Научная статья на тему 'СЕМЕЙНАЯ МИКРОКУЛЬТУРА И СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕБЕНКА'

СЕМЕЙНАЯ МИКРОКУЛЬТУРА И СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная микрокультура / ребенок / ценностно-смысловые ориентиры / семейные традиции / личность / family microculture / child / value-semantic reference points / family traditions / personality.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горелкина М. А.

В статье рассматривается взаимосвязь семейной микрокультуры и становление ценностно-смысловых ориентиров ребенка. Проанализирована и подчеркнута значимость семейной микрокультурной среды в теориях личностного развития разных психологических школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY MICROCULTURE AND THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF THE CHILD

The article deals with the relationship of family microculture and the formation of value-semantic orientations of the child. The importance of the family microcultural environment in the theories of personal development of different psychological schools is analyzed and emphasized.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНАЯ МИКРОКУЛЬТУРА И СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕБЕНКА»

заботы в отношениях, ценностью сохранения традиций и обычаев. Таким образом, мудрость имеет более выраженную внешнюю направленность. Кроме того, ценность мудрости сочетается с определенным набором личностных свойств, отражающих зрелость личности.

У детей и родителей ценность мудрости связана с почтением перед людьми старшего поколения, осознанием своего долга, обязательств, внутренней гармонией, верой в высшие силы.

Проведенное исследование позволило установить ряд важных особенностей ценности мудрости у детей и родителей, наметить пути дальнейшего исследования данного феномена.

Литература

1. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психол. журн. 2004. №3. С. 17-24.

2. Леонтьев Д.А. Возможность мудрости // Человек. 2011. №1. С. 20-34.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1996. 688 с.

4. Ardelt M. Wisdom as expert knowledge system: A critical review of a contemporary operationalization of an ancient concept // Human Development. V. 47. P. 257-285.

УДК 159.99

СЕМЕЙНАЯ МИКРОКУЛЬТУРА И СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РЕБЕНКА

Горелкина М.А. - аспирант, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»;г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1; [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь семейной микрокультуры и становление ценностно-смысловых ориентиров ребенка. Проанализирована и подчеркнута значимость семейной микрокультурной среды в теориях личностного развития разных психологических школ.

Ключевые слова: семейная микрокультура,ребенок, ценностно-смысловые ориентиры, семейные традиции, личность.

FAMILY MICROCULTURE AND THE FORMATION OF VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS OF THE CHILD

Gorelkina M. A.-PhD student «Moscow Pedagogical State University»;Moscow,Malaya Pirogovskaya str., 1, building 1; e-mail [email protected]

Abstract

The article deals with the relationship of family microculture and the formation of value-semantic orientations of the child. The importance of the family microcultural environment in the theories of personal development of different psychological schools is analyzed and emphasized.

Keywords: family microculture, child, value-semantic reference points, family traditions, personality.

Существует множество факторов, влияющих на становление ценностно-смысловых ориентаций ребенка, но положение о значимости семейной культурной среды и общения

ребенка с взрослыми и сверстниками является общепризнанным и основополагающим [3, с. 6]. Формирование ценностных ориентаций личности ребенка происходит согласно инструкциям, примерам, посланиям, получаемым от семьи и ее культуры. Семейное микрокультурное пространство, как первая социальная среда, в которую попадает ребенок, играет первостепенную роль в личностном становлении ребенка. Тем не менее, с позиции разных психологических школ воздействие и значение семейной микрокультуры интерпретируется по-разному. Изучение условий, факторов, механизмов, способствующих становлению ценностно-смысловых ориентиров, невозможно без анализа существующих психологических концепций личности с позиции микрокультурной семейной среды. Э.Фромм в качестве необходимого условия для личностного становления выделил потребность в системе ценностей. Ценности, культивируемые обществом и семьей, он назвал «маршрутной картой», которая позволяет ребенку организовывать огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми он сталкивается на протяжении всей жизни [9, с.143].

Само понятие семейной микрокультуры введено Е.Е. Сапоговой, которая определяет ее как психосемантическую реальность, воспроизводящую себя во времени и порождающую у каждого из ее членов когнитивно-образную модель самовосприятия, поведения, жизни в целом[8, с.223-226]. Семейная микрокультура отражена в семейных ценностях, традициях и обрядах, организации предметно-пространственного мира и закреплена в семейных меморатах и преданиях. Для изучения семейного микромира мы, опираясь на работы И.А. Разумовой [7], выделили четыре структурных кластера в содержании семейной микрокультуры: 1) «Семейные ритуалы и традиции»; 2) «Семейно-родственные связи»; 3) «Семейные нарративы»; 4) «Предметно-пространственный мир семьи».

Кластер «Семейные ритуалы и традиции» включает: традиции, связанные с праздниками; традиции выходного дня; традиции, связанные с достижениями; повседневные традиции; традиции прощания и приветствия; традиции праздничных блюд; многопоколенные традиции и др. Кластер «Семейно-родственные связи» это - внешние и внутренние атрибуты родства: характерологические особенности; темперамент; наследственность профессий; совпадение в судьбах родственников; наречение детей именами старших родственников; семейные приметы; семейное толкование событий и др. Кластер «Предметно-пространственный мир семьи» включает интерьер дома и символику «домашности»: наличие своего места за столом; дверной косяк с обозначением возраста и роста детей; обереги, талисманы, вещи, хранимые как память о прошлом; семейные альбомы и др. Кластер «Семейные нарративы» это - круг текстов, в которых вербализуется история семьи: семейный биографический рассказ; истории о первопредке; предания о происхождении фамилии; семейные устные и письменные рассказы о создании и распаде семьи и др.

Далее рассмотрим отдельные психологические личностные концепции и проанализируем их с позиции семейной микрокультуры.

Важное направление культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, ориентирующееся на социально-историческую обусловленность психики человека и специфики ее развития в онтогенезе, изучает становление высших психических функций путем интериоризации в сотрудничестве с взрослым как носителе культурного опыта. Другими словами, культурная форма поведения возникает, прежде всего, как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание взрослому и только на следующем этапе эта форма становится индивидуальной функцией самого индивида. Необходимо добавить, что общение с взрослым задает ребенку «зону ближайшего развития», определяемую как расхождение между уровнем актуального развития, достигаемым ребенком в самостоятельной деятельности, и уровнем потенциального развития, достигаемым в сотрудничестве с взрослым [3, с. 32]. Таким образом, началом формирования личностных установок служит мир семейной культуры, который впоследствии преобразуется в мир культуры ребенка. Если за основу взять идею о семье, как о базовом социализирующем институте, то семейная микрокультура через предметно-пространственное окружение задает

зону актуального развития. А именно, кластер «Предметно-пространственный мир семьи» стимулирует самостоятельность ребенка, способствуя формированию такой ценностно-смысловой ориентации как отношения к самому себе, его «Я». Пользуясь термином известного итальянского педагога Марии Монтессори, можно сказать, что предметно-пространственный мир семьи должен быть «культурно обогащенным». Кластеры семейной микрокультуры: «Семейно-родственные связи», «Семейные традиции», «Семейные нарративы» за счет взаимодействия ребенка и взрослого определяют зону ближайшего развития. Таким образом,эти компоненты семейной микрокультуры способствуют становлению ценностно-смысловой ориентации, которую можно определить как отношение к «другим людям».

В поведенческом подходе (бихевиоральном), представителями которого являются Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др., личностное становление рассматривалось как поддержание определенного поведения посредством подкрепления. Культурная среда понималась как совокупность стимулов, полностью вызывающих как положительное, так и отрицательное поведение [3, с.22-24]. Например, разрешение поиграть в игру, после того как ребенок прекратил истерику - вызывает положительное подкрепление, наказание за не желательное поведение - уменьшает подобное поведение. В данную концепцию не складывались нравственные поступки человека, регулируемые совестью, моралью, интересом [1, с. 12].

В дальнейшем такой взгляд на личностное развитие трансформировался и усложнялся: сторонники данного направления (Н. Миллер, Р. Сирс, Р. Уолтерс и др.) ввели понятие «потребности индивида», и это послужило толчком к признанию активной позиции индивида. Наиболее значимое место в формировании активной позиции играет, на наш взгляд, кластер «Семейные нарративы». С помощью семейных устных и письменных текстов из жизни предков происходит актуализация и мотивация индивида к достижениям, поиску жизненных смыслов. Тем самым кластер «Семейные нарративы» закладывает ценностные ориентации в поведении личности.

Объяснение окружающей культурной среды как главного фактора развития оставалось бесспорным. Особая роль культуры семьи в личностном становлении ребенка подчеркивалась Р. Сирсом [5, с. 103]. По мнению Р. Сирса, характер и поведенческие мотивы ребенка формируются под воздействием приемов поощрения и наказания, применяемых родителями. С точки зрения современного детского психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, в современном мире самая главная ошибка воспитания - это родительские нотации, наставления и наказания [2, с. 18]. Однако, воспитательное воздействие внутрисемейных текстов кластера семейной микрокультуры «Семейные нарративы» не сравнимо по своей силе ни с каким художественным произведением. Таким образом, через семейный мир кластера «Семейные нарративы» закладывается нравственная составляющая ценностно-смысловых ориентаций.

А. Бандура расширил понимание роли культурной среды в становлении личности ребенка - культура выступает как модель поведения, которую ребенок должен усвоить. Таким образом, кластер «Семейно-родственные связи», представляющий физическую и психическую наследственность, транслирует комплекс установок, которые ребенок усваивает «подражая» окружающим взрослым. Понимание роли семейной микрокультуры в поведенческом подходе социального научения предполагает усвоение ребенком поведенческих семейных стереотипов, основанных на общесемейных моральных ценностях. Таким образом, кластеры «Семейно-родственные связи» и «Семейные традиции» являются наиболее значимыми в формировании социально-поведенческих ценностей.

Психоаналитическая концепция берет свое начало с психологических представлений З. Фрейда о развитии личности, которые базируются на врожденных биологических потребностях индивида. Личностная структура подразумевает выделение индивидуального и общественного «Я». Культура рассматривалась как враждебная сила, противостоящая инстинктивным биологическим влечениям индивидуального «Я». Следует отметить, что

отличительной особенностью психоаналитического подхода является то, что среда рассматривалась не как физический мир, а как среда общений и межличностных отношений. Поэтому решающая роль в личностном становлении ребенка отводится матери, как первому значимому человеку, от которого младенец зависит физически и эмоционально. А именно, поведение и позиция матери выступает существенным условием в личностном развитии малыша, стимулирующим самостоятельную детскую активность и формирующим индивидуальное "Я". Детская личностная активность складывается из доверительных отношений мать-ребенок. Таким образом, решающими для понимания становления личностных смыслов в детском возрасте становятся проблема детско-родительских отношений: особенности материнской и отцовской любви, родительская позиция в воспитании, качество материнского доверия и др., то есть, компоненты, формирующие кластер семейной микрокультуры «Семейно-родственные связи». Исходя из психоаналитической концепции, именно кластер «Семейно-родственные связи» играет наибольшую роль в становлении жизненной позиции и оказывает наибольшее влияние на эмотивную составляющую ценностно-смысловых ориентиров.

Э. Эриксон, в отличие от классического психоанализа З. Фрейда, отводит социокультурной среде роль регулятора процесса опробования человеком различных возможностей и ролей, а личностное развитие связывает со способностью индивида объединять (адаптивно) личный опыт и собственную деятельность [10, с. 7]. То есть, для ребенка семейный микросоциум, формирующий свои собственные задачи, является «сценой», где происходит «обкатка» ценностей, культивирующихся в семье и обществе. Механизмами опробования индивидуумом различных возможностей служат правила, нормы, ритуализации. Стоит отметить, что наряду с ситуациями, когда обнаруживается определенная модель поведения индивида, существенной личностной и индивидуальной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в аналогичной ситуации повторится [6, с. 159]. Другими словами, культурный опыт прошлого, главным образом транслируемый кластерами «Семейные нарративы» и «Семейные традиции», составляет фундамент рассудочной осознанной деятельности индивида, которые и служат основой в формировании когнитивного компонента ценностно-смысловых ориентаций.

Таким образом, от определения социокультурной среды как враждебного фактора подавления и вытеснения природного начала (З.Фрейд) психоаналитическая концепция приходит к пониманию среды как условия позитивного развития личности (Э. Эриксон).

Карен Хорни, которую называют одним из основателя гуманистической психологии, развила психоаналитическую парадигму, в соответствии с которой именно культура и гармоничные межличностные человеческие отношения являются основным фактором личностного развития индивида. А самым главным в становлении и развитии личности является осознание человеком своей значимости и нужности, а именно, что его ценят и любят [9, с. 8]. Это значит, что кластер семейной микрокультуры «Семейно-родственные связи» способствует развитию эмоциональной сферы личности жизненно-смысловых ценностей. Необходимыми условиями в детстве для будущей самореализации является «атмосфера тепла, которая дает возможность ребенку выражать свои собственные мысли и чувства, доброжелательность остальных людей, способных удовлетворять различные нужды ребенка» [9, с. 34]. Эту атмосферу тепла и уюта формирует кластер «Предметно-пространственный мир семьи», формирующий эстетические ценности.

При изучении социокультурных факторов становления ценностных ориентиров ребенка важным представляется раскрыть культурную концепцию М. Коула, в которой потенциальное значение в становлении личностно-смысловой сферы ребенка уделяется взаимосвязи и взаимообусловленности социокультурной среды и деятельности человека. Принцип единства культурной среды и личности находит выражение в положении специфичности действий, носящих совместный синергетичный опосредованный характер [4]. Центральная идея концепции М. Коула основывается на том, что культура рассматривается как стимул, а психика как реакция [4, с. 361]. Культура констатирует

психику: «будучи вовлечена в действие в качестве «вспомогательного средства», культура «деформирует» действие и приводит к возникновению «культурной привычки поведения» [4, с. 365]. Механизмами, посредством которых социокультурные условия формируют функционирование психики, являются культурные сценарии, являющимися составляющими кластера «Семейные нарративы» и кластера «Семейные традиции и ритуалы», которые оказывают наибольшее воздействие на становление морально-правовых жизненных ценностей.

Вышеизложенное сводится к следующему: микрокультурная среда семьи выступает не просто как внешний фактор личностного становления ребенка. Микрокультура семьи закономерно влияет на становление и динамику личностных смыслов, что подчеркивается теориями различных психологических школ.

Литература

1. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Ребенок в культуре взрослых. М.: Юрайт, 2019.

150с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Ребенок в семье. М.: Издательство АСТ, 2020. 160с.

3. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции / диссерт. д.п.н. Москва, 2002. 379с.

4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когнито-центр, 1997. 432с.

5. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: учебное пособие. М.: Жизнь и мысль, 1999. 166с.

6. Полный справочник психоаналитика / под ред. Ю.Ю. Елисеева. М.: Эксмо», 2007. 608с.

7. Разумова Е.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001. 375c.

8. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004. 496c.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Гуманистический психоанализ: К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 156с.

10. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Питер, 2019. 416с.

УДК:316.6

ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ДЕКРЕТНОГО ОТПУСКА

Алешкина А.В., аспирант БашГУ, Уфа

Аннотация

В статье исследуется проблема материнства, а именно, непринятие материнства женщиной, когда она чувствует себя жертвой в сложившихся обстоятельствах, в частности, виктимность женщины, пребывающей в декретном отпуске. Акцентируется внимание на женщине из благополучной семьи. В статье также исследуются семейные и культурные истоки виктимности, врастание её в менталитет и культуру с целью найти способы и инструменты прогнозирования и минимизации дальнейшей виктимизации.

Ключевые слова: виктимизация, виктимность, виктимное поведение, эгоцентризм.

PECULIARITIES OF VICTIM BEHAVIOR OF RUSSIAN WOMEN DURING

MATERNITY LEAVE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.