Научная статья на тему 'Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема'

Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3511
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / FAMILY / FAMILY UP-BRINGING / FAMILY PEDAGOGY / DEMOGRAPHICS / SOCIAL ORPHANHOOD / IRRESPONSIBLE PARENTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хоменко Ирина Алексеевна

В статье на основе статистических, научно-теоретических и исследовательских данных анализируются факторы, определяющие актуальность научных разработок в области педагогики и психологии семьи. Автор обосновывает необходимость создания отдельной отрасли научно-педагогического знания семейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the factors that determine the relevance of scientific developments in the field of pedagogy and family psychology on the basis of statistical, scientific, theoretical and research data. The author proves the necessity to create a separate branch of scientific and pedagogical knowledge family pedagogy.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема»

2010 - №2_____________________________________167

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема

И. А. Хоменко

(Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)*

В статье на основе статистических, научно-теоретических и исследовательских данных анализируются факторы, определяющие актуальность научных разработок, в области педагогики и психологии семьи. Автор обосновывает необходимость создания отдельной отрасли научнопедагогического знания — семейной педагогики.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, семейная педагогика, демографическая ситуация, социальное сиротство, безответственное родительство.

Family Up-bringing as an Actual Scientific and Pedagogical Problem

I. A. Khomenko

(A. I. Herzen Russian State Pedagogical University)

The article analyses the factors that determine the relevance of scientific developments in the field of pedagogy and family psychology on the basis of statistical, scientific, theoretical and research data. The author proves the necessity to create a separate branch of scientific and pedagogical knowledge — family pedagogy.

Keywords: family, family up-bringing, family pedagogy, demographics, social orphanhood, irresponsible parenting.

В последние годы в обществе растет интерес к семье и семейному воспитанию. Этому способствуют как политические решения, так и усиление роли частной жизни во многих общественных процессах. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, всколыхнул общество на разных уровнях, обнажив спектр научных, социально-юридических и государственных проблем, связанных с семьей и детьми.

Для науки изучение семьи всегда имело амбивалентный характер, так как семья является относительно закрытой, а сегодня еще и автономной системой. Вмешательство государства в дела семьи происходило только в том случае, если семья становилась деструктивной. Это означает, что многие проблемы, которые могли быть решены еще на этапе их зарождения, к моменту вынужденного интереса государства имели уже разру-

* Хоменко Ирина Алексеевна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии семьи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Тел.: (812) 388-21-24. Эл. адрес: kpps@yandex.ru

шительный характер как для семьи, так и для ее отдельных членов.

В годы перестройки государство утратило рычаги управления семьей, особенно в части формирования ее духовно-нравственных и психолого-педагогических основ, и сегодня возникает острая необходимость возвращения не только социально-общественного, но и научного интереса к семье как к объекту исследования.

Остановимся на факторах, определяющих актуальность научных разработок в области педагогики и психологии семьи в современных условиях.

Социально-антропологический. Изменение социально-экономической ситуации, зарождение и развитие идей персонализма, индивидуализма, демократии, гуманизма породили новые формы совместной жизни людей. Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения ее количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей, ни с учетом места проживания ее членов. Вероятнее всего, сегодня семьей можно называть группу людей, которые считают себя семьей. У части современных детей тоже нет ясного представления о семье. Так, согласно недавнему опросу (май 2009 г.), проведенному кафедрой педагогики и психологии семьи в двух образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, от 12 до 27% детей к членам семьи относят и животных.

Еще одной тенденцией, наметившейся в обществе, является изменение функций семьи, ее экономической значимости для человека. Так, например, интерактивное голосование, проведенное на телеканале «Петербург — Пятый канал» 10 января 2007 г., показало, что более половины (52%) опрошенных считают, что основа семьи — это общие интересы и уважение, и лишь 14% — что семья основана на воспитании детей. Около трети (27%) респондентов отметили, что институт семьи утратил свое прежнее значение, и лишь 6% уверены, что семья держится на совместном ведении хозяйства. Всего было опрошено 3718 человек.

Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям. Если государство заинтересовано в сохранении традиционной семьи, оно нуждается в научно обоснованной стратегии ее выращивания и сопровождения на всех этапах ее функционирования и развития.

Социально-политический. Миграционные процессы, вызванные политическими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на характер внутрисемейных связей, так и на геополитическую обстановку в мире. Сегодня как никогда для России актуальны проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения межконфесси-ональных и межэтнических конфликтов. В перспективе, как считают специалисты, будет происходить усложнение этнической структуры иммигрантов, а следовательно, всего населения России, за счет роста диаспор народов, проживающих преимущественно за пределами Российской Федерации. По данным Госкомстата, миграционный прирост, например, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 44,9%. Все это, безусловно, сказывается на трансформации семьи.

Большую роль в снижении политической напряженности играет то, какие ценности воспитывают у подрастающего поколения их родители, какую идеологию будет транслировать семья своим детям, каким моделям отстаивания своих прав и обязанностей обучат детей взрослые. Следовательно, для решения ряда политических вопросов, профилактики национального экстремизма и ксенофобии, воспитания гражданственности и патриотизма государство должно иметь четкое представление о политических, религиозных и национальных взглядах своих граждан, воспитание которых начинается в семье.

Социально-экономический. Родители в любой стране мира являются самой большой категорией потребителей и производителей,

так как практически все они работают и все покупают. В настоящее время семья представляет собой своеобразную экономическую систему, с которой государство может установить разные виды экономических связей — материальную поддержку в виде адресной социальной помощи, кредитование малого бизнеса, организованного зачастую как семейное предприятие, пенсионное обеспечение пожилых граждан, получение налогов с доходов семьи и т. д. Однако не всегда наши граждане, воспитанные еще на принципах коммунистической идеологии, готовы взять на себя бремя ответственности за себя и своих близких. Исследователи и родители отмечают низкую мотивацию у части молодежи к производительному труду, что влечет за собой возрастание уровня криминогенности в сфере экономики.

В развитых странах большое внимание уделяется вопросам экономической социализации детей — в образовательных учреждениях существуют специальные учебные курсы, целью которых является подготовка ученика к самостоятельной социально-экономической деятельности. Многие подростки с девяти лет подрабатывают на легально организованных рабочих местах, а вся система образования ориентирована на то, чтобы создать условия для формирования у детей мышления собственника, отвечающего за свое положение и имущество. Люди, обладающие таким мышлением, становятся экономическим активом государства, так как сами обеспечивают себя, сохраняя и приумножая свои ресурсы. Следовательно, воспитание в ребенке собственника, производителя и потребителя одновременно может снять с государства бремя заботы о той части граждан, которые имеют физическую возможность работать и обеспечивать себя.

Социально-демографический. К числу самых негативных тенденций, угрожающих национальной безопасности России в ближайшие годы, можно отнести демографический кризис. Население страны убывает быстрыми темпами, но самые большие проблемы нас ждут впереди. Согласно статистическим

данным самая большая часть населения России в настоящее время — это люди от 18 до 25 лет (т. е. население детородного возраста) и люди 45-50 лет (их родители). Самая маленькая — это дети 5-8 лет. Если сравнить демографические показатели перестроечного и современного периода, то выяснится, что в девяностые годы детей рожали около 85% женщин детородного возраста (в 1993 г. родилось 1,55 млн детей от 1,82 млн женщин 22-23 лет), а в 2006 г. — всего 57% (1,44 млн детей от 2,5 млн женщин). Иными словами, реально репродуктивные установки населения снизились на 28%. Кроме того, 50% детей в Санкт-Петербурге и еще в 20 регионах — единственные (данные 2006 г.), а 33% детей в Санкт-Петербурге воспитываются одним родителем. Весьма вероятно, что эти дети не будут ориентированы на многодетность.

Это означает, что при сохранении данной тенденции через 15-20 лет в стране возникнет сложная ситуация: сегодняшние малыши, которых и так очень мало, будут вынуждены заботиться как о стариках-пенсионе-рах, так и о новом поколении, и этот груз для них может оказаться непосильным.

Если не работать с детьми дошкольного и школьного возраста сейчас (формировать у них установку на родительство, семейные ценности и здоровый образ жизни), через 12-15 лет мы можем потерять, в буквальном смысле недосчитаться, целое поколение. Иными словами, решение демографической проблемы России находится «в головах» современных детей, которых, в свою очередь, воспитывают родители. Следовательно, огромный исследовательский пласт, связанный с изучением репродуктивных установок детей и родителей и формированием образа семьи у наших граждан, сегодня нуждается в скорейшей разработке.

Социально-педагогический. Согласно статистическим данным за 2007 г. (Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России, 2007) в России учтено более 742 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; растет число безнадзорных детей и детей-сирот при жи-

вых родителях. Так, по информации Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы (Информация о семейных формах воспитания детей, 2008), число детей, оставленных матерями (родителями) в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Москвы, в 2007 г. составило 926 человек, а за первое полугодие 2008 г. 408 детей оказались брошенными своими матерями. Огромными темпами увеличивается и количество родителей, лишенных родительских прав (со 108 человек в месяц в 2006 г. до 180 в месяц в 2007 г.). Аналогичная ситуация и в Санкт-Петербурге: если в 1998 г. родительских прав были лишены 1288 родителей, в 2007 г. — 2040, то в 2008 г. их стало уже 2192. По данным Аналитических отчетов Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, за последние двенадцать лет (1996-2007 гг.) общее количество детей в городе, у которых родители были лишены или ограничены в правах, составило 17 425 человек, т. е. это практически население небольшого города (Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге в 2007-2008 гг.).

Специалисты признают, что одной из причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными матерями группы «риска».

Анализ региональных программ по решению демографической политики в СевероЗападном федеральном округе, проведенный автором данной статьи в качестве эксперта рабочей группы при Полпредстве Президента по СЗФО, показал, что основные усилия региональные власти направляют на оказание материальной помощи семьям и проведение различных массовых мероприятий, в то время как системные процессы (мониторинг причин безответственности родителей; анализ возможностей системы образования для решения социальных проблем семьи и т. д.) остаются за кадром. Практически не уделяется внимания профессиональ-

ной переподготовке кадров, работающих с семьями в разных сферах, построенной на научно обоснованном и актуальном содержании. В результате государство тратит огромные средства на преодоление последствий безответственного родительства вместо его предупреждения на самых ранних этапах становления семьи.

Психолого-педагогический. Данный фактор напрямую связан с двумя предыдущими и предполагает повышение психолого-педа-гогической и социально-юридической компетентности не только специалистов, работающих с семьей (медиков, юристов, работников правоохранительных органов и судебной системы, работников культуры и представителей СМИ), но и обучение самих родителей, в том числе и приемных. Количество приемных семей неуклонно растет, и сегодня можно говорить о том, что воспитание детей становится еще одним видом профессиональной деятельности человека. Некоторые ученые используют термин «профессиональное родительство» и предлагают в системе базовых отраслей экономики выделять особую «родительскую промышленность» (индустрию) — Parenting Industry, вплоть, возможно, до законодательного введения родительства как вида государственной службы. Здесь следует указать работы нобелевского лауреата Амитаи Этциони (Etzioni, 1998).

Каким образом государство откликается на эту новую область социальной деятельности?

В России сегодня начинают активно создаваться службы сопровождения семьи и детей (Центры помощи семье и детям), однако их работа, как показало исследование коллектива кафедры педагогики и психологии семьи, возглавляемой автором данной статьи, пока не носит научно обоснованного, планомерного и междисциплинарного характера. Прежде всего это связано с недостаточной профессиональной подготовкой специалистов, работающих с семьей, особенно в части помощи родителям в семейном воспитании разных типов детей. Многие современные родители не способны ориентироваться в многообразии окружающего ми-

ра, грамотно выстроить образовательный маршрут своего ребенка, вовремя помочь ему адаптироваться в меняющемся мире.

Кроме того, развитие разных форм семейного устройства детей требует от государства стимулировать не только социально-благотворительную деятельность в этой области, но и образовательную. Сегодня мало взять ребенка на воспитание в семью, нужно обладать необходимыми ресурсами (прежде всего психолого-педагогическими) для его воспитания.

Согласно результатам исследования, проведенного Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в 2008 г., количество возвратов приемных детей достигает 6-8% от общего числа детей, взятых на воспитание. Специалисты-практики и работники социальных служб в этих оценках более пессимистичны. По их мнению, количество возвратов составляет сегодня около четверти всех детей, взятых на воспитание. Эти данные свидетельствуют о том, что благотворительные мотивы россиян превалируют над их психолого-педагогической компетентностью, повышение которой носит мозаичный и бессистемный характер.

Итак, все вышеперечисленные факторы доказывают острую необходимость в научно-методологической и научно-исследовательской деятельности в области семьи и семейного воспитания, с целью получения убедительных практических рекомендаций и моделей деятельности.

Семейная педагогика нуждается в создании своей методологии, формировании понятийно-терминологического аппарата, разработке методов исследования современной семьи, в том числе дистанционных; систематизации научного знания о семье на междисциплинарной, межконфессиональной и межэтнической основе; разработке диагностического инструментария, позволяющего изучать семью в целом и ее отдельных членов в частности.

С точки зрения научно-практической деятельности в контексте проблем, связанных с семейным воспитанием, необходима разра-

ботка программ по работе с семьями разных типов, а также региональных и федеральных программ. Они позволят отслеживать процессы, протекающие внутри семьи, формировать репродуктивные установки молодежи, адекватные интересам государства, нации и самого человека; необходима также разработка программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих с семьей и детьми. Необходимо разрабатывать государственные образовательные стандарты всех уровней образования на принципах семьецентрирования, так как безответственность родителей начинает формироваться со школьной скамьи.

Пока наука не обратит серьезного внимания на проблемы семейного воспитания и не предложит обществу внятной стратегии выращивания подрастающего поколения с включением в этот процесс всех заинтересованных субъектов, государство будет продолжать тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий, связанных с недостатком внимания к семье. Педагогическая наука должна проявить инициативу и начать исследование вопросов, связанных с семьей и семейным воспитанием, оценивая их как приоритетные научные проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге в 2007-2008 гг. [Электронный ресурс] // Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. URL: http://www. homekid.ru/kidscience/index.htm (дата обращения: 15.10.2009).

Информация о семейных формах воспитания детей [Электронный ресурс] // Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. URL: http://www.dsmp.mos.ru/ activity/statistic/sirotstvo.php (дата обращения: 15.10.2009).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России [Электронный ресурс] // Профилактика социального сиротства в России. URL: http://www.sirotstvo.ru/sta-tistika2007.shtml (дата обращения: 15.10.2009).

Etzioni, A. (1998) Investing in Parenting. N. Y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.