мероприятия с целью улучшения демографической ситуации в стране, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья населения. Серьёзное внимание было обращено на повышение доступности и качества медицинской помощи по программе «Родовой сертификат», выхаживание новорожденных с низкой массой тела, совершенствование и внедрение репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения. Особое внимание было уделено реализации региональных программ модернизации здравоохранения: мероприятии по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, дальнейшему совершенствованию работы учреждений службы родовспоможения.

В работе форума приняли участие 2972 врача из 12 стран, 78 субъектов, 211 городов РФ, были обсуждены наиболее важные и актуальные вопросы акушерства, гинекологии и перинатологии. Особое внимание обращалось на проблемы перинатального акушерства - перинатальную и антенатальную диагностику, рациональное ведение беременности и родов, интенсивную терапию в неонатологии. В процессе работы были представлены секционные заседания, семинары, круглые столы, мастер-классы которые проходили в 7 залах, в общей сложности около 100 сообщений.

В неонатологии совершенствуются методы интенсивной терапии и выхаживания недоношенных

„ , _I I „„ _______ ^^ Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. 125

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г. \ _____!_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.