УДК 347.61 ББК 67.404
СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СМЕНЫ ПОЛА ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И СТРАН—УЧАСТНИЦ СНГ
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА КОСТЮЧЕНКО,
кандидат юридических наук, врио помощника начальника Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по правовой работе
E-mail: ziviUaw-mofmosi@yandex.ru Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья направлена на раскрытие проблем установления и изменения семейно-правового статуса лиц, прибегнувших к смене пола.
Ключевые слова: смена пола человека, брак, дети, органы регистрации актов гражданского состояния.
Annotation. The article brings up the issues of determining and changing legal and family status of sex-reassigned persons. Keywords: gender reassignment (sex change), marriage, children, vital statistics authorities.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепила общепризнанное право каждого человека на уважение частной и семейной жизни (ст. 8). Одним из проявлений реализации указанного права выступает выбор каждым человеком половой идентификации.
Следует отметить, что за последние десятилетия увеличилась обращаемость в медицинские учреждения лиц, желающих изменить пол. Однако несмотря на достаточный накопленный опыт изучения правового регулирования идентификации физических лиц, проблемы, связанные с реализацией права на частную жизнь и обеспечением ее неприкосновенности, остаются не решенными в отношении сменивших пол лиц.
С точки зрения медицины порой бывает очень сложно объективно дифференцировать транссексуализм, гомосексуализм, психические заболевания, протекающие с нарушениями половой идентификации, и синдром «отвергания» пола.
Впервые к подробному толкованию феномена транссексуальности прибегнул Р. Краффт-Эббинг, отмечавший такие понятия, как «эффемизация» и
«эвирация», а также «трансмутация» [3, с. 3]. Кроме того, ряд специалистов в области психиатрии с медицинской точки зрения обосновывали наличие у человека промежуточных состояний — между абсолютно мужским и абсолютно женским. Лишь в 1974 г. Д. Лауб и Н. Фиск выделили лиц, стремящихся к смене пола, в отдельную группу и обозначили их состояние как синдром «отвергания» пола.
Феномен коррекции пола человека нашел отклик как в национальном праве России, так и в национальном праве стран — участниц СНГ. Анализ национального права стран — участниц СНГ показывает, что вопрос коррекции пола человека, как правило, отражен в семейном законодательстве (и только в части внесения изменения в записи актов гражданского состояния). Процедура смены (коррекции) пола человека не находит четкой проработки в семейном и гражданском законодательстве стран — участниц СНГ.
Что касается порядка и оснований смены пола, то по законодательству стран — участниц СНГ сменить пол может только лицо с синдромом «отверга-
ния» пола, признанным специальной медицинской комиссией.
Кроме того, в настоящее время в законодательстве отдельных стран — участниц СНГ отсутствует единый подход к этапам смены пола с медицинской и социальной точек зрения. В частности, по законодательству Беларуси и Туркменистана на первом этапе процесса изменения пола происходит изменение данных в паспорте лица, желающего сменить пол, на последующем — гормональная и хирургическая коррекция пола.
По действующему законодательству Казахстана процесс представлен в обратной последовательности: на первом этапе производится медицинская смена (коррекция) пола, а на втором — смена социального пола.
На наш взгляд, процесс по изменению пола необходимо проводить в следующем порядке. На первом этапе должно быть произведено медицинское изменение пола, включающее психологическую, гормональную и хирургическую коррекцию. На последующем этапе следует осуществить государственную регистрацию перемены имени и изменение записи о рождении в органах загса. Только после этого необходимо выдать новый паспорт сменившему пол лицу.
Это объясняется тем, что решение о перемене имени можно принимать только тогда, когда лицо успешно перенесло гормональное лечение и хирургическую операцию по изменению пола, что подтверждается документом установленной формы, выданным гражданину медицинским учреждением. Полагаем, что пол должен считаться измененным только с момента государственной регистрации акта о перемене имени и внесения изменений в виде дополнения об изменении пола в запись о рождении, которые должны производиться одновременно.
В практике возникает и другой проблемный вопрос, с какого возраста возможно изменение пола. В законодательстве разных стран — участниц СНГ к данной проблеме имеются различные подходы. К примеру, по законодательству Беларуси лицо, желающее сменить пол, должно достичь 21 года, а по законодательству России, Казахстана, Туркменистана достаточно достижения совершеннолетнего возраста.
Неоднозначность определения процедуры смены (коррекции) пола вызывает на практике ряд проблем правоприменительного характера. В частности, с точки зрения семейного права не решены следующие вопросы: 1) должен ли быть прекращен брак; 2) допустимо ли сохранение брака.
Представляется, что в случае когда лицо, желающее сменить пол, состоит в зарегистрированном браке, то медицинская организация должна сообщить другому супругу о состоявшейся операции и ее последствиях. Указанные действия со стороны врача направлены на соблюдение интересов другого супруга и, соответственно, на соблюдение семейных интересов.
На наш взгляд, в семейном законодательстве стран — участниц СНГ целесообразно предусмотреть норму, направленную на уведомление супруга лица, желающего сменить пол, об указанной процедуре. Регулирование данного вопроса допустимо как путем включения в договор пункта об обязательном уведомлении другого супруга о предстоящей и (или) прошедшей операции, так и прямого установления в законе нормы, вменяющей в обязанность супругу, желающему сменить пол, информирование другого супруга о предстоящей и (или) прошедшей операции [2, с. 114].
Кроме того, в рассматриваемом случае важны правовые последствия, вытекающие из биологической смены пола. Если на момент обращения в органы регистрации актов гражданского состояния с целью перемены имени и изменения записи о рождении лицо состоит в браке, то столкнемся с тем, что в отсутствие реакции со стороны государства возникнет однополый союз. Однако во всех странах — участницах СНГ признан только брак, то есть добровольный союз мужчины и женщины. Поэтому необходимо искать пути выхода из указанной правовой коллизии.
В теории гражданского права высказывалось мнение, что «изменение пола следует рассматривать как социальную смерть и объявить такого гражданина умершим в судебном порядке» [4, с. 77]. Однако, на наш взгляд, применение подобного варианта решения недопустимо, поскольку объявление лица умершим влечет ряд других правовых последствий, в частности воз-
122
Вестник экономической безопасности
№ 1 / 2016
никновение наследственных правоотношений и т.д.
В решении указанного вопроса следует согласиться с М.Н. Малеиной, предлагающей обратиться к прекращению брака путем расторжения по причинам невозможности сохранения семьи
[1, с. 47].
Что касается вопроса о допустимости регистрации брака лицом, сменившим пол, то, наш взгляд, она допустима. Однако в отдельные акты семейного законодательства стран — участниц СНГ целесообразно внести дополнение: 1) об обязанности сотрудников загса информировать лиц, вступающих в брак, о том, что последние обязаны сообщить друг другу о сделанной операции по смене (коррекции) пола; 2) обязать лицо, прибегнувшее к смене (коррекции) пола, сообщить другому лицу, желающему вступить с ним брак, о проведенной операции.
Не менее актуальным и дискуссионным аспектом является правовой статус лица, прибегнувшего к смене пола и имеющего детей. Если подобное лицо до операции имело детей, то представляется, что оно должно быть определено в законе и, соответственно, именоваться в обществе каким-либо термином. Так, М.Н. Малеина предлагает в данном случае отказаться от употребления терминов «мать» и «отец» [1, с. 48].
С приведенной точкой зрения следует согласиться и прибегнуть к употреблению терминов, имеющих другую смысловую нагрузку, а именно: «родитель», «биологический отец», «биологическая мать».
Минимальный анализ семейно-правового статуса лиц, прибегнувших к смене (коррекции) пола, показывает его несовершенство и необходимость детальной проработки в законодательстве России и других стран — участниц СНГ.
Литература
1. Костюченко Е.Ю. Проблемы установления презумпций и фикций в семейном праве России: Сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданского права и процесса». Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014.
2. Костюченко Е.Ю. Смена (коррекция) пола человека: семейно-правовой аспект // Интеграционные процессы в социальной, правовой и экономической сферах деятельности гражданского общества (г. Феодосия (Крым). г. Москва. 5—8 мая 2015 г.) / под ред. д.ю.н., проф. А.М. Кустова, д.э.н., проф. А.В. Шарковой, проф. Тибора Полгара. М.: ИИУ МГОУ, 2015.
3. Малеина М.Н. Изменение биологического и социального пола: перспективы развития законодательства перспективы развития законодательства // Журнал российского права. 2002.
4. Матевосян С.Н. Психические расстройства с синдромом «отвергания» пола (клинико-феноме-нологические и лечебно-реабилитационные аспекты): автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2009.
5. Степанов Д.И. Правовые проблемы, связанные с изменением пола человека // Законодательство. 2000. № 11.
References
1. Kostyuchenko E.Yu. Problemy ustanovleniya prezumptsii i fiktsii v semeinom prave Rossii: Sbornik statei po materialam mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye problemy grazhdanskogo prava i protsessa». Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii,
2014.
2. Kostyuchenko E.Yu. Smena (korrektsiya) pola cheloveka: semeino-pravovoi aspekt // Integratsionnye protsessy v sotsial'noi, pravovoi i ekonomicheskoi sferakh deyatel'nosti grazhdanskogo obshchestva (g. Feodosiya (Krym) g. Moskva. 5—8 maya 2015 g.) / pod red. d.yu.n., prof. A.M. Kustova, d.e.n., prof. A.V. Sharkovoi, prof. Tibora Polgara. M.: IIU MGOU,
2015.
3. Maleina M.N. Izmenenie biologicheskogo i sotsial'nogo pola: perspektivy razvitiya zakonodatel'stva perspektivy razvitiya zakonodatel'stva // Zhurnal rossiiskogo prava. 2002.
4. Matevosyan S.N. Psikhicheskie rasstroistva s sindromom «otverganiya» pola (kliniko-fenomenologicheskie i lechebno-reabilitatsionnye aspekty): avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. M., 2009.
5. Stepanov D.I. Pravovye problemy, svyazan-nye s izmeneniem pola cheloveka // Zakonodatel'stvo. 2000. № 11.