Научная статья на тему 'Семейное воспитание мальчиков и девочек -10-9летнего возраста: кластерный анализ'

Семейное воспитание мальчиков и девочек -10-9летнего возраста: кластерный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLBOY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / КЛАСТЕРНЫЙ Q АНАЛИЗ / CLUSTER Q ANALYSIS / ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ / ОТЛИЧИЯ ПО ПОЛУ / DIFFERENCES BY SEX / GIPERPROTEKCIâ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Рузольда Ивановна, Аблаева Лилия Ринатовна

Кластерным анализом (Q форма с метрикой Евклида) установлены особенности влияния стиля семейного воспитания на младших школьников. Получены данные древодендритов для трех выборок: вся выборка, выборка мальчиков и выборка девочек. Показано, что стиль семейного воспитания взятой выборки из 24 человек в своей основе негармоничный, характеризуемый как «потворствующая гиперпротекция». Имеются отличия в характеристиках по полу: для мальчиков недостаточные требования обязанностей и запретов ребенку; для девочек чрезмерное требование обязанностей при неуверенности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY EDUCATION OF BOYS AND GIRLS 10-9 YEARS OF AGE: CLUSTER ANALYSIS

The Clustered analysis (Q form with Euclidean metric) features style influence of family education on junior high school students. Drevodendritov data were obtained for three samples: the whole sample, sample of boys and girls picks. It is shown that the style of family upbringing taken sample of 24 people based on the setlist, characterized as «giperprotekciâ tendency advocating». There are differences in the characteristics of gender: boys-inadequate requirements duties and prohibitions to the child; for girls-excessive demand uncertainty responsibilities of parents.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание мальчиков и девочек -10-9летнего возраста: кластерный анализ»

семейное воспитание мальчиков и девочек

-10-9летнего возраста: кластерный анализ

Кузьмина Рузольда Ивановна,

доктор биологический наук, профессор кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет,

г. Симферополь.

Аблаева Лилия Ринатовна,

бакалавр кафедры психологии Крымский инженерно-педагогический университет

FAMILY EDUCATION OF BOYS AND GIRLS 10-9 YEARS OF AGE: CLUSTER

ANALYSIS

Kuzmin Ruzol'da Ivanovna,

doctor of biological sciences, Professor, Department of psychology, Crimean engineering Pedagogical University,

Simferopol

Lilia R. Ablaev,

B.a. Department of Psychology Crimean engineering Pedagogical University

АННОТАЦИЯ

Кластерным анализом (Q форма с метрикой Евклида) установлены особенности влияния стиля семейного воспитания на младших школьников. Получены данные древодендритов для трех выборок: вся выборка, выборка мальчиков и выборка девочек. Показано, что стиль семейного воспитания взятой выборки из 24 человек в своей основе негармоничный, характеризуемый как «потворствующая гиперпротекция». Имеются отличия в характеристиках по полу: для мальчиков - недостаточные требования обязанностей и запретов ребенку; для девочек - чрезмерное требование обязанностей при неуверенности родителей.

ABSTRACT

The Clu^ered analysis (Q form with Euclidean metric) features ^yle influence of family education on junior high school Sudents. Drevodendritov data were obtained for three samples: the whole sample, sample of boys and girls picks. It is shown that the ^yle of family upbringing taken sample of 24 people based on the setli&, characterized as «giperprotekcia tendency advocating». There are differences in the characterises of gender: boys-inadequate requirements duties and prohibitions to the child; for girls-excessive demand uncertainty responsibilities of parents.

Ключевые слова: младший школьник, семейное воспитание, кластерный Q анализ, гиперпротекция, отличия по полу.

Keywords:junior schoolboy, family education, clu^er Q analysis, giperprotekcia, differences by sex

Актуальность изучения влияния стиля семейного воспитания на становление эмоциональной сферы личности ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики [15]. Для ребёнка семья - это большой неопознанный мир, в котором он находится и активно действует. Какой получится человек во многом зависит от семьи -- будет ли он в дальнейшем добрым, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным, лживым [3].

Существует мнение ученых, что на детей младшего школьного возраста влияет стиль семейного воспитания и связано это с переходным этапом в развитии ребенка — появлением новых обязанностей, связанных с учебой, изменением объекта коммуникации (сверстники становятся основной и значимой средой для детей) [1]. Прихожан А.М. отмечает, что составляющей эмоциональной сферы младшего школьника является тревожность [6], а в исследованиях Реана А.А., Румянцевой Т.Г. [8-10] выявляется агрессия.

Было показано, что дети по состоянию эмоциональной сферы почти не отличаются от взрослых, а агрессивность

является самой распространенной формой нарушения поведения, с которой приходится иметь дело взрослым - родителям, воспитателям, психологам, психотерапевтам. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи [17]. Однако тема детской агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже сейчас публикации на эту тему представляют собой главным образом обзоры зарубежных исследований (Бэрон Р., Ричардсон Д.; К. Бютнер) [2; 17].

Агрессивность как основа эмоциональной сферы рассмотрена для всех возрастов (Бэрон Р. и Ричардсон Д., Реан А.А., Фурманов И.А. [2; 9; 17]). Представив два полюса агрессии, было показано, что они образуют единый контин-нум с двумя полюсами. На одном полюсе - здоровые дети, на другом - психически неуравновешанные [17].

Было установлено, что агрессия мальчиков и девочек проявляется по-разному и отличается по форме. Психологические особенности агрессивности детей и их коррекцию изучала Семенюк Л.В. [12]. Кузьминой Р.И. методами «Как-

тус» и Крускала-Уоллиса было показано, что в исследуемой выборке агрессия девочек выше, чем мальчиков [4].

Теоретический аспект агрессивности младших школьников в рамках семейного воспитания исследован нами в работе [3], где было выявлено существование основных типов негармоничного воспитания. Отмечены безнадзорность, бесконтрольность (ребенку «все можно», родители не могут или не хотят устано-вить какие-либо рамки в поведении ребенка), гиперопека, воспитание по типу «кумира» (доминирующая гиперпротекция), по типу «Золушки» (эмоциональное отвержение), жесткое воспитание (чрезмерность санкций).

Поскольку в общем виде теоретическое рассмотрение влияния стилей семейного воспитания на детей было выполнено [13] и показано, что агрессия младшего школьника является основой эмоционального состояния [3], а пол ребенка влияет на стиль воспитания, в настоящем исследовании ставилась цель — статистически исследовать влияние стиля семейного воспитания с помощью кластерного анализа при разделении детей по полу (на девочек и мальчиков)

[5].

Кластерный анализ — это многомерная статистическая процедура, выполняющая компоновку данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы - кластеры ^-кластеризация). Выбранный способ кластерного анализа является логическим приемом и заключается в построении дендрограммы, когда классифицируются объекты (в данном случае родители), характеристики которых в работе представлены в виде дендрограммы.

Была выбрана метрика Евклида, когда показывается среднее различие между объектами [5]. Заметим, что евклидово расстояние (и его квадрат) вычисляется по исходным данным, а не стандартизированным.

Метрика Евклида:

(Х}к~Х]к)

В работе для доказательства влияния стиля семейного воспитания на личность младшего школьника использовали данные вопросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбранная методика предназначалась для изучения опыта родителей при воспитании детей [11], выявления ошибок и нарушений в системе взаимодействия членов семьи.

Опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого состоит из 130 вопросов и 20 шкал [14]:

- 11 шкал по порядку показывают особенность стиля семейного воспитания;

- 12, 13, 17 и 18 шкалы относятся к структурно-ролевым особенностям семьи;

- 14 и 15 шкалы дают представление о взаимном влиянии членов семьи;

16, 19 и 20 шкалы - о механизмах семейного взаимодействия.

Ниже представлены типы шкал:

1 - Геперпротекция; 2- ------- Гипопротекция; 3 - Потворствование; 4 - Игнорирование потребностей ребенка; 5 - Чрезмерность требований обязанностей; 6 - Недостаточность требований обязанностей; 7- Чрезмерность требований-запретов; 8 - Недостаточность требований - запретов к ребенку; 9 - Чрезмерность санкций; 10 - Минимальность санкций. 11- - Неустойчивость стиля воспитания; 12 - Расширенные сферы родительских чувств; 13 - Предпочтение в ребенке детских качеств; 14 - Воспитательная неуверенность родителя; 15 - Фобия утраты ребенка; 16 - Неразвитость родительских чувств; 17 - Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; 18 - Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; 19 - Предпочтение мужских качеств; 20 - Предпочтение женских качеств.

В опыте выборка детей была разделена по полу, поскольку в работе Кузьминой Р.И. [4] на основании проективной методики «Кактус» и метода Крускала-Уоллиса оказалось, что девочки бывают более агрессивными, чем мальчики.

На рис.1 - 3 приведены результаты кластерного анализа.

Рис. 1. Древодендрит для девочек

На основании данных кластерного анализа по древоден-дриту можно сказать, что к девочкам предъявляются чрезмерные требования обязанностей (5), при этом видна воспитательная неуверенность родителей (14), выражающаяся в

недостаточных запретах (8). Стиль воспитания неустойчив (11). Потворствующая гиперпротекция с чрезмерным требованием обязанностей при неуверенности родителей.

Рис. 2. Древодендрит для мальчиков

На основании данных кластерного анализа по виду дре-водендрита можно сказать, что к мальчикам предъявляются недостаточные требования, отсутствуют запреты ребенку

(8), существуют минимальные санкции, предпочитаются детские качества в ребенке (13). При этом наблюдается неуверенность воспитания родителей (14).

Рис.3 Древдендрит всей выборки

Как показал кластерный анализ, с помощью методики «семейное воспитание» в подходе родителей наблюдается одинаковое потворствование (к мальчикам и девочкам) и предпочтение в ребенке детских качеств. Причем, одинаково четко прослеживается фобия утраты ребенка. На девочках более значительно проявляется неразвитость родительских чувств (34%) и завышенные для них требования (40%). Предполагается, что, по-видимому, этим можно объяснить более высокую агрессию девочек, чем мальчиков. Таким образом, имеем негармоничное воспитание.

Список литературы:

1. Асанова, Л.Р. (педагог) Причины изолированности младших школьников в группе сверстников: курсовая работа. - [Электронный ресурс]. - URL http://kladraz.ru/blogs/

Шija-mйemovna-asanova/prichmy-izoHrovanoйi-mladshih-БЬкоШк^^^тре^егйтко^Мт!

2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. Серия мастера психологии / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.- СПб.: Питер, 2000. -352. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http:/www aquarun.ru/psih/agr/agr10.html

3. Кузьмина, Р.И. Агрессивность младших школьников в рамках семейного воспитания // Актуальные проблемы XXI века: VIII Межд. Науч-практич. Конф. - М., 2016. 2 часть. -С. 102-107.

4. Кузьмина, Р.И. Особенности влияния склонностей в шести видах деятельности на агрессивность младших школьников / Р.И. Кузьмина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Педагогика. Психология. Симферополь 2015. - С. 94-100.

5. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. - 2010. Том. 3. - № 2. PsyJournals. ru — [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http:// psyjournals.ru/exp/2010/n2/29802_full.shtml

6. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Воронеж, 2000. - 245 с.

7. Проблемы семейно-родительских отношений http:// &udopedia.ru/11_114295_problemi-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-blagopoluchiya-rebenka-v-seme.html

8. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности / А.А. Реан, Я.Л. Коломянский // Социальная, педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 416 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http:/www. koob.ru/rean_a_a/ psy_&udies_..

9. Реан, А.А. Социализация агрессии / А.А. Реан // Социальная, педагогическая психология. - СПб.: Изд.-во «Питер», 1999. - 36-43.

10. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 23.

11. Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

[Электронный ресурс]. - Режим доступа. —http: http:// psyholog.by/klient/te&s/81-te&.html; http://psycabi.net/

te&y/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv

12. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Просвещение, 1996. - 295 с.

13. Стили воспитания и их влияние на детско-роди-тельские отношения. [Электронный ресурс]. - URL: http:// shkola-73- lnk.ucoz.ru/blog/&ili_vospitanija_i_ikh_vlijanie_ na_detsko_raditelskie_otnoshenija /2010-11-29-3 б) enc-dic. com/a/107131/а._болдуин_...

14. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

15. Фурманов, И.А. / редактор Авидон И. Речь, 2007. Серия: Мэтры мировой психологии. - 480 с. http://www.labirint. ru/books/169422/

влияние компьютерных игр на психологию

человека

Секенова Балкумис Байжановна

Магистр педагогики и психологии, ст. преподаватель кафедры социально педагогических дисциплин. Кокшетауский

университет им. Абая Мырзахметова.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена проблема влияния компьютерных игр и видео-игр на психологическое состояние человека. Содержание включает в себя соответствующее использование компьютерных игр в образовании студентов, которое может привести к огромным успехам, пробудив интерес к науке и использовать игровые навыки в обучении или на работе.

ABSTRACT

This article contains information how computer games and video games influence a psychological Sate of people. It shows that appropriate use of computer games in education of Sudents, can make a huge progress, awakening intereS towards science and use their gaming skills in Sudying or at the job.

Ключевые слова: психология, видеоигры, критическое мышление, геймификации, деформация;

Keywords:psychology, video games, critical thinking, gamification, deformation;

Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнера. Компьютерные игры оказали столь существенное влияние на общество, что в информационных технологиях отмечена устойчивая тенденция к геймификации для не игрового прикладного программного обеспечения. Также, компьютерные игры являются неотъемлемой частью жизни современных подростков. На сегодняшний день, общество привыкло выставлять поклонников компьютерных игр как зависимых и отделенных от внешнего мира людей, доказывая не только их умственную деградацию, но и психологическую. Такие люди отдаляются от социума, погружаясь все глубже в виртуальный мир. Эксперты утверждают, что "чрезмерное" пренебрежение компьютерными играми - это современное психологическое расстройство, основанное на отсутствии контроля за импульсом, почти такого же как "навязчивая" азартная игра. Психиатры пропи-

сывают лекарства против "зависимости от видео игр", и некоторые родители строго критикуют своих детей, когда они вместо того, чтобы тратить время на компьютерные игры, могли бы "делать более полезные вещи", как спортивные состязания, уроки или игра на фортепиано. Но если рассмотреть данную ситуацию с другой стороны, можно обнаружить, что компьютерные игры влияют на психологию студентов и детей весьма положительно. Если пренебрегать рекомендациям журналистов и экспертов по психическому здоровью, ребенок станет антиобщественным, изолированным, жестоким или деградировавшим человеком, вслед-ствии длительного времяпровождения за компьютерными играми. Видео-игры погружают человека в интерактивный мир, в котором критическое мышление и воображение формируют дугу действий. Решения, принятые игроком, определяют направление игры. То есть, игрок ответственен за каждое свое действие в компьютерной игре. Это довольно-таки дисциплинирует человека, внося понимание о дей-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.