Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ КАЗАХСТАНСКОГО ФИЛИАЛА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА)'

СЕМЕЙНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ КАЗАХСТАНСКОГО ФИЛИАЛА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Власова Галина Ивановна

В современной жизни «идея семейная» занимает все больше места в жизни и мировосприятии человека. Многие семьи начали восстанавливать свою историю и заниматься архивными разысканиями. «В настоящее время «родословные книги», компилятивные «истории рода», мемуары предков печатаются доступным способом в небольшом количестве экземпляров и распространяются среди родственников. Редкая семья не имеет своего архива» [1]. Семейный фольклор рассматривается И.А. Разумовой «как относительно автономный культурный феномен, связанный со специфическими формами внутрисемейного общения, внесемейных контактов, культурной памятью семьи и т.п.» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ КАЗАХСТАНСКОГО ФИЛИАЛА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА)»

СЕМЕЙНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ КАЗАХСТАНСКОГО ФИЛИАЛА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА)

Власова Галина Ивановна

E-mail: g_vlasova@mail.ru Казахстанский филиал МГУ имени М.В. Ломоносова доктор филологических наук, зав.кафедрой филологии https://doi.org/10.5281/zenodo.12673095 В современной жизни «идея семейная» занимает все больше места в жизни и мировосприятии человека. Многие семьи начали восстанавливать свою историю и заниматься архивными разысканиями. «В настоящее время «родословные книги», компилятивные «истории рода», мемуары предков печатаются доступным способом в небольшом количестве экземпляров и распространяются среди родственников. Редкая семья не имеет своего архива» [1]. Семейный фольклор рассматривается И.А. Разумовой «как

относительно автономный культурный феномен, связанный со специфическими формами внутрисемейного общения, внесемейных контактов, культурной памятью семьи и т.п.» [2].

Материалом для статьи послужили опубликованные сборники, содержащие записи фольклорных экспедиций Казахстанского филиала МГУ имени М.В.Ломоносова (Северный и Восточный Казахстан), архивные материалы фольклорной практики 2020-23 гг. (проект «Семейный фольклор), а также личные записи автора [3, 4, 5, 6].

Тексты семейного фольклора записаны от представителей русских семей, проживающих в Казахстане с начала ХХ века. Многие из наших информантов - переселенцы или их потомки во втором и третьем поколениях. Семейные нарративные рассказы репрезентируются в общих вопросниках как устные рассказы о семье. С таким жанровым определением записан

достаточно объемный корпус текстов в экспедициях 2001-2019 гг. в Северный и Восточный Казахстан.

В рамках фольклорной практики Казахстанского филиала МГУ в 202023 гг. студенты целенаправленно по предложенному вопроснику записывали семейный фольклор в своих семьях по месту жительства. Студенты актуализировали память родных и стали собирателями и «хранителями» культурной памяти семьи. Важно, чтобы и руководитель практики имел такую же установку.

Следуя вопроснику, разработанному И.А. Разумовой [8], нами был составлен классификатор жанров семейного фольклора, в который вошли жанры, соответствующие темам вопросника. Вопросник и классификатор апробированы на фольклорной практике 2020 года (материалы находятся в архиве).

Темы вопросника «Генеалогия и родственное пространство», «События семейной жизни», «История взаимоотношений», «Память о предках», «Дом» реализуются в основном в жанре предания и устного рассказа о семье (с добавлением ведущего мотива). Соответственно, в классификаторе жанров были выделены следующие жанры и поджанровые группы текстов семейного фольклора: генеалогическое предание о предках, предание о происхождении имени, фамилии; устные рассказы о семье(с добавлением ведущего мотива).

Классификатор жанров имеет практическую направленность, помогает систематизировать записанный материал в соответствии с жанровой системой русского фольклора, Выделяются жанры несказочной прозы (предания, легенды, былички и устные рассказы); обрядовый фольклор (рассказы о праздниках и обрядовых практиках); детский фольклор и малые жанры (приметы, присловья, пословицы, разнообразные речевые клише). Например, устные семейные рассказы разрабатывают следующие образы и мотивы: «хранители памяти», представители семьи, интересные личности; детство, молодость, знакомство и переписка родственников, неожиданные встречи и расставания, свадьбы и разводы родственников. В устных рассказах о семье

выделяется пространственно-предметный мир: дом, интерьер, семейные реликвии, архивы и семейные фотографии, домашние альбомы и т.д.

Так, студентка 1 курса Настя Бадаева записала от своей бабушки устный рассказ об интересной личности: «Мой папа, конечно, - интересная личность. Он с отличием закончил школу. Табеля если его все посмотреть, там везде пятерки. И он был большая умница. У него был природный талант оратора. Он очень хорошо говорил, очень красиво выступал» (зап. от бабушки, Алимбаевой Натальи Абрамовны, 1948 г.р., немки, проживающей в селе Щербакты с 1968 года).

Записаны разнообразные сведения о «хранителях памяти»: «Хранителем памяти у нас в семье является моя бабушка. У нее лежат 3 огромных альбома со старыми фото. И масса рассказов о прошлом. Она как мой ключ к прошлому: что ни спроси - все помнит и детально расскажет» (самозапись Закировой Рамины в г. Кокшетау).

В каждом роду есть личности, которые доминируют в семейной биографии. В системе семейных ролей исключительное место занимают бабушки и дедушки, являющиеся главными персонажами семейной истории. В их характеристиках подчеркивается исключительность по сравнению с «обычными» людьми. Так, Иван Акимович Власов с гордостью рассказывает о своем деде (моем прадеде): «Власов Иван Афанасьевич. Потомственный казак, переселился с родителями в Кокчетав из Воронежской губернии. Прадед жил долго, до 97 лет. Семья Власовых была состоятельная, жили в Нижнем Бурлуке, потом в Арык-Балыке на севере Казахстана. Он был строгий, и все его боялись, как огня! Крепкий, работящий, веселый человек!» [4].

Хорошо представлен в семейных воспоминаниях период Великой Отечественной войны. У многих семей есть подробные рассказы о «первом» и «последнем» днях войны. Очень много рассказов о голоде: «Когда началась война, мне было три года. Жизнь тяжёлую прожил, пришлось даже по миру ходить. Есть было нечего, вот я и выйду во двор, прислонюсь к забору, а люди уже понимают, просить ничего не надо было. Дадут чего поесть, а я и рад.

Потом, помню, бегали ранней весной колоски собирали. Кушать-то хочется, а нас за это гоняли. Тяжёлые тогда времена были» [7].

Отец рассказывает о том, как услышали сообщение о победе в Великой Отечественной войне: «Шла посевная. Я учетчиком тракторной бригады был. Смотрим - верховой несется галопом с каким-то флажком. Все побросали! Все поскакали на лошадях сообщать о радости. Ура! Кто плачет, кто радуется! На второй день председатель вызвал нас - надо работать. Рады были победе, хоть голые, хоть вшивые, хоть голодные» [4].

В классификаторе выделяются жанры несказочной прозы (былички и бывальщины), связанные с темами вопросника «Наследственность и связи родственников», «Дом», «Память о предках». Так, записаны былички о мистических событиях в семье, о необычной связи с живым или умершим родственником (сны, видения, голоса, предчувствия), о помощи умерших родственников, ангелов-хранителей, о явлении родственников после их смерти, о необычных происшествиях в доме, квартире, о домовом, о знахаре или знахарке, о способах лечения, о сбывшихся гаданиях или снах.

Былички о домовом, о знахаре или знахарке, о способах лечения представлены достаточно частотно. Студентка Абубакирова Амина записала от своей мамы рассказ о родственнике со сверхъестественными способностями: «Ну, с моей стороны я никого не знаю. А у родной тети моего бывшего мужа, твоего отца, есть способность - лечить людей молитвами. Ее зовут Кульшат, она живет в Павлодарской области, в Аксу. Мы тоже пару раз к ней ездили, я возила своих детей, когда таблетки не помогали, был сильный жар. После того, как съездим к ней, все проходило» (зап. в г. Павлодар от Уызбаевой Анар Асановны, 1977 г.р., уроженки Павлодарской области, села Успенка).

Тема вопросника «Праздники и повседневное общение» ориентирует на запись устных рассказов о праздниках, обрядах и практике повседневного поведения. Выделяются жанры: семейные обряды и праздники, профессиональные праздники, религиозные праздники (Рождество, Пасха,

Троица), Новый Год. Кроме того, записываются и разнообразные современные практики праздничного проведения: новогодние представления для детей в семье, дни рождения детей и взрослых; домашние поздравительные тексты к празднику, на день рождения, поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и пр.), формы досуга в семье. В ходе опроса родственников выясняется, что многие семьи устанавливает собственный семейный календарь, ориентированный на значимые события и главные вехи жизненного цикла.

Выделяются в классификаторе и зафиксированы студентами малые жанры: приметы и толкования снов, приметы, предчувствия о смерти, приветствия и прощания, напутствия в дорогу (в различных ситуациях), семейные приметы, прозвища, клички домашних животных.

Тема вопросника «Ребенок в семье» ориентирована на запись детского фольклора и реализована в жанрах: устный рассказ о семье, о рождении детей, о памятных событиях из жизни ребенка, байки, детские и докучные сказки, «пугалки» для непослушных детей, мирилки, словесные поощрения и рассказы о правильном типе поведения (для детей).

Отчеты студентов о практике только подтверждают познавательную и эстетическую значимость проекта «Семейный фольклор» для воспитания культурной памяти молодежи. Так, Бадаева Настя пишет: «Таким образом, семейный фольклор отражает историю, традиции семьи, характер взаимоотношений между членами семьи. Для каждой семьи характерна своя уникальная культура, которая ярко проявляется в особые периоды жизни человека (рождение, создание семьи, смерть), а также при проведении семейных праздников. Такие моменты, а также сопровождающий их фольклор объединяют членов семьи, поддерживают родственные связи, укрепляют самосознание семьи».

Панева Дарья подчеркивает: «Говоря о семейном фольклорном портрете, можно отметить, что главный «хранитель памяти» в семье -бабушка: ей нравится делиться историями, которые она готова рассказывать

не один раз. Фольклорная практика такого формата - неоценимый вклад не просто в «копилку» общих воспоминаний, но и в установление более крепких и близких отношений в семье».

Куанышева Маймуна пишет: «Практика имеет огромное значение в создании семейного фольклорного портрета. Она помогла мне, моей сестре и брату узнать больше о своей семье, так как мама почти никогда не рассказывала о жизни и о своей семье. Фольклорная практика такого формата помогает закрепить рассказы и воспоминания на бумаге, что считается бесценным материалом для семьи. Особенностью практики является сближение членов семьи и осознание роли памяти рода».

В целом, семейный проект «Семейный фольклор» показал устойчивость и продуктивность семейного фольклора, бытование которого обусловлено традиционными формами частного быта и механизмом семейной культурной памяти. Безусловна актуальность проекта, поскольку семейный фольклор рассматривается как феномен этнокультурной традиции, актуализирующий фольклорное и этническое самосознание как носителей, как и собирателей.

Литература:

1. Разумова И.А. Родословие: семейные истории России [Электронный ресурс]. Режим доступа: texts.news/cotsiologiya-semi_...

2. Разумова И.А. Современный русский семейный фольклор как этнокультурный феномен: автореферат дисс. на соискание уч.степени доктора ист.наук. СПб., 2000.

3. Фольклорный архив кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова (записи 2020-23гг.).

4. Архив автора. Записи от Власова И.А., 1928 г.р., русского.

5. Русский фольклор Восточного Казахстана (на материале фольклорных экспедиций Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова 20102013 гг.): В 2-х томах. Том I. Народная проза / сост., автор вступ. статьи, подготовка текстов Г. И. Власова. - Астана, 2019. - 200 с.

6. Славянский фольклор Акмолинской области (на материале фольклорных экспедиций 1978-2006 гг.) / ответ.редактор и сост. Г.И. Власова. - Астана, 2007. - 597 с.

7. Славянский фольклор Северного Казахстана (на материале фольклорных экспедиций Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова 2003 -2007 гг.): В 2-х т. / Ответ.редактор Г.И. Власова. Составитель Е.А. Доценко. Том I. Народная проза. Обрядовый фольклор. - Астана, 2008. - 320 с.

8. Вопросник «Семейные традиции и фольклор». Составитель И.А. Разумова [Электронный ресурс]. Режим доступа: dopoln.ru/other/205151/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.