Научная статья на тему 'Семантико-стилистические особенности темпоральных существительных в поэтическом тексте (на материале немецкой поэзии)'

Семантико-стилистические особенности темпоральных существительных в поэтическом тексте (на материале немецкой поэзии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POETIC TEXT / POETIC LANGUAGE / LEXICAL UNITS OF TIME / SEMANTICS / SEMANTIC ANALYSIS / POETIC UNIVERSALS / ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ / СЕМА / СЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ПОЭТИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Башкова Л.Ф., Диянова Е.Г.

В статье рассматриваются особенности функционирования темпоральных существительных в поэтических текстах. Обосновывается разноплановый характер категории времени в художественном тексте, и, как следствие, многоаспектность подходов к данной проблематике. Опираясь на теоретическую базу, выдвинутую в трудах В.Н. Капленко, предпринят анализ немецкоязычной оригинальной и переводной поэзии, в результате которого идея о контекстуальной нейтрализации значений нашла своё обоснование и в немецких поэтических текстах. С помощью компонентного (семного) анализа лексических единиц времени у них выявляется контекстуальная нейтрализация семы «количество длительности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC-STYLISTIC FEATURES OF TEMPORAL NOUNS IN THE POETIC TEXT (WITH REFERENCE TO THE GERMAN POETRY)

The article deals with the specific features of functioning of temporal nouns in poetic texts. The diverse nature of category of time in a literary text and as a result multiple aspects of approaches to this perspective are substantiated. Relying on the theoretical base, which is put forward in V. N. Kaplenko's works, the authors carry out an analysis of German original and translated poetry. The results have revealed an idea of contextual neutralization of meanings is verified in the German poetic texts. By means of the component analysis of lexical units with the meaning of time the researchers show evidence of contextual neutralization of the semantics of “quantity of duration”.

Текст научной работы на тему «Семантико-стилистические особенности темпоральных существительных в поэтическом тексте (на материале немецкой поэзии)»

4. Грузинова Л.Б. Иностранная библиография, учебное пособие. Москва, 1997.

5. Алиева И.З. Информационные возможности библиотек в формировании экологической культуры населения. Мир науки, культуры, образования. 2012; 4 (37).

References

1. Bliyev Z.H. Azsrbaycan biblioqrafiyasmin tarixi: Dsrslik. Baki, 2007.

2. Gudovschikova I.V., Lyutova K.V. Obschaya inostrannaya bibliografiya. Moskva, 1978.

3. GOST 7.0-77. Sistema standartovpo informacii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Bibliograficheskaya deyatel'nost'. Osnovnye terminy i opredeleniya. Moskva, 1978.

4. Gruzinova L.B. Inostrannaya bibliografiya: uchebnoe posobie. Moskva, 1997.

5. Alieva I.Z. Informacionnye vozmozhnosti bibliotek v formirovanii 'ekologicheskoj kul'tury naseleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 4 (37).

Статья поступила в редакцию 29.11.15

УДК 811.1/.2

Bashkova L.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Penza State Agricultural

Academy (Penza, Russia), E-mail: prof.pgsha@gmail.com

Dianova E.G., teaching assistant, Department of Foreign Languages, Penza State Agricultural Academy (Penza, Russia),

E-mail: dianova.elena-86@yandex.ru

SEMANTIC-STYLISTIC FEATURES OF TEMPORAL NOUNS IN THE POETIC TEXT (WITH REFERENCE TO THE GERMAN POETRY). The article deals with the specific features of functioning of temporal nouns in poetic texts. The diverse nature of category of time in a literary text and as a result multiple aspects of approaches to this perspective are substantiated. Relying on the theoretical base, which is put forward in V. N. Kaplenko's works, the authors carry out an analysis of German original and translated poetry. The results have revealed an idea of contextual neutralization of meanings is verified in the German poetic texts. By means of the component analysis of lexical units with the meaning of time the researchers show evidence of contextual neutralization of the semantics of "quantity of duration".

Key words: poetic text, poetic language, lexical units of time, semantics, semantic analysis, poetic universals.

Л.Ф. Башкова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, Пензенская государственная сельскохозяйственная

академия, г. Пенза, E-mail: prof.pgsha@gmail.com

Е.Г. Диянова, ассистент каф. иностранных языков, Пензенская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Пенза, E-mail: dianova.elena-86@yandex.ru

СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕМПОРАЛЬНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЙ ПОЭЗИИ)

В статье рассматриваются особенности функционирования темпоральных существительных в поэтических текстах. Обосновывается разноплановый характер категории времени в художественном тексте, и, как следствие, многоаспектность подходов к данной проблематике. Опираясь на теоретическую базу, выдвинутую в трудах В.Н. Капленко, предпринят анализ немецкоязычной оригинальной и переводной поэзии, в результате которого идея о контекстуальной нейтрализации значений нашла своё обоснование и в немецких поэтических текстах. С помощью компонентного (семного) анализа лексических единиц времени у них выявляется контекстуальная нейтрализация семы «количество длительности».

Ключевые слова: поэтический текст, поэтический язык, лексические единицы времени, сема, семный анализ, поэтическая универсалия.

Категория времени в поэтическом тексте продолжает являться предметом многочисленных исследований в силу своей многоаспектности. Так, например, выявляются, систематизируются и описываются средства выражения языкового времени в поэтических текстах того или иного поэта [1], осуществляется сопоставительный анализ средств выражения семантики времени в поэтических идиостилях [2], проводится анализ темпоральной системы поэтов [3], анализируется темпоральная семантика существительных на основе метонимического механизма [4]. Интерес к данной проблематике обусловлен, на наш взгляд тем, что функционирование темпоральной системы в поэтических текстах зависит от индивидуально-авторских особенностей и тем самым раскрывает характерные особенности поэтического иди-остиля. Таким образом, выявление индивидуальных особенностей художественного мышления автора осуществляется через интерпретацию употреблений темпоральной лексики.

В качестве теоретической базы нами приняты за основу положения, изложенные в трудах В.Н. Капленко, который считает, что в процессе функционирования в поэтическом тексте темпоральные существительные утрачивают свою «терминологическую» сему точности, определенности, иными словами у таких существительных происходит нейтрализация семантики точного количества [5, с. 65]. В ходе наблюдений за функционированием в поэтических текстах темпоральных существительных век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда посредством компонентного анализа им установлено, что вышеперечисленные существи-

тельные утрачивают сему точного количества, «четкость границ временного отрезка» [6, с. 19]. Такая закономерность функционирования темпоральных существительных связана, на наш взгляд, прежде всего со спецификой поэтического текста как такового, который представляет собой особым образом организованную словесно-художественную структуру и обладает своими специфическими особенностями построения и функционирования [7, с. 15]. Справедливость этого положения убедительно доказывается в трудах крупнейших исследователей теории поэтического языка во всех его лингвистических аспектах: см. Б. Эйхенбаум [8], Р Якобсон [9], А.А. Потебня [10], В.В. Виноградов [11], Я. Мукаржовский [12], Б.В. Томашевский [13], Ю.М. Лот-ман [14], В.М. Жирмунский [15] и другие. Нельзя также обойти вниманием и концепцию Ю.Н. Тынянова, в основе которой лежит понятие «тесноты стихового ряда», демонстрирующее, как меняется смысл слова, помещённого в контекст «стиховой конструкции». Абстракция слова, по мнению Ю.Н. Тынянова, собственно, является как бы кружком, заполняемым каждый раз по-новому, в зависимости от того лексического строя, в который оно попадает и от функций, которые несёт каждая речевая стихия» [16, с. 77].

В данной статье ставится задача проанализировать с помощью семного анализа употребление темпоральных существительных в немецких поэтических текстах, и выявить условия, способствующие достижению эстетического эффекта.

Исходя из законов организации поэтического художественного дискурса, которые, по мнению многих исследователей, име-

ют универсальную природу, логично предположить, что утрата семы точного количества, определенности характеризует темпоральные существительные также и в немецкой поэзии, т. е. носит относительно универсальный характер.

В ходе наблюдений над оригинальными и переводными поэтическими текстами стало ясно, что функционирование темпоральных существительных в немецкой поэзии подчиняется тем же законам, что и в русской. Нами была проанализирована семантика следующих существительных, обозначающих единицы времени в немецком языке: die Stunde - час, das Jahrhundert -век, das Jahr - год , der Monat - месяц, Tag und Nacht (Rund um die Uhr) - сутки, die Minute - минута, die Sekunde - секунда. К анализу были привлечены тексты немецких поэтов Г.Гессе, содержащие данные существительные.

«So da? ich lesend, in Minuten oder Stunden, / Der ganzen Menschheit Weg noch einmal ging» - И вот, листая этот том почтенный, / Путь человечества прошел я вмиг / И в смысл его теорий сокровенный / Старейших и новейших враз проник. (Г. Гессе) Существительные Minuten и Stunden утрачивают свое прямое значение - количество длительности и приобретают иную художественную функцию, создавая при этом парадоксальный темпоральный фон. Художественный смысл строк выражается во временном парадоксе: за минуты и часы невозможно пройти путь всего человечества. Контекст здесь нейтрализует сему «количество длительности» у существительных Minuten и Stunden.

Ich habe der Zeit ihr Geheimnis geraubt, /Von gestern zu gestern zurück sie geschraubt, / Und schraube zurück sie von Tag zu Tag, / Wie einst ich zu Adam gelangen mag. Я времени самую суть

Библиографический список

ухватил, / Его от вчера до вчера раскрутил, / За сутками сутки я мчусь по годам, / Покуда не встретится мне Адам. Существительное Tag утрачивает свое прямое значение, теряет семантику точного количества и благодаря противопоставлению: сутки - года (не недели, не месяцы, а именно сутки) приобретает индивидуально-образный смысл, придавая произведению эстетический эффект. Однако далее мы наблюдаем нарушение хронологич-ности событий, проявляющееся в параллельном представлении двух разновременных и взаимоисключающих событий, выходящих за пределы вероятного: Ich habe die Mutter, sonderbar! / In der Stunde besucht, da sie mich gebar, / Ich selber stand der Kreißenden bei, / Und habe vernommen mein erstes Geschrei. / Не чудо ли? Я посетил мою мать / В тот миг, как она меня стала рожать; / Я принял себя, пред собою возник, И сам я услышал свой первый крик. (А. Шамиссо).

Таким образом, наблюдения над функционированием темпоральных существительных в немецких поэтических текстах показали, что лексическая семантика таких существительных реализуется очень разнообразно и для них также характерны случаи утраты «терминологической» семы точности, определённости. Таким образом, вполне правомерно предположить, что специфика функционирования лексических единиц времени, проявляющаяся в контекстуальной нейтрализации семы «количество длительности», носит относительно универсальный характер т. е. является относительной поэтической универсалией и может наблюдаться также и во французских, английских поэтических текстах, что, в свою очередь, требует отдельного пристального изучения.

1. Макаровская E.B. Языковые средства выражения времени в поэзии Бориса Пастернака. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2009.

2. Ахапкина Я.Э. Семантика времени в поэтическом тексте: на материале лирики Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама акмеистического периода творчества. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Санкт-Петербург, 2003.

3. Милютина М.Г., Кузьмина ТБ. Дистрибуция элементов поля темпоральности в поэзии Б.А. Ахмадулиной. Славянские языки и культуры в современном мире: материалы II Международного научного симпозиума, МГУ им. М^. Ломоносова, 21-24 марта 2012 г. Москва, 2012: 174 - 175.

4. Курапова Е.С. Темпоральная семантика существительных как основа и результат развития их многозначности. Вестник СамГУ. 2013; 8I1 (109).

5. Капленко B.K Лексические единицы времени в поэтическом тексте. Лексическая семантика. Свердловск, 1991: 64 - 73.

6. Капленко B.K Функционирование темпоральных существительных в поэтиче-ском тексте. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 1997.

7. Башкова Л.Р. Вариативность/инвариантность ключевого элемента поэтического текста. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Bолгоград, 2008.

8. Эйхенбаум Б. О поэзии. Ленинград: Советский писатель, 1969.

9. Якобсон Р. Работы по поэтике. Москва: Прогресс, 1987.

10. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. Москва: Bысшая школа, 1990.

11. Bиноградов B.B. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Москва: Издательство АН СССР, 1963.

12. Мукаржовский Ян Исследования по эстетике и теории искусства. Москва: Искусство, 1994.

13. Томашевский Б^. Теория литературы. Поэтика. Москва: Аспект-Пресс, 2001.

14. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Москва: Искусство, 1970.

15. Жирмунский BM Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Ленинград: Наука, 1977.

16. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Москва: Советский Писатель, 1965.

References

1. Makarovskaya E.V. Yazykovye sredstva vyrazheniya vremeni vpo'ezii Borisa Pasternaka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Ahapkina Ya.'E. Semantika vremeni v po'eticheskom tekste: na materiale liriki Anny Ahmatovoj i Osipa Mandel'shtama akmeisticheskogo perioda tvorchestva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

3. Milyutina M.G., Kuz'mina T.V. Distribuciya 'elementov polya temporal'nosti v po'ezii B.A. Ahmadulinoj. Slavyanskie yazyki i kul'tury v sovre-mennom mire: materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, MGU im. M.V. Lomonosova, 21-24 marta 2012 g. Moskva, 2012: 174 - 175.

4. Kurapova E.S. Temporal'naya semantika suschestvitel'nyh kak osnova i rezul'tat razvitiya ih mnogoznachnosti. Vestnik SamGU. 2013; 8I1 (109).

5. Kaplenko V.N. Leksicheskie edinicy vremeni v po'eticheskom tekste. Leksicheskaya semantika. Sverdlovsk, 1991: 64 - 73.

6. Kaplenko V.N. Funkcionirovanie temporal'nyh suschestvitel'nyh vpo'etiche-skom tekste. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Ekaterinburg, 1997.

7. Bashkova L.R. Variativnost'/invariantnost'klyuchevogo 'elementa po'eticheskogo teksta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2008.

8. 'Ejhenbaum B. O po'ezii. Leningrad: Sovetskij pisatel', 1969.

9. Yakobson R. Raboty po po'etike. Moskva: Progress, 1987.

10. Potebnya A.A. Teoreticheskaya po'etika. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

11. Vinogradov V.V. Stilistika. Teoriya po'eticheskojrechi. Po'etika. Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1963.

12. Mukarzhovskij Yan Issledovaniya po 'estetike i teorii iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1994.

13. Tomashevskij B.V. Teoriya literatury. Po'etika. Moskva: Aspekt-Press, 2001.

14. Lotman Yu.M. Struktura hudozhestvennogo teksta. Moskva: Iskusstvo, 1970.

15. Zhirmunskij V.M. Teoriya literatury. Po'etika. Stilistika. Leningrad: Nauka, 1977.

16. Tynyanov Yu.N. Problema stihotvornogo yazyka. Moskva: Sovetskij Pisatel', 1965.

Статья поступила в редакцию 29.11.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.