ШУЛЬГИН Андрей Александрович,
преподаватель кафедры специальных дисциплин, Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, e-mail: [email protected]
ЗАВИРЮХА Александр Михайлович,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки Омской Академии МВД России, e-mail:[email protected]
РОССОШИК Сергей Леонидович,
старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования РЮИ МВД России, e-mail: [email protected]
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
Аннотация. В данной работе анализируется семейно-бытовые правонарушения как социальная проблема, требующая незамедлительного решения. Выделяются признаки, свойственные семейно-бытовым правонарушениям. Раскрывается понятие «семейно-бы-товой конфликт». Отмечается первостепенная роль в профилактике семейно-бытовых правонарушений подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. Рассматриваются профилактические мероприятия, проводимые участковыми полицейскими, направленные на снижение бытовых правонарушений. Отмечается роль субъектов профилактики в осуществлении превентивной работы.
Ключевые слова: семейно-бытовые отношения, семейно-бытовой конфликт, профилактика семейно-бытовых конфликтов.
SHULGIN Andrey Alexandrovich,
Lecturer at the Department of Special Disciplines,
Krasnodar University Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel
ZAVIRYUKHA Alexander Mikhailovich,
Senior lecturer at the Department of Fire Training of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ROSSOSHIK Sergey Leonidovich,
Senior Lecturer at the Department of General Legal Disciplines of the Volgodonsk Branch of the Federal State State Educational Institution of Higher Education of the Ministry of Internal Affairs of Russia
FAMILY AND HOUSEHOLD RELATIONS AS A SUBJECT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION
Annotation. This paper analyzes family and domestic offenses as a social problem requiring immediate solution. The signs peculiar to family and domestic offenses are highlighted. The concept
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-146-148 NIION: 2018-0076-1/24-28 MOSURED: 77/27-023-2024-1-28
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
of "family and household conflict" is revealed. It is noted that the primary role in the prevention of family and domestic offenses is played by the units of the district police commissioners and juvenile affairs. Preventive measures carried out by district police officers aimed at reducing domestic offenses are being considered. The role of the subjects of prevention in the implementation of preventive work is noted.
Key words: family and household relations, family and household conflict, prevention of family and household conflicts.
Семейно-бытовые отношения постоянно находятся в центре внимания нашего общества и государства и являются актуальной социальной проблемой.
Нормативную основу политики нашего государства в отношении защиты семьи составляют конституционные нормы, которые закрепляют обязанность государства поддерживать и защищать семью.[1]. В частности, семейное законодательство Российской Федерации строится на таких основах как укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощь и ответственность перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на правовую защиту этих прав[2].
В 21 веке быстрыми темпами утрачивает свою актуальность семья, как социальный институт, представляющий собой стабильность, бесконфликтность, уважение друг к другу. В последние годы конфликты, к сожалению, признаются нормой, в том числе и в семейной жизни. Разногласия между членами семьи нередко приводят к бытовым конфликтам, которые выходят за рамки закона.
Семейно-бытовой конфликт - это биполярное противоречие, вызванное столкновением интересов, то есть острое недопонимание между оппонентами, связанными между собой либо лич-ностно-бытовыми, либо общественно-бытовыми отношениями.
Семейно-бытовые конфликты являются сложной социальной проблемой. Статистические данные показывают, что именно в семье совершается наибольшее количество правонарушений и преступлений бытового плана, направленных против жизни и здоровья.
Анализируя правовую статистику, можно отметить, что семейно-бытовым правонарушениям свойственны следующие признаки:
- они совершаются на территории проживания семьи (дом, квартира, подъезд и т.д.);
- стороны конфликта связаны либо родственными, либо дружескими отношениях;
- конфликт имеет разносрочные периоды течения (краткосрочный, долгосрочный или сиюминутный);
- конфликт выражается в причинении потерпевшему физических и моральных страданий;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024
- в большинстве случаев конфликт происходит в состоянии опьянения;
- носит спонтанный характер.
Нужно отметить, что лица, совершающие насильственные действия в отношении членов семьи на бытовой почве чаще всего ведут асоциальный образ жизни. В большинстве случаев это безработные, ранее привлекавшие к уголовной ответственности граждане, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками.
Исследование бытовых правонарушений подтверждает, что чаще всего правонарушения данного характера в семье совершаются в условиях очевидности. Конфликт редко рождается внезапно. Ему предшествуют длительные разногласия и непонимание, возникающие между членами семьи, которые, зачастую известны окружающим (соседям, коллегам, сотрудникам органов внутренних дел). Но очевидцы возникшей бытовой проблемы принимают пассивный характер в этой ситуации, не желая вмешиваться в семейный конфликт.
К сожалению, законодательством Российской Федерации не в полной мере конкретизировано поведение субъектов профилактики домашнего насилия. Отсутствуют действенные меры профилактического воздействия с их стороны, а также продуктивное взаимодействие в данном направлении. Из-за мягких санкций, предусмотренных законом, профилактические мероприятия в большинстве случаев остаются неэффективными. Дебошир, понимая незначительность наказания, возвращается к противоправным действиям вновь и вновь.
Органы законодательной власти пытаются справиться с возникшей проблемой. Государственной Думой Российской Федерации обсуждается законопроект «О профилактике семейно-бы-тового насилия в Российской Федерации», который, на наш взгляд, конкретизировал бы полномочия субъектов профилактики, что в свою очередь оказало бы положительное влияние на ситуацию с бытовыми правонарушениями.
Несмотря на большое количество субъектов профилактики, основная нагрузка в системе профилактики правонарушений в быту ложится на подразделение участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних.
Осуществляемые ими превентивные меры, направленные на снижение бытовых правонару-
шений, предусматривают проведение следующих мероприятий профилактического характера:
- изучение административной статистики, анализ материалов уголовных дел, обработка информации, поступившей из средств массовой информации, медицинских организаций, проработка обращений граждан в органы внутренних дел в целях установления криминогенной обстановки на обслуживаемой территории;
- ведение информационных баз на лиц, совершавших или совершающих правонарушения в семейно-бытовой сфере с указанием их адресов проживания;
- постановка на профилактический учет лиц вышеуказанной категории;
- выступление на сходах граждан, в средствах массовой информации, собраниях, с разъяснением норм действующего законодательства;
- систематическая реализация комплексных упредительных мероприятий по предупреждению семейно-бытового насилия («Дебошир», «Конфликт» и т.д.)[3].
Представленный перечень мероприятий не исчерпывающий. Возможны и иные профилактические действия полиции, которые помогут обеспечить снижение случаев совершения бытового насилия.
В системе профилактики необходимо не забывать о лицах, пострадавших в бытовом конфликте. Они как никто нуждаются в реабилитации и защите. Профилактическое воздействие осуществляется через правовое просвещение, профилактическую беседу, психологическую реабилитацию лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию. Субъектам насилия важно доводить информацию о правилах поведения в случае нового обострения конфликта, сообщать им прямые контактные телефоны участкового и дежурной части органа внутренних дел.
Весьма часто меры профилактического характера не дают положительных результатов. В этом случае сотрудники органов внутренних дел наделены законодательным правом применять к правонарушителю меры пресечения и принуждения. С 2016 года впервые в административном законодательстве федерального уровня появилась ответственность за правонарушения в семейно-бытовой сфере, которые совершаются в отношении близких и родственников. Появлению статьи 6.1.1 в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предшествовала декриминализация статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, где из диспозиции исключена уголовная ответственность за нанесение побоев близким лицам. Впервые совершенные побои квалифицируются как административное правонарушение^].
Подводя итог, хотим отметить, что административно-правовая охрана семейных отношений
от насилия регламентирована нормами административного законодательства. Первостепенная роль в их охране возложена на органы исполнительной власти и их должностных лиц. Только качественное взаимодействие субъектов профилактики, а также дальнейшее совершенствование законодательства поможет исправить ситуацию в сфере семейно-бытовых правонарушений.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399 (дата обращения 20.01.2024).
[2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8982 (дата обращения 22.01.2024).
[3] Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328491 (дата обращения 23.01.2024).
[4] Шульгин, А. А. Актуальные вопросы профилактики семейно-бытовых конфликтов / А. А. Шульгин, Е. В. Ковалева // Закон и право. - 2023. - № 6. - С. 110-112.
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399 (data obrashcheniya 20.01.2024).
[2] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 31.07.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 26.10.2023). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8982 (data obrashcheniya 22.01.2024).
[3] Prikaz MVD Rossii ot 29 marta 2019 g. N 205 «O nesenii sluzhby uchastkovym upolnomochen-nym policii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizacii etoj deyatel'nosti». [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_328491 (data obrashcheniya 23.01.2024).
[4] SHul'gin, A. A. Aktual'nye voprosy profilaktiki semejno-bytovyh konfliktov / A. A. SHul'gin, E. V. Kovaleva // Zakon i pravo. - 2023. - № 6. - S. 110112.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024