Научная статья на тему 'Семейная культура молодежи Дагестана: факторы трансформации'

Семейная культура молодежи Дагестана: факторы трансформации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахмедова Тевриз Магомедгаджиевна

В данной статье предпринимается попытка выявить тенденции трансформации семейной культуры дагестанской молодежи сквозь призму кризиса традиционных устоев семейной жизни народов Дагестана. Автор показывает и обосновывает, что кризисные проявления в функционировании традиционной семьи в Дагестане имеют два вектора архаический и модернизационный. Дальнейшая динамика семейной культуры дагестанской молодежи во многом определяется тем, какой из векторов станет доминирующим в молодежной среде Дагестана, какие ценности и нормы семейной жизни станут для нее образцом в реализации семейных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная культура молодежи Дагестана: факторы трансформации»

УДК 316

Ахмедова Тевриз Магомедгаджиевна

Аспирант.

Дагестанский государственный технический университет

[email protected]

Tevriz M. Akhmedova

graduate student.

Dagestan State Technical University [email protected]

Семейная культура молодежи Дагестана: факторы трансформации Family culture of youth in Dagestan: factors of transformation

Аннотация. В данной статье предпринимается попытка выявить тенденции трансформации семейной культуры дагестанской молодежи сквозь призму кризиса традиционных устоев семейной жизни народов Дагестана. Автор показывает и обосновывает, что кризисные проявления в функционировании традиционной семьи в Дагестане имеют два вектора -архаический и модернизационный. Дальнейшая динамика семейной культуры дагестанской молодежи во многом определяется тем, какой из векторов станет доминирующим в молодежной среде Дагестана, какие ценности и нормы семейной жизни станут для нее образцом в реализации семейных практик.

Ключевые слова: семейная культура, семья, молодежь, молодая семья, традиционная семья, трансформация, семейные отношения.

Summary. In this article, an attempt is made to identify the trends in the transformation of the family culture of Dagestan youth through the prism of the crisis of the traditional foundations of the family life of the peoples of Dagestan. The author shows and justifies that the crisis manifestations in the functioning of the traditional family in Dagestan have two vectors are archaic and modernizing. The further dynamics of the family culture of the Dagestan youth is largely determined by which of the vectors will become dominant in the youth environment of Dagestan, what values and norms of family life will become a model for it in the implementation of family practices.

Key words: family culture, family, youth, young family, traditional family, transformation, family relations.

Семейная культура как совокупность когнитивных, ценностных и поведенческих установок, детерминирующих восприятие семьи в обществе и характер семейных практик, выступает основой устойчивого и эффективного развития общества. У каждого народа она своя и отражает традиционные ценности и установки, сложившиеся в сфере семейных отношений, детерминированных этнокультурной спецификой общества. Соответственно, и

семейная культура молодежи формируется в пространстве той семейной культуры, в которой она социализировалась, взрослела, воспринимала нормы и ценности семейной жизни.

Вместе с тем, каждое молодое поколение, являясь преемником старших поколений и их культуры, привносит в социальную жизнь, в том числе и семейную, свою специфику, свои инновации, выступая, тем самым, фактором динамики семейных отношений и института семьи в целом, чем и определяется значительный интерес ученых к проблеме молодых семей и проблем, с которыми они сталкиваются в первые годы семейной жизни, к семейным ценностям молодежи, их восприятию семьи и ее функций.

В нашем же восприятии весь блок указанных проблем укладывается в проблему семейной культуры молодежи, которая находит свое выражение в отношении молодежи к семье, в ее реальных семейных практиках и проблемах. И потому мы решили обратиться к данной проблеме и показать факторы трансформации семейной культуры молодежи в региональном разрезе, взяв в качестве объекта молодежь Дагестана как поликультурного региона с устоявшейся культурой семейных ценностей и отношений, но, тем не менее, подверженной влиянию современных вызовов и изменений.

О том, что семейная культура народов Дагестана подвержена трансформационным процессам, говорят наблюдаемые специалистами деструктивные процессы в сфере семейных отношений, которые в ярко выраженном свете отражаются на всероссийском уровне в виде высокой динамики разводов, и прежде всего среди молодых семей, в росте семейного насилия, неполных семей, упадка нравственных ценностей, снижения социального и физического самочувствия семьи [1]. В Дагестане, менее подверженном глобализационным влияниям и разрушительным тенденциям в сфере семейных отношений, тем не менее, также имеют место негативные проявления функционирования института семьи, поскольку многие явления трансформации института семьи носят универсальный характер, а их источником служат общемировые тенденции эгалитаризации, либерализации и индивидуализации человеческих отношений, активно распространяющихся под влиянием глобализации.

Так, Б.М. Алимова указывает на то, что в дагестанском обществе институт семьи постепенно утрачивает свои традиционные устои и ценности, что выражается в росте разводов, распространении новых форм и стилей семейных практик, но, в то же время, наблюдается процесс архаизации как возврат к уже забытым, изжившим себя семейным традициям, уже не соответствующим современной эпохе [2]. Такой архаической семейной практикой, получающей все больше распространение в дагестанском обществе, является многоженство, в условиях современной действительности зачастую вызывающее деструктивные явления в семейной сфере общества, так как оно вступает в противоречие с современными эгалитарными установками и ценностями, хоть и медленно, но проникающими в семейный мир народов Дагестана.

Многоженство в Дагестане, одобряемое на уровне исламских норм и

ценностей, далеко не так позитивно приветствуется в женской среде данного региона, так как статус и роль женщины в системе семейных и гендерных отношений в этой республике значительно трансформировались за годы советского периода, и архаическое поведение мужчин, принимающих многоженство как нормальный образ и стиль семейной жизни, зачастую становится причиной распада созданных ранее на принципах моногамии семейных союзов.

Таким образом, в пространстве семейных отношений дагестанского общества фиксируются явления и процессы, свидетельствующие о том, происходит трансформация традиционной семейной культуры, которая выражается в двух направлениях - архаизации и модернизации. Какой их двух векторов воспринимает молодежь как образец для своих семейных практик? Что для молодежи выступает нормой семейной жизни, и какой видит дагестанская молодежь семью? Эти вопросы представляются принципиально важными, так как от выбора молодёжью вектора трансформации семейных отношений зависит будущий облик дагестанской семьи и, соответственно, всего общества, в котором, как известно, семья служит основным транслятором этнокультурных и социальных норм и ценностей, поведенческих и мировоззренческих установок.

Дагестанские исследователи отмечают, что в пространстве дагестанской семьи вызывают тревогу показатели снижения устойчивости семейно-брачных отношений, рост конфликтного потенциала семей, рост разводов в семьях, при всем том, что дагестанская семья, в целом, сохраняет консервативный облик [3]. Тем не менее, данные показатели говорят о кризисе семейной культуры народов Дагестана как проявлении кризиса традиционной семьи, разрушающейся под влиянием инноваций в семейной сфере, не укладывающихся в традиционные представления о формах семейно-брачных отношений, гендерных устоях и ролевых соотношениях в семье и т.д.

Безусловно, следует понимать, что в условиях глобализации и распространения под ее влиянием новых семейных ценностей, связанных с либерализацией семейных и гендерных отношений, тенденциями эгалитаризации и демократизации семейной сферы, традиционная семья не может пребывать в своем неизменном виде и не подвергаться переосмыслению на предмет составляющих ее нормативных и поведенческих оснований. И наиболее восприимчива к новациям, к их апробации в семейной жизни оказывается, естественно, молодежь, социализация которой происходит на пересечении глобальных и локальных (традиционных) ценностей и норм.

Эпоха семейной революции, которую зачастую связывают с революцией сексуальной, порождает множество вопросов. Так, Т.Ю. Брыкова, характеризуя институт супружества в современном обществе как чрезмерно свободный от обязательств партнеров друг перед другом, задается вопросом о том, насколько возможно и возможно ли вообще счастливое супружество в эпоху сексуальной революции с учетом того, что в концептуальных рамках этой революции акцент делается на стремлении к максимальному удовлетворению отношений, прежде

всего, связанных с потребностями в самореализации, положительных эмоциях, сексуальных отношениях [4].

Мы бы не были так критичны к современным тенденциям в развитии семейных отношений, ориентированных на удовлетворение супружеских потребностей в плане эмоциональных и иных личностных аспектов, поскольку и при такого типа отношениях наличие взаимных обязательств у супругов предполагается, поскольку без них не могут выстраиваться никакие семейные и супружеские отношения.

Другое дело, что современная семейная культура, включающая в себе новые аспекты, отличные от традиционных, должна содержать в себе четкие представления и ориентиры о ценности этих отношений, их содержании, взаимных правах и обязанностях, способах их развития в благополучном ключе на бесконфликтной основе. Ее формирование в молодежной среде стихийным образом вне структурированной и санкционированной специальными акторами стратегии опасно неспособностью молодежи включиться в позитивное пространство новой семейной культуры, обладающей как своими плюсами, так и минусами. В итоге, эгалитарные отношения вырождаются в эгоистические, а свобода отношений как отношений равных трансформируется в безответственность и нарушение этики супружеских отношений. С этим связана высокая динамика разводов среди молодых семей в России и в дагестанском обществе в том числе.

Результаты одного из социологических исследований, проведенных среди студенческой молодежи Дагестана в 2012 году [5], показали, что дагестанская молодежь вполне адекватно современным реалиям оценивает причины разводов, считая, что основной из них выступает отсутствие в семье взаимопонимания между супругами (75 %). Среди других важных причин молодежь в данном исследовании отметила недостаток знаний о семейном образе жизни, семейных ролях, низкий уровень семейной ответственности и знания о ней, проблемы материального характера, отсутствие детей в семье. Как видим, указанный спектр причин самым непосредственным образом связан с семейной культурой, передача которой в условиях наличия взаимоисключающих тенденций трансформации семейных ценностей и отношений, определенных нами в проявлениях архаизации и модернизации, значительно затруднена.

В результате, в пространстве семейной культуры общества возникает пространство противоречий и несоответствий, выступающим факторами риска семейной жизни для многих молодых семей, стремящихся уйти от воспринимаемыми ими как неадекватными современности традиционных семейных норм, но не способных создать эффективные семейные отношения на основе принципов современной эгалитарной семейной культуры, требующей от ее сторонников глубокого понимания специфики этой культуры и умения соблюдать ее этику.

Как сочетать индивидуализм и ответственность в семье, свободу и обязательства, равноправие и сохранение границ мужского и женского, полное стирание которых в принципе невозможно? Мы сегодня наблюдаем, как

попытки реализовать это, которые мы наблюдаем в западном обществе, приводят к деформации всей системы социальных отношений и искажению самой природы семьи и супружеских отношений. Не с этим ли связаны попытки реставрации архаических семейных практик в Дагестане, в котором всегда значимость национального и религиозного фактора была сверх высока, а теперь достигла апогея своего влияния на всю сферу социальной жизни? Это выразилось, если апеллировать к семейной сфере, и в резком сокращении межэтнических браков, которые и раньше не являлись нормативной моделью семейно-брачных отношений в данном регионе, а в современной реальности и вовсе исчезают как семейные практики при всем том, что в культуре народов Дагестана сохраняется высокий уровень толерантности и ориентаций на межэтническое сотрудничество и общение, но семейной сферы это касается лишь косвенно, и дагестанские народы, в том числе и молодые их представители, ориентированы на эндогамные браки [6].

Итак, в завершении следует подчеркнуть, что через семейную культуру передаются ключевые культурные стандарты молодому поколению, которое через нее впоследствии определяет образ и стиль семейной жизни, характер распределения ролей в семье и взаимоотношений между ее членами, специфику детско-родительских отношений, отношение к детности как таковой и к семье в целом. В этой связи принципиально важно не наблюдать со стороны за процессами формирования семейной культуры у дагестанской молодежи и ее кризисными проявлениями, а взять под общественный контроль данный процесс, который должен регулироваться такими ключевыми акторами (институтами социализации), как государство, образование, семья, СМИ, а также религия, в особенности в тех регионах, которые традиционно отличаются высоким уровнем приверженности религиозным ценностям.

В молодежной среде Дагестана необходимо взращивать и культивировать ценности и нормы семейной жизни с высокой культурой семейных отношений. Однако на одних только идейных и нормативных установках воспитывать семейную культуру у молодежи будет сложно, из чего следует, что должны предприниматься и реальные шаги в области повышения устойчивости института семьи в обществе, поддержки молодых семей, и высокая роль в этом направлении отводится государству и региональным органам власти, призванным выступать основными акторами разработки и реализации семейной и молодежной политики, направленной на создание благоприятных условий жизненной самореализации молодежи и молодых семей; совершенствование правового пространства функционирования семейных отношений; развитие системы мониторинга состояния семейной сферы общества и регуляции возникающих в ней рисков в рамках создания широкой сети организаций, оказывающих помощь семьям, нуждающимся в ней, с целью снижения конфликтного потенциала в семейной сфере и профилактики распада семей.

При этом, безусловно, необходимо учитывать этнокультурную специфику семейных отношений и ценностей, формирующихся в дагестанской среде, но и не игнорировать объективные тенденции и изменения в сфере

семейно-брачных отношений современного общества, связанные с процессами эгалитаризации и автономизации семьи, изменения ее функциональной специфики и роли в системе общественных отношений. Литература:

1. Верещагина А. В., Ковалев В. В., Самыгин С. И. Проблемы и риски распада молодой семьи первого года жизни с позиций ее типологической характеристики //Гуманитарий Юга России. 2016. № 6. С. 55-63.

2. Алимова Б.М. Диалог полов в современной дагестанской семье // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа. Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С. 62.

3. Алимова Б.М. Современная дагестанская семья: проблемы и перспективы //Вестник Института ИАЭ. 2011. № 1. С. 48.

4. Брыкова Т.Ю. Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 140.

5. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе // Вестник ДНЦ. 2013. № 50. С. 65 - 71.

6. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Межэтнические отношения в оценке дагестанских народов //Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 4 (87). С. 159-177.

Literature:

1. Vereshchagina A. V., Kovalev V. V., Samygin S. I. Problems and risks of disintegration of a young family of the first year of life from the standpoint of its typological characteristics . Humanitarian of the South of Russia. 2016. no 6. pp. 5563.

2. Alimov B.M. Dialogue of the sexes in the modern Dagestan family. Gender relations in the culture of the peoples of the North Caucasus. Materials of the regional scientific conference. Makhachkala, 2008. pp. 62.

3. Alimov B.M. Modern Dagestan family: problems and prospects. Vestnik of the Institute of Atomic Energy. 2011. no 1. pp. 48.

4. Brykova T.Yu. Is a happy marriage possible in the era of sexual revolution?. Sociological research. 2011. no 11. pp. 140.

5. Vereshchagina A.V., Shahbanova M.M. Formation of new family values and relations in modern Russian society . Vestnik DNC. 2013. no 50. pp. 65 - 71.

6. Vereshchagina A.V., Shahbanova M.M. Interethnic Relations in the Assessment of the Dagestani Peoples. Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016. vol. XIX. no. 4 (87). pp. 159-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.