Научная статья на тему 'Семейный фактор преодоления преступности несовершеннолетних: теория и практика'

Семейный фактор преодоления преступности несовершеннолетних: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ / CRIME RATE AMONG YOUTH / ДЕВИАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / DEVIATION OF THE PERSONALITY / WELLBEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Реан А.А.

Рассматривается влияние благополучия в семье на уровень преступности среди молодёжи. Обосновывается вывод, что семья должна являться важнейшим фактором социальной адаптации и успешности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family factor of overcoming of crime of minors: theory and practice

The influence of wellbeing in a family on a crime rate among youth is considered. The conclusion locates that the family has to be the most important factor of social adaptation and success of the personality.

Текст научной работы на тему «Семейный фактор преодоления преступности несовершеннолетних: теория и практика»

-

СЕМЕЙНЫЙ ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

А.А. Реан,

Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель и исполнительный директор федерального проекта «Крепкая семья», профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России

Аннотация. Рассматривается влияние благополучия в семье на уровень преступности среди молодёжи. Обосновывается вывод, что семья должна являться важнейшим фактором социальной адаптации и успешности личности.

Ключевые слова: семья, благополучие, воспитание, социализация, уровень преступности среди молодёжи, девиация личности.

FAMILY FACTOR OF OVERCOMING OF CRIME OF MINORS: THEORY AND PRACTICE

A.A. Rean,

honored worker of science of the Russian Federation, professor, doctor of psychological sciences, corresponding member of the Russian Academy of Education, research supervisor and executive director of the federal project "Strong Family", professor of the department of legal psychology of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Annotation. The influence of wellbeing in a family on a crime rate among youth is considered. The conclusion locates that the family has to be the most important factor of social adaptation and success of the personality. Keywords: family, wellbeing, education, socialization, crime rate among youth, deviation of the personality.

Почти все социальные и психологические проблемы детства и молодежи замыкаются на проблеме семейного благополучия или неблагополучия. Наиболее острые социальные проблемы, такие как преступность несовершеннолетних, безнадзорность, и уж тем более, социальное сиротство — связаны с проблемой семейного неблагополучия. Это подтверждено многими фактами.

Семья и социальные девиации личности Традиционно принято говорить о семье как факторе защиты развивающейся личности. Но я бы хотел также акцентировать внимание на возможных

деструктивных влияниях семьи на развитие личности и рассмотреть семью как фактор риска социально девиантного поведения и развития личности. К семьям с психосоциальными нарушениями следует относить семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, с высоким уровнем конфликтности, семьи, практикующие агрессивное поведение и насилие над ребенком, семьи с эмоциональной депривацией ребенка. Многие семейные нарушения коррелируют с противоправным поведением подростков, что подтверждается данными статистики и

специальных исследовании.

Долгое время считалось, что социально отклоняющееся развитие личности связано со структурной деформации семьи, под которой понимается просто не полная семья — отсутствие одного из родителей (чаще отца). Статистические данные по преступности несовершеннолетних, полученные в разных странах мира, подтверждали этот вывод. Однако в 60 — 70-е годы обнаружилась другая тенденция. Сначала разница между полными и неполными семьями по количеству «выдаваемых» ими подростков-правонарушителей стала неуклонно сокращаться, а затем и практически полностью исчезла. В настоящее время считается, что основным фактором негативного влияния семьи на развитие личности является не структурная, а психосоциальная деформация семьи. И это общемировая тенденция.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что структурная деформация семьи все-таки крайне нежелательна. Она вносит значительный вклад в развитие социальных девиаций личности, особенно если круг этих девиаций не сводить только к противоправному поведению. Да и по вкладу в делинквент-ность данные различных исследований все-таки достаточно противоречивы. Так, по данным одного из российских исследований в структурно деформированной (то есть неполной) семье проживает около 50% подростков-делинквентов. А, значит, вторая половина имеет полную семью. А вот проблемы с различными проявлениями психосоциальной деформации семьи оказываются характерными для более 70% процентов подростков-правонарушителей (Королев В.В.).

В целом же, когда мы говорим о разном вкладе в развитие асоциальности несовершеннолетних психосоциальной деформации и собственно структурной деформации семьи, надо отдавать себе отчет в том, что это не изолированно полярные категории. Психосоциальная деформация понятие более широкое, чем структурная деформация. Ведь психосоциальная деформация может быть присуща как полной, так и не полной семье. Важнейшим механизмом негативного влияния семьи на развитие личности как раз и является социализация в семье по отклоняющемуся типу. Асоциальные ценности, нормы и стереотипы поведения могут усваиваться по механизму научения и подражания, если именно такие ценности и нормы являются доминирующими в данной семье. При этом закрепление социально

отклоняющегося развития может идти тремя путями: за счет прямого декларирования асоциальных ценностей и норм, и подчеркивания «что только так и можно достичь успеха»; за счет проявления асоциального поведения при непосредственном взаимодействии родителей с ребенком; за счет наблюдения ребенком в реальном поведении родителей социально отклоняющейся направленности, даже если на речевом уровне ими декларируется приверженность просоциальному поведению и просоциальной шкале ценностей.

Формирование просоциального поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания за асоциальное поведение, но и обязательно (и может быть, даже в первую очередь) с активным социальным научением просоциальным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между детьми с деструктивным и конструктивным социальным поведением обнаруживаются не в личностном предпочтении деструктивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации конструктивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

Другим важным механизмом влияния семьи на развитие социальных девиаций и асоциального поведения личности является эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему. Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители-ребенок», недостаточностью эмоциональности в семье и социально отклоняющимся развитием личности. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.

Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления отклоняющихся форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь — собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам, то есть к просоциальному поведению. В этой связи следует подчеркнуть, что важным условием развития социально отклоняющегося поведения является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Особое место в системе отношений детей и подростков, конечно, принадлежит матери. Так, в одном исследовании (Реан А. А., Санникова М. Ю.) было показано, что в системе отношений подростка к социальному окружению (в том числе определялось и отношение к отцу, а также к сверстникам) именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к собственной матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Кризисная ситуация: дети без семьи

В России на сегодняшний день насчитывается 650 тысяч детей-сирот (еще недавно было 800 тысяч). Это, безусловно, впечатляющая цифра. Но еще большая проблема состоит в том, что почти 90% таких детей имеют живых родителей. Однако эти родители были лишены родительских прав. Потому что, в основном из-за пьянства, пребывание детей в таких семьях уже стало опасным для их жизни и здоровья. Но мы не должны и не можем мириться с таким положением, когда растет количество дет-

ских домов и множится число детей-сирот при живых родителях.

Существующие формы замены «кровной семьи» только отчасти решают проблему. Одни лучше, другие хуже, третьи — совсем плохо.

Условия развития в детском доме, например, резко отличаются от условий развития детей из семей. Нельзя сводить эти отличия только к материальным условиям. Практика и специальные исследования показали, что внесемейное воспитание, даже при наличии очень хороших бытовых условий в детском доме, все равно ведет к возникновению целого вороха проблем социального и психологического характера в развитии ребенка. Все они впоследствии жестоко проявляются в жизни выпускника детского дома. И, несмотря на это, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пятая часть россиян по-прежнему считает детдома наиболее подходящим местом для сирот. Так в ходе Всероссийского исследования, на вопрос: «Как Вы считаете, какие формы воспитания детей-сирот наиболее предпочтительны в современных условиях?», 19% ответили, что это — детские дома (Пресс-выпуск № 246, ...).

У детей-сирот снижается потенциал адаптации к условиям обычной жизни вне рамок детского дома. Уровень социальной дезадаптации детей-сирот в несколько раз превышает таковой по сравнению с обычными детьми. По данным исследований, в результате нарушений социализации, только 10% детей-сирот из детских домов нормально адаптируются к самостоятельной жизни. Для большинства же характерно развитие резкой социальной дезадаптации — от глубокого стрессового состояния до попыток суицида, от асоциального поведения до совершения уголовно наказуемых деяний.

Опека и попечительство является, конечно, лучшей формой, чем детский дом. Опекунами в подавляющем большинстве становятся родственники (чаще всего бабушки) ребенка. Однако в подавляющем числе случаев опекун является пенсионером. А это означает возникновение массы проблем материального, социального и психологического плана. Значительному числу опекунов необходима поддержка и консультация со стороны педагогов, психологов, специалистов органов опеки. То есть опекунским семьям требуется грамотное сопровождение, которого пока в отношении этих семей в действенной форме не организовано.

Существующие другие формы замещения кровной семьи, такие например, как приемная семья или патронатное воспитание, также имеют свои плюсы и минусы. Однако все они не могут в полной мере заменить настоящую семью. Хотя, замечу, эти формы, конечно, предпочтительнее детского дома. И людям, берущим на себя эти функции, опять же нужна серьезная профессиональная психологическая поддержка. В настоящее время, например, в ряде регионов созданы специальные экспериментальные площадки — уполномоченные учреждения органов опеки и попечительства, которые занимаются сопровождением патронатных семей. Все такие учреждения проводят подготовку кандидатов в патронатные воспитатели, используют социально-психологические технологии подготовки и обследования семьи, оказывают детям и семьям необходимую помощь после помещения ребенка в семью.

Любовь, забота и ответственность

Любовь, забота и ответственность — вот краеугольные основания морально-психологического благополучия семьи и успешного просоциального развития личности ребенка в ней. В современной психологической науке, в рамках одной из наиболее авторитетных концепций личности, принято считать, что потребность в любви и уважении является одной из фундаментальных потребностей личности. И она входит в пятерку основных, базовых потребностей человека, наряду с потребностями выживания — то есть физиологическими и потребностью в безопасности.

В 60-е годы в США приобрело популярность течение, связанное с таким воспитанием, когда родители минимально вмешиваются в жизнь ребенка, предоставляя ему максимальную свободу в принятии решений и, собственно, в жизни. Предполагалось, что это есть выражение уважения личности ребенка, вроде как либерально-демократический подход в практике воспитания. Однако. Психологические исследования, проведенные отсрочено — спустя годы, показали, что именно дети из этих семей, имели во взрослой жизни больше проблем. И что особенно показательно — именно дети, выросшие в этих семьях, отмечали наибольшую неудовлетворенность своим семейным детством.

То есть оказалось, что предоставленная родителями свобода, в конце концов, воспринималась не как особое доверие и уважение к личности ребенка, а как недостаток или даже отсутствие родительской

любви и заботы.

В заключении хотелось бы сказать. Семья не должна быть фактором социальных девиаций и деструктивного развития личности, то есть, в конечном счете, фактором социальной дезадаптации. Это противоестественно. Семья, напротив, должна быть и оставаться фактором эффективной социализации личности, то есть, в конечном счете, важнейшим фактором социальной адаптации и успешности личности. Но достижение этой цели, как оказалось, требует усилий. Усилий конкретных личностей, микросоциума, всего общества и, обязательно, усилий государства. Усилия эти должны быть направлены на всемерное укрепление семейных ценностей в обществе, на комплексную поддержку семьи и социальную заботу о ее развитии.

Литература

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистико-криминологическое исследование). — М. 2000.

3. Ильяшенко А.И. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних. // Российский следователь. № 6. 2001. с. 41-45.

4. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М. 1992.

5. Пресс-выпуск № 246, http://wciom.ru/arkhiv/ tematicheskii-arkhiv/item/single/1503.html

6. Реан А.А. Психология личности. — СПб. 2013.

7. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. — М. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.