для рок-музыки также в силу ее некоторой «элитарности» и сложности для понимания.
1 Об этом подробнее см.: МатвееваН.М. Поэзия С. Есенина в современной песенной культуре: опыт построения типологии // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. -Тверь, 2009. - Вып. 7. - С. 37-40; Матвеева Н.М. Поэзия В. Маяковского в современной рок-культуре: группы «Сансара» и «Сплин» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург, Тверь, 2010. - Вып. 11. - С. 183-189; Матвеева Н.М. Поэзия С. Есенина и В. Маяковского в современной песенной культуре // Филологические штудии. - Иваново, 2010. - Вып. 14. - С. 93-94; Матвеева Н.М. Стихотворения С.А. Есенина и
B.В. Маяковского в современной песенной культуре: построение типологии // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. - Тверь, 2010. - Вып. 8. - С. 150-154; Матвеева Н.М. Стихотворения Владимира Маяковского в песне Владимира Рекшана «Парикмахер / Наш марш» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург, Тверь, 2011. - Вып. 12. -
C. 104-110; Матвеева Н.М. Лирика Александра Блока в современной песенной культуре // Слово: Сборник научных работ студентов и аспирантов. - Тверь, 2011. - Вып. 9. - С. 115119.
2 Цит. по ресурсу Алла Борисовна Пугачева. Сайт поклонников творчества Аллы Борисовны [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://alla.borisovna.ru/?paged=4.
3 Диалог двух поэтов в песне Сургановой подробно проанализирован в работе: Шухарт Ред-рик. Светлана Сурганова: принципы работы с чужими текстами [Электронная статья] // Диана Арбенина. Светлана Сурганова. Всем абсолютным сталеварам: неофициальный сайт поклонников творчества «Ночных снайперов» - Режим доступа: http://aprelpp.ru/think/749.
© Н.М. Матвеева
А.В. ЮРЧЕНКО
Луганск
СЕМАНТИКА ЗАПАХА И ЕГО ФУНКЦИИ В ПЕСНЯХ ДИАНЫ АРБЕНИНОЙ
В тандеме со Светланой Сургановой Диана Арбенина вошла в русский рок в начале девяностых годов прошлого века. Начав как акустический дуэт со свойственными бардовским настроениями, Сурганова и Арбенина постепенно стали одними из важнейших фигур современной рок-культуры. Первые записи коллектива, получившего тогда название «Ночные снайперы», датируются 1994 годом. Спустя почти десять лет группа стала действительно известной, покорив слушателей хитом «Тридцать первая весна». С течением времени музыка выходила для девушек на первый план, но тем не менее они не забывали и о литературе. Под эгидой «Ночных снайперов» выходили книги со стихами и сборники песен («Патронташ», «Дрянь», «Цель», «30 песен "Ночных снайперов"»). Позже, когда союз Арбениной и Сургановой в 2001 году распался, каждая из них продолжала писать и выпускать книги. Сурганова в 2012 году выпустила книгу «Тетрадь слов», в которой читатель находит как тексты песен альбомов, выпущенных Сургановой в отдельности от «Ночных снайперов», так и её - как она их называет - «стихийные стихи». Арбенина, в свою очередь, выпустила три литературных сборника: «Дезертир сна» (2007),
«Колыбельная по-снайперски» (2009), «Аутодафе» (2012). Все сборники (за исключением «Колыбельной по-снайперски») содержат тексты песен и стихи, или, как их называет автор, «антипесни». В последний же сборник, вышедший в 2012 году, кроме того, входит либретто спектакля «Мотофо-зо». В своём творчестве Арбенина часто прибегает к упоминанию запахов. Она, подобно герою Зюскинда Жан-Батисту Греную из романа «Парфюмер», методично описывает запах и аккуратно относится к нему как к одному из видов мироощущения лирического героя её «антипесен» и песен.
Целью данной статьи является определение значения запахов и их функции в текстах песен Дианы Арбениной.
Объектом нашего исследования стали как неизданные, так и изданные композиции рок-исполнительницы, вошедшие в альбомы «Капля дёгтя / В бочке меда» (1998), «Детский лепет» (1999), «Рубеж» (2001), «Цунами» (2002), «Тригонометрия» (2003), «SMS» (2004), «Тригонометрия-2» (2005), «Koshika» (2006), «Бонни&Клайд» (2007) и «Армия2009» (2009).
В текстах песен Арбениной запах представляет собой отдельный компонент, связанный с событиями, речь о которых идёт в той или иной композиции, но не являющийся смыслообразующим.
Проанализировав литературное творчество певицы, мы выделяем несколько значений запахов.
1. Запах как признак родственности и романтики. Под этим мы подразумеваем любовную лирику Арбениной, в которой лирический герой находится в состоянии влюблённости. Одним из ярчайших примеров этому служит следующая цитата:
.. .я никогда не говорил «люблю тебя» - смущался. ... ты пахнешь запахом моим...
«Бонни&Клайд»1
В данном примере запах передаёт родство и единство лирического героя и субъекта, которому посвящены эти строки. Запах в данном случае -это нечто невидимое, что объединяет и роднит двух людей, что несёт в себе заряд любви и самоотдачи. Благодаря упоминанию о запахе автор передаёт глубину романтических чувств между Бонни и Клайдом, что является неотъемлемым элементом одноимённой истории.
Другой пример:
.обними меня последний раз. запах твой вкуснее молока на небе.
я прошу тебя - не медли!
«Грусть»2
Здесь через запах молока передаётся чувство нежности и любви. Более того, в данном случае слушатель и читатель может провести параллель
с материнским молоком, которое символизирует - как неразрывность матери и ребёнка - родство лирического героя Арбениной и адресата этих строк. И к тому же белый цвет молока является признаком чистоты и прозрачности отношений.
В тексте песни «Ууу» мы наблюдаем похожую ситуацию: запах в ней так же отождествляется со вкусом, в чем прослеживается необыкновенная родственность, любовь, самоотдача лирического героя:
.. .ты мне сегодня будешь сниться. я знаю запах твой на вкус.
навеки однопланетяне с тобой разбросаны по миру. я не забуду не покину. я таю таю без тебя3
Песня «Не кури при мне» («Люблю запах осени») несёт в себе одновременно два запаха: запах яблок и запах сигарет:
. люблю запах яблочный. надкусывать брызгами. гадать поцелуешь ли. ну поцелуй меня! сигареткой помечены твои губы капризные... .люблю запах осени. огонь штурмует леса. прошу не кури при мне
4
не кури при мне
В данной цитате под запахом надкусываемого с брызгами яблока автор подразумевает тяжесть ожидания - «поцелуешь ли». Запах сигарет -«сигареткой помечены / твои губы.» - говорит о том, что ожидание было оправданным и ненапрасным. То есть в приведённом примере запахи являются не только символами, но и завуалированным движением сюжета.
Однако иногда для описания угасших романтических чувств и любви поэтесса также касается запахов:
он был печальный и серьёзный:
он вернулся к жене
цветы по-прежнему не пахли
на немытом окне.
как на войне подумал он.
«Бу-бу»5
В данной композиции как не имеющие запаха цветы, так и немытое окно, на котором они находятся, подчеркивают монотонность и скучность жизни того, кто «вернулся к жене», подчеркивают тот факт, что «он был
282
печальный и серьёзный». То есть прямое описание происходящих событий подкрепляется идущими параллельно ощущениями и запахами.
2. Запах как символ единения лирического героя с природой и / или способ её описания. Одна из часто встречающихся тем в творчестве Дианы Арбениной - любовные отношения и природа. Эти два компонента неразрывны и дополняют друг друга. Одна из ранних песен певицы тому пример:
... мне в эту ночь не спится запах
ночных костров заведомо приятен... ... а лето пахнет солнцем.
«Солнце»6
«Запах ночных костров» придаёт песне особую атмосферу романтики, передавая одиночество и бессонницу лирического героя, когда он ночью уходит из дома и сидит у костра, размышляя о прошлом, вспоминая всё, что произошло. Упоминание лета в этой песне неслучайно. Это время года в текстах песен Арбениной часто символизирует расставание, одиночество и завершение определенного жизненного периода. Таким образом, лето, пахнущее солнцем, «запах ночных костров» передают грусть и печаль, наполняющие душу лирического героя.
Другой пример - песня «Черное платье (Первая песня для аккордеона»):
запахнет верхушками сосен, и станет небо высоким
7
и мы затанцуем неловко...
В указанной цитате лирический герой находится в ощущении чистоты, которое передаётся посредством описания природы.
Подобная тема продолжается в других песнях раннего периода творчества исполнительницы:
. и апрельский туман нервы теребя падает головой на тёплый гранит. пахнет гарью лесов и теплой травой.
«Когда горит свет»8
мой дом пахнет летом. я переживаю о тех, кто на марсе не загорает. такая большая-большая планета пахнет летом.
«Пахнет летом»9 283
Кроме того, цитата из песни «На границе» иллюстрирует данную категорию:
я тебе подарю ломкий стебель травы тонкий запах смолы и немного хлеба
«На границе»10
В этой песне описываемый «тонкий запах смолы» передаёт тонкость чувств, желание подарить что-то лёгкое и необычное. Тем самым Арбенина подчеркивает единение с природой.
3. Запах как способ описания абстрактных понятий. Кроме запахов физических предметов в привычном понимании автор иногда прибегает к описанию так называемых абстрактных понятий, которые по своей сути не обладают запахами вообще. Например:
.пахнет русским фольклором хотя мой отец никогда
не любил хлеба с солью
свыше данную роль мы делили
всегда пополам были сыты
для нас приготовленной болью...
«Русский пассажир»11
Под запахом русского фольклора Арбенина, вероятно, подразумевает русскую культуру, глубокую, богатую и многогранную, которой противопоставляется строка о нелюбви к хлебу и соли - исконно русской традиции. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что повествование ведётся в прошедшем времени, следовательно, можно предположить, что отца, о котором идёт речь, уже нет в живых. Поэтому песня пронизана отсутствием запаха - своеобразным опустошением, подкреплённым болью. Другими словами автор, прибегая к упоминанию о запахе, - что парадоксально - указывает на его отсутствие.
Другой пример:
.я тебе не спою, я тебе не скажу, как пахнет порох на полях любви.
«Уставшие глаза от войны»12
Запахом пороха на «полях любви» автор обозначает окончание любви, завершение отношений. Поля любви - вымышленное понятие, а значит, абстрактное. Арбенина не случайно использует в своих песнях тему любви. В одном из своих интервью она объяснила причину этого: «Все песни, они-то - о любви». Передать трагичность того, что связано с любовью, -это один из основных лейтмотивов творчества исполнительницы. И дан-
284
ный пример, в котором мы можем наблюдать один из случаев, когда поэтесса прибегает к упоминанию о запахах, еще раз подчеркивает её стремление проиллюстрировать невидимое глазу прозрачное чувство любви такими же невидимыми запахами. Это помогают читателю и слушателю глубже прочувствовать суть песни и сообщения, которые автор посылает посредством ароматов.
Другой пример, подчеркивающий подобную мысль:
. не говори о нас, не вспоминай о нас
мускусом пахнет прошлое, ромом ботинки
ни в коем случае не поцелую, всё остальное просто...
«Что мы делали прошлым летом»13
Таким образом, запахи - неотъемлемая черта стихотворного и песенного творчества Дианы Арбениной. Она использует в текстах своих песен слова «запах», «пахнет», «аромат» и другие с целью метафорично передать настроения, завуалировать эмоции и переживания, о которых лирическому герою сложно сказать прямо и вслух. Творческий мир поэтессы наполнен различными нюансами - цветами и запахами, числами и местами. В её стихах «город пахнет любовью», а она сама же «этим летом пахнет собой». Так, подчеркивая вещи, на которые очень часто не обращают внимания, которым не придают значения, она показывает, насколько мир её творчества многогранен и непрост для понимания, а лирический герой - тонкая и уязвимая натура, которая всегда ищет любви и счастья.
1 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 269.
2 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 60.
3 Там же. С. 59.
4 Там же. С. 122.
5 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. - М., 2002. -С. 33.
6 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 187.
7 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 143.
8 Арбенина Д. Дезертир сна. - М., 2008. - С. 270.
9 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 63.
10 Ночные снайперы 30 песен группы «Ночные снайперы» / Диана Арбенина, Светлана Сурганова. - М., 2002. - С. 11.
11 Там же. С. 5.
12 Арбенина Д. Аутодафе. - М., 2012. - С. 88.
13 Там же. С. 167.
© А.В. Юрченко