Научная статья на тему 'Семен Франк: метафизика пути'

Семен Франк: метафизика пути Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
396
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семен Франк: метафизика пути»

ґ

ч,

ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ

)

Л. ЛОГУНОВА, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова

«Жизнь - это путешествие», - повторял смертельно больной С.Л. Франк, работая над своим последним произведением «Человек и реальность. Метафизика человеческого бытия».

За свою жизнь Франк написал более двадцати книг и трехсот статей. Его произведения переведены на многие европейские языки. Франк был не только оригинальным глубоким русским философом ХХ века, что осознавали уже его современники, он обладал несомненным литературным талантом, художественным даром ясного изложения. В стиле его произведений проявилась личность автора: он всегда был ориентирован на Другого, на диалог, на понимание. Люди, знавшие Франка близко, отмечали необыкновенное влияние его личности на окружающих. Высокая крупная фигура, выразительный лучистый взгляд, медлительность и молчаливость, мудрость разговоров производили незабываемое впечатление на окружающих.

Развивая фундаментальные традиции русского мировоззрения, Франк создал оригинальное целостное учение, в котором им осмыслены основные темы своего времени в соизмерении с вечными общечеловеческими ценностями.

Родился Семен Франк в 1877 году в Москве в семье военного врача Людвига Франка, награжденного за участие в русско-турецкой войне 1877-1879 гг. орденом Святого Станислава Третьей степени. После его смерти мать Франка возвращается к своему отцу М.М. Россиянскому, под влиянием которого у Франка формируется глубокий настрой на религиозно-философскую проблематику. Свое «взрослое» христианство Франк всегда рассматривал как естественное продолжение религии детства.

Семен Франк: метафизика пути

Большое влияние на формирование его характера и мировоззрения оказал также отчим В.И. Зак, познакомивший пасынка с народнической идеологией - трудами Михайловского, Добролюбова, Писарева, Лаврова. В гимназии у него пробуждается интерес к социально-политической проблематике, к идеям революционного преобразования общества.

В Московском университете он принимает активное участие в деятельности марксистских кружков, участвует в организационной деятельности по созданию социал-демократической партии, что приводит к конфликту с руководством университета. Вынужденный оставить учебу, юный Франк уезжает в Германию, где изучает политическую экономию, философию и социологию. В 1901-1902 гг. Франк знакомится с произведениями Ф. Ницше, которые его потрясли, с которыми он пережил опыт духовности. Но наибольшее влияние на становление философской и политической позиции Франка оказал Петр Струве. В течение 46 лет, до смерти Струве в 1944 г., они были «глубоко солидарны внутренне».

В 1901 г. Франк возвращается в Россию, сдает выпускные экзамены в Казанском университете, занимается публицистикой, часто выезжает за границу. Зарабатывая на жизнь переводами философской литературы, Франк много читает. Работы Виндель-банда, Фишера, Шлейермахера, Зиммеля существенно расширили его философское образование. Революцию 1905 г. Франк встретил в Москве, где активно занимался политической и издательско-редакторской деятельностью.

Педагогическая карьера Франка началась довольно поздно, после его женитьбы на Татьяне Сергеевне Барцевой, слушатель-

нице высших вечерних курсов, где он читал лекции по социальной психологии. Изменившееся семейное положение повлияло на его решение окончательно сосредоточиться на научно-философском творчестве и академической карьере. В эти годы он принимает крещение. В 1912 г. Франк получил должность приват-доцента Петербургского университета и был командирован в Германию для завершения работы над книгой «Предмет знания», публикация которой вызвала значительный интерес в русских философских кругах и стала заявкой на появление оригинально мыслящего философа. Для самого Франка она была своеобразным подведением итогов предшествующих размышлений и осознанием их ведущей темы.

За десять лет до прихода к власти большевиков Франк написал провидческую работу «Философские основы деспотизма», в которой он исследовал взаимосвязь истины и партийных интересов, истины и власти. За претензией на владение абсолютной истиной Франк усмотрел стремление господствовать, возвысившись до уровня земного Бога. Деспотизм предстает как практический вывод из догматизма, как его отражение и проявление в общественной жизни. Догматизму в теории и деспотизму на практике может и должна противостоять критическая позиция, основанная на убеждении, что человеческое знание принципиально незаконченно и неполно, односторонне и субъективно. Не существует монополии на истину, истина - это бесконечный процесс соборного просвещения и воспитания всего человечества. Политическим эквивалентом критического философского метода является демократия, уничтожающая привилегии меньшинства на власть. Смысл демократии Франк видел в свободе для всех, невозможной без нравственного самоограничения и независимого критического мышления. Защита демократии возлагается Франком на интеллигенцию, которая должна осознать свое назначение в качестве совести и разума народа.

Влияние мировоззрения русской интеллигенции на революционное движение и исторические судьбы России Франк проанализировал на опыте двух русских революций в статьях «Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)» и «De profundis», опубликованных в знаменитых сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1921). Причиной тотального распространения революционного радикализма и нигилизма в русском обществе Франк считал недооценку интеллигенцией нравственных устоев народной жизни, неверие в творческие силы народа. Подлинная свобода, по глубокому убеждению Франка, должна основываться на религиозных национальных ценностях, а не разрушать их. Эти идеи Франк развил впоследствии в концепции «либерального консерватизма» («консервативного либерализма»), которая должна была стать идейной основой социального и духовного возрождения России.

С 1917 по 1921 гг. Франк занимает должность декана и ординарного профессора историко-философского факультета Саратовского университета. В 1921 г. он возвращается в Москву, становится профессором Московского университета, принимает активное участие в работе «Философского института», созданного на основе университета. Вместе с Н.А. Бердяевым Франк организует Академию духовной культуры, читает многочисленные публичные лекции по проблемам философии, религии, культуры. В 1922 г. вместе с большой группой ученых, писателей и философов он был выслан из России за «контрреволюционную деятельность». В вынужденной эмиграции, в духовной изоляции, в тяжелых бытовых условиях начинается новый, наиболее продуктивный период его творчества.

В Берлине Франк читает цикл лекций, пишет книги и статьи, ставшие осмыслением трагического опыта русской истории, судьбы русской культуры. Основным предметом его философско-политического анализа становится советская политическая

134

Высшее образование в России • № 12, 2005

система, он раскрывает внутреннюю взаимосвязь марксистской утопии и «красного террора», выявляет логические основания тоталитаризма. Однако Франк не ограничивается осмыслением отдельных, частных аспектов жизни России. Он стремился к созданию обобщающей концепции русской культуры, к пониманию России как целостности, квыяснению «запредельных замыслов Творца о России».

Этоне теоретический «разбор» идейных ошибок и просчетов, а искренняя исповедь русского мыслителя, анализ типического жизненного и духовного пути русской души. Культурологический трактат Франка становится пронзительным опытом экзистенциальной автобиографии. Кризис общественных идеалов пережит им как личная трагедия, как собственная судьба.

Сюжетом «объективно-субъективного обзора» Франка является «процесс нарождения живой религиозной веры через крушение или гибель всех кумиров, которыми была соблазнена душа русского интеллигента XIX века» [1, с. 134] . Главными «соблазнами» русской души, определяющими мотивами и опорами ее выборов были кумиры революции, политики, культуры с ее идолом

- прогрессом. Результатом низвержения кумиров становится ощущение «бездны», одиночества, безопорности, разрыва внутренней духовной связи личности с бытием. Однако пограничная ситуация утраты является и очищением души, ее освобождением от призрачных и мертвых подобий жизни, прорывом к жизни подлинной. Через утрату идеалов, расставание с самим собой прорывается глубинный инстинкт жизни, глубочайшая жажда самосохранения, стремление к жизненной полноте и прочности, желание выздороветь, выжить. Но для выздоровления нужна подлинная почва, духовная реальность, и тогда приходит понимание цели поиска: мы ищем истины, не уничтожающей нашей жизни. Спасти от смертельной пустоты и духовной гибели нас может не вражда и насилие, а только любовь. Это состояние переживается как встреча души с

живым Богом, как потрясение или просветление. В глубинах собственной души мы обнаруживаем глубочайшую онтологическую реальность - не нечто далекое и непостижимое, но бесконечно близкое и вечно при нас находящееся.

Через Бога мы научаемся любить не идеи, а жизнь, стремимся ее сохранить и защитить. Место множества ложных идеалов занимают две заповеди: любовь к Богу и сознание братства, обоснованного нашим сыновним отношением к Отцу. Эти заповеди не внешние императивы, а внутренние пути нашего самосовершенствования, нашего спасения. Следование им - трудная работа, требующая от человека мужества и упорства, открывающая нам новый мир -сферу духовных основ жизни.

Конституирующая интуиция духовности как жизненного инстинкта культуры разворачивается Франком в более поздних фундаментальных работах «Духовные основы общества» и «Непостижимое», в которых Франк разрабатывает проблемы философской антропологии.

До Второй мировой войны Франк читает лекции в Берлинском университете, выступает с докладами в крупнейших городах Европы, публикуется в различных европейских журналах. В 1937 г., с приходом в Германии к власти нацистов, Франк был лишен права преподавания, возникла необходимость новой эмиграции. Во Франции, в стихии всеобщего безумия семья Франка прожила свои самые трудные годы. Оскорбительная бедность, постоянная опасность, разлука с близкими и отсутствие известий от них, проблемы со здоровьем, непонимание в эмигрантской среде, одиночество стали пространством, в котором творил оригинальный мыслитель, защищая в своих произведениях достоинство и самоценность человека.

В работах «С нами Бог», «Свет во тьме», «Ересь утопизма» Франк разрабатывает концепцию человеческого самоспасения. Социальный прогресс, считал Франк, не сводится к политико-экономическим изменени-

ям общества на основе равенства и справедливости. Посредством политики вообще невозможно установить рай на Земле, задача государства состоит в том, чтобы не допустить ада. Трудная работа над «реформой бытия» - творческая задача человека, его долг и смысл его жизни. Преобразование общества есть преображение человека.

После победы Советской Армии в эмигрантской среде стремительно распространились симпатии к сталинскому режиму, которые многими расценивались как патриотизм. Однако Франк не изменил своего негативного отношения к большевизму. Особенное неприятие среди эмигрантов вызвала крити-каФранком «русскогонационализма», проникнутого, по его мнению, фальшивой религиозной восторженностью, национальной самовлюбленностью. В1946 г., получив раз-решениена выезд в Лондон к дочери, Франк покидает Францию. В доме дочери он жил до своей смерти в 1950 г.

Философское мировоззрение Франка в течение жизни значительно менялось: от народничества и «легального марксизма» он пришел к философскому идеализму, религиозному миропониманию, экзистенциализму и персонализму. Завершающим этапом его философской работы стало создание фундаментальной онтологии, неразрывно связанной с концепцией «живого знания», открывающего человеку доступ к глубинным сферам бытия. Свою философию Франк определял как «христианский реализм», «метафизический реализм», подчеркивая имманентную связь своего метода с религиозным мистическим опытом и устремленностью к онтологизму, где преодолевается разрыв онтологии и гносеологии, проявляется глубинное чувство бытия, присутствующее внутри нас, которое одновременно объективно и надындивидуально [2, с. 481]. Через «живой опыт» обнаруживается имманентность Бога человеку, божественная природа человека. «Живой опыт» противоречит элементарным аксиомам логического мышления, а следовательно, и не

существует для него. «Реальность, данная в живом опыте, именно в нем и открывается» [3, с. 477] .

«Отвлеченное мышление» своими средствами познает предметную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Реальность духа как непостижимая тайна отлична от предметной реальности и потому невыразима в понятиях, она может быть только пережита. Духовная реальность

- это трансцендентная реальность, проявляющаяся в диалогическом опыте общения и понимания, в эстетической и нравственной интуиции, в религиозном опыте. Через эти явления как последняя «глубина» реальности, как абсолютно первичное идеальное бытие предстает Бог. Человек, таким образом, не отделен от духовной реальности, а укоренен в ней. Свидетельство тому -его опыт самопознания, искания Бога в глубине своего «Я». Посредством трансцен-дирования человек преодолевает ограниченность своей субъективности, глубинную богочеловеческую реальность своей души. В творческом акте переживается единство трансцендентного и эмпирического, сакрального и человеческого.

«Живой опыт» приобретает универсальный смысл, становится методом познания и самоопределения человека в мире. Субъект жизненного знания не противостоит предмету познания как внешнему объекту. Жизненное знание, переживание - «по ту сторону» субъект-объектного отношения. Это знание предмета изнутри посредством общей с ним жизни; предмет познания открывается здесь субъекту как его собственная жизнь.

С позиции онтологизма Франк разрабатывает оригинальную антропологическую теорию - органическую концепцию общества. В работах «Духовные основы общества», «Я и мы», «Непостижимое» в качестве природы человека он рассматривает «соборность». Соборность, целостное ядро общества, осознаваемое как «Мы», он отличает от периферии общественной жизни, которая организуется механистически.

136

Высшее образование в России • № 12, 2005

Сфера «общественности» (механистический аспект общества) основывается на глубинной сфере «соборности» (органической «духовной основы общества»). Через основные категории общественного бытия просвечивает мистерия общественной жизни. Онтологизм, таким образом, отражает внутреннюю суть самобытного русского духовного коллективизма, чувства «Мы», как первичного неразложимого единства, из которого произрастает «Я».

Во всех формах объединения людей -семье, религии, всемирной истории - и через них, считает Франк, действует органическая, жизненная сила внутреннего человеческого единства «Я» и «Ты», вырастающего из первичного единства «Мы». «Мы» имманентно присутствует в «Я» и является основой его жизни. «Я» - встреча с «Ты». «Я» не растворяется в «Мы», не поглощается «Ты», а предстает во всей конкретности и полноте своей личности.

Все формы человеческого общения предполагают понимание и «усмотрение» в другом себе подобного, что возможно только посредством интуитивного восприятия внутреннего единства. Сознание соборного единства есть «мистическое чувство, выводящее человека из наружной, эмпирической обособленности его бытия в таинственные глубины космического и сверхкосми-ческого единства» [2, с. 59]. «Соборность» в качестве социального онтологического измерения дает новое углубленное обоснование достоинству человека, возможность преодоления его индивидуализма и одиночества.

Целью общественной жизни, как и жизни человека вообще, является осуществление самой жизни во всей ее глубине и полноте. Движущей силой общества, по глубокому убеждению Франка, может быть только целостный человек, а не идеи или материальные потребности. Социальные преобразования являются проекцией творческой сущности человека, свободного действия, отличного от субъективного произвола.

Идея личности как носителя и творца

духовных ценностей становится определяющей темой всего философского творчества Франка. Личность - единственная реальная точка, в которой и через которую действует Божественный дух, онане может использоваться в качестве орудия ни для каких целей. Творчество есть воплощение абсолютных ценностей духа в земной жизни и ее средствами, высшее единство трансцендентного и эмпирического, утверждение единства Божественного и человеческого. Это единство и определяется Франком как Богочеловечество. Смыслом творчества является осуществление свободы. Мир культуры пронизан «святостью». Именно поэтому следует беречь культуру и личность как «искры» священного божественного пламени. Личность - единственная доступная человеку конкретизация абсолютного, единственное абсолютно священное начало. Личность понимается как присутствие вечного во временном, как их единство.

В статье «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» современное ему мировоззрение Франк определяет как кризис гуманизма, кризис веры в человека. Сущность кризиса - в восстании человека против Бога в самом себе, против нравственности. Человек обессилил и разочаровался в осуществлении в мире высших ценностей. В немалой степени этому способствовали натуралистические трактовки человека, экономический материализм Маркса, богоборческий титанизм Ницше. Но именно кризис гуманизма проясняет для человека его главную нравственную задачу - совершенствование жизни. Совершенствовать следует не других людей и не мир в целом, а самих себя. Содержанием этого внутреннего совершенства является любовь. Через проповедь любви, сострадания, уважения к человеку, обуздания темных, корыстных, хаотических вожделений закладываются основы лучшего порядка общественной жизни.

Способом преображения бытия является коллективное самовоспитание человечества, и это путь изнутри наружу, путь

нравственного воспитания личности. «Уровень общественного порядка стоит в функциональной зависимости от нравственного уровня людей, его составляющих» [2, с. 461]. На человека возлагается ответственность за бытие.

Этика, нравственная философия - логическое завершение и «пробный камень» любой метафизики. Франк развивает тенденцию русской философии включения этики в онтологию, разрабатывает этику служения.

С.Л. Франк создал целостное, оригинальное философское учение, которое по праву представляет достижение русской философии. Как всякое универсальное учение, его философия не свободна от противоречий и внешних воздействий. В философии Франка можно обнаружить влияние многих выдающихся русских и западных мыслителей, но своим единственным учителем Франк считал Николая Кузанского, остальные составляли круг общения. Среди них был философ, с которым Франк осознанно и неосознанно вел борьбу всю свою жизнь. Это Фридрих Ницше. В ранней юности, после чтения его труда «Так говорил Заратустра», Франку открылось его предназначение, определилась его судьба, жизненный путь. Франк был потрясен глубиной духовной жизни, которой веяло от этой книги. «С этого момента я почувствовал реальность духа, реальность глубины в собственной душе - и без каких-либо особых решений моя внутренняя судьба определилась. Я стал «идеалистом», не в кантианском смысле, а идеалистом-метафизи-ком, носителем некоего духовного опыта, открывшего доступ к незримой внутренней реальности бытия. Философское оформление этот переворот получил лишь много позднее, когда я обдумывал, а потом писал «Предмет знания», а последнее, конкретное религиозное или религиозно-философское оформление еще позже. Но фундамент моего духовного бытия был заложен или, вернее, открылся мне сознательно именно тогда, зимой 1901-2 гг.» [3, с. 561]. Так вспо-

минал о своем юношеском озарении Франк в автобиографических записках 1935 года.

Однако подлинная автобиография философа - это его произведения, искание «живого Бога», убитого Ницше. Воскресение Бога - основной мотив всей философии Франка. Пережив крушение кумиров, идеалов юности, расставшись навсегда с родиной, Франк обнаруживает в себе потрясающее мистическое чувство жизни, стремление быть. «Бог жив» - основная метафизическая интуиция Франка, все остальное в учении - ее проявление и обоснование. Бог жив, а значит, человек не одинок, не чужд миру, он укоренен в бытии. В Боге человек обретает свою духовную родину, преодолевает одиночество и сиротство. Ницшеанской метафизике бездны Франк противопоставил философию света...

Философию Франк никогда не рассматривал как знание «отвлеченных начал», цель философии - научить человека правильно и разумно жить, помочь ему преодолеть духовный кризис, возвратить утраченную веру в жизнь. Этому, он считал, были посвящены все универсальные философские системы о сущности бытия, о природе человеческого познания и смысле человеческой жизни. Чтобы выполнить свою задачу, философия должна быть обновлена, сближена с жизнью, но не с внешней, что для нее всегда падение, а с глубочайшей и вечной основой жизни. Этот путь всегда был характерен для русской философской мысли. Его и избрал Семен Людвигович Франк

- путь врачевателя и воспитателя .

«Жизнь - это путешествие», - написал смертельно больной Франк. Это очень русская дефиниция.

Литература

1. Франк Л.С. Крушение кумиров // Русская

идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. В 2 т. - М., 1994. - Т.1.

2. Франк С.Л. Духовные основы общества. -

М., 1992.

3. Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.