Научная статья на тему 'Семантико-синтаксические особенности конструкций с модализованным глаголом «Get»'

Семантико-синтаксические особенности конструкций с модализованным глаголом «Get» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
541
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДАЛЬНОСТЬ / МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ / МОДАЛИЗОВАННЫЕ ГЛАГОЛЫ / МОДАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вострякова Анна Вячеславовна

Статья представляет комплексное исследование модализованных глаголов в современном английском языке и семантико-синтаксических особенностей конструкций с модализованным глаголом get. Автор анализирует модальные значения в семантической структуре глагола get и выявляет актуализаторы данного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC-SYNTACTIC PECULIARITIES OF CONSTRUCTIONS WITH THE MODALIZED VERB TO GET

The article is a complex investigation of modalized verbs in Modern English and semantic-syntactic peculiarities of constructions with the modalized verb to get. The author analyses modal meanings of the verb to get and gives markers of the given meanings.

Текст научной работы на тему «Семантико-синтаксические особенности конструкций с модализованным глаголом «Get»»

УДК81’367.625.5

ВОСТРЯКОВА Анна Вячеславовна, ассистент преподавателя, аспирант кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ С МОДАЛИЗОВАННЫМ ГЛАГОЛОМ «GET»

Статья представляет комплексное исследование модализованных глаголов в современном английском языке и семантико-синтаксических особенностей конструкций с модализованным глаголом get. Автор анализирует модальные значения в семантической структуре глагола ge? и выявляет актуализаторы данного значения.

Модальность, модальные глаголы, модализованные глаголы, модальные значения

Глагол get в современном английском языке является полифункциональным и способен функционировать в предложении в качестве полнозначного, связочного, вспомогательного, фазового и модализованного глагола.

Данная работа посвящена исследованию функциональной особенности глагола get как модализованного и изучению спектра модальных значений в его семантической структуре.

Представляется необходимым прежде всего рассмотреть категорию модальности, трактовка которой в современной лингвистике достаточно широка. Традиционно под модальностью понимается семантическая категория, показывающая связь между называемыми объектами и действительностью1. Также модальность может быть определена как языковая категория, указывающая на характер объективных связей, отражаемых в содержании предложения (объективная модальность), и степень достоверности предложения с точки зрения говорящего (субъективная модальность)2. Более того, данная категория может показывать степень познанности связи между

объектом действительности и его признаком говорящим3. Утверждается, что в основе модальности лежит более общая категория интеллектуально-рассудочной оценки, что не позволяет включать в сферу модальности эмоционально-этические, эмоционально-волевые и другие виды оценки.

С точки зрения функционально-семантического подхода, модальность представляет собой систему грамматических значений, которая проявляется на разных уровнях языка. Функционально-семантическое поле модальности в английском языке имеет сложную структуру, определяемую разным характером значений и разнообразностью средств выражения. Например, субъективная модальность (внутренняя модальность) может быть выражена при помощи модальных глаголов. Объективная модальность (внешняя) выражается в предложении при помощи наклонения и модальных слов4.

Модальными называют глаголы, не выражающие какое-либо действие или состояние, а передающие отношение говорящего к действию или состоянию, его оценку, т.е. возможность,

необходимость, предположение, долженствование, вероятность совершения действия5. Особенность модальных глаголов состоит в том, что действие, выражаемое инфинитивом при модальном глаголе, является потенциальным. Потенциальность сводится к более широкому понятию обусловленности. Модальность определяется как разновидность потенциальной обусловленности действия, которая отличается от причинно-следственной обусловленности тем, что обуславливаемое действие является в данном случае нереализованным6.

С другой стороны, в современном английском языке помимо модальных глаголов существует большое количество глаголов, в словарном значении которых модальный признак не представлен и может быть установлен только в особом контексте7. Указанные слова объективно выделяются в словаре и характеризуются формальными и содержательными особенностями. Данные глаголы с модальным компонентом в значении называются модализован-ными и классифицируются на основании трех признаков данного компонента:

1) значения (волеизъявление, возможность, внешняя обусловленность и предположение);

2) характера (узуальный или окказиональный);

3) обусловленности в семантике глагола.

Исходя из того факта, что среди словозна-

чений с модальным компонентом могут быть выделены словозначения, которые регулярно появляются в семантической структуре определенных глаголов, и те, в содержании которых модальный компонент обусловлен отражаемой понятийной ситуацией, модализованные глаголы подразделяются на структурно-обусловленные и понятийно-обусловленные.

Структурно-обусловленные глаголы включают в себя три разновидности:

1) глаголы пассивизации, в семантике которых происходит регулярный сдвиг в сторону пассивного значения;

2) глаголы генерализации, в семантике которых происходит регулярный сдвиг в сторону более общего значения;

3) глаголы комментирования, выражающие точку зрения субъекта.

В отличие от них понятийно-обусловленные глаголы выражают понятийную модальную си-

туацию, например, ситуацию, связанную с возможностью неудачного результата, воздействием субъекта на другой субъект и пр. Понятийно-обусловленные глаголы могут быть подразделены на три группы:

1) глаголы возможности;

2) глаголы волеизъявления;

3) глаголы внешней обусловленности, включающие в свое лексическое значение модальный компонент каузативности, необходимости, оценки,уточнения и пр.

Также выделяется особая группа модали-зованных глаголов, смысл которых окказионально связан с понятием, и модальный компонент может быть представлен в нескольких словоз-начениях. К ним относятся: do, get, go, have, hold, keep, make, put, set, take. Данные глаголы являются многозначными, употребляются во фразеологизмах, их исходные значения называют важнейшие процессы: бытия, обладания, действия, движения. Некоторые из них выполняют важные структурные функции в английском языке. Эти глаголы с окказиональной связью между понятием и смыслом именуются широкозначными. Как правило, широкозначные глаголы имеют модальный компонент в своей семантике и часто используются в разговорной речи и сленге. «Можно сказать, что если английский глагол обладает широким значением и активно используется в общении, то в содержании такого глагола закономерно появляется производное модальное значение»8. Подчеркивается, что между регулярностью появления связочного и модального значений широкозначных глаголов существует определенный параллелизм. Следовательно, в семантике связочных глаголов наличествуют модальные значения.

Рассмотрим модальные компоненты в семантической структуре широкозначного глагола to get.

Во-первых, данный глагол может быть отнесен к структурно-обусловленным глаголам пассивизации, т.к. в его семантике присутствует модальный компонент пассивизации: It was raining and we all got wet. Фактически данное предложение означает: The rain made us wet. Фраза Her results are getting better подразумевает She is improving her results (Mac). В дан-

Вострякова А.В. Семантико-синтаксические особенности конструкций.

ном случае глагол get является связкой и стоит в форме активного залога, однако имплицитно выражает пассивное значение.

Во-вторых, данный глагол в форме have got to обладает модальным значением необходимости, следовательно, может входить в состав понятийно-обусловленных глаголов в подгруппу внешней обусловленности: I’ve got to get out of here (Sheldon); I’ve got to give the anaesthetic (A. Christie).

Таким образом, являясь широкозначным глаголом и имея в своей семантической структуре несколько модальных компонентов (пасси-визации и необходимости), глагол get входит в группу структурно-обусловленных глаголов пассивизации и понятийно-обусловленных глаголов внешней обусловленности.

Глагол get в форме have got to также может быть отнесен к полумодальным глаголам (semi-modal verb) наравне с have to, had better, be supposed, be going. Эти глаголы, в отличие от модальных, маркированы категориями вре-

мени, лица и способны образовывать неличные формы глаголов. Употребление have got to ограничено, и он используется только в британской и американской разговорной речи9. Причем, помимо модального значения долженствования have got to обладает модальным значением большой степени вероятности действия: You’ve got to be kidding; You’ve got to be joking (ben).

Следовательно, глагол get обладает модальным значением не только тогда, когда он выступает в качестве модального эквивалента глагола must, но также тогда, когда он является связкой. Причем он может быть отнесен к группе так называемых модализован-ных глаголов. Поскольку глагол get имеет несколько модальных компонентов в своей семантике (пассивизации и необходимости), он принадлежит группе стуктурно-обуслов-ленных глаголов пассивизации и группе понятийно-обусловленных глаголов внешней обусловленности.

Примечания

1 Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. М., 2002. С. 231.

2 Бондарко В.Н. Аналитические и синтетические способы выражения модальности в немецком языке II ИЯШ. 1978. №4. С. 31.

3 Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. Воронеж, 1985. С. 19.

4 ЕрмолаеваЛ.С. О лингвистическом статусе категории модальности// Филол. науки. 1982. №4. С. 67.

5 МылъцеваН.А., ЖималенковаТ.А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. М., 2001. С. 167.

6 СилъницкаяГ.В. Система значений модальных глаголов в современном английском языке. Л., 1971. С. 4.

7 Карасик В.И. Категориальные признаки в значении слова. М., 1988. С. 24-28.

8 Там же. С. 36.

9 Вейхман Г. А. Новое в английской грамматике. М.,2001.С.32.

Vostryakova Anna

SEMANTIC-SYNTACTIC PECULIARITIES OF CONSTRUCTIONS WITH THE MODALIZED VERB TO GET

The article is a complex investigation of modalized verbs in Modern English and semantic-syntactic peculiarities of constructions with the modalized verb to get. The author analyses modal meanings of the verb to get and gives markers of the given meanings.

Контактная информация: e-mail\ vostryakova_anna@mail .ru

Рецензент - Сидорова T.A., доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.