Научная статья на тему 'Семантико-морфологический дискурс культурно-цивилизационного подхода к категории «Религиозное пространство»'

Семантико-морфологический дискурс культурно-цивилизационного подхода к категории «Религиозное пространство» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ / ГРАНИЦЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОСТРАНСТВА / ГРАНИЦЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / CULTURAL AND CIVILIZATIONAL COMPLEX / RELIGIOUS SPACE / CONFESSIONAL FIELD / MARGINS OF RELIGIOUS SPACE / MARGINS OF CONFESSIONAL FIELD / PHENOMENOLOGY / AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арзуманов Игорь Ашотович

Рассматриваются аспекты морфологии религиозного пространства как семантического ядра культур-цивилизационной маркировки пространства религиозной культуры. На базе конфессиональной стратификации выводится положение о полевой природе религиозного пространства, являющегося основной характеристикой культурно-цивилизационного подхода в геополитическом дискурсе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and Civilization Approach to the Category of 'Religious Space' in Semantic and Morphology Discourse

In this article, morphological aspects of religious space as a semantic core of cultural and civilizational marker of religious culture space are discussed. On the basis of confessional stratification, the field-nature of religious space, which is the main feature of cultural and civilizational approach in the geopolitical discourse, is detected

Текст научной работы на тему «Семантико-морфологический дискурс культурно-цивилизационного подхода к категории «Религиозное пространство»»

Философия

УДК 1:2

Арзуманов Игорь Ашотович

Igor Arzumanov

СЕМАНТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К КАТЕГОРИИ «РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

CULTURAL AND CIVILIZATION APPROACH TO THE CATEGORY OF 'RELIGIOUS SPACE' IN SEMANTIC AND MORPHOLOGY DISCOURSE

Рассматриваются аспекты морфологии рели -гиозного пространства как семантического ядра культур-цивилизаицонной маркировки простран -ства религиозной культуры. На базе конфессио-нальной стратификации выводится положение о полевой природе религиозного пространства, являющегося основной характеристикой культурно-цивилизационного подхода в геополитическом дискурсе

In this artcle, morphological aspects of religious space as a semantic core of cultural and civilizational marker of religious culture space are discussed. On the basis of confessional stratification, the feld-nature of religious space, which is the main feature of cultural and c^v^^izati^nal approach in the geopoiitical discourse, is detected

Ключевые слова: культурно-цивилизационный комплекс, религиозное пространство, конфессиональное поле, границыы религиозного пространства, границ'ы конфессионального поля, феноменология, аксиология

Key words: cultural and civilizational complex, religious space, confessional field, margins of religious space, margins of confessional field, phenomenology, axiology

Для уяснения семантического ядра по -нятия «религиозное пространство» как цивилизационной детерминанты рассмотрим некоторые подходы в ее определении в рамках временно-пространственных дефиниций современной философско-религиозной, философско-культурологической и геополитической парадигм. В философско-религиозном контексте феноменологический подход принимает исходный тезис теологии, рассматривая религию как трансцендентную, автономную в своей сущности реальность, недоступную эмпирическим методам исследования. По определению

В. В. Винокурова, феноменология религии рас-

сматривает проявление «святого» в «предметах, пространстве, времени, числах, словах и, наконец, в действиях, представлениях, переживаниях человека и общества» (2; С. 394).

По мнению М. Элиаде, сакральность и сакрализация мирского пространства обеспечиваются наличием или, соответственно, установлением в нем «центра», освящающего пространство (16; С. 45). По М. Элиаде, проявление священного онтологически сотворяет мир и является глубоко символичным. В свою очередь, проявление смыслообразов «священно -го» в чувственных, наглядных формах осуществляется во временно-пространственном кон-

тинууме средствами религиозной культуры.

Посредством религиозной культуры, как составной части религиозного сознания, происходит «трансляция» смыслообразов «священного », концептуально заложенных в конфессиональных вероучительных положениях. Конфессиональная стратификация религиозной культуры является методологически принципиальной с учетом следующих позиций:

1) «разновекторности» доктринального уровня религиозного сознания конфессиональных институтов мировых религиозных систем;

2) наличия у национальных форм религиозно-мировых институций социополитических границ (так называемых «канонических» территорий структурно - институциональных форм);

3) миссиологической составляющей доктринальных форм религиозного сознания, являющейся базовой в процессах последующей институализации и взаимодействия.

«Разнополюсность» мировоззренческих концепций, определяющих идентификацию в конфессиональной страте (как на личностно-субъективном уровне, так и на объективно -общесоциальном, цивилизационном), характе -ризуется автором как «поле спиритуальной цивилизационно -образующей «заряженности».

Под «конфессиональным полем» (КП) по -нимается пространство социокультурного континуума, смысловые, мировоззренческие приоритеты которого определяются совокупностью взаимодействий конфессиональных страт религиозного пространства в их антропотеологической специфике.

Социально-историческая, религиознообу-словленная система конфессиональных мировоззренческих приоритетов в конкретном временно -пространственном измерении определяет не только социокультурные, но и социополитические характеристики КП. В рамках геополитической концепции пространства, рассматривающей его как функцию экзистен-циональной идеи (11; С. 258), обеспечивающей социокультурное и социополитическое единство общества, методологически приоритетен цивилизационный (культурологический)

подход в процессе определения границ КП и, соответственно, религиозного пространства в целом. Соотношение территории государства и религиозного пространства показательно в процессах анализа соотношения границ конфессионального поля и религиозного пространства. Территория в рамках политических границ РФ - сущностная социополитическая характеристика «канонических территорий» (например, Русской православной церкви), т.е. политические границы государства в отношении конфессиональных институтов выступают в качестве составной части сакральной территории (если рассматривать данное положение с позиций обыденного религиозного сознания). В этом «патриотический» потенциал всех «огосударствленных» конфессиональных институтов мировых религиозных систем в их нацио-нально ориентированной векторности.

Понимание «территории» как сущностной пространственной характеристики государства является базовой в геополитическом дискурсе. При этом собственно территория, как объективный географический фактор, сопрягается с пониманием пространства как многоаспектной, полисоставной категории. Вычленение полевой природы религиозного пространства:

1) характеризует социополитические со -ставляющие взаимодействия конфессиональных институтов с институтами государства;

2) отражает проекцию категории про -странства на социокультурологический уровень религиозного пространства как части общего ;

3) раскрывается в контексте деятельностной функции, дифференцирует дефиниции религиозного пространства сообразно полевым векторам конфессиональных страт.

В данном ключе принципиально важным является понимание того, что процессы диффузии функциональных составляющих «внутреннего религиозного пространства» в социальное пространство «объективного» имеют базисным основанием геополитические интенции конфессиональной миссиологии. Ее ан-троподоктринальные положения, субъективно

сакрализующие аксиологические интенции «внутреннего религиозного пространства» адепта, в то же время являются составной частью идеологических форм политики государ-ства в процессах структуризации социополитического пространства. Именно поэтому о границах КП религиозного пространства возможно говорить с различных позиций и уровней: с общепланетарного - поскольку все, что касается духовного пространства, касается и человечества в целом; с позиций определенных М. Вебером типов мировых хозяйственных систем, связанных с мировыми религиями (в том числе и с их конфессиональными стратами) и цивилизационными комплексами; с позиций национально-государственных образований, чьи границы в историческом процессе государственного структурирования определялись преимущественно мо но ко нфессио нальны ми

мировоззренческими приоритетами КП.

Понимание границ не только как фактора, фиксирующего территориальную дифференциацию государств в общемировой политической практике, но и как характеристики «пространственных взаимоотношений» примечательно и для геополитического дискурса. Как отмечает Т.Е. Бейдина, «в геополитике важно не столько само пространство, сколько пространственные отношения между государствами, т.е. граница» (1; С. 109). В связи с геополитической подоплекой вопроса о границах государства (13; С. 80) возникает апория, касающаяся соотношения границ государства, религиозного пространства и конфессионального поля. Суть отмечаемой апории в том, что государство, исходя из концепции геополитического пространства страны как части мирового пространства, интенциально стремится сохранить политические границы в рамках своего внутреннего политического пространства. Религиозное же пространство изначально -в случае с миссиологическими составляющими мировых религиозных систем - транснацио-нально. Границы конфессионального поля, как части политической системы, совпадают с границами внутриполитической государственной

системы (отсюда, как мы рассмотрим далее, исходят концепты вероисповедной политики России имперского периода). Но, как и геопо -литические границы страны, границы ее религиозного пространства и конфессионального поля являются частью общерелигиозного пространства как совокупности мировоззренческих систем мировых религий и зависят от неравномерности геополитических процессов в пространственном и временном измерениях.

Для уточнения посыла о конфессиональной детерминированности религиозного пространства как базиса цивилизационной парадигмы рассмотрим историко-логическое соотношение понятий «культура» и «цивилизация» с учетом уже выявленных аспектов рассмотрения культуры. Аспект вычленения комплексных форм цивилизации и культуры, их взаимосвязи в общем течении человеческой истории является, по глубокому замечанию О. Шпенглера, «одной из важнейших причин, почему в хаотической картине исторической внешности не была усмотрена истинная структура исто -рии, было неумение взаимно отделить друг от друга проникающие комплексы форм культурного и цивилизационного существования» (15;

С. 74). В рамках аксиологического, социологического, семиотического и деятельного подходов в рассмотрении коннотации культуры и цивилизации выявляется четко выраженная оппозиция их друг другу, отмечаемая целым рядом философов (6, С. 97; 15, С. 74; 8, С. 248-249).

И.Я. Левяш отчасти снимает выявляемую оппозицию культуры и цивилизации синтезирующим термином - «культуро-цивилизационный комплекс». Данный стратификационный аспект наиболее четко выражает дихотомию аксиологического плана - разрыв между предельными ценностными философско-мировоззренческими критериями культуры и цивилизацией как комплексом средств их воплощения. Предлагаемое И.Я. Левяш определение дисфункциональности природы культуроцивилизационной взаимосвязи позволяет эксплицировать дисфункциональные субъекты

«взаимодействия» без потери общего видения целокупности культуро-цивилизационного комплекса (4; С. 80).

Понятие цивилизации как «сущностного или субстанционального носителя всех социальных, социально -экономических и культурных реалий (выделено нами. - И. А.)» (12; С. 12), «застывшей культуры», совокупности ее результатов (4; С. 80) предполагает понимание религиозной доктрины как «одной из важнейших движущих сил, формирующих тот или иной цивилизационный тип» (4; С. 80).

В данном контексте методологически вер -ной оказывается стратификация феноменологии светского и религиозного типов культуры, заложенная П.А. Сорокиным в исследовании «Социальная и культурная динамика». Сорокин выделяет два основных типа культурных систем:

1) «идеациональную», основанную на аб -солютном примате сверхчувственного и сверх-рационального;

2) «чувственную», ориентированную на реальность, постигаемую посредством органов чувств, где «эмпиризм, материализм, механицизм и детерминизм положительно ассоциируются и сопутствуют друг другу» (10; С. 313).

В идеациональной культуре, ориентированной на сверхчувственную и сверхрацио -нальную реальность, основным способом познания становится мистическая интуиция. Со -ответственно, такая культура «является не -творческой в области науки и технологии, т.к. сосредоточивает свою познавательную энергию на изучении Царства Божия и реализации Его ценностей во время краткого земного путешествия человека к вечности. По этой причине она является творческой в сфере религии» (9; С. 18-19). Напротив, в культуре, ориентированной на реальность чувственного, сенсорного плана, функцию основного инструмента познания выполняет эмпирическая наука (наблюдение, эксперимент). По этой причине чувственная культура «интенсивно развивает научное познание физических и биологических свойств чувственной реальности, которая мало

способствует творческому развитию мысли в сверхчувственных сферах религии и теологии». В этой связи, «хотя чувственное общество вполне успешно производит множество технологических открытий, имеющих целью увеличение телесного комфорта чувственной жизни, оно не достигает успеха в разработке эффективной техники для преображения душ и «производства» сверхчувственных ценностей Царства Божия» (9; С. 20-21).

С позиций рассмотренных философско -религиозных и философско-культурологических подходов к проблемам духовного пространства, увязывающим его с антропофило-софскими мировоззренческими приоритетами, цивилизационный дискурс дает перспективы видения и социополитической дихотомии, складывающейся в центрально-азиатском регионе. В этом контексте религиозное пространство представляет собой конгломерат конфессионального спектра в рамках социополитических границ государства. Культуро-цивилиза-ционный подход традиционен для российской политической мысли (в контексте историко-логического анализа геополитического дискурса).

В целом, актуальность осмысления данных методологических подходов исследования стратификации региональной социокультурной проблематики на современном этапе обострилась. Процессы социокультурной дезинтеграции (5; С. 5) сопровождаются интеграционными процессами геополитического порядка, в ряде случаев базирующихся на общности религиозных культур. Данные факторы актуализируют необходимость выработки методологических подходов к общероссийской этноиден-тификационной проблематике в ее культурно -и религиозно-детерминированной страте.

Подводя итоги анализа семантико-мор-фологического дискурса цивилизационного подхода исследования к процессам трансформации религиозного пространства, автор отмечает:

1) в основе цивилизационного подхода лежит философско-культурологический аспект с его базовыми аксиологическими компонен-

тами религиозной культуры. Определяя пространственные составляющие религиозной культуры в проекции философско-религиозной, философско-культурологической и социо -политической парадигм, автор выходит на по -ложение о полевой природе религиозного пространства. Конфессиональная детерминированность религиозного пространства как базиса цивилизационной парадигмы определяет коннотацию культуры и цивилизации в рамках аксиологического, социологического, семиотического и деятельного подходов, определяющих понимание религиозного пространства как конгломерата конфессионального спектра в рамках социополитических границ государства;

2) в условиях глобализационных процессов девиантность трансформационной динамики социокультурного пространства в услови-

1. Бейдина, Т.Е. Региональная социальнополитическая безопасность Читинской области: монография [Текст]/Т.Е. Бейдина. - Чита, 1999.

2. Винокуров, ВВ. Феноменология религии II Яблоков, И.Н. Введение в общее религиоведение.

3. Дугин, А. Основы геополиики [Текст] IА. Дугин. - М., 1997.

4. Левяш, И.Я. Культурология [Текст]/ИЯ. Левяш. - М., 2004.

5. Пишун, В.К. Политическая философия евразийства [Текст] IВ .К. Пишун. - М., 2003.

6. Ницше, Ф. Воля к власти [Текст] I Ф. Ницше. - М., 1994.

7. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] I О. Шпенглер. Т. 1. - Новосибирск, 1993.

8. Бердяев, Н. Философия неравенства [Текст]I Н. Бердяев. - М., 1990.

9. Сорокин, П.А. Гпавные тенденции нашего

Коротко об авторе_________________________________

Арзуманов И.А., канд. филос. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института, Иркутский государственный университет (ИРГУ) arzumanov@mail.ru

Научные интересы: культурно-правовые аспекты вероисповедной политики России в Центральной Азии, проблемы религиозной культуры центрально-азиатского региона, доктринальная специфика религиозной антро-

ях межцивилизационного трансграничья Россия - Китай на современном этапе носит хар актер цивил изац ионно-кул ьтуроло гическо й

угрозы национальной безопасности России. Цивилизационный потенциал Китая в его буд-до-конфуцианской страте позиционируется в качестве культурологического потенциала в процессах социокультурного и социоэкономи-ческого характера;

3) выявление цивилизационной специфики религиозного пространства Байкальского региона в трансазиатском контексте позволяет интерпретировать мировоззренческий базис российской цивилизации в качестве методологического фона при исследовании религиозных инноваций в региональном конфессиональном поле XX-XXI вв.

__________________________________Литература

времени [Текст]/П.А. Сорокин. - М., 1997.

10. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика [Текст]/П.А. Сорокин.

11. Тихонравов, Ю.В. Геополитика [Текст] / Ю.В. Тихонравов. - М., 2000.

12. Торчинов, Е.А. Религии мира: опыт запредельного . Психотехника и трансперсональные состояния [Текст]/Е.А. Торчинов. - 2-е изд., испр. - СПб., 2000.

13. Шершнев, Л.И. Проблема военной безопасности России [Текст]/ Л.И. Шершнев //Россия в геополитическом пространстве. - М., 1994.

14. Шлейермахер, Ф. Речи о религии. Монологи [Текст]/Ф. Шлейермахер. - М.;Киев, 1994.

15. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер: в 2 т. Т. 1. - М., 2003.

16. Элиаде, М. Космос и история [Текст]/М. Элиаде. - М., 1987.

___________________________Briefly about author

I. Arzumanov, candidate of science (philosophy), associate professor, department of History and Theory of State and Law, Institute of Law, Irkutsk State University (ISU)

Research interests: cultural and legislative aspects of Russian confessional policy in Central Asia, religious and cultural problems of Central Asia, doctrinal specificity of religious anthropology of mythical and religious and confes-

пологии мифо-религиозных и конфессиональных систем Байкальского региона, миссиологические доминанты конфессионального пространства Байкальского региона в геополитической проекции

sional systems of Baikal region, missionary dominants of confessional space of the Baikal region in the geopolitical field

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.