Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ'

СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА / СТОИМОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / РИСКИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА БИЗНЕСА / FAMILY BUSINESS / CLASSIFICATION OF FAMILY BUSINESS / COST FACTORS / RISKS / SYSTEMS APPROACH / BUSINESS VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьяненко Татьяна Геннадьевна, Воротилкина Анастасия Михайловна

Статья продолжает серию работ авторов, связанных с изучением особенностей семейного бизнеса. На основе введенного авторами нового системного определения понятия «семейный бизнес» предложена авторская классификация видов семейных бизнесов по ряду признаков, исследованы особые стоимостные факторы и риски семейных компаний. Этот этап исследования, по мнению авторов, дает представление о семейном бизнесе как особом объекте оценки и поэтому необходим для последующих разработок, касающихся стоимостной оценки такого рода бизнесов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family business as a special object of valuation

The article continues a series of authors\' work related to the study of the characteristics of a family business. On the basis of a new system definition of the concept of “family business” introduced by the authors, the authors classify the types of family businesses by a number of signs and explore the special cost factors and risks of family companies. This stage of the study, according to the authors, gives an idea of the family business as a special object of evaluation. Therefore, it is necessary for subsequent developments regarding the valuation of such businesses.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 3 • Март 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

семейный бизнес как особый объект оценки

Касьяненко Т.Г.1, Воротилкина А.М.1

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья продолжает серию работ авторов, связанных с изучением особенностей семейного бизнеса. На основе введенного авторами нового системного определения понятия «семейный бизнес» предложена авторская классификация видов семейных бизнесов по ряду признаков, исследованы особые стоимостные факторы и риски семейных компаний. Этот этап исследования, по мнению авторов, дает представление о семейном бизнесе как особом объекте оценки и поэтому необходим для последующих разработок, касающихся стоимостной оценки такого рода бизнесов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семейный бизнес, классификация семейного бизнеса, стоимостные факторы, риски, системный подход, оценка бизнеса

Family business as a special object of valuation

Kasyanenko T.G.1, Vorotilkina A.M.1

1The St. Petersburg State University of Economics, Russia

введение

Несмотря на возросший интерес к исследованиям в сфере семейного бизнеса (СБ), до сих пор нет четкого представления о том, что есть семейный бизнес, как нет и общепризнанного определения этого понятия. Анализ различных определений понятия «семейный бизнес», проведенный авторами [6] (Kаsyаnenko, Vorotilkina, 2017), позволяет утверждать, что исследователями разных научных школ сформированы различные точки зрения в отношении того, что понимать под семейным бизнесом, но их результаты до сих пор не получили должной систематизации в контексте данного направления исследования. Взгляды российских ученых в данной области также не сложились пока в самостоятельную школу [1] (Vasilev, 2012).

Кроме того, анализ отечественных и зарубежных публикаций показал, что некоторые исследователи смешивают разные по своей сути задачи - разработку определения понятия «семейный бизнес» и создание классификации видов семейных бизнесов по определенным критериям [10] (Nemilentsev, 2012). Так, для определения СБ не принципи-

ально, какая юридическая форма у семейного предприятия, каковы его размеры и пр., поскольку эти классификационные признаки определяют разнообразие видов СБ и не являются базовыми, закладываемыми в определение этого понятия [2, 11, 13] (Уо1коу, 2012; Senchagov, 2007; Зкпытоуогоуа, 2010). Иными недостатками известных определений являются следующие: введение условий, заведомо не выполняющихся для развивающихся стран (например, участие трех поколений СБ в управлении в России, поскольку создание среднего класса - сложный и длительный процесс); повтор (дублирование) признаков, закладываемых в определение СБ (то есть отсутствие системности в наборе признаков). При этом авторы считают, что определение (дефиниция) семейного бизнеса должно включать лишь фундаментальные признаки, по которым может быть идентифицирован этот вид бизнесов. Основываясь на этой ключевой идее, авторы представили системное определение семейного бизнеса [6], в основу которого положено минимальное количество фундаментальных свойств СБ, выделяющих его из множества бизнесов иного типа. На наш взгляд, семейный бизнес - это социально-экономическая категория, означающая ведение деятельности, приносящей доход (то есть бизнес), собственником бизнеса совместно с родственниками (семьей) на основании сложившихся традиций и управленческих идей, переходящих от поколения к поколению (семейное управление).

Таким образом, задается триада фундаментальных составляющих СБ:

• бизнес - контрольная доля собственности;

• семья - сохранение и передача традиций ведения семейного бизнеса;

ABSTRACT:_

The article continues a series of authors' work related to the study of the characteristics of a family business. On the basis of a new system definition of the concept of "family business" introduced by the authors, the authors classify the types of family businesses by a number of signs and explore the special cost factors and risks of family companies. This stage of the study according to the authors, gives an idea of the family business as a special object of evaluation. Therefore, it is necessary for subsequent developments regarding the valuation of such businesses.

KEYWORDS: family business, classification of family business, cost factors, risks, systems approach, business valuation

JEL Classification: L26, M21, G21, G32 Received: 30.03.2020 / Published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kasyanenko T.G. (armache0yandex.ru)

CITATION:_

Kasyanenko T.G., Vorotilkina A.M. (2020) Semeynyy biznes kak osobyy obekt otsenki [Family business as a special object of valuation]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (3). - 517-534. doi: 10.18334/epp.10.3.100776

экономика, предпринимательство и право № 3 2020 (Март)

519

• управление - нацелено на повышение стоимости бизнеса (то есть управление стратегическое) путем реализации семейных ноу-хау в управлении (рис. 1).

Семейный бизнес = триада:

(^^'упра

вление

Рисунок 1. Триада фундаментальных составляющих СБ Источник: составлено авторами.

Здесь задано минимальное количество необходимых для идентификации СБ компонентов - субъект, объект и функция (управления) субъекта по отношению к объекту.

классификация видов семейного бизнеса

Credit Suisse (CS) провел большое исследование семейного бизнеса. Его результатом стал рейтинг 900 крупнейших семейных предприятий. В список попали компании, акции которых торгуются на финансовых площадках и капитализация которых превышает 1 млрд долларов. В нем можно найти компании, в которых не менее 20% акций принадлежат семьям [15, 16]. В качестве всемирно известных примеров СБ укажем, например, IKEA, LG, Samsung, BMW, Otto Group, Tetra Lavai, Auchan, Estee ILauder, Ford, L'Oreal, Michelin, Sony, Woelworth, Nintendo, Pampers,Nike, Hilton, Adidas, Puma и Mars. Однако становление каждого из этих бизнесов начиналось с крохотного частного магазинчика или мастерской [16]. Следовательно, размер компании - признак вариативный:семейный бизнес варьируется от совсем мелких предприятий до крупных корпораций, прибыль которых характеризуется миллиардами.

Также в зарубежной литературе выделяют несколько организационно-правовых форм семейного бизнеса. А значит, семейное владение не обязательно должн о быть

ОБ АВТОРЕ:_

Касьяненко Татьяса Геннадьевна, докеор эачномических наук, кандидат физ.-мат. наук, доцент, профессор кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса (armache@yandex.ru)

Воротилкина Анастасия Михайлонна, соискатель степени кандидата наук, магистр экономики (nastay18_05@mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Касьяненко Т.Г, Воротилкина А.М. Семейный бизнес как особый объект оценки // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 3. - С. 517-534. doi: 10.18334/epp.10.3.100776

Таблица 1

Сводная авторская классификация видов СБ

Признаки Виды СБ Примеры

Численность1 Малый (до 100 человек)

Средний (от 100 до 500 человек) Дымов и Ко

Крупный (свыше 500 человек) Metro AG, Haniel, Zara

Правовой статус С образованием юридического лица «Северсталь»

Без образования юридического лица Всякое ИП

Финансирование Собственное финансовое обеспечение Дикси Групп

Финансирование извне (господдержка, иностранный партнер, кредиты) «Русал», «Система», «Строй-газмонтаж» СУЭК

Вид управления Коллективный (семейный) орган управления Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК)

Глава компании (собственник) единолично принимает управленческие решения в бизнесе и, соответственно, в отношении имущества компании Oracle (информационные технологии в США)

Количество вовлеченных в управление поколений СБ Одно поколение (отец, мать, жена, муж) Два поколения (сыновья, дочери, племянники, сестры, братья) Три поколения (внуки, внучки, другие родственники-партнеры) Ассоциация Касперского, Facebook Fazer, Walmart Ford, ùnder

Авторитет и легитимность в отношениях со штатом Родственные связи Carrefour Group (сеть супермаркетов во Франции)

Отношения согласно уставу предприятия Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), «Мечел»

Организационно-правовые формы (ОПФ) СБ2 Публичные и непубличные корпорации Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Общества с дополнительной ответственностью Фермерские хозяйства Индивидуальные предприниматели Samsung Electronics, Volkswagen, Ikea

Отраслевая принадлежность Сельское хозяйство Торговля (оптовая и розничная) Сфера услуг Промышленное производство Медиа-бизнес и др. Nike, LG Group, Auchan, Bosch, Otto Group, Mars, L'Oréal и др.

1 Статья 4 «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2 Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017).

Источник: составлено авторами.

основано на акционерном капитале. Часто типология СБ строится, например, с позиции преемственности, с позиции владения и управления бизнесом и в зависимости от структуры управления [9, 13] (Kolpin, 2010; Shnurovozova, 2010)). Однако эти признаки относятся к основополагающим, то есть уже включены в определение семейного бизнеса как типа. Классификация же должна отражать вариативность этого типа во всем разнообразии его видов по ряду вторичных признаков, не отраженных в определении СБ.

Таким образом, теоретическое исследование особенностей и перспектив развития СБ следует начинать с разработки классификации его видов, что будет способствовать формированию представлений о нем как об особом объекте оценки. Значительный прогресс в области классификации семейного бизнеса был достигнут в середине 1990-х годов [3, 16, 17] (Volkov, 2013). Тем не менее до настоящего момента нет единой общепризнанной классификации, которая бы адекватно характеризовала многообразие видов семейного бизнеса, поэтому попытки дифференцировать семейный бизнес не прекращаются до сих пор, и дебаты по этому вопросу продолжаются.

На основе анализа статистической информации по семейному бизнесу и изучения различных сторон деятельности таких предприятий авторы предлагают собственный подход к систематизации видов семейного бизнеса на основе ряда выделенных признаков (второй столбец таблицы 1).

По нашему мнению, таблица 1 с введением указанных классификационных признаков [4] (Vorotilkina, 2018) наиболее полно отражает специфику и разнообразие семейных бизнесов.

Стоимостные факторы, воздействующие на стоимость бизнеса

Семейный бизнес (СБ) в современной экономике России является довольно молодым направлением в спектре возможностей ведения бизнеса и, как следствие, не до конца сформировавшимся и не вполне изученным. Оценочные фирмы редко оценивают такой вид бизнеса, поскольку компании, бизнес которых связан с семейными отношениями, не часто обращаются к ним за оценкой. В общей теории оценки отсутствуют системные разработки, посвященные семейному бизнесу как объекту оценки. При этом анализ исследований, проводимых в данной сфере, показывает, что в современной экономической литературе по оценке можно найти описание стоимостных факторов, характерных лишь для любого бизнеса вне зависимости от отрасли и формы его ведения [5] (Kasyanenko, 2017). К тому же оценщики сталкиваются с проблемой отсутствия нормативных документов в отношении данного вида бизнеса. Однако в силу своей специфики, отраженной в определении авторов, СБ обладает также особыми стоимостными факторами и подвержен особым рискам. По этим причинам данная тема исследования представляется особенно актуальной.

Для того чтобы выделить те особые факторы, которые воздействуют на стоимость именно семейного бизнеса, сначала необходимо проанализировать те факторы, кото-

рые рассматриваются в оценке любого бизнеса. И, прежде всего, следует понимать, что принципиальным в исследовании стоимостных факторов является их разделение на внешние (макроэкономические) и внутренние (микроэкономические).

Внешние факторы принято разделять на политические, экономические (включая финансовые) и социальные (или социально-демографические). Дадим их краткую характеристику, отмечая особенности воздействия данных факторов на стоимость семейного бизнеса и то, что по большей части они неподвластны менеджменту.

Среди макроэкономических факторов одним из важнейших в стоимостном анализе является инфляция, поскольку темпы инфляции являются наиболее полным отражением ситуации в экономике. При ее исследовании изучается (и отражается в стоимости) экономическое состояние страны на конкретную дату оценки1, и по виду и уровню инфляции делается прогноз развития оцениваемого бизнеса. Ошибки в нем могут привести к значительным искажениям и размера финансовых поступлений в прогнозе Доходного подхода, и стоимости активов в Затратном (Имущественном) подходе, что обусловит некорректность результата в оценке бизнеса. При этом влияние инфляции в Доходном подходе учитывается не только при построении денежных потоков, но и при расчете ставки дисконтирования.

Далее следует выделить факторы спроса и предложения, причем их надо рассматривать во взаимодействии, а в анализе спроса необходимо учитывать платежеспособность населения.

Важны и политические факторы - имеется в виду воздействие законодательства на развитие бизнеса в конкретной стране. При создании благоприятных условий (инвестиционного климата), фиксируемых в нормативно-правовых актах государства, количество бизнесов, безусловно, будет увеличиваться.

К социально-демографическим факторам относится уровень и качество жизни населения, а также численность населения, уровень занятости и безработицы в стране.

При этом необходимо отметить, что такие внешние факторы, как рыночные перспективы, конкурентная среда, законодательство, регулирующее экономическую, административную и хозяйственную деятельность предприятий СБ, в меньшей степени поддаются контролю и корректировке.

Среди внутренних факторов, характерных для всякого бизнеса, можно выделить факторы доходности бизнеса и уровня рисковости его доходов, которые влияют на стоимость бизнеса и поэтому также требуют учета. При этом, как известно, эти факторы взаимосвязаны. Также необходимо учитывать прибыль, выручку, рентабельность, техническую оснащенность, качество продукции, уровень популярности бренда компании и т. п.

Важен и такой фактор, как порядок распределения долей в уставном капитале или пакетов акций в акционерном капитале оцениваемой компании, так как при проведе-

1 Это проявление еще одного стоимостного фактора, стоящего вне классификации, - времени.

нии итоговых корректировок в процессе оценки бизнеса учитывается степень контроля и уровень ликвидности оцениваемого пакета акций или доли.

Ценообразование является одним из механизмов управления бизнесом и определяет тактико-оперативные ценовые инструменты. Одной из основных задач ценообразования является установление точной цены в рамках каждой конкретной сделки, а также определение скидки, условий оплаты и других стимулов, применяемых к текущей цене. По тому, как формируется цена, можно выявить методы анализа доходности бизнеса, которые применяют его собственники. Таким образом, от эффективной политики ценообразования будет зависеть прибыль предприятия. Ценовая политика в СБ должна принимать во внимание систему целей, которая для собственников такого вида бизнеса является исходным пунктом для формирования ценовых ориентиров. Основной причиной слабости методик ценообразования, применяемых на предприятиях СБ, является невысокая компетентность управленских кадров (менеджеров) и собственников предприятия, а также наличие различных ограничений при распределении прибыли от продажи товаров и услуг между высшим руководством семейного бизнеса.

В семейном предприятии, как и в любом другом бизнесе, главной целью является получение прибыли, однако в семейном бизнесе роль прибыли особенно высока, поскольку она распределятся непосредственно между членами семьи, а также ближайшими родственниками. Несмотря на то, что связь между ценой продукции и прибылью очевидна, ее анализу на семейных предприятиях уделяется недостаточное внимание. Получение прибыли -необходимое условие в деятельности СБ. Для повышения стоимости семейного бизнеса руководству необходимо ориентировать свою деятельность на показатель прибыли как разницы между выручкой, которая является основой формирования денежного потока и капитала, и совокупными затратами.

Занимаясь управлением, ориентированным на рост стоимости СБ, его собственник (топ-менеджмент) должен организовать эффективный операционный менеджмент, а также обеспечить контроль над качеством и объемом продукции и оказываемых компанией услуг, над скоростью роста и приближения к целевому уровню рентабельности предприятия. Его задачей будет являться увеличение возврата на вложенный капитал (return on capital - ROC) и последующее за этим повышение стоимости компании. Однако, конечно же, способность предприятия генерировать высокие доходы является основным фактором, влияющим на стоимость компании.

Анализ наиболее существенных стоимостных факторов, которые играют важную роль в оценке СБ, позволяет составить таблицу 2.

Следует отметить, что наименьшую значимость среди внешних факторов на СБ имеют социально-демографические факторы в силу того, что вопрос набора персонала и оплаты его труда в семейных компаниях не стоит остро и часто решается в рамках семьи.

Рассмотренные факторы оказывают влияние как на типичный бизнес, так и на СБ. Однако необходимо выявить и те специфические факторы, которые должны быть учтены в оценке именно семейного бизнеса.

Стоимостные факторы, учитываемые в оценке бизнеса

Таблица 2

Внешние стоимостные факторы

Политические

Макроэкономические

Отраслевые

Социально-демографические:

Внутренние стоимостные факторы

- взаимоотношения с соседними государствами

- вероятность радикальных изменений в составе правительства или проводимой им политике в отношении собственности (возможность экспроприации, национализации и пр.)

- государственное вмешательство в управление предприятиями частного сектора;

- протекционизм, бюрократизм, уровень коррупции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень криминогенное™ в стране и др.

- уровень инфляции

- соотношение спроса и предложения

- уровень платежеспособности населения

- индекс потребительских цен

- инвестиционный климат

- соотношение экспорта и импорта

- реальные темпы экономического роста

- стабильность национальной валюты и ее конвертируемость

- внешний долг

- ставки налогообложения

- доход на душу населения и др.

- специфические риски, характерные для определенной отрасли экономики (см. далее):

- уровень конкуренции в отрасли

- наличие большого количества товаров-за-менителей

- падение объемов сбыта продукции

- быстрые технологические изменения в отрасли, которые могут привести к увеличению затрат на производство и др.

- стоимость рабочей силы в стране

- уровень и качество жизни населения

- численность и прирост населения

- уровень занятости населения и безработицы и др.

- доходность конкретного бизнеса (его прибыль)

- уровень рисковости его доходов

- ликвидность бизнеса и производимой продукции

- порядок распределения долей или пакетов акций в акционерном капитале и др.

- техническая оснащенность

- уровень популярности бренда компании

- ценообразование

- структура капитала и ДР-

Источник: составлено авторами.

Особые стоимостные факторы, характерные для СБ

Семейный бизнес обладает существенными конкурентными преимуществами в отличие от несемейных компаний, такими как:

• простая организационная структура;

• мобильность;

• непрерывность ведения бизнеса, когда управление плавно переходит к следующему поколению;

• единство собственника и управляющего;

• финансовая автономия и, следовательно, низкий уровень задолженности;

• высокая скорость оборачиваемости средств;

• наличие нематериальных активов (бренд СБ, ноу-хау и т.д.);

• целенаправленное вложение средств в образование членов семьи.

Таким образом, в оценке СБ необходимо учитывать следующие особые стоимостные факторы, представленные на рисунке 2.

Именно эти факторы требуют дополнительного учета в оценке СБ. Рассмотрим их последовательно.

1. Фактор финансовой независимости семейных компаний, пожалуй, важнейший, поскольку у предприятий СБ, по данным аналитических агентств, доля заемных средств составляет небольшой процент, а это говорит о том, что собственники семейного бизнеса предпочитают вкладывать в бизнес собственные средства без привлечения заемных, поскольку кредиты для СБ чаще всего недоступны ввиду завышенных ставок [12] (^еритепко, 2003).

£ •Финансовая независимость

V о • Соотношение собственного и заемного капиталов

• Отсутстствие диверсификации бизнеса

• Наличие контрольного пакета акций у членов семьи

X • Высокая оборачиваемость активов

о У • Наличие некоторых нематериальных активов

• Особое качество продукции

• Число акционеров - членов семьи и характер распределения долей

г • Повышение качества образования сотрудников

ж

£ • Имидж компании

Рисунок 2. Стоимостные факторы, требующие учета в оценке СБ Источник: составлено авторами.

Финансовая независимость сохраняется в семейном бизнесе только тогда, когда у собственников есть возможность реализовывать собственные планы по развитию, финансированию как текущих, так и потенциальных проектов, удовлетворять запросам кредиторов (банков) и местных органов власти. При этом повышение ценности и качества выпускаемой продукции и управление ценами будет способствовать финансовой независимости семейного бизнеса в долгосрочной перспективе.

2. Соотношение собственного и заемного капитала. Данный фактор достаточно важен, хотя в семейном бизнесе и преобладает собственный капитал, поскольку ставки по кредитам для семейного бизнеса и в целом для предприятий малого бизнеса очень высокие. Учитывая процентное распределение собственного и заемного капитала в финансовой отчетности СБ, оценщик может сделать вывод о состоянии предприятия семейного бизнеса. Путем компетентного управления структурой капитала компании (соотношением собственного и заемного капитала) можно добиться существенного повышения стоимости бизнеса.

3. Выделим и такой фактор, характерный именно для СБ, как отсутствие диверсификации бизнеса и нередко функционирование его в форме Start-up. Стартап - это, как правило, молодая, быстрорастущая компания, преимущественно ориентированная на новый или создающийся рынок одного продукта. Возраст компании настолько мал, что она еще не имеет «истории», и часто у таких компаний нет прибыли. Оценка стартапов может быть полезна как инвесторам, так и основателям компаний и при некоторой схожести с оценкой бизнеса обычных компаний имеет много специфических особенностей, таких как:

• отсутствие ретроспективных данных;

• высокие риски инвестирования;

• неопределенность прогнозов деятельности;

• значительный вклад нематериальных активов в стоимость бизнеса;

• большое влияние корпоративных соглашений на объем прав, имеющихся у соб -ственников.

При этом оценщику следует внимательно отнестись к заявлениям основателей стартапов, которые нередко в бизнес-планах обещают инвестору двузначные темпы роста выручки, высокий коэффициент возврата инвестиций, а иногда и захват почти всего рынка [8] (Kirshina, Lebedinskiy, 2019).

4. Доходность акций и наличие контрольного пакета акций у членов семьи, владеющих семейным бизнесом, - также немаловажный фактор, поскольку от доходности акций зависит стоимость компании, - чем выше котировки по акциям, тем привлекательнее для инвестора данная компания. Доходность контрольного пакета акций, принадлежащих собственникам, представителям семьи, подлежит учету, поскольку чем большему числу членов семьи принадлежат акции (чем больше интересантов в активном развитии бизнеса), тем больше шансов для увеличения стоимости компании за счет разработки эффективной стратегии роста СБ в долгосрочной перспективе в

будущем. Для долгосрочно ориентированного и эффективного семейного предприятия собственность означает не столько право продажи, сколько ответственность за то, чтобы следующему поколению перешла еще более сильная компания.

5. Фактор высокой оборачиваемости активов показывает, насколько эффективно работают вложенные собственником компании средства. Учитывая этот фактор в оценке СБ, можно получить более достоверную величину рыночной стоимости компании, поскольку аккумуляция денежных средств в семейном бизнесе происходит быстрее, чем в любом другом бизнесе.

6. Важным стоимостным фактором в оценке именно семейного бизнеса является и наличие некоторых нематериальных активов (например, наличие ноу-хау семейного управления, связанного со сформировавшимися семейными традициями, или индивидуальный бренд СБ, патент, фирменное наименование и др.), а также определенных связей, что характерно для семейных компаний. Эти нематериальные активы (НМА) собственники семейных предприятий сохраняют и передают из поколения в поколения. Они оказывают значительное влияние на формирование и рост стоимости компании, особенно если предприятие работает на рынке давно (уже несколько поколений) и использует в своей деятельности некий патент на выпуск определенного вида продукции.

7. Важно и особое качество продукции (то есть ее потребительские свойства, отличающие ее от продукции конкурентов), при выборе которой потребитель обратит внимание на специфические свойства именно этого товара, произведенного на семейном предприятии [12] (СНеригепко, 2003). Такое качество продукции может обеспечиваться в значительной степени наличием семейных НМА.

8. Нельзя не отметить и такой фактор, как число акционеров - членов семьи и характер распределения долей, влияющий на контрольность пакета акций для каждого конкретного члена семьи. В случае СБ распределение акций происходит в зависимости от степени родства (дети, жена/муж, родители и т.д.) и вовлеченности члена семьи в управление компанией, а также от его компетенций (уровня профессионального, и прежде всего, экономического образования). Здесь же упомянем и такой фактор, как число поколений семьи, занятых в управлении компанией [14].

9. Для обеспечения повышения качества продукции/услуг и увеличения количества клиентов (покупателей товаров или услуг) необходимо повышение качества образования сотрудников (членов семьи), поскольку при их эффективной работе происходит увеличение выручки от продажи и, как следствие, растет доходность активов бизнеса.

10. Наконец, следует отметить и такой немаловажный фактор, как имидж компании. Формирование имиджа предприятия и положительной деловой репутации может существенно влиять на решения инвесторов и потенциальных партнеров.

Некоторые конкретные значения факторов, выраженные в соответствующих показателях, оказывают положительное влияние на процесс формирования стои-

мости и особенности управления в семейном бизнесе, а другие - отрицательное [4] (УотоНШпа, 2018). Вопрос стоимостного учета этих факторов в рамках различных подходов в оценке бизнеса - предмет отдельного исследования.

Риски семейного бизнеса

Среди особых стоимостных факторов следует рассмотреть и специфические риски, характерные именно для СБ. Однако вначале стоит рассмотреть определение риска, его виды и типы, характерные для всякого бизнеса.

Риск - это неопределенность получения конкретных финансовых результатов в будущем. Иными словами, это вероятность неполучения доходов запланированного уровня в условиях неопределенности, сопутствующей деятельности предприятия [7] (Кавуапепко, 2017). В основе риска лежит вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации, связанной с получением доходов в будущем.

Как известно, в теории оценки бизнеса [5, 7] (Кавуапепко, 2017) риски делятся на систематические2 и несистематические. Такое деление обусловлено спецификой оценки, которая определяется тем, что позиция оценщика в его исследовании - это позиция потенциального инвестора.

Систематические риски - это риски вешней среды, в которой находятся предприятия, связанные с изменчивостью рыночной конъюнктуры, не зависящие от субъекта и не регулируемые им, одинаковы для однотипных субъектов. К рискам этого типа относятся:

1. Риски, связанные с политическими решениями. Здесь следует отметить зависимость СБ от позиции правительства данной страны, от характера взаимодействия его с бизнесом, что проявляется при принятии различных решений собственником бизнеса (например, по открытию дополнительных точек ведения бизнеса, продвижению его продукции в разные страны). Важно также наличие/отсутствие санкций, направленных на сдерживание процессов развития семейного бизнеса.

2. Риски, связанные с региональными особенностями рынка объекта. Имеется в виду наличие льгот или особых условий при создании СБ на определенной территории.

3. Риск возможного изменения соотношения спроса и предложения. Подразумевается возможность создания специфического товара или услуги, которые потребитель выберет исходя из своих предпочтений, потребностей и своих финансовых возможностей.

4. Отраслевые риски - представляют собой по преимуществу риски рода деятельности предприятия. Иначе говоря, это риски, присущие определенной отрасли, которые, в свою очередь, сводятся к рискам:

• конъюнктуры рынков сбыта для рассматриваемой отрасли;

• конъюнктуры предложения на рынках доступных ресурсов для предприятия;

2 По-русски правильно было бы говорить системные, то есть риски системы.

• конкуренции на рынках сбыта;

• конкуренции на рынках предложения ограниченных покупных ресурсов за доступ к дешевым и качественным ресурсам.

Несистематические риски - это внутренние риски, присущие конкретному хозяйствующему субъекту, зависящие от его состояния и определяющиеся его конкретной спецификой (связаны с управленческим учетом и финансовым планированием). К несистематическим рискам относятся:

• риск структуры капитала (источников финансирования компании);

• риск «ключевой фигуры»3 и риск руководящего состава управления компанией (о которого зависит качество управления);

Также следует отметить и такие общие для всех бизнесов риски, как:

• риск недостаточной диверсификации продукции;

• риск недостаточной диверсификации клиентуры;

• риск недостаточной диверсификации рынков сбыта;

• риск прогнозирования уровня прибыли;

• риск инвестирования в ценные бумаги;

• прочие риски.

Также важнейшим специфическим риском для СБ является отсутствие четкой определенности в распределении прав при передаче семейного бизнеса наследникам.

Также условно все риски СБ можно разделить на [10] (^ешйе^зеу, 2012):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) стратегические - чтобы их минимизировать, необходимо сформировать концепцию управления преемственностью СБ, то есть при разработке стратегии развития бизнеса необходимо учитывать характер преемственности в бизнесе для того, чтобы исключить возможные конфликты по поводу дальнейшего управления семейным бизнесом;

2) тактические - для их выявления исследуется усиление взаимодействия с внешней средой: подразумевается изучение внешних факторов, которые оказывают влияние

3 Этот риск связан с наличием на более-менее крупных предприятиях «агентской проблемы» в отношениях между акционерами-принципалами и менеджерами-агентами, призванными действовать в интересах акционеров-принципалов (собственников). Потеря топ-менеджера означает утечку важной внутренней информации о деятельности СБ. Здесь следует говорить и об асимметрии интересов, информации и полномочий.

Существующая асимметрия интересов заключается в том, что менеджеры заинтересованы в первую очередь не в максимизации текущих прибылей, а в максимизации оборота или стоимости компании.

Информационная асимметрия заключается в том, что менеджеры имеют доступ к текущей информации о финансовом положении предприятия. Акционеры же такого доступа не имеют. Следовательно, менеджеры способны гораздо более точно прогнозировать объявляемые за год (квартал) финансовые результаты предприятия, в то время как акционеры этого делать практически не в состоянии.

Асимметрия полномочий отражает тот факт, что именно менеджеры заключают от имени предприятия все сделки.

на развитие СБ, поскольку при достаточно грамотном взаимодействии с внешней средой собственники бизнеса могут получить более высокую прибыль, например, когда производство продукции стало более клиентоориентированным;

3) операционные риски возникают при совершении торговых операций, а также связаны с операциями по финансированию инвестиций и дивидендными выплатами. Операционному риску подвержены как движение денежных средств, так и уровень прибыли, поскольку при неэффективном развитии бизнеса он становится неконкурентоспособным, не в полном объеме выплачиваются дивиденды. Стоимость бизнеса уменьшается, что приводит к сокращению активности бизнеса и, как следствие, его банкротству. Устойчивость СБ может достигаться при использовании высокотехнологичных ресурсов.

Такая систематизация рисков, которые возникают на каждом этапе функционирования СБ, позволяет осуществить конкретные действия по их прогнозированию и преодолению.

Как известно [7], для того чтобы минимизировать несистематические риски, необходимо выбрать одну или несколько классических тактик, которые предусматривают ряд мер, позволяющих сократить и (или) не допустить разрушающего воздействия рисков на СБ, а именно:

• принять на себя риск - для этого необходимо создавать резервные фонды для осуществления расходов в случае возникновения убытков;

• ликвидация риска - необходимо проводить специальные дополнительные мероприятия, направленные на устранение возникшего риска;

• передача риска или его части - меры, обеспечиваемые страхованием, хеджирование и т. д.;

• минимизация риска - введение предотвращающих мер, таких как, например, организация мониторинга функционирования СБ.

Однако семейный бизнес, находясь в условиях воздействия еще и общего для всех бизнесов предпринимательского риска, может попытаться нивелировать воздействие рисков путем повышения компетентности глав семейных компаний и формирования аналитических компетенций внутри СБ.

Таким образом, важнейшим инструментом повышения устойчивости к рискам в семейных компаниях становится укрепление профессиональных компетенций как в сфере управления, так и в сфере основных технологий ведения бизнеса, что должно позитивно отразиться на конечных экономических результатах и обеспечить устойчивость развития СБ.

Управление отмеченными группами рисков возможно через создание эффективной стратегии прогнозирования и учета, однако зачастую это доступно только крупному семейному бизнесу.

В таблицу 3 сведены описанные выше риски СБ.

Таблица 3

риски, учитываемые в оценке семейного бизнеса

систематические (недиверсифицируемые) риски [7] несистематические (диверсифицируемые) риски

Риски, связанные с политическими решениями Риски, связанные с региональными особенностями рынка объекта Риск возможного изменения соотношения спроса и предложения Риск административных ограничений на использование объекта Риски, связанные с влиянием окружающей среды Риск значительных колебаний цены на сырьевые материалы Отраслевые риски Риски, связанные с инвестициями в определенные виды объектов и др. Замечание. Систематические риски также подразделяются на риски, вызываемые: непредсказуемыми мерами регулирования в сферах законодательства, ценообразования, нормативов, рыночных конъюнктур природными катастрофами и бедствиями (риски форс-мажорных обстоятельств - непреодолимой силы) политическими изменениями преступлениями Риск руководящего состава управления компанией: качество управления Риск недостаточной диверсификации продукции Риск недостаточной диверсификации клиентуры Риск недостаточной диверсификации рынков сбыта Риск конкурентоспобности товаров и услуг и наличие товаров-заменителей Риск финансовой структуры компании (источники финансирования компании) Риски, связанные с ликвидностью Риск прогнозирования уровня прибыли Риск инвестирования в ценные бумаги Риск наследования (переход прав владения бизнесом через поколение) Риски управления (уровень компетентности) Риск утечки кадров и информации (ноу-хау) Риск возникновения конфликтов межу членами семьи Риск перебоев в производстве и системе поставок Риски, связанные с маркетингом Прочие риски

Источник: составлено авторами.

заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день в России нет общепринятой методики стоимостной оценки семейного бизнеса, учитывающей особенности его ведения, как нет общепринятого определения СБ и классификации его видов.

2. Авторами предложено системное определение семейного бизнеса, использующее минимальное количество его базовых характеристик, а также введена сводная классификация видов СБ.

3. Известные из общей теории оценки бизнеса стоимостные факторы не отражают в полной мере особенности семейных компаний, а показывают лишь общее состояние бизнеса на текущую дату. Предложенная авторами система особых стоимостных факторов, которые необходимо учитывать в оценке семейного бизнеса, позволит увеличить точность результата оценки СБ, а значит, существенно улучшить качество оценки такого вида бизнеса.

4. Классификация рисков, учитываемых в оценке бизнеса, дополнена рядом несистематических рисков, свойственных лишь СБ.

5. Проведенное исследование факторов и рисков, которые влияют на стоимостную оценку именно семейного бизнеса, позволяет сделать вывод о том, что при функционировании семейной компании собственники бизнеса, прежде всего, должны учитывать те из них, которые получены в результате анализа рынка и изучения специфических свойств семейных компаний. Это те внешние факторы, которые наиболее значимы при прогнозировании условий для разработки стратегии развития СБ, а также те внутренние факторы, которые характерны для СБ. При анализе отраслевой специфики (условий существования семейной компании в конкретной отрасли) рассмотрение отраслевых факторов позволит отслеживать сравнительную динамику развития семейных бизнесов в различных отраслях.

ИСТОЧНИКИ:

1. Васильев М.В. Критерии и определения семейной фирмы: эволюция взглядов евро-

пейских и российских исследователей // Проблемы теории и практики управления, 2012. - № 7-8.

2. Волков Д.А. Семейный бизнес в России: социально-экономические аспекты управ-

ления. - М.: Креативная экономика, 2012.

3. Волков Д.А. Эмпирическое исследование. Перспективы расширения семейного биз-

неса в России // Экономика, социология и право, 2013. - № 1.

4. Воротилкина А.М. К вопросу о классификации предприятий семейного бизнеса //

Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, 2018. -№ 1(60).

5. Касьяненко Т.Г. Современные проблемы теории оценки бизнеса. - М.: Проспект, 2017.

6. Касьяненко Т.Г., Воротилкина А.М. Эволюция понятия «семейный бизнес» по ис-

следованиям российских и зарубежных ученых // Экономика и управление: проблемы, решения, 2017. - № 2.

7. Касьяненко Т.Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе: Учебник и практикум для маги-

стратуры и академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017.

8. Киршина Н.Р., Лебединский В.И. Особенности оценки стоимости стартапов //

Имущественные отношения в Российской Федерации, 2019. - № 7(214). - doi: 10.24411/2072-4098-2019-10701.

9. Колпин Л. Семейный бизнес от конфликтов к успеху. - Москва: Добрая книга, 2010.

10. Немиленцев М.К. Ценообразование в семейном бизнесе: Диссертация кандидпта экон. наук: 08.00.05: защищена 12.06.2012. - СПб., 2012.

11. Сенчагов В.К. Консолидация финансовых ресурсов государства и бизнеса: возможности и перспективы. Cyberleninka. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/konsolidatsiya-finansovyh-resursov-gosudarstva-i-biznesa-vozmozhnosti-i-perspektivy-1 (дата обращения: 15.02.2018).

12. Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечения населения в малый бизнес (Заключение) // Экономическая социология. - 2003. - № 4. - с. 26-51.

13. Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски. - Москва: Дашков и Ко, 2010. - 3358 с.

14. 15 крупнейших семейных предприятий в мире. Эксперт Онлайн. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2015/07/16/15-bogatejshih-semej-mira (дата обращения: 10.12.2017).

15. Всемирное исследование частного и семейного бизнеса. PwC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/private-companies/family-business/assets/fambiz_ survey_rus_final_comp.pdf (дата обращения: 10.02.2018).

16. Всемирное исследование частного и семейного бизнеса. PwC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/new-site-content/fbs/global-family-business-survey-2016.pdf (дата обращения: 10.02.2018).

17. Astrachan J.H., Alcorn P., Astrachan J.H., Alcorn P. Strider A.K., Kenyon-Rouvinez D., Ward J.L. Family Business. - New York. Palgrave Macmillan, 2005.

REFERENCES:

Astrachan J.H., Alcorn P., Astrachan J.H., Alcorn P. Strider A.K., Kenyon-Rouvinez D.,

Ward J.L. (2005). Family Business New York: Palgrave Macmillan. Chepurenko A.Yu. (2003). Predprinimatelskiy potentsial rossiyskogo obshchestva: analiz i rekomendatsii po sodeystviyu vovlecheniya naseleniya v malyy biznes (Zaklyuchenie) [Entrepreneurial potential of Russian society: analysis and recommendations to encourage involving the population into the small business (Conclusion)]. Economic sociology. 4 (4). (in Russian). Kasyanenko T.G. (2017). Analiz i otsenka riskov v biznese [The analysis and assessment

of risks in business] M.: Yurayt. (in Russian). Kasyanenko T.G. (2017). Sovremennye problemy teorii otsenki biznesa [Modern

problems of the theory of business valuation] M.: Prospekt. (in Russian). Kasyanenko T.G., Vorotilkina A.M. (2017). Evolyutsiya ponyatiya «semeynyy biznes» po issledovaniyam rossiyskikh i zarubezhnyh uchenyh [Evolution of the "family business" concept on research of russian and foreign scientists]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (2). (in Russian). Kirshina N.R., Lebedinskiy V.I. (2019). Osobennosti otsenki stoimosti startapov [Startup valuation specialties]. Property Relations in the Russian Federation. (7(214)). (in Russian). doi: 10.24411/2072-4098-2019-10701. Kolpin L. (2010). Semeynyy biznes ot konfliktov k uspekhu [Family business: from conflicts to success] Moscow: Dobraya kniga. (in Russian).

Nemilentsev M.K. (2012). Tsenoobrazovanie v semeynom biznese [Pricing in the family business] SPb.. (in Russian).

Shnurovozova T.V. (2010). Semeynyy biznes po-russki [Family business in Russian] Moscow: Dashkov i K°. (in Russian).

Vasilev M.V. (2012). Kriterii i opredeleniya semeynoy firmy: evolyutsiya vzglyadov evropeyskikh i rossiyskikh issledovateley [Criteria and definitions of the family firm: the evolution of European and Russian researchers]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (7-8). (in Russian).

Volkov D.A. (2012). Semeynyy biznes v Rossii: sotsialno-ekonomicheskie aspekty upravleniya [Family business in Russia: socio-economic aspects of management] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).

Volkov D.A. (2013). Empiricheskoe issledovanie. Perspektivy rasshireniya semeynogo biznesa v Rossii [An empirical study. The prospects of expanding the family business in Russia]. Economics, sociology and law. (1). (in Russian).

Vorotilkina A.M. (2018). K voprosu o klassifikatsiipredpriyatiy semeynogo biznesa [The question of classification of family business enterprises]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (1(60)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.