Научная статья на тему 'СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ В МЕЖПОКОЛЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ В МЕЖПОКОЛЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ ПАМЯТЬ / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астахова Римма Кимовна, Артамонова Яна Викторовна

Понимание проблем, которые существуют в сфере семейно-брачных отношений, представлено в отечественной фамилистике широким кругом исследований и научных направлений. Авторы данной работы выбирают для своего исследования иной ракурс достаточно популярной проблематики, обращаясь к исследованию семейно-родовой памяти как к фактору укрепления семьи в межпоколенном взаимодействии. На основе проведенного анализа авторами статьи были сделаны следующие выводы: семейно-родовая память - это ресурс, который позволяет человеку формировать свой уникальный жизненный путь. Члены семьи - это наследники капитала семейной памяти. Работая с памятью прародителей, они имеют возможность осознать семейный сценарий, выбирать направление развития новых сценариев жизни рода. Залогом укрепления семьи как социального института, ее высокого духовного потенциала, является сохранение исторической памяти семьи и ее трансляция через поколенческие структуры и взаимоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Астахова Римма Кимовна, Артамонова Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY-NATURAL MEMORY AS A FACTOR OF FAMILY STRENGTHENING IN INTERGENERAL INTERACTION

An understanding of the problems that occur in the field of family and marriage relations is represented in domestic familism by a wide range of studies and scientific directions. The authors of this work choose for their research a different perspective of a fairly popular problematic, referring to the study of family and ancestral memory as a factor in strengthening the family in intergenerational interaction. Based on the analysis, the authors of the article made the following conclusions: family and ancestral memory is a resource that allows a person to form his own unique life path. Family members are the inheritors of family memory capital. Working with the memory of the grandparents, they have the opportunity to understand the family scenario, to choose the direction of development of new scenarios for the life of the clan. The key to strengthening the family as a social institution, its high spiritual potential is the preservation of the family's historical memory and its transmission through generational structures and relationships.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ В МЕЖПОКОЛЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

УДК 314.6

СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ ПАМЯТЬ КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ

В МЕЖПОКОЛЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ••••••

FAMILY-NATURAL MEMORY AS A FACTOR OF FAMILY STRENGTHENING

IN INTERGENERAL INTERACTION

Астахова Римма Кимовна

аспирантка,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина ram88.82@mail.ru

Артамонова Яна Викторовна

кандидат социологических наук, преподаватель,

Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет janaserduchenko@mail.ru

Rimma K. Astakhova

Graduate student,

Kuban State Agrarian University

ram88.82@mail.ru

Yana V. Artamonova

Candidate of Sociological Sciences, Instructor of the Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University janaserduchenko@mail.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

Понимание проблем, которые существуют в сфере семейно-брачных отношений, представлено в отечественной фамилистике широким кругом исследований и научных направлений. Авторы данной работы выбирают для своего исследования иной ракурс достаточно популярной проблематики, обращаясь к исследованию семейно-родовой памяти как к фактору укрепления семьи в межпоколенном взаимодействии. На основе проведенного анализа авторами статьи были сделаны следующие выводы: семейно-родовая память - это ресурс, который позволяет человеку формировать свой уникальный жизненный путь. Члены семьи - это наследники капитала семейной памяти. Работая с памятью прародителей, они имеют возможность осознать семейный сценарий, выбирать направление развития новых сценариев жизни рода. Залогом укрепления семьи как социального института, ее высокого духовного потенциала, является сохранение исторической памяти семьи и ее трансляция через поко-ленческие структуры и взаимоотношения.

семья, семейная культура, традиции, память, социальная память, семейно-родовая память, межпоколенное взаимодействие.

Annotation. An understanding of the problems that occur in the field of family and marriage relations is represented in domestic familism by a wide range of studies and scientific directions. The authors of this work choose for their research a different perspective of a fairly popular problematic, referring to the study of family and ancestral memory as a factor in strengthening the family in intergenerational interaction. Based on the analysis, the authors of the article made the following conclusions: family and ancestral memory is a resource that allows a person to form his own unique life path. Family members are the inheritors of family memory capital. Working with the memory of the grandparents, they have the opportunity to understand the family scenario, to choose the direction of development of new scenarios for the life of the clan. The key to strengthening the family as a social institution, its high spiritual potential is the preservation of the family's historical memory and its transmission through generational structures and relationships.

Keywords: family, family culture, traditions, memory, social memory, family-tribal memory, inter-generational interaction.

Социальный институт семьи является основным агентом, обеспечивающим процесс социализации личности. Институт семьи помогает человеку в формировании социальных норм поведения и в выборе жизненных стратегий. Семья занимает важное место в процессе воспроизводства населения и обеспечивает регулирование социальных отношений между членами общества [1; 2].

Исходя из значимости социального института семьи, актуализируется интерес ученых к проблемам семьи и семейным ценностям [3], так как социальный институт семьи является одним из важнейших механизмов социальной самозащиты, передачи опыта и наследования базисных моральных ценностей. Все это делает особенно значимой тему исследования семейно-родовой памяти в связи с трансформацией социально-экономических, социально-политических и социально-культурных сфер жизнедеятельности российского общества. Данные изменения вызывают ответную реакцию со стороны социального института семьи, смысл которой невозможно исследовать без социологической рефлексии семейно-родовой памяти.

В отечественной фамилистике семья рассматривается в рамках двух основных подходов: кризисного [4] и эволюционного [5]. Особый интерес для нашей работы вызывают исследования, связанные с семейно-родовой памятью, где показано, что данный вид памяти является тем самым мостиком, который способен соединить высшие уровни социальной памяти и индивидуальную память человека [6].

Рассматривая социальный институт семьи, отметим, что он выполняет важные социальные функции, среди которых социализационная. Выполнение данной функции реализуется при помощи внутрисемейных межпоколенных взаимодействий. Важную роль при межпоколенном взаимодействии играет семейно-родовая память.

Семейно-родовая память - это ресурс, который позволяет фиксировать влияние исторических событий на семейные отношения.

При рассмотрении жизненного пути семьи капитал семейной памяти является ориентиром для решения жизненно важных задач [7]. Обращение к семейно-родовой памяти необходимо для того, чтобы человек ориентировался и быстро адаптировался к социальному пространству. Нормальное функционирование общества и целостность социокультурной реальности протекает в том случае, если соблюдено условие целостности пространства коллективного сознания. То есть, данные условия понятны для населения, и их семейно-родовая память функционирует нормально. Члены семьи - это наследники капитала семейной памяти. Работая с памятью прародителей, они имеют возможность осознать семейный сценарий, выбирать направление развития новых сценариев жизни рода.

Каждое поколение вносит свои технологии сохранения и передачи компонентов взаимодействия, позволяющие вырабатывать социальное поведение, которые могут в дальнейшем интериоризироваться потомками. Семейно-родовая память в рамках социального института семьи обладает следующими функциями: репрезентативной, интегративной, социализацион-ной, защитной, социального контроля, функцией адаптации, институционализации межпоколенных связей и ритуализации.

Функции семейно-родовой памяти в социальном институте семьи охватывают многообразные стороны жизни семьи. Прежде всего, семейно-родовая память в рамках межпоколенного взаимодействия призвана регулировать отношения между родственниками, закрепляясь в традициях, обычаях, ритуалах, потому что именно она определяет особенности семьи. В процессе функционирования воспроизводится структура кровнородственного союза как института аскриптивного типа, институциализируются механизмы формирования, особенности отношений и моделей поведения между родственниками. Данные отношения оформляются в родственные социальные статусы, которые составляют иерархичную систему, также воспроизводящуюся в процессе функционирования кровнородственного института.

Семейно-родовая память является социально-информационной «калькой», репрезентантом в человеческом сознании этой сложнейшей системы родства-свойства. Именно система родства-свойства формирует структурные сюжеты семейно-родовой памяти.

Поскольку человек рождается в семье, он растет в ней, и именно семейная среда оказывает на индивида огромное воздействие. Благодаря данному воздействию, человек может сконструировать свой внутренний мир. В рамках такого воздействия со стороны социального института семьи на человека семейно-родовая память, реализуя свои функции, помогает сформировать человеку социальные установки и выработать определенное социальное поведение.

В настоящее время мы видим, что связь между поколениями не является прочной, так как происходит нуклеаризация семьи, уход от расширенной семьи, что, в свою очередь, ведет к, так называемому, опустошению хранилища коллективного опыта семьи, распаду семейной культуры и ухудшению связей между поколениями [8]. Также, ухудшению межпоколенных связей в семье способствует социальная изменчивость, при которой нормальный ход общественной жизни может быть подорван, может быть нанесен различный удар семьям, порожденный состоянием своеобразной травмы [9; 10; 11].

Говоря о семье, отметим, что социокультурная травма распространяется среди членов семьи, которые разделяют этот факт. Травма интерпретируется и воспринимается семьей как нечто, принуждающее и налагающее обязательства на их действия. Переживание ситуации травмы - это чувства утраты и боли, которые тренируют людей к построению нового будущего. Социокультурные травмы - это экстремальные социальные события, которые изменяют содержание семейно-родовой памяти, а также являются «точкой бифуркации» в ее изменениях.

Семейные истории, легенды транслируют семейно-родовую память через поколения. Травмирующие ситуации, входя в семейную память болезненными осколками, изменяют рисунок семейно-родовой памяти. Наследники такой памяти начинают острее воспринимать исторические события.

Технологии забвения или упрека травмирующих событий приводят не только к разрушению семейной культуры, но и к распаду актуального настоящего общности, препятствуют построению благополучного будущего, которое невозможно без осмысления неудобных и унижающих общность событий и чревато социальными катастрофами.

На наш взгляд, сохраняя традиции семьи и передавая их из поколения в поколение, человек может понять социокультурную, историческую, этнокультурную и генетическую значимость своего рода. Заканчивается традиция и затухает семейная память, также наоборот - забвению придается семейно-родовая память - заканчиваются семейные традиции.

Для того, чтобы семейно-родовая память была надежным механизмом хранения и передачи социокультурного опыта, необходима разработка мер по реинституционализации се-мейно-родовой памяти, так как, если в семье не будет работать семейно-родовая память, то связь между поколениями прервется, что повлечет за собой искажение и исчезновение знаний об историческом прошлом.

Теоретико-методологическая база, существующая сегодня, указывает на то, что память -это неизменное хранилище с огромным множеством функций по отношению к настоящему. Именно память позволяет реструктурировать события в соотнесении с потребностями настоящего и будущего [12].

Залогом укрепления семьи как социального института, ее высокого духовного потенциала является сохранение исторической памяти семьи и ее трансляция через поколенческие структуры и взаимоотношения. Особенно актуально это звучит сегодня, в эпоху потери культурной независимости России, в которой, по словам Э.В. Чекмарева, разрыв межпоколенческих связей, утверждение потребительства над духовностью, падение престижа труда, насаждение массовой культуры до предела обострили проблему самобытности российского населения, его дальнейшего развития [13].

В связи с этим, важно восстанавливать семейно-родовую память как фактор укрепления семьи в межпоколенном взаимодействии посредством реализации механизмов реинституцио-нализации на уровне государства и региональном уровне, а также - ценностно-поведенческих стратегий самих семей. Комплексное использование таких механизмов позволит обеспечить благоприятный режим для функционирования социального института семьи в России.

Литература:

1. Верещагина А.В. Семья и семейные ценности в восприятии студенческой молодежи (на примере Дагестана) / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, З.М. Загирова // Вестник института ИАЭ. 2015. № 2.

2. Верещагина А.В. Семья в формировании ценности доверия в молодежной среде современного российского города / А.В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Инженерный вестник Дона. № 2 (2016). URL : http:// ivdon.ru/ ru/ magazine/archive/n2y2016/3526

3. Сердюченко Я.В. Ценность семьи в иерархии ценностей молодёжи на Юге России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 103-107.

4. Антонов А.И. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. М., 2000. С. 82.

5. Голод С.И. Семья: прокреация, гедонизм, гомосексуализм // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т.15.№ 2. С. 20-38.

6. Логунова Л.Ю. Семейно-родовая память: временные ипостаси и социальные ресурсы // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 379. С. 69-75.

7. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи : монография. [Электронное издание] / Т.А. Гурко; Институт социологии РАН. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Институт социологии РАН, 2016. 210 с.

8. Дмитрийчук А.Ю. К вопросу о трансформации семьи в современном российском обществе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». Белгород, 2018. С. 337.

9. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1. С. 6-16.

10. Арефьева Н.Т. Социокультурные изменения и парадигма травмы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. С. 29-33.

11. Камоза Т.М. Травма как коллективный феномен: методологический и историко-философский аспекты исследования // Евразийский Союз Ученых. 2016. № 3-4(24).

12. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 30.

13. Чекмарев Э.В. Духовно-нравственный потенциал молодежи в условиях современной модернизации // Власть. 2009. № 8. С. 87.

References:

1. Vereshchagina A.V. Family and family values in the perception of student youth (on the example of Dagestan) / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina, Z.M. Zagirova // Bulletin of the Institute of the IAE. 2015. № 2.

2. Vereshchagina A.V. Family in the formation of the value of trust in the youth environment of a modern Russian city / A.V. Vereshchagin, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Engineering Bulletin of the Don. № 2 (2016). URL : http://ivdon.ru/ru/magazine / archive/n2y2016/3526

3. Serdyuchenko Ya.V. The value of the family in the hierarchy of values of youth in the South of Russia // Humanities, socio-economic and social sciences, 2014. № 1. P. 103-107.

4. Antonov A.I. The fate of the family in Russia in the XXI century. Reflections on family politics, on the possibility of counteracting family decline and depopulation / A.I. Antonov, S.A. Sorokin. M., 2000. P. 82.

5. Hunger S.I. Family: procreation, hedonism, homosexuality // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2012. Vol. 15. № 2. P. 20-38.

6. Logunova L.Yu. Family-clan memory: temporary hypostases and social resources // Bulletin of the Tomsk State University. 2014. № 379. P. 69-75.

7. Gurko T.A. Theoretical approaches to the study of the family : monograph. [Electronic edition] / TA Gurko; Institute of Sociology RAS. 2nd ed., Rev. and add. M. : Institute of Sociology RAS, 2016. 210 p.

8. Dmitriychuk A.Yu. On the issue of family transformation in modern Russian society // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series «Philosophy. Sociology. Right». Belgorod, 2018. P. 337.

9. Shtompka P. Social change as trauma // Sotsis. 2001. № 1. P. 6-16.

10. Arefieva N.T. Sociocultural changes and the trauma paradigm // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2009. P. 29-33.

11. Kamoza T.M. Trauma as a collective phenomenon: methodological and historical-philosophical aspects of research // Eurasian Union of Scientists. 2016. № 3-4(24).

12. Semenova V.V. Social dynamics of generations: problem and reality. M. : Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2009. P. 30.

13. Chekmarev E.V. Spiritual and moral potential of youth in the context of modern modernization // Power. 2009. № 8. P. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.