Научная статья на тему 'Семейное предпринимательство: анализ российской практики'

Семейное предпринимательство: анализ российской практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2413
1202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / БИЗНЕС-СРЕДА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПЕРЕДАЧА ПО НАСЛЕДСТВУ / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY BUSINESS / BUSINESS ENVIRONMENT / SUCCESSION / INHERITANCE / EDUCATION / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Календжян Сергей Оганович, Волков Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются важные аспекты семейного бизнеса: роль семейных компаний в экономике западных стран, преимущества семейного бизнеса, перспективы и барьеры развития семейного предпринимательства в России. Обобщены результаты двух эмпирических исследований, проведенных на основе интервью с представителями крупного, среднего и малого российского бизнеса, реализующими концепцию семейного предпринимательства. Результаты исследований выявили основные проблемы, связанные с развитием и преемственностью бизнеса, подготовкой наследников к управлению компанией и передачей бизнеса по наследству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article overviews the important aspects of the family business: the role of the family companies in Western economies, the advantages of family business, perspectives and barriers to the development of family business in Russia. It summarizes the results of two empirical investigations, based on the interviews with representatives of large, medium and small Russian business who implement the concept of family entrepreneurship. Th e results of the study revealed the main problems, connected with business development and succession, inheritance and preparation of successors to the company management.

Текст научной работы на тему «Семейное предпринимательство: анализ российской практики»

Семейное предпринимательство: анализ российской практики

Среди различных форм предпринимательства в последние годы расширяется использование семейного бизнеса. Существует множество различных критериев, по которым предприятие можно отнести к категории семейных. Так, например, в своем исследовании по семейному бизнесу, Ргюе-waterhouseCoopers определяет его как «бизнес, в котором, по меньшей мере, 51% акций принадлежит семье, члены семьи составляют большую часть топ-менеджмента компании, а собственники постоянно вовлечены в управление бизнесом» [6]. В странах с высокоразвитым фондовым рынком, например в США и Германии, семейным считается бизнес, в котором семье принадлежит не менее 25% акций предприятия. Но основная идея заключается в том, что бизнес должен фактически контролироваться семьей, переходя из поколения в поколение.

Семейные предприятия могут быть как совсем небольшими (например, частные семейные гостиницы и рестораны в Европе), так и превращаться со временем в крупные корпорации, такие как всемирно известные Wall-Mart и Samsung. В мире насчитывается около 200 семейных компаний с годовым оборотом, превышающим 2 млрд долл. [4]. Однако, разрастаясь, компания очень часто теряет свою индивидуальность, традиции, заложенные основателями бизнеса, связи между семьей и бизнесом постепенно ослабевают, а контроль над компанией переходит к сторонним собственникам и организациям. Таких примеров в мире достаточно много. Возможно, именно по этой причине наибольшая часть семейных компаний - долгожителей принадлежат все-таки к малому и среднему бизнесу.

Надо отметить, что семейные компании являются основой экономики во многих европейских странах, а также в США и Латинской Америки. По данным Pricewaterhouse за 2008 год, доля семейных компаний составляет более 50% в странах Евросоюза, от 65% до 90% в Латинской Америке, и более 95% в

С. О. Календжян Д.А. Волков

УДК 338.22 ББК 65.292 К - 171

Соединенных Штатах. При этом семейный бизнес производит около 40-50% ВНП Европы, около 70% ВНП Латинской Америки и от 65% до 82% ВНП стран Азии. Наибольший вес семейные компании традиционно занимают в таких секторах, как производство продовольственных продуктов, торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, строительство, финансовые услуги.

Старейшими компаниями в мире являются «семейные», такие как, например, семья Хоши в Японии (гостиничный бизнес), семьи Маринелли в Италии (литье церковных колоколов) и семьи де Гулэн во Франции (виноделие). Эти семейные компании успешно работают на рынке уже более 1000 лет. Старейшая семейная компания в мире - японская строительная фирма Kong Gumi, существовавшая с 578 г. по 2007 г., и специализировавшаяся на строительстве буддийских религиозных сооружений. Компания существует и по сей день, став в 1999 г. одним из подразделений японского строительного гиганта - концерна Takamatsu. В Европе семейные компании составляют основу малого и среднего бизнеса, причем многие предприятия очень старые. В Германии, Франции и Англии много семейных гостиниц и ресторанов, которым по 100-200 лет [5].

В чем секрет успеха семейного бизнеса по всему миру?

Экономисты из University of Innsbruck провели исследование в области гостиничного и ресторанного семейного бизнеса. Результаты показали, что владельцы семейных компаний считают неоспоримыми преимуществами семейного бизнеса:

1) высокую личную заинтересованность сотрудников; 2) возможность создавать индивидуальный, персонализированный продукт, и удерживать, таким образом, постоянных клиентов; 3) гибкость и высокую приспосабливаемость бизнеса к изменяющимся условиям внешней среды; 4) удобный, «управляемый» размер компании; 5) независимость; 6) экономию на издержках труда. [7].

Эти преимущества вполне закономерны и имеют место далеко не только в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Чаще всего семейные компании являются небольшими, и для них установление личных взаимоотношений с клиентами и сотрудниками является конкурентным преимуществом на рынке. Их бизнес основан не столько на контрактах, сколько на лояльности, традициях, понимании потребностей клиента, персонализации услуг и продуктов, что делает эти компании по-своему уникальными и неповторимыми. В отличие от корпораций-гигантов, которые предлагают потребителям массовые услуги, семейные предприятия могут занять свою собственную, узкую рыночную нишу, и успешно работать в ней, передавая традиции из поколения в поколение. Кроме того, в небольших семейных компаниях присутствует достаточно простая и строгая иерархия управления, что позволяет им быть более гибкими, быстро реагировать на изменения внешней среды, например, спроса и предпочтений потребителя.

Чаще всего сотрудники семейных предприятий (члены семьи) более гибко относятся к организации своего рабочего времени и даже к выплате заработной платы. Они готовы в большей степени подстраивать свое личное время под нужды бизнеса, перерабатывать дополнительные часы, чем сторонние сотрудники, что делает бизнес более гибким и экономичным. Кроме того, члены семьи не будут требовать стабильных ежемесячных выплат в ущерб дальнейшему развитию бизнеса или в период, когда компания испытывает финансовые трудности, поскольку лично заинтересованы в укреплении и росте компании. Статистика показывает, что нередкими являются случаи, когда члены семьи готовы бесплатно работать для того, чтобы поддержать бизнес семьи в особенно напряженные периоды, даже имея при этом другую специальность и постоянно оплачиваемую работу.

Если семейный бизнес обладает неоспоримыми преимуществами, и пользуется такой популярностью в Европе, почему он не получил массового развития в России? Если и существует ряд семейных компаний, которые успешно работают на российском рынке, то их достаточно немного, и практически все они - бизнес в первом поколении. Зачастую владельцы этих компаний не вовлекают детей в управление бизнесом, и не уверены, смогут ли передать его им по наследству. Существовавшие веками традиции семейного предпринимательства в России были полностью разрушены после Революции 1917 г., и начали возраждаться только недавно, в 90-е годы. За это время были потеряны семейные связи, сам институт семьи претерпел коренные изменения. Семьи стали меньше по численности, а отношения внутри семей стали менее сплоченными. Отсутствие культуры и опыта совместного ведения дела внутри семьи неизбежно приводит к возникновению конфликтов в борьбе за управление, неспособности создать и передать традиции ведения бизнеса детям, отсутствию мотивации у детей продолжать дело своих отцов и дедов [5]. В то время как до Революции существовали целые династии успешных российских предпринимателей, промышленников и купцов, которые являлись гордостью страны, а их продукция пользовалась спросом во многих странах Европы. Государство поддерживало и способствовало развитию семейного бизнеса: во времена Петра I и Екатерины II создавались специальные коллегии в поддержку предпринимателям, предоставлялись привилегии и льготы, выделялись беспроцентные ссуды, обеспечивались государственные заказы.

В настоящее время семейное предпринимательство в России постепенно формируется, однако по-прежнему испытывает множество трудностей, которые необходимо преодолевать. В 2010 г. британская организация Campden, занимающаяся проблемами семейного бизнеса, провела исследование в России, опросив 25 крупных предпринимателей из Москвы и регионов, личное богатство которых составляет более 50 млн долл. [8] Среди участников исследования были и слушатели Высшей Школы Корпоративного Управления РАНХ и Гс.

Исследование показало, что основная проблема развития семейного бизнеса в России связана с нестабильностью экономики и потрясениями, которые приходится переживать российским предпринимателям. Бизнесмены не чувствуют себя в безопасности и испытывают трудности при планировании своего дела более чем на два года вперед. Среди основных проблем, связанных с предпринимательской деятельностью, участники исследования отметили следующее:

► крайне высокий уровень бюрократии и коррупции, особенно на региональном уровне;

► в регионах практически отсутствует конкуренция, на рынке работают несколько крупных игроков, и для того, чтобы войти на этот рынок, необходимо добиться поддержки центральных и местных органов власти;

► достаточно сложно получить доступ к заемным средствам (кредитованию), что затрудняет долгосрочное развитие бизнеса. 60% опрошенных предпринимателей финансируют развитие компании из внутренних денежных потоков, а те, кто вынужден прибегать к долговому финансированию, обращаются за кредитом к знакомым. Банкам большинство респондентов не доверяют: помимо того, что получить кредит там достаточно непросто, они отмечают очень высокие проценты (20%-24% в год), а также низкое качество работы банков - зачастую служащие российских банков не обладают достаточным уровней знаний и компетенций;

► государство, по мнению большинства предпринимателей (72% опрошенных), оказывает очень слабую поддержку малому и среднему бизнесу, или вообще не оказывает (28%). А ведь это та сфера бизнеса, где семейные компании имеют наибольший вес в Европе и США.

Таким образом, большинство предпринимателей отмечают наличие множества возможностей для построения успешного бизнеса в России, но в то же время подчеркивают ненадежность, нестабильность бизнес-среды. Многие из них предпочитают не создавать крупные бренды, не демонстрировать успешность и популярность своих компаний, для того чтобы не привлекать излишнее внимание: страх рейдерских атак, незаконной экспроприации активов и т.д. часто заставляет успешных предпринимателей «уходить в тень». Многие предприниматели предпочитают выводить часть капитала за рубеж, для обеспечения его сохранности. И многие, как справедливо заметил один из респондентов, не хотят «перекладывать на своих детей бремя управления крупной компанией в условиях такой нестабильности и неопределенности».

Помимо неблагоприятных внешних условий ведения бизнеса, многие предприниматели отмечают, что эмоционально не привязаны к своему бизнесу. В годы «перестройки» бизнесмены зачастую выбирали сферу деятельности практически случайно, в зависимости от того, где открывались новые возможности для заработка, а не в соответствии с внутренними ценностями, интересами, либо семейными традициями. Теперь они не рассматривают свою компанию, как дело всей

жизни, которое хотели бы продолжать и передать своим детям. По словам одного из респондентов (53-летнего бизнесмена), «бизнес- это всего лишь бизнес».

Так, 92% опрошенных предпринимателей были бы готовы продать свою компанию, при условии, что им сделали бы интересное финансовое предложение. При этом 48% из них хотели бы продать бизнес через 5 лет, а 40% - уже через 2 года. И только 8% рассматривают вопрос о передачи текущего бизнеса по наследству детям. (Рис. 1)

Рисунок 1

Планы по дальнейшему развитию бизнеса

Как Вы планируете будущее своей компании?

□ Продам через 5 или более лет

□ Продам через 2-4 года

□ Передам по наследству

Только 44% респондентов пытаются вовлекать членов семьи в свой бизнес. Во многом, это связано с тем, что дети собственников первого поколения еще достаточно молоды. По словам одного из предпринимателей, неизвестно, захотят ли дети продолжить бизнес родителей: у большинства представителей второго поколения собственные интересы, взгляды на жизнь и представления о будущей карьере. По этой причине он решил продать свой бизнес после 10 лет успешной работы, и заняться другим, новым делом. Не очень серьезное отношение к преемственности бизнеса продемонстрировали и другие опрошенные предприниматели. 68% респондентов не планируют оказывать давление на выбор детей, если те не захотят продолжить их бизнес, предоставляя им возможность самостоятельно выбирать карьерный путь. И только 32% хотели бы мотивировать своих детей, чтобы у тех возник интерес к продолжению родительского дела.

Кроме того, более % всех опрошенных не передают и не планируют в ближайшее время передавать долю в своем бизнесе никому из членов семьи, также очень немногие позволяют родственникам участвовать в управлении бизнесом. Связано это опять же с тем, что дети многих из них еще не выросли, а женам они опасаются

8%

передавать управление по причине громких бракоразводных процессов, которые часто имеют место в бизнес-кругах, и не желают подвергать свой бизнес дополнительным рискам.

Естественно, при такой слабо развитой политике преемственности, возникает значительный риск того, что семья потеряет контроль над бизнесом, если основатель компании по каким-то причинам больше не сможет ей руководить (так как никто из родственников не имеет практических навыков управления).

Несмотря на слабую заинтересованность предпринимателей в передаче бизнеса младшему поколению, родители считают крайне важным дать ребенку достойное и качественное образование, подготовить его к будущей профессиональной жизни. Очень часто родители предпочитают давать своим детям западное образование, отправляя их учиться в Европу и США. 80% респондентов ответили, что их дети получают (или получат) образование как в России, так и за рубежом. Это решение является достаточно спорным с точки зрения преемственности и укрепления семейного бизнеса, так как, учась за рубежом, дети перенимают другую культуру и ценности, у них формируются другие навыки. Возвращаясь на Родину, дети предпринимателей не хотят продолжать традиции семейного бизнеса, считая ведение своего дела в России слишком рискованным и сложным.

Здесь мнения разделяются. Для большинства бизнесменов важно, чтобы их дети получили базовое образование в России, поняли и прочувствовали собственную культуру, прежде чем продолжат обучение за рубежом. Однако существует и другое мнение. Один из опрошенных высказал точку зрения, что обучаясь в Европе, помимо высокого качества образования, ребенок получает безопасную и здоровую среду, которую ему невозможно обеспечить в Москве. Другой предприниматель, который сам проходил обучение в Дрездене, отметил, что в Германии он научился прежде всего ценить дисциплину и получил высокие организационные навыки, и хотел бы, чтобы и его дети переняли за рубежом эти важные для работы и жизни ценности. Многие предприниматели отправляют детей за рубеж, в частности в Лондон, поскольку условия проживания там (в школах и колледжах) достаточно аскетичны, дети не чувствуют себя выделяющимися из общей среды, в отличие от России, где они часто вырастают испорченными и избалованными большими деньгами и комфортными условиями.

Проблема заключается в том, что, проучившись за рубежом в течение длительного времени, дети предпринимателей очень часто не хотят возвращаться обратно на родину и продолжать дело родителей. Так, сын одного из предпринимателей, проучившийся с 15 лет в Лондоне, в свои 22 года уже не чувствует себя русским, и не планирует возвращаться в Россию.

Итак, учитывая результаты проведенного Campden исследования, вопросы преемственности и передачи бизнеса по наследству кажутся намного более сложны-

ми, чем в бизнес-семьях Европы и других стран. В Европе уже выработаны методы решения проблемы передачи бизнеса следующим поколениям, в частности, создаются специальные семейные офисы, часть функций которых заключается в сохранении и приумножении капитала и воспитании наследников. В России такие механизмы только еще предстоит разработать.

Рассматривая вопросы жизнеспособности и передачи семейного бизнеса в российских условиях, мы провели эмпирическое исследование специфики организации и управления семейным бизнесом в условиях РФ, в качестве респондентов рассматривались субъекты малого и среднего бизнеса. Основная выборка составила 54 бизнес-структуры, из которых мы отобрали 32 компании, реализующие концепцию семейного бизнеса. Отбор проводился посредством интервью, далее исследование развивалось методом анкетирования и анализа полученных результатов.

Исследованные нами примеры семейного бизнеса позволили сделать вывод о том, что только 9% владельцев бизнеса имеют документы, регламентирующие передачу бизнеса следующему поколению, и еще 6% планируют разработать такие документы. Следует отметить, что 78% владельцев бизнеса не обладают четким представлением относительно политики преемственности в компании (рис. 2.).

Рисунок 2

Наличие документов, регламентирующих передачу бизнеса

Наличие документов, регламентирующих передачу бизнеса следующему поколению

7% 9%

6%

78%

□ да □ нет □ нет, но я планирую это сделать □ затрудняюсь ответить

Кроме того, в рамках стратегии преемственности необходимо создать систему воспитания будущих владельцев бизнеса (рис. 3.). Наряду с традиционными методами родительского воспитания (91%), через образовательные учреждения (31%) и наставничество (50%), возрастает роль и значение религиозного воспитания (28%) и благотворительных инициатив, в которые вовлекаются дети по примеру родителей.

Рисунок 3

Методы воспитания ценностей

Методы воспитания ценностей второго/третьего поколения

1) Родительское воспитание 2)Воспитание в рамках образовательного учреждения 3) Воспитание через благотворительные инициативы 4) Наставничество 5) Религиозное воспитание 6) Другое

191

□ 6% | 31 % %

150е

19% 28%

%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

В рамках проведенного исследования было установлено, что дети владельцев бизнеса (63%) получают образование в России, за рубежом - 12%, в России и за рубежом - 25%. Эти данные отличаются от данных исследования Campden, которые мы привели выше, в связи с тем, что в исследовании принимали участия представители не крупного, а малого и среднего бизнеса, реализующие концепцию семейного предпринимательства. Как уже было отмечено, отправляя детей учиться за рубеж, родители рискуют потерять с ними связь, теряется возможность воспитания на собственном примере семьи и наставничества. При этом в ряде случаев дети получают классическое западное образование и воспитание, которое с трудом адаптируется к российским условиям. Поэтому при наличии возможностей важно сочетать российское и западное образование и воспитание.

Ниже на рисунке 4 приводятся важные аспекты воспитания детей в качестве преемников семейного бизнеса. Следует отметить роль образования: не только диплома высшего образования, но и диплома Мастер делового администрирования. Собственники бизнеса, почти каждый третий - направляют детей для получения

диплома МВА. Собственники вовлекают детей смолоду в свой бизнес или дают им возможность набраться опыта в других компаниях. Религиозное воспитание становится существенным фактором для формирования фундамента семейных традиций преемственности.

Рисунок 4

Аспекты формирования преемников семейного бизнеса

Важные аспекты воспитания детей в качестве преемников бизнеса.

1) Наличие школьного образования ' ' ' I 19%

2) Наличие академических квалификаций ~ | | | | | | 131 %

3) Наличие университетской степени ______^^^^^^_______________________________ I 38%

4) Наличие диплома МВА ' ' ' ' ' ~128%

5) Опыт работы (как минимум 1-3 года) ~ | | | | | | | | 141%

6) Опыт работы (как минимум 3-6 лет)''''' I 28%

7) Опыт работы (больше 6 лет) I 3%

8) Религиозное воспитание ' ' I 13%

9) Другое ~ ~| 1 3%

I I I

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

19%

31%

28%

38%

]41%

28%

%

13%

13%

При этом рейтинг основных требований со стороны владельцев бизнеса к образовательному учреждению выглядит следующим образом: на первом месте - репутация института, далее - академические стандарты (наличие соответствующих специализаций), затем - международные связи образовательного института.

Исследуя вопросы развития знаний и навыков в области бизнеса и права для вовлечения наследников в управление семейным бизнесом, были получены результаты, которые представлены на рисунке 5. Родители весьма сбалансированнно оценивают роль и значение ключевых компетенций в области финансов, менеджмента, права, маркетинга и продаж.

Рассматривая вопрос роли религиозного воспитания в формировании преемников семейного бизнеса, мы исследовали значимость фактора веры в бизнесе для респондентов (владельцев бизнеса). Для каждого третьего из наших респондентов фактор веры был важен для продолжения семейный традиций и ведения семейного предпринимательства.

Рисунок 5

Развитие знаний и навыков в области бизнеса и права для вовлечения в управление

семейным бизнесом

Кроме того, нами исследовались вопросы иерархии семьи и отношение семьи к религии. Так, у 63% респондентов существует принимаемая всеми членами семьи семейная иерархия, 19% такую иерархию отрицают, остальные 18% респондентов затруднились с ответом. Верующей свою семью считают 41% владельцев бизнеса, отчасти - 25%, отрицательный ответ дали 34% респондентов.

При этом благотворительной деятельностью занимаются 50% владельцев бизнеса, распределение направлений социальных проектов представлено на рисунке 6. Здесь приоритет отдается проблеме воспитания детей и поддержки детских домов, а также помощи церкви. Как показывают результаты обоих исследований - исследования Campden по крупному частному предпринимательству, и нашего эмпирическое исследования, проведенного по малым и средним семейным компаниям - развитие семейного бизнеса в России возможно, но сопряжено со множеством трудностей и барьеров, которые необходимо преодолевать. Речь идет в первую очередь об отсутствии мотивации у успешных российских предпринимателей передавать управление бизнесом своим детям, развивать традиции преемственности.

Рисунок 6

Направления поддержки социальных проектов

В какой сфере осуществляется благотворительная деятельность

1) Образование

2) Искусство 3) Проблемы детей

4) Окружающая среда

5) Здоровье, медицина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) Бедность 7) Религия

0% 10% 20% 30% 40% 50%

=5%

141%

112% 113% 116% 0

125%

Во-первых, это высокая неопределенность и нестабильность экономической среды, бюрократия и коррупция на всех уровнях управления, высокие риски, недоступность источников кредитования, отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Все эти факторы не только препятствуют успешному развитию бизнеса, но и вызывают у преемников российских бизнесменов нежелание продолжать дело родителей, а у родителей - отсутствие стремления перекладывать это тяжелое «бремя» на детей.

Кроме того, зачастую важную роль играет отсутствие эмоциональной привязанности предпринимателей к своему делу, готовность периодически менять сферу деятельности, и продавать свои компании при наличии выгодного финансового предложения. Это можно объяснить и тем фактом, что за долгие годы были нарушены традиции и ценности, связанные с семейным делом, с необходимостью воспитывать потомков и передавать им свои знания и опыт. Крупные предприниматели практически не задумываются о вопросах преемственности, и не осуществляют серьезных попыток привить детям интерес и навыки управления бизнесом, оставляя за ними самостоятельный выбор дальнейшего карьерного пути.

Однако семейный бизнес постепенно начинает возрождаться, в частности, в сфере малого и среднего бизнеса. Как показало эмпирическое исследование, проведенное по 32 компаниям, реализующим концепцию семейного бизнеса, часть

предпринимателей начинают задумываться о вопросах преемственности и воспитания наследников. И если официально процедуру передачи собственности разработала только совсем небольшая доля предпринимателей, то вопросам подготовки детей к будущему управлению компанией, их образованию и воспитанию, уделяют внимание уже многие собственники. И это достаточно хороший признак.

Ведь ответственность за инициирование и реализацию процесса передачи семейного бизнеса несет именно собственник. Анализ существующей практики показывает, что нередко возникают ситуации, когда представителям второго поколения приходилось брать процесс преемственности в свои руки потому, что родители с этим медлили, а порой даже оказывали активное противодействие.

Фундамент преемственности оптимально закладывать, когда дети еще совсем маленькие. Прививать им навыки общения, ведения переговоров, мирного разрешения споров, планирования, такие ценности, как: упорство в работе, правильное отношение к деньгам, щедрость, целостность, настойчивость, лидерские качества, стойкость к ударам судьбы, уважение, сочувствие и понимание, от которых зависит и здоровая атмосфера в семье, и успешный исход передачи дел. [2]

Если собственник бизнеса планирует передать свой бизнес детям, то необходимо как можно раньше сформировать у них объективное представление о предпринимательстве, акцентируя внимание на его преимуществах, обсуждая сопряженные с ним сложности и неприятности. Необходимо создать такие условия, когда преемники считают свое участие в семейном бизнесе личным профессиональным выбором, а не моральным долгом.

Анализ существующей практики ведения семейного бизнеса показывает: передача бизнеса по наследству реализуется через политику преемственности, на основе перехода бизнеса от одного поколения к другому в рамках одной семьи (рода) [3]. Если бизнес представляет ценность именно как грамотно выстроенную систему взаимоотношений, приносящую прибыль, а не просто как совокупность имущества, имеющего определенную стоимость, то возникает необходимость сохранения этой ценности в рамках семьи, для своих близких - и это естественное желание многих собственников.

В ходе исследования было установлено, что развитие предпринимательства в России носит в значительной степени преемственный характер, а анализ лучших традиций российского предпринимательства позволил проследить формирование технологий управления богатством семьи, адаптированных к российской специфике. Рассматривая основные элементы становления и развития семейного бизнеса в существующих правовых системах, мы выявили, что в основе семейного бизнеса лежат так называемые фидуциарные, лично-доверительные отношения.

Рассматривая семейный бизнес как объект наследования в современной правовой ситуации, мы определили необходимость разработки политики преемственно-

сти семейного бизнеса, позволяющей избежать конфликта интересов при переходе власти от одного поколения к другому и являющейся основой для выполнения двух основных условий долгосрочного успеха семейных компаний: профессионального менеджмента и непрерывного управления бизнесом членами семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аронофф К., Маклюр С., Вард Д. Преемственность в семейном бизнесе. Испытание на величие - Издательство: Агентство «Стандарт», Пер. с англ. 2009- 98 с.

Волков Д.А. Развитие семейного бизнеса: анализ проблемного поля и существующей практики // Интеграл. №6 (56), 2010 - с. 76-77.

Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. Выпуск 2, март 2011. - с. 11-16.

Светин С. 200-летняя фирма, или какой бизнес является самым долговечным // Журнал «Компания». www.point.ru

Календжян С.О Семейный бизнес: сохранить и приумножить. // Прямые инвестиции, № 12, 2009. - с. 54-56.

Making a difference. The PricewaterhouseCoopers Family Business Survey 2007-2008. // http://pwc.com.

M. Peters, D. Buhalis. Family hotel businesses: Strategic planning and the need for education and training. // Education and training. Special Edition 2004. University of Innsbruck (Austria), University of Surrey (UK). - 20 p.

Russia’s wealth creators. Campden Research Russian Entrepreneurs Report 2009. // Campden Media, 2009 - 61 p.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Вахитова З.З., Калиева Э.Р. Психологические особенности семей, владеющих общим бизнесом. // Вестник Тюменского государственного университета, № 5, 2009. с.142-148.

Елкина О. С. Предпринимательство как форма обеспечения имущественных интересов членов семьи в современных условиях // Евразийский юридический журнал, 22, 2010, с. 83-85.

П. Лич. Семейный бизнес: Опыт успешного ведения бизнеса, управляемого семьей: пер. с англ. / П. Лич, Т. Богод. - Днепропетровск: Балан Бизнес Букс, 2005. - 256 с.

П. Розенблатт, Л. Де Мик, Р. Андерсон, П. Джонсон. Семейный бизнес в США. / Пер. с англ. - М.: NOTA BENE, 2001. - 296 с.

Теория предпринимательства в России. По материалам «Глобального мониторинга предпринимательства». Ред.: Алимова Т. А., Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. Москва: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2010. - 267 с.

Чепуренко А.Ю., Образцова О.И. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики, № 8, 2008. - с. 91-107.

Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски / Т.В. Шнуровозова. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 204 с.

ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.