Научная статья на тему 'Семейно-брачные отношения в Таджикистане'

Семейно-брачные отношения в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2021
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейно-брачные отношения в Таджикистане»

сельских граждан состоит в том, что они менее политизированы. Не менее важной причиной незрелости партий является отсутствие среднего класса. Около 60% нашего населения, по мнению международных экспертов, находится за чертой бедности. Приходится констатировать также и тот факт, что в стране низкая политическая культура, ведь демократия есть не только форма правления -это, в первую очередь, образ жизни. Многопартийность не может быть зрелой без основательного фундамента политической культуры.

«Историческое пространство», М., 2009 г., № 1, с. 201-205.

Халимахон Хушкадамова, кандидат социологических наук СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ

В любом обществе брак имеет социальный характер. Когда речь идет о семье, имеются в виду межличностные отношения между супругами, между супругами и детьми. Тенденция и перспективы внутрисемейных взаимоотношений в период изменения отношения людей к ценностям брака, трансформация традиционных форм семьи и брака, появление новых форм семьи - это неполный перечень тем, которые исследуют ныне ученые. Представления о содержании семейных ролей, размывании системы поведенческих норм в сфере брака и семьи меняются. Поэтому изучение новых, реально складывающихся тенденций в этой сфере становится актуальным. Взгляды на брачно-семейное поведение формируются в основном под влиянием национальной культуры, опыта предшествующих поколений и устойчивости традиций.

В период трансформации таджикистанского общества структура семьи претерпела как количественные, так и качественные изменения. Традиционно в Таджикистане преобладала большая расширенная семья, т.е семья, включавшая более двух поколений. Советское государство, проводя политику улучшения положения женщин, руководствовалось видением женщины как работницы и матери. Были созданы определенные условия для совмещения этих ролей: функционировали детские сады, оплачивались отпуска и т. д. Таджички за годы советской власти добились значительных достижений в разных сферах общественной жизни.

В здравоохранении женщины составляли 83,7% всех работников, в учреждениях культуры - 56,8, в системе образования - 50%. В 1991 г. женщины составляли около 40% рабочей силы. В то же время политика поощрения материнства Советским государством привела к укреплению традиции многодетности, уходящей корнями в глубокую древность.

После 90-х годов эта модель разрушилась. С одной стороны, причиной тому послужила миграция «село-город». Официальная статистика свидетельствует, что с 1990 по 1997 г. по городским поселениям число прибывших на жительство превысило число выбывших, в то время как в сельской местности наблюдалась обратная тенденция. С другой стороны, экономический кризис и трудности переходного периода приводят к тому, что традиционно большие семьи, включающие несколько поколений, распадаются. Создаются нуклеарные семьи из двух поколений. Кроме того, период хаоса, ослабление контроля со стороны соответствующих госструктур, возрождение религиозно-культурных порядков послужили причиной формирования определенной свободы взглядов на брачные отношения и семью. Более 60% семей в Таджикистане создаются без регистрации в органах ЗАГСа. В Согдийской области число зарегистрированных браков в 2000 г. составило 60,2% от уровня 1991 г., в Душанбе - 42,7%, в районах республиканского подчинения - 36,2%, в Горно-Бадахшанской автономной области -29,4% и в Хатлонской области- 24,8% соответственно от уровня десятилетней давности. Численность населения за тот же период увеличилась на 13,5% и в 2000 г.составила 6,25 млн. человек. По-прежнему играют свадьбы, создают семьи, но без юридического оформления в органах ЗАГСа. Брак освящается по нормам мусульманского права - по шариату. В отличие от «гражданского брака» в России и Европе, где он имеет легальный статус, в Республике Таджикистан такие браки не имеют законной основы.

В советский период брак в Таджикистане тоже скреплялся по религиозному обряду «никох», но без документа, подтверждающего регистрацию брака в органах ЗАГСа, совершать этот обряд было запрещено. По мнению экспертов, несмотря на участие женщин в оплачиваемом труде, на политику уничтожения религиозного уклада и раскрепощения женщины, патриархальный уклад и семейно-родственные связи в Таджикистане не были разрушены. В современном таджикистанском обществе процент религиозных бракосочетаний, не предполагающих оформление брака в ЗАГСе, достаточно высок.

В республике возрождается традиция раннего замужества, такие браки освящаются традиционно только по обряду «никох». Несовершеннолетних девушек из многодетных семей выдают замуж, и за них предполагается брать «калым». Правоведы толкуют это понятие как выкуп за невесту, уплачиваемый семье девушки. В советские времена эта форма выкупа невесты имела место, но ее автоматически переводили в категорию феодально-байских пережитков. А размер «калыма» все возрастал. Согласно официальной точке зрения «калым» признавался неприемлемым, несовместимым с социалистическим образом жизни, и участвующие в этом акте должны были нести наказание, вплоть до судебного. Автору из опыта работы в молодежной прессе Таджикистана известно, что открыто писать об этом социально-бытовом явлении стали лишь с 1986 г., с начала периода демократизации и гласности общества. Калым существует не во всех районах республики. И ученым, занимающимся вопросами семейно-брачных отношений, нужно это учитывать. По мнению экспертов, причиной возрождения этого социально-бытового явления в современном таджикском обществе становится бедность. Чтобы облегчить материальное положение семьи, поднять других детей, родители сами выбирают мужей дочерям. По данным обследования ЦМБЕМ, в 2006 г. примерно 5% женщин, состоящих в браке, были выданы замуж без их согласия, а в 65% случаев супруга для своей дочери выбирали ее родители.

В современном таджикистанском обществе, хотя и в нелегальной форме, но существует также полигамия. В советские времена в структуре семьи не произошло особых изменений. Еще в начале прошлого столетия у таджиков, как и у других народов Центральной Азии, была большая патриархальная семья. Полигамия, которая как одна из форм семейно-брачных отношений была обычным явлением в Центральной Азии, после революции была запрещена. Советская власть в рамках борьбы за права и освобождение женщины вела борьбу и с этим социальным феноменом. Автор располагает данными о фактах многоженства, маргинальных формах семьи в некоторых регионах Таджикистана, особенно в сельской местности, которые имели место и до распада Советского Союза. Тогда о них не принято было говорить и тем более писать.

В 1990-е годы в парламенте Таджикистана выдвигались идеи официально разрешить многоженство. В России этот вопрос также обсуждался в связи с тем, что в ряде регионов Северного Кавказа многоженство фактически легализовано. 30% детей рождается вне

брака. Легализовать многоженство в России предлагали Талгат Таджуддин и Рамзан Кадыров.

Анализ содержания публикаций прессы и данные исследований по этой проблеме показывают, что одна из причин этого явления - экономическая зависимость женщин от мужчин. «Вторая жена», «Легко ли быть многоженцем», «Должен стать уроком», «Следы печали, или Трагедия второй жены», «Двоеженство не стыдно», «Двоеженство имеет трагические последствия» - это перечень заголовков публикаций прессы Таджикистана на тему многобрачия. Результаты двух опросов, проведенных в разных районах страны в 2000 и 2001 гг., подтверждают это. На вопрос: «Является ли экономическая зависимость женщин главной причиной распространения многоженства в стране?» (2000) ответили положительно 44,9%, а через год - уже 63,9%. Осознание причин этого явления населением страны можно характеризовать как значительное в сфере отношений мужчин и женщин.

Брачные отношения в республике регламентируются ее Конституцией, семейным (СК), уголовным (УК) и гражданским (ГК), кодексами Республики Таджикистан. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в ЗАГСе. Статья 170 УК РТ запрещает многоженство, которое определяется как «сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства». Нарушение этой статьи наказывается штрафом до 2000 минимальных окладов или исправительными работами до двух лет, либо ограничением свободы до пяти лет, либо арестом от трех до шести месяцев. Конституция страны запрещает многобрачие. У жен в случаях многоженства нет резона обращаться в суды, потому что суд не может в данном случае решить вопрос об экономической ответственности и обязательствах сторон, так как такие семейные отношения не подкреплены юридическим статусом. Согласно Семейному кодексу Таджикистана (разд. 16, ст. 1, п. 3) «признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, не имеет правового значения». В 2002 г. к уголовной ответственности за многоженство было привлечено 30 человек, а в 2003 г. - 5672. Эксперты одним из путей этого явления считают трудовую миграцию мужчин, особенно молодых. По оценочным данным, ежегодно только в Россию на заработки приезжают более 700 тыс. трудовых мигрантов. Это в основном мужчины брачного возраста.

Председатель Согдийского управления комиссии по упорядочению традиций, торжеств и обрядов М. Мирпоччоева считает, что в обществе «наблюдается явный дисбаланс, женщин гораздо больше, чем мужчин. А поскольку холостых мужчин почти нет, женщины вынуждены по-другому устраивать свою личную жизнь, им ведь тоже хочется родить ребенка, есть и социальные проблемы. И, может, чтобы остановить деградацию общества, нужно узаконить многоженство... » Распространение многоженства в Таджикистане связывают с последствиями гражданской войны, в результате которой погибло 150 тыс. человек, основную часть погибших составили мужчины брачного возраста. В период 19911992 гг. свыше 24 тыс. женщин стали вдовами. После гражданского противостояния в Таджикистане 1992-1997 годы осталось много вдов с детьми без средств к существованию. В этот период, чтобы сберечь честь семьи в местах боевых действий родители рано выдавали замуж несовершеннолетних девушек в возрасте 13-15 лет. В послевоенные годы из-за экономических трудностей в стране много молодых мужчин брачного возраста стали выезжать за пределы республики в поисках заработка и там обзаводились семьями. В настоящее время за пределами республики, по неофициальным данным, на заработках находится около 1 млн. граждан Таджикистана, основную часть которых составляют мужчины. Исследователь М. Касымова считает, что это явление начало реанимироваться со второй половины 80-х годов, т.е с началом перестройки.

В новых условиях возрождению этого традиционного института способствовали оживление товарно-денежных отношений в стране, легализация теневой экономики, появление частнопредпринимательской деятельности и в итоге появление новой социальной группы людей, настроенных на гедонистический образ жизни. Любовницы большей частью становились вторыми женами в случае беременности, так как ислам и нормы традиционной морали строго осуждают рождение ребенка вне брака. Вместе с тем безбрачие женщины осуждается обществом. Так, 24-летняя молодая женщина в интервью журналисту рассказала, что она сознательно стала второй женой. «Все мои ровесницы уже имели двоих детей. На меня все окружающие пальцем показывали - "пирдух-тар" (старая дева)».

Таджикский исследователь проблемы вторых жен М. Хегай условно разбивает таких женщин на две группы. Первая группа -

это в основном сельские женщины или городские женщины с низким уровнем образования, без собственных доходов, которые разошлись с первым мужем или остались вдовами, иногда с детьми от первого брака. О том, что кто-то имеет несколько жен, знают соседи, родственники. «Один наш сосед имеет трех жен: первая в Гарме, вторая - в Душанбе, а третья - в Москве»... - из беседы со школьницами 9-х классов.

Вторая группа вторых жен - это городские женщины с высоким уровнем образования, разведенные вдовы или никогда не бывшие замужем. Обычно они становятся вторыми женами, чтобы реализовать право на материнство или право на симпатии и любовь к мужчине, который уже женат на другой. Эти отношения отличаются от первых тем, что являются скрытыми от наблюдения родственников; они, как правило, с первыми женами незнакомы, и такие союзы создаются при обоюдном согласии и договоренности.

Относительно идеи полигамии в Исламе существует много предрассудков. Ислам, допуская ограниченную полигамию, отнюдь не поощряет ее. Исследование по многоженству показало, что во многих случаях вторые браки являются тайной для первых жен. Первые жены о вторых узнавали случайно, иногда многие годы спустя. Все опрошенные женщины, независимо от возраста, заявили, что жена должна быть одна. Мужчины, имевшие опыт полигамных семейных союзов, тоже считали, что лучше иметь одну жену, потому что всех трудно обеспечить, жены постоянно скандалят. В таджикистанском обществе сложилась такая ситуация, что религия, в данном случае ислам, служит мужчинам для прикрытия своих манипуляций над женщинами. Газета «Вечерний Душанбе» приводит назидание мужчинам, которое содержится в священном Коране: «...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех... А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной».

Традиционно семья занимает особое место в обычаях, обрядах, в вероисповедании таджиков. Данные международного проекта «Пути поколения», посвященного исследованию судеб выпускников средних школ начала 1980-х годов в нескольких регионах Советского Союза, свидетельствуют о сохранении традиционных семей в Таджикистане. Первый и официально оформленный брак сохранился у 35-летних в следующих пропорциях: в Таджикистане -92,0%, в Белоруссии - 81,6, в России - 72,6%. Создание семьи, согласно исламу, является священным долгом мусульманина. В со-

ветские времена в Таджикистане только 0,5% мужчин и 0,8% женщин в возрасте 50 лет никогда не состояли в браке. То есть если в европейской части некогда единой страны в основном мужчины могли остаться без семьи, то в восточной и южной частях страны, в том числе в Таджикистане, - женщины. По мнению исследователя, причина одна - традиционно право выбора остается за мужчиной. Девушку сватают со стороны жениха. Кроме того, по мнению исследователей, образованные девушки в некоторых регионах республики могли остаться без семьи в связи с тем, что предпочтение отдают необразованным или малообразованным невестам. Вместе с тем образованные девушки стремятся реализовать свое право выбора: создают семьи по любви или, выбирая карьеру, остаются без семьи. Количественная характеристика брака и разводов у таджиков в советском периоде показывает положительную динамику: Так, в 1978 г. на 1000 человек населения было заключено 10,2 брака, соответственно 1,5 разводов. В 1984 г. -10,4 против 1,6. Следовательно, уровень разводов преобладал в городах по сравнению с сельской местностью. Эксперты объясняют данную ситуацию тем, что традиционные семейно-брачные отношения остались устойчивыми в сельской местности Таджикистана.

В современном таджикистанском обществе возрастает количество разводов. Эта проблема затрагивается и в выступлениях президента страны. Так, на встрече с женским активом он выразил озабоченность увеличением количества разводов среди молодоженов. В 2005 г. было зарегистрировано 2900 разводов, что на 300 больше чем в 2004 г. В 2009 г. количество зарегистрированных разводов составило 5840, это по сравнению с 2008 г. на 500 разводов больше. Преимущественную причину увеличения количества разводов эксперты видят в миграции молодых мужчин.

В сельской местности и моногамные семьи создаются без регистрации в органах ЗАГСа. Подтверждением статуса таких семей для сообщества является «никох», тем более что для развода достаточно трижды произнести слово «талок». По мусульманской традиции оно означает развод. «Мигрант уезжает на заработки в Россию. Там встречает кого-то и разводится по телефону с женой. Несмотря на то что государство у нас светское, многие мужчины пользуются религиозными законами... - говорит председатель Комитета по делам семьи Согдийской области М. Сатарова... - это стало для нас серьезной проблемой. Женщина в дальнейшем не может жить в семье мужа, и она должна покинуть дом супруга

практически ни с чем, потому что все имущество, как правило, оформлено на родителей мужа». Этот актуальнейший вопрос беспокоит как правительство, так и гражданское общество. Средства массовой информации, особенно независимые, с целью поддержки женщин, брошенных мужьями, предлагают узаконить «махр». «Махр» - это подарок, который преподносят девушке, женщине со стороны будущего мужа. В случае развода его оставляют жене. Экс-председатель комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Таджикистана, ныне кандидат в депутаты нижней палаты парламента X. Юсуфи, видит выход из создавшегося положения в узаконении брачного контракта между супругами.

Ранее высказывалась также идея об увеличении возраста замужества девушек. По Семейному кодексу браки разрешены с 17 лет. Но как показывают исследования, участились случаи раннего неофициального замужества девочек в 13-14 лет, особенно в сельской местности. Известны и случаи заключения брачных договоров в стране, но они не получили широкого распространения. Семейный кодекс Республики Таджикистан предусматривает регулирование имущественных прав как на основе законодательства, так и на основе брачного договора. Этими правами могут пользоваться супруги, если брак зарегистрирован официально. Фактические брачные отношения, не оформленные юридически, которые участились в современном таджикистанском обществе, регулируются Гражданским кодексом Республики Таджикистан. Если брак не зарегистрирован в органах ЗАГСа, муж имеет право усыновить или удочерить детей по собственному желанию. Если этого не происходит, женщина может подавать иск на установление отцовства. Официальное установление отцовства (добровольное или через суд) гарантирует детям право на получение алиментов и другие имущественные права. Исследование проблем многоженства показало, что об этом практически никто из женщин не знал. Таким образом, данный анализ и многочисленные исследования по семейно-брачным отношениям в таджикистанском обществе показывают, что кризис в этой сфере является результатом низкой правовой культуры как женщин, так и мужчин.

В Республике Таджикистан на взаимоотношения полов в семье и в быту влияет усиление как патриархальных, так и модерни-зационных тенденций. Мужчины по-прежнему рассматриваются таджикским обществом как «добытчики», однако появились семьи, где доходы жены (24%) по сравнению с доходами мужа в основном одинаковые, а у 19% они даже выше. В большинстве

бедных и малообеспеченных семей, в отличие от семей в обеспеченных домохозяйствах, женщина обладает экономической властью. Она находит механизмы поддержки семьи в условиях недостаточного дохода. Словом, появляются нетрадиционные для таджикистанского общества формы быта и семьи. Часть женщин, несмотря на сложности быта, сумела приспособиться к обстоятельствам, к трудностям и стала играть существенную роль в социально-экономической сфере.

Исследования о пределах и факторах тендерного неравенства в Таджикистане позволяют сделать вывод, что различия в статусе, в возможностях трудоустройства и участия во всех сферах социальной жизни на основании тендера во многом обусловлены обстоятельствами семейной жизни, или точнее, стереотипами общественного мнения об обязанностях жены и мужа, матери и отца. Иначе говоря, мужчина и женщина в семье обладают определенным набором привилегий и властных полномочий, и каждый пытается сохранить свой «тендерный набор». Однако вопрос о том, преуспевают ли они в этом и каким образом этого добиваются, остается открытым не только на макроуровне, но и на уровне семьи.

Соблюдение этих стереотипов ввергает женщину в непосильный, неоплачиваемый домашний труд, включая заботу о многочисленных детях, а также о больных и престарелых членах семьи. Вместе с тем большинство женщин не имеют возможности заниматься исключительно домашним хозяйством, потому что общий стандарт жизни очень низкий. Женщины должны работать по экономическим причинам, как это было в советское время. Ситуация, сложившаяся в стране, в том числе смешение патриархальных и светских традиций, развитие элементов рыночных отношений не могут не повлиять на семейно-брачные отношения. Обостряется поиск гендерной идентичности как внутри, так и вне семьи. Поэтому усилия ученых и практиков в таджикистанском обществе должны быть направлены на достижение гармонии в традиционных и инновационных основах семейной жизни.

Вопросы семейно-брачных отношений в Республике Таджикистан, положение женщин и детей в семьях в последнее время находятся в центре внимания правительства, международных и местных неправительственных организаций, СМИ. Это свидетельствует о серьезности проблемы и только совместными усилиями можно упорядочить эту главную сферу человеческих отношений.

«Социология власти», М., 2010 г., № 3, с. 74-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.