Научная статья на тему 'Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе'

Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3775
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
БРАК / СЕМЬЯ / ЖЕНЩИНА / КАЛЫМ / МНОГОЖЕНСТВО / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / БЕДНОСТЬ / ВТОРЫЕ ЖЕНЫ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / MARRIAGE / FAMILY / WOMAN / BRIDE WEALTH / POLYGAMY / LABOR MIGRATION / POVERTY / SECOND WIFE / TRADITIONS / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хушкадамова Х. О.

На основе исследований, проведенных в Таджикистане, анализа публикаций СМИ, наблюдений автора рассматривается специфика семейно-брачных отношений в республике, их влияние на другие сферы человеческих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARRIAGE RELATIONS IN MODERN TADZHIKISTAN SOCIETY

Based on researches made in Tadzhikistan, based on analysis of Mass Media publications and the author's observation actual topic about marriage relations is considered. The influence of marriage relations to different spheres of human relations is also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе»

Х.О. Хушкадамова

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ХУШКАДАМОВА Халимахон Отамбековна - кандидат социологических наук, докторант кафедры социологии РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. На основе исследований, проведенных в Таджикистане, анализа публикаций СМИ, наблюдений автора рассматривается специфика семейно-брачных отношений в республике, их влияние на другие сферы человеческих отношений.

Ключевые слова: брак, семья, женщина, калым, многоженство, трудовая миграция, бедность, вторые жены, обычаи, обряды.

В любом обществе брак имеет социальный характер. «Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступающих в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи»1. Когда речь идет о семье имеются в виду межличностные отношения между супругами, между супругами и детьми. Тенденция и перспективы внутрисемейных взаимоотношений в период изменения отношения людей к ценностям брака, трансформация традиционных форм семьи и брака, появление новых форм семьи - это неполный перечень тем, которые исследуют ныне ученые. Представления о содержании семейных ролей, размывании системы поведенческих норм в сфере брака и семьи меняются. Поэтому изучение новых, реально складывающихся тенденций в этой сфере становится актуальным. Взгляды на брачно-семейное поведение формируются в основном под влиянием национальной культуры, опыта предшествующих поколений и устойчивости традиций.

В период трансформации таджикистанского общества структура семьи претерпела как количественные, так и качественные изменения. Традиционно в Таджикистане преобладала большая расширенная семья, т.е семья, включавшая более двух поколений. Советское государство, проводя политику улучшения положения женщин, руководствовалось видением женщины как работницы и матери. Были созданы определенные условия для совмещения этих ролей: функционировали детские сады, оплачива-

1 См.: Харчев, А.Г. Брак / Социология. Словарь-справочник. - М., 1990. - Т. 2.-С. 10.

лись отпуска и т. д.1. Таджички за годы советской власти добились значительных достижений в разных сферах общественной жизни. В здравоохранении женщины составляли 83,7% всех работников, в учреждениях культуры - 56,8, в системе образования 50%2. В 1991 г. женщины составляли около 40% рабочей силы3. В то же время политика поощрения материнства Советским государством привела к укреплению традиции многодетности, уходящим корнями в глубокую древность.

После 90-х гг. эта модель разрушилась. С одной стороны, причиной тому послужила миграция «село-город». Официальная статистика свидетельствует, что с 1990 по 1997 гг. по городским поселениям число прибывших на жительство, превысило число выбывших, в то время как в сельской местности наблюдалась обратная тенденция4. С другой стороны, экономический кризис и трудности переходного периода приводят к тому, что традиционно большие семьи, включающие несколько поколений, распадаются. Создаются нуклеарные семьи из двух поколений. Кроме того, период хаоса, ослабление контроля со стороны соответствующих госструктур, возрождение религиозно-культурных порядков послужили причиной формирования определенной свободы взглядов на брачные отношения и семью. Более 60% семьей в Таджикистане создаются без регистрации в органах ЗАГС. В Согдийской области число зарегистрированных браков в 2000 г. составило 60,2% от уровня 1991 г., в Душанбе - 42,7%, в районах республиканского подчинения - 36,2%,в Горно-Бадахшанской автономной области -29,4% и в Хатлонской области -24,8% соответственно от уровня десятилетней давности. Численность населения за тот же период увеличилась на 13,5% и в 2000г.составила 6,25 млн.человек5. По-прежнему играют свадьбы, создают семьи, но без юридического оформления в органах ЗАГС. Брак освящается по нормам мусульманского права - по шариату. В отличие от «гражданского брака» в России и Европе, где он имеет легальный статус, в Республике Таджикистан такие браки не имеют законной основы.

В советский период брак в Таджикистане тоже скреплялся по религиозному обряду «никох», но без документа, подтверждающего регистрацию брака в органах ЗАГС, совершать этот обряд было запрещено. По мнению экспертов, несмотря на участие женщин в оплачиваемом труде, на политику уничтожения религиозного уклада и раскрепощения женщины, патриар-

1 См.: Терещенко, О. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Парадоксы эмансипации по-советски / Иной взгляд.- Минск,2000. - С.5.

2 См.: Советский Таджикистан за 60 лет Юбилейный статистический ежегодник.- Душанбе,1984. - С. 23.

3 Women in Tajikistan. 2000. Quat.www.abd.org.

4 См.: Гендерная статистика. - Душанбе,1999. - С. 33.

5 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе, 2001. -С. 43.

хальный уклад и семейно-родственные связи в Таджикистане не были разрушены1. В современном таджикистанском обществе процент религиозных бракосочетаний, не предполагающих оформление брака в ЗАГСе, достаточно высок.

В республике возрождается традиция раннего замужества, такие браки освящаются традиционно только по обряду «никох». Несовершеннолетних девушек из многодетных семей выдают замуж, и за них предполагается брать «калым». Правоведы толкуют это понятие как выкуп за невесту, уплачиваемый семье девушки2. В советские времена эта форма выкупа невесты имела место, но ее автоматически переводили в категорию феодально-байских пережитков. А размер «калыма» все возрастал. Согласно официальной точке зрения «калым» признавался неприемлемым, несовместимым с социалистическим образом жизни и участвующие в этом акте должны были нести наказание, вплоть до судебного. Автору из опыта работы в молодежной прессе Таджикистана известно, что это открыто писать об этом социально-бытовом явлении стали лишь с 1986 г., с начала периода демократизации и гласности общества3. Калым существует не во всех районах республики. И ученым, занимающимся вопросами семей-но-брачных отношений, нужно это учитывать. По мнению экспертов, причиной возрождения этого социально-бытового явления в современном таджикском обществе становится бедность. Чтобы облегчить материальное положение семьи, поднять других детей, родители сами выбирают мужей дочерям. По данным обследования UNIFEM, в 2006 г. примерно 5% женщин, состоящих в браке, были выданы замуж без их согласия, а в 65% случаев супруга для своей дочери выбирали ее родители4.

В современном таджикистанском обществе, хотя и в нелегальной форме, но существует также полигамия. В советские времена в структуре семьи не произошло особых изменений. Еще в начале прошлого столетия у таджиков, как и у других народов Центральной Азии, была большая патриархальная семья. Полигамия, которая до революции как одна из форм се-мейно-брачных отношений была обычным явлением в Центральной Азии, была запрещена. Советская власть в рамках борьбы за права и освобождения женщины вела борьбу и с этим социальным феноменом5. Автор располагает данными о фактах многоженства, маргинальных формах семьи в некоторых регионах Таджикистана, особенно в сельской местности, кото-

1 Harris.C. Control.Subversion.Gender Relations in Tajikistan. - Pluto Press, 2004.

2 См.: Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. - С. 176.

3 См.: Хушкадамова, Х.О. Образ женщин в современной таджикской журналистике. - Душанбе, 2006. - С. 108.

4 См.: Насилие в гендерной статистике / ГИР, UNIFEM. - Душанбе, 2006. - С. 33.

5 См.: Кисляков, Н. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969. - С. 25.

рые имели место и до распада Советского Союза. Тогда о них не принято было говорить и тем более писать.

В 90-е гг. в парламенте Таджикистана выдвигались идеи официально разрешить многоженство. В России этот вопрос также обсуждался в связи с тем, что в ряде регионов Северного Кавказа многоженство фактически легализовано. Так, по заявлению лидера ЛДПР Жириновского, у нас 30% детей рождается вне брака. Если мужчина получит право регистрировать брак со второй женщиной, которая родила без расторжения брака с первой, которую он уважает и не хочет разрушать семью, то мы возложим на него ответственность и за вторую семью. Кроме Жириновского, легализовать многоженство в России предлагали также Талгат Таджуддин и Рамзан Кадыров1.

Анализ содержания публикаций прессы и данные исследований по этой проблеме показывают, что одна из причин этого явления экономическая зависимость женщин от мужчин. «Вторая жена», «Легко ли быть многоженцем», «Должен стать уроком», «Следы печали или трагедия второй жены», «Двоеженство не стыдно» «Двоеженство имеет трагические последствия» - это перечень заголовков публикаций прессы Таджикистана на тему многобрачия2. Результаты двух опросов, проведенные в разных районах стране в 2000 и 2001 подтверждают это3. На вопрос: «Является ли экономическая зависимость женщин главной причиной распространения многоженства в стране?» (2000) ответили положительно 44,9%, а через год - уже 63,9%. Осознание причин этого явления населением страны можно характеризовать как значительное в сфере отношений мужчин и женщин.

Брачные отношения в республике регламентируются ее Конституцией, семейным (СК), уголовным (УК) и гражданским (ГК) кодексами Республики Таджикистан. Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в ЗАГСе. Статья 170 УК РТ запрещает многоженство, которое определяется как «сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства». Нарушение этой статьи наказывается штрафом

1 Многоженство в России - мнения священнослужителей. Regions.ru http://www. regions.ru/news/2265536/

2 См.: Адабиет ва санъат. - 1999. - 19 февраля; Вечерний Душанбе. - 2001. -14 сентября; Оламу Одам. - 2004. - 10 июня; Оила. - 2003. - 19 декабря.

3 См.: Хайдаров, Р. Социокультурные аспекты гендерных проблем в Республике Таджикистан / Гендерная система: состояние и тенденция развития. - Душанбе, 2004. - С. 128. Социологическое исследование проведено в октябре-ноябре 2000 г. ОО «Гендер и Развитие» при участии Независимой ассоциации молодых социологов в различных районах Республики Таджикистан. Повторное исследование проведено в октябре-ноябре 2001 г.. Использована одна и та же анкета. Объем выборки - 250 человек - представляет различные возрастные категории, национальности и социальные группы населения. Цель исследования - изучение влияния трансформационных процессов на сферу гендерных отношений в таджикском обществе.

до 2000 минимальных окладов или исправительными работами до 2-х лет, либо ограничением свободы до 5 лет, либо арестом от 3-х до 6 месяцев1. Конституция страны запрещает многобрачие. У жен в случаях многоженства нет резона обращаться в суды, потому что суд не может в данном случае решить вопрос об экономической ответственности и обязательствах сторон, так как такие семейные отношения не подкреплены юридическим статусом. Согласно Семейному кодексу Таджикистана (разд.1б, ст.1, п.3) «признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенным по религиозным обрядам, не имеет правового значения» .В 2002 г. к уголовной ответственности за многоженство было привлечено 30 человек, а в 2003 г. -5672. Эксперты одним из путей этого явления считают трудовую миграцию мужчин, особенно молодых. По оценочным данным, ежегодно только в Россию на заработки приезжают более 700 тыс. трудовых мигрантов. Это в основном мужчины брачного возраста3.

Председатель Согдийского управления комиссии по упорядочению традиций, торжеств и обрядов М. Мирпоччоева считает, что в обществе «наблюдается явный дисбаланс, женщин гораздо больше, чем мужчин. А поскольку холостых мужчин почти нет, женщины вынуждены по-другому устраивать свою личную жизнь, им ведь тоже хочется родить ребенка,.. есть и социальные проблемы. И, может, чтобы остановить деградацию общества, нужно узаконить многоженство...»4.

Распространение многоженства в Таджикистане связывают с последствиями гражданской войны, в результате которой погибло 150 тыс. человек, основную часть погибших составили мужчины брачного возраста. В период 1991-1992 гг. свыше 24 тыс. женщин стали вдовами5. После гражданского противостояния в Таджикистане 1992-1997 гг. осталось много вдов с детьми без средств к существованию. В этот период, чтобы сберечь честь семьи в местах боевых действий родители рано выдавали замуж несовершеннолетних девушек в возрасте 13-15 лет. Послевоенные годы, из-за экономических трудностей в стране много молодых мужчин брачного возраста стали выезжать за пределы республики в поисках заработка и там обзаводились семьями. В настоящее время за пределами республики,

1 См.: Кабилова, Л.А. Женщины и уголовное законодательство / Правовые аспекты насилия против женщин. - Душанбе,1999. - С. 12.

2 См.: Ходжаева, Н.Д. Гендерная ситуация в Республике Таджикистан в постсоветский период. / http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1217251260

3 См.: Хегай, М. Что дает женщине штамп в паспорте? // Мехрона. - Информационный бюллетень. - 2004. - № 3. - С. 4 - 6.

4 Цит. по: Расулзаде, Т. Многоженство: мужчинам - праздник, женщинам - способ выжить / www. asiaplus.tj 2009/5августа.

5 См.: Дадабаева, З. Таджикистан-межнациональные отношения в период трансформации общества. - Душанбе, 2000. - С. 126.

по неофициальным данным, на заработках находится около 1 млн граждан Таджикистана, основную часть которых составляют мужчины. Исследователь М. Касымова считает, что это явление начало реанимироваться со второй половины 80-х годов, т. е с началом перестройки.

В новых условиях возрождению этого традиционного института способствовали оживление товарно-денежных отношений в стране, легализация теневой экономики, появление частнопредпринимательской деятельности и в итоге появление новой социальной группы людей, настроенных на гедонистический образ жизни. Любовницы большей частью становились вторыми женами в случае беременности, так как ислам и нормы традиционной морали строго осуждают рождение ребенка вне брака. Вместе с тем безбрачие женщины осуждается обществом. Так, 24- летняя молодая женщина в интервью журналисту рассказала, что она сознательно стала второй женой. «Все мои ровесницы уже имели двоих детей. На меня все окружающие пальцем показывали - «пирдухтар» (старая дева)»1.

Таджикский исследователь проблемы вторых жен М. Хегай условно разбивает на две группы2. Первая группа - это в основном сельские женщины или городские женщины с низким уровнем образования, без собственных доходов, которые разошлись с первым мужем или остались вдовами, иногда с детьми от первого брака. О том, что кто-то имеет несколько жен, знают соседи, родственники. «Один наш сосед имеет трех жен: первая в Гарме, вторая - в Душанбе, а третья - в Москве»... - из беседы со школьницами 9-х классов3.

Вторая группа вторых жен - это городские женщины, с высоким уровнем образования, разведенные вдовы или никогда не бывшие замужем. Обычно они становятся вторыми женами, чтобы реализовать право на материнство или право на симпатии и любовь к мужчине, который уже женат на другой. Эти отношения отличаются от первых тем, что являются скрытыми от наблюдения родственников, и они как правило, с первыми женами незнакомы, и такие союзы создаются при обоюдном согласии и договоренности. Относительно идеи полигамии в Исламе существует много предрассудков. Ислам, допуская ограниченную полигамию, отнюдь не поощряет ее. Исследование по многоженству(там же) показало, что во многих случаях вторые браки являются тайной для первых жен. Первые жены о вторых узнавали случайно, иногда многие годы спустя. Все опрошенные женщины, независимо от возраста заявили, что жена должна быть одна. Мужчины, имевшее опыт полигамных семейных союзов, тоже считали, что лучше

1 Расулзаде.Т / .www.asiaplus.tj 2009/5августа.

2 См.: Хегай, М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. - Душанбе, 2002. - С. 49 - 50.

3 См.: Хегай, М. Информационный бюллетень «Мехрона». - 2004. - № 3. -С. 4 - 6.

иметь одну жену, потому что всех трудно обеспечить, жены постоянно скандалят1. В таджикистанском обществе сложилась такая ситуация, что религия, в данном случае Ислам служит мужчинам для прикрытия своих манипуляций над женщинами. Газета «Вечерний Душанбе» приводит назидание мужчинам, которое содержится в священном Коране: «...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех.А если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной»2.

Традиционно семья занимает особое место в обычаях, обрядах, в вероисповедании таджиков. Данные международного лонгитюдного проекта «Пути поколения», посвященного исследованию судеб выпускников средних школ начала 80-х гг. в нескольких регионах Советского Союза, свидетельствуют о сохранении традиционных семей в Таджикистане. Первый и официально оформленный брак сохранился у 35-летних в следующих пропорциях: в Таджикистане-92,0%.в Белоруссии- 81,6, в России - 72.6%3. Создание семьи, согласно исламу, является священным долгом мусульманина.

В советские времена в Таджикистане только 0,5% мужчин и 0,8% женщин в возрасте 50-ти лет никогда не состояли в браке4. Т. е если в европейской части некогда единой страны в основном мужчины могли остаться без семьи, то в восточной и южной части страны, в том числе в Таджикистане, - женщины. По мнению исследователя, причина одна- традиционно право выбора остается за мужчиной. Девушку сватают со стороны жениха. Кроме того, по мнению исследователей, образованные девушки в некоторых регионах республики могли остаться без семьи в связи с тем, что предпочтение отдают необразованным или малообразованным невестам. Вместе с тем образованные девушки стремятся реализовать свое право выбора: создают семьи по любви или, выбирая карьеру, остаются без семьи.

Количественная характеристика брака и разводов у таджиков в советском периоде показывает положительную динамику: Так, в 1978 г. на 1000 человек населения было заключено10,2 брака соответственно 1,5 разводов. В 1984 г. -10,4 против 1,65.Следовательно, уровень разводов преобладал в городах по сравнению с сельской местности. Эксперты объясняют

1 См.: Хегай, М. Что дает женщине штамп в паспорте?// Мехрона. - 2004. -№ 3. - С. 4 - 6.

2 См.: Вечерний Душанбе. - 2001. - 14 сентября.

3 См.: Знобищева, Е.А. Брачно-репродуктивное поведение тридцатипятилетних на территории бывшего Советского Союза: сравнительный анализ // Известия АН РТ.- (Серия «Философия и правоведение»). - 2002. - № 3 - 4. - С. 107 - 112.

4 См.: Советский Таджикистан за 60 лет Юбилейный статистический ежегодник. - Душанбе, 1984. - С. 31.

5 См. там же.

данную ситуацию тем что, традиционные семейно-брачные отношения остались устойчивыми в сельской местности Таджикистана.

В современном таджикистанском обществе возрастает количество разводов. Эта проблема затрагивается и в выступлениях Президента страны. Так, на встрече с женским активом он выразил озабоченность увеличением количества разводов среди молодоженов. В 2005 г. было зарегистрировано 2900 разводов, что на 300 больше чем в 2004 г.1. В 2009 г. количество зарегистрированных разводов составило 5840, что это по сравнению с 2008 г. на 500 разводов больше2. Преимущественную причину увеличения развода эксперты видят в миграции молодых мужчин.

В сельской местности и моногамные семьи создаются без регистрации в органах ЗАГС. Подтверждением семейного статуса таких семей для сообщества является «никох», тем более,что для развода достаточно трижды произнести слово «талок»,. По мусульманской традиции оно означает развод. «Мигрант уезжает на заработки в Россию. Там встречает кого-то и разводится по телефону с женой. Несмотря на то, что государство у нас светское,.. многие мужчины пользуются религиозными законами. - говорит председатель Комитета по делам семьи Согдийской области М. Сатарова. - это стало для нас серьезной проблемой. Женщина в дальнейшем не может жить в семье мужа, и она должна покинуть дом супруга практически ни с чем, потому что все имущество, как правило, оформлено на родителей мужа»3.

Этот актуальнейший вопрос беспокоит как правительство, так и гражданское общество. Средства массовой информации, особенно независимые, с целью поддержки женщин, брошенных мужьями, предлагают узаконить «махр». «Махр» - это подарок, который преподносят девушке, женщине со стороны будущего мужа. В случае развода его оставляют жене4. Экс-председатель комитета по делам женщин и семьи при Правительстве Таджикистана, ныне кандидат в депутаты нижней палаты парламента Х. Юсу-фи, видит выход из создавшего положения в узаконении брачного контракта между супругами5.

Ранее высказывалась также идея об увеличении возраста замужества девушек. По Семейному кодексу браки разрешены с 17-ти лет. Но как показывают исследования, участились случаи раннего неофициального замужества девочек в 13-14 лет, особенно в сельской местности. Известны

1 Asia-Plus7Z09.03.2006.

2 http://www.ozodi.org/content/article/1926439.html

3 Саркоров, А. Мигранты в России забывают о своих женах. http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1254296820

4 См.: Наимова, З. Права женщины в Исламе / Женские и гендерные исследования в Таджикистане». - Душанбе, 2000. - С. 86.

5 http://www.ozodi.org/content/article/1926439.html

и случаи заключения брачных договоров в стране, но они не получили широкого распространения. Семейный кодекс Республики Таджикистан предусматривает регулирование имущественных прав, как на основе законодательства, так и на основе брачного договора (гл.17, ч.1) Этими правами могут пользоваться супруги, если брак зарегистрирован официально. Фактические брачные отношения, не оформленные юридически, которые участились в современном таджикистанском обществе, регулируются Гражданским кодексом Республики Таджикистан. Если брак не зарегистрирован в органах ЗАГС, муж имеет право усыновить или удочерить детей по собственному желанию. Если этого не происходит, женщина может подавать иск на установление отцовства. Официальное установление отцовства (добровольное или через суд) гарантирует детям право на получение алиментов и другие имущественные права. Исследование проблем многоженства показало, что об этом практически никто из женщин не знал1. Таким образом, данный анализ и многочисленные исследования по семейно-брачным отношениям в таджикистанском обществе показывает, что кризис в этой сфере является результатом низкой правовой культуры как женщин, так и мужчин.

В Республике Таджикистан на взаимоотношения полов в семье и в быту влияет усиление как патриархальных, так и модернизационных тенденций. Мужчины по-прежнему рассматриваются таджикским обществом как «добытчики», однако появились семьи, где доходы жены (24%) по сравнению с доходами мужа в основном одинаковые, а у 19% они даже выше2. В большинстве бедных и малообеспеченных семей, в отличие от семей в обеспеченных домохозяйствах, женщина обладает экономической властью. Она находит механизмы поддержки семьи в условиях недостаточного дохода. Словом, появляются нетрадиционные для таджикистанского общества формы быта и семьи. Часть женщин, несмотря на сложности быта, сумела приспособиться к обстоятельствам, к трудностям и стала играть существенную роль в социально-экономической сфере.

Исследования о пределах и факторах гендерного неравенства в Таджикистане позволяют сделать вывод, что различия в статусе, в возможностях трудоустройства и участия во всех сферах социальной жизни на основании гендера во многом обусловлены обстоятельствами семейной жизни, или точнее, стереотипами общественного мнения об обязанностях жены и мужа, матери и отца. Иначе говоря, мужчина и женщина в семье обладают определенным набором привилегий и властных полномочий, и каждый

1 Результаты исследования «Гендерная система: состояние и тенденция развития» (2004) основаны на более чем 100 индувидуальных интервью в 11-ти фокусных группах. - Прим. авт.

2 См.: Женщина: высшее образование и развитие. Материалы научно-практической конференции. - Душанбе, 1997. - С. 33.

пытается сохранить свой «тендерный набор». Однако вопрос, преуспевают ли они в этом и каким образом этого добываются, остается открытым не только на макроуровне, но и на уровне семьи.

Соблюдение этих стереотипов ввергает женщину в непосильный, неоплачиваемый домашний труд, включая заботу о многочисленных детях, а также о больных и престарелых членах семьи. Вместе с тем большинство женщин не имеет возможности заниматься исключительно домашних хозяйством, потому что общий стандарт жизни очень низкий. Женщины должны работать по экономическим причинам, как это было в советское время1. Ситуация сложившаяся в стране, в том числе смешение патриархальных и светских традиций, развитие элементов рыночных отношений не могут не повлиять на семейно-брачные отношения. Обостряется поиск гендер-ной идентичности как внутри, так и вне семьи. Поэтому усилия ученых и практиков в таджикистанском обществе должны быть направлены на достижение гармонии в традиционных и инновационных основах семейной жизни.

Вопросы семейно-брачных отношений в Республике Таджикистан, положение женщин и детей в семьях в последнее время находятся в центре внимания Правительства, международных и местных неправительственных организаций, СМИ Это свидетельствует о серьезности проблемы и только совместными усилиями можно упорядочить эту главную сферу человеческих отношений.

Список литературы

Наимов, З. Права женщины в Исламе / Женские и гендерные исследования в Таджикистане. Сборник. - Душанбе, 2000.

Терещенко,О. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Парадоксы эмансипации по советски / Иной взгляд. - Минск, 2000.

Хегай, М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. - Душанбе, 2002.

Хушкадамова, Х.О. Образ женщин в современной таджикской журналистике. - Душанбе, 2006.

© Хушкадамова Х.О., 2010

1 См.: Шоисматуллоев, Ш. Трансформация социальной структуры и изменение социального положения семьи // Известия АН РТ. - (Серия «Философия и правоведение»). - 2002. - № 3 - 4. - С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.