Научная статья на тему 'СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ НА ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ'

СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ НА ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейные клубы / клубы трезвости / церковные приходы / семейное воспитание / алкоголизм / зависимости / семья как малая церковь

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гусев Георгий Витальевич

В статье представлена история развития и современное состояние семейных клубов в России. Семейные клубы в России действуют в ограде Церкви, являясь частью церковной работы с семьей. Они могут стать неоценимой помощью Церкви в решении прихожанами самой главной семейной задачи — построении семьи как малой церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гусев Георгий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ НА ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ»

УДК 271.2:371.833.1

Гусев Георгий Витальевич (Москва)

СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ НА ЦЕРКОВНЫХ ПРИХОДАХ

Аннотация: В статье представлена история развития и современное состояние семейных клубов в России. Семейные клубы в России действуют в ограде Церкви, являясь частью церковной работы с семьей. Они могут стать неоценимой помощью Церкви в решении прихожанами самой главной семейной задачи — построении семьи как малой церкви.

Ключевые слова: семейные клубы, клубы трезвости, церковные приходы, семейное воспитание, алкоголизм, зависимости, семья как малая церковь.

Первая семья жила в раю и была безгрешна (Быт. 2, 2225). После «великой мировой катастрофы» (Троицкий. 2015. С. 5) прародители наши Адам и Ева вступили на путь познания добра и зла на опыте. Этот путь продолжается и поныне и касается всех сторон человеческой жизни, в том числе и жизни семейной. Семья — «этот остаток рая на земле и источник всякой радости... часто, слишком часто превращается в одно из отделений Дантова ада» (Троицкий. 2015. С. 224).

Но и после грехопадения Божий замысел относительно брака продолжал оставаться нормой и образцом отношений между мужчиной и женщиной. Хранителем идеала райской семьи тысячелетия была новозаветная Церковь. «Браком начинается история Церкви в раю, браком начинается и история Церкви новозаветной» (Троицкий. 2015. С. 93). Свт. Иоанн Златоуст называет прямо и точно семью

«малой церковью» (Беседа 20, 3 на послание к Ефесянам). «Семья была именно тем островом, который не захлестывали волны греха» (Троицкий. 2015. С. 92).

Однако, если «Древняя Церковь под браком разумела не момент его заключения, а всю брачную жизнь, и прежде всего цель брака, ту задачу, которую супруги должны решать в течение всей своей брачной жизни», то «для духовенства более позднего времени иногда сущностью брака является венчание, а взаимные отношения супругов выпали из сферы церковных интересов... Поэтому-то постепенно Церковь потеряла влияние на семейную жизнь» (Троицкий. 2015. С. 221-222).

В XX веке проблемами семьи занялась наука (Сорокин. 1916, 1997). В 1916 году классик русской и американской социологии П. А. Сорокин опубликовал статью «Кризис современной семьи» (в 1997 году она была перепечатана в Вестнике Московского Университета). Показателями кризиса семьи П. А. Сорокин считал рост разводов, уменьшение числа браков, рост внебрачных союзов мужчины и женщины, рост проституции, уничтожение религиозных основ брака, ослабление охраны брака государством, утрату семьей ее учительски-воспитательной роли и приобретение этой роли обществом и государством, распад семьи как хозяйственной единицы.

Статья эта появилась на волне интереса русского общества к вопросам семейного воспитания. В декабре 1912 — январе 1913 гг. в Петербурге прошел I Всероссийский Съезд по вопросам семейного воспитания (I Всероссийский Съезд по вопросам семейного воспитания. 1913), собравший представителей педагогических и просветительских организаций всей России. В программу Съезда был включен вопрос об учреждениях, помогающих семье в воспитании. В числе этих учреждений были названы клубы. Нам удалось найти в РГБ годичный отчет Родительского клуба (Замоскворецкий Родительский Клуб за первый год своего существования 1910-1911 г.) и Уставы еще трех Родительских клубов, орга-

низованных с 1906 по 1910 гг. в Москве (Уставы родительских клубов. 1906, 1909, 1910). Все они ставили своей целью содействовать родителям в теоретическом и практическом разрешении вопросов, связанных с воспитанием и образованием детей.

С годами семейный клуб становится все более популярным местом сотрудничества для людей, желающих совместно решать свои семейные проблемы. Поэтому «в больших и средних городах нашей страны на протяжении нескольких десятилетий, то усиливаясь, то затухая, волнообразно развиваются родительские и семейные клубы, межсемейные объединения» (Ачильдиева, Леушкина. 1992. С. 90). Десятки семейных клубов действуют в детских садах (Баранова, 1993; Галко, 2003; Кораблина, Полковникова, 2010), школах (Молева, 2014), учреждениях дополнительного образования (Болотова, 2009), детских лагерях отдыха (Порожский, Бабкина. 2017), на церковных приходах (Бабурин. 2008) и ставят перед собой разные цели: помочь семье в социализации детей (Галко. 2003), их умственном и физическом развитии (Баранова. 1993), формировании духовно-нравственных ценностей (Кораблина, Полковникова. 2010; Молева. 2014; Порожский, Бабкина. 2017; Серегин, 2007), в отечественной науке растет число публикаций о работе семейных клубов, защищаются диссертации.

Существуют разные формы семейных клубов: семейные клубы общения (Болотова. 2009), туристические семейные клубы (Серегин. 2007), клубы для неполных семей (Бубнова, Андриеш. 2016), клубы для детей с особыми проблемами и их родителей (Болотова. 2009), семейные клубы для родителей наркозависимых (Калашников. 2002). Основная цель клуба семей с несовершеннолетними детьми — повышение педагогической и психологической грамотности родителей. В некоторых исследованиях семейный клуб определяется как специфическая форма образовательного объединения (Галко. 2003. С. 12). Одна из задач семейного клуба — помочь семьям по-настоящему объединяться, научиться

плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимодействия в возрастных и житейских кризисных ситуациях (Болотова. 2009).

В 1964 году хорватский профессор Владимир Худолин, врач-психиатр, крупнейший специалист в области алкогольной зависимости, автор социально-экологической теории алкоголизма создал в Загребе первый «клуб леченых алкоголиков вместе с их родственниками» (Худолин. 2016). Сегодня эти клубы насчитываются тысячами и действуют в 35 странах мира. В России первый такой клуб возник в 1992 г. при храме свт. Николая-Чудотворца в селе Ромашково Московской области. В настоящее время несколько десятков клубов объединены Межрегиональным общественным движением в поддержку семейных клубов трезвости. Это название клубов, предложенное основоположником и бессменным руководителем движения прот. Алексеем Бабуриным, на наш взгляд более точно выражает смысл подобного объединения (Бабурин, Гусев, Соборникова, Горячева. 2016).

Россия — единственная в мире страна, где семейные клубы трезвости действуют на приходах Русской Православной Церкви. Здесь важно отметить, что, во-первых, клубы работают с алкоголизмом (и другими зависимостями) как с семейной проблемой — «зависимость: семейная болезнь» (Москаленко. 2002); во-вторых, эти семейные клубы только в России действуют в ограде Церкви, являясь частью церковной работы с семьей.

Уникален опыт семейных встреч в клубной атмосфере, где цель — освоение нового образа жизни, приводящего «всех членов семьи к всестороннему росту и духовному созреванию» (Худолин. 2016. С. 56). Еще более ценен опыт приходских семейных клубов в России, где деятельность семей-членов клуба включена в жизнь Церкви (Бабурин. 2008).

Алкоголизм (и другие зависимости) — важная, но не единственная проблема семьи. Поэтому нам представляется удачной организация клубной работы с семьей на Патриаршем

подворье в храме Всех святых во Всехсвятском на Соколе в Москве (настоятель — прот. Василий Бабурин). На приходе действуют 4 семейных клуба трезвости и еще один семейный клуб, в котором православный психолог обсуждает с прихожанами широкий круг разных семейных проблем.

Представляется, что семейные клубы на приходах могут стать неоценимой помощью Церкви в решении прихожанами самой главной семейной задачи — построении семьи как малой церкви. Особенно, если в их работе непосредственное участие будут принимать священники.

Литература

АчильдиеваЕ. Ф.,ЛеушкинаН. А. Родительская ассоциация: анализ положения и прогноз развития движения // Тенденции развития современной семьи. Сборник. М.: Институт социологии РАН, 1992. С. 90-103.

Бабурин Алексей прот. Православная община трезвости семейного типа // Вразуми меня и буду жить. Беседы в общине трезвости. Автор-составитель Е. Савостьянова. Под общей ред. прот. Алексия Бабурина. М.: Дом милосердия,

2008. С. 208-217.

Бабурин А. Н., Гусев Г. В., Соборникова Е. А., Горячева А. А. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи. М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016.

Баранова Н. А. Взаимосвязь умственного и физического воспитания дошкольников на занятиях в семейном клубе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук СПб: Санкт-Петербургская государственная Академия физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, 1993.

Болотова М. И. Интеграция воспитательных средств. семьи и учреждений дополнительного образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.

2009. № 3. С. 94-98.

Бубнова С. Ю., Андриеш В. А. Особенности гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях

в контексте профилактики девиантногородительства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2016. № 4. С. 242-245.

Галко Е. Н. Семейный клуб как средство социализации ребенка. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2003.

Замоскворецкий Родительский Клуб за первый год своего существования 1910 года. М., 1911.

Калашников И. Ж. Психологические особенности проявления созависимости в поведении родителей наркозависимых. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 2002.

Кораблина О. В., Полковникова Н. Б. Эффективность семейного клуба как формы сотрудничества детского сада и семьи по формированию ценностных основ личности дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. № 4. С. 68-71.

Молева Т. Н. Формирование духовно-нравственных ценностей родителей и детей в условиях школьного семейного клуба. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2014.

Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ, 2002.

Порожский К. П., Бабкина Е. В. Формирование основ нравственного поведения детей в условиях зимнего загородного лагеря (на примере совместной творческой деятельности детей и взрослых семейного клуба «ВИТА» по подготовке календарного праздника «РОЖДЕСТВО») // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методический журнал. 2017. № 1. С. 88-106.

Серегин С. Ю. Социально-культурные условия духовного развития личности в процессе деятельности семейных туристических клубов. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов:

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007.

Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал. 1916, № 2, с. 174-186; № 3, с. 159-172.

Сорокин П. А. Кризис современной семьи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология: 1997. № 3. С. 65-79.

Троицкий С. В. Христианская философия брака. М.: ФИВ, 2015.

Устав Родительского клуба при женской гимназии С. П. Даль в г. Москве. М., 1910.

Устав Родительского клуба при «Кружке совместного воспитания и образования детей». М., [1906].

Устав Родительского клуба при учебном заведении 2-го разряда Е. А. Кирпичниковой в гор. Москве. М., 1909.

Худолин В. Клуб леченых алкоголиков / Пер. с хорватского Е. Н. Нестеренко. М.: СКТ, 2016.

I Всероссийский Съезд по вопросам семейного воспитания 30 декабря 1912 г. — 6 января 1913 г. Справочник для членов съезда. СПб, 1913?.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.