Колодина Нина Ивановна, Клейменова Мария Вячеславовна, Лябина Олеся Геннадиевна СЕМАНТИКО-СИНОНИМИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ "ЗАВИСТЬ" В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ СЛЫШАЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ
Настоящая статья является результатом психолингвистического экспериментального исследования, проведенного в группах слышащих и слабослышащих подростков, по выявлению структурированности понятия "зависть" в обыденном сознании. Цель работы - построение семантико-синонимического поля, представляющего собой совокупность лексических единиц, полученную путем суммирования слов-синонимов и слов-ассоциаций. Концепция семантико-синонимического поля подтверждается совпадающими единицами синонимичного и ассоциативного полей, построенными по предложенным спискам учащихся. В свою очередь, выявленные совпадения приоритетных единиц семантико-синонимических полей двух групп подростков дают основание предполагать, что мыслительные процессы при выполнении заданий на написание слов-синонимов и слов-ассоциаций происходят в одной и той же зоне коры головного мозга как у слышащих, так и слабослышащих респондентов. Единицы, не имеющие совпадений в полях, характеризуют специфику мышления слышащих и слабослышащих детей как два разных способа кодирования и декодирования информации. Отмечены единицы, не содержащие семантические признаки относительно исследуемого понятия "зависть", однако увязанные в сознании респондентов с заданным словом по каким-либо другим признакам. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/9-1/31.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(75): в 2-х ч. Ч. 1. C. 113-118. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/9-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Кудряшов К. Ответить за базар. Знаменитые афоризмы, приписываемые не тем авторам [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/society/history/otvetit_za_bazar_znamenitye_aforizmy_pripisyvaemye_ne_ tem_avtoram (дата обращения: 07.11.2015).
4. Савицкая Н. Депутаты изучили детский труд [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/ education/2017-06-29/8_7018_deputats.html (дата обращения: 29.06.2017).
5. Савицкая Н. Родители не должны определять политику школы [Электронный ресурс] // Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/education/2017-06-29/8_7018_ministr.html (дата обращения: 29.06.2017).
6. Слюсарева Н. А. Категориальная основа тема-рематической организации высказывания-предложения // Вопросы языкознания. М., 1986. № 4. С. 3-16.
7. Шаблинская О. Под видом общежития имени Бертольда Шварца. Где Гайдай снимал «12 стульев» [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/culture/movie/pod_vidom_obshchezhitiya_imeni_bertolda_shvarca_ gde_gayday_snimal_12_stulev (дата обращения: 13.07.2017).
THE PROBLEM OF IMPLICIT SEMANTICS OF THE NOUN WITHIN THE CATEGORY OF DEFINITENESS / INDEFINITENESS (BY THE MATERIAL OF THE ELECTRONIC VERSIONS OF THE RUSSIAN PRINT MEDIA)
Katsitadze Inna Mangurovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don imkacitadze@sfedu. ru
The article is devoted to some implicit ways of expressing the meaning of definiteness / indefiniteness of nouns in the Russian language. The author's aim is to prove the problematic character and certain significance of these ways of explication of the noun semantics in the framework of the referential category of definiteness / indefiniteness on pages of the modern Russian printed media (their electronic versions).
Key words and phrases: implicit ways; category of definiteness / indefiniteness; newspaper landscape; communicative process; presupposition of utterance; illocutionary intention.
УДК 81.411.2-212
Настоящая статья является результатом психолингвистического экспериментального исследования, проведенного в группах слышащих и слабослышащих подростков, по выявлению структурированности понятия «зависть» в обыденном сознании. Цель работы - построение семантико-синонимического поля, представляющего собой совокупность лексических единиц, полученную путем суммирования слов-синонимов и слов-ассоциаций. Концепция семантико-синонимического поля подтверждается совпадающими единицами синонимичного и ассоциативного полей, построенными по предложенным спискам учащихся. В свою очередь, выявленные совпадения приоритетных единиц семантико-синонимических полей двух групп подростков дают основание предполагать, что мыслительные процессы при выполнении заданий на написание слов-синонимов и слов-ассоциаций происходят в одной и той же зоне коры головного мозга как у слышащих, так и слабослышащих респондентов. Единицы, не имеющие совпадений в полях, характеризуют специфику мышления слышащих и слабослышащих детей как два разных способа кодирования и декодирования информации. Отмечены единицы, не содержащие семантические признаки относительно исследуемого понятия «зависть», однако увязанные в сознании респондентов с заданным словом по каким-либо другим признакам.
Ключевые слова и фразы: слышащие и слабослышащие подростки; структурированность понятия «зависть»; концепция семантико-синонимического поля; обыденное сознание.
Колодина Нина Ивановна, д. филол. н., профессор Клейменова Мария Вячеславовна
Воронежский государственный педагогический университет verteria@mail. ги
Лябина Олеся Геннадиевна, к. филол. н., доцент
г. Тамбов lyabina78@mail. ги
СЕМАНТИКО-СИНОНИМИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ «ЗАВИСТЬ» В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ СЛЫШАЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ
Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-04-00057/17 «Структурированность нравственных понятий».
Введение. От детей часто можно услышать «Хочу такую же игрушку», когда они видят желаемую вещь у другого ребенка. Не получив то, что хотел, ребенок может ударить или отобрать эту вещь у более слабого
малыша. Взрослый человек такую фразу не выкрикивает, видя красивую машину, шикарный дом у соседа или родственника, достигнутый успех или признание у коллеги. Негласный стереотип добропорядочного господина в обществе не позволяет вести себя подобно ребенку и показывать открыто зависть к кому-либо. Напротив, взрослый постарается выразить радость за коллегу или соседа, у которого есть то, чего так хотелось бы иметь самому.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью, с одной стороны, рассмотреть понятие «зависть» в корреляции с чувством зависти, которое закодировано в обыденном сознании носителей русского языка, использующих разную семиотическую кодировку получаемых знаний, что даст возможность выявления всех признаков данного понятия в виде структурированности, с другой стороны, представить концепцию се-мантико-синонимического поля, включающего в себя дифференциальные семантические признаки понятия.
Цель работы - построить семантико-синонимическое поле на примере понятия «зависть», закодированное в обыденном сознании слышащих и слабослышащих подростков, и выявить семантические связи между единицами, определяющими данное поле.
Задачи исследования определены указанной целью и отражают алгоритм на пути достижения цели:
- дать толкование словарной дефиниции «зависть» и выявить основные ее семы, а также объяснить чувство зависти с психологической точки зрения;
- провести анкетирование в группах слышащих и слабослышащих подростков и обработать полученные данные с целью построения синонимичного и ассоциативного полей, организующих семантико-синонимическое поле исследуемого понятия;
- проанализировать и сравнить лексические единицы, представленные слышащими респондентами и детьми с нарушенным слухом, и установить семантические связи слов-синонимов и слов-ассоциаций;
- обосновать концепцию семантико-синонимического поля как поля декодирования единиц знаний обыденного сознания и представить данное поле в виде таблицы.
Описание работы. Исследование проводилось соответственно разработанному алгоритму на материале анкетирования учащихся старших классов (10 и 11 классы) в учебных заведениях: МБОУ СОШ № 9 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 16 г. Воронежа, школа-интернат для слабослышащих детей № 6 г. Воронежа; ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции "Гармония"», г. Рассказово, Тамбовской области; КОУВО «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1-2 вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», г. Бобров Воронежской области; КОУ ВО «Павловская школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Павловск Воронежской области. Общее количество анкетируемых подростков старших классов составило 122 человека (слышащих - 65 человека и слабослышащих - 57 человек).
Шаг 1. Выявление основных сем словарной дефиниции «зависть» происходило с помощью компонентного анализа. Предполагается, что семы, как минимальные единицы значения слова, данные в толковых словарях, способствуют пониманию слова.
Исследуемая дефиниция «зависть» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» [7]. В словаре Т. Ф. Ефремовой дефиниция «зависть» трактуется так же: «Чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и т.п. другого; желание обладать тем, что есть у другого» [1]. Почти одинаковое определение предлагается и в словаре С. А. Кузнецова: «Зависть - чувство досады, раздражения, вызванное удачей, успехом, благополучием другого, сопровождаемое желанием обладать тем, что есть у другого» [4].
Таким образом, основными семами понятия зависть можно считать: чувство досады, раздражения, вызванное успехом, благополучием, удачей другого; желание обладатель тем, что есть у другого.
В психологии зависть объясняется как «неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Завидовать - значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого» [2]. Следовательно, пусковым механизмом зависти является сравнение.
Шаг 2. Слышащим и слабослышащим подросткам было дано задание написать слова-синонимы к слову «зависть». Подбор синонимов к исходному слову не составляет трудностей для слышащих учащихся, живущих в языковой среде и являющихся носителями русского языка. Для их слабослышащих сверстников выполнение подобного задания создает определенные трудности, которые заключаются в том, что семантические связи между словами у них быстро разрушаются, и они часто не могут восстановить эти связи без помощи учителя. Разрушение связей основано на том, что ассоциативное мышление у детей с нарушением слуха слабо развито. В основе механизма ассоциативного мышления лежит взаимодействие левого и правого полушария. Известно, что левое полушарие мыслит словами, а правое полушарие - образами. Взаимодействие обоих полушарий позволяет устанавливать ассоциативные связи. Поскольку же слабослышащие дети имеют 1аЬв1-мышление, т.е. «прикрепляют» к каждому объекту или явлению слово, то такие связи распадаются быстро. Если подросткам не удается найти семантическую связь со словом-стимулом, то они стараются написать те слова, которые могут вспомнить, но далеко не всегда такие слова соответствуют заданию.
Поскольку детей с проблемами слуха обучают слышащие учителя и воспитатели, то усвоенный материал является отражением багажа знаний слышащего учителя, но закодированного в другой семиотической системе слабослышащего ребенка, поэтому у последнего может наблюдаться отсутствие семантических связей между словами.
В Таблице 1 представлены синонимичные поля, построенные по результатам анкетирования слышащих и слабослышащих подростов по заданию написать слова-синонимы к исследуемому понятию. Полученные данные обработаны статистическим методом и ранжированы по количественному убыванию.
Таблица 1.
Количественные данные, полученные в результате анкетирования по заданию «Напишите слова-синонимы к слову "зависть"»
№ Данные, полученные от слышащих учащихся Количественные показатели % отношение № Данные, полученные от слабослышащих учащихся Количественные показатели % отношение
1 ненависть 34 52,3 1 ненависть 27 47,36
2 злость 21 32,3 2 ревность 15 26,31
3 зависимость 12 18,4 3 злость 14 24,56
4 лицемерие 9 13,8 4 иметь, как у другого 14 24,56
5 чувство провала 8 12,3 5 плохо 8 14,03
6 жадность 7 10,7 6 обида 7 12,28
7 соперничество 5 7,7 7 жадность 2 3,5
8 обидчивость 5 7,7 8 вредность 1 1,75
9 непрощение 3 4,6 9 плохое настроение 1 1,75
10 самоунижение 1 1,53 10 красивое золотое кольцо 1 1,75
11 похоть 1 1,53 11 богатство 1 1,75
12 анализ 1 1,53 12 дорогие вещи 1 1,75
13 порочность 1 1,53 13 грех 1 1,75
14 алчность 1 1,53 14 убийство 1 1,75
15 воровство 1 1,53
16 бесчестие 1 1,53
Количество позиций, по которым ранжированы слова в группе слышащих и слабослышащих учащихся, почти совпало: шестнадцать против четырнадцати. При этом обнаруживаются одинаковые лексические единицы, названные в качестве синонима к слову «зависть». Так, у слышащих и слабослышащих подростков в приоритете слов-синонимов к слову «зависть» оказалась лексическая единица «ненависть». Соответственно толковым словарям русского языка дефиниция «ненависть» имеет такие основные семы, как чувство сильной вражды, злобы [1; 6; 7]. Сравнение сем дефиниции «зависть» чувство досады, раздражения, вызванное успехом, благополучием, удачей другого; желание обладать тем, что есть у другого и указанных сем дефиниции «ненависть» позволяет сделать вывод, что общих сем у этих двух дефиниций нет. В психологии чувство ненависти объясняется как «желание причинить вред объекту ненависти» [5], а зависть - как «чувство неудовольствия от удач и обладания чем-либо другого человека» [2]. Несложно предположить, что и ненависть, так же как и зависть, может быть вызвана успехом другого человека, поэтому эти два чувства - ненависть и зависть - связаны и взаимообусловлены в обыденном сознании подростков. Фраза «Ненавижу, потому что завидую, потому что у него есть то, чего нет у меня» достаточно полно показывает логическую цепочку проявления чувств на уровне психологии, но, как было отмечено выше, семантической связи у этих понятий нет. Следовательно, установление связи между понятиями необходимо искать не столько через толковые словари, сколько через психологическую обусловленность чувств, объективированных через понятие.
Другой лексической единицей в качестве слов-синонимов, совпавшей в двух группах респондентов, явилось слово «злость». В толковых словарях дефиниция «злость» является синонимом к слову «ненависть» и толкуется как «чувство сильного негодования или возмущения, состояние крайнего раздражения или недовольства кем-л., чем-либо» [1; 6; 7]. Видимо, учащиеся рассматривали чувство зависти через призму чувства недовольства тем, что у кого-то есть то, чего нет у них. С этой точки зрения представление о зависти может соотноситься с представлением о злости и иметь связи, не отмеченные в толковых словарях. Однако общих сем словарные дефиниции «зависть» и «злость» также не имеют. Кроме того, подростки, как правило, не имеют четких знаний о дифференциальных семантических признаках синонимичных дефиниций и подбирают синонимичные понятия соответственно личному опыту.
Слово-синоним «жадность», обнаруженное в списке слов у слышащих и слабослышащих подростков, в толковых словарях объясняется «как алчность, стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания» [Там же]. Зависть возникает как ответная реакция на благополучие другого или как желание обладать тем, что есть у другого. Если респонденты рассматривают желание обладать тем, что есть у другого, как проявление жадности, то можно признать, что эти два слова имеют связи в обыденном сознании подростков, но не имеют общих словарных сем.
Указанная лексическая единица «ревность» как синоним у слабослышащих подростков отражает не знания учащихся, а знания учителя, поскольку только словари синонимов предлагают данную единицу в качестве синонима к слову «зависть».
Необходимо отметить единицы «обидчивость» и «обида», отмеченные в списке слов как у слышащих, так и у слабослышащих подростков. Подобные единицы необходимо рассматривать в качестве объективации проявления чувства, испытываемого индивидом, желающим иметь что-то, что есть у другого.
Шаг 3. На следующем шаге алгоритма проводилось анкетирование слышащих и слабослышащих учащихся с целью построить ассоциативное поле по исследуемому понятию. Подросткам было дано задание «Написать слова-ассоциации на слово "зависть"». Время выполнения задания для слабослышащих учащихся
не ограничивалось, поскольку в настоящей работе признавалась специфика мыслительного процесса детей с нарушенным слухом. Слышащие респонденты также не ограничивались временными рамками, чтобы сохранить одинаковые условия выполнения задания для обеих групп респондентов.
Ассоциативные зоны коры головного мозга участвуют в процессе обучения, поскольку связывают уже закодированную информацию с вновь поступающей, обеспечивая, таким образом, быстрое нахождение требуемого знания [3]. Принято считать, что у детей с нарушенным слухом ассоциации слабо развиты, поэтому они испытывают значительные трудности в обучении и воспроизведении, казалось бы, уже заученной информации. Проведенное анкетирование на написание слов-ассоциаций показало, что подростки используют в ответах на задание по ассоциациям те же слова, которые были написаны в качестве слов-синонимов. Однако и в списке единиц-ассоциаций, представленных слышащими подростками, были обнаружены те же слова, что и в списке слов-синонимов. Таким образом, установить, что именно является для слышащих и слабослышащих подростков словом-синонимом или словом-ассоциацией, на данном этапе исследования не представляется возможным и остается признать, что мыслительные процессы по написанию слов-синонимов и слов-ассоциаций происходят в одной зоне коры головного мозга. Также необходимо отметить тот факт, что в процессе анкетирования как в группе слышащих, так и группе слабослышащих подростков были отмечены отказы от выполнения задания.
Ниже в Таблице 2 представлены ассоциативные поля на слово-стимул «зависть». Данные ранжированы в количественном убывании.
Таблица 2.
Количественные данные, полученные в результате анкетирования по заданию «Напишите слова-ассоциации к слову "зависть"»
№ Данные, полученные от слышащих учащихся Количественные показатели % отношение № Данные, полученные от слабослышащих учащихся Количественные показатели % отношение
1 грех 14 21,53 1 обида 19 33,33
2 сравнение 13 20 2 ненависть 17 29,82
3 ненависть 12 18,46 3 ревность 9 15,79
4 вредность 9 13,85 4 жадность 8 14,03
5 зависимость 8 12,30 5 злость 3 5,26
6 желание 3 4,61 6 нет машины 1 1,75
7 злость 2 3,07 7 это плохо 1 1,75
8 деньги 1 1,53 8 завидую 1 1,75
9 ценность 1 1,53 9 зависть богатым 1 1,75
10 плохой 1 1,53 10 зависимость 1 1,75
11 отвратный 1 1,53 11 плохое настроение 1 1,75
12 ужасный 1 1,53 отказы - 7
13 стыд 1 1,53
14 порок 1 1,53
15 грязь 1 1,53
отказы - 5
Если сравнивать данные Таблицы 2 и Таблицы 1, то несложно заметить совпадения единиц «ненависть», «злость» и «зависимость», которые набрали разные количественные показатели в двух группах респондентов и представлены на разных позициях по приоритетному отношению. Интересно, что в группе слышащих учащихся исчезло слово «жадность» и приоритетным стало слово «грех». Необходимо также отметить и то, что слышащие учащиеся указали на второй позиции слово «сравнение», которое инициирует механизм зависти, что говорит о полной осознанности подростками понятия «зависть» как чувства. Единица «обида», оказавшаяся на первой позиции в списке слов-ассоциаций у слабослышащих детей, объективировала чувство, которое они, видимо, испытывают, когда видят что-то дорогое, красивое у других людей, что у них нет, но хотели бы иметь.
У слабослышащих подростков лексическая единица «ревность» повторилась и в списке слов-ассоциаций, но с меньшими количественными показателями. У слышащих учащихся появилась лексическая единица «вредность», которая набрала равные количественные показатели с единицей «лицемерие». Однако если семантическое значение единицы «лицемерие» может быть связано с чувствами в момент зависти, то семантическое значение единицы «вредность» настолько абстрактно, что связи с заданным словом-стимулом могут быть обнаружены только через анализ обыденного сознания респондентов.
Шаг 4. Построение семантико-синонимического поля основывается на суммировании данных, полученных в заданиях на написание слов-синонимов и слов-ассоциаций. Такой подход к построению поля позволяет увидеть, с одной стороны, совпадения слов-синонимов и слов-ассоциаций, имеющих определенные связи с исходным словом, с другой стороны, лексический ряд в виде структурированности понятия, закодированный в обыденном сознании респондентов. Ниже в Таблице 3 представлены ранжированные количественные данные, отражающие закодированную структурированность понятия «зависть» в обыденном сознании слышащих и слабослышащих подростков.
Таблица 3.
Семантико-синонимическое поле понятия «зависть», закодированное в обыденном сознании слышащих и слабослышащих подростков
№ Данные, полученные от слышащих учащихся Количественные показатели % отношение № Данные, полученные от слабослышащих учащихся Количественные показатели % отношение
1 ненависть 46 70,76 1 ненависть 34 59,64
2 злость 23 35,38 2 ревность 30 52,63
3 зависимость 20 30,76 3 обида 26 45,61
4 грех 14 21,53 4 злость 22 38,60
5 сравнение 13 20 5 иметь как у другого 22 38,60
6 лицемерие 9 14,51 6 жадность 14 24,56
7 вредность 9 14,51 7 плохо 11 19,30
8 чувство провала 8 12,30 8 плохое настроение 9 15,79
9 жадность 7 10,76 9 вредность 2 3,50
10 соперничество 5 7,7 10 золотое кольцо 1 1,75
11 обидчивость 5 7,7 11 богатство 1 1,75
12 непрощение 3 4,61 12 дорогие вещи 1 1,75
13 желание 3 4,61 13 грех 1 1,75
14 деньги 1 1,53 14 убийство 1 1,75
15 ценность 1 1,53 15 нет машины 1 1,75
16 плохой 1 1,53 16 завидую 1 1,75
17 отвратный 1 1,53 17 зависть богатым 1 1,75
18 ужасный 1 1,53 18 зависимость 1 1,75
19 стыд 1 1,53 отказы - 7 1 1,75
20 порок 1 1,53
21 грязь 1 1,53
22 самоунижение 1 1,53
23 похоть 1 1,53
24 анализ 1 1,53
25 порочность 1 1,53
26 алчность 1 1,53
27 воровство 1 1,53
28 бесчестие 1 1,53
отказы - 5
Жирным шрифтом выделены слова, совпавшие в двух группах подростков, но с разными количественными показателями, и по позициям совпала только единица «ненависть», которая оказалась в приоритете у слышащих и слабослышащих учащихся. На второй позиции у детей с нарушенным слухом оказалась единица «ревность», которую часто трактуют как близкий синоним понятию «зависть», что в данном случае отобразилось в списке слов-синонимов учащихся и в списке слов-ассоциаций, но не оказалось в списке слов у слышащих подростков.
Нетрудно заметить, что лексический ряд у слабослышащих учащихся короче. Это объясняется маленькой семантической памятью детей с нарушенным слухом и сложностями воспроизведения закодированных знаний, поскольку нарушения в ассоциативном мышлении ведут к невозможности установления и сохранения стойких семантических связей между единицами знаний. Повторение выученного материала не всегда создает условия для поддержания семантических связей между словами, поскольку такие связи не осмысливаются из-за отсутствия одновременного кодирования информации в нескольких зонах коры головного мозга. Соответственно, на бытовом уровне слабослышащие подростки используют часто повторяемые слова.
Выявление семантических связей между единицами, соответственно которым кодируется и декодируется семантико-синонимическое поле, основывается, прежде всего, на выявлении основной семы - негативное чувство. Однако в списке учащихся обеих групп присутствуют единицы, не имеющие отношение к чувствам, тем более негативным, например деньги, ценность, золотое кольцо, богатство, дорогие вещи. Следует признать, что подобные единицы набрали показатели в один балл и не могут отражать общую тенденцию связывать понятие зависти с дорогими вещами.
Выводы. Проведенное экспериментальное исследование показало, что понятие «зависть» закодировано в обыденном сознании слышащих учащихся таким приоритетными единицами, как: ненависть, злость, зависимость, грех, сравнение, лицемерие, вредность, чувство провала, жадность, соперничество, обидчивость, которые набрали наибольшие количественные показатели и имеют общую сему негативное чувство.
У слабослышащих учащихся структурированность понятия «злость» имеет более короткий ряд и закодирована следующими единицами: ненависть, ревность, злость, обида, иметь как у другого, жадность, плохо, среди которых иметь как другого и плохо не могут быть признанными семами, имеющими отношение именно к чувствам.
Также можно признать, что только слышащие учащиеся осознают механизм зависти сравнение, что несвойственно слабослышащим детям, тогда как последним больше знакомо чувство обиды, испытываемое в ситуации, когда они хотят иметь то, чего у них нет.
Список источников
1. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/zlost.html (дата обращения: 25.05.2017).
2. Зависть [Электронный ресурс] // Психология и психиатрия. URL: http://psihomed.com/zavist (дата обращения: 25.04.2017).
3. Кора головного мозга: зоны ассоциативные [Электронный ресурс] // База знаний по биологии человека. URL: http://humbio.ru/humbio/physiology/000c43c9.htm (дата обращения: 20.05.2017).
4. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. Изд-е 1-е. СПб.: Норинт, 1998. 1534 с.
5. Ненависть [Электронный ресурс] // Психология и психиатрия. URL: http://psihomed.com/nenavist/ (дата обращения: 09.05.2017).
6. Ненависть [Электронный ресурс] // Толковый словарь Дмитрия Ушакова. URL: http://ushakova-slovar.ru/description/ nenavist/35318 (дата обращения: 25.05.2017).
7. Ожегов С. И., Шведова Н Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
8. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy. academic.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).
SEMANTIC-SYNONYMIC FIELD OF THE NOTION "ENVY" IN THE COMMON CONSCIOUSNESS OF HEARING AND HARD-OF-HEARING ADOLESCENTS
Kolodina Nina Ivanovna, Doctor in Philology, Professor Kleimenova Mariya Vyacheslavovna
Voronezh State Pedagogical University verteria@mail. ru
Lyabina Olesya Gennadievna, Ph. D. in Philology, Associate Professor
Tambov lyabina 78@mail. ru
This article is the result of a psycholinguistic experimental study conducted in groups of hearing and hard-of-hearing adolescents to identify the structure of the notion "envy" in common consciousness. The aim of the work is to construct a semantic-synonymous field, which is a collection of lexical units, obtained by summing words-synonyms and word-associations. The conception of a semantic-synonymic field is confirmed by coinciding units of synonymous and associative fields constructed according to the proposed by students lists. In turn, the revealed coincidences of priority units of semantic-synonymic fields of two groups of adolescents suggest that the thinking processes in the performance of tasks for writing words-synonyms and word-associations occur in the same zone of the cerebral cortex both for hearing and hard-of-hearing respondents. Units that do not have coincidences in the fields characterize the specificity of the thinking of hearing and hard-of-hearing children as two different ways of encoding and decoding information. Units that do not contain semantic features with respect to the investigated notion "envy" are noted, but they are linked in the minds of the respondents with the given word on some other grounds.
Key words and phrases: hearing and hard-of-hearing adolescents; structuredness of notion "envy"; conception of semantic-synonymic field; common consciousness.
УДК 8; 811.111
В статье рассматриваются языковые особенности фейковых новостей с точки зрения медиалингвистики. Анализ фейковых новостей в англоязычных СМИ актуален для понимания процесса формирования современного глобального информационного пространства. Делается вывод, что план выражения фейковых новостей более важен, чем их план содержания, поэтому для привлечения внимания читателей в них используются всевозможные языковые средства, такие как, например, метафоры и стилистически маркированная лексика.
Ключевые слова и фразы: медиалингвистика; фейковые новости; информационная война; информационное пространство; медиадискурс.
Корецкая Ольга Владимировна, к. филол. н.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ok0807@yandex. ru
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ)
Термин «фейковые новости», эквивалентом которого в английском выступает словосочетание fake news, означающее ложную, недостоверную информацию, появился в англоязычных СМИ сравнительно недавно и получил широкое распространение в 2016-2017 годах. Фейковые новости напрямую связаны