Научная статья на тему 'Семантико-правовая трансформация понятия «Гражданская оборона»'

Семантико-правовая трансформация понятия «Гражданская оборона» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
221
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / КОНЦЕПЦИЯ / МИРНОЕ ВРЕМЯ / ПОНЯТИЕ / СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ / ТЕРМИН / WAR TIME / CIVIL PROTECTION / CIVILIAN POPULATION / CIVIL DEFENSE / CONCEPT / PEACEFUL TIME / SEMANTICS OF THE CONCEPT / TERM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костров Анатолий Васильевич

В цикле статей рассмотрены этимология и семантика понятия «гражданская оборона» в хронологическом его развитии. В данной публикации выявлены основные этапы семантико-правового наполнения и включения этого понятия в нормативные акты, юридически закрепляющие концептуальные воззрения руководящих партий, общественности, государственных органов, ответственных за защиту населения в вооружённых конфликтах. Показана семантико-правовая трансформация понятия «гражданская оборона» в СССР и Российской Федерации. Проанализированы вопросы централизации и диверсификации понятия «гражданская оборона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic-legal transformation of the concept of “civil defense”

In a series of articles we discussed the etymology and semantics of the concept of “civil defense” in its development chronologically. This publication revealed the main stages of semantic and legal content and the inclusion of this concept in the regulations, legally securing the conceptual views of the governing parties, the public, government agencies responsible for protecting the population in armed conflicts. It is shown that semantic and legal transformation of the concept of “civil defense” in the USSR and the Russian Federation. Analyzed centralization and diversification of the questions the concept of “civil defense”.

Текст научной работы на тему «Семантико-правовая трансформация понятия «Гражданская оборона»»

/82 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 355.58-027.21;351.86-027.21

Семантико-правовая трансформация понятия «гражданская оборона»

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

А.В. Костров

Аннотация

В цикле статей рассмотрены этимология и семантика понятия «гражданская оборона» в хронологическом его развитии. В данной публикации выявлены основные этапы семантико-правового наполнения и включения этого понятия в нормативные акты, юридически закрепляющие концептуальные воззрения руководящих партий, общественности, государственных органов, ответственных за защиту населения в вооружённых конфликтах. Показана семантико-правовая трансформация понятия «гражданская оборона» в СССР и Российской Федерации. Проанализированы вопросы централизации и диверсификации понятия «гражданская оборона».

Ключевые слова: военное время; гражданская защита; гражданское население; гражданская оборона; концепция; мирное время; понятие; семантика понятия; термин.

Semantic-legal transformation of the concept of "civil defense"

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

А. Kostrov

Abstract

In a series of articles we discussed the etymology and semantics of the concept of "civil defense" in its development chronologically. This publication revealed the main stages of semantic and legal content and the inclusion of this concept in the regulations, legally securing the conceptual views of the governing parties, the public, government agencies responsible for protecting the population in armed conflicts. It is shown that semantic and legal transformation of the concept of "civil defense" in the USSR and the Russian Federation. Analyzed centralization and diversification of the questions the concept of "civil defense".

Key words: war time; civil protection; civilian population; civil defense; concept; Peaceful time; concept; the semantics of the concept; term.

Продолжение. Начало см. «Технологии гражданской безопасности» № 1 (47), 2016.

Централизация понятия «гражданская оборона»

Централизация (в данном случае, можно сказать, оборонизация) понятия «гражданская оборона» — это сосредоточение всей деятельности по организации обороны в едином центральном органе, отвечающем за оборону страны (происходила в СССР). Таким органом являлось МО СССР. Концепция централизации функций обороны исходила от ЦК КПСС. Руководство же МО СССР, в первую очередь в лице В.И. Чуйкова, считало целесообразным совершенствовать Гражданскую оборону как самостоятельную государственную службу. Возымела верх концепция ЦК КПСС [1, с. 135]. Согласно этой концепции, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1960 года «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР»МПВО была передана в подчинение МО СССР.

В 1961 году на смену термину «МПВО» пришел термин «гражданская оборона» (ГО).Прои-зошло это в связи с тем, что политическое руководство СССР поставило цель — разрешить на общегосударственном уровне проблему защиты населения и объектов тыла страны от угроз массового применения эвентуальным противником нового стратегического ракетно-ядерного оружия и значительно возросшей по своим боевым возможностям авиации.

Защита населения и объектов тыла, возложенная на ГО, приобретала в СССР значение стратегического фактора. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 июля 1961 г. было утверждено «Положение о гражданской обороне». Назначенный на должность Начальника Гражданской обороны СССР герой Сталинградской битвы дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Чуйков Василий Иванович (он же одновременно и Главнокомандующий сухопутными войсками, и заместитель Министра обороны СССР) так говорил о переходе от МПВО к ГО: «За переменой названия кроется глубокий смысл, ибо МПВО с ее местными, ограниченными по масштабу и характеру действиями, уступила место качественно новой системе, ставшей стратегическим фактором обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне» [2].

Необходимо заметить, что МПВО, по официальному определению, данному в упоминаемом выше «Положении о противовоздушной обороне территории СССР», представляла собой «систему специальных сил и средств оборонных мероприятий, осуществляющихся под руководством советской власти в целях защиты населения, объектов экономики и территорий от поражающих средств воздушного нападения противника».В этом определении МПВО

присутствует словосочетание «система специальных сил и средств ......

В утвержденном же в 1961 году Положении о гражданской обороне «гражданская оборона» определена как «система общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время, в целях защиты населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, и строится она по территориально-производственному принципу»[3].

Именно этот документ изначально определил ГО как систему мероприятий1, т.е. дал, можно сказать, «нематериализованное» определение системы, в котором отсутствуют такие понятия как «органы управления», «силы и средства».

По словам очевидцев, В.И. Чуйков, вступивший в должность Начальника Гражданской обороны СССР, был не удовлетворен таким определением ГО: «Так что же, я назначен командовать мероприятиями?» — спрашивал он себя и близких окружающих.

«Нематериализованное» определение ГО действует до сих пор: в ФЗ «О гражданской обороне» «гражданская оборона» определена опять же как «система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Мероприятия по ГО в этом же законе определены соответственно как«организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Получается, что ГО — это организационные и специальные действия (и только), а не организация, не структура, не органы управления, не силы и средства, с помощью которых выполняются мероприятия ГО. Но без организации, органов управления, сил и средств, понятно, целенаправленно действовать невозможно. И странно то, что они в законе указаны!

Как следует из начального (1961 г.) определения понятия (термина) «гражданская оборона», она предназначалась исключительно для решения оборонных задач в военное время2. Отсутствие официальной установки на возможность применения сил и средств ГО и в военное и в мирное время не удовлетворяло требованиям времени. Поэтому потребовалась диверсификация органов управления, сил и средств гражданской обороны.

/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48)

Диверсификация понятия «гражданская оборона»

Диверсификация — это установление правил применения органов управления, сил и средств ГО не только в военное, но и в мирное время.

Для тушения крупных природных (лесных, торфяных и других) пожаров в Подмосковье в 1972 г. были привлечены значительные силы и средства ГО. Опираясь на этот опыт, Правительство СССР в 1974г. приняло постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований гражданской обороны»3.

В 1976 г. (18 марта, № 201-78) ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили новое Положение о Гражданской обороне Союза ССР. ГО в этом Положении определялась как составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения (ОМП) и других средств нападения противника. ГО выводилась на уровень вооруженной защиты населения, сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, источников воды, систем водоснабжения и др. В Положении были определены функции МО СССР, права и обязанности Начальника Гражданской обороны, то есть укреплялось единоначалие.

Данный документ ориентировал на главное направление в деятельности ГО — защиту населения и объектов тыла от ОМП4.

В 1978г., в развитие вышеуказанного постановления от 1974 г., руководством страны было принято постановление «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов». Постановление предписывало использование сил и средств ГО в мирное время. Таким образом, в силу, можно сказать, объективной необходимости происходило раздвоение официальной установки на деятельность ГО только в военное время — на деятельность и в военное, и в мирное время, то есть происходила диверсификация и деятельности ГО, и самого понятия «гражданская оборона».

Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля года 1986 г.) выявила серьезные недостатки ГО в части ее готовности обеспечивать выполнение внезапно возникающих масштабных задач мирного времени[1].ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление от 30 июля 1987 г. № 866-213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Этим постановлением, можно сказать, была юридически закреплена диверсификация деятельности ГО. Для ГО начинался качественно новый этап деятельности — этап решения не только оборонных, но и значимых социальных задач.

Землетрясение в Армении (в г. Спитаке) 7 декабря 1988г. и ряд других крупных аварий и катастроф, произошедших в эти годы, подтвердили факт недостаточности у тогдашней ГО способностей эффективно реагировать на крупномасштабные ЧС природного и техногенного характера.Цитируем [1, с.186]: «Структура ГО, состав сил и средств, система обучения и подготовки, ориентированные на выполнение только военных задач, уже не отвечали современным требованиям. Чернобыльские события показали, что руководители многих советских органов, несущие непосредственную ответственность за организацию ГО, проявляют благодушие и беспечность, недооценивают реальную степень опасности. Кроме того стало ясно, что требуется безотлагательное проведение работы по уточнению ряда концептуальных положений действующих нормативных актов по вопросам ГО...

При проведении мероприятий ГО стал преобладать количественный подход в ущерб качеству. Ежегодно планировались десятки тысяч различных комплексных учений, других мероприятий без учета реальных возможностей по их материальному и техническому обеспечению, в упрощенной обстановке. Многие из проведенных мероприятий оказались, по вполне понятным причинам, малоэффективными, а в некоторых случаях и бесполезными. Все это послужило причиной формирования у населения определенного скептицизма и нигилизма в отношении ГО, ее действенности, способности быстро и эффективно решать стоящие перед ней задачи в любой чрезвычайной обстановке. Так назревала проблема перестройки гражданской обороны».

Авторы цитируемого исторического очерка — руководители МЧС России, видные специалисты и ученые в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Поэтому трудно подвергнуть сомнению правильность данной оценки деятельности ГО.

Таким образом, на примере рассмотрения этимологии и семантики понятия «гражданская оборона» проанализированы вопросы централизации и интеграции этого понятия в хронологическом его развитии. При анализе выявлены основные этапы семантико-правового наполнения и включения этого понятия в нормативные акты, юридически закрепляющие концептуальные воззрения руководящих партий, общественности, государственных органов, ответственных за защиту населения в вооруженных конфликтах. Показана семантико-правовая трансформация понятия «гражданская оборона» в СССР и Российской Федерации.

Литература

1. От МПВО к гражданской защите (исторический очерк) /Под общ. ред. Шойгу С.К. М.: УРСС,1998. 336 с.

2. Чуйков В.И. Гражданская оборона СССР. 1972.

3. Гражданской обороне СССР 50 лет. Историческая справка. М., 1982.

Сведения об авторе

Костров Анатолий Васильевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected] SPIN-код — 3101-5157.

Information about author

Kostrov Anatoly V.: Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, Federal Government Budget Institution «All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies» (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3101-5157.

1 Мероприятие — совокупность действий, объединённых одной общественно-значимой задачей. — Ожегов С.И., Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

2 Военное время (В.в.) — период фактического нахождения воюющих сторон в состоянии войны; начинается с момента объявления войны одной воюющей стороной другой стороне или с момента фактического начала военных действий между ними. Окончанием В.в. считается фактическое прекращение военных действий или подписание соответствующих соглашений [ГЗЭ, Т.1].

3 Диверсификация сил ГО осуществлялась в ряде зарубежных стран, так что это явление интернациональное.

4 Это были годы активной деятельности Героя Советского Союза генерала армии Александра Терентьевича Алтунина, сменившего на посту Начальника Гражданской обороны СССР Василия Ивановича Чуйкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.