Научная статья на тему 'Семейные ценности холостой молодежи (на примере исследования холостой молодежи Пензенской области)'

Семейные ценности холостой молодежи (на примере исследования холостой молодежи Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / СТРАТЕГИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА / FAMILY / TRANSFORMATION / SOCIAL INSTITUTES / YOUTH / VALUABLE INSTALLATIONS / STRATEGY OF STATE FAMILY POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинин Антон Юрьевич

В данной статье представлены результаты авторского исследования семейных ценностей холостой молодежи Пензенской области, влияющих на формирование нового типа семьи в России. Приведены ключевые выводы в отношении корректировки стратегий государственной семейной политики с учетом изменений, наблюдаемых сегодня в ценностных установках холостой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калинин Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGLE YOUTH'S FAMILY VALUES (ON THE EXAMPLE OF PENZA SINGLE YOUTH)

In this article the results of the author's researches concerning family values of Penza single youth influencing a forming of a new type of family in Russia are presented. Key conclusions concerning updating of the state family policy strategy taking into account the changes observed today in youth's valuable installations are resulted here.

Текст научной работы на тему «Семейные ценности холостой молодежи (на примере исследования холостой молодежи Пензенской области)»

УДК 316.421

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ХОЛОСТОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХОЛОСТОЙ МОЛОДЕЖИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Антон Юрьевич Калинин

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия, аспирант кафедры коммуникационного менеджмента, е-таіі: anton_kalinin@list.ru

В данной статье представлены результаты авторского исследования семейных ценностей холостой молодежи Пензенской области, влияющих на формирование нового типа семьи в России. Приведены ключевые выводы в отношении корректировки стратегий государственной семейной политики с учетом изменений, наблюдаемых сегодня в ценностных установках холостой молодежи.

Ключевые слова: семья; трансформация; социальные институты; молодежь; ценностные установки; стратегия семейной политики государства.

В настоящее время все больше исследователей и государственных деятелей говорят о том, что во всем мире (и в нашей стране, в частности) в ходе процесса трансформации социальной структуры особняком стоит процесс трансформации института семьи, что

находит свое отражение во многих аспектах [1-3].

Причем трансформационные процессы в институте семьи характеризуются существенной интенсивностью, что позволяет говорить о формировании семьи совершенно но-

вого, или постиндустриального, типа, характеризующегося, во-первых, изменениями в структуре ценностей холостой и семейной молодежи, во-вторых, изменениями в структуре и функциях самой семьи, а в-третьих, демографическими изменениями, происходящими в обществе. При этом семья остается сильным и мощным социальным институтом, сохраняя свой статус и выполняя основную функцию, возложенную на нее обществом -обеспечение воспроизводства рода.

Трансформационные процессы, приводящие к образованию семьи нового типа, происходят, в свою очередь, под действием различных факторов, которые данные процессы зачастую определяют и направляют.

Если объединить эти факторы в наиболее общие блоки, то их можно выделить следующим образом [4]:

1) внешние (социальные) факторы, направленные на создание благоприятных внешних условий для развития семей. Сюда прежде всего относится государственная поддержка института семьи, детства, отцовства и материнства, а также молодежная политика;

2) внутренние (мировоззренческие) факторы - изменение ценностных ориентаций, установок на семью посредством:

- работы социальных институтов (религия, образование, государственная и общественная пропаганда семейноориентированного образа жизни),

- национальных особенностей, особенностей этнокультурной идентичности и традиций.

В данной статье анализируются внутренние факторы, характеризующиеся изменением семейных ценностей. При этом здесь приводятся результаты социологического исследования, сделанного автором на выборке холостой молодежи Пензенской области.

Исследование проводилось в апреле-июле 2010 г. Объектом исследования, выявляющего современные ценности в отношении семьи, стала молодежь в возрасте от 18 до 32 лет, не состоящая в браке. Выборка составила 400 респондентов, что является достаточным критерием репрезентативности при статистической погрешности в 5 %. Исследование проводилось при помощи метода личного интервью, осуществляемого интер-

вьюером по формализованному бланку сбора данных, который составил 15 вопросов.

Как показывает анализ результатов исследования, большинство опрашиваемых респондентов среди холостой молодежи считает важной демографическую проблему в современном российском обществе (65,8 %), что говорит о том, что ее значимость понимают не только политики и ученые, но и современная молодежь.

Причем если рассматривать соотношения ответов на данный вопрос по признаку пола и возраста, то выясняется, что для самой младшей возрастной группы респондентов демографическая проблема является менее значимой. Возможно, это связано с тем, что уровень социальной рефлексии в более ранних возрастах меньше. Также можно отметить, что наибольшую в выборке важность демографической проблеме придали респонденты средней возрастной группы - 23-27 лет (72,2 %), тогда как самая старшая квота опрашиваемых отметила процент даже меньший, чем средний по всей выборке (63,2 %).

Что же касается соотнесения ответов в зависимости от пола респондентов, то здесь отчетливо можно наблюдать тот факт, что респонденты женского пола характеризуют важность демографической проблемы несколько выше мужчин (71,2 % у женщин против 58,1 % у мужчин), в ответах которых заметное место занимает вариант «затрудняюсь ответить».

На рис. 1 представлены основные факторы, которые, по мнению опрашиваемых респондентов из числа холостой молодежи, характеризуют демографическую проблему в России.

Как видно из рис. 1, основные аспекты демографической проблемы понимаются населением адекватно. А это говорит о том, что научная мысль и политические программы в отношении определения наиболее важных черт, характеризующих демографическую проблему в России, идут в такт с общественным мнением на этот счет. Однако все же аспект, обозначенный в нашем исследовании как главный при рассмотрении демографической проблемы, а именно, «низкая рождаемость», все-таки отодвинут респондентами на второе место, на первое же вышел такой пункт, как «высокая смертность». Проблемы

Вопрос: «Укажите не более 3-х основных факторов, которые, по Вашему мнению, характеризуют демографическую проблему в России»

недостаточная миграция в страну переселенцев, а также бывших сограждан России

свой вариант общее старение населения страны замещение русского населения приезжими мигрантами повышенная смертность от неестественных причин малая средняя продолжительность жизни мужчин и женщин

низкая рождаемость высокая смертность

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

Рис. 1. Факторы, характеризующие демографическую проблему в России с точки зрения холостой молодежи

миграции, судя по всему, респондентов не сильно интересуют, что может свидетельствовать о недостаточном внимании к ним со стороны общества. Отдаленные перспективы демографического кризиса также не слишком интересуют респондентов (лишь 21,9 % опрошенных указали на фактор «общее старение населения страны» как на основной в ряду факторов, характеризующих демографическую проблему).

Основную проблему снижения численности населения страны опрошенные респонденты видят в экономической слабости общества, отсутствии гарантий содержания детей (73,4 %). Неуверенность в будущем, свойственная молодежи, таким образом, стала являться определяющей при формировании ориентации на дальнейшую жизнь, которая, как видим, является в большей степени рациональной. Еще 53,1 % респондентов отметили недостаточную помощь государства отцам, матерям и детям как причину снижения численности населения страны.

Внутренние факторы, под влиянием которых происходит трансформация демографических институтов, поставлены респондентами на второе место после объективносоциальных - отмирание семьи в привычной традиционной форме (28,1 %), а также отсутствие ценностей семьи и детей среди молодежи (37,5 %). Фактор моды на бездетность

относят к причинам снижения численности населения страны 12,5 % опрошенных респондентов. Вариант ответа «объективный характер тенденции, неизбежное следствие развития общества» выбрали всего 9,4 % респондентов. Еще 3,1 % опрошенных отметили свой вариант (среди ответов были, например, такие как «незащищенность граждан», «неуверенность в будущем», «страх за будущее ребенка» и т. д.).

Таким образом, мы видим, что подавляющий процент опрошенных респондентов объясняет процесс снижения численности населения внешними причинами (и, прежде всего, недостаточной работой общественных институтов), сознательно стараясь не замечать собственной субъективной роли в процессе воспроизводства (которая в традиционных обществах являлась, безусловно, определяющей). Другими словами, происходит перекладывание личной ответственности за демографические процессы на общественные институты. Это говорит, с одной стороны, об увеличивающейся роли экономических и политических институтов, а с другой - о росте отчужденности субъекта репродуктивных отношений от общемировых процессов. Другими словами, большинство опрашиваемых респондентов из среды холостой молодежи, таким образом, не соотносит собственное «я» с ответственностью за

негативные процессы в обществе, на что нужно обратить внимание.

Исследование также показало, что 53,1 % опрошенных респондентов оптимистично смотрят в будущее, утвердительно отвечая на вопрос бланка интервью, содержащего формулировку «Как Вы считаете, способно ли общество на современном этапе найти способы выхода страны из демографического кризиса?». Ответили утвердительно, но при этом указали необходимые, по их мнению, условия позитивного решения демографической проблемы еще 14,1 % опрошенных. Однако 28,1 % опрошенных респондентов среди холостой молодежи указали, что на сегодняшнем этапе не видят благополучного решения демографической проблемы. Еще 4,7 % опрошенных затруднились ответить на вопрос. Что касается распределения ответов на данный вопрос по признаку пола, то исследование показало, что наибольшими оптимистами являются респонденты самой младшей возрастной группы 18-22 лет (суммарно 71,2 % опрошенных респондентов из этой возрастной группы указали варианты ответов «да» и «да, при условии что...»), с увеличением возраста респондентов процент начинает уменьшаться.

Представители холостой молодежи при ответе на вопрос исследования о том, почему они не смогли до сих пор создать семью, в наибольшем числе случаев в качестве основной мотивировки такому своему поведению назвали собственную молодость, высказались, что «время еще не подошло» (25,7 % от всех опрошенных респондентов).

Таким образом, основной причиной, почему несемейная молодежь не стремится создавать семью, является, в наиболее общем смысле, психологическая, моральная и материальная неготовность к такому шагу. Причем в основном это проблема как раз внутреннего толка, у молодежи нет четких ценностных ориентаций на семью. Отсюда и стремление реализоваться в других областях жизнедеятельности (работа, карьера, творчество), и придание такого веса фактору молодости и неопытности, и отсутствие желания вообще заводить семью (процент упоминаний последнего варианта и вовсе пугает -10,1 % опрошенных, как показало исследование, не желает создавать семью в принципе). Внешние причины (материальное благо-

получие, уверенность в будущем, стабильность в обществе, разрешенные жилищные условия) уже отодвигаются на второй план, поэтому можно констатировать, что проблема вовсе не в отсутствии социально-экономических условий для развития семьи, а именно в ценностях молодежи, которые по разным причинам не настраивают молодежь к положительному в демографическом плане отношению к институту семьи.

Как выяснилось, среднее количество детей, которое желают иметь представители несемейной молодежи в дальнейшей своей жизни при наступлении идеальных условий = 2,08. Как видим, даже при наступлении идеальных условий современная несемейная молодежь даже в планах желает иметь меньше детей, чем необходимо для нормального общественного воспроизводства.

Исследование также показало, что с возрастом у респондентов также меняются представления о желаемом количестве детей. Так, среди несемейной молодежи наибольший процент (85 %) желающих иметь 2-х детей наблюдается в возрастной группе 18-22 лет, наибольший процент желающих иметь 3-х и более детей (28,6 %) - в возрастной группе 23-27 лет, а наибольший процент желающих иметь одного ребенка (18,2 %) - в возрастной группе 28-32 лет.

У подавляющего большинства опрошенных респондентов (84,4 %), как показало исследование, имеются друзья с полными семьями с детьми. Сразу за этим следовал вопрос, в котором респондентам предлагалось дать оценку знакомым им семьям по критерию благополучности. Как выяснилось, подавляющее большинство среди тех, кто утвердительно ответил на предыдущий вопрос интервью, указали вариант «благополучны, но имеют некоторые проблемы» (70,4 % опрошенных респондентов). Вариант «в целом, благополучны» указали 27,8 % респондентов. Вариант ответа «в целом, неблагополучны» отметили всего 1,9 % опрошенных. Можно сказать о том, что семьи, с которыми близко знакомы опрошенные респонденты, не являются для них полностью референтными.

Вопрос о том, считают ли опрошенные создание семьи необходимым этапом в жизни, повлек однозначную положительную оценку. 93,8 % опрошенных считают созда-

ние семьи важным этапом жизни, что говорит о целостности собственно института семьи, его высокой ценности в жизни общества как гаранта демографического развития и реализации некоторых других важных социальных функций.

В ближайшие год-два планирует создать семью 40,6 % опрошенных в исследовании респондентов; в ближайшие 3-5 лет - 34,4 %; не ранее, чем в ближайшие 5 лет - 9,4 %, никогда - 1,6 % опрошенных. Еще 14,1 % затруднились ответить на данный вопрос. Представленные данные в целом свидетельствуют о довольно положительном настрое молодежи на создание семьи в самое ближайшее время, что можно воспринимать как положительный итог семейной политики, проводимой на текущем этапе.

Отношение к роли института семьи в обществе у несемейной молодежи остается в целом достаточно консервативным, что еще раз подтверждает наш тезис о незыблемости и непоколебимости семьи как социального института в современном обществе: с высказыванием «семья - ячейка общества» полностью согласились 75,8 % опрошенных.

Также отчетливые тенденции во мнениях респондентов наблюдаются при утвердительных ответах на высказывания: «в семье закладывается здоровое будущее всей страны» (72,1 % полностью согласились с данным высказыванием), «в семье муж и жена всегда должны любить друг друга» (81,0 %), при этом утвердительные в большинстве своем ответы на данное высказывание говорят о тенденции детерминированности семьи любовью в первую очередь, а не другими причинами (например, экономическими или бытовыми), а любовь является одной из основных причин вступления в брак.

Практически полное несогласие было проявлено респондентами по отношению к высказыванию «многодетные семьи - несчастливые» (с этим высказыванием категорически не согласились 79,4 % опрошенных). Это говорит о том, что в целом к многодетным семьям молодежь относится положительно, нет явного негатива в ценностном восприятии понятия «многодетная семья», что может являться свидетельством успешных мер, предпринимаемых государством в отношении многодетных семей. Не столь однозначной является оценка многодетных

семей по критерию бедности. Как показал анализ результатов наших исследований, лишь 39,7 % опрошенной молодежи не согласились с высказыванием о том, что «многодетные семьи - бедные». В большинстве же своем в ответах на данное высказывание преобладает вариант «частично согласен». Так что образ многодетной семьи в сознании опрошенных респондентов можно охарактеризовать как «скорее бедные, но все же не несчастные». Отсюда можно сделать вывод: позиционирование многодетной семьи как преуспевающей и благодаря численности способной много зарабатывать - ключевой фактор в формировании успешного образа многодетной семьи в сознании населения.

Также практически полное единодушие во мнениях наблюдается в несогласии с довольно красноречивым высказыванием «семья - добровольная тюрьма!». У 85,7 % опрошенной несемейной молодежи.

В остальных же высказываниях все не так однозначно. Если такие высказывания, как «у семьи в том виде, в котором она существует сегодня, нет будущего», «содержание детей обходится дорого», «семья без детей -не семья» имеют в ответах респондентов все же более-менее однозначную и скорее традиционно ценностную оценку, то многие из высказываний содержат практически в равной степени противоречивые мнения.

В частности, исследование показало, что мнения респондентов разделились практически поровну в ответе на высказывание «семья препятствует карьерному росту», откуда можно сделать вывод, что это является в 50 % случаев сдерживающим фактором, оттягивающим сроки создания семьи.

С утверждением «семья - это модно» не согласно большинство опрашиваемых респондентов, что говорит о том, что ценности семьи в понимании молодежи состоят в традиционных смыслах.

Большинство опрашиваемых респондентов (52,4 %) считает также, что содержание детей обходится дорого. Оценка ответов на высказывание «семья без детей - не семья» говорит о том, что лишь 65 % опрошенных респондентов полностью утвердительно отвечают на данный вопрос. Большинство опрошенных также считает, что «государство не заботится о семьях», не согласны с этим ут-

верждением только 4,8 % опрошенных респондентов, не имеющих собственной семьи.

Высказывание «содержать больше одного ребенка - непосильная ноша» в общем и целом вызвало несогласие в среде опрашиваемых респондентов. Лишь 4,8 % опрошенной несемейной молодежи соглашаются с данным высказыванием и 69,9 % категорически не соглашаются.

Весьма интересное мнение респонденты высказали по отношению к гражданскому браку. Исследование выявило, что потенциал у гражданского брака в России достаточно высокий. А именно, если сейчас статистика говорит о доле в 72 % детей [5], рожденных в зарегистрированном браке, то в дальнейшем, если основываться на ответах респондентов, этот процент вполне может снизиться до

62.5 %, а затем и вовсе до 52,4 %. Молодежь достаточно толерантно относится к гражданскому браку, и его вполне можно назвать одной из характерных черт новой формы института семьи.

Важным в понимании ценностей института семьи в обществе является оценка мнений респондентов о добрачных половых связях. При повсеместной их распространенности неудивительно, что большинство (или

63.5 % опрошенных) полностью согласилось с утверждением «добрачные половые связи -норма вещей».

Исследование также показало, что в случае соотнесения ответов о желаемом количестве детей при наступлении идеальных условий с образованием респондентов имеет место тенденция: чем выше уровень образования, тем больше осознаваемая потребность в детях (для сравнения, 22,2 % респондентов с высшим образованием желают иметь 3-х и более детей при наступлении идеальных условий, тогда как этот процент для людей со средним специальным образованием составляет всего 12,5 %).

Таким образом, в результате проведенного автором социологического исследования можно сделать ряд ключевых выводов.

Во-первых, исследование обозначило основные тенденции изменения семейных ценностных ориентаций молодежи, которые выражаются в следующем:

- одобрение гражданских браков или в меньшей мере отсутствие негативного к ним отношения;

- в первую очередь, требования экономической стабильности, а также поддержки со стороны государства, необходимые для благоприятного развития семьи;

- демографический оптимизм;

- отношение к многодетным семьям как бедным, но не несчастным;

- осознание важности демографической проблемы на социальном уровне;

- приписывание большей степени ответственности за семью государству, а не себе;

- ориентация на создание семьи, и при этом на создание ее в самое ближайшее время;

- семья воспринимается немодной, дорогой, любящей, не до конца самостоятельной и зависящей от государства;

- имеет место отчужденность субъекта репродуктивных отношений от общественных процессов;

- ценности достижения карьерного благополучия находятся в иерархии ценностей опрошенной молодежи выше, чем ценности семьи;

- любовь - одна из основных причин вступления в брак.

Во-вторых, исследование показало, что современные ценности молодежи включают в себя устойчивые установки на семью как социальный институт, институциональный статус которого является довольно прочным.

В-третьих, исследование показало, что современная молодежь осознает значимость демографического кризиса в стране, однако это осознание все-таки несколько поверхностное, и вот глубины понимания проблемы, по нашему убеждению, как раз недостает молодежи для того, чтобы начать активно реализовывать репродуктивный потенциал.

В-четвертых, исследование показало, что высокое образование - критерий большой демографической сознательности.

В-пятых, исследование обозначило основные направление для возможной корректировки стратегии государственной социальной семейной политики, ориентированной на пропаганду семейно-ориентированного поведения у холостой молодежи Пензенской области.

1. Крайне важным является выделение семейной политики в самостоятельное направление в рамках социальной политики государства.

2. Деление стратегий в отношении семьи на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные - еще одна, по нашему мнению, важная организационная мера, которую необходимо сделать для улучшения эффективности мер государственной поддержки семей.

3. Ключевой целью семейной политики

государства, на наш взгляд, должно стать формирование семейно-ориентированных

ценностей у молодежи, неизбежным положительным следствием чего, как показало наше исследование, станет формирование ребенкоориентированного поведения.

4. Для более эффективной реализации государственной семейной политики региональные меры должны дополнять федеральные, в федеральных концепциях поддержки и развития семей при разработке конкретных мер должно быть четко оговорено поле для самостоятельных действий регионов, частично субсидируемых федеральным бюджетом.

5. Должен, на наш взгляд, вестись учет при реализации мер социальной поддержки семей социально-демографических параметров семьи (вид семьи, стаж семейной жизни, количество детей, уровень образования). При этом под каждую группу стоит формировать свою стратегию и свои программы.

6. Формирование позитивного мнения о многодетных семьях как о финансово успешных - важная социальная стратегическая задача.

7. Еще одна такая задача - формирование примеров успешной семьи и повышение ее престижа посредством работы с общественным мнением.

8. В свою очередь, на наш взгляд, в обособленной семейной политике государства должно выделяться одно поднаправление, которое должно быть достаточно самостоятельным. Это направление носит название «молодежная семейная политика».

1. Демографическое развитие России в XXI веке / под ред. Г.В. Осипова, Л. Л. Рыбаковско-го. М., 2009.

2. Михеева А.Р. Семья, родительство: социологические и демографические аспекты. Новосибирск, 2001.

3. Саттеруэйт М. Россия, застрявшая в переходе // Экспрет. 2006. № 35 (529).

4. Калинин А.Ю. Факторы формирования нового типа семьи в современной России // Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы 9 Всероссийской научнопрактической конференции: сборник статей. Пенза, 2010. С. 58-64.

5. Данные официальной демографической ста-

тистики. Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. иКЬ: Шр://

www.gks.ru (дата обращения: 01.10.2010).

Поступила в редакцию 22.09.2010 г.

UDC 316.421

SINGLE YOUTH’S FAMILY VALUES (ON THE EXAMPLE OF PENZA SINGLE YOUTH)

Anton Yuryevich Kalinin, Penza State University, Penza, Russia, Post-graduate Student of Communication Management Department, e-mail: anton_kalinin@list.ru

In this article the results of the author's researches concerning family values of Penza single youth influencing a forming of a new type of family in Russia are presented. Key conclusions concerning updating of the state family policy strategy taking into account the changes observed today in youth’s valuable installations are resulted here.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: family; transformation; social institutes; youth; valuable installations; strategy of state family policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.