ТРУДОВОЕ ПРАВО.
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 371.311:340.5
DOI: 10.12737/jflcl. 2021.020
Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию*
С. В. Янкевич1 2, Е. В. Пучков13
''Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия
2Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3067-591X
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1355-4032
Аннотация. Альтернативные формы получения образования становятся все более востребованными и популярными в мире. Одной из основных таких форм является семейное образование — получение образования вне государственной системы образования, чаще всего в семьях. При этом семейное образование как институт вызывает большие споры в связи с имплицитным отказом родителей, выбирающих семейное образование, от школьного образования. Иными словами, родители фактически заявляют о том, что государственная система образования не может обеспечить реализацию образовательных потребностей, существующих у семьи. Количество стран, запрещающих семейное образование, невелико, а свобода выбора формы получения образования закреплена в большинстве национальных законодательств. Существует острое противоречие между государственной образовательной политикой, предполагающей в большинстве случаев всеобщее школьное образование, и сторонниками семейных и других альтернативных форм образования, отказывающих государству в вовлечении своих детей в общую систему. Опыт национальных практик регулирования семейного образования показывает, как разные страны реагируют на данное противоречие в собственном политико-правовом контексте.
Авторы исследования проводят сравнительный анализ национальных законодательств Австралии, Австрии, Великобритании, Израиля, России и США, регламентирующих семейную форму получения образования, а также анализируют материалы международных организаций и открытые источники, содержащие экспертные оценки об уровне развития семейного образования в указанных странах, в целях выявления лучших и худших практик регулирования семейного образования, сравнения способов реагирования государств на противоречия, которые ставит семейное образование перед их системой образования, а также понимания места России в международном контексте правового регулирования семейного образования.
Ключевые слова: семейное образование, промежуточная аттестация, учебники, Австралия, Австрия, Великобритания, Израиль, Россия, США
Для цитирования. Янкевич С. В., Пучков Е. В. Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 2. С. 104—117. DOI: 10.12737/jflcl.2021.020
Homeschooling in Russia and Foreign Countries: Approaches to Legal Regulation
Semen V. Yankevich1,2, Evgenii V. Puchkov13
institute of Education, National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russia
institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3067-591X
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1355-4032
Abstract. Alternative forms of education are becoming more and more popular around the world. One of the leading forms of alternative education is family education (or homeschooling) — which presumes that the education is being delivered in a place other than formal school. At the same time, homeschooling as an institution causes great controversy around the world due to the implicit rejection of parents who choose homeschooling instead of formal school education. Thus, they declare that the state education system(s) cannot ensure realization of the educational needs of the family for one reason or another. Against this background, the
* Статья подготовлена по результатам экспертно-аналитического исследования «Совершенствование законодательного регулирования семейной формы получения общего образования. Возможности сочетания различных форм получения образования и форм обучения при освоении образовательных программ общего образования» по заказу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 2019 г.
number of countries prohibiting homeschooling is quite small, and the freedom to choose the form of education is enshrined in legislation of most countries. There is a sharp contradiction between the state educational policy — which in most cases implies universal school education — and supporters of homeschooling and other alternative forms of education, which refuse the state involvement for their children to get education based on the state system. Studying national practices of regulating homeschooling allows one to study how different countries react to this contradiction in their own political and legal context.
This study is devoted to a comparative analysis of the laws of Australia, Austria, Great Britain, Israel, Russia and the USA — which regulate homeschooling —, while additionally covering analytical materials of international organizations and other sources containing expert assessments of the level of development of homeschooling in these countries in order to identify the best and worst practices in regulating homeschooling and the ways in which these countries respond to the contradictions that homeschooling causes to their educational system(s), as well as understanding where to place Russia in the international context of legal regulation of homeschooling.
Keywords: home education, homeschooling, midterm assessment, interim assessment, textbooks, Australia, Austria, Great Britain, Israel, Russia, USA
For citation. Yankevich S. V., Puchkov E. V. Homeschooling in Russia and Foreign Countries: Approaches to Legal Regulation. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2021, vol. 17, no. 2, pp. 104—117. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2021.020
Введение. В настоящее время альтернативные формы обучения становятся более востребованными и популярными, приобретая все большее число последователей по всему миру1. Одним из мировых трендов сегодня является получение образования в семье — запрос на такую возможность присутствует у родителей как в России, так и за рубежом. Семейное образование проходило разные этапы — на протяжении веков оно являлось традиционной образовательной практикой, однако с появлением массового школьного образования ушло на второй план. Еще 10 лет назад оно считалась новой альтернативой государственной школе, а теперь в некоторых странах занимает достаточно значимую долю. Так, в США семейное образование, по некоторым оценкам, является самой быстрорастущей формой обучения (от 2 до 8% в год в течение последних нескольких лет)2. В одних странах семейное образование запрещено или существенно ограничено законодательством, в других — действуют более либеральные модели регулирования. В России семейное образование разрешено, а возможности его использования достаточно гибкие.
По данным Росстата за 2017/2018 учебный год, общее количество учащихся в общеобразовательных учреждениях составило 15 705 924 человека3. Из них 10 852 ученика, обучавшихся в форме семейного или самообразования, успешно прошли аттестацию как
1 См., например: Gloeckner G. W., & Jones P. Reflections on a decade of changes in homeschooling and homeschooled into higher education // Peabody Journal of Education. 2013. Vol. 88. No. 3; Ray B. D. Worldwide guide to homeschooling. Nashville, 2005.
2 См.: RayB. D. Homeschool Research Story // Home schooling in full view: A reader / ed. by Bruce S. Cooper Greenwich, 2012. P. 16.
3 См.: Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на начало 2017/2018 учебного года по состоянию на 20 сентября 2017 г. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages / Общее обра-зование-Формы_2017-2018^рх (дата обращения: 05.07.2019).
экстерны4. В 2016—2017 гг. этот показатель составлял 10 648 человек5. В связи с изменением форм статистического наблюдения за предыдущие периоды информация об успешном прохождении аттестации отсутствует, однако есть информация об общем числе обучающихся в семейной форме, которое в 2015—2016 гг. составляло 8452 человека6. При этом, по оценкам СМИ, количество детей, обучающихся в форме семейного образования, составляет от 20 до 30 тыс. человек7.
Причины, по которым родители (законные представители) обучающихся выбирают семейное образование, отличаются для разных семей. Эти причины могут быть связаны с убеждениями родителей, образом жизни, практикуемым в семье, другими экономическими и социальными факторами. Однако все эти родители сталкиваются с барьерами, которые содержат механизмы реализации их прав на обучение детей в форме семейного образования.
Методология. В рамках данной статьи были проанализированы положения законодательства Австралии, Австрии, Великобритании, Израиля, России и США, регламентирующие семейную форму получения образования, а также аналитические материалы
4 См.: Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на начало 2017/2018 учебного года по состоянию на 20 сентября 2017 г.
5 Сведения об организации, осуществляющей подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на начало 2016/2017 учебного года по состоянию на 20 сентября 2016 г. URL: http://eis.mon.gov.ra/educatюn/SitePagesЮбщее образо-вание-Формы_2016-2017жрх (дата обращения: 05.07.2019).
6 Форма № 76-РИК на начало 2015/2016 учебного года. URL: http://eis.mon.gov.ra/educatюn/SitePagesЮбщее образо-вание-Формы_2015-2016^рх (дата обращения: 05.07.2019).
7 См.: Коротченко Н. Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду. URL: https://plus.rbc.ru/news/ 5cb8b3117a8aa937fee263bc (дата обращения: 19.12.2019).
международных организаций и открытые источники, содержащие экспертные оценки об уровне развития семейного образования в данных странах. Выборка стран обусловлена следующими предпосылками. Все выбранные страны признают семейное образование в качестве одной из форм получения школьного образования. Данные государства являются членами ОЭСР, что предполагает большую доступность информации и индикаторов в сфере образования. Кроме того, выбранные государства имеют высокий индекс значения человеческого потенциала: Австралия — 3-е место в мире, США — 14-е, Великобритания — 15-е, Австрия — 20-е и Израиль — 22-е, что позволяет охарактеризовать данные страны, помимо прочего, как развитые государства с системой образования, нацеленной на всестороннее развитие человека.
Австралия, Австрия и США являются федеративными государствами, при этом в каждом из них представлено распределение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Так, Австрия представляет собой пример государства с широкими федеральными полномочиями и со значительными правоприменительными полномочиями у субъектов, Австралия — пример государства с ограниченными полномочиями федерального центра и широкими полномочиями субъектов, а США — пример государства с формально отсутствующими полномочиями федерального центра в сфере образования и полной автономией субъектов. Великобритания является страной с унитарной формой правления с расширенной автономией крупных регионов, а Израиль — унитарным государством. Данная выборка позволяет проанализировать правовое регулирование семейного образования в государствах с различными подходами к распределению полномочий в сфере образования и, следовательно, представить разнообразную, но при этом достаточно полную картину практик регулирования семейного образования в странах мира с учетом особенностей систем управления образованием в каждой стране.
Отдельно остановимся на терминологии, используемой в данной статье: российское законодательство разделяет семейное образование и надомное (домашнее) обучение. В рамках данной статьи анализируются именно положения, применяемые к семейному образованию в различных странах мира — т. е. образованию, не предусматривающему (по общему правилу) посещения школы или какой-либо образовательной деятельности со стороны государственной образовательной организации, кроме проведения экзаменов (т. е. посещения учителем ученика или дистанционных занятий). В англоязычной литературе аналогичным термином является homeschooling, прямым переводом которого является «домашнее обучение», хотя этот термин обозначает форму обучения, близкую к семейной, не предусматривающей участия ребенка в государственной системе общего образования, кроме прохождения аттестации.
Австралия. Каждый из штатов Австралии самостоятельно устанавливает требования для перевода учащегося на семейную форму обучения. Широкие полномочия австралийских штатов в данном вопросе связаны с особенностями регулирования образовательных вопросов в Австралии. Австралийская Конституция не дает федеральному парламенту прямых полномочий регулирования в сфере образования; единственным способом для федеральных властей влиять на образовательную политику штатов в сфере общего образования является право на выделение средств из федерального бюджета в соответствии со ст. 96 Конституции Австралии (в рамках данного конституционного полномочия федерального парламента выделять целевые бюджетные средства штатам) для финансирования школ в обмен на выполнение штатами (и школами) определенных требований (в первую очередь соблюдения соглашений между штатами и федерацией по вопросам образовательного регулирования и политики). Так, федеральный Акт о поддержке школ 2008 г. (School Assistance Act) и заменивший его Образовательный акт 2013 г. (Education Act) упоминают семейное образование (определяемое как home education) исключительно в разделе, посвященном определению обучающихся по дистанционной форме (distance education student): таковыми не являются лица, которые обучаются в форме семейного обучения, как оно закреплено в соответствии с законодательством штата или территории проживания8. Таким образом, основное регулирование семейного обучения в Австралии происходит на уровне отдельных штатов и территорий. Как правило, чтобы перевести ребенка на семейное образование, необходимо подать соответствующее заявление на территории штата.
Большинство штатов и территорий используют схожие системы перехода и контроля за семейным образованием, поэтому целесообразно изучить в качестве примера законодательство одной из территорий — Австралийской столичной территории (Australia Capital Territory), которая включает административную столицу Австралии — г. Канберру. Основным правовым актом, регулирующим вопросы семейной формы обучения на территории столицы, является Образовательный акт 2004 г. (Education Act)9. Под семейным образованием понимается обучение, проводимое одним или обоими родителями ребенка на дому. Ребенок может дополнительно заниматься с репетиторами.
Принципы регулирования домашней формы обучения закреплены в п. 128 Образовательного акта 2004 г., где говорится, что домашнее образование нацелено на предоставление широкого круга возможно-
8 S. 19(3), Art. 6, Div. 2, Education Act 2013.
9 URL: https://www.legislation.actgov.au/View/a/2004-17/
current/pdf/2004-17.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
стей, способствующих раскрытию в каждом ребенке его духовного, эмоционального, физического, социального и интеллектуального начала; оценивание индивидуальных потребностей, интересов и способностей каждого ребенка и подготовку каждого ребенка к тому, чтобы он стал независимым и деятельным гражданином на местном и международном уровнях.
Начиная с 2019 г. в Канберре также действует пост Сотрудника по семейному образованию (Home Education Liaison Officer — HELO), целью которого является содействие родителям детей, получающих образование в семейной форме10. В его задачи входит консультирование родителей по вопросам регистрации, предоставления отчетов об успехах ребенка и т. д. Также HELO занимается сбором и предоставлением родителям образовательных ресурсов11.
Для перевода ребенка на семейную форму получения образования родители должны подать заявление в местный орган управления образованием. Ребенка могут перевести на семейную форму обучения на срок не более двух лет, если сотрудники органа управления образованием убедятся, что родителями созданы все необходимые условия для обучения. Для этого уполномоченный сотрудник может провести оценку образовательной программы и материалов, которые будут использованы в процессе обучения ребенка дома. В процессе обучения родители обязаны предоставлять в орган управления образования ежегодные отчеты об успехах ребенка.
В некоторых случаях согласие о переводе ребенка на семейное образование может быть отозвано. Для этого у сотрудников органа управления образованием должны быть обоснованные убеждения в том, что родители нарушили оговоренные условия перехода на семейную форму обучения. В этом случае родителям выдается письменное предупреждение с указанием условий, которые, по мнению органа управления образованием, были нарушены, а родителям дается 30 дней на устранение нарушений или письменное обоснование своих действий. Согласие не может быть аннулировано, если родители исправят все указанные нарушения или обоснуют изменения.
Некоторые семьи, проживающие в столице, имеют право на получение пособий, предоставляемых семьям, которые соответствуют требованиям Департамента социальных служб, например детям из семей с невысоким уровнем дохода12.
10 См.: Cook J. Purpose of a Home School Liaison. The Classroom. URL: https://www.theclassroom.com/purpose-home-school-liaison-6331303.html (дата обращения: 19.12.2019).
11 Home Education. URL: https://www.education.act.gov.au/ schooling/home-education (дата обращения: 19.12.2019).
12 См.: Statistics for Australian Homeschoolers / Homeschooling Downunder. URL: https://www.homeschoolingdownunder.com/ homeschooling-australia/homeschooling-statistics/ (дата обращения: 19.12.2019).
Как отмечалось ранее, каждый штат Австралии самостоятельно регулирует вопросы семейной формы образования. По этой причине процедуры регистрации и ряд других необходимых условий незначительно отличаются в зависимости от места жительства семьи. Вопросы предоставления финансовой поддержки детей, обучающихся в семейной форме, также находятся в компетенции штатов.
Число детей, получающих семейное образование, постоянно растет. Так, в Новом Южном Уэльсе в 1990— 1991 гг. 250 учеников получали образование в рамках семейной формы, тогда как в 2001—2002 гг. этот показатель увеличился до 1478 учеников — показав таким образом пятикратный рост за 10 лет. В 2014 г. на семейном образовании находились 3327 ученика. В действительности фактические показатели могут быть еще выше, поскольку статистика, как правило, учитывает только официально зарегистрированных для прохождения семейной формы обучения учеников13. При этом «нелегальное» домашнее обучение преследуется по закону — так, в 2012 г. в штате Квинсленд родитель, не уведомивший орган управления образованием о переводе детей на семейную форму обучения, был оштрафован, и подобные случаи не единичны14.
Несмотря на различия в регулировании, большая часть вопросов семейного образования регулируется одинаково во всех штатах. Финансовое и любое другое обеспечение образования по семейной форме обучения ложится на плечи родителей — государственные гранты доступны лишь в рамках социальных программ. Государство не обеспечивает детей, обучающихся по форме семейного образования, учебниками или учебными пособиями, но при этом в случае выбора смешанных форм обучения возможна поддержка со стороны школы. Похожие правила обнаруживаются и в отношении содержания образования — в четырех штатах одним из обязательных условий для перевода ребенка на семейное обучение является обязательство следовать национальному австралийскому образовательному стандарту (Australian National Curriculum) или его версии для данного штата. В остальных штатах и территориях родители имеют право самостоятельного выбора содержания образования, хотя следование австралийскому стандарту приветствуется.
Австрия. Правовые акты, относящиеся к семейной форме получения общего образования, существуют в Австрии как минимум с середины XIX в. В современной Австрии семейное образование разрешено в соответствии с Законом об обязательном образовании 1969 г. (Berufsausbildungsgesetz)15. В стране действует императивный подход к началу школьного обуче-
13 См.: Statistics for Australian Homeschoolers / Homeschooling Downunder.
14 Ibid.
15 BGBl. Nr. 142/1969.
ния: ребенок, достигший шести лет, обязан приступить к получению образования. В соответствии с Законом об обязательном образовании семейное образование (häuslicher Unterricht) представляет собой одну из форм «школьного обучения в частном порядке». Такое определение связано с тем, что в Австрии школьные образовательные организации делятся на два вида: публичные (государственные) и частные. Семейное образование юридически закреплено в виде фикции частной школы, а не через его выделение в отдельную форму получения образования.
Несмотря на это, промежуточная и итоговая аттестации проводятся на базе одной из государственных школ, независимо от того, обучается ребенок в частной школе или на дому. Перед началом каждого учебного года родители обязаны информировать школьный совет района (Bezirksschulrat) о намерении обучать своего ребенка в новом учебном году дома. Таким образом, разрешение на домашнее обучение фактически выдается на один учебный год. Данное заявление подается в свободной форме, не существует каких-либо унифицированных формуляров и требований к оформлению ни на федеральном уровне, ни на уровне земель. Школьный совет района вправе отказать родителям в переводе ребенка на семейное образование, если посчитает, что родителями не созданы необходимые условия для обучения. Родители вправе оспорить такое решение в высшем органе по управлению и контролю в сфере образования земли (Laddesschulrat).
Независимо от того, в какой форме ребенок будет получать школьное образование, до этого он обязан посещать подготовительные курсы. При получении образования в семейной форме ученик в конце каждого года обучения обязан сдавать финальный экзамен (Externistenprüfung) в одной из государственных школ района. Экзамены проводятся по всем предметам школьной программы. Если ребенок покажет низкие результаты, на следующий учебный год родителей могут обязать зачислить его в одну из частных или государственных школ. По состоянию на 2017 г. более 2 тыс. австрийских школьников получали начальное и среднее образование дома16.
Согласно Закону об обязательном образовании все школьники независимо от формы получения образования имеют право на равный доступ к образовательным ресурсам. Эта норма реализуется через деятельность школьных библиотек. Таким образом, родители могут получить в библиотеке необходимые учебные пособия, более того, согласно нормам о социальном обеспечении они также могут с учетом своего материального положения ходатайствовать о предоставлении им дополнительных материалов и
16 STATcube — Statistical Database "School statistics. Pupils from 2006" / Statistics Austria. URL: http://statcube. at/superwebguest/login.do?db=deschuel (дата обращения: 19.12.2019).
ресурсов за счет бюджета17. Часто материальная помощь обеспечивается частными фондами и религиозными общинами.
Требования к образованию родителей, желающих перевести своих детей на семейное обучение, довольно невысоки: они должны иметь среднее образование и свободно владеть немецким языком, чтобы обеспечить своему ребенку возможность пройти экзамены, которые проводятся на немецком языке. Если родители прибегают к услугам частных репетиторов в реализации программы семейного обучения, то языковое требование не предъявляется. Вместе с тем в законодательстве отсутствуют формально определенные процедуры подтверждения родителями знания немецкого языка18. Также родители должны обучать своих детей, не провоцируя у последних какую-либо ненависть или неприязнь в отношении определенных социальных групп19.
Семейное образование в Австрии является сферой серьезных административных и судебных разбирательств. Одним из проблемных вопросов является язык обучения. Обучение, по мнению австрийских властей, должно вестись на немецком языке, что обернулось проблемами для семей высококвалифицированных иностранных работников, временно проживающих в Австрии. Их дети либо обучались дома самостоятельно, либо были зачислены в школу дистанционного обучения за рубежом. До 2008 г. дети, получившие домашнее образование, ежегодно проходили тестирование в школе при американском посольстве в Вене на английском языке в соответствии со своим учебным планом. С 2008 г. детей обязали проходить экзамены в государственной школе в соответствии с учебным планом этой школы и полностью на немецком языке. После того как дети не сдали экзамены, поскольку не обучались на немецком языке, местные власти стали отказывать им в праве перейти на семейное образование по причине неспособности родителей обучать детей на немецком языке, а с сентября 2011 г. местные власти начали штрафовать семьи за каждый день, когда их дети отсутствовали в местной школе. Эти штрафы в настоящее время составляют несколько тысяч евро.
Федеральные земли также нередко превышают свои полномочия в сфере регулирования домашнего образования. Так, власти земли Штайермарк в нарушение федерального законодательства обязывали родителей направлять в районный школьный совет заяв-
17 Cm.: TaylorL. A., Petrie A. J. Home education regulations in Europe and recent U. K. research // Peabody Journal of Education. 2000. Vol. 75. Iss. 1—2. P. 50—52.
18 Cm.: Migration und integration: zahlen. daten. indikatoren // Kommission für Migrations- und Integrationsforschung der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. Wien: Statistik Austria, 2008.
19 Cm.: Ray B. D. Worldwide guide to homeschooling. P. 68.
ление, к которому должны быть приложены расписание занятий на год, программа обучения и предполагаемые для использования при обучении материалы. Такое регулирование значительно усложняет процедуру получения согласия на обучение детей в семейной форме и, как уже отмечалось, находится вне компетенции земель20. В 2015 г. Федеральный административный суд Австрии отменил это решение, подтвердив отсутствие права федеральных земель на создание дополнительных административных барьеров для перевода детей на данную форму получения образования21.
Великобритания. Полномочия по регулированию образования в Великобритании находятся как у законодательных и исполнительных органов Великобритании, так и у аналогичных органов власти Шотландии и Северной Ирландии. При этом в целом регулирование семейного обучения аналогично на всех уровнях. Право на получение общего образования в семье (семейного образования) предусматривается п. 2 ст. 7 Образовательного акта Великобритании 1996 г. (Education Act)22, в Шотландии аналогичные положения содержатся в ст. 1 и 2 Акта о стандартах в шотландских школах 2000 г. (Standards in Scotland's Schools Act)23, а в Северной Ирландии — в ст. 45 Приказа об образовании и библиотеках в Северной Ирландии 1986 г. (Education and Libraries Northern Ireland Order)24. Правила обучения во всех четырех административно-политических частях Великобритании достаточно схожие.
В Великобритании семейное образование полностью финансируется за счет родителей, в том числе при сдаче всех экзаменов. Однако также является важным взаимодействие детей с местными властями. В Англии и Уэльсе существуют местные советы (Local Education Authority — LEA), отвечающие за организацию семейного образования. Местные власти не получают финансирования на семейное образование, поэтому финансовая поддержка варьируется в зависимости от возможностей совета.
По данным BBC News, количество детей, обучающихся на дому, увеличилось на 40% за три года и составило 48 тыс. детей в 2017 г.25 Как отмечает BBC,
20 См.: Formulare: Schuelerrefera / Bildungsdirektion Steiermark. URL: https://www.lsr-stmk.gv.at/rechtsinformationen/ formulare/formulare-schuelerrefera (дата обращения: 19.12.2019).
21 См.: Austrian Officials Go Far Beyond the Law / HSLDA. URL: https://hslda.org/content/hs/international/austria/201508030. asp (дата обращения: 19.12.2019).
22 URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/56/pdfs/ ukpga_19960056_en.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
23 URL: https://www.legislation.gov.uk/asp/2000/6/contents (дата обращения: 19.12.2019).
24 URL: http://www.legislation.gov.uk/nisi/1986/594/contents (дата обращения: 19.12.2019).
25 Homeschooling in the UK increases 40% over three
years // BBC News. URL: https://www.bbc.com/news/
uk-england-42624220 (дата обращения: 19.12.2019).
существуют две основные причины, которые ведут к переходу на семейное образование: проблемы с психическим здоровьем и страх исключения.
Согласно правилам Министерства образования Великобритании ребенок может получать образование на дому как полностью, так и частично. Для того чтобы перевести ребенка на семейное образование, необходимо обратиться к директору школы. Если родителю требуется помощь с переводом ребенка на семейное образование, он может обратиться в местный орган самоуправления — совет (local council). Кроме того, с местным советом необходимо связываться, если у ребенка есть специальные образовательные потребности, для чего у родителя должен быть план образования, здравоохранения и ухода за ребенком (Education, Health and Care Plan — EHC plan), в котором будут закреплены специальные потребности.
Основной отличительной чертой семейного образования в Великобритании является требование о том, что вне зависимости, обучаются дети дома или в школе, они должны получать «полную образовательную нагрузку» (full-time education), т. е. на образование должно выделяться не менее трех часов в день и не менее пяти дней в неделю, но при этом родители не обязаны придерживаться формата школьных уроков. Они также не обязаны придерживаться государственной образовательной программы (national curriculum), которая предполагает получение конкретной ступени образования в определенном возрасте.
Департамент по делам детей, школ и семей (Department for Children, Schools and Families) Великобритании издал руководство для местных органов власти (далее — Руководство), в котором прописаны основные требования к семейной форме получения образования, права и обязанности родителей, местных органов власти и т. д. Целью Руководства является оказание помощи местным органам власти в выполнении ими своих обязанностей по контролю получения детьми образования в семейной фор-ме26. Аналогичные руководства, хотя и находящиеся в подчиненном положении по отношению к основному, существуют в Шотландии27 и Северной Ирландии28.
26 См.: Elective Home Education. Departmental Guidance for Parents / UK Department of Education. URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/791528/EHE_guidance_for_parentsafterco nsultationv2.2.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
27 См.: Home Education Guidance / Scotland Government. URL: https://www.gov.scot/publications/home-education-guidance/pages/1/ (дата обращения: 19.12.2019).
28 См.: Moving Forward: Guidelines for Elective Home Education / Education Authority of Northern Ireland. URL: https://www.eani.org.uk/sites/default/files/2019-04/EA Guidelines for Elective Home Education.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
Государство требует от родителей обеспечения «эффективного, полноценного, приемлемого для возраста, умений и способностей ребенка» полного образования, а также финансирования образования и предоставления средств для его получения, включая технические. Остальные условия остаются на усмотрение родителей: право нанимать репетиторов и обучать ребенка не только в месте своего проживания, право не следовать государственной программе общего образования. К родителям не предъявляются какие-либо требования об уровне их образования или о наличии педагогической квалификации.
В Руководстве установлено, что в соответствии с разд. 436А Образовательного акта местные органы власти обязаны принимать меры, позволяющие им находить в закрепленном за ними районе детей, которые не получают подходящего образования. Однако важно отметить, что эта обязанность местных органов власти относится только к детям, которые не обучаются в образовательных учреждениях или не получают иного образования помимо школы. При этом в Руководстве 2019 г. отмечается, что у государственных органов отсутствуют возможности для определения детей, получающих образование в семейной форме, если они никогда не посещали обычную школу и, таким образом, «невидимы» для государственной системы.
Согласно разд. 10—11 Закона о детях 1989 г. местные органы власти наделены общими полномочиями по организации мер по защите и обеспечению благосостояния детей. Эти полномочия позволяют местным властям настаивать на неформальных встречах с детьми в случаях, когда есть основания для беспокойства. Встречи проходят на «нейтральной территории», поскольку местные органы власти не имеют права посещать дома, где обучаются дети. Если родители выступают против проведения подобных встреч, местные власти могут обязать их представить доказательства получения их ребенком качественного образования. К таким доказательствам могут относиться отчет о проведенных занятиях, образцы выполненных работ, свидетельства третьего лица, занимающегося с ребенком, например репетитора. При этом местные органы власти или школы не проводят никаких промежуточных аттестаций, которые бы проверяли качество получаемого образования.
Согласно ст. 437 (1) Образовательного акта местные власти могут вмешиваться в процесс семейного образования, если выяснится, что родители не предоставляют надлежащего образования. В таких случаях орган власти направляет родителям требование представить доказательства получения ребенком надлежащего образования. Если родители не предоставят необходимой информации или местные власти решат, что предоставляемое образование не является достаточным для обучения ребенка, в соответствии с разд. 437 (3) Закона об образовании местный
орган власти вручает родителю приказ, где содержится требование зачислить ребенка в школу (school attendance order). В пункте 2.10 Руководства установлено, что приказ следует издавать только после того как будут предприняты все разумные меры для разрешения возникшей ситуации. На любой стадии, следующей за изданием приказа, родители могут подать заявление на отзыв приказа. Если местный орган власти отказывается отозвать приказ, родители могут принять решение о передаче дела в суд. Суд может отменить постановление о приказе, если убедится, что родители выполняют свои обязанности.
В пункте 5.2 Руководства обозначено, что федеральное правительство не выделяет местным органам власти средства для поддержки детей, которые находятся на семейном образовании, при этом оно советует местным органам оказывать поддержку в зависимости от наличия необходимых ресурсов, включая обеспечение доступа к библиотеке, иным ресурсам школ и оказание помощи в поиске центров для сдачи выпускных экзаменов.
Израиль. Семейное образование в Израиле не особо распространено: по состоянию на 2016 г. по данным Министерства образования Израиля, по семейной форме обучались всего 550 детей29. Исследователи семейного образования в Израиле и родители, сделавшие выбор в его пользу, высказывают мнение, что небольшое количество обучающихся на дому детей может быть связано с жесткими правилами перехода на эту форму и недостаточно конкретным правовым регулированием семейного образования.
Основным документом в сфере семейного образования являются Официальные правила и процедуры для домашнего обучения30, принятые в 2009 г. Министерством образования Израиля. Данный акт закрепляет разрешительный порядок получения семейного образования и включает описание порядка получения разрешения на переход ребенка на семейное образование.
Главной задачей Министерства образования Израиля является обеспечение получения всеми детьми образования в школе. Поэтому перевод ребенка на семейное образование возможен только в случаях, когда родители настаивают на том, что школьное обучение противоречит убеждениям семьи ребенка, или существуют обстоятельства, позволяющие освободить ребенка от получения образования в школе. Отдельно отмечается, что конфликт между
29 См.: Noa Navat. Still a Marginal Trend in Israel, Homeschooling's Appeal Is Growing. URL: https://www.haaretz. com/israel-news/business/homeschooling-in-israel-is-catching-on-slowly-1.5454096 (дата обращения: 19.12.2019).
30 Israel Ministry of Education Official Homeschooling Procedures. URL: http://israelhomeschool.org/263/2014/01/14/ israel-official-homeschooling-procedures-april-2009/ (дата обращения: 19.12.2019).
родителями и школой не может являться таким обстоятельством. Данные правила не могут быть использованы для организации совместного обучения детей из разных семей вне школ — для этого, по мнению Министерства образования, следует организовывать частные школы.
Родители ребенка, желающие перевести его на семейное обучение, должны подать заявление главе района (местного органа власти) об освобождении от обязательного образования и одобрении обучения на дому. В заявлении должна быть указаны причина перехода на семейное образование. К заявлению родители обязаны приложить описание образовательной программы, средств обучения, ожидаемых достижений и средств оценки результатов обучения.
Для решения вопроса о выдаче разрешения при местном органе власти создается специальный комитет по семейному образованию, который оценивает заявления и осуществляет контрольно-надзорную деятельность за семьями, выбравшими данную форму получения образования. Роль комитета состоит в том, чтобы оценить правомерность и обоснованность заявления и установить, предоставляет ли заявитель необходимые гарантии, что ребенок действительно получит надлежащее образование, которое позволит ему стать успешным во взрослой жизни.
Председатель комитета должен посетить место жительства ребенка, где в соответствии с заявлением он будет получать образование. Помимо председателя провести осмотр места жительства ребенка могут и другие члены комитета. В рамках проверки оцениваются как жилищные условия, так и поведение родителей, а также их готовность сделать необходимые изменения. В ходе визита также изучается учебная среда и наличие доступа к различным вспомогательным средствам, которые способствуют облегчению обучения: книгам, рабочим тетрадям, компьютеру, Интернету и др.
Все эти критерии фактически являются требованиями к родителям, необходимыми для получения разрешения на перевод детей на семейную форму по -лучения общего образования. Какие-либо требования к образованию родителей не установлены.
Для составления подробной образовательной программы для семей, собирающихся выбрать семейную форму обучения, Министерство образования подготовило специальную Инструкцию по составлению образовательной программы для ребенка31. Основной критерий для одобрения обучения на дому — включение в домашнюю образовательную программу не менее 55% базовой программы, установленной Министерством образования Израиля. Родители, кото-
31 Israel Ministry of Education Official Homeschooling Procedures. URL: http://israelhomeschool.org/263/2014/01/14/ israel-official-homeschooling-procedures-april-2009/ (дата обращения: 19.12.2019).
рые выбирают для своего ребенка семейное образование, берут на себя ответственность за планирование, реализацию и оценку обучения.
Министерство образования Израиля также перечисляет ряд критериев, которым должна удовлетворять предлагаемая программа. В частности, программа должна иметь следующие результаты освоения: получение практического опыта проведения экспериментов, проверки теоретических научных знаний; овладение родным языком; развитие социальных навыков; развитие навыков решения проблем, анализа, обобщения, коммуникации, сбора данных, исследования и использования современных технологий.
В образовательной программе для семейного образования должен быть установлен порядок проверки полученных ребенком знаний, а также конкретные критерии, позволяющие определить степень усвоения образовательной программы. Родители ребенка должны предоставлять периодические отчеты о прохождении программы в сроки, установленные комитетом. В случае невыполнения одного из условий, на которых было получено разрешение, глава района имеет право отозвать разрешение на семейное образование.
Разрешение на семейное образование всегда выдается на определенный срок, по окончании которого оно продлевается. В противном случае ребенок должен будет вернуться в школу. Для продления срока разрешения необходимо проведение дополнительной проверки соблюдения условий для получения семейного образования.
Россия. Впервые в Российской Федерации форма семейного образования была установлена в ст. 10 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Законодательное закрепление формы семейного образования стало примером делегирования части полномочий государства родителям (законным представителям) по образованию детей и примером сокращения влияния государства на образовательную траекторию конкретного обучающегося.
В настоящее время форма семейного образования регламентирована Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), которым предусмотрены различные формы получения образования и формы обучения, а также возможность их сочетания (ст. 17).
При переводе ребенка на семейную форму получения общего образования родители (законные представители) должны уведомить о своем решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Закона об образовании).
Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях (в качестве экстерна),
т. е. фактически семейная форма связывается с формами получения образования непосредственно в образовательной организации. Вместе с тем вопрос об обязательном прохождении промежуточной аттестации обучающимися по семейной форме остается открытым. Комплексное толкование норм, регулирующих данный вопрос (ст. 17, 34, 58 Закона об образовании), позволяет сделать вывод, что обязательной промежуточная аттестация на данный момент не является. Однако на практике большинство участников образовательных отношений признают ее фактически обязательный характер (родители прикрепляются к школам для прохождения аттестации их детьми, муниципальные органы и школы ожидают и иногда требуют такого поведения от родителей). Кроме того, периодическое прохождение промежуточной аттестации для государства является гарантией действительного освоения ребенком образовательной программы в семье. В случае если этого не происходит, продолжение образования в образовательной организации (при неликвидации академической задолженности, возникшей при промежуточной аттестации) является гарантией для ребенка (обучающегося) на получение образования (ч. 10 ст. 58 Закона об образовании).
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона об образовании обучение в форме семейного образования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализуется в порядке наделения обучающихся правовым статусом экстернов. Под экстернами понимаются «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» (п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона об образовании).
Федеральные государственные образовательные стандарты не содержат перечня предметов и образовательных результатов для отдельных лет обучения. Законодательством также не установлены какие-либо требования к учебному плану обучающихся в семейной форме. С одной стороны, это является преимуществом при выборе индивидуальной образовательной траектории. Однако с другой стороны, собственный учебный план часто не совпадает с рабочими программами учебных дисциплин школы, в которой планируется проходить промежуточную аттестацию. Это может приводить к тому, что даже при добросовестном обучении ребенка в семье, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, ребенку не удастся пройти промежуточную аттестацию в конкретной школе, чья программа отличается от плана обучения, составленного в семье. Поэтому выбору школы, в которой планируется проходить проме-
жуточную аттестацию, родители в России уделяют особое внимание.
Во время прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающимся по форме семейного образования бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы и др. Вместе с тем, с точки зрения Министерства просвещения РФ, все обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособия-ми32. Однако данная позиция не соответствует положениям Закона об образовании.
Экстерны зачисляются в образовательную организацию исключительно в целях прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Правоотношения между общеобразовательной организацией, родителями (законными представителями) обучающегося и обучающимися возникают по поводу и на время прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Следовательно, академические права обучающихся распространяются на экстернов только в период действия таких правоотношений. Данная позиция подтверждается Законом об образовании: в соответствии с ч. 3 ст. 34 экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе при прохождении аттестации.
Школа вправе по собственному усмотрению и при наличии необходимых ресурсов в библиотечном фонде предоставить учебники и учебные пособия на более длительный срок, например в течение всего учебного года. Однако такая обязанность образовательной организации действующим законодательством не установлена.
Регулирование семейной формы получения общего образования в целом осуществляется на федеральном уровне.
Как правило, в законодательстве субъектов РФ регламентируется оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, получающим общее образование в семейной форме. В некоторых регионах приняты отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, в пределах своих полномочий обеспечивать предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В част-
32 Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
ности, такие нормативные правовые акты действуют в Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Иркутской, Кировской, Нижегородской, Новосибирской, Тульской областях, Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.
Особенно стоит отметить вопрос выплаты компенсаций родителям, выбравшим семейную форму получения общего образования для своих детей. Так, если до принятия Закона об образовании вопрос выплаты компенсаций регулировался на федеральном уровне, то обновленное образовательное законодательство делегировало данный вопрос на региональный уровень.
По состоянию на конец 2019 г. компенсации фактически выплачиваются в пяти субъектах РФ: Пермском крае33, Тамбовской (в виде пособия на ребенка34), Тульской35; Свердловской36 и Омской областях37. Условиями получения такой компенсации являются наличие между одним из родителей (законных представителей) обучающегося и общеобразовательной организацией договора об организации общего образования в форме семейного образования и успешное прохождение обучающимся промежуточной и (или) итоговой аттестации.
Однако только в одном регионе — Омской области — реализована наиболее справедливая модель обеспечения (возмещения) затрат родителей (законных представителей) — в объеме норматива финансирования общеобразовательных организаций на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, за вычетом расходов на проведение промежуточной и итоговой аттестации. В остальных субъектах РФ финансирование семейного образования в полном объеме зависит от возможностей родителей.
В целом необходимо отметить дефицит регулирования семейной формы получения образования в
33 Постановление Правительства Пермского края от 17 сентября 2013 г. № 1224-п «Об утверждении Порядка предостав -ления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае».
34 Закон Тамбовской области от 3 марта 2009 г. № 502-З «О пособии на ребенка в Тамбовской области», ст. 1.
35 Закон Тульской области от 30 сентября 2013 г. № 1989-ЗТО «Об образовании», ст. 8-1.
36 Постановление Правительства Свердловской области от 10 июля 2013 г. № 873-ПП «Об утверждении Порядка финансирования расходов, связанных с получением начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования».
37 Приказ Министерства образования Омской области от
16 июня 2015 г. № 39 «Об утверждении Порядков выплаты
компенсации при получении ребенком общего образования
в форме семейного образования».
России. На практике это затрудняет, например, возможность сочетания получения образования вне образовательной организации и одновременно по ряду предметов — в организации. На текущий момент механизм такого сочетания не предложен, а также отсутствуют предложения по финансированию такого сочетания.
США. Главное отличие регулирования института семейного образования в США состоит в том, что федеральный контроль и общая федеральная политика в данной сфере практически отсутствуют. Согласно данным Национального центра образовательной статистики Департамента образования США по состоянию на 2016 г., образование в семейной форме получали около 1,69 млн обучающихся (3,3% от общего количества)38.
Исследователи выделяют несколько основных факторов широкого распространения семейного образования в США во второй половине XX в. Многие родители были недовольны отменой преподавания религиозных предметов в 1962—1963 гг. в результате соответствующих решений Верховного суда США. Это стало причиной увеличения количества частных школ, а также числа родителей, поддерживающих семейное образование39. Эта поддержка остается и сейчас: так, по данным опроса ассоциации "Phi Delta", 29% родителей в США считают, что необходимо финансировать и поддерживать альтернативные системы образования, в первую очередь семейное40.
В связи с отсутствием общего федерального регулирования не существует единого определения семейного образования. Анализ определений, закрепленных в законодательстве различных штатов, позволяет сделать вывод, что под понятие семейного обучения (которое в американском законодательстве определяется как homeschooling) попадают такие формы получения образования, при которых ученики хотя бы часть школьного времени проводят дома. При этом на практике четверо из каждых пяти детей на семейном образовании не посещают традиционные школы вообще. Таким образом, под определение homeschooling попадают как любые смешанные формы обучения, так и семейное образование.
38 Digest of Education Statistics 2019. Table 206.10. Number and percentage of homeschooled students ages 5 through 17 with a grade equivalent of kindergarten through 12th grade, by selected child, parent, and household characteristics: Selected years, 1999 through 2016 / National Center for Education Statistics. URL: https://nces.ed.gov/programs/digest/d19/tables/dt19_206.10.asp (дата обращения: 24.03.2021).
39 См.: Uecker J. Alternative Schooling Strategies and the Religious Lives of American Adolescents // Journal for the Scientific Study of Religion. 2008. No. 4 (47). P. 563—584.
40 Homeschooling: Expanding Its Ranks and Reputation. URL: https://news.gallup.com/poll/5941/homeschooling-expanding-its-ranks-reputation.aspx (дата обращения: 19.12.2019).
Несмотря на отсутствие федерального законодательства по исследуемому вопросу в прецеденте Верховного суда США по делу "Wisconsin v. Yoder"41 рассматривался вопрос семейного обучения. В своем решении суд указал, что власти штата не могут заставлять детей посещать школу, если эта обязанность нарушает какие-либо фундаментальные права — в данном случае это право на свободное вероисповедание (заявители представляли общину ортодоксальных евреев). Несмотря на то что данное решение относится скорее к религиозным свободам — это единственный прецедент Верховного суда США, который затрагивает семейное образование.
Законодательство о семейном образовании в США варьируется в зависимости от конкретного штата, и весьма значительно. Почти во всех штатах США есть закон, обязывающий детей посещать школы, в связи с чем семейное образование обязательно упоминается как исключение из этого правила. Исследователи выделяют несколько видов регулирования семейного образования. Первая категория объединяет штаты, в которых домашнее обучение законодательно рассматривается как вид или фикция частной школы (со всеми требованиями, относящимися к ним) — такие положения закреплены в Кодексе об образовании Калифорнии42 и Техаса43. Ко второй категории относятся штаты, устанавливающие требования к домашней форме обучения, ориентированные на основное образовательное законодательство штата — такое положение закреплено, например, в Кодексе об образовании Флориды44. Последняя категория штатов, такие как Айова и Нью-Гэмпшир, устанавливают требования к домашнему обучению в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими данную форму обучения. При этом в самих законах вместо термина «семейное образование» или «домашнее обучение» нередко употребляются иные понятия45, например «альтернативное обучение» (alternative education) в Южной Дакоте46 или
41 Wisconsin v. Jonas Yoder, 406 U. S. 205 (1972).
42 Sections 33190, 48200, 48222, California Education Code. URL: https://leginfo.legislature.ca.gov/faces/codes_ displayexpandedbranch.xhtml?tocCode=EDC&division=&titl e=2.&part=&chapter=&article (дата обращения: 19.12.2019).
43 Section 25.086(a)(1), Texas Education Code. URL: https:// statutes.capitol.texas.gov/Docs/ED/htm/ED.25.htm (дата обращения: 19.12.2019).
44 Ch. 1002.01: Definitions. K-20 Education Code of Florida. URL: http://www.fldoe.org/core/fileparse.php/9925/urlt/ AttA-2015-16-PS0.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
45 См.: Sadker D. M., Zittleman K. R. Teachers, schools, and society. New York, 2013. P. 155.
46 Ch. 13-27-3:Compulsory School Attendance. South Dakota
Code. URL: https://sdlegislature.gov/Statutes/Codified_Laws/
DisplayStatute.aspx?Type=Statute&Statute=13-27 (дата обра-
щения: 19.12.2019).
«компетентное частное обучение» (competent private education) в Айове47.
Во всех штатах, кроме Массачусетса и Род-Айленда, фактически закреплен уведомительный порядок перевода ребенка на домашнее обучение: подается соответствующее заявление в адрес отдела школьного образования округа, в котором проживает ребенок (county school district), это заявление принимается автоматически и не требует дополнительного одобрения48. В Массачусетсе и Род-Айленде регулирование семейного образования осуществляется на уровне местных школьных советов, но при этом порядок перехода на школьное образование разрешительный, а не уведомительный49.
В большинстве штатов от родителей требуется лишь ежегодно предоставлять свой учебный план в местный департамент образования, в котором обязательно должны быть учебные программы по математике, английскому языку и чтению. Родителям не надо проходить сертификацию, указывать профессиональную педагогическую квалификацию, предоставлять расписание учебных занятий и требования к оценкам. В штатах Айдахо, Техас, Оклахома, Орегон, Миссури, Иллинойс, Индиана и Мичиган родителям достаточно прислать уведомление о желании обучать детей дома, при этом в некоторых штатах это обязательно только в том случае, если ребенок до этого посещал государственную школу. В штатах Калифорния и Аризона родители обязаны сдавать специальные экзамены, чтобы подтвердить возможность преподавать своим детям различные предметы на должном уровне50. В Орегоне дети, обучающиеся дома, должны наравне с детьми из государственных школ сдавать стандартные экзамены за 3, 5, 8 и 10 классы51.
Наиболее жесткие требования к домашнему обучению на данный момент существуют в штатах Нью-Йорк, Пенсильвания, Массачусетс и Вермонт. Роди-
47 Ch. 299A.1: Private instruction. Iowa Code. URL: https:// www.legis.iowa.gov/docs/ico/chapter/2018/299A.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
48 См.: Gloeckner G. W, Jones P. Op. cit. P. 309—323.
49 Ch. 76, § 1, Massachusetts General Laws. URL: https:// malegislature.gov/laws/generallaws/parti/titlexii/chapter76/ section1 (дата обращения: 19.12.2019); Section 16-19-1: Compulsory Attendance. Rhode Island Code. URL: http:// webserver.rilin.state.ri.us/Statutes/title16/16-19/16-19-1.htm (дата обращения: 19.12.2019).
50 См.: Coogan M. F. Exploring academic outcomes of homeschooled students // Journal of College Admission. 2010. No. 208. P. 18—22.
51 OAR 581-021-0026: Examination of Children Instructed by Parent, Legal Guardian or Private Teacher. Oregon Administrative Rules (OAR), Division 21 — School Governance. URL: https://secure.sos.state.or.us/oard/displayDivisionRules. action?selectedDivision=2562 (дата обращения: 19.12.2019).
тели должны ежегодно уведомлять местные отделы образования, составлять и предоставлять индивидуальные планы обучения и ежеквартально предоставлять отчеты о ходе работы. При этом в учебный план должно быть включено от 900 до 990 часов обучения — в зависимости от года обучения, а обучение должно проходить не менее чем 180 дней в году. От родителей не требуется учительской квалификации, но дети должны сдавать стандартные тесты в государственных школах. Оценки передаются в местные отделы образования. Если ученик не достиг достаточного прогресса в обучении, то родителям отводится срок, в течение которого они обязаны разработать и предоставить новый образовательный план; в противном случае ребенок будет возвращен в школьную систему52.
В штате Огайо также введена более сложная система правового регулирования системы семейного образования и установлен более жесткий контроль над ее действием. В соответствии с законодательством штата под домашним обучением понимается такая форма обучения, которая осуществляется непосредственно родителем или официальным опекуном ребенка53. Перед началом процесса домашнего обучения родитель или опекун должен в форме особого заявления уведомить школьный округ, в котором зарегистрирован ребенок. Подписывая данное заявление, родитель дает согласие на то, что семейное образование будет производиться в соответствии со всеми требованиями, в частности с проведением обучения минимум 900 учебных часов в течение года и наличием у преподавателя соответствующей квалификации.
В штате Техас до 1985 г. не существовало официального определения семейного образования. В связи с этим многие родители понимали данный «пробел» в законодательстве как разрешение для обучения своих детей на дому, в то время как большинство техасских школ считали, что семейное обучение запрещено. Данный спор был разрешен в пользу семей в деле "Texas Educ. Agency v. Leeper" 1994 г.54 В результате в штате были приняты нормативные правовые акты, четко регулирующие семейное образование55, которое стало рассматриваться как подвид частной школы56. В официальных нормативных пра-
52 См.: Ray B. D. A homeschool research story.
53 Ohio Administrative Code; Chapter 3301-34 / Ohio Codes. URL: http://codes.ohio.gov/oac/ (дата обращения: 19.12.2019).
54 Texas Educ. Agency v. Leeper, 843 S. W.2d 4.
55 History of Home Education in Texas / Texas Home School Coalition — THSC. URL: https://thsc.org/homeschooling-in-texas/the-history-of-home-education-in-texas/ (дата обращения: 19.12.2019).
56 Section 25.086(a)(1), Texas Education Code. URL: https://
statutes.capitol.texas.gov/Docs/ED/htm/ED.25.htm (дата обра-
щения: 19.12.2019).
вовых актах Техасского образовательного агентства (The Texas Education Agency) указывается, что дети, обучающиеся по программе семейного образования, обязаны изучать: чтение, грамматику, правописание, математику, а также государственное устройство США.
В кодексе штата Вашингтон имеется отельная глава, в которой собраны все принципы и требования семейной формы образования, распространяющиеся на жителей штата57. Закон определяет семейное (домашнее) обучение не как «образование» (education), а как «инструктаж» (instruction). В кодексе перечислены следующие обязательные дисциплины: чтение, письмо, грамматика, математика, общественные науки, история, искусство и музыка. Закон не устанавливает количество часов, которые отводятся на изучение каждого предмета. Единственное требование — прохождение ежегодной аттестации58.
В большинстве штатов отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты, обеспечивающие детям, обучающимся в семейной форме, доступ в помещения школы. Отсутствуют и акты, позволяющие таким детям бесплатно пользоваться учебниками, а также иметь возможность посещать различные внеклассные занятия, предлагаемые школой. Тем не менее в некоторых штатах, например Калифорнии, Аризоне, Мичигане и Северной Каролине, имеется практика предоставления и использования ресурсов школ. При этом в Америке существует разветвленная сеть общественных библиотек, в которых обучающиеся на дому вправе заниматься и пользоваться различными материалами, в частности работать с Интернетом, знакомиться с историческими документами и т. п.59
Заключение. В результате проведенного сравнительного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на серьезные различия в управлении системами образования, в целом они имеют общие черты. Во всех странах существует либо уведомительный, либо разрешительный порядок перехода на семейное обучение. Нередко при семейном обучении необходимо следовать тем примерным образовательным программам, которые приняты на уровне страны или субъекта — практика, не закрепленная на законодательном уровне в России и закрепление которой с учетом контингента, предпочитающего семейное образование школьному, скорее вызовет больше правоприменительных проблем, нежели позитивных эффектов.
Вызывает вопросы практика, сложившаяся в некоторых штатах США, где для поступления в колледжи
57 RCW 28A.200.010: Home-based instruction / Washington Legislation. URL: https://app.leg.wa.gov/rcw/default. aspx?cite=28A.200.010 (дата обращения: 19.12.2019).
58 Ibid.
59 См.: Furness A. Helping Homeschoolers in the Library. Chicago, 2012. P. 15.
после обучения на дому необходимо получить дополнительную квалификацию, а круг доступных для поступления образовательных организаций сужен. Следует признать, что единая система поступления в высшие учебные заведения (или профессиональные учебные заведения), существующая в том числе в России, позволяет уравнять возможности абитуриентов как из разных регионов, так и с различными образовательными траекториями.
Среди практик, достойных внимания, отметим обеспечение детей, обучающихся на дому, учебными материалами, которое реализуется в Австрии и некото -рых штатах США. Заслуживает внимания также наличие практически во всех рассматриваемых странах процедуры возврата в школу обучающегося на дому при неуспешном прохождении промежуточных аттестаций в течение обучения. Подобная процедура существует и в России, что еще раз подчеркивает важность контроля за образовательными результатами обучающихся на дому. Интересно, что в некоторых случаях (например, в Великобритании и в меньшей степени в Австрии) возврат ребенка в систему школьного образования возможен также при обнаружении неблагоприятных условий для обучения на дому. Кроме этого, заслуживает внимания практика составления собственного учебного плана, принятая в Израиле.
В заключение исследования правовых основ реализации семейной формы получения общего образования можно выделить следующие позитивные практики: школы предоставляют обучающимся рекомендации по прохождению промежуточной аттестации, включая информацию о форме промежуточной аттестации, а также демонстрационные версии экзаменов. Это помогает обучающимся, получающим общее образование в семейной форме, подготовиться к промежуточной аттестации, а также соотнести собственную образовательную программу с образовательной программой школы, к которой прикрепляется ребенок (Великобритания);
основу организации семейной формы получения общего образования составляет индивидуальный учебный план (Израиль). В США реализуется практика согласования индивидуальных учебных планов обучающихся с местным управлением образования или школой, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестации. Несмотря на то что родители, желающие перевести своих детей на семейное образование, относят такие практики к дополнительным барьерам, фактически они позволяют семьям более осознанно подойти к данному процессу и спланировать обучение;
в ряде стран установлены обязательные учебные дисциплины, которые должны быть включены в индивидуальный учебный план. В США, например, такие дисциплины зависят от штата. Данная мера, с одной стороны, позволяет соблюсти право ребенка на индивидуальную образовательную траекторию, с другой стороны, обеспечивает соблюдение образовательных стандартов и минимальный уровень образованности населения.
Сравнивая правовой режим семейного образования в зарубежных странах и в России, можно сделать вывод, что российское законодательство предоставляет достаточную свободу в формировании индивидуальной образовательной траектории. Законодательством не предъявляются требования к содержанию индивидуального учебного плана ребенка, а также не устанавливается обязанность согласовывать его с каким-либо органом государственной власти. Коммуникация родителей с органами власти в принципе сведена к уведомлению органов местного самоуправления о переводе ребенка на семейную форму получения образования. Это компенсируется правоприменительной практикой, в соответствии с которой прохождение промежуточной аттестации является обязательным. Родители, как правило, относят это к барьерам, однако промежуточная аттестация позволяет оценить прогресс ребенка и на более ранних этапах выявить факты образовательной неуспешности.
К существующим барьерам прежде всего относится отсутствие унифицированного подхода к выплате компенсаций родителям. При выборе семейного образования родители выполняют функции школы, в которой мог бы обучаться их ребенок, и которая получила бы бюджетные средства на реализацию образовательной программы для этого ребенка. В связи с этим правильно было бы именовать такие выплаты не компенсацией, а обеспечением (возмещением) затрат родителей (законных представителей) обучающихся, получающих общее образование в семейной форме.
Наконец, в настоящее время не сформированы механизмы сочетания семейной формы получения образования, например, с очной формой обучения в школе. Отсутствуют какие-либо рекомендации о механизмах расчета нормативных затрат на реализацию части образовательной программы, которую обучающийся осваивает в образовательной организации. Таким образом, гарантированное обучающимся право на сочетание форм обучения и форм получения образования в настоящее время блокируется отсутствием необходимой правоприменительной практики.
Список литературы
Coogan M. F. Exploring academic outcomes of homeschooled students // Journal of College Admission. 2010. No. 208. Cook J. Purpose of a Home School Liaison. The Classroom. URL: https://www.theclassroom.com/purpose-home-school-liaison-6331303.html (дата обращения: 19.12.2019).
Furness A. Helping Homeschoolers in the Library. Chicago, 2012.
Gloeckner G. W., & Jones P. Reflections on a decade of changes in homeschooling and homeschooled into higher education // Peabody Journal of Education. 2013. Vol. 88. No. 3.
Migration und integration: zahlen. daten. indikatoren // Kommission für Migrations- und Integrationsforschung der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. Wien: Statistik Austria, 2008.
Noa Navat. Still a Marginal Trend in Israel, Homeschooling's Appeal Is Growing. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/ business/homeschooling-in-israel-is-catching-on-slowly-1.5454096 (дата обращения: 19.12.2019).
Ray B. D. Homeschool Research Story // Home schooling in full view: A reader / ed. by Bruce S. Cooper. Greenwich, 2012.
Ray B. D. Worldwide guide to homeschooling. Nashville, 2005.
Sadker D. M., Zittleman K. R. Teachers, schools, and society. New York, 2013.
Taylor L. A., Petrie A. J. Home education regulations in Europe and recent U. K. research // Peabody Journal of Education. 2000. Vol. 75. Iss. 1—2.
Uecker J. Alternative Schooling Strategies and the Religious Lives of American Adolescents // Journal for the Scientific Study of Religion. 2008. No. 4 (47).
Коротченко Н. Аутскулинг в тренде: почему домашнее обучение входит в моду. URL: https://plus.rbc.ru/news/ 5cb8b3117a8aa937fee263bc (дата обращения: 19.12.2019).
References
Coogan M. F. Exploring academic outcomes of homeschooled students. Journal of College Admission, 2010, no. 208, pp. 18—25.
Cook J. Purpose of a Home School Liaison. The Classroom. Available at: https://www.theclassroom.com/purpose-home-school-liaison-6331303.html (accessed 19.12.2019).
Furness A. Helping Homeschoolers in the Library. Chicago, 2012.
Gloeckner G. W., Jones P. Reflections on a decade of changes in homeschooling and homeschooled into higher education. Peabody Journal of Education, 2013, vol. 88, no. 3, pp. 309—323.
Korotchenko N. Autskuling v trende: pochemu domashnee obuchenie vkhodit v modu. Available at: https://plus.rbc.ru/news/ 5cb8b3117a8aa937fee263bc (accessed 19.12.2019).
Migration und integration: zahlen. daten. indikatoren. Kommission für Migrations- und Integrationsforschung der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. Wien: Statistik Austria, 2008.
Noa Navat. Still a Marginal Trend in Israel, Homeschooling's Appeal Is Growing. Available at: https://www.haaretz.com/israel-news/business/homeschooling-in-israel-is-catching-on-slowly-1.5454096 (accessed 19.12.2019).
Ray B. D. Homeschool Research Story. Home schooling in full view: A reader Ed. by Bruce S. Cooper. Greenwich, 2012.
Ray B. D. Worldwide guide to homeschooling. Nashville, 2005.
Sadker D. M., Zittleman K. R. Teachers, schools, and society. New York, 2013.
Taylor L. A., Petrie A. J. Home education regulations in Europe and recent U. K. research. Peabody Journal of Education, 2000, vol. 75, iss. 1—2, pp. 49—70.
Uecker J. Alternative Schooling Strategies and the Religious Lives of American Adolescents. Journal for the Scientific Study of Religion, 2008, no. 4 (47).
Информация об авторах
Семен ВасильевичЯнкевич, заведующий Лабораторией образовательного права Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук. ResearcherID: K-7001-2015
Евгений Вадимович Пучков, аналитик Лаборатории образовательного права Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
♦