Научная статья на тему 'Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства'

Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУБЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПРОГРАММА ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Елена

Счастлив тот ребёнок, который родился и вырос в хорошей, доброй, крепкой семье. А как быть детям, которые не по своей воле лишены семейного тепла, любви, заботы и поддержки родителей? Как вырастить из них хороших отцов и матерей? Ведь те, кто провёл детство в стенах государственного учреждения, чаще, чем домашние дети, терпят неудачи в создании собственных семей. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, к сожалению, немало молодых матерей из числа детей-сирот. Однако сегодня нет государственной программы по семейному воспитанию для детских домов, системных методических и педагогических разработок на эту тему. Поэтому так важен опыт подготовки к семейной жизни воспитанников Азовского детского дома, которому посвящена предлагаемая статья. дублирование социального сиротства психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот программа по семейному воспитанию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Family Training Provided By State Support Of Childhood

How to bring up the brilliant parents from the children lived without the parent's love and care? Those, whose childhood was spent in Orphanage, are unlucky in their own families more often. Now we don't have the State training program for Orphanages, we don't make special system methodical and pedagogical designs of this problem. Therefore the experience of training for forming family life is very important for orphans.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства»



ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

О

Счастлив тот ребёнок, который родился и вырос в хорошей, доброй, крепкой семье. А как быть детям, которые не по своей воле лишены семейного тепла, любви, заботы и поддержки родителей? Как вырастить из них хороших отцов и матерей? Ведь те, кто провёл детство в стенах государственного учреждения, чаще, чем домашние дети, терпят неудачи в создании собственных семей. Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, к сожалению, немало молодых матерей из числа детей-сирот. Однако сегодня нет государственной программы по семейному воспитанию для детских домов, системных методических и педагогических разработок на эту тему. Поэтому так важен опыт подготовки к семейной жизни воспитанников Азовского детского дома, которому посвящена предлагаемая статья.

• дублирование социального сиротства

• психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот • программа по семейному воспитанию

Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства

Елена Петрова,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского дома г. Азова Ростовской области

-е-

В настоящее время, когда реформируются учреждения социальной поддержки детства, чрезвычайно важна подготовка детей к жизни в замещающих семьях. В Ростовской области службы сопровождения детей и замещающих родителей созданы в четырёх детских домах (Кр.Сулин, детдом № 1; Новочеркасский детдом № 8; Шахтинский детдом № 3; Азовский детдом). Работа этих служб проводится по двум направлениям — подготовка замещающих родителей и подготовка детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей, определяемых в семьи граждан, направлено на развитие мотивационно-лич-ностной сферы ребёнка, снятие психологического напряжения, формирование устойчивой саморегуляции жизнедеятельности

Е. Петрова. Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства

воспитанников. В детском доме г. Азова педагог-психолог М.Д. Гурова работает с воспитанниками по Программе социально-психологического сопровождения детей из семей, находящихся в социально опасном положении (авторы-составители: Т.Г. Зенкова, А.А. Осипова), адаптированной к условиям детского дома.

Индивидуальная диагностика воспитанников, определение круга их проблем, дальнейшая психокоррекционная работа с детьми, их педагогическая поддержка, создание «ситуаций успеха» во время гостевого посещения будущих замещающих семей дают свои положительные результаты.

Но сегодня не у всех детей есть возможность воспитываться в замещающей семье, поэтому наша задача — подготовить их к жизни в обществе в условиях детского дома. Такая подготовка включает:

• создание условий проживания, приближенных к домашним;

• обеспечение конкурентоспособным образованием;

• подготовку к определению и жизни в замещающей семье или возвращению (при благоприятных обстоятельствах) в кровную семью;

• постинтернатную адаптацию.

Специфика педагогической работы в учреждениях государственной поддержки детства заключается в том, что она проводится с детьми, имеющими негативный опыт прежних семейных отношений. Наши воспитанники, как правило, имеют ряд проблем, обусловленных их жизнью в асоциальной, аморальной семье:

• отсутствие стереотипа позитивных семейных отношений;

• пренебрежение к наставлениям со стороны взрослых;

• немотивированное агрессивное поведение ребёнка;

• низкая мотивация к учебной и трудовой деятельности;

• потребительское отношение к окружающему миру.

Таким детям необходима комплексная помощь специалистов: медицинского работника, психолога, патопсихолога, логопеда, педагогов, искренне заинтересованных в судьбе детей, оставшихся без попечения родителей. С каждым из вновь прибывших воспитанников ведётся кропотливая работа по плану индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения, составленному специалистами ПМПк детского дома.

Система работы педагогического коллектива состоит из таких этапов:

1. Выявление эмоциональных травм и искажений личностного становления вследствие негативного опыта прошлой жизни и эмоциональной депривации.

2. Восстановление личностной целостности, коррекция последствий психологических травм.

3. Развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Наша работа направлена на то, чтобы ребёнок смог преодолеть сложившуюся у него идентичность (психологическую программу, вли-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

яющую на систему ценностей и приоритетов, развитие тех или иных способностей) «я — сирота» [6, с. 45], на формирование новой идентичности «я — успешный человек», а затем и самой важной идентичности «я — часть семьи: сын, дочь, брат, сестра и т.д.». Формированию третьей идентичности воспитанников помогает посещение патронатных семей г. Азова и Азовского района, работа специалистов Службы сопровождения детей и замещающих родителей, организованной на базе нашего детского дома с 2006 года.

Для детей, уже прошедших первичную адаптацию к жизни в детском доме, система психолого-педагогического сопровождения направлена на конструирование трёх взаимосвязанных пространств — культурного, информационного и жизненного: мира детства, мира отрочества, мира юности. При этом структура жизненного пространства включает в себя пространство деятельности и личное пространство.

Направления работы педагогического коллектива обусловлены тенденциями общественного развития и изменениями в сфере образования:

• ориентацией на созидательные возможности образования (образование подчиняется целям телесного, душевного и духовного развития человека, а не внешним целям, является не учебной подготовкой к чему-либо и не сводится к приобретению знаний, заданных функций; образование — становление автономной личности, а не социальный тренинг, не формирование заданного);

• овладение ключевыми компетенциями для системного мышления и решения возникающих жизненных проблем (переход от обезличенных отчуждённых «значений» к личностным смыслам образования, то есть пристрастное, ценностное отношение к знаниям).

Целенаправленная подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни помогает снизить риск дублирования социального сиротства, так как дети, лишённые позитивного примера кровной семьи, зачастую отказываются и от собственных детей. Кроме того, отсутствие практических навыков ведения домашнего хозяйства приводит к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи.

Цель нашей работы — предотвращение такого явления, как социальное сиротство.

Работа нашего коллектива по семейному воспитанию направлена на решение следующих задач:

1. Обеспечить воспитанникам полноценное детство; устранить последствия негативного влияния (если они есть) отца и матери; научить всему, что знают и умеют дети из полноценной благополучной семьи.

2. Подготовить ребёнка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Е. Петрова. Семейное воспитание в условиях учреждения государственной поддержки детства

3. Воспитать ребёнка, способного в будущем создать нормальную семью, а также вырастить своих детей, которые бы не повторили их судьбу.

Программа по семейному воспитанию включает:

1. Воспитательные часы в группах по подготовке к семейной жизни.

2. Самообслуживание: работа на кухне, уход за растениями, участие в работе по созданию интерьера спален.

3. Общение с семьями граждан в выходные и каникулярные дни, знакомство с укладом и традициями благополучной семейной жизни.

4. Работу кружков «Умелые ручки», «Хозяюшка», где воспитанники развивают творческие способности и приобретают практические навыки рукоделия.

Такая работа даёт свои положительные результаты: часть воспитанников, благодаря работе Службы сопровождения детей и замещающих родителей, определяется в замещающие или кровные семьи граждан. Так, только за три года (2006 — 2008 гг., с момента организации Службы) были определены под опеку 7 человек, усыновлены 2 человека, нашли приёмные семьи 6 воспитанников.

Сберегая, умножая и пропагандируя лучшие семейные традиции, укрепляя авторитет семьи в обществе и государстве, предотвращая «дублирование сиротства», мы тем самым обеспечиваем полноценное развитие личности подрастающих поколений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова Е.С. Организация нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования. Ж. «Воспитание школьников». 2007. № 10.

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1998.

3. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». «5 за знания». М., 2008.

4. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность в педагогическом наследии М.К. Цебриковой. Ж. «Воспитание школьников», № 8, 2007.

5. Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.

6. Степанов Е.Н. Воспитание индивидуальности. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.