ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
О
Счастлив тот ребёнок, который родился и вырос в хорошей, доброй, крепкой семье. А как быть детям, которые не по своей воле лишены семейного тепла, любви, заботы и поддержки родителей? Как вырастить из них хороших отцов и матерей? Ведь те, кто провёл детство в стенах государственного учреждения, чаще, чем домашние дети, терпят неудачи в создании собственных семей. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, к сожалению, немало молодых матерей из числа детей-сирот. Однако сегодня нет государственной программы по семейному воспитанию для детских домов, системных методических и педагогических разработок на эту тему. Поэтому так важен опыт подготовки к семейной жизни воспитанников Азовского детского дома, которому посвящена предлагаемая статья.
• дублирование социального сиротства
• психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот • программа по семейному воспитанию
Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства
Елена Петрова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского дома г. Азова Ростовской области
-е-
В настоящее время, когда реформируются учреждения социальной поддержки детства, чрезвычайно важна подготовка детей к жизни в замещающих семьях. В Ростовской области службы сопровождения детей и замещающих родителей созданы в четырёх детских домах (Кр.Сулин, детдом № 1; Новочеркасский детдом № 8; Шахтинский детдом № 3; Азовский детдом). Работа этих служб проводится по двум направлениям — подготовка замещающих родителей и подготовка детей.
Психолого-педагогическое сопровождение детей, определяемых в семьи граждан, направлено на развитие мотивационно-лич-ностной сферы ребёнка, снятие психологического напряжения, формирование устойчивой саморегуляции жизнедеятельности
Е. Петрова. Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства
воспитанников. В детском доме г. Азова педагог-психолог М.Д. Гурова работает с воспитанниками по Программе социально-психологического сопровождения детей из семей, находящихся в социально опасном положении (авторы-составители: Т.Г. Зенкова, А.А. Осипова), адаптированной к условиям детского дома.
Индивидуальная диагностика воспитанников, определение круга их проблем, дальнейшая психокоррекционная работа с детьми, их педагогическая поддержка, создание «ситуаций успеха» во время гостевого посещения будущих замещающих семей дают свои положительные результаты.
Но сегодня не у всех детей есть возможность воспитываться в замещающей семье, поэтому наша задача — подготовить их к жизни в обществе в условиях детского дома. Такая подготовка включает:
• создание условий проживания, приближенных к домашним;
• обеспечение конкурентоспособным образованием;
• подготовку к определению и жизни в замещающей семье или возвращению (при благоприятных обстоятельствах) в кровную семью;
• постинтернатную адаптацию.
Специфика педагогической работы в учреждениях государственной поддержки детства заключается в том, что она проводится с детьми, имеющими негативный опыт прежних семейных отношений. Наши воспитанники, как правило, имеют ряд проблем, обусловленных их жизнью в асоциальной, аморальной семье:
• отсутствие стереотипа позитивных семейных отношений;
• пренебрежение к наставлениям со стороны взрослых;
• немотивированное агрессивное поведение ребёнка;
• низкая мотивация к учебной и трудовой деятельности;
• потребительское отношение к окружающему миру.
Таким детям необходима комплексная помощь специалистов: медицинского работника, психолога, патопсихолога, логопеда, педагогов, искренне заинтересованных в судьбе детей, оставшихся без попечения родителей. С каждым из вновь прибывших воспитанников ведётся кропотливая работа по плану индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения, составленному специалистами ПМПк детского дома.
Система работы педагогического коллектива состоит из таких этапов:
1. Выявление эмоциональных травм и искажений личностного становления вследствие негативного опыта прошлой жизни и эмоциональной депривации.
2. Восстановление личностной целостности, коррекция последствий психологических травм.
3. Развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Наша работа направлена на то, чтобы ребёнок смог преодолеть сложившуюся у него идентичность (психологическую программу, вли-
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
яющую на систему ценностей и приоритетов, развитие тех или иных способностей) «я — сирота» [6, с. 45], на формирование новой идентичности «я — успешный человек», а затем и самой важной идентичности «я — часть семьи: сын, дочь, брат, сестра и т.д.». Формированию третьей идентичности воспитанников помогает посещение патронатных семей г. Азова и Азовского района, работа специалистов Службы сопровождения детей и замещающих родителей, организованной на базе нашего детского дома с 2006 года.
Для детей, уже прошедших первичную адаптацию к жизни в детском доме, система психолого-педагогического сопровождения направлена на конструирование трёх взаимосвязанных пространств — культурного, информационного и жизненного: мира детства, мира отрочества, мира юности. При этом структура жизненного пространства включает в себя пространство деятельности и личное пространство.
Направления работы педагогического коллектива обусловлены тенденциями общественного развития и изменениями в сфере образования:
• ориентацией на созидательные возможности образования (образование подчиняется целям телесного, душевного и духовного развития человека, а не внешним целям, является не учебной подготовкой к чему-либо и не сводится к приобретению знаний, заданных функций; образование — становление автономной личности, а не социальный тренинг, не формирование заданного);
• овладение ключевыми компетенциями для системного мышления и решения возникающих жизненных проблем (переход от обезличенных отчуждённых «значений» к личностным смыслам образования, то есть пристрастное, ценностное отношение к знаниям).
Целенаправленная подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни помогает снизить риск дублирования социального сиротства, так как дети, лишённые позитивного примера кровной семьи, зачастую отказываются и от собственных детей. Кроме того, отсутствие практических навыков ведения домашнего хозяйства приводит к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи.
Цель нашей работы — предотвращение такого явления, как социальное сиротство.
Работа нашего коллектива по семейному воспитанию направлена на решение следующих задач:
1. Обеспечить воспитанникам полноценное детство; устранить последствия негативного влияния (если они есть) отца и матери; научить всему, что знают и умеют дети из полноценной благополучной семьи.
2. Подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Е. Петрова. Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства
3. Воспитать ребёнка, способного в будущем создать нормальную семью, а также вырастить своих детей, которые бы не повторили их судьбу.
Программа по семейному воспитанию включает:
1. Воспитательные часы в группах по подготовке к семейной жизни.
2. Самообслуживание: работа на кухне, уход за растениями, участие в работе по созданию интерьера спален.
3. Общение с семьями граждан в выходные и каникулярные дни, знакомство с укладом и традициями благополучной семейной жизни.
4. Работу кружков «Умелые ручки», «Хозяюшка», где воспитанники развивают творческие способности и приобретают практические навыки рукоделия.
Такая работа даёт свои положительные результаты: часть воспитанников, благодаря работе Службы сопровождения детей и замещающих родителей, определяется в замещающие или кровные семьи граждан. Так, только за три года (2006 — 2008 гг., с момента организации Службы) были определены под опеку 7 человек, усыновлены 2 человека, нашли приёмные семьи 6 воспитанников.
Сберегая, умножая и пропагандируя лучшие семейные традиции, укрепляя авторитет семьи в обществе и государстве, предотвращая «дублирование сиротства», мы тем самым обеспечиваем полноценное развитие личности подрастающих поколений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоусова Е.С. Организация нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования. Ж. «Воспитание школьников». 2007. № 10.
2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1998.
3. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». «5 за знания». М., 2008.
4. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом наследии М.К. Цебриковой. Ж. «Воспитание школьников», № 8, 2007.
5. Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.
6. Степанов Е.Н. Воспитание индивидуальности. М.: ТЦ «Сфера», 2005.