Научная статья на тему 'Семейно-демографические тренды в поликультурном пространстве тюркских народов алтайской семьи языков'

Семейно-демографические тренды в поликультурном пространстве тюркских народов алтайской семьи языков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильдарханова Ч.И.

В статье отражены ключевые брачные и демографические тренды у тюркских народов алтайской семьи языков, проживающих в Республике Крым, Республике Татарстан, Турции, Азербайджане, Киргизии, Казахстане. Проанализированы феномены старения, смешанных браков, разводов, рождаемости, брачности, сожительства в указанных странах (регионах) на современном этапе развития общества. Представлены результаты социологических опросов Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, характеризующих специфику демографических процессов, этнических и региональных особенностей репродуктивного и социализационного поведения в семьях разного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ильдарханова Ч.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейно-демографические тренды в поликультурном пространстве тюркских народов алтайской семьи языков»

УДК 311, 314

СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ АЛТАЙСКОЙ СЕМЬИ ЯЗЫКОВ

Ильдарханова Ч.И., д.с.н., директор Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, Россия, г. Казань

Аннотация. В статье отражены ключевые брачные и демографические тренды у тюркских народов алтайской семьи языков, проживающих в Республике Крым, Республике Татарстан, Турции, Азербайджане, Киргизии, Казахстане. Проанализированы феномены старения, смешанных браков, разводов, рождаемости, брачности, сожительства в указанных странах (регионах) на современном этапе развития общества. Представлены результаты социологических опросов Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, характеризующих специфику демографических процессов, этнических и региональных особенностей репродуктивного и социализационного поведения в семьях разного типа.

Институт семьи испытывает множество рисков в современном обществе: социальные, экономические, межличностные, репродуктивные и др. Трансформация традиционного образа жизни народов алтайской семьи языков выражается в изменениях в различных сферах домохозяйства, вызванных в основном частичной вестернизацией Республики Крым, Республики Татарстан, Турции, Азербайджана, Киргизии, Казахстана и других стран, где проживают народы алтайской семьи языков. В то же время значительной трансформации ролей мужчины и женщины в современном обществе не сопутствовала институциализация нового типа брачных отношений; и изменения в сфере труда, отдыха и других сферах жизненной деятельности не всегда учитываются.

Необходимо различать два паттерна развития семьи в выше указанных странах/регионах: 1) регионы/страны с относительно устойчивой экономической ситуацией, занятостью, высоким уровнем образования (Республика Крым, Республика Татарстан (Россия), Турция, Азербайджан), 2) страны с высоким уровнем бедности, низким уровнем образования (Казахстан, Киргизия).

11

Старение. Население Республики Крым и Республики Татарстан -стареющее - процент пожилых людей выше, чем процент населения моложе трудоспособного возраста.

Демографическая ситуация в Азербайджане и Турции в сравнении с другими странами из списка практически идеальна. Соотношение трудоспособного населения позволяет утверждать, что эти страны - молодые - процент пожилого населения (6,3% в Турции, 6,3% в Азербайджане) более чем в 3-4 раза ниже, чем процент детей (26,6% в Турции, 22,7% в Азербайджане), соотношение мужчин и женщин практически равное, средний возраст населения - 28-30 лет [5].

Основные тенденции современных семей Турции и Азербайджана -стабильность (низкий уровень разводов), большое количество детей, патриархальный тип семейных отношений. Это типично в большей мере для семей пожилого и среднего возраста, в то время как у молодых семей количество детей сокращается и распределение ролей в семье вариативно.

Тем не менее, для того, чтобы сохранить устойчивость семей в Турции и Азербайджане, необходимо уделить внимание деструктивным феноменам, которые не многочисленны, но стоит их проанализировать и предпринять меры для их предотвращения.

Разводы. Уровень разводов в Турции составляет 1,7. Исследователи проблем семьи настаивают на том, что возможность разведенных индивидов вновь создать семью (новую, с другим партнером) намного выше, чем у тех индивидов, кто никогда не состоял в браке [2]. В связи с этим актуально изучать повторные браки. Турецкие женщины считают второе замужество возможным для себя: 37% разведенных женщин имеют реальную возможность вновь выйти замуж и 70% женщин полагают, что второе замужество - это хороший выбор для разведенной женщины. Женщины ищут эмоциональную поддержку и духовный комфорт.

Тем не менее, вторые браки нестабильны и имеют тенденцию к распаду чаще, чем первые браки. С.Кавас и А.Гюндуз-Ношгор выявили три основные причины нестабильности вторых браков - общество не достаточно их поддерживает, недостаток определенных социальных норм, которых должны придерживаться супруги, большая готовность решить проблемы в семье с помощью развода по сравнению с людьми без опыта развода [9].

12

Добрачное сожительство официально не широко распространено в Турции, чаще оно осуждается. Турция считается самой консервативной страной среди индустриальных и постиндустриальных стран в отношении защиты традиционной формы института семьи.

Большинство респондентов из современных татарских семей в Республике Татарстан считают два ребенка идеальным количеством детей в семье (60,4%)

□ Семья в Азербайджане

□ Семья в Турции

□ Семья в Татарстане

Рисунок 1

1 Опрос был проведен Центром семьи и демографии АН РТ в Республике Татарстан. Эмпирическое исследование, где изучались брачно-репродуктивное поведение и паттерны татар. Проходило в несколько этапов (2008-2009). Учащиеся сельских и городских школ Республики Татарстан приняли участие в опросе на первом этапе (2008). Выборка - 447 человек. Главная цель - выявить брачно-репродуктивные установки татарской семьи. Целевая группа - категория людей с одним и более ребенком. Репрезентативность выборки была основана на отборе респондентов по 3 критериям: опыт семейной жизни (до 5 лет, 5-15 лет, 16-30 лет, более 30 лет), количество детей в семье, этническая принадлежность (Татары).

13

Идеальное количество детей в семьях Азербайджана, Татарстана и Турции (%)

Мировая тенденция - чем выше уровень образования, тем меньше детей в семье - также прослеживается в татарских семьях. Большинство женщин - 64% - со средним и средним специальным образованием имеют двух детей, 6% имеют трое детей и 2% четверо и больше детей. Среди женщин с высшим образованием больше женщин только с одним ребенком - 34,6% [6].

120 100 Н 80 60 -40 -20 0

среднее незаконченное высшее ученая

образование высшее образование степень образование

□ один

□ два

□ три

□ четыре и более

□ по сЫИгеп

Рисунок 2

Уровень образования женщин с реальным количеством детей в татарской

семье (%)

14

находчивость чувство юмора чуткость сердечность доброта щедрость

уважение к старшим членам семьи надежность бережливость трудолюбие

0 10 20 30 40 50 60 70 80

5,3 И 7,1

Л 14,3

1 17,3 ГГО 21,4

А 28,6

10 28,6

Ю 42,9

Л 64,3 -1)

71,4

Рисунок 3

Духовно-нравственный портрет супруга/и-мечты татар (Какими качествами должен/должна обладать супруг?) (%)

В традиционной татарской семье существует определенное распределение супружеских ролей: мужчина-добытчик, материально обеспечивает семью (37%), женщина выполняет домашние дела, воспитывает детей (57,7%), убирается дома (80,5%), готовит (81,4%) и т.д. В то же время большинство домашних обязанностей супруги выполняют совместно -организуют досуг семьи (42,5%), зарабатывают деньги для семьи (42,7%), воспитывают детей (38,7%) и т.д.

15

Рисунок 4

Распределение семейных обязанностей в татарской семье (%)

Исследование «Семья и родной язык» 2 среди смешанных национальных семей в Татарстане выявило, что большинство респондентов считают родным язык, который соответствует их этнической группе - 43,5%. 34,2% отметили, что родной язык тот, на котором они разговаривают дома. 21,1% ответили, что родной язык для них тот, которым они владеют лучше.

2 Эмпирическое исследование, направленное на изучение этно-культурных особенностей современной семьи в сельских районах Республики Татарстан. Опрос проведен Центром семьи и демографии АН РТ в 2010. Выборка - 898 респондентов, среди них 440 учащихся и 458 родителей.

16

□ этот язык я знаю лучше, чем другие языки

□ мы в основном разговаривали на этом языке в семье, где я

в ырос

□ моя национальная общность

разгов арив ает на этом языке

□ другие причины

Рисунок 5

Почему вы считаете этот язык родным? (%)

Сельские супруги, живущие в смешанных национальных браках в Республике Татарстан, следуют как мусульманским, так и христианским религиозным традициям, но предпочтительными являются мусульманские обычаи, поскольку ближайшие соседи - татары и дом располагается около мечети.

Рост числа разводов - типичная черта кризиса семьи в Татарстане. Уровень разводов составлял 3,9 в Татарстане и 1,58 в Турции в 2009 г. [7]. Сравнительный анализ причин, ведущим к разводу, в двух мусульманских регионах показал, что основная причина распада семьи - непонимание между супругами и недостаток взаимных интересов. Другими общими факторами развода являются измена и физическое насилие супругов по отношению друг к другу.

17

Таблица 1

Причины разводов в Татарстане и Турции (в %)

Татарстан Турция

Непонимание между супругами, отсутствие общих интересов 38,7 96,06

Разъединение с семьей (уход из семьи) 0,19

Финансовые трудности 18,6

Плохие условия проживания 11,4

Супружеская неверность, измена 26,7 0,06

Алкоголизм одного из супругов 23,4

Вмешательство родственников в дела семьи 19,3

Физическое насилие одного из супругов по отношению к другому/ой супругу/е 11 0,02

Невозможность иметь детей 3,3

Наркотическая зависимость одного из супругов 1,6

Психическое расстройство 0,03

Недостойное поведение 0,03

Другая причина 0,92

Причина неизвестна 1,68

Всего 100 100

Существуют существенные различия в причинах развода, кроме непонимания между супругами, отсутствии общих интересов в городских и сельских семьях.

В Республике Татарстан вторым наиболее частым источником распада семьи является неудовлетворенность материальным положением (финансовые

18

трудности, плохие условия проживания) - 20,2%, третьим источником -измена (15,7%). В сельской местности измены стоят на втором месте - 21,5% и алкоголизм на третьем - 18,5%. Следовательно, городские семьи в Татарстане более требовательны к уровню материального благополучия и более терпимы к изменам. Употребление алкоголя разрушает семьи в деревнях.

В Турции, как и в Татарстане, женщины являются инициаторами развода. Тем не менее, ситуация другая в разных сельских районах Турции, где мужчины подают на развод. В турецких селах семья остается, прежде всего, экономическим союзом и сохраняет свою традиционную структуру, но ответственность за решение о разводе принимают не только сами супруги, но и члены обоих семей, в которые они входят3.

Большинство мусульманской и христианской молодежи Казани, Республика Татарстан, не считают сожительство моральной нормой. Что касается молодежи Татарстана, ее финансовая независимость способствует сожительству, 21,7% родителей выступают «спонсорами» такого альтернативного типа семейной жизни.

3 Kavas S., Gündüz-Hoijgör A. Divorce and Family Change Revisited: Professional Women's Divorce Experience in

Turkey.http://demografia.hu/en/publicationsonline/index.php/demografiaenglishedition/article/view /232/618, p.108 -109.

19

другие источники; 14,5

Рисунок 6

Источники дохода молодежи, имеющей опыт сожительства ( %)

Таблица 2

Отношение молодежи Татарстана к сожительству (%)

Такая же семья, просто без штампа в паспорте 22,6

Неполноценный семейный союз 11,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественно иной союз со своими преимуществами и недостатками, который пришел на смену традиционному браку 9,1

Временная форма отношений, которая позволяет проверить взаимные чувства и совместимость партнеров 49,6

Временная форма удовлетворения сексуальных потребностей 3,5

Затруднились ответить 3,5

20

Татарская семья в Республике Крым. Численность крымских татар в Республике Крым составляет 232340 чел. (10,1% от всего населения полуострова) [6]. Этническую группу крымских татар характеризует национальная гомогенность, идентификация с татарской культурой, мусульманской религией. Межэтнические браки - не распространенное явление в Республике Крым, тем не менее, они составляют 29% от всех зарегистрированных браков [3]. Внутренняя структура межэтнических семей, проживающих в Республике Крым, выявляет небольшую долю смешанных этнических браков среди татар и крымских татар: 2,5% от всей численности межэтнических браков - это союзы между русскими женщинами и крымскотатарскими мужчинами, 1,5% - русскими мужчинами и крымско-татарскими женщинами, 0,7% - украинскими женщинами и крымско-татарскими мужчинами, 0,4% - украинскими мужчинами и крымско-татарскими женщинами.

Сравнительный анализ итогов переписи в Крымском федеральном округе за 2001 и 2014 гг. выявил факт увеличения этнической группы татар (не «крымских татар») в 3,3 раза (в 3,8 раза в Республике Крым, на 9,2% в г. Севастополь) [6], в том числе за счет роста численности переселенцев из Узбекистана (21,5 тыс. чел.).

Для женщин, относящих себя по самоидентификации к крымским татарам и татарам, характерна высокая интенсивность рождений в сравнении с другими национальными группами, проживающими в Республике Крым: среди женщин родили 3 и более детей 27% татар и 32% крымских татар (русские 9%, украинцы 14%) [6]. Отличительной чертой крымско-татарских и татарских домохозяйств в Республике Крым является проживание нескольких поколений одной семьи вместе.

Семья в Азербайджане. В современном мире значительной тенденцией выступает брак с партнером другой национальности. Этот тип браков имеет разные концепты, такие как международный брак, мультинациональный брак, полинациональный брак, гетерогенный национальный брак, смешанный и кросс-культурный брак.

Исследование, проведенное Э.Сулеймановым в Республике Азербайджан, выявило социальный портрет супругов в таких браках4 .

4 Кейс-стади, 76 респондентов - азербайджанские мужчины и женщины, проживающие в разных регионах страны и заграницей, которые женились на гражданах других стран.

21

Азербайджанские женщины в кросс-национальных браках в большинстве имеют супругов западных национальностей - 34,2%, турков - 26,4%, представителей славянских народов - русских, белорусов - 15,8%. Что касается религиозной принадлежности, среди них как христиане, так и мусульмане. Азербайджанские мужчины, имеющие жен другой национальности, в основном женятся на славянках - русских и украинских женщинах - 52,5%. Среди них христианки - 55,2%, мусульманки 44,7%, еврейки 7,8%. Родители всех респондентов (мужчин и женщин), которые женились на не-азербайджанцах, азербайджанской национальности и мусульмане.

Выявлена особенность в гендерной мотивации выбора партнера другой национальности и религии: для азербайджанских женщин это, прежде всего, любовь - 57,9%, для азербайджанских мужчин - фактор судьбы - 47,4%. Структура мотивации намного глубже: 55% азербайджанских женщин выбрали мужа-иностранца, чтобы улучшить свои условия проживания. Все мужчины-респонденты - 100% и 84,2% респондентов-женщин отметили, что они сохраняют свою религиозную принадлежность после женитьбы/замужества. Только 5,3% ответили, что они поменяли свою веру на христианство.

Проблема заключается в том, что в смешанных семьях дети не разговаривают на азербайджанском языке, иностранный язык является основным источником коммуникации. Опрос показал, что 31,5% детей, у кого мать - азербайджанка, и 25,1% детей, где отец - азербайджанец, совсем не знают своего родного языка.

Исследование «Языковая политика семьи в пост-советском Азербайджане: языковая идеология родителей и поддержка несоциетальных русских в Баку» показало, что такой феномен, как билингвализм - очень важный навык в современном мире, обретенный в смешанных семьях. Отцы в смешанных азербайджанских семьях «отрицают свою роль как простого добытчика и пассивного родителя; они подчеркнули значимость участия в развитии своих детей» [12]. Выбор языка, используемого в смешанной семье, также обусловлен доступом к СМИ. Популярные мультфильмы Диснея, например, больше доступны на русском, чем на азербйджанском языке.

«Он может смотреть свой любимый Дисней или Пиксар только на русском, потому что они недоступны на азербайджанском... Похоже, что

22

домашние медиа даже не заинтересованы в продвижении переводных версий популярных мультфильмов и фильмов» [12].

Семья в Казахстане.

Сравнительное исследование семейных ценностей в пост-советском пространстве выявило, что казахские информанты более либеральны, чем российские. Эксперты в сфере социальной работы полагают, что молодежь Казахстана более лояльна в отношении сожительства: «Около 10 лет назад можно было сказать, что сожительство предпочитают в основном мужчины, но сейчас женщина легко идет на такие вещи, это некий шаг навстречу избегания ненужных обязательств», - глава департамента социальных услуг в Казахстане [14].

Семья в Киргизии. Киргизия испытывает глубокий кризис семьи. Социологическое исследование5, проведенное ООН, выявило падение статуса отца. Патриархальные ценности, которые были традиционными, более не актуальны в регионе. Традиционное распределение ролей в семье также изменилось. 73% мужчин и 58% женщин используют физическое насилие по отношению к супругу/е. Оба супруга признали, что они унижают друг друга регулярно. Имидж современной киргизской матери трансформировался от нежной и любящей женщины к человеку, который может обидеть и применить насилие. Дети, тем не менее, предпочитают помощь матери, когда у них есть проблемы. 50% учащихся сказали, что ищут помощь и заботу у матерей. 31,6% учащихся никогда не делились своими заботами с отцом, никогда не просили у него помощи или совета. Только 16,6% подростков готовы советоваться с отцом.

Многие девочки в Киргизии не считают образ отца образцом, каким должен быть мужчина. В столице Киргизии, областях Чуи и Таласс 43% опрошенных девочек не хотят, чтобы их будущий муж был похож на отца. В целом, около 40% учащихся полагают, что их отец - достойный образец для подражания. Исследователи полагают, что причина заключается в количестве внимания, уделяемого воспитанию ребенка. В соответствии с данными социологов, типичный киргизский отец проводит 36 минут в день с ребенком [14].

5 Выборка - 700 респондентов репродуктивного возраста в разных частях Киргизии, возраст 18-40 лет (юридический, религиозный или гражданский брак), 200 учащихся.

23

Одна из самых серьезных демографических проблем в Киргизии, по оценке заместителя премьер-министра Дамиры Ниязалиевой, является рост единокровных браков. Эта тенденция представляет огромный риск для будущих поколений [12].

Синглтоны как феномен нормы в современном обществе. По данным эксперта Азербайджанского медицинского университета - заведующая кафедрой акушерства и гинекологии - Эльмиры Алиевой, в Баку до 30% женщин репродуктивного возраста (18-45 лет) не замужем и не имеют своей семьи [13]. Это негативно влияет на репродуктивное здоровье. Это не связано с приоритетом женщин в первую очередь построить карьеру, это заблуждение. Семья по-прежнему остается на первом месте в жизни женщины и иерархии ценностей. Женщины стремятся защитить свою финансовую независимость, поскольку они не доверяют мужчинам в этих вопросах, поэтому стараются обеспечить благосостояние сами. Более того, женщины боятся насилия мужчин, и это также удерживает их от замужества.

Укреплению института семьи способствует как морально-нравственная пропаганда семейных ценностей, так и активная разработка новых программ поддержки семьи в современных условиях органами государственного управления. Разработки ученых, изучение международного опыта семейной и демографической политики должны учитывать трансформацию традиционного типа семьи и предлагать практические меры, адекватные самосознанию и репродуктивным установкам населения с учетом национальных и региональных особенностей.

Литература:

1. Галиева Г.И., Ильдарханова Ф.А. Татарская семья / Российская семья: энциклопедия. - Москва: Издательство РГСУ, 2008. - 624 с. - с. 426-442.

2. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с. - с. 163.

3. Итоги переписи населения в Крымском федеральном округе / Федеральная служба государственной статистики. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2015. - 279 с.

4. Клинцова М.Н. Межэтнические и межконфессиональные браки в Республике Крым на современном этапе // Миссия конфессий, 2016, № 17. - с. 25-31.

24

5. Официальный сайт Института статистики Турции (пресс релиз исследования семейной структуры за 2016 г.) http://www.turkstat.gov.tr/PreHaberBultenleri.do?id=21869

6. Республика Крым в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Крымстат - С., 2016 -143с.

7. Семья в социологическом измерении. Региональный аспект / Под ред. Ф.А.Ильдархановой. Казань, Издательство Академии наук, 2016. - 64 с.

8. Evlenme ve Bo§anma istatistikleri http://www.nvi.gov.tr/Hizmetler/Istatistikler,Evlenme_Bosanma_.statistikleri. html?LanguageID=1

9. Karimov D. Fathers are not authority. Family institute in the Republic suffers crisis / Russian Newspaper -Week - Kyrgyzia № 6720 (149) https://rg.ru/2015/07/09/semya.html

10. Kavas S., Gunduz-Ho§gor A. Divorce and Family Change Revisited: Professional Women's Divorce Experience in Turkey demografia.hu/en/publicationsonline/index.php/demografiaenglishedition/artic le/view/232/618, p. 120.

11. Kutueva A. UNICEF supports Kyrgyzstan's efforts to promote family values among population // April 2015, Bishkek - 24.kg news agency https://24.kg/archive/en/community/175196-news24.html/ 04

12. Maharramova J. Family Language Policy in post-Soviet Azerbaijan: Parental language ideologies and maintenance of non-societal Russian in Baku. -Dissertation, MA, University of Birmingham, 2016. - 66 p. https://www.academia.edu/30965994/Family_Language_Policy_in_post-Soviet_Azerbaij an

13. Rustamova E. Are women of Azerbaijan afraid to form families? / Social-political newspaper Echo. 21.10.2016 http://ru.echo.az/?p=49151

14. Uzakova S., Naberushkina E. Construction of family values in the post-Soviet space: analysis of the views of experts on the family sphere / International journal of scientific and engineering research, volume 7, issue 12, December 2016. pp. 971-974.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.