Научная статья на тему 'Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка'

Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОРРЕКТИРОВКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петленко Лидия Владимировна

Статья посвящена вопросам формирования речи детей младшего возраста, анализу наиболее часто встречающихся проблем и трудностей, которые напрямую или косвенно становятся причинами языкового недоразвития. В статье обобщается опыт работы логопедов и дефектологов государственного психолого-педагогического центра по обучению родителей речевому взаимодействию с детьми. Для оказания помощи родителям в организации разнообразной совместной деятельности с детьми, направленной на своевременное полноценное речевое развитие речи детей 3-7 летнего возраста, в Центре была организована школа для родителей, работа которой помогла специалистам наиболее эффективно вести коррекционную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петленко Лидия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка»

Семейное воспитание: как помочь родителям развивать речь ребенка

Петленко Лидия Владимировна Центр развития образования РАО

Ключевые слова:

семейное воспитание, взаимодействие детей и родителей, речевое развитие, речевое общение, корректировка речевого развития

Аннотация: статья посвящена вопросам формирования речи детей младшего возраста, анализу наиболее часто встречающихся проблем и трудностей, которые напрямую или косвенно становятся причинами языкового недоразвития. В статье обобщается опыт работы логопедов и дефектологов государственного психолого-педагогического центра по обучению родителей речевому взаимодействию с детьми. Для оказания помощи родителям в организации разнообразной совместной деятельности с детьми, направленной на своевременное полноценное речевое развитие речи детей 3-7 летнего возраста, в Центре была организована школа для родителей, работа которой помогла специалистам наиболее эффективно вести коррекционную работу.

Вопросы формирования речи, речевого развития сегодня не только не теряют своей актуальности, но и приобретают небывалую остроту. С каждым годом растет количество детей с речевыми нарушениями, ухудшается качество речи детей, поступающих в школу и покидающих ее стены после 9-го и 11-го класса. На государственном уровне предпринимаются серьезные меры по преодолению сложившейся ситуации. Это и постоянный пересмотр формата ОГЭ и ЭГЕ по русскому языку, направленный на увеличение доли заданий с развернутым ответом, и введение обязательного итогового сочинения, и организация обсуждений проблем и перспектив преподавания русского языка и литературы в школах РФ на самых разных уровнях в кругу ведущих современных специалистов по русистике, и многочисленные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка. Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что плохое знание и низкий уровень владения детьми русским языком принимает масштабы национальной катастрофы. И пока, к сожалению, ситуация продолжает только ухудшаться.

Причин такого положения дел, конечно же, множество. Но среди них есть одна, которая, на наш взгляд, лежит у истоков многих речевых проблем, зачастую являясь первопричиной, запускающей процесс неполноценного речевого развития ребенка в самом раннем детстве. Этой причиной является разрушение традиций семейного воспитания, которые были направлены на осуществление полноценного речевого общения родителей и детей и благодаря которым дети с рождения находились в естественном речевом взаимодействии со взрослыми, что способствовало гармоничному, последовательному, своевременному речевому развитию. К таким семейным традициям относится и использование народных песенок - потешек, пестушек в ежедневном общении с самыми маленькими детишками, и пальчиковые и подвижные игры с речевым сопровождением, в которые раньше так любили играть бабушки с внучатами, и ежедневное чтение и рассказывание сказок, и совместное слушание и просмотр детских передач, мультиков, сказок с необходимыми комментариями, объяснениями, обсуждением, и домашние театрализованные постановки.

Современная семья все чаще становится двупоколенной. Старшее поколение живет отдельно. Бабушки и дедушки не имеют возможности передавать свой опыт в ежедневном общении с внуками. Кроме того, этот опыт кажется безвозвратно устаревшим, несовременным, чем-то далеким и ненужным, утратившим свою актуальность. Его вытесняют более современные и, на взгляд многих, более совершенные средства воздействия на ум подрастающего поколения: компьютерные игры, многообразные гаджеты, начиненные разнообразным, но всегда ярко-кричащим динамичным содержанием, интерактивные книжки и игрушки. Современные молодые родители, а в большинстве это дети трудных 90-х годов, которые в свое время в силу экономических трудностей зачастую были лишены необходимой доли родительского внимания,

не знают, не умеют, а иногда и не понимают, как общаться с ребенком, чтобы его речевое развитие осуществлялось своевременно, естественно и правильно. Современный технический прогресс только усиливает неблагоприятную ситуацию. С самого раннего детства в жизненное пространство ребенка внедряется огромное количество современных технических средств, которые вызывают большой интерес с их стороны и взаимодействие с которыми очень часто замещает (а лучше сказать вымещают) нормальные человеческие взаимоотношения с родителями, бабушками и дедушками, старшими братьями и сестрами. «Что происходит сегодня с онтогенезом речи (и психическим развитием вообще) в связи с узурпацией культурного пространства «псевдособеседниками» из СМИ, в лице компьютерной субкультуры, выхолащиванием и вымыванием из повседневного обихода и образования классического русского языка? - спрашивает известный современный нейропсихолог А.В. Семенович, - Почему игнорируется эта проблема, очевидно приобретающая все большую активность? Ведь мы на пороге открытия новых синдромов отклоняющегося развития, первыми из которых заявят о себе (вернее, уже заявляют) специфические логопатии»Ц].

Все чаще практикующие логопеды и дефектологи сталкиваются с ситуацией, когда за помощью обращаются родители с детьми, имеющими речевое недоразвитие, которое, по сути, является следствием отсутствия должного участия родителей в речевом развитии ребенка. Таким образом, изначально не имеющий отклонений в развитии ребенок, находясь с рождения в ситуации дефицита полноценного речевого общения, со временем приобретает речевое недоразвитие, отстает от нормы. Как правило, таких детей отличает крайне ограниченный словарный запас, обилие грамматических ошибок, бедность используемых в речи синтаксических конструкций, трудности в построении связного речевого высказывания. В результате, для корректировки речевого развития, исправления сложившегося речевого дефекта зачастую оказывается не достаточно восстановить нормальное речевое взаимодействие родителей с детьми, а требуется серьезное участие специалиста.

Анализируя каждый конкретный случай, выясняя причину языкового недоразвития, специалист нередко приходит к выводу, что в семье ребенка с речевым недоразвитием отсутствуют такие простые и естественные еще 15-20 лет назад моменты семейного воспитания, как чтение детям вслух, беседы прочитанном и увиденном, совместные игры, занятия, труд, слушание детских песен и музыки, доступной детскому восприятию. Это то естественное взаимодействие, в процессе которого непосредственно и своевременно формируются все аспекты речи ребенка. Встречается и другая категория родителей: взрослые стремятся сделать все, чтобы их ребенок рос здоровым, умным, всесторонне развитым, осознают необходимость речевого развития, но не знают, как правильно с ребенком общаться, во что играть, какие игрушки покупать, какие книги читать, каким мультфильмам отдать предпочтение и т.д. И нередко жизнь ребенка заполняется играми, игрушками, занятиями, книгами и мультфильмами, которые имеют весьма сомнительную развивающую пользу.

В Московском городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы (до 2015 ЦПМСС «Луч») логопеды и дефектологи, проводя консультации с родителями, обратили внимание на целый ряд наиболее часто встречающихся проблем и трудностей, которые напрямую или косвенно становятся причинами языкового недоразвития:

1) Родители имеют весьма условные представления о том, какими возрастными особенностями и возможностями обладает ребенок конкретного возраста. Отсюда невозможность сориентироваться в выборе наиболее правильных для каждого возраста игрушках, играх, книгах и т.д.

2) Родители, как правило, не представляют, какими умениями и знаниями в норме должен владеть ребенок определенного возраста (как должен уметь разговаривать, какой двигательной активностью обладать, какую продуктивную деятельность осуществлять и т.д.). В связи с этим взрослые часто не придают особого значения некоторым «западающим» моментам в развитии ребенка и поздно обращаются за помощью к специалистам. Например, ребенок не говорит до 3-х лет. «Ничего страшного, - говорит мама ребенка, - у соседа девочка тоже поздно начала говорить, но ничего сейчас в школу ходит, нормально учится, наш тоже вырастет и все наладится...». Или: ребенок пяти лет не может связно рассказать о том, что увидел или услышал, не может описать картинку, не использует в речи сложные предложения, ошибается в использовании предлогов, не знает названия многих окружающих предметов, путает слова и т.д.

Родители не придают особого значения этим показателям, рассчитывая, что все эти недостатки пройдут либо сами собой, либо исправят в школе. Поводом обращения за помощью к специалистам по развитию речи служит, как показывает практика, только один показатель -ребенок не произносит какие-либо звуки.

3) Взрослые иногда не знают не только что читать ребенку определенного возраста, во что играть, чему посвятить совместный досуг, но самое главное, они не знают, как построить совместную деятельность с ребёнком, будь то игра, беседа, чтение, прогулка, изготовление поделок и т.д. В связи с этим родители оказываются несостоятельными при организации любой совместной деятельности с детьми. Сколько раз приходилось слушать сетования взрослых такого плана: «Мы не читаем книжки, потому что он не слушает....», «Мы не играем в эту игру, он все время отвлекается.», «Ему это не интересно.» и т.д. В связи с этим возникла одна серьёзная проблема: родители не могут оказать качественную необходимую помощь ребенку при выполнении домашних заданий, которые дает логопед или дефектолог, в результате родитель не становится полноценным активным участником коррекционного процесса, из-за чего коррекционный процесс затягивается во времени, становится менее эффективным и плодотворным.

Таким образом, специалисты пришли к выводу, что родители дошкольников нуждаются в серьёзных подробных консультациях, раскрывающих методические особенности работы с отдельными направлениям речевого развития и организации совместной деятельности с детьми.

Педагоги Центра обобщили накопленный опыт и разработали комплекс мер по преодолению названных трудностей. Была организована «Мамина школа», в рамках которой родители детей каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет) получили возможность прослушать цикл просветительских лекций и принять участие в мастер-классах по речевому взаимодействию с детьми. Занятия были организованы по типу практикоориентированных семинаров, на которых вслед за лекцией специалиста на определенную тему проводились мастер-классы, в ходе которых родители знакомились с конкретными приемами взаимодействия с детьми, отрабатывали при непосредственном участии педагога полученные знания в деловых играх. Это давало возможность участникам школы не только освоить правильные модели общения родителей с детьми, но и побывать в роли ребенка, почувствовать, какие способы взаимодействия наиболее продуктивны и интересны малышу, при каких он чувствует себя наиболее комфортно, а каких способов лучше всего в общении с ребенком избегать.

В качестве примера приведем тематический план занятий для родителей 5-6 летних детей.

Беседы - лекции Мастер-классы

1. Мой малыш совсем большой: возрастные особенности и возможности детей 5-6 летнего возраста. 5-6 летний ребенок в семье: как организовать жизненное пространство для гармоничного развития ребенка

1. Время почемучек: какой должна быть речь ребенка в 5-6 летнем возрасте, и что делать, чтобы она правильно развивалась. 1. Играем со звуками и словами (игры, направленные на развитие звуковой стороны речи, формирование слоговой структуры, просодики речи); 2. О чем поговорим? (игры, направленные на пополнение активного и пассивного словаря); 3. Раз словечко, два словечко! (игры на формирование грамматического строя речи); 4. Рассказываем и пересказываем (игры и задания, направленные на развитие связной речи ребенка). 1. Читаем детям: круг художественного чтения 5-6 летнего ребенка.

Чтение с увлечением: как читать, чтобы ребенок слушал и понимал.

1. Игра - дело серьезное: в какие игры

играть и какие игрушки покупать, чтобы ребенок правильно развивался.

2. «Дочки-матери»: как организовать самостоятельную игру ребенка.

3. Вместе с мамой: как организовать совместную деятельность с детьми.

Круглый стол: «Чем мне помогла «Мамина школа»: обмен мнениями и опытом»._

Занятия в «Маминой школе» проходили 1 раз в неделю в вечернее время. Следует отметить, что большинство родителей проявили большой интерес к инициативе сотрудников Центра: хорошо посещали занятия, активно принимали участие в мастер-классах. Материалы всех занятий на протяжении всей работы школы размещались специалистами на стендах в холле центра. Таким образом, постепенно к занятиям присоединились и те родители, которые изначально не были приглашены. Положительные результаты работы школы проявились достаточно быстро. Многие педагоги отметили, что работа с родителями стала более продуктивной, возросла доля их участия в коррекционном процессе, они стали более осознанно относится к выявленной у ребенка проблеме, начали с большим пониманием воспринимать данные рекомендации, качество выполнения домашних заданий значительно возросло. Многие родители из пассивных наблюдателей за процессом работы специалиста с ребенком превратились в деятельных единомышленников педагога. Все это не замедлило положительно сказаться на качестве коррекционной работы: дети стали быстрее усваивать необходимый материал, поскольку дома шло полноценное закрепление приобретенных на занятиях с педагогом знаний и умений. Кроме того качественное изменение речевого взаимодействия ребенка с мамой и другими членами семьи, в целом, заметно продвигало процесс речевого развития малыша.

Отмечали положительное влияние школы и сами родители. Приведем несколько отзывов «учащихся» школы. «Занятия очень нужные, познавательные. Так много полезной информации! И это действительно школа, которая учит по-другому смотреть на процесс общения с ребенком. Мы заново учились очень простым, но важным вещам: общаться со своим ребенком, просто разговаривать, смотреть друг другу в глаза, вместе играть, читать, мастерить поделки. Теперь я совсем иначе оцениваю время, проведенное с ребенком, и совсем иначе его провожу. Оказывается, те несколько минут, которые есть утром до садика, или вечером перед сном, можно использовать с пользой. И для этого совсем не нужны специальные книжки, дорогие игрушки. Даже дорогу в детский сад мы научились использовать с пользой: наблюдаем за изменениями в природе, отгадываем загадки, играем в простые игры на внимание. Я вижу изменения в своем ребенке. Я бы всем посоветовала посещать «Мамину школу» (мама Германа С.). «Общение с ребенком приобрело совсем другое качество: стало более насыщенным, содержательным, близким, приятным. Очень понравились мастер-классы. В процессе проигрывания разных ситуаций, получили возможность взглянуть на себя со стороны, увидеть свои ошибки. Оказывается, раньше я многого недопонимала, недооценивала те возможности, которые дает общение с ребенком, не знала, как это общение правильно построить. Если бы у меня была возможность посещать подобные занятия раньше, можно было бы избежать многих проблем. Спасибо педагогам за поддержку и квалифицированную помощь» (мама Дины К.).

Хочется отметить и еще один положительный результат работы «Маминой школы»: родители, посещающие занятия, подружились. У многих из них оказались сходные проблемы, нашлось немало общих тем для обсуждения, взрослые с удовольствием делились опытом взаимодействия с ребенком, преодоления трудностей. В результате организовалось неформальное родительское сообщество. Но в отличие от форумов в интернете, все дискуссии проходили в стенах Центра, где всегда можно было получить профессиональную консультацию специалиста по спорному вопросу. Родители не раз обращались к специалистам Центра с инициативой провести занятие на ту или иную остро волновавшую их тему, что позволяло корректировать план совместной работы, делать общение с родителями более продуктивным, адресным, заинтересованным. Таким образом, педагогам, организовавшим «мамину школу», удалось оказать посильную помощь родителям в правильной организации семейного воспитания, сделать несколько шагов навстречу восстановления забытых семейных традиций, значительно повлиять на эффективность процесса преодоления речевого недоразвития детей, посещающих Центр.

Положительный опыт «Маминой школы» убедил специалистов Центра, что это важное начинание необходимо продолжать и развивать. Свой опыт они обобщили, подготовив к

изданию серию учебных пособий по познавательно-речевому развитию для занятий родителей с детьми. В книгах серии представлены разнообразные задания по развитию всех сторон речи, даны понятные для непрофессионалов комментарии по работе. Опыт педагогов Центра вполне применим на других детских дошкольных учреждениях при организации работы педагогов с родителями.

Список литературы:

1.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. - М.: Генезис, 2012. - 474с.

2.Петленко Л.В. Агибалова О.А. Говорим о доме и о семье: практическое пособие для детей и родителей. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.