Научная статья на тему 'Семейная структура афро-карибских и южноазиатских меньшинств в 70-90-е годы ХХ века в Великобритании'

Семейная структура афро-карибских и южноазиатских меньшинств в 70-90-е годы ХХ века в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
186
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
афро-карибцы / ВЕСТ-ИНДИЯ / южно-азиатские меньшинства / семейная структура / модель формирования семьи / устроенный брак / современный индивидуализм / Патриархальная семья / матрифокальность / Afro-Caribbean / West India / South Asian minorities / family structure / model of family formation / Arranged marriage / modern individualism / patriarchal family / matrifocality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блинникова Наталья Викторовна

Исследуется семейная структура южно-азиатских (индийских, пакистанских и бангладешских) этнических групп в сравнении с афро-карибской (вест-индской) в 1970-1990-е гг. в Великобритании. Различные модели формирования семейных отношений, количество детей и родственников в отдельном домашнем хозяйстве, характер взаимоотношений между ними отражают различные культурные традиции. Делается вывод, что коллективистская азиатская и индивидуалистическая вест-индская семейные структуры являются патриархальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigates the family's structure of South Asian (Indian, Pakistani and Bangladeshi) ethnic groups and a comparative Afro-Caribbean (West Indian) in 1970-1990 years in Great Britain. Distinct patterns of family formation, the quantity of children and kinsfolk in a separate household, the character of relationships among them reflects different cultural traditions. Asian collective family structure and West Indian individualistic one is patriarchal.

Текст научной работы на тему «Семейная структура афро-карибских и южноазиатских меньшинств в 70-90-е годы ХХ века в Великобритании»

УДК 942

СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА АФРО-КАРИБСКИХ И ЮЖНО-АЗИАТСКИХ МЕНЬШИНСТВ В 70 - 90-е годы ХХ века

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

© 2009 г. Н.В. Блинникова

Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, 344066, г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 262, rfmgtu@aaanet. ги

Rostov Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation, Sholokhov Ave, 262, Rostov-on-Don, 344066, rfmgtu@aaanet. ru

Исследуется семейная структура южно-азиатских (индийских, пакистанских и бангладешских) этнических групп в сравнении с афро-карибской (вест-индской) в 1970-1990-е гг. в Великобритании. Различные модели формирования семейных отношений, количество детей и родственников в отдельном домашнем хозяйстве, характер взаимоотношений между ними отражают различные культурные традиции. Делается вывод, что коллективистская азиатская и индивидуалистическая вест-индская семейные структуры являются патриархальными.

Ключевые слова: афро-карибцы, Вест-Индия, южно-азиатские меньшинства, семейная структура, модель формирования семьи, устроенный брак, современный индивидуализм, патриархальная семья, матрифокальность.

Investigates the family's structure of South Asian (Indian, Pakistani and Bangladeshi) ethnic groups and a comparative Afro-Caribbean (West Indian) in 1970-1990 years in Great Britain. Distinct patterns of family formation, the quantity of children and kinsfolk in a separate household, the character of relationships among them reflects different cultural traditions. Asian collective family structure and West Indian individualistic one is patriarchal.

Keywords: Afro-Caribbean, West India, South Asian minorities, family structure, model offamily formation, arranged marriage, modern individualism, patriarchal family, matrifocality.

Одной из самых актуальных проблем современного мира является связанная с глобализацией иммиграция представителей менее экономически развитых стран в более развитые страны Европы и Америки, а также проблема интеграции в доминирующее общество новых мигрантов и прибывших ранее, их взаимодействия с западной культурой. Статья посвящена семейной структуре двух крупнейших групп этнических меньшинств, являющихся неотъемлемой частью социальной структуры Великобритании. Нами исследуется 30-летний временной промежуток, который дает представление о нескольких поколениях мигрантов, живущих в стране, не только прибывающих, но рожденных в ней. Если в 50-60-е гг. ХХ в. афро-карибские мигранты были желанны в связи с нехваткой внутренних трудовых ресурсов, то последующий экономический спад, увеличение безработицы, поляризация страны на процветающий Юг и депрессивный Север (а именно в индустриальных, находящихся в упадке отраслях, где не хватало белых рабочих, в основном и было задействовано этническое население) способствовали изменению политической конъюнктуры и принятию законодательного ограничения иммиграции. Несомненно, тяжелое экономическое положение ухудшило отношение коренного населения Великобритании к пришлому, иному по расовым признакам и чуждому культурно. Несмотря на то что время прибытия первых мигрантов из Вест-Индии и Южной Азии различно, представители обеих групп имеют опыт расовой дискриминации в Великобритании. Отличающаяся от британской семейная структура этнических групп препятствовала интеграции мигрантов в западное общество и в то же время способствовала их

негативному восприятию белым населением. Вопрос отличия семейной структуры этнических меньшинств отражает лишь часть проблем, которые возникают в обществе при наличии представителей разных культур, но, пожалуй, корни этих проблем находятся именно в этой области.

Целью данного исследования является рассмотрение особенностей семейной структуры афро-карибских и южно-азиатских меньшинств в Великобритании и того, как это влияет на процесс их интеграции.

До 1960-х гг. в Великобритании преобладала миграция из Вест-Индии, с островов Карибского моря: Антигуа, Ямайки, Барбадоса и проч. В дальнейшем увеличилось количество мигрантов из Южной Азии [1]. Так, «в 1981 г. только 2 % от всех иммигрантов были из стран Карибского бассейна» [2, с. 248]. «Количество же иммигрантов от Индийского субконтинента было в 1971 г. -12 %, а в 1981 г. - 17,6 %» [2, с. 249]. Миграция из Южной Азии является более поздней, происходящей в иной экономической ситуации и гораздо менее желанна для принимающего общества, чем была вест-индская.

Афро-карибские и южно-азиатские меньшинства являются крупнейшими этническими группами в Великобритании. По данным обзора Трудовых сил 19841986 гг., «количество индийцев составило 760 тыс. человек, вест-индцев, или афро-карибцев - 534 тыс. человек, а пакистанцев/бангладешцев - 500 тыс. человек» [2, с. 248].

История, культура, традиции афро-карибцев и южных азиатов различны. Прародиной черных карибцев из Вест-Индии является Африка, и поколения, предшествующие современным иммигрантам, испытывали гнет рабского состояния. Южно-азиатские же меньшинства

включают в себя представителей от бывших колоний Великобритании - Индии, Пакистана, Бангладеш. Афро-ка-рибцы принадлежат в основном к христианской религии протестантского толка, а среди чернокожей молодежи распространено растафарианство с его идеями освобождения от угнетения [3]. Среди южно-азиатских меньшинств существует большая разнородность: индусы, сикхи, мусульмане. Религиозные особенности и историческое прошлое формируют систему ценностей, образ жизни и пути адаптации в обществе иной культуры.

До 1960-х гг. в научных кругах предполагалось, что прибывающие мигранты будут ассимилированы в большом обществе ввиду их незначительного количества. В последующем в Великобритании была провозглашена политика «культурного многообразия» с декларируемым «равенством возможностей» и этнической терпимостью [4].

Степень приятия или отвержения белой доминирующей культуры зависит от многих факторов и различна между поколениями мигрантов. «В 1982 г. 55 % вест-индцев, 43 % индийцев, 42 % пакистанцев и 30 % бангладешцев были рождены в Великобритании» [2, с. 249]. Этническая молодежь, воспитанная под влиянием двух культур, имеет отличную от родителей систему ценностей и целей. Второе и третье поколения иммигрантов стремятся к большим возможностям, к лучшей жизни. Они не желают покидать Великобританию и возвращаться на этническую родину. В той или иной степени молодые представители меньшинств вынуждены дистанцироваться от образа жизни прошлого поколения. Эти изменения влияют и на структуру семьи. В большей мере это относится к афро-карибской - более близкой в своей индивидуалистической основе к западной культуре. Второе и третье поколения вест-индцев, воспитанных в ценностях белой культуры, под ударами расовой дискриминации становятся «отчужденным поколением» и испытывают «кризис идентичности». Субкультура молодых растафариан позволяет возродить чувство черного достоинства и противостоять давлению белого общества, создавая в то же время не только неконструктивную оппозицию его системе ценностей и образу жизни, но и часто непризнаваемую поколением своих родителей. Поколенческий кризис принимает его полные экономические, культурные, а также психологические формы [3]. Азиатская же семья, в особенности в мусульманском образце - культура коллективистская, где система родственных связей, установленных традиций играет определяющее значение. Прибывая в Великобританию, иммигранты из Южной Азии в целом воспроизводят присущую их этносу семейную структуру.

В основном этнические меньшинства концентрируются в определенных областях и новые мигранты присоединяются к прибывшим ранее. Так, «в 1984 г. из 530 тыс. вест-индцев 57 % проживали в Большом Лондоне, 14 % - в Западном Мидленде. Из 760 тыс. индийцев 39 % проживали в Большом Лондоне, 32 % - в пригородах. Из 380 тыс. пакистанцев в Западном Мидленде проживали 24 %, Большом Лондоне - 14 %, в провинциальных городских областях, к которым имеют наибольшее тяготение, - 31 %» [5, с. 184].

По данным обзора Национального жилого фонда и домашних хозяйств Англии 1978 г., «вест-индцы высоко сконцентрированы в общественном арендном секторе (49,6 % в сравнении с 31,3 % белых и 10,5 % азиатов). Вест-индцы ниже представлены как собственники жилья (35,9 % в сравнении с 54,6 % белых и 69,9 % азиатов)» [6, с. 586-587]. Подобно азиатам, вест-индцы проживают преимущественно в старом жилом фонде с плохими условиями. Отличия между жилищными предпочтениями исследуемых этнических групп обусловлены различной структурой семейств, размером домашних хозяйств, количеством членов семьи.

Южно-азиатские этнические группы имеют наибольший размер семьи в сравнении с населением в целом: по данным за 1991 г., 3,8 человека составляло индийскую семью, 4,8 - пакистанскую, 5,3 - бангладешскую, что вдвое превышало уровень белой семьи [7, с. 28]. «Количество детей для семей вест-индцев составляет 1,7, для белых - 1,6, для азиатов - 2,6 ребенка. Имеют детей 57 % вест-индских семей, 73 % - азиатских и только 31 % -белых» [5, с. 186]. Для южно-азиатских этнических групп характерны разные модели формирования семьи. Афро-карибская, названная Р. Бертоудом «современным индивидуализмом», предполагает очень низкие нормы вступления в брак и высокие - одинокого материнства, рождения ребенка вне брака. Из карибских женщин, живущих в Великобритании, «38 % в возрасте 25-29 лет были матерями-одиночками в сравнении с 10 % белых женщин» [8, с. 154]. Формирование семьи для пакистанских и бангладешских женщин характеризуется ранним вступлением в брак и ранним рождением ребенка. Нормы формирования семьи для индийцев являются промежуточными между традиционным и белым британским образцами. Вступление в брак и рождение ребенка поощряются, но индийские женщины начинают семейную жизнь не ранее, чем белые.

Наиболее расширенным типом семейной организации, отражающим тенденцию для людей старшего возраста проживать совместно со своими детьми и внуками, является азиатская семья. Уже в первой половине 1970-х гг. «7 % азиатских семейств включали в себя представителей трех главных возрастных диапазонов (0-15, 16-54, 55+) по сравнению только с 3 % белых и 2 % вест-индских семейств» [5, с. 187]. На примере пакистанцев в Рочдейле, Ланкашире отмечено, что часто и не состоящие в браке братья мужа или жены могут разделить дом, как и более отдаленные родственники. Даже если родители с детьми проживают отдельно, они могут быть частью объединенного патриархального семейства, в котором отдельные домашние хозяйства объединяют свои доходы для обеспечения финансирования, например брачной церемонии одного из членов семейства. Большинство семейств поддерживает отношения с семьей в Пакистане, консультируясь с главой семейства о важных решениях, посылая деньги и часто посещая родную страну. Отец или старший брат, являющийся главой, принимает важные решения относительно всего семейства, даже если его члены широко отделены географически [2].

Семейная организация вест-индцев и азиатов значительно различается. В 1984 г. «только 5 % азиатских семейств состояли из одного взрослого в сравнении с 13 % вест-индских и 20 % белых» [5, с. 185]. Но если эти белые семьи состоят главным образом из пенсионеров, то вест-индские - из молодого одинокого взрослого или из семьи с детьми с одним родителем. Это в значительной степени является отражением различных брачных моделей. Вест-индские женщины часто рожают детей до официального брака, находясь в сожительстве с партнером. Более того, практика «посещающих отношений» обычна для афро-карибцев. К тому же в отличие от азиатского семейства связь между молодым вест-индским мужчиной и его родителями относительно слаба [9]. Многие вест-индские юноши по окончании школы покидают родительский дом [3].

Наибольшая часть пакистанцев и бангладешцев вступает в брак в возрасте 16 лет и старше - 77 %, индийцев -73 %, белых - 67 %, вест-индцев - 53 % [5, с. 189]. Для южно-азиатов брак почти универсален. «В 1991 г. 99 % бангладешцев и 95 % пакистанцев состояли в браке» [10, с. 638]. Эти данные отражают культурные нормы этнических групп: в частности, тенденцию к вступлению в брак у азиатских групп и к сожительству - у афро-ка-рибцев.

Для азиатских групп характерна практика «устроенных браков». В бангладешских и пакистанских семьях принято импортировать партнера для сына или дочери с этнической родины. В Брэдфорде около 700 новых семейств образуются каждый год посредством вовлечения партнера от субконтинента [11]. Количество «устроенных браков» удвоилось между 1996 и 2000 гг. и достигло 18 тысяч [12, с. 251].

В смешанных, межэтнических браках в Великобритании в 87 % случаев вовлечен белый партнер. Среди вест-индцев 24 % мужчин и 13 % женщин состоят в смешанном браке. Для мужчин этнических групп уровень вступления в межрасовый брак выше, чем для женщин. «12 % индийских, пакистанских и бангладешских мужчин состоят в нем в сравнении с 7 % индийских и 9 % пакистанских и бангладешских женщин» [5, с. 189]. «В Великобритании смешанные браки между белыми и афро-карибцами в 1990-е гг. имеют тенденцию к повышению» [13, с. 872], а отношение к черно-белому браку стало терпимее. Так, «в 1994 г. только 12 % опрошенных сообщили, что будут возражать против вступления белого в смешанный брак» [14, с. 733].

Вест-индские женщины играют более доминирующую роль в семье, чем представители других этнических групп. 1/3 вест-индских семейств возглавлялась женщиной в сравнении с 1/4 белых и меньше чем 1/10 азиатских семейств. Если среди белых семейств, во главе которых регистрируется женщина, более половины - вдовы, то вест-индские - матери-одиночки, одинокие женщины без детей или женщины с детьми или без, состоящие в официальном или гражданском браке. 10 % замужних или сожительствующих вест-индских женщин являются главами семейств (т.е. несущими основное материальное обеспечение), в сравнении с 4 % белых и 3 % азиатских [5,

с.186]. Существует разница между этническими группами по материальному вкладу в семейный доход. Так, «количество иждивенцев в индийских семействах - 1,87; в пакистанских и бангладешских - 1,72; в вест-индских - 1,49 по сравнению с 1,17 в белых» [5, с. 186]. В 1991 г. более 40 % мусульманских женщин в возрасте 25 лет и старше классифицировались как домохозяйки [10, с. 641]. В отличие от вест-индских женщин большинство азиаток прибыло в Великобританию в качестве иждивенцев. Они мигрировали с целью присоединения к семьям [15], и это способствовало укреплению этнической идентичности среди азиатских меньшинств и восстановлению их социальной исключительности [9]. Обе исследуемые этнические группы являются патриархальными. И в азиатской, и в вест-индской культуре мужчина обладает большей свободой от домашних и родительских обязанностей и властными полномочиями в различной степени как в семье, так и вне семьи. Азиатские женщины в целом находятся в более зависимом и приниженном положении, чем вест-индские. Отсутствует разделение домашнего труда между азиатской женщиной и мужчиной. Афро-карибское общество можно считать «матри-фокальным», «матрицентрированным» [1], отражающим важную роль афро-карибской женщины в семействе, высокую норму ее экономической деятельности, но конечную заботу женщины о потомстве и ее низкий социальный статус вне дома [3].

Различие между вест-индской и азиатской организацией семейства прежде всего опирается на тот факт, что традиционное объединенное семейство, характерное для южно-азиатских общин в Великобритании, охватывает систему коллективных взаимосвязей, сложившуюся на религиозной и политической основе, лишенной двойственности и несогласованности. Традиционные связи азиатов зависят не от искусственно созданной противоречивой колониальной смеси как в Вест-Индии, а от древних норм и предписаний, уходящих в культурное наследие прежде, чем началась британская колонизация Индийского субконтинента. Вест-индец же неспособен поддержать этнически отдельную идентичность в британской ситуации без серьезных трудностей, потому что исторически нет строгого разделения между западными и незападными особенностями его жизни. Сосуществование противоречивых систем ценностей, сформированных в Вест-Индии и перемещенных мигрантами в Великобританию, характеризуется большим индивидуализмом вест-инд-цев и отсутствием такой развитой и сильной системы взаимоподдержки среди вест-индских семейств, как среди азиатских [1]. В целом отмечаются сильные меж-поколенческие различия среди вест-индцев, характеризуемые отличающимися ожиданиями родителей и детей, и связанной с этим слабой поддержкой молодого поколения. Для азиатских меньшинств в Великобритании определяюща иная проблема столкновения коллективистской культуры «альтруистической солидарности» [3] с западным индивидуалистическим и конкурентным миром.

Литература

1. Pearson D.G. Race, class and activism: a study of West Indians in Britain. Westmead, 1981. 207 p.

2. Abercrombie N., Warde A. Contemporary British society: a new introduction to sociology. Oxford, 1988. 538 p.

3. Rex J. West Indian and Asian Youth // Black Youth in Crisis. L., 1982. Р. 53-71.

4. Rex J. Ethnic Identity and the Nation State: the Political Sociology of Multi-Cultural Societies // Social identities. 1995. Vol. 1, № 1. P. 21-34.

5. The changing population of Britain. Oxford, 1989. 230 p.

6. British social Trends since 1900: a quide to the changing social structure of Britain. L., 1988. 650 p.

7. Owen D. The spatial and socio-economic patterns of minority ethnic groups in Great Britain // Scottish Geographical Magazine. 1995. Vol. 111, № 1. Р. 27-35.

8. Robson K., BerthoudR. Age at first birth and disadvantage among ethnic groups in Britain // Ethnic and Racial Studies. 2006. Vol. 29, № 1. P. 153-172.

Поступила в редакцию

9. Ramdin R. The making of the black working class in Britain. Aldershot, 1987. 626 p.

10. Peach C. Muslims in the 2001 Census of England and Wales: Gender and economic disadvantage // Ethnic and Racial Studies. 2006. Vol. 29, № 4. P. 629-655.

11. Macey M. Class, gender and religions influences on changing patterns of Pakistani Muslim male violence in Bradford // Ethnic and Racial Studies. 1999. Vol. 22, № 5. P. 845-866.

12. Joppke C. The retreat of multiculturalism in the liberal state: theory and policy // The British Journal of Sociology. 2004. Vol. 55, № 2. P. 237-257.

13. Song M. Introduction: Who's at the bottom? Examining claims about racial hierarchy // Ethnic and Racial Studies. 2004. Vol. 27, № 6. P. 859-877.

14. Model S., Fisher G. Unions between blacks and whites: England and the US compared // Ethnic and Racial Studies. 2002. Vol. 25, № 5. P. 728-754.

15. Phillips D. The social and spatial segregation of Asians in Leicester // Social interaction and ethnic segregation. L., 1981. P. 101-120.

22 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.