Научная статья на тему 'СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ: УСТРАНЕНИЕ ИНИЦИАЛЬНОГО ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ: УСТРАНЕНИЕ ИНИЦИАЛЬНОГО ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициальное заикание / преддошкольный возраст / система семейной групповой логопсихотерапии / речевое общение / семья / ранняя помощь / игровые ситуации / темпо-ритмическая организация устной речи / initial stuttering / pre-school age / family group speech therapy / family / communication / tempo-rhythmic organization of smooth speech / first aid / game situations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янченко И.В.

Представлена программа семейной групповой логопсихотерапии для семей, имеющих детей преддошкольного возраста (2-4 лет) с инициальным (начальным) заиканием; описан многолетний опыт работы по оказанию «скорой помощи» семьям, имеющим заикающихся детей; рассмотрена целесообразность своевременного восстановления речевого общения и формирования темпо-ритмической организации плавной речи с помощью логопсихотерапевтических технологий, адаптированных для данного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY GROUP SPEECH THERAPY:ELIMINATION OF INITIAL OF PRE-SCHOOL CHILDRENS’ STUTTERING

The article introduces the program for family group speech therapy for families with pre-school children (2-4 years) with initial stuttering. It describes the experience of providing "first aid" to families with childrens’ stuttering. The article includes the expediency of timely restoration of speech communication and the formation of tempo-rhythmic organization of smooth speech with the help of speech therapy technologies adapted for this age.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ: УСТРАНЕНИЕ ИНИЦИАЛЬНОГО ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ: УСТРАНЕНИЕ ИНИЦИАЛЬНОГО ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Янченко И.В. (Таганрог, Центр «Правильная речь») Yanchenko68@mail.ru

Аннотация. Представлена программа семейной групповой логопсихотерапии для семей, имеющих детей преддошкольного возраста (2-4 лет) с инициальным (начальным) заиканием; описан многолетний опыт работы по оказанию «скорой помощи» семьям, имеющим заикающихся детей; рассмотрена целесообразность своевременного восстановления речевого общения и формирования темпо-ритмической организации плавной речи с помощью логопсихотерапевтических технологий, адаптированных для данного возраста.

Ключевые слова: инициальное заикание, преддошкольный возраст, система семейной групповой логопсихотерапии, речевое общение, семья, ранняя помощь, игровые ситуации, темпо-ритмическая организация устной речи.

FAMILY GROUP SPEECH THERAPY ELIMINATION OF INITIAL OF PRE-SCHOOL CHILDRENS' STUTTERING Yanchenko I.V. (Taganrog, Center «Correct Speech») Yanchenko 68@ mail.ru

Annotation. The article introduces the program for family group speech therapy for families with pre-school children (2-4 years) with initial stuttering. It describes the experience of providing "first aid" to families with childrens' stuttering. The article includes the expediency of timely restoration of speech communication and the formation of tempo-rhythmic organization of smooth speech with the help of speech therapy technologies adapted for this age.

Key words: initial stuttering, pre-school age, family group speech therapy, family, communication, tempo-rhythmic organization of smooth speech, first aid, game situations.

В данной статье представлена программа семейной групповой логопсихотерапии для семей, имеющих детей преддошкольного возраста (2-4 лет) с инициальным (начальным) заиканием. Она включает в себя описание многолетнего опыта работы по оказанию «скорой помощи» таким семьям в Центре «Правильная речь» (г.Таганрог). Данная программа основана на принципах и методах системы семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой для заикающихся детей, подростков и взрослых с родителями (Карпова, 1997, 2003; 2011), которая продолжает и развивает методологию комплексной системы групповой логопсихотерапии для заикающихся старших подростков и взрослых Ю.Б. Некрасовой (Некрасова, 1968, 1992, 2006).

Начало заикания обычно падает на период интенсивного формирования речевой функции (от 2-6 лет). И.А.Сикорский первый называет заикание «детской болезнью» и обосновывает это тем, что возникновение заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей еще не закончено. В.А.Гиляровский указывает на то, что изучение заикания должно быть связано, прежде всего, с исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который является в то же время наиболее уязвимым для возникновения запинок. Более поздние исследования, посвященные изучению периода возникновения заикания, относят данный дефект у детей к эволюционной патологии, то есть патологии периода развития речевой функции (Ю.А.Флоренская, К.П.Беккер, М.Совак). Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова считают, что возрастная избирательность появления заикания связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система,

находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Заикание считается начальным (инициальным), если с момента его возникновения прошло не более трех месяцев. Устранение данной речевой особенности именно в момент ее начала, а именно в возрасте до 4 лет, принято считать оптимальным периодом по ряду причин:

1) поскольку заикание идет в нейропсихологическом синдроме отклоняющегося развития (А.А.Кисельников), важно учитывать максимальную пластичность функций мозга и возможность создания базовой основы для плавной речи именно в этом возрасте;

2) коррекцию подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий как фундамента нейросоматического, психомоторного и когнитивного каркаса речевой успешности также целесообразно начинать с самого раннего момента в жизни ребенка (А.В.Семенович);

3) у ребенка с начальным заиканием еще не наработаны «километры» неправильной речи и не сформированы ее патологические условнорефлекторные связи (Л.И.Белякова);

4) в возрасте 3-4 лет можно провести правильное становление ведущей руки в соответствии с сенсомоторным профилем ребенка (Е.И.Николаева);

5) увеличение стажа заикания у маленьких детей приводит к усугублению негативных психических состояний, связанных с неудачным опытом общения, способствующих закреплению негативных черт характера (А.В.Харенкова);

6) отсутствие ранней помощи влечет хронификацию речевого дефекта и возможные рецидивы в связи с поступлением в школу (Л.М.Крапивина);

7) с возрастом у ребенка появляется фиксация на речевом дефекте и невротическое поведение, способствующее появлению деструктивных личностных особенностей (В.И.Селиверстов);

7) искаженное или неточное представление родителей о структуре дефекта заикания создает неблагоприятную психологическую атмосфере в детско-родительских и внутрисемейных отношениях, что утяжеляет степень выраженности заикания у детей;

8) искажение психологических особенностей с возрастом закрепляется и ведет к ограничению речевого общения;

9) раннее выявление заикания и оказание ребенку своевременной коррекционной помощи помогает избежать формирования стойкого логофобического синдрома.

Отметим, что в рамках данной системы нами ведется углубленная работа по коррекции заикания с 1999 года. Изначально совместно с коллегой, педагогом-психологом А.Ю.Кругликовой и при поддержке сотрудников Центра «Здоровый ребенок» мы начали осуществление проекта «Логопсихотерапия в Таганроге» для подростков и взрослых. В дальнейшем (2002-2012 и по настоящее время) многолетний практический опыт данного педагогического коллектива при активном участии И.В. Янченко, А.Ю. Кругликовой, Н.В. Зиздо (Глуховой) доказал психолого-педагогические возможности системы логопсихоте-рапии как средства формирования полноценного речевого общения у заикающихся дошкольников (Глухова, 2005; Янченко, 2014; Кругликова, 2015). Следующим шагом освоения данной методики стало расширение области ее использования: велась углубленная работа с детьми коррекционных групп, имеющих логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи». Этот опыт был завершен созданием в 2014 коррекционно-развивающей программы «Развитие речевого общения дошкольников логопедических групп», получившей статус «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях» (Кругликова, Янченко, 2015).

В 2015 году нами был открыт Центр «Правильная речь». К нам стали обращаться семьи с детьми, у которых заикание только началось. В рамках оказания диагностической и консультативной поддержки родителям таких детей мы поняли невысокую эффективность такого сопровождения. Мы знали, что специальные логопедические занятия с деть-

ми в этом случае не проводятся. Рекомендации родителям по организации специального речевого режима зачастую оказывались недоступными в силу невозможности их соблюдения в пространстве одной семьи.

Действительно, как малышу 2-4 лет можно принять, что все почему-то стали говорить медленно? Мы понимали, что мотивация «говори по правилам, и будет тебе счастье в виде плавной речи», такая целебная в случае со взрослыми заикающимися, ребенку недоступна. В дошкольном возрасте снятие судорог заикания необходимо проводить, исключая фиксацию на речевом дефекте.

Понимая актуальность данного вопросы, мы начали адаптировать обратились к организации особых условий для восстановления плавной речи средствами системы семейной групповой логопсихотерапии. Да, у нас нет специальных занятий. Но есть специально организованные игровые ситуации и ситуации общения, в которых ребенок вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой начинает жить по-новому. Лечит семья. Особые изменения в ней. Прислушиваясь к нашему сопровождению, родители начинают менять свое речевое поведение и изменяют вектор в детско-родительских отношениях. И дети, и родители учатся жить по новым правилам.

Программу для заикающихся детей преддошкольного возраста мы назвали «Ули-точки». Ее структура предусматривает нейрокоррекционный, логопедический, психологический и психотерапевтический модули. Данные модули взаимопересекаются и параллельно выстраиваются, последовательно реализуя три направления в работе: «Работа с детьми», «Работа с детьми и родителями». «Работа с родителями».

Что самое трудное? Психотерапия родителей. Мы знаем, что в психотерапию клиенту надо войти, будучи самому готовым к ней. В случае с родителями заикающихся детей это работает изначально иначе: «Я готов(а) на все, лишь бы мой ребенок не заикался». Идет перекладывание мотива на ребенка и ответственности на специалиста. Лед трогается потихоньку. И не всегда.

Пройти стадии психологического принятия изменений в себе родителям сложно. Учитывая то, что зачастую неврозы у детей рождаются на основе неврозов у родителей. В начале курса мы сталкиваемся с родительским негативизмом, агрессивностью или пассивностью: «У вас секта какая-то». Следующий наш шаг - объяснения, просвещение. Мы говорим родителям о том, что заикание - это заболевание, в основе которого лежат особые механизмы протекания нервных процессов. О том, что оно бывает разным. О том, что в работу нужно включаться всей семье и находиться в этом процессе не менее года или нескольких лет. О том, что процесс выздоровления касается ритмизации и поддержке всего организма в целом, поскольку речь - это верхушка айсберга. Мы рассказываем о том, что логопсихотерапия - это единый комплекс нейрокоррекции, логопедии, психологии, психотерапии. О том, что возможны рецидивы.

И зачастую родители пасуют перед сложностями. Некоторые не приходят сразу после диагностики и движутся в сторону быстрой таблетки («А вот нам пообещали, что БАК за пять занятий снимает заикание в 98% случав»). Другие уходят в середине курса, не получив моментальное выздоровление за пару недель (специалисты понимают, что за две недели маленький ребенок только адаптируется и привыкает к определенным технологиям, например, к замедлению речи или к коллективу). Иногда родителей пугает то, что у некоторых детей возможны обострения в речи в связи со сменой стратегий родительского воспитания в сторону адекватных предпочтений. Ребенок, которому ранее родители ошибочно предлагали изнеженные условия «золотой клетки» («пусть делает, что хочет, мы ему все разрешим, ведь иначе он будет волноваться и заикаться»), начинает бунтовать и требовать вернуть ему вседозволенность; бурная эмоциональная реакция может кратковременно спровоцировать усиление судорог. Родителю надо это понять, потерпеть, выстоять, подождать. Одна из мудрых мам недавно сказала нам: «У моего ребенка все переворачивается» ^Виктория П., мама Даши П., 4 года).

В отзыве другой мудрой мамы мы читаем: «Если бы меня спросили, удовлетворена на я результатами интенсива... я бы ответила ДА! Полученный результат я вижу в виде улучшения качества речи ребенка (замедленного темпа, снятия сильного спазма, общения, при котором его понимают окружающие), лучшего владения своим телом. Как мама, я освоила инструменты помощи своему ребенку (знаю, как нужные игры включать в повседневную жизнь). Все это говорит мне о том, что и я, и мой ребенок большие молодцы, проделали огромную работу, и внешнюю и внутреннюю. Это наши промежуточные результаты. Наши победы на данный момент. Конечный результат в виде полного избавления от заикания нам тоже будет доступен, но требуется больше времени и усилий для его достижения» (Лилия В., мама Севы В., 4 года).

О речевой динамике мы читаем и такие слова: «Главное, за чем мы пришли в группу, а именно за улучшением речи мы получили, тоническое заикание ушло, на сегодня уже месяц как его нет. Мне так радостно от этого, не передать словами. Дома держим комфортный для нас всех темп речи, но и сынок уже и сам его держит. А главное он делает паузы между своими высказываниями, это именно то, что ему было нужно» (Виктория Л., мама Ильи Л., 3 года).

Мамы малышей пишут об изменениях в себе: «Хочу поделиться с вами хорошим вдохновением и настроением на дальнейшее продолжение занятий. Мне так нравится узнавать себя, я каждый день чему-то новому учусь и понимаю: чем больше я буду наговаривать правильно, тем красивее будет моя речь. Сегодня я воспряла силами и появилось желание меняться, и даже внешне сделать себя красивей. Я каждый день беру себе что-то для изменения в себя» (Зоя М., мама Маши, 4 года).

Все перечисленное убеждает нас в том, что преодоление заикания необходимо начинать как можно раньше, создавая условия логопедического и психологического сопровождения семьи, воспитывающей заикающегося ребенка. Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии для детей преддошкольного возраста позволяет углубить малоизученные теоретические вопросы коррекции заикания у детей 3-4 лет и разработать эффективные и достаточно труднореализуемые в силу данного возраста технологии восстановления нарушенного даже в этом возрасте общения, тем самым восстанавливая темпо-ритмическую сторону плавной речи.

Литература

1. Глухова Н.В. Программа Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Таганрог: Ступин, 2005. 140 с.

2. Глухова Н. В., Кругликова А. Ю. Янченко И. В. Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту // Семейная групповая логопсихо-терапия: исследования заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История. С.126-134.

3. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ : Флинта, 2003. 200 с.

4. Некрасова Ю. Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых:автореф. дис. ... канд. пед. наук.М.: МГПИ, 1968. 18 с.

5. Кругликова А.Ю., Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп:учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия», направлению 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» / под ред. Н.А. Сениной. Таганрог: Издатель С.А. Ступин, 2015. 156 с.

6. Семейная групповая логопсихотерапия: исследования заикания / под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История. 2011. 328 с.

7. Янченко И.В., Кругликова А.Ю., Соловьева Т.А., Приходько Л.П. Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников и ее программное обеспечение // Сборник

материалов юбилейной конференции «От истоков к современности»: в 5т. Т. 3 / отв.ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, 2015. С. 293. 8. Янченко И.В. Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп //Психологическая газета. 2014. URL: http: //www.psy.su/feed/4449/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.