Научная статья на тему 'Семейное воспитание: философско-религиозный аспект'

Семейное воспитание: философско-религиозный аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1582
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БРАК / ДЕТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Геллер Г.А., Ванина И.Н.

Статья посвящена актуальным вопросам семейного воспитания, которое рассматривается с точки зрения философско-религиозного подхода. В качестве философской составляющей приведены взгляды великого русского философа В.С. Соловьева. Религиозный аспект представлен общей характеристикой особенностей семейного воспитания в православии. Актуальность выбранной проблематики несомненна в силу кризисного состояния семьи и семейного воспитания в современном обществе, а также отсутствия четких нравственных ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейное воспитание: философско-религиозный аспект»

УДК 37.017.92

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

© 2017 Г. А. Геллер1, И. Н. Ванина2

1 доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики

e-mail: V.geller62@mail.ru 2доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики

e-mail: i vanina@list.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена актуальным вопросам семейного воспитания, которое рассматривается с точки зрения философско-религиозного подхода. В качестве философской составляющей приведены взгляды великого русского философа В.С. Соловьева. Религиозный аспект представлен общей характеристикой особенностей семейного воспитания в православии. Актуальность выбранной проблематики несомненна в силу кризисного состояния семьи и семейного воспитания в современном обществе, а также отсутствия четких нравственных ориентиров.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, брак, дети, нравственность, духовно-нравственное воспитание, совершенствование, личность.,

В нынешней ситуации развития общества одной из приоритетных и жизненно важных задач является возрождение нравственных ориентиров подрастающего поколения. На современного человека обрушивается огромный поток проблем, который преломляется в его внутреннем мире, инициирует ответные реакции на разных уровнях его жизнедеятельности: эмоциональном, мировоззренческом, поведенческом. Чувства, мнения, действия взрослых не укрываются и от глаз ребенка, подростка, старшеклассника, выступая важнейшими факторами его развития и воспитания. Рассогласованность действий, чувств и помыслов взрослых, родителей, отсутствие у них иерархии смыслов и ценностей приводит к раздвоенности и неопределенности в жизни ребенка, не позволяет ему получить истинные ответы на наиболее сложные и острые вопросы, которые ставит перед ним сама жизнь.

Применяемые ранее способы решения жизненных вопросов не только оказываются неэффективными в изменившихся условиях, но и наносят непоправимый вред и ведут к дальнейшему отчуждению старших и младших поколений, «подогревают» традиционную проблему «отцов» и «детей».

Порой взрослые реагируют на возникшие проблемы в семье неадекватно, а отсутствие родительской рефлексии, целостного мировоззрения приводит к изъянам и ошибкам, порождает у отцов и матерей ощущение педагогического бессилия и невозможности что-либо изменить. В то же время российское общество сегодня ожидает от семьи усиления ответственности за жизнь и полноценное развитие ребенка, тем более в условиях острого демографического и социального кризиса в стране. Ведь именно семья отвечает за духовное и физическое воспроизводство населения, значит, именно перед ней ставится задача формирования нравственных ориентаций и целостного мировоззрения подрастающих поколений.

В условиях глобальных изменений это делать становится все труднее. Сложность и опосредованность социальных связей, потеря подлинных человеческих идеалов в современном обществе, технократизация отношений (оказание педагогического влияния по телефону, засилье массовой культуры, гедонистических и

инфантильных настроений юношества) - вот далеко не полный перечень негативных тенденций, мешающих полноценному воспитанию личности сегодня.

Эти и многие другие факты и реалии современности свидетельствуют о высокой миссии старших поколений, педагогов, родителей в формировании ценностных установок и ориентаций детей.

Одним из важнейших направлений работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе в условиях семьи, является осмысление и обращение к историческому опыту теоретического и практического решения проблем духовно-нравственного воспитания и становления человека. Сегодня мы имеем возможность анализировать учения, труды, размышления философов, педагогов, общественных и религиозных деятелей, занимавшихся проблемами воспитания и становления нравственной личности. В этом ряду, безусловно, стоит и теоретическое педагогическое наследие философа В.С. Соловьева, всю жизнь работавшего над проблемами нравственного развития, формирования, совершенствования и воспитания личности.

По мнению философа, воспитание - необходимое условие нравственного совершенствования человека и общества. О важности и значении воспитания мыслитель говорил следующим образом: «Как школа необходима для получения образованности, так воспитание необходимо для поднимания от низших к высшим ступеням нравственности» (цит. по: [Глухова 1998: 86]). Приоритетным видом человеческого воспитания он называл воспитание духовно-нравственное. При этом духовно-нравственная составляющая, по его мнению, обязательно должна присутствовать во всех видах воспитания, должна одухотворять их.

Рассматривая процесс воспитания, Вл. Соловьев отмечал, что оно начинается с раннего детства. Именно поэтому важнейшую и определяющую роль в процессе воспитания и формирования человека играет семья. Воспитание является основной функцией семьи. В семье как основном институте воспитания по-настоящему раскрывается уникальность человеческой личности. Философ полагал, что «никакая общественно-государственная система воспитания не способна заменить собой воспитание семейное, и уничтожение последнего ведет собственно к уничтожению самого воспитания, как явления общечеловеческого, и тех общечеловеческих ценностей, которые оно в себе несет» [Там же: 92].

Семью мыслитель считал «элементарною, образцовою и образовательною ячейкою всемирного братства, или человеческого общества, как оно должно быть, идеальной нравственной моделью общечеловеческого единства» [Соловьев 1998: 355]. Однако семья может соответствовать этому понятию лишь в том случае, если в ней реализуется принцип «каждый есть цель для всех», «каждый есть нечто незаменимое» [Там же]. Только семья может помочь человеку сделать его первый шаг на пути совершенствования.

Основное положение семейного воспитания, как считает философ, должно быть основано на безусловной вере в то, что человеческое потомство, наши дети обязательно будут лучше нас, в противном случае теряется смысл всей человеческой жизни: «Не быть детям лучше нас, не совершенствовать воспитание, нравственно не совершенствовать семью, а просто воспроизводить из поколения в поколение одну и ту же семейную нравственность в ее неизменном виде - это... представляется не только недостаточным, но таит в себе опасные последствия» (цит. по: [Лазарев 1996: 148]).

Здоровая, нравственно крепкая семья возможна лишь при условии опоры на христианские ценности, законы, которыми она одухотворяется. Иными словами, семья, по мнению философа, одухотворяется Божьей благодатью (см.: [Ванина 2008: 93]).

В христианской семье появляется такое понятие, как одухотворение семейного воспитания. Одухотворение Владимир Сергеевич понимает как преобразование природных связей в безусловно-нравственные, духовные. Целью одухотворения является «то совершение жизни, в котором дух и телесное бытие всецело проникнут друг в друга, бездна между видимым и невидимым миром будет вполне упразднена и смерть станет невозможною не только для живущих, но и для умерших, -необходимым условием для самого этого будущего совершенства и нравственной задачей настоящего должна быть принята борьба духа с плотью, его сосредоточие и укрепление» [Соловьев 1988: 849].

В одухотворенной семье формируется семейная (естественная) религия, на основе которой и строится семейное духовно-нравственное воспитание. Семейная религия, пишет Владимир Соловьев, - самое древнее и прочное учреждение в человечестве, пережившее многие эпохи и перемены. Глубокое нравственное наполнение семейная религия получает только в христианстве (см.: [Кривова 2005: 109], потому что только в христианстве семья начинает рассматриваться в качестве «малой церкви», а содержание семейного воспитания - семейная религия -формируется исходя из христианских законов и требований [Ванина 2008: 94].

Первоначально религиозное чувство зарождается в семье, а развивается, совершенствуется в течение всей жизни. Формирование семейной религиозной жизни очень важно, так как именно она дает начало всем нравственным требованиям, дает понимание их, придает смысл человеческой жизни. «Положим, разум прямо говорит нам, что хорошо подчинять плоть духу, хорошо помогать ближним, признавать права других как свои собственные; но для того, чтобы слушаться этих внушений разума, нужно верить в него, верить, что добро, которого он от нас требует, не есть субъективная иллюзия, что оно имеет действительные основания... Не иметь этой веры - значит не верить в смысл собственной жизни, значит отказаться от достоинства разумного существа» [Соловьев 1988: 180]. Поэтому, заключает Владимир Соловьев, независимо от того, признает ли человек свою веру в Бога или нет, он, как разумное существо, видит смысл в своей жизни, тем самым признавая, что этот смысл появляется благодаря чему-то, а, следовательно, человек попадает «в сыновнее положение относительно высшего начала жизни,. говорящего через разум и совесть» [Там же: 181]. Такое отношение, а именно добровольное, свободное подчинение своей воли требованиям высшего начала, должно оставаться постоянным и неизменным.

Взгляд философа на духовно-нравственное воспитание в семье соответствует принципам христианской, народной педагогики, которая всегда указывала на определяющее значение вечных, непреходящих ценностей и на необходимость опоры и соблюдения христианских заповедей, законов, воспитания прежде всего таких качеств личности, как доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, готовность помочь ближнему и других.

Если в детстве семейная религия формируется благодаря тому, что ребенок принимает на веру то, что говорят и чему учат его родители, то в сознательном возрасте любой разумный человек рано или поздно начинает осмысливать свою веру и таким образом приходит к пониманию своей зависимости от чего-то неведомого, к осознанию того, что не все в этом мире подчиняется нашей воле. Тогда, пишет Владимир Соловьев, в сознательном возрасте может возникнуть вопрос о том, имеет ли смысл такая зависимость. Если человек зависит от чего-то бессмысленного, то и все его существование, все высшие устремления лишены какого бы то ни было смысла. «Если моя высшая духовная природа есть только случайное явление, то аскетическая борьба с плотью вместо усиления моего духовного существа может привести к его уничтожению, а в таком случае зачем буду я следовать правилам воздержания и лишать

себя реальных удовольствий для пустого призрака?» [Там же: 179]. И, напротив, только вера в нравственный порядок жизни, в разумное высшее существо, в Бога позволяет понимать смысл жизни, свое предназначение в этом мире. Такую веру Вл. Соловьев и называет «естественною религией» [Там же: 180].

Тремя составляющими семейного воспитания, которыми одухотворяются поколения, являются культ предков, брак и воспитание детей [Лазарев 1996: 151].

Культ предков выражается в поминовении усопших, в памяти о них, в почитании их путем молитв и совершения таинств. Умершие неотделимы от живых, благодаря чему существует межпоколенная связь. Изначально носящая природный характер, только в семье она одухотворяется и приобретает характер безусловно-нравственный. Помня и почитая своих предков, потомки тем самым как бы платят им долг, исполняют по отношению к ним свою нравственную обязанность, так как предки дали нам возможность физического существования и наследие предыдущей истории, а «новое поколение дальше ведет работу, в конце которой создаются условия жизненной полноты для отшедших» (цит. по: [Кривова 2005: 110]). Это означает, что семейная религия в данном случае получает безусловное значение, становясь выражением совершенного Добра.

Следовательно, семья, по мысли Владимира Соловьева, представляет собой место, где осуществляется вечная, живая связь с предшествующими поколениями. Связь эту Вл. Соловьев называет религиозной, так как она живет благодаря религиозным таинствам и постоянному молитвенному поминовению.

Значение межпоколенной связи нельзя игнорировать или не учитывать. Философ убежден, что все в жизни должно быть подчинено одной общей цели -достижению Царства Божьего. Распавшиеся на отдельные, не связанные друг с другом, поколения не могут достигнуть этой цели. Владимир Соловьев утверждает, что главная и конечная цель семейного духовно-нравственного воспитания может рассматриваться только как стремление связать временную жизнь будущего поколения с верховным и вечным благом, являющимся общим для всех, где деды, отцы и дети связаны между собой вечной живой связью: «Чтобы осуществить наше нравственное достоинство во времени, мы должны стать духовно тем, чем мы уже являемся физически, - звеном соединения между предками и потомками.» [Соловьев 1998: 496].

За ушедшими предками необходимо признать безусловное значение и будущность. Лишь на такой основе возможно подлинное воспитание, задача которого -передача нравственных обязанностей от одного поколения к другому. Любимая мысль Соловьева заключается в понимании времени в «нравственно-нейтральной форме» [Бондаренко 2006: 105], когда все поколения (и отошедшие, и еще не рожденные) представляют собой единое целое: «Мы должны окончательно и бесповоротно решить для себя вопрос, признаем ли мы безусловное значение за временным порядком явлений или же за нравственным порядком, за внутренней связью существ?» [Соловьев 1988: 497].

Выбирая первое решение, человечество неизбежно оказывается раздробленным во времени, потерявшим нравственную задачу, так как воспитание представляет собой передачу нравственных норм, требований от одного поколения к другому. Действительно, если предположить, что межпоколенная связь не играет особой роли в воспитании, то мы увидим, что у человечества, разделенного на отдельные, не связанные между собой поколения, исчезает нравственная обязанность воспитания потомков для осуществления высшей цели [Ванина 2008: 96]. Напротив, понимание и ушедших, и еще не рожденных поколений как одного целого способствует тому, что нравственные требования и нравственный опыт, накопленный тысячелетиями, помогут созданию совершенного человека и совершенного общества.

Следующей необходимой составляющей семьи является брак. Браку в деле воспитания и одухотворения семьи Владимир Соловьев придавал такое большое значение, что называл его, наряду с монашеством, одним из состояний истинного аскетизма. Он отмечал, что если семейная религия связывает «человека с совершенным Добром через прошедшее, то истинный брак имеет такое значение для настоящего, срединного момента жизни. Это есть осуществление безусловной нравственной нормы в самом действительном сосредоточении человеческого существования» [Соловьев 1988: 490].

Христианский брак представляет собой добровольное соединение двух самих по себе ценных существ, которые несут божественное и материальное начало. Целью такого соединения является попытка сотворения совершенного человека по образу и подобию Божию, единого целого путем создания союза мужчины и женщины.

Женщине в браке придается особое значение. Она наделена способностью обожения и одухотворения. Отсюда естественным является отношение к мужчине, мужу как спасителю, способному одухотворить жизнь жены и наполнить ее смыслом.

Таким образом, по мысли Владимира Сергеевича, «совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего жизнь во времени, а восстановляющего ее для вечности. Истинный человеческий брак есть тот, который сознательно направляется к совершенному соединению мужчины и женщины, к созданию целого человека» [Там же: 492]. Поэтому совершенный брак является не условием, а следствием нравственного союза между мужчиной и женщиной, он возможен лишь при условии нравственных, одухотворенных отношений в семье, сплоченных высшей целью.

Деторождение - еще одна составляющая семейного воспитания. Рождение детей в браке имеет не только задачу восполнения численности, но и высшую, духовную миссию: преемственность поколений осуществляется путем воспитания детей, и эта обязанность ложится на родителей. Здесь-то и находит свое применение постулат Владимира Соловьева о том, что дети, рожденные в человеческом, а не животном браке, должны быть лучше своих родителей. В этом заключается смысл родительской любви: «Ведь вся прелесть детей для нас, особая человеческая их прелесть неразрывно связана с предположением и надеждой, что они будут не то, что мы, будут лучше нас, -не количественно лучше, на один или два градуса, а по самому существу, - что они будут люди другой жизни, что в них действительное наше спасение - нас и всех предков наших» [Там же: 228].

Взгляд философа на отношения родители - дети патриархален. Он полагает, что эти отношения заведомо не равны. Любовь родителей к детям должна отличаться от любви детей к родителям. Изначально в этом чувстве заложено отношение неравенства, которое определяется превосходством старшего поколения перед младшим: «Нравственное отношение детей к родителям, напротив, не только не определяется равенством, но имеет даже прямо обратное значение - оно основывается на признании того, что эти существа неравны между собою» [Там же: 170].

Такое неравенство, как отмечает философ, не носит отрицательного смысла, так как имеет в своем основании особые нравственные, по сути религиозные отношения. Чувствуя в детстве свою зависимость от родителей как от чего-то высшего и лучшего, взрослея, человек начинает ощущать свою зависимость от более высоких начал, пока не приходит к осознанию своей зависимости от самого высокого начала - Бога. Поэтому семья является первой, начальной ступенькой перехода от естественной, семейной религии к религиозности как более высокому уровню веры.

Таким образом, характеризуя взгляды В. С. Соловьева на семейное воспитание, следует отметить, что истинное, правильное, с точки зрения философа, семейное

воспитание «должно быть зараз и нераздельно традиционным и прогрессивным» [Там же: 259]. Традиция в воспитании выражается в соблюдении законов, обычаев, сохранении культа предков, а прогресс философ видит в исполнении обязанностей, вытекающих из Писания. Поэтому главная цель семейного воспитания заключаются не просто в воспроизведении себе подобных, а в передаче через потомков непрерывной связи между временными, преходящими поколениями идущего в вечность жизненного рода, в сохранении крепкой связи поколений, поддерживающих друг друга в исполнении одного общего для всего человечества дела - приготовления к Царству Божьему и воскресению всех (см.: [Ванина 2008: 98]).

Отсюда следует, что высший принцип семейного воспитания представляет собой воспитание чувства долга перед предками за перенятый опыт, что предполагает формирование в новых поколениях ответственности перед следующими поколениями за сохранение и преумножение этого опыта и способность активно пользоваться полученным наследием как живой движущей силой, приближающей человека к главной цели его жизни - формированию совершенного человека, способного создать совершенное общество, представляющее собой Царство Божие. «Краеугольным камнем» семейного воспитания Вл. Соловьев понимает «всю общечеловеческую культуру в различных ее проявлениях» (см.: [Глухова 1998: 96]).

Помимо светских деятелей, вопросами воспитания вообще и семейного воспитания в частности во все исторические периоды активно занималась Церковь. В христианской культуре давно сложился свой, особый взгляд на проблему становления личности ребенка в семье.

По словам русского религиозного философа И. А. Ильина, семья является «школой христианской любви», «школой взаимного доверия и источником формирования религиозных, национальных и отечественных традиций», «школой ведения хозяйства и организации бытовой жизни...» [Ильин 1998: 57] Организация семейного уклада помогает ребенку познать жизнь во всех ее проявлениях, учит реагировать на происходящее вокруг.

Правильные, здоровые, конструктивные для дальнейшей жизни способы самореализации личности формируются в том случае, если ребенок растет и развивается в атмосфере любви и добродетельного семейного уклада.

В Святом Писании и трудах отцов Церкви неоднократно говорится о высокой миссии родителей - о воспитании добродетелей в детях. Это требует ежедневного кропотливого труда и большого искусства. Главным в воспитании становится создание в семье атмосферы любви и взаимного доверия. «Горячо любящий ребенок вырастет таким же лишь в атмосфере взаимной любви. Радость и душевный мир ему обеспечены, если эти чувства господствуют в его семье. В нем не зародится душевных сомнений, если сильна вера родителей. Отзывчивым и чутким к чужому страданию сформируется сердце ребенка, если он будет постоянным свидетелем, а с летами и участником дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милости, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей» [Пестов 1999: 79].

Важнейшим методом духовно-нравственного воспитания в семье является пример родителей. Для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей добрыми и отзывчивыми, живущими большой духовной внутренней жизнью.

Перед родителями как педагогами стоят две главнейшие задачи: во-первых, формировать духовно-нравственный образ жизни семьи, который они стремятся передать своим детям; а во-вторых, поддерживать в семье такую социально-

культурную и психологическую среду, в которой будет развиваться и закрепляться стремление ребенка к возвышенному, лучшему и доброму.

Семейное воспитание должно затрагивать все стороны жизни ребенка. Особо тщательное внимание родителям стоит уделять обучению ребенка манерам держаться. Внешняя собранность и сдержанность помогают и внутренней упорядоченности и собранности. По учению отцов Церкви, не только толчок или удар, но всякое грубое или фамильярное прикосновение к другому человеку является дерзостью. Забота родителей и всех взрослых членов семьи - научить детей прямо сидеть за столом, не разваливаться, не расставлять локти, не держать руки в карманах при общении с людьми, вставать при разговоре со старшими, если те стоят. Недопустимы привычки бросать на пол сор, свистеть, дерзить, хлопать дверью, плевать и другие проявления невоспитанности в человеке.

Важнейшим условием правильного воспитания является развитие у детей хороших навыков и привычек. Это - основа всякого воспитательного процесса. С раннего возраста дети должны постепенно приучаться обслуживать себя, в чем только возможно. Например, сюда можно отнести приготовление себе постели вечером и убирание ее утром, чистка одежды и обуви, уборка своего столика, уголка, рабочего места. Посильный домашний труд вырабатывает ответственность, стремление к порядку, прививает внутреннюю потребность приносить пользу себе и своей семье. При этом хорошо, если рядом с ребенком трудятся его родители.

Единая общесемейная деятельность, выполнение каждым посильных, но ценных для дома дел - лучшая и наиболее здоровая среда для воспитания ребенка. Изнеженность и избалованность, немедленное исполнение всех прихотей ребенка может привести к краху воспитания, и, некоторое время спустя, сын или дочь будут укорять своих горе-наставников за неполученные уроки послушания и самоограничения. Известна история про обезьян, которые в порыве нежности и любви к своему детенышу иногда так крепко прижимают их к себе, что раздавливают насмерть. Так же точно портят баловством детей неразумные и недальновидные родители.

Крайне важным, по мнению Церкви, для семейного воспитания является вопрос о послушании детей и значении авторитета родителей. Семья есть также маленькая Христова община, и по заповеди она также строится на послушании - жены мужу, детей родителям. Апостол Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». Поэтому послушание - царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех других душевных достоинств. Задача родителей - кропотливая и разумная работа над детским характером. Воля родителей должна быть услышана и воспринята детьми во всех проявлениях их жизни.

Писатель-богослов Н.Е. Пестов советует родителям не забывать десять положений, соблюдая которые можно приучить детей к послушанию: !

1. Без крайней необходимости не отменять своих распоряжений и указаний.

2. Распоряжения высказывать точно и категорически.

3. Выполнение указаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.

4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался.

5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном

ослушании.

6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.

8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.

9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и честность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения.

10. Самим подавать детям пример послушания.

В отношении послушания древнерусская православная семья стояла твердо на основе Евангельских заповедей. В такой семье свято чтилось родительское благословение. Оно считалось залогом благоденствия и всякого успеха в жизни.

Многочисленные примеры полного послушания детей родителям можно найти в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия. Преподобный Серафим, прежде чем поступить в монастырь, испрашивал для этого благословения у матери. А преподобный Сергий, имея горячее желание уйти в пустыню, отсрочивает его исполнение ради просьбы родителей - дождаться их смерти, следуя примеру свт. Иоанна Златоуста.

Забота родителей с годами может ослабнуть, но это может быть оправдано лишь тогда, когда дети созреют духовно и смогут в полной мере брать на себя ответственность за все происходящее с ними.

С самого раннего возраста, как только дети начнут говорить, их следует приучать к постоянному употреблению трех слов: «прости», «спасибо» и «пожалуйста». В слове «прости» заключается великая сила. Оно утешает душевные бури гнева и раздражения, примиряет души, возвращая им любовь, снимает грех с души обидевшего или в чем-либо погрешившего против ближнего.

Родителям следует тщательно следить за тем, чтобы все ссоры детей кончались полным примирением, взаимным прощением, душевным успокоением обеих конфликтующих сторон. При этом папам и мамам не нужно жалеть своего времени и внимательно разобрать причину ссоры, конфликта, чтобы каждый ребенок знал свои недостатки в общении с другими людьми и стремился их исправить в будущем.

Не менее важная задача родителей - научить детей говорить «спасибо» не только за подарки, но и за поданную вещь, предоставленную услугу, оказанную помощь, за все, что от другого человека потребовало каких-либо усилий или действий. Свои собственные просьбы дети должны сопровождать словом «пожалуйста», тогда она будет вежливой, лишенной элемента требовательности и навязчивости. Окружающие люди обязательно оценят такое воспитание, а статус семьи и авторитет родителей будут весьма высокими.

Анализируя труды великих мыслителей и отцов Церкви, посвященные вопросам семейного воспитания, постоянно убеждаешься в справедливости мысли о великой миссии взращивания человека, которая несет в себе глубокий заряд духовности и совершенствует самого воспитателя. Родители спасаются тем, что стремятся приблизить детей к доброте, любви и Царствию Божию. А чем ближе к нему будут дети, тем доступнее оно будет для самих матерей и отцов. Огромное терпение и самопожертвование нужны для созидания души ребенка, «строительства» его судьбы, воли и характера. Невозможно не согласиться с этой простой, но вечной в своей правоте мыслью. Именно она может и должна стать тем скрепляющим и созидающим началом, которого сегодня так не хватает современным семьям.

Библиографический список

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейское общество, 2007.

Бондаренко И.Ю. Проблемы культурно-исторической типологии личности: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Ростов н/Д., 2006. 146 с.

Ванина И.Н. Идеи и опыт духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2008. 173 с.

Глухова Е.М. Философско-педагогическая концепция В.С. Соловьева в контексте его философской системы «всеединства»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 236 с.

Ильин Н.А. Собр. соч.: в 10 т. Т.2., кн. 2. М., 1998.

Кривова Е.В. Этика В.С. Соловьева: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. М., 2005. 133 с.

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант - Гегель - Вл. Соловьев. М.: ИФ РАН, 1996. 305 с.

Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.: Сатись, 1999.

Соловьев В.С. Значение государства // Соловьев В.С. Спор о справедливости. М., 1999. С. 849-861.

Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 47-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.