Научная статья на тему 'СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ В ИДЕОЛОГИИ КНДР В ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КИМ ИР СЕНА'

СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ В ИДЕОЛОГИИ КНДР В ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КИМ ИР СЕНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КНДР / идеология / чучхе / Ким Ир Сен / культ личности / North Korea / ideolody / juche / Kim Il Sung / personality cult

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гоцуляко О.А.

Данная статья рассматривает эволюцию северокорейской идеологии относительно семейственности – использования семейных образов, метафор и ритуалов на государственном уровне. Данный принцип во многом определяет особенности восхваления первого руководителя КНДР Ким Ир Сена, характеризует особый статус идей чучхе и обусловливает наследственную передачу власти и источник ее легитимности – родство и преемственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILIALISMIN IDEOLOGY OF NORTH KOREA DURING KIM IL SUNG’S RULE

Article examines the evolution of the North Korean ideology regarding familialism, which means the use of family images, metaphors and rituals at the state level. This principle, determines the peculiarities of the North Korean cult of personality of Kim Il Sung, characterizes the special status of the Juche ideas, and directly determines the hereditary transfer of power and the source of its legitimacy in kinship and succession.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ В ИДЕОЛОГИИ КНДР В ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КИМ ИР СЕНА»

УДК 32.019.5

Гоцуляко О.А.

Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия)

СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ В ИДЕОЛОГИИ КНДР В ПЕРИОД РУКОВОДСТВА КИМ ИР СЕНА

Аннотация: данная статья рассматривает эволюцию северокорейской идеологии относительно семейственности - использования семейных образов, метафор и ритуалов на государственном уровне. Данный принцип во многом определяет особенности восхваления первого руководителя КНДР Ким Ир Сена, характеризует особый статус идей чучхе и обусловливает наследственную передачу власти и источник ее легитимности - родство и преемственность.

Ключевые слова: КНДР, идеология, чучхе, Ким Ир Сен, культ личности.

Идеология Корейской Народно-Демократической Республики, как и политическая система государства, формировалась по советскому образцу и происходит из марксистско-ленинского социализма. Изначально это стало тем фактором, что легитимировал установившийся режим и закрепил отношения между СССР и Северной Кореей. В свою очередь, именно изменения в советско-северокорейских отношениях по итогу выступили одним из ключевых оснований для трансформации северокорейской идеологии.

Так, в результате начала десталинизации в СССР и наступления кризиса в советско-китайских отношениях, идеология КНДР начала свое развитие в направлении большей обособленности от советской (и китайской) идеологии. Как следствие, в 1955 году Ким Ир Сеном впервые было упомянуто «чучхе», переводимое как «опора на свои силы» или «жить по-нашему», в контексте необходимости приоритезации изучения собственной истории и соблюдения

национальных традиций [1, с. 452]. Данный националистический принцип стал основой нового идеологического направления КНДР.

На середину 1960-х годов пришелся значительный рост влияния идеологии «опоры на свои силы». Вместе с тем отмечается появление семейных символов и метафор в отношении правителя - «вождя», культ личности которого стремительно формировался в данный период: по отношению к Ким Ир Сену начинают использоваться обращения «родитель» (от кор. Обои) и чаще «отец» (от кор. Абоджи) [2, с. 390]. Как отмечается, подобный язык семейных отношений обращает к чувствам сыновней преданности государству, что раскрывается и в изданной в КНДР биографии Кан Бан Сок - матери Ким Ир Сена: любовь патриота страны по отношению к родителям и детям непосредственно связана с судьбой родины [2, с. 391].

Таким образом, выражение семейственности в идеологии КНДР оказалось связано с характерным для конфуцианства понятием сыновней почтительности и соотносимой с ним ролью правителя, выраженной категорией верности государству [3, с. 13]. Так, под социальным идеалом конфуцианского государства понимается его семейная структура, где правитель является «Отцом людей Поднебесной», то есть представлен главой одной большой семьи [4, с. 7].

На начало 1970-х годов, когда чучхе на законодательном уровне было утверждено как идеи, которыми КНДР руководствуется в своей деятельности, пришелся пик развития культа личности «Великого вождя» и «Солнца нации». Существование подобного культа само по себе выступает практическим проявлением категории сыновней почтительности как преданности государству: элементы культа подразумевают воспитание любви и преданности вождю путем изучения его высказываний и биографии в рамках образовательной программы и обязательных собраний [5, с. 315], а также путем возведения его воли в ранг абсолюта - например, через идеологическое «украшение» гор и сооружение стел с высеченными лозунгами, указаниями и высказываниями Ким Ир Сена [6, с. 28]. То же обосновывает повышенное значение идеологии чучхе как системы, представленной и сформированной именно вождем.

В этот же период почитание вождя распространилось на его семью: члены семьи Ким начали канонизироваться как борцы антияпонского движения и корейской революции, в честь их заслуг начали возводить памятники и музеи, а также сочинять труды по примеру приведенной выше биографии Кан Бан Сок, которая почиталась как «мать Кореи» [2, с. 388-389]. Таким образом подчеркивается, что возможность становления Ким Ир Сена Великим Вождем, прежде всего, была обусловлена его семьей - настроенной в крайней степени патриотически и революционно.

В тот же период 1970-х годов идеи чучхе начали оформляться в более систематизированное учение, обозначаться «кимирсенизмом» и представляться «великими руководящими идеями эпохи», что относится к заслугам Ким Чен Ира [7, с. 27]. В 1974 году началась его политическая карьера в качестве будущего преемника Великого вождя, в результате чего государственная политика КНДР оказалась направленной на обеспечение господства идеологии чучхе как инструмента оправдания ключевого политического решения - о наследственной передаче власти.

Так, в своих первых же выступлениях в качестве официального преемника Ким Чен Ир продвигал установки по обеспечению в партии и обществе главенствующего положения идей чучхе и преданности вождю как их автора: был представлен «революционный взгляд на вождя», подразумевавший признание Ким Ир Сена «единственным центром единения и сплоченности» народных масс, следование указаниям которого должно быть безусловным [8, с. 27]. Это, в свою очередь, выступило продолжением культа личности, одной из черт которого выделяется возведение воли правителя в ранг закона, таким образом, подчеркнув категорию верности правителю.

В 1980 году, по итогу шестого съезда ТПК, в уставе партии идеи чучхе были объявлены «единственным руководством к действию», вытесняя таким образом упоминания о марксизме-ленинизме. Вместе с тем продолжал формироваться революционный облик семьи Ким: государственное почитание было распространено на родную мать Ким Чен Ира: Ким Чен Сук, равно как и

Кан Бан Сок, стала почитаться как «мать Кореи» [2, с. 390]. Вместе с тем и сама партия, с которой непосредственно ассоциировался Ким Чен Ир как «партийный центр», с 1980-х годов начинает называться «матерью-партией» (от кор. омонидан) [9, с. 55]. Последняя вместе вместе с «отцом-вождем» (от кор. обои-сурён) составляют основу общественно-политической жизни Северной Кореи -теории Ким Чен Ира о единстве вождя, партии и народа, заключающей в себе черты конфуцианского представления о семейной организации государства и объясняющей руководящую роль Ким Ир Сена [9, с. 71].

Закономерно в 1990-х годах особого распространения получила политическая риторика о раннее приведенных конфуцианских категориях сыновней почтительности и верности правителю: Ким Чен Ир отмечал, что понятие верности включает в себя сыновнюю почтительность, при этом по отношению к вождю стоящую выше, нежели по отношению к родителям [9, с. 79-80]. Вместе с тем в 1992 году в Конституцию КНДР были внесены изменения, согласно которым идеи чучхе переставали соотноситься с марксизмом-ленинизмом как его творческое применение [7, с. 28]. Так, в руководящей идеологии Северной Кореи окончательно был закреплен курс на «самостоятельность».

Также в Конституцию была введена глава по «Обороне страны», которой закреплялось выделение Государственного комитета обороны (ГКО) - тот был объявлен высшим военным руководящим органом государственной власти, председатель которого был уполномочен руководить всеми вооруженными силами КНДР. Этим было отмечено усиление роли обороны в деятельности государства, что закономерно повышало авторитет и роль Ким Чен Ира, к этому моменту ставшего верховным главнокомандующим Корейской Народной Армии и маршалом КНДР. Так была предоставлена возможность занятия преемником ключевых военных постов для обеспечения дальнейшей передачи власти, определенная Ким Ир Сеном в том же 1992 году главным итогом его жизни [7, с. 55].

Таким образом, к рассматриваемому периоду семейные метафоры последовательно продолжали распространяться на всё государство: согласно Ким Чен Иру, уже в начале 1990-х годов в КНДР была создана «большая революционная семья» [10, с. 15]. Через подобные семейные образы воля вождя окончательно утвердилась безусловной, «кимирсенизм» как система идей, представленная Ким Ир Сеном и систематизированная Ким Чен Иром, сформировался как интегрирующий элемент идеологической системы Северной Кореи.

Формирование культа Ким Чен Ира происходило по аналогии с культом личности его отца, в результате чего можно говорить о формировании совместного культа «Вождя и Полководца» или «Отца и Сына». Все это определило узаконивание наследственной передачи власти от Ким Ир Сена к Ким Чен Иру и определило формы легитимации режима в дальнейшем - через преемственность основателю северокорейской династии Ким.

Таким образом, обращение к семейственности, главным образом, стало инструментом в установлении культа личности и в обеспечении безусловной легитимности правления Ким Ир Сена. На идеологическом уровне это было выражено в начатом курсе на установление чучхе как системы идей, автором которой и является «Великий вождь», воля которого признается неоспоримой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ким Ир Сен. Об изжитии догматизма и формализма и установлении принципа чучхе в идеологической работе // Ким Ир Сен. Сочинения. Т.9. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1982. - С. 451-475;

2. Armstrong Charles K. Familism, Socialism and Political Religion in North Korea / Totalitarian Movements and Political Religions. - 2005. -Vol.6 (3). - С. 383-394;

3. Курбанов С. О. Конфуцианский классический «Канон сыновней почтительности» в корейской трактовке. Корейское восприятие универсальной категории «почтительности к родителям» / С. О. Курбанов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 280 с;

4. Kurbanov S. O. North Korea's juche ideology: indigenous communism or traditional thought? / Critical Asian Studies. - 2019. - Vol.51 (2). - С. 296-305;

5. Ланьков А. Н. КНДР вчера и сегодня. Неформальная история Северной Кореи / А.Н. Ланьков. - Москва: Восток-Запад, 2005. - 445 с., с ил;

6. Ланьков А.Н. К северу от 38 параллели: Как живут в КНДР / А.Н. Ланьков. -Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. - 512 с;

7. Жебин А. З. Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен. / А. З. Жебин. - Москва: Русская панорама, 2006. - 216 с;

8. Ким Чен Ир. Об утверждении взглядов на революцию на основе идей чучхе // Ким Чен Ир. Избранные сочинения. Т.9. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1997. - С.48-70;

9. Jin Woong Kang. Political Uses of Confucianism in North Korea / The Journal of Korean Studies. - 2011. - Vol.16 (1). - С. 63-87;

10. Ким Чен Ир. Трудовая партия Кореи - партия великого Вождя товарища Ким Ир Сена. / Ким Чен Ир. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1995. - 30 с

Gotsulyako O.A.

Kazan Federal University (Kazan, Russia)

FAMILIALISM IN IDEOLOGY OF NORTH KOREA DURING KIM IL SUNG'S RULE

Abstract: article examines the evolution of the North Korean ideology regardingfamilialism, which means the use of family images, metaphors and rituals at the state level. This principle, determines the peculiarities of the North Korean cult ofpersonality of Kim Il Sung, characterizes the special status of the Juche ideas, and directly determines the hereditary transfer of power and the source of its legitimacy in kinship and succession.

Keywords: North Korea, ideolody, juche, Kim Il Sung, personality cult.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.