Научная статья на тему 'Семейные проблемы воспитателей разных возрастных групп'

Семейные проблемы воспитателей разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛИ / ВОЗРАСТ / СЕМЬЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / НЕПОНИМАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / EDUCATORS / AGE / FAMILY / RELATIONSHIPS / MISUNDERSTANDING / PSYCHOLOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соколова Эмилия Александровна

В статье показаны семейные проблемы в понимании воспитателей разного возраста: до 24 лет, от 25 до 34 лет, от 35 до 44 лет и старше 45 лет. Во всех возрастных подгруппах отмечается значительное количество семейных проблем, среди которых наиболее значимыми являются проблемы взаимоотношений. Полученные результаты указывают на необходимость дифференцированной в зависимости от возраста психологической помощи воспитателями в решении и профилактике семейных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соколова Эмилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family problems among educators of different age groups

The article shows family problems in the understanding of educators of different ages: under 24 ears, from 25 to 34, from 35 to 44 and over 45. In all age subgroups there is a significant number of family problems, among which the most significant are the problems of relationships. The results indicate the need for differentiated depending on the age of psychological care by educators in the solution and prevention of family problems.

Текст научной работы на тему «Семейные проблемы воспитателей разных возрастных групп»

Сведения об авторах: Савченков Алексей Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: alex2107@mail.ru

Забродина Инга Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Email: zabrodinaiv@cspu.ru

Information about the authors: Savchenkov Alexey Viktorovich,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Training Teachers of Vocational

Training and Subject Methodologies,

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

Email: alex2107@mail.ru

Zabrodina Inga Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru

УДК 151.8:316 ББК 88.374:60.550.35

Э.А. Соколова

семейные проблемы воспитателей разных возрастных групп

В статье показаны семейные проблемы в понимании воспитателей разного возраста: до 24 лет, от 25 до 34 лет, от 35 до 44 лет и старше 45 лет. Во всех возрастных подгруппах отмечается значительное количество семейных проблем, среди которых наиболее значимыми являются проблемы взаимоотношений. Полученные результаты указывают на необходимость дифференцированной в зависимости от возраста психологической помощи воспитателями в решении и профилактике семейных проблем.

Ключевые слова: воспитатели, возраст, семья, взаимоотношения, непонимание, психологические проблемы.

E.A. Sokolovа

family problems among educators of different age groups

ro m о

о

О

О <

О

The article shows family problems in the understanding of educators of different ages: under 24 ears, from 25 to 34, from 35 to 44 and over 45. In all age subgroups there is a significant number of family problems, among which the most significant are the problems of relationships. The results indicate the need for differentiated depending on the age of psychological care by educators in the solution and prevention of family problems.

Key words: educators, age, family, relationships, misunderstanding, psychological problems.

Родители, доверяя детей детскому дошкольному учреждению, рассчитывают, что воспитатели все свое рабочее время будут уделять взаимодействию с детьми и решать вопросы воспитания. Однако воспитатели - это такие же люди, как и все остальные. У них, как и других людей возникают различные проблемы. Не всегда эти проблемы связаны с производственной деятельностью. Это могут быть и семейные проблемы. В современных исследованиях констатируется, что семейные проблемы относятся к числу наиболее важных [6]. Это значит, что человек будет переживать из-за этих проблем, думать о них. Если у воспитателя имеется ряд нерешенных семейных проблем, то внимание его будет переключаться на эти проблемы, и он не в полной мере сможет заниматься своей профессиональной деятельностью. Это может отразиться на детях, с которыми воспитатели работают.

Семейные проблемы воспитателей представлены в современных исследованиях [4]. Однако для воспитателей разного возраста эти проблемы тоже разные. Они связаны как с созданием семьи, так и с разными функциями семьи в разные периоды ее существования [6]. Семейные проблемы воспитателей разного возраста недостаточно изучены.

Помочь воспитателю в решении его проблем сможет психолог детского сада, но для этого нужно установить эти проблемы. Помощь психолога воспитателю в решении семейных проблем поможет воспитателю в большей степени сосредоточиться на своей профессиональной деятельности.

Указанные аргументы послужили основанием для проведения обследования понимания собственных семейных проблем воспитателями разного возрас-

та, а также используемых ими способов решения указанных проблем.

Целью исследования является установление особенностей семейных проблем воспитателей разного возраста. Метод - эмпирическое исследование с помощью анкеты. Методологической основой исследования был субъектный подход, согласно которому человек сам определяет, какая ситуация или среда для него является психотравмирующей, и какие при этом у него возникают проблемы. Он сам оценивает их значимость для себя, сам их переживает, сам ищет пути решения этих проблем или сосуществования с ними, сам их реализует.

Воспитателям предлагалось ответить на вопросы, есть ли у них проблемы общения в семье, и какие это проблемы.

Исследование было добровольным и анонимным. Выборка включала 90 человек воспитателей разного возраста, среди которых 89 человек - женщины и 1 человек - мужчина. Результаты исследования обрабатывались методом контент-анализа, в результате которого были получены конструкты понимания воспитателями своих семейных проблем.

На следующем этапе исследования общая группа респондентов была разделена на подгруппы разного возраста: до 25 лет - 29 человек, от 26 до 34 лет -22 человека, от 35 до 44 лет - 28 человек, и подгруппа в возрасте 45 лет и старше -10 человек.

Результаты исследования были представлены в номинативной шкале. Определялась частота высказанных мнений (в %) каждой из проблем в каждой возрастной подгруппе. Результаты исследования представлены в таблице 1. Наиболее значимые проблемы с частотой встречаемости 20 % и более были выделены жирным шрифтом.

Табл. 1. Семейные проблемы в понимании воспитателей разного возраста

Конструкты по семейным проблемам Частота мнений воспитателей относительно собственных семейных проблем (в %)

Подгруппы воспитателей по возрасту до 25 лет 25-34 года 35-44 года 45 и старше Общая группа

1 2 3 4 5 6

Есть или иногда возникают семейные проблемы 68,9 54,5 67,8 50 63,3

с

с

>.

><

.а X I-

о

го ^

со

о

ш

><

-О X

со

го

Ф

с; си I-

го

I-^

с

о о ей

ф

£

о ^

с

ф

XI X

ф о

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

Проблемы непонимания 44,8 13,6 21,4 10 25,6

Проблемы взаимоотношений 10,3 9,1 17,8 10 12,2

Взаимоотношения с мужем или отцом 6,9 4,5 10,7 10 7,8

Взаимоотношения с матерью 6,9 4,5 7,1 10 6,7

Проблемы отношений с сыном, в т.ч. 18-летним сыном или сыном-подростком 0 0 10,7 20 5,6

Проблемы взаимоотношений с родителями 24,1 9,1 7,1 0 12,2

Проблемы воспитания детей 6,9 13,6 10,7 0 8,9

Отношения с ребенком 0 9,1 14,3 10 7,8

го ш

о ^

о ¡£ о

О <

О

Из представленной таблицы 1 видно, что воспитатели, в основном, указывали не на проблемы общения, а на проблемы взаимоотношений и на другие проблемы в семье. Там, где респонденты указывали конкретно, с кем имеются проблемы взаимоотношений - они выделялись в отдельные конструкты. Там, где проблемы не указывались - они вошли в конструкт «проблемы взаимоотношений». В конструкт «проблемы взаимоотношений» (табл. 1) вошли также единичные мнения о нарушении взаимоотношений в ситуации развода и после развода.

В конструкт «проблемы взаимоотношений с родителями» (табл. 1) были включены единичные мнения о проблемах взаимоотношений с бабушкой, свекровью и о проблеме недостатка любви.

В конструкт «проблемы воспитания детей» (табл. 1) были включены мнения о разных взглядах членов семьи на воспитание.

Проблемы взаимоотношений с отцом и матерью (табл. 1) носят, скорее всего, застарелый характер и длительно не решаются. Возможно, модель взаимоотношений с мужем формируется на основе модели взаимоотношений с отцом, поэтому мнения о проблемах взаимоотношений с мужем и проблемах взаимоотношений с отцом были объединены в общий конструкт.

Причины проблем взаимоотношений с матерью воспитателей разного возраста не раскрыты группой воспитателей.

Учитывая довольно значительное количество мнений по проблемам взаимоотношений с сыном у подгрупп старшего возраста (табл. 1), мнения по этим проблемам нами были выделены в отдельный конструкт. Проблемы взаимоотношений с сыном можно объяснить по-разному.

Во-первых, наличием профессиональной деформации воспитателя [1; 5]. Как пишет Г.В. Солдатова, «под профессиональной деформацией следует понимать только негативные изменения, происходящие в результате осуществления профессиональной деятельности, оказывающие негативное влияние как на процесс и результат самой деятельности, так и другие аспекты жизни специалиста» [5, с. 67]. Г.В. Солдатова, ссылаясь на мнение других авторов, указывает, что одним изпоследствийпрофессиональнойдефор-мации является появление стереотипов профессионального поведения [5, с. 67], и при этом существует «возможность "переноса" профессионального поведения на внепрофессиональные сферы» [5, с. 70]. При профессиональной деформации возможно и формирование стереотипов профессионального общения. Воспитатель, скорее всего, не осознает, что общается с сыном-подростком или 18-лет-

ним сыном, и общается с ним как с дошкольниками в детском саду. Понятно, что это создает проблемы в общении, так как вызывает протест со стороны сына, который уже чувствует себя взрослым.

Во-вторых, недостаточным уровнем рефлексии воспитателей, имеющих указанные проблемы.

В-третьих, как пишет А.Ю. Малено-ва, «критичность ситуации обусловлена неготовностью и нежеланием старшего поколения "отпускать", «отдавать» обществу свое потомство, которое, в свою очередь, напротив, стремится к эмансипации и автономии от родителей, с их обостряющейся заботой и опекой» [2, с. 75]. «Особенно остро стрессор воспринимается женщинами, которым предстоит расстаться с сыновьями» [2, с. 84].

В статье А.Ю. Маленовой речь идет о взрослеющих детях и их возможной сепарации [2]. В нашем исследовании речь идет о взаимоотношениях с сыновьями разных возрастов. Возможно, матери предполагают сепарацию сыновей в будущем, и им хочется, чтобы их сыновья как можно дольше оставались маленькими. Скорее всего, все три фактора играют свою роль в возникновении указанных проблем.

Из этого вытекает необходимость при работе с воспитателями этой возрастной группы:

• развитие рефлексии у воспитателя при оказании ему психологической помощи в решении проблем взаимоотношений с сыном-подростком;

• формирование у воспитателей навыков бесконфликтного общения;

• расширение знаний воспитателей по особенностям подросткового и юношеского возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения достоверности различий семейных проблем воспитателей разного возраста использовался метод углового преобразования Фишера [3]. Было установлено, что подгруппа в возрасте до 25 лет имеет больше проблем непонимания в семье (табл. 1) по сравнению с подгруппой возраста от 25 до 34 лет (р< 0,005), подгруппой возраста

от 35 до 44 лет (р< 0,05), и общей подгруппой (р< 0,05). Женщины возраста до 25 лет, имеющие проблемы непонимания, либо проживают с родителями, либо недавно начали собственную семейную жизнь. Если у них еще нет собственной семьи, то можно предположить, что проблемы непонимания с родителями имеют застарелый характер. Это косвенно подтверждается и тем, что у подгруппы возраста до 25 лет больше проблем взаимоотношений с родителями (табл. 1) по сравнению с подгруппой от 35 до 44 лет (р< 0,01). Если у женщины появилась собственная семья, то проблемы непонимания связаны с адаптацией по характерологическим особенностям супругов. Сравнение проблем непонимания в семье (табл. 1) между подгруппами разного возраста показывает, что с возрастом количество проблем непонимания в семье уменьшается.

Понимание - один из факторов, влияющий на взаимоотношения, но не единственный, иначе взаимоотношения в семье с возрастом бы улучшались. Однако этого не происходит. Было установлено общее количество проблем взаимоотношений в подгруппах разного возраста, представленных в таблице 1. Оно включало: конкретно не обозначенные респондентами проблемы взаимоотношений воспитателя («проблемы взаимоотношений»), проблемы взаимоотношений воспитателя с матерью и отцом, детьми и родителями, представленные в таблице 1. Общее количество проблем взаимоотношений для подгруппы воспитателей в возрасте до 25 лет составляет 48,3 %. Для подгруппы воспитателей в возрасте 25-34 года - 36,4 %; 35-44 года - 67,9 %; в возрасте 45 лет и старше - 60 %; и для воспитателей общей группы - 52,2 %. Полученные результаты показывают, что у всех подгрупп воспитателей разного возраста, а также у общей подгруппы имеется значительное количество проблем взаимоотношений в семье. Чаще всего проблемы взаимоотношений встречаются в подгруппе от 35 до 44 лет по сравнению с подгруппой от 25 до 34 лет (р< 0,012).

с

с

>.

><

.а X I-

о

го ^

со

о

ш

><

-О X

со

го

Ф

с;

ф

I-

го

I-^

с

о о ей

ф

£

о ^

с

ф

XI X

ф о

У воспитателей возраста от 25 до 34 лет, от 35 до 44 лет и воспитателей возраста старше 45 лет достоверность различий по частоте различных семейных проблем между собой и с общей группой выявлено не было. Это свидетельствует о том, что проблемы взаимоотношений, а также проблемы взаимоотношений с разными членами семьи сохраняются у воспитателей во всех возрастных группах.

Для общей группы наиболее значимыми проблемами являются проблемы непонимания и взаимоотношений с разными членами семьи (табл. 1).

Для подгруппы воспитателей возраста до 25 лет наиболее значимыми являются проблемы непонимания и проблемы взаимоотношений с родителями (табл. 1). Для подгруппы возраста от 25 до 34 лет наиболее значимые семейные проблемы не выделяются (табл. 1). Подгруппа от 25 до 34 лет является самой благополучной по семейным проблемам. Для подгруппы возраста от 35 до 44 лет наиболее значимыми проблемами являются проблемы непонимания (табл. 1). Проблем непонимания у этой возрастной группы меньше, чем у подгруппы возраста до 25 лет, но они встречаются достаточно часто и требуют оказания психологической помощи. Для подгруппы возраста 45 лет и старше наиболее значимыми являются проблемы отноше-

ний с сыном, в т.ч. 18-летним сыном или сыном-подростком (табл. 1).

Для подгруппы возраста до 25 лет работа психолога имеет своей целью улучшение взаимопонимания в семье и улучшение взаимоотношений с родителями. Для подгрупп возраста от 35 до 44 лет и 45 лет и старше целью работы психолога может стать улучшение взаимоотношений воспитателей с взрослеющими сыновьями.

Выводы:

1. У воспитателей разных возрастных групп имеется значительное количество семейных проблем, среди которых значимое место занимают проблемы взаимоотношений.

2. Все группы воспитателей нуждаются в психологической помощи, цель которой - улучшить взаимоотношения в семье.

3. В зависимости от возраста направления работы психолога при оказании помощи воспитателям в решении и профилактике семейных проблем будет отличаться.

Проведенное исследование позволило установить своеобразие семейных проблем воспитателей разного возраста, и предложить дифференцированные рекомендации по работе психолога с воспитателями каждой из возрастных подгрупп.

го ш

о ^

о ¡£ о

О <

О

Библиографический список

1. Корытова, Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности [Текст] / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2014. - № 1 (142). - С. 13-20.

2. Маленова, А.Ю. Особенности совладания матерей с ситуацией сепарации взрослеющих детей: гендерный аспект [Текст] / А.Ю. Маленова // Психология в вузе. - 2013. - № 1. - С. 73-84.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. -СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

4. Соколова, Э.А. Психологические проблемы воспитателей [Текст] / Э.А. Соколова // Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. статей. - Вып. 5. В 2 ч. / под ред.: О.С. Попова (отв. ред.) [и др.]. - Минск: РИПО, РиЬ1., 2015. - Часть 2. - С. 221-226.

5. Солдатова, Г.В. Феномен профессиональных деформаций в психологии [Текст] / Г.В. Сол-датова // Вестник Псковского государственного университета Серия «Психолого-педагогические науки». - 2015. - № 2. - С. 65-79.

6. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.

Referencеs

1. Korytova G.S. Proffessional deformation of the personality in pedagogical activity. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2014. No. 1 (142). P. 13-20. [in Russian].

2. Malenova A.Yu. Features of mothers coping with the situation of separation of maturing children: the gender aspect. Psychology in the university, 2013. No. 1. P. 73-84. [in Russian].

3. Sidorenko E.V. Methods of mathematical processing in psychology. SPb.: Rech, 2004. P. 350. [in Russian].

4. Sokolova E.A. Psychological problems of educators. Psychological support of the educational process: Comp. sci. articles. Issue. 5. In 2parts. / Under the ed.: O.S. Popova (editorial editors) [and others]. Minsk: RIPO, 2015. Part 2. P. 221-226. [in Russian].

5. Soldatova G.V. The Phenomenon of occupational strain in psychology. Vestnik Pskovskogo go-sudarstvennogo universiteta. Seriya «Psikhologo-pedagogicheskiye nauki», 2015. No. 2. P. 65- 79. [in Russian].

6. Eidemiller E.G, Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Family diagnosis and family psychotherapy. SPb.: Rech, 2005. P. 336. [in Russian].

Сведения об авторе:

Соколова Эмилия Александровна,

кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры психологии, факультет психологии и педагогики, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь. ЕтаИ: emiliasokolova@yandex.ru

Information about the author: Sokolova Emilia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Medical), Academic Title of Associate Professor, Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogies, Gomel State University of Fr. Scorina, Gomel, Belarus.

E-mail: emiliasokolova@yandex.ru

с

с

*

.0 X I-

o ro

to

о

ca *

.0 X

to

ro

s Ф

tu Ira Is с о о ca

ф

£ о œ

с

ф

.0 X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.